d9e5a92d

Примеры аналитических методов


Предварительный диагноз, состоящий из первичных интервью, обсуждений, наблюдений и первичного ознакомления с документацией, может подтвердить существование проблемы, как ее сформулировал клиент, либо внести коррективы. Если клиент еще не сформулировал проблему, то предварительный диагноз позволит консультанту выявить подспудную проблему или проблемы, требующие внимания. Во всех случаях изолирование проблемы посредством предварительного диагноза помогает консультанту лучше понять ситуацию клиента и подготовиться к планированию специфических задач проекта.
43. Установление фактов
Установление фактов – это процесс сбора данных и другой информации, которая поможет консультанту понять ситуацию клиента. Эта информация является исходным материалом для формулирования альтернативного курса действий и рекомендаций. Характер и рамки информации, которую предстоит собрать, зависят от организации и самого консалтингового проекта, но, как правило, включают следующие параметры:
люди;
стратегии;
направления политики;
организационная структура;
взаимоотношения;
обязанности;
действия;
процессы;
процедуры;
материальные ресурсы;
технология;
товары;
услуги;
информация о клиенте;
текущая статистика;
финансовая информация.
Многие из приемов установления фактов подобны по характеру тем, которые используются на стадии изоляции проблемы или предварительного диагноза, но шире и/или глубже, чем следующие:
интервью;
обсуждения;
наблюдение;
знакомство с документацией;
целевые группы;
совещания;
обследования;
предварительные оценки;
ведение записей по просьбе консультанта (например, журналов операций);
испытания;
анализы.
44. Выработка гипотез
В рамках процесса решения проблемы подразумевается создание гипотез, описывающих характер проблемы и, возможно, пути ее потенциального решения. Как и в случае научных гипотез, они необязательно выводятся из опыта, а создаются и используются для объяснения некоторых элементов проблемы. По мере накопления консультантом информации гипотезы можно оценивать с точки зрения способности объяснять реальные факты, устанавливаемые в ходе выполнения задания.
45. Интервьюирование
Индивидуальное интервью – один из методов, которые консультант использует для сбора информации. Интервью дают факты, раскрывают ощущения, чувства, сообщают мнения об исследуемых предметах. Их недостаток заключается в том, что информация просеивается через восприятие одного человека.

Тем не менее интервью широко используются и позволяют консультанту получить полезные впечатления о проблеме (проблемах) клиента и доступ к другим видам документированной информации. Интервью может быть импровизацией (в целом малоструктурированным), а может проводиться по заранее составленному перечню тем для обсуждения. Второй вариант может даже принять форму структурированной анкеты.
46. Создание благоприятной атмосферы (фасилитейтинг)
Метод фасилитейтинга может применяться консультантом, чтобы собирать информацию у групп, обмениваться ею и упражняться с ними в решении проблем, а также в других целях. Цель фасилитейтинга – вовлечь членов группы в занятие, которое способствовало бы решению проблемы, генерируя необходимую базовую информацию, предлагая потенциальные решения, апробируя и получая поддержку для альтернатив или других целей.
Групповой фасилитейтинг требует знания приемов решения проблем и групповой динамики; оба навыка могут быть освоены с помощью тренинга и опыта.
47. Аналитические методы
Консультанты применяют аналитические методы к фактам, собранным во время задания, чтобы осмыслить их; эти методы позволяют консультантам отделять существенные данные от несущественных и тем самым приходить к определенным заключениям. Выбор того или иного метода (методов) зависит от опыта консультантов и специфических обстоятельств консалтингового задания.
Можно привести следующие примеры аналитических методов:
классификация данных;
редукция данных;
каузальный анализ;
финансовый анализ;
сравнительный анализ.
48. Диагностические методы
Консультанты применяют диагностические методы для выявления тенденций, разграничения фундаментальных и маргинальных событий/факторов, а также для определения необходимости, возможности и степени изменений и нахождения той альтернативы, которая, вероятно, будет наиболее эффективной в осуществлении изменения.


49. Методы выработки решения
При выработке потенциальных решений может использоваться ряд методов – от прямолинейного решения проблем до мозговой атаки, нестандартного мышления и многих других. Этот процесс длителен и трудоемок. Часто решения или элементы решения вырабатываются с помощью методов, которые могут показаться чуждыми клиенту, но высекают искру, опрокидывают старые концепции, генерируют прорывы в мышлении и способствуют творческому решению проблем.

Вспомним афоризм Томаса Эдисона: Гений – это 1% вдохновения и 99% пота.
50. Утверждение рекомендаций
Важно, чтобы консультант утвердил разработанные им решения прежде, чем завершится задание. Даже блестящие рекомендации редко находят успешное применение, если люди в организации-клиенте не поддержат их. Утверждение рекомендаций будет одновременно тестом на их совместимость с организацией-клиентом и тестом на готовность клиента к изменениям.
Это делает плановую передачу полученных данных, выводов и рекомендаций первостепенно важным пунктом в рабочем плане консультанта.
51. Внедрение
Внедрение заключается в осуществлении рекомендаций консультанта. Некоторые консультанты по управлению считают, что в планировании и внедрении изначально заложен конфликт интересов. Другие консультанты по управлению могут отказаться взяться за задание по планированию, если внедрение не предусматривается в качестве второй фазы их помощи.
Независимо от позиции по этому пункту для консультанта чрезвычайно важно выполнять задания, которые приводят к практическим решениям, т. е. рекомендациям, которые могут быть внедрены в результате разумных усилий и в течение разумного периода времени.
52. Оценка
Профессиональный консультант по управлению постоянно стремится к самосовершенствованию и улучшению качества выполняемых им заданий. При завершении проекта следует рассмотреть результаты, особенно с точки зрения удовлетворенности клиента. Это касается соблюдения сроков, качества и степени успешности оказанных клиенту услуг.

Консультант должен предоставить клиенту возможность оценить задание и высказаться о качестве подбора исполнителей, выполненной работы, полезности результатов и поставленных продуктов, своевременности коммуникаций и по другим важным вопросам. Это можно сделать неформально или формально.
Каждое задание приносит опыт консультанту, который может усовершенствовать последующие задания с точки зрения понимания клиентских отраслей и организаций, подготовки точных бюджетных смет, разработки эффективных методик и других вопросов.
В тех случаях, когда в заданиях участвовала целая команда консультантов, менеджер проекта должен оценить их работу, тем самым предоставляя столь нужную им обратную связь. Ему также следует дать им возможность оценить, какой вклад задание внесло в развитие их карьеры, а также качество управления проектом.
Эффективные коммуникации
Эффективный профессиональный консультант по управлению должен уметь успешно общаться. Результаты вмешательства консультанта должны быть понятны клиенту, иначе общение будет неполноценным. Это справедливо как для письменного, так и для устного общения.
53. Предложения
Письменное предложение – самое распространенное средство, используемое консультантом для привлечения клиента. Предложения могут варьировать по детальности и длине от короткого письма до подробного предложения. Часто короткое письмо служит для подтверждения разговора или устной договоренности; более подробное предложение может быть подготовлено в ответ на формальную просьбу о предложении. Подробные предложения обычно включают некоторые или все нижеследующие позиции, необязательно в том же порядке:
краткое содержание проекта;
оглавление;
исходные данные (техническое задание, рамки и цели);
подход;
рабочий план и ожидаемые результаты/продукты;
ресурсы;
профессиональные гонорары;
предположения;
список осуществленных проектов;
профиль организации;
биографические данные;
образцы ожидаемых результатов/продуктов.
54. Общение с клиентом
Общение с клиентом – это та часть деятельности консультантов, с помощью которой они получают и сообщают информацию. Значительную часть своего времени при выполнении задания консультанты тратят на сообщение результатов, формальное либо неформальное. Эффективное общение с клиентом важно как для содержания, так и для процесса успешного консультирования.
Общение с клиентом может частично или целиком состоять из разговора, чтения и письма. Эти навыки можно усвоить и усовершенствовать; обычно на применение этих навыков влияют личность и стиль, как клиента, так и консультанта.
55. Письменные отчеты
Письменные отчеты/сообщения (о положении дел, промежуточные либо заключительные) – важное средство общения между консультантами и клиентами. Отчеты следует структурировать с учетом их характера и целей, а также желаемой реакции аудитории на них. Они должны легко читаться: язык и стиль должны быть адаптированы к нуждам клиента.



Содержание раздела