d9e5a92d

ТРИ СЛУЖБЫ РОДИНЕ

Первый период характеризовался национализацией предприятий крупной, средней и отчасти мелкой промышленности, транспорта, торговли, всех банковско-кредитных учреждений, товарных и фондовых бирж. Другой стороной этого периода явилась конфискация всех помещичьих владений и значительной части земель, принадлежащих кулакам, что привело к сокращению поголовья крупного рогатого скота, овец, свиней.

К этому следует добавить, что была установлена продовольственная диктатура, введена продразверстка, вся произведенная сельскохозяйственная продукция изымалась для потребления городским населением.
Через несколько тяжелых лет выживания пришли к выводу о необходимости найти ту степень соединения частного интереса, частного торгового интереса, проверки и контроля государством, степень подчинения его общим интересам, которая раньше составляла камень преткновения для многих социалистов 2 . Все это вылилось в новую экономическую политику.
Основное содержание нэпа заключалось в стимулировании экономической предприимчивости, товарно-денежных отношений, инициативы, материальной заинтересованности в результатах труда каждого предприятия и каждого труженика.
В 19281929 гг. в стране происходит смена политического курса, которая привела к свертыванию нэпа и переходу к командно-административной системе хозяйства. Происходила насильственная ломка сложившихся производственных отношений, ликвидация всех видов собственности, включая и кооперативную, огосударствление сельского хозяйства и раскулачивание. Возникло несоответствие между ростом производительности труда и зарплатой, началось расстройство денежной системы, стал ощущаться товарный голод.

В 30-х годах была введена карточная система. В дальнейшем развитии страны отрасли I подразделения значительно опережали отрасли II подразделения, структура экономики отставала от развитых государств мира примерно на 50 лет3,4.
Ситуация, в которой оказалась страна, привела к необходимости возрождения рыночных отношений, рыночных субъектов, в первую очередь предпринимательства. Таким образом, развитие российского предпринимательства должно основываться на следующих предпосылках:
- ни одна страна мира не имеет столь резких географических, экономических и социальных контрастов в региональном развитии, как Россия;
- интеграция в мировую систему хозяйствования в качестве полноправного партнера возможна только на основе развитого промышленного потенциала, конкурентоспособного с индустриально развитыми странами;
- экономический рост возможен только при опоре на собственные силы и возможности, так как, имея в виду конкурентные начала в мировом рыночном хозяйстве, ждать масштабной международной помощи на восстановление утраченного потенциала и его наращивание вряд ли возможно.
Примечания
1 Россия 1913 года: Стат.-экон. справ. СПб., 1995.

С. 25.
2 Ленин В.И. Полн. собр. соч.

Т. 45. С. 314.
3 Гайдар Е. Аномалии экономического роста. М., 1996.
4 Мау В. Экономика и власть. Политическая история экономической реформы в России, 19851994 гг.

М., 1995.
В.А. Мейдер

ТРИ СЛУЖБЫ РОДИНЕ (Научно-педагогические идеи Д.И. Менделеева и современность)

Размышляя о перспективах развития образования в нашей стране, основных направлениях и проблемах, проникая в сущность концепции модернизации образования, которую утвердило правительство РФ в конце 2001 года, невольно обращаешь свой взгляд в прошлое с попыткой найти в нем рациональное зерно. И сегодня мы очень много говорим и пишем о роли исторического знания и исторической культуры в формировании молодого поколения.

Обращение к своим истокам и добрым традициям важное условие определения ориентиров в будущее. А когда мы употребляем понятие возрождение, то прежде всего имеем в виду преемственность в русской культуре. История культуры, история науки необходимый элемент качественного образования. И этот важный аспект четко выражен в концепции реформы российского образования тремя основными направлениями: доступность, качество и эффективность образования.

Значение истории науки трудно переоценить хотя бы потому, что она уводит нас в творческую лабораторию ученого, в эпоху и социальную среду, которые его окружали. Историзм в преподавании широко применяли Н.И.

Лобачевский, П.Л. Чебышев, А.Н. Крылов,
Д.И. Менделеев и многие другие, выдающиеся ученые и педагоги высшей школы.
В центр нашего внимания мы поставили ученого-энцик-лопедиста и педагога Дмитрия Ивановича Менделеева (1834 1907), творческое наследие которого остается и сегодня социально значимым.
На склоне лет, анализируя сделанное, Д.И. Менделеев писал о трех своих службах Родине: 1) работе в науке, 2) педагогической деятельности и 3) служении на пользу роста русской промышленности.



По его собственному определению, он работал вступно, то есть в гуще практики в самых различных уголках России. Наука и промышленность вот мои мечты. Они все тут, да в детях, записал в дневнике в возрасте 70 лет великий ученый и гражданин.

Залог успешного развития промышленности он видел в союзе с наукой: Если без науки не может быть современной промышленности, то без нее не может быть современной науки1.
Не будучи сторонником той или иной действующей политической партии, ученый был твердо убежден в необходимости скорейшего развития в России капиталистического способа производства и перехода от общинного земледелия к частному. Капитал, говорил он, есть особая форма сбережений народного труда, которая способна возбуждать новый труд.
Дмитрий Иванович не очень жаловал вниманием царских особ. Но когда требовали интересы дела, то он смело обращался и к самому монарху. Известны три письма такого рода.

Написаны они (как указывал сам автор) по просьбе российского министра финансов и путей сообщения С.Ю. Витте (18491915) императору Николаю II (18681918).

В одном из писем Его Императорскому Величеству Николаю II, датированном ноябрем 1898 года, великий ученый, в частности, разъяснял: так как своих русских крупных капиталов для удовлетворения потребности в быстром росте отечественной промышленности еще очень мало, но существует природное сырье, удобные пути сообщения, дешевые рабочие и т. п., то совершенно естественно должны приливать в эти дела иностранные капиталы. Так осуществляется всюду и так всегда будет.

Чем больше капиталов в Россию придет, тем: 1) менее она будет нуждаться в иностранных товарах; 2) больше будет у русского народа трудовых заработков и сбережений; 3) ускоренно будут расти доходы государства; 4) скорее Россия накопит свои капиталы и учредит свои банки; 5) быстрее наступит удешевление товаров.
Заканчивает свое письмо пожеланием единства промышленности и науки. Капитал же везде родит новые капиталы, объединяет страны, сближает народы. В этом смысле он миротворец, уравнитель и деятель процесса.

А потому ему в России быть уместно.
Педагогическую деятельность Менделеев считал второй службой Родине. Интерес к этой области жизни у него определился уже в студенческие годы: пробная лекция студента называлась О школьном образовании в Китае (1854). Определяя сущность образования и его значение, ученый писал, что образование есть благоприобретенный капитал, что состояние просвещения и промышленности определяет ближайшее и отдаленное будущее России. Школа же составляет ту силу, которая определяет быт и судьбу народов и государств.

Основное направление русского образования должно быть жизненным и реальным. Ему должно быть отдано приоритетное внимание.

Кадровый состав, считал он, это больше половины возможного успеха в деле воспитания молодого поколения. Поэтому очень важно уже на первом курсе в педагогических учебных заведениях суметь увидеть подлинного учителя, который пойдет в народ выполнять свой долг.

Государству и правительству ученый отводит главную роль не только в деле создания бесплатного образования, но и в совершенствовании уставов учебных заведений различного типа, в заботе о профессорах и учителях, в создании необходимых учебно-методических пособий. В своей заботе о просвещении народа государству необходимо создать большой запас учителей, любящих свое дело.

Ученый считает, что России в год необходимо готовить 600 учителей. Что касается оплаты труда, то Менделеев считал, что с самого начала учителю следует дать жалованье в размере от 900 до 1200 рублей в год примерно за 12 недельных уроков.

Через каждые 35 лет эту ставку следует увеличивать на 1020 % по решению совета педагогов.
Мы хотим обратить внимание и на следующий момент: Менделеев указывает путь к бесплатному обучению детей накопление достатка в народе. По-видимому, это следует понимать так: если будет богатым народ, то и государство станет таковым, а, следовательно, сможет всех детей (маленьких и больших) обеспечить бесплатным образованием.

Богатое государство при бедном народе это абсурд!
Сегодня мы продолжаем размышлять и оценивать введение в России Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Эксперимент по его проведению захватывает все больше регионов.

Его и оценивают по-разному. Вместе с тем многие считают, что экзамен с глазу на глаз лучше хотя бы в том отношении, что преподаватель имеет возможность оценить не только уровень знаний учащегося, но и логику его мышления, и индивидуальные способности, и т. п. Если же иметь в виду текущие экзамены в том или ином учебном заведении, то нам представляется, что экзамен с глазу на глаз оценивает не только студента, но и самого педагога: как он донес знания, что сформировал у молодого поколения, какой оставил след...
А что советует нам Д.И. Менделеев в этом отношении, имея в виду педагога, знающего своих учеников? Экзамен заменить простым приговором совета учителей, ибо он ведет к преобладанию слова над делом, сопряжен со множеством случайностей, сокращает срок обучения, уменьшает время отдыха учеников и учителей.

Сам же он экзаменовал довольно быстро: посмотрит написанное на доске, задаст несколько вопросов из разных разделов учебного предмета и поставит решительно оценку. Ученикам прививал ум критический и умение выделять главное, ответы любил краткие и четкие, ценил самостоятельность в мышлении и практических делах.
Менделеев считал, что среднее образование должно охватить период от 10 до 16 лет, а главной его задачей должно стать личностное развитие учеников (формирование наблюдательности, внимания, трудолюбия), рост их сознательного отношения к окружающему миру. Основу такого образования должно составить слово (мы бы сказали понятие), ибо само по себе оно, как число, есть абстракт, есть отвлечение от мелочей окружающего мира.

Изучение языка и математики образуют первый ряд основных предметов в среднем учебном заведении, а естественные науки, история, учение о государстве и праве, иностранные языки, рисование, черчение и другие второй ряд.
Эти предметы дадут элементарную подготовку для получения высшего специального образования, цель которого формирование гражданина и государственного деятеля. После 16 лет юноша уже способен понимать философские начала избираемого им трудового пути.
Примечания
1 Менделеев Д.И. Соч.: В 25 т. Т. 19. М.; Л., 1950; Т. 23.

М.; Л., 1952.
Н.Р. Молочников

НЕКОТОРЫЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СТАНКОСТРОЕНИЯ

Известно, что все промышленно развитые страны мира на различных этапах своего развития одним из государственных приоритетов определяли развитие собственного станкостроения.
Что касается России, то в настоящее время станкостроение все еще находится в крайне тяжелом положении, характеризующимся значительной потерей специализации, низкой финансовой устойчивостью, нехваткой оборотных средств и острой необходимостью привлечения инвестиций. За последние 1015 лет структура управления подвергалась кардинальной реорганизации. И, наконец, от центрального органа управления, каким было Министерство станкоинструментальной промышленности, предприятия отрасли перешли к полной хозяйственной самостоятельности, но объединены в ОАО Кампания " Росстанкоинструмент" .
В марте 2000 года утверждена Федеральная целевая программа Реформирование и развитие станкостроительной и инструментальной промышленности России на период до 2005 г.. По сути дела, программа представляет собой государственную стратегию развития отрасли и предполагает создание более 60 базовых организаций, составляющих технологическую основу отрасли.

При прогнозируемом развитии экономики страны к 2005 году ожидается увеличение объема производства станкоинструментальной продукции не менее чем в 1,5 раза.
Таким образом, задача состоит в том, чтобы государство смогло поддержать те новые коммерческие организации, которые возникли на волне демократизации управления по инициативе трудовых коллективов и где наметилась тенденция стабилизации производственно-хозяйственной деятельности.
Для реализации программы по созданию и расширению выпуска новых наукоемких технологий, осуществлению процессов реформирования и реструктуризации предприятий необходимо выполнить два условия активизировать спрос на продукцию и стабилизировать финансовое положение.
В Республике Адыгея (РА) на данный момент не существует какой-либо программы стабилизации работы предприятий станкостроения. Тем не менее нами по четырем предприятиям ОАО Майкопский станкостроительный завод им.

Фрунзе, ОАО Майкопский редукторный завод, ОАО Майкопнормаль, ОАО Майкопский машиностроительный завод выполнены расчеты по определению возможного экономического эффекта в расчете на год от увеличения объема производства продукции в 1,5 раза, пользующейся повышенным спросом, и сроков окупаемости единовременных затрат (см. табл.).
Таблица

Наименование предприятия Экономический эффект в расчете на год (тыс. руб.) Срок
окупаемости (лет)
ОАО Майкопский станкостроительный завод 726,00 4,49
им. Фрунзе
ОАО Майкопский редукторный завод 5381,28 3,04
ОАО Майкопнормаль 3604,50 3,19
ОАО Майкопский машиностроительный завод 2768,60 3,20

Полученные результаты подтверждают возможность участия предприятий станкостроения РА в Федеральной программе. Производственные мощности данных предприятий вполне позволяют выйти на объем продукции, превышающий существующий в 1,5 раза.

В последнее время также следует отметить и значительное повышение спроса на выпускаемую продукцию. Однако не следует отрицать инвестиционной поддержки.
Н.Н. Муравьева

ПОВЫШЕНИЕ АДАПТИРОВАННОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ И МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ НА РЫНКЕ ТРУДА


Реформы хозяйственной системы России в ближайшие годы неизбежно будут сопровождать рост безработицы. Однако безработица в России имеет свои особенности. Причина ее не в том, что народному хозяйству страны не требуются рабочие руки; она не является следствием перепроизводства. Проводимые структурные преобразования действительно вызывают значительное сокращение рабочих мест, но в то же время имеется почти неограниченная возможность создания новых рабочих мест в новых секторах хозяйства.

Проблема заключается в том, что взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг несогласованно. Различные профессиональные, средние специальные и высшие, учебные заведения готовят специалистов, которые не востребованы на рынке труда.

Кроме того, и те специалисты, на которых есть спрос на рынке труда, часто не могут найти себе рабочее место по специальности, так как не обладают информацией о том, где и как его искать, не готовы к поискам работы и конкуренции.
Личностные и профессиональные характеристики граждан, составляющих сегодня невостребованный трудовой ресурс, сложились под влиянием общей социокультурной ситуации в стране. Сильно мешает годами сложившееся устойчивое мнение о том, что работа ищет человека, в настроениях доминирует надежда на чью-то помощь в поисках работы со стороны государства, службы занятости, учебных заведений (в виде распределения).

Таким образом, можно говорить о выявлении противоречия между необходимостью для каждого человека активно участвовать в обеспечении собственной занятости и личностными особенностями граждан, занимающих позицию социального иждивенчества.
В такой ситуации в особенно трудное положение попадают выпускники профессиональных учебных заведений, как средних специальных, так и высших. С одной стороны, поло-
жительным моментом в процессе поиска ими работы являются свежие теоретические знания, полученные за время обучения, по сравнению с работающими людьми, чьи знания уже несколько устарели. С другой стороны, отсутствие опыта работы, низкая мотивация к трудоустройству и зачастую неадекватная самооценка сводят на нет положительные моменты выпускники все чаще и чаще не находят себе рабочего места по полученной специальности.
В настоящее время в Волгоградской области еще существуют некоторые виды государственной поддержки трудоустройства выпускников. В частности, постановлением администрации Волгоградской области квотируются рабочие места для выпускников учебных заведений в бюджетные организации по ряду профессий. Но таким образом может трудоустроиться лишь крайне малое количество выпускников, только в бюджетные организации и только по незначительному ряду специальностей.

Существует также трудоустройство по гарантированной заявке работодателя, который и оплачивает обучение молодого человека. Но и этим способом, совершенно очевидно, устраивается на работу минимум выпускников.

А большей частью труд молодых специалистов остается невостребованным. Кроме того, большинство профессиональных учебных заведений осуществляет обучение молодых людей, опираясь на данные государственного заказа прошлых лет, по специальностям, спрос на которые на рынке труда в настоящее время либо отсутствует совсем, либо имеется в весьма ограниченных количествах.
На настоящий момент представляется возможным два способа решения проблемы:
- на государственном уровне стимулирование работодателей рядом льгот при устройстве к ним на работу выпускников учебных заведений (например, при устройстве на работу инвалидов для работодателей предусматриваются различные налоговые льготы) и другие общегосударственные и региональные мероприятия;
- организация и проведение в самих учебных заведениях систематической работы по воспитанию профессионально мобильной, активной на рынке труда личности.
Необходим комплекс мероприятий по развитию человека как профессионала в двух социально-личностных планах: с одной стороны, осуществляется формирование необходимых профессиональных знаний, способностей и умений, а с другой профессиональное развитие личности, включающее развитие профессиональной карьеры, формирование жизненных планов, а также соответствующих интересов и мотивов к данному виду профессиональной деятельности.
Очень важно создать модель психологической и информационной поддержки молодого человека в учебных заведениях в целях повышения его конкурентоспособности на рынке труда. Сейчас эти процессы начинают осуществляться, но весьма ограниченно и в каждой отдельной структуре: учебных заведениях, молодежных организациях, службах занятости параллельно.

Необходимо скоординировать их деятельность и сформулировать основную задачу обеспечить осознанный личностный выбор будущей деятельности, помочь в планировании индивидуальной профессиональной карьеры и создать возможности эффективной ее реализации, независимо от конкретного рабочего места. Эта работа должна осуществляться в виде профессиональных консультаций, объективной оценки профессионального потенциала человека, профориентационной и психологической поддержки профессионального обучения, что является составляющими процесса профессионализации молодого специалиста.
Для изучения сложившейся ситуации и попытки решения поставленных вопросов целесообразно провести в различных учебных заведениях исследования по обозначенным выше проблемам. На основании данного исследования возможно построение практической модели организации (структуры), способствующей успешной профессионализации молодых специалистов разного уровня, их профессиональной мобильности, активности и конкурентоспособности на рынке труда, развитию профессиональной карьеры.

Результатом данной работы должна стать реальная помощь в содействии трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования и молодых специалистов.
А. Мучеряев

В КАЛМЫКИИ ГОД МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Можно с уверенностью сказать, что в целом уровень развития малого предпринимательства в России, измеряемый по общепринятым в промышленно развитых странах показателям, явно недостаточен. По оценочным данным, на 1000 россиян приходится в среднем лишь 6 малых предприятий, тогда как в странах-членах ЕС не менее 30. Лишь Москва и Санкт-Петербург по плотности распространения малого предпринимательства приб лизились к уровню Западной Европы.

На 1000 их жителей приходится 20 и 23 соответственно. Неравномерность распределения малых предприятий сохраняется по всей России в целом.

Так, порядка 30% всего малого бизнеса сосредоточено в Центральном районе РФ.
По числу субъектов малого предпринимательства безусловное лидерство сохраняют Москва и Санкт-Петербург в них сосредоточено соответственно 20% и 12% всех российских малых предприятий. Аналогично, почти треть всех постоянно работающих в малом бизнесе жители Центрального района.

На долю москвичей приходится пятая часть, на долю жителей Санкт-Петербурга десятая часть от общей численности постоянно работающих на малых предприятиях.
На сегодняшний день ситуация с выделением средств из бюджета на поддержку малого предпринимательства в целом по России значительно разнится. Например, на одного экономически активного россиянина из федерального бюджета в среднем в год выделяется 0,3 руб., из региональных бюджетов на первом месте по оказанию помощи малому бизнесу стоит Бурятский АО, на втором Ханты-Мансийский АО, на третьем Ненецкий АО, на четвертом Московская область.
Президентом Республики Калмыкия в целях проведения целенаправленной государственной политики по развитию малого предпринимательства подписан Указ от 29 августа 2002 г. 176 об объявлении в республике 2003 года Годом малого предпринимательства. В этих целях Правительству Республики Калмыкия поручено разработать проект целевой программы Государственная поддержка и развитие малого предпринимательства в Республике Калмыкия на период 20032004 годы, а также предусмотреть средства в 20 млн руб. в республиканском бюджете на 2003 год (для сравнения это составляет около 1% всех доходов республиканского бюджета на 2002 год).

Руководителям министерств, ведомств, представителям Президента Республики Калмыкия в районах и г. Элиста поручено принять меры по поддержке и развитию предпринимательства.
Согласно последнему сплошному обследованию, проведенному статистическими органами Республики Калмыкия, в республике зарегистрировано 7883 индивидуальных предпринимателя без образования юридического лица и 482 малых предприятия, на которых постоянно занято около 3 тыс. чел. Необходимо отметить, в республике активно функционирует личное подсобное хозяйство, которое насчитывает более 68 единиц.

Из общего объема выпуска товаров и услуг Республики Калмыкия треть общего объема приходится на малый бизнес.
Наибольшая часть предпринимателей 40,2 % сосредоточена в сфере торговли и общественного питания, в сельском хозяйстве занято 15,7 %, в транспорте и связи 15,2 %, промышленности 12,2 %, в строительстве 10,3 %.
В Калмыкию из Федерального фонда поддержки малого предпринимательства за 2001 год и первую половину 2002 г. выделены средства в размере 8 млн руб. на реализацию 32 приоритетных проектов, прошедших конкурсный отбор. За этот же период коммерческими банками республики профинансированы 220 проектов малого бизнеса на 82,4 млн руб.



Содержание раздела