- Бюджет продаж
- Бюджет коммерческих расходов
- Бюджет производства
- Бюджет производственных запасов
- Бюджет прямых затрат на материалы
- Бюджет прямых затрат на оплату труда
- Бюджет общепроизводственных накладных расходов
- Бюджет управленческих расходов
- Прогноз отчёта о прибылях и убытках
- Прогноз баланса
- Прогноз отчёта о потоке денежных средств
Содержание
Планирование деятельности I Роль планово-экономических служб Что такое основной бюджет?
- Бюджет продаж
- Бюджет коммерческих расходов
- Бюджет производства
- Бюджет производственных запасов
- Бюджет прямых затрат на материалы
- Бюджет прямых затрат на оплату труда
- Бюджет общепроизводственных накладных расходов
- Бюджет управленческих расходов
- Прогноз отчёта о прибылях и убытках
- Прогноз баланса
- Прогноз отчёта о потоке денежных средств
Управление бюджетированием
Почему в настоящее время планирование деятельности предприятия стало серьёзной проблемой?
Ж Отсутствие ясных целей, отсутствие понимания миссии предприятия у руководства являются одной из основных причин того, что планирование - трудноразрешимая проблема
Ж Предприятие испытывает трудности при определении потребностей в текущих ресурсах (люди, мощности и т.д.)
Ж Планы и средства больше не спускаются "сверху"; предприятие должно само ориентироваться в условиях рынка
Ж На многих предприятиях отсутствует система представления достоверной информации в нужное время, в нужном месте, для нужных людей
Недостатки сложившейся системы планирования
Ж Планирование сегодня - процесс очень трудоёмкий. Планово-экономические службы продолжают
подготавливать огромное количество документов, при этом большинство из них не пригодно для финансового анализа
Ж Процесс планирования затянут по времени, что делает его непригодным для принятия оперативных управленческих решений
Ж Плановые данные значительно отличаются от фактических. Процесс планирования по традиции начинается от производства, а не от сбыта продукции
Недостатки сложившейся системы планирования
Ж При планировании преобладает затратный механизм ценообразования: цена формируется без учёта рыночных цен, исходя из полной себестоимости и норматива рентабельности
Ж Калькуляция себестоимости производится на единицу выпуска продукции, а не на единицу проданной продукции; отсутствует разделение затрат на переменные и постоянные; при планировании и анализе не используется понятие маржинальной прибыли; не проводится анализ безуб ыточ ности п родаж
Недостатки сложившейся системы планирования
Ж При планировании не оценивается эффект операционного рычага, коэффициента вклада на покрытие; невозможно определить запас финансовой прочности
Ж Экономическое планирование традиционно не доводится до планирования финансового и потому не даёт возможности определить потребность в финансировании деятельности предприятия
Ж При существующей системе планирования невозможно достоверно проводить сценарный анализ и анализ финансовой устойчивости предприятия к изменяющимся условиям деятельности
Почему надо планировать?
Ж Планировать необходимо для того, чтобы понимать, где, когда, как и для кого вы собираетесь производить и продавать продукцию
Ж Планировать необходимо для того, чтобы понимать, какие ресурсы вам понадобятся для достижения поставленных целей
Ж Планировать необходимо для того, чтобы добиться эффективного использования привлечённых ресурсов, т.е. решить задачу максимизации показателя рентабельности чистых активов
Содержание
Планирование деятельности Роль планово-экономических служб Что такое основной бюджет?
- Бюджет продаж
- Бюджет коммерческих расходов
- Бюджет производства
- Бюджет производственных запасов
- Бюджет прямых затрат на материалы
- Бюджет прямых затрат на оплату труда
- Бюджет общепроизводственных накладных расходов
- Бюджет управленческих расходов
- Прогноз отчёта о прибылях и убытках
- Прогноз баланса
- Прогноз отчёта о потоке денежных средств
Управление бюджетированием
Роль планово-экономических служб (ПЭС)
- ПЭС должны подготавливать документы быстро , качественно по содержанию и в том объёме , который необходим руководству предприятия для принятия эффективных управленческих решений
- ПЭС должны стать структурой, которая будет способна координировать деятельность всех подразделений и позволит перейти от вертикального управления к управлению вертикально-горизонтальному
- ПЭС должны стать структурой, которая будет нести ответственность за подготовку документов, необходимых для формирования основного бюджета
Содержание
Планирование деятельности Роль планово-экономических служб Что такое основной бюджет?
- Бюджет продаж
- Бюджет коммерческих расходов
- Бюджет производства
- Бюджет производственных запасов
- Бюджет прямых затрат на материалы
- Бюджет прямых затрат на оплату труда
- Бюджет общепроизводственных накладных расходов
- Бюджет управленческих расходов
- Прогноз отчёта о прибылях и убытках
- Прогноз баланса
- Прогноз отчёта о потоке денежных средств
Управление бюджетированием
Основной бюджет - это финансовое, количественно определенное выражение маркетинговых и производственных планов, необходимых для достижения поставленных целей
1 Для чего нужен основной бюджет? По оценкам специалистов, из-за того, что предприятия не формируют годовые бюджеты, они теряют за год до 20% своих доходов
1 Чтобы избежать этих потерь, вы должны постоянно сравнивать бюджет с фактическими данными, анализировать отклонения, усиливать благоприятные и уменьшать неблагоприятные тенденции, совершенствовать методологию планирования
- На одном из предприятий внедрение системы бюджетирования позволило добиться увеличения годового денежного потока на 14 млрд. рублей и снизить дебиторскую задолженность более чем на 35 млрд. рублей
- На другом предприятии подготовленный основной бюджет позволил увидеть руководству, что реальная потребность в финансировании за счёт кредитов банков на 4,5 млрд. рублей меньше, чем планировалось финансовым отделом
- Ещё на одном предприятии подготовленный основной бюджет в комплексе с программным обеспечением позволил компании оперативно корректировать свои планы, в результате чего:
прекратились задержки с выплатой заработной платы увеличилась загрузка оборудования с 20% до 40% прекратились перебои поставок сырья перестала расти кредитная масса
снизилась дебиторская задолженность с 7 млрд. рублей до 1,5 млрд. рублей
увеличился поток денежных средств более чем на 3 млрд. рублей
Основной или общий бюджет состоит из трёх обязательных финансовых документов:
Прогноза отчёта прибылей и убытков
Прогноза отчёта о движении денежных средств
Прогноза балансового отчёта
Процесс бюджетирования условно может быть разделён на две составные части:
Подготовка операционного бюджета
Подготовка финансового бюджета
Операционный бюджет состоит из:
^ бюджета продаж ^ бюджета производства ^ бюджета производственных запасов ^ бюджета прямых затрат на материалы ^ бюджета производственных накладных расходов ^ бюджета прямых затрат на оплату труда ^ бюджета коммерческих расходов ^ бюджета управленческих расходов ^ отчёта о прибылях и убытках
Финансовый бюджет состоит из:
^ инвестиционного бюджета ^ кассового бюджета ^ балансового отчёта
Блок-схема формирования основного бюджета
Примечание:
На данной блок-схеме отражена только логическая последовательность процесса бюджетирования, и не отражены все возможные связи между бюджетами
- Бюджеты могут быть недостижимыми, если недостижимы поставленные цели
- Бюджеты могут быть неприемлемыми, если условия достижимости целей невыгодны для предприятия
- Для оценки приемлемости и достижимости бюджетов применяются инструменты финансового анализа и диагностики, подробно изложенные в разделе "Диагностика состояния предприятия"
- Диагностика состояния предприятия - это инструмент, который позволяет оценить эффект (улучшение - ухудшение положения) и эффективность (например, соотношение затраты - объём продаж) принятых бюджетов
- Старайтесь при составлении бюджетов применять документы,
по форме и структуре приближенные к документам бухгалтерской отчетности, что значительно облегчит
составление бюджетов и упростит сравнение плановых и фактических данных
- Современные компьютерные технологии позволяют значительно
облегчить бюджетирование и существенно упростить
сценарный анализ ("что будет, если...")
- Рекомендуется составлять бюджет на три года вперед с разбивкой в первый год по месяцам
Прогноз объёма продаж
- Прогноз объёма продаж - это необходимый предварительный этап работы по подготовке бюджета продаж
- Прогноз объёма продаж превращается в бюджет продаж в том случае, если руководство предприятия считает, что прогнозируемый объём продаж может быть достигнут
- Прогноз объёма продаж осуществляется на основании анализа и обсуждения различных микро- и макроэкономических факторов, в том числе описываемых статистическими данными
Факторы, влияющие на прогноз объёма продаж:
Объём продаж предшествующих периодов Производственные мощности
Зависимость продаж от общеэкономических показателей, уровня занятости, цен, уровня личных доходов и т.д.
Относительная прибыльность продукции Изучение рынка, рекламная кампания Ценовая политика, качество продукции Конкуренция Сезонные колебания
Долгосрочные тенденции продаж для различных товаров
Надёжность прогноза продаж повышается в результате использования комбинаций экспертных и статистических методов:
- Функциональный метод - информация о прогнозах стекается от руководителей отделов к директору по маркетингу, который является ответственным за точность прогноза объёма продаж и за составление бюджета продаж (недостаток - высокая степень субъективности оценок)
- Статистические методы - трендовый, корреляционный, регрессионный и другие виды анализа, которые позволяют сделать прогноз на основе существующих тенденций развития, но не позволяют предвидеть возможные качественные изменения
- Групповое принятие решений - участвуют руководство компании, начальники ПДО, МТС, финансового отдела и т.д. (достоинство -простота и скорость, но распыляется ответственность)
- Базовый прогноз, скорее всего, окажется наиболее надёжным, т.к. на него не влияют погрешности, связанные с освоением новых рынков и выпуском новых продуктов
- Прогноз А менее вероятен, чем базовый, что связано со сложностью получения достоверной оценки поведения потребителей на новых рынках
- Прогноз В менее вероятен, чем А, из-за субъективности оценки потребностей в новых продуктах (мнения торговых агентов, экспертов и т.д.)
- Прогноз С менее вероятен, чем В, что связано с высокой степенью неопределённости объёмов продаж новых продуктов на новых рынках; при этом очень высока степень риска получить доход значительно ниже планируемого
Составление бюджета продаж
- Бюджет продаж - это первый и самый важный шаг в составлении основного бюджета; оценка объёма продаж влияет на все последующие бюджеты
- Бюджет продаж должен отражать месячный или квартальный объём продаж в натуральных и в стоимостных показателях
- Бюджет продаж составляется с учётом: уровня спроса на продукцию компании, географии сбыта, категорий покупателей, сезонных факторов
- Бюджет продаж включает в себя ожидаемый денежный поток от продаж, который в дальнейшем будет включён и в доходную часть бюджета потока денежных средств
- Для прогноза денежных поступлений от продаж необходимо учитывать коэффициенты инкассации, которые показывают, какая часть отгруженной продукции будет оплачена в первый месяц (месяц отгрузки), во второй и т.д., с учётом безнадёжных долгов
- Помните, что даже незначительное отклонение запланированного объёма продаж от фактического может привести к серьёзным отклонениям основного бюджета от факта
Шаг 1.а Бюджет продаж на 1996 г.
(в млн. руб.)
Наименование
1995 г. (факт)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
1996 г.
Запланированные продажи, (ед.)
- электроинструмент
170,000
10,000
9,000
12,000
15,000
16,000
16,000
18,000
20,000
20,000
20,000
20,000
20,000
196,000
- пневмоинструмент
10,000
500
2,000
1,000
1,500
1,500
1,500
1,500
1,500
1,500
1,500
1,500
1,500
17,000
- рукава
270,000
18,000
17,000
13,000
10,000
10,000
10,000
10,000
10,000
10,000
10,000
10,000
10,000
138,000
Цена за единицу, (тыс. руб./ед.)
- электроинструмент
120
170
173
176
180
184
188
192
196
200
204
208
212
190
- пневмоинструмент
200
250
255
260
265
270
275
281
287
293
299
305
311
279
- рукава
30
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
56
Запланированные продажи, (млн.
руб.)
- электроинструмент
20,400
1,700
1,557
2,112
2,700
2,944
3,008
3,456
3,920
4,000
4,080
4,160
4,240
37,877
- пневмоинструмент
2,000
125
510
260
398
405
413
422
431
440
449
458
467
4,778
- рукава
8,100
900
867
676
530
540
550
560
570
580
590
600
610
7,573
ВСЕГО продажи, (млн. руб.)
30,500
2,725
2,934
3,048
3,628
3,889
3,971
4,438
4,921
5,020
5,119
5,218
5,317
50,228
Цены на продукты планируются с учетом ожидаемой инфляции ( 2% в месяц )
Шаг 1.6 График ожидаемых поступлений денежных средств от продаж
(в млн. руб.)
Наименование
1995 г. (факт)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
1996 г.
Остаток дебиторской задолженности на конец периода, (млн. руб.) *
6,300
5,907
5,898
6,156
6,442
6,767
7,058
7,596
8,226
8,613
8,948
9,288
9,633
9,633
Сумма задолженности к погашению в текущем периоде, (млн.руб.) **
2,300
700
Поступление от продаж каждого месяца, (млн. руб.): ***
1
818
1,363
409
2,590
2
880
1,467
440
2,787
3
914
1,814
583
3,311
4
1,088
1,814
544
3,446
5
1,167
1,945
583
3,695
6
1,191
1,986
596
3,773
7
1,331
2,219
666
4,216
8
1,476
2,461
738
4,675
9
1,506
2,510
753
4,769
10
1,536
2,560
768
4,864
11
1,565
2,609
4,174
12
1,595
1,595
ВСЕГО поступлений, (млн. руб.)
28,200
3,118
2,943
2,790
3,342
3,564
3,680
3,900
4,291
4,633
4,784
4,878
4,972
46,895
* Остаток дебиторской задолженности на конец года с учетом безнадежных долгов и переходящих остатков предыдущего года
Из остатка дебиторской задолженности 1995 года (6.300 млн.) ожидается к получению 2.300 млн. в январе и 700 млн. в феврале
30% продаж оплачиваются в том же месяце, 50% и 15% продаж оплачиваются в последующих месяцах соответсвенно, оставшиеся 5% представляют безнадежные к взысканию долги
- Расчёт коммерческих расходов (реклама, комиссионные торговых агентов, транспортные услуги) должен соотноситься с объёмом продаж
- Не следует ожидать увеличения объёма продаж,
одновременно планируя уменьшение финансирования
мероприятий, направленных на стимулирование сбыта
- Большинство затрат на сбыт продукции планируется в процентном отношении к объёму продаж, исключение могут составлять арендные платежи за складские помещения. Величина планируемого процента зависит от жизненного цикла продукции
- Коммерческие расходы могут группироваться по многим критериям, основными из которых являются: типы продукции, типы покупателей, география сбыта
- Значительную часть коммерческих расходов составляют затраты на рекламу и продвижение товаров на рынок; поэтому ответственный исполнитель (обычно директор по маркетингу) должен чётко определить где, когда и как должна быть проведена рекламная кампания и сколько потратить на нее, чтобы достичь максимальной выгоды при минимальных затратах
- При составлении бюджета коммерческих расходов также необходимо выделять затраты на упаковку, транспортировку, страхование, хранение, складирование товаров
Шаг 2. Бюджет коммерческих расходов на 1996 г.
(в млн. руб.)
Наименование
1995 г. (факт)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
1996 г.
Запланированные продажи, (в млн. руб.)
30,500
2,725
2,934
3,048
3,628
3,889
3,971
4,438
4,921
5,020
5,119
5,218
5,317
50,228
Ставки переменных коммерческих расходов на рубль продаж, (%)
к затратам не текущего периода относятся аммортизационные отчисления, а также расходы, оплаченные ранее или предстоящие к оплате в будущих периодах
постоянные коммерческие расходы, запланированы с учетом ожидаемой инфляции (2% в месяц)
Бюджет производства
- Бюджет производства - это план выпуска продукции в натуральных показателях
- Бюджет производства составляется исходя из бюджета продаж; он учитывает производственные мощности, увеличение или уменьшение запасов (бюджет производственных запасов), а также величину внешних закупок
- Необходимый объём выпуска продукции определяется как предполагаемый запас готовой продукции на конец периода плюс объём продаж за данный период и минус запас готовой продукции на начало периода
Шаг 3. Бюджет производства на 1996 г
(в единицах)
Наименование
1995 г. (факт)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
1996 г.
Запланированные продажи, (ед.)
- электроинструмент
10,000
9,000
12,000
15,000
16,000
16,000
18,000
20,000
20,000
20,000
20,000
20,000
196,000
- пневмоинструмент
500
2,000
1,000
1,500
1,500
1,500
1,500
1,500
1,500
1,500
1,500
1,500
17,000
- рукава
18,000
17,000
13,000
10,000
10,000
10,000
10,000
10,000
10,000
10,000
10,000
10,000
138,000
ПЛЮС
Желаемый запас готовой продукции на конец периода, (ед.)
- электроинструмент
900
1,200
1,500
1,600
1,600
1,800
2,000
2,000
2,000
2,000
2,000
2,000
- пневмоинструмент
200
100
150
150
150
150
150
150
150
150
150
150
- рукава
1,700
1,300
1,000
1,000
1,000
1,000
1,000
1,000
1,000
1,000
1,000
1,000
минус
Запланированный запас продукции на начало периода, (ед.)
- электроинструмент
1,000
900
1,200
1,500
1,600
1,600
1,800
2,000
2,000
2,000
2,000
2,000
- пневмоинструмент
50
200
100
150
150
150
150
150
150
150
150
150
- рукава
1,800
1,700
1,300
1,000
1,000
1,000
1,000
1,000
1,000
1,000
1,000
1,000
иного
Количество единиц продукции, подлежащих изготовлению, (ед.)
- электроинструмент
9,900
9,300
12,300
15,100
16,000
16,200
18,200
20,000
20,000
20,000
20,000
20,000
197,000
- пневмоинструмент
650
1,900
1,050
1,500
1,500
1,500
1,500
1,500
1,500
1,500
1,500
1,500
17,100
- рукава
17,900
16,600
12,700
10,000
10,000
10,000
10,000
10,000
10,000
10,000
10,000
10,000
137,200
- Бюджет производственных запасов содержит информацию, необходимую для подготовки двух заключительных финансовых документов основного бюджета:
Ф прогноза отчёта о прибылях и убытках - в части подготовки данных о производственной себестоимости реализованной продукции
Ф прогноза балансового отчёта - в части подготовки данных о состоянии нормируемых оборотных средств (сырья, материалов и запасов готовой продукции) на конец планируемого периода
- Объём незавершённого производства определяется, исходя из технологических особенностей изготовления продукции