d9e5a92d

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

В республике практикуется выделение субъектам малого предпринимательства товарных кредитов, а также налоговых льгот.
Помимо кредитно-финансовой поддержки, субъекты малого предпринимательства активно участвуют на конкурсных торгах по заказам на поставку товаров и услуг для государственных нужд. За первое полугодие 2002 года в них участвовала 51 предпринимательская структура и получила заказ на сумму 55,9 млн руб.

Малые предприятия активно участвуют в ярмарках и выставках, проводимых в туристическо-деловом центре Сити-Чесс-Холл, Торгово-промышленной палате РК и др.
В республике утвержден и реализуется государственный план подготовки управленческих кадров для народного хозяйства, целью которого является повышение профессионального уровня в предпринимательской среде.
Указом Президента Республики Калмыкия от 29 августа 2002 года 178 утверждено Положение о проведении республиканского конкурса проектов начинающих предпринимателей Открой свое дело. Основной целью конкурса является финансовая поддержка начинающих предпринимателей, не имеющих залогового обеспечения для получения коммерческого кредита.

Главной задачей конкурса является решение вопроса занятости населения и увеличение числа действующих предпринимателей. Конкурс будет проводиться ежегодно Фондом поддержки малого предпринимательства при Правительстве Республики Калмыкия совместно с администрациями районных муниципальных образований.
Поскольку для республики крайне важно решить именно проблему сельской безработицы, Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 11 сентября 2002 года 258 утверждено Положение о предоставлении безработным гражданам, зарегистрированным в центрах занятости населения, финансовой помощи (субсидий) на развитие личных подсобных хозяйств и малого предпринимательства. Основная идея этого документа выделение на конкурсной основе средств из республиканского бюджета на развитие личных подсобных хозяйств и малого предпринимательства безработным гражданам, зарегистрированным в центрах занятости населения.
Кроме того, Правительством РК создана комиссия по разработке проекта Закона РК О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности (в новой редакции), который направлен на снижение налогового бремени на предпринимательский сектор и должен вступить в действие с 1 января 2003 года.
Э.В. Намысова

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Приоритетными задачами в социальной политике государства в период войны были: предотвращение крупномасштабных социальных конфликтов путем согласования интересов и обеспечение огромного большинства населения повседневной работой, хлебом, топливом.
В военный период снабжение населения продовольственными и промышленными товарами осложнилось временной потерей крупных и наиболее плодородных районов, ухудшением общего состояния сельского хозяйства, усилением подвижности городского и сельского населения, а также тем, что многие предприятия, выпускавшие в мирное время продукты питания и товары широкого потребления, с началом войны были переключены на производство военной продукции. Вследствие этих причин централизованные рыночные фонды продовольственных и промышленных товаров существенно сократились.
Для того чтобы фронт и тыл не испытывали перебоев в обеспечении продуктами сельского хозяйства, руководство страны провело ряд мероприятий по жесткой экономии продовольствия, ограничению и правильному нормированию потребления. По решению Политбюро ЦК ВКП(б) в стране была введена карточная система.
Сочетание распределительно-карточной системы и относительно свободного обмена вело к формированию коалиционной экономики, в соответствии с которой один и тот же рубль имел разную покупательскую силу для жителей центра и провинции, городов и сельской местности, для руководящих работников, рабочих и крестьян.
Судить об уровне жизни промышленных работников в 1941 1945 гг. довольно сложно, так как в годы войны жизненный уровень населения завышался тем, что их потребление определялось исходя из цен в государственных и кооперативных торговых заведениях, которые были намного ниже рыночных. Предпринималась попытка приукрасить ситуацию путем использования для измерения динамики цен таких методик, согласно которым имели место их стабилизация и даже некоторое снижение.

Действительная покупательная способность рубля могла проявиться лишь в сфере частной торговли, где цены определялись на реально существовавшие товары, но были гораздо выше и росли гораздо быстрее государственных и кооперативных.
В военные годы заработная плата, как и в довоенный период, являлась доминирующим источником доходной части бюджета работников промышленности РСФСР. Широкое применение получило целевое премирование за освоение выпуска отдельных видов оборудования или особо важной продукции. Была установлена выплата премий за сокращение сроков восстановительных работ в размере 50% заработной платы.



Также было введено премирование за сокращение установленных правительством сроков ввода в действие новых предприятий.
С началом войны уровень жизни населения России резко снизился вследствие роста цен и высокой инфляции. Исчезли все прежние созданные сбережения.

Перед населением встала задача адаптации к новым условиям, но для одних это была задача выживания, для других восстановление привычного уровня жизни, для третьих достижение более высоких, чем прежде, жизненных стандартов.
Введенная система нормированного снабжения была основана на социально-производственном принципе, предусматривавшем весьма существенные различия в снабжении товарами отдельных категорий населения. Снабжение населения основывалось на следующих принципах: 1) экономия товарных ресурсов; 2) ни одна категория населения не должна выпадать из поля зрения торгующих организаций; 3) дифференцированное снабжение; 4) изыскание дополнительных ресурсов; 5) сохранение стабильных цен в государственной розничной торговле. Нормы снабжения зависели от характера выполняемой работы, возраста и др.

Выделялись 4 группы: 1) рабочие и приравненные к ним лица; 2) служащие и приравненные к ним; 3) иждивенцы и приравненные к ним; 4) дети до 12 лет.
Условия военного времени, характеризовавшиеся сокращением доли колхозов и совхозов в снабжении населения продуктами питания и увеличением в этом процессе подсобных хозяйств, вызвали создание отдельной торгово-снабженческой структуры, призванной обеспечить обслуживание работников промышленных предприятий и членов их семей. Такой структурой стали отделы рабочего снабжения (ОРС), повсеместная организация которых предусматривалась Постановлением СНК СССР от 19 февраля 1942 г.
Другим направлением государственной политики, призванной смягчить обострившуюся продовольственную проблему, явилось расширение сети индивидуального и коллективного огородничества и подсобных хозяйств при предприятиях и учреждениях.
Э.А. Натыров

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ В СССР В 2030-Е гг. ХХ в.

До Октябрьской революции и в первые годы после нее в селах занимались изготовлением средств производства, обработкой и частичной реализацией продуктов сельскохозяйственного производства. Средства производства, изготовляемые промышленностью, в стоимости валовой продукции сельского хозяйства составляли около 1 % и около 12,5 % производимого сельскохозяйственного сырья закупала перерабатывающая промышленность. Свыше 70 % площадей яровых культур засеивались вручную, около 45 % всех зерновых было убрано серпами и косами, более 40 % всего урожая обмолото цепами и валками 1.
Слабая промышленность не могла дать крестьянам в достатке необходимые товары. Возможности развития материально-технической базы деревни оставались незначительными. Экономическая связь промышленности и сельского хозяйства в годы гражданской войны осуществлялась в форме продразверстки, которая отрицала товарность и товарное обращение и не стимулировала развитие производительных сил в деревне.

Россия начала XX века оставалась аграрной страной, а к последствиям гражданской войны добавился еще неурожай и голод 1921 г. Поэтому с переходом к нэпу аграрный сектор экономики потребовал к себе пристального внимания.
В 20-е годы В.И. Ленин разрабатывал кооперативный план, который предусматривал развитие всех форм кооперации, создание и тесное взаимодействие сельскохозяйственных производственных объединений, преобразование торговой смычки сельского хозяйства и промышленности в тесный производственный союз на основе новейшей техники и электрификации. Ленинские идеи находили свое воплощение в партийных документах, законодательных актах. Свои исследования агропромышленной интеграции начала аграрная секция Коммунистической академии.

Был выдвинут принцип комбинирования сельского хозяйства с отраслями перерабатывающей промышленности, то есть создания, в современной терминологии, агропромышленного комплекса. В СССР не только теоретизировали по проблемам агроиндустриальной интеграции, но и искали оптимальные пути для такой интеграции.
Одно из направлений интеграции основывалось на развитии материально-технической базы (индустриализации) сельского хозяйства: от электрификации и тракторизации к более сложным системам машинной техники, поставляемой промышленностью. В те годы под индустриализацией сельскохозяйственного производства имелось в виду насыщение совхозов и колхозов техникой.

Поэтому преимущественное и первоочередное развитие получила индустрия по производству средств для сельского хозяйства. Так, уже в 1920 году в стране производилось плугов в 7 раз, жаток и косилок в 4 раза, молотилок в 12 раз больше, чем в 1918 году2.
Другое направление выражалось в соединении производства (получения) сельскохозяйственного продукта и его переработки. Исполнителями такой интеграции должны были стать совхозы, продукция которых носила товарный характер.

Поэтому еще в годы гражданской войны к совхозам приписывались (или им разрешалось открывать) соответствующие сельскохозяйственные перерабатывающие предприятия. Совхозы имели свои торговые склады, реализовывали свою продукцию, закупали товары.

В таком же русле работали приписные совхозы (подсобные сельские хозяйства заводов и фабрик).
Для колхозов центр, в свою очередь, разработал типовое положение о создании кустовых объединений, задачей которых было совместное сооружение и эксплуатация подсобно-технических производств (маслосырзаводов, мельниц, электростанций, кирпично-черепичных заводов и т. д.), а также культурно-бытовых учреждений. На местах стали предприниматься меры по реализации этого положения, но развития эта идея не получила, уже не говоря о ее практической реализации.
В 20-е годы появились проекты и были сделаны первые шаги по созданию агроиндустриальных комбинатов (АИК), призванных дать более полное воплощение идеи максимального сочетания земледелия с промышленностью. В АИКах интеграция промышленности и сельского хозяйства представлялась более глубоко, ибо в них предполагалось тесное соединение совхозного и колхозного производства, близлежащих перерабатывающих предприятий, складского и транспортного хозяйства, торговых заведений и т. п.3 К началу 30-х годов в СССР было создано около 3000 АИКов, в подавляющем большинстве своем не выдержавших испытания временем. Крупные по тем временам размеры АИКов не смущали их организаторов. Однако создание таких гигантов не подкреплялось материально-техническими возможностями, квалифицированными кадрами, качественными транспортными коммуникациями.

Поэтому претворить идею АИКов в полной мере не представлялось возможным, более того, их создание начинали рассматривать как самоцель. Прожектерством страдали и проекты создания электрифицированных агроиндустриальных комбинатов ЭКСов.
Теоретические разработки форм агропромышленной интеграции 20-х годов верно определяли перспективу и пути преобразования аграрного сектора, но опыт практического их воплощения содержал так много ошибок из-за отсутствия материальной базы и по другим причинам, что проблема агропромышленного комплекса была исключена из аграрной теории. Это не могло не сказаться отрицательно на развитии сельского хозяйства.
Примечания
1 Карлюк И. Я. Аграрно-промышленный комплекс. М., 1981. С. 8 .
2 СССР и зарубежные страны после победы Великой Октябрьской социалистической революции. М., 1970.

С. 50.
3 Фигуровская Н.К. Агропромышленные комбинаты в историческом развитии // Проблемы истории советской деревни.

М., 1975.
С. 206217.
Д.В. Негреба

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ

Движение от административно-командной системы к рыночной экономике предполагает осуществление ряда глубоких макро-и микроэкономических реформ. Одним из необходимых важнейших компонентов промышленной политики в переходный период является структурная перестройка.

Она происходит как на макроуровне, когда меняется структура отрасли в народно-хозяйственном комплексе, так и на уровне хозяйствующих субъектов, когда процессы затрагивают внутрипроизводственные отношения.
Главным направлением реформирования предприятий стал поиск новых ниш на рынке и освоение производства конкурентоспособной продукции, тем более что из-за уменьшения объемов производства традиционных видов продукции мощности предприятий перестали использоваться полностью и появилась возможность задействовать их для выпуска других видов продукции. Главным препятствием на пути организации нового производства стали трудности со сбытом и определением конкретного заказчика новой продукции. Решить же эти проблемы легче небольшим мобильным фирмам, способным быстро перестраиваться в соответствии с требованиями спроса.

Для крупных предприятий и, вообще, предприятий старой экономики решение проблем повышения эффективности функционирования зачастую возможно только путем их реструктуризации.
Реализация проектов реструктуризации предприятий способна принести существенный прирост налоговых поступлений в бюджеты различных уровней. Осуществление в 1997 г. Нижегородской программы реструктуризации (9 предприятий) потребовало 1 млрд руб. на оплату работы консультантов; за полгода на этих предприятиях получен прирост объемов продаж на 98 млрд руб. и прирост выплаты налогов в бюджет всех уровней 17 млрд руб.1 В российских же условиях, когда период перестройки отраслей еще далеко не завершен и существуют определенные резервы совершенствования технологии производства, внедрения новой техники, использования современных методов менеджмента для повышения производительности труда, эффективность реформирования может быть значительно выше. Так, в частности, отечественный опыт показывает, что каждый рубль, вложенный в реструктуризацию, может дать отдачу 56 руб.2
Приватизационные инициативы успешно изменили структуру собственности многих российских предприятий, однако они не привели к успешной реструктуризации большинства действующих предприятий.
Сравнительный анализ масштабов реструктуризации предприятий по странам Восточной Европы показывает, что Россия уступает по данному показателю некоторым своим бывшим сателлитам (см. табл.).
Таблица
Доля частного сектора и оценка масштабов реструктуризации предприятий

Страны
Восточной Европы
Предприятия частного сектора
Доля частного сектора в ВВП, % Крупномасштабная приватизация Реструктуризация предприятий
Албания 75 2 2
Болгария 50 2 2
Венгрия 80 4 3
Молдова 45 3 2
Польша 65 3 3
Россия 70 3 2
Румыния 60 3 2
Словакия 75 4 3
Словения 45 3 3
Украина 55 2 2
Чешская республика 75 4 3

Не вызывает сомнений тот факт, что Россия достигла значительного прогресса в демонтаже централизованной системы планирования, которая во времена Советского Союза непосредственно определяла структуру, поведение и эффективность экономики. Однако до настоящего времени развитие основополагающих рыночных институтов, которые должны занять место системы централизованного планирования, остается в зачаточном состоянии, особенно на региональном уровне.

Такое положение остается главным фактором неоправданного удорожания ведения бизнеса в России, препятствующим формированию и реструктуризации российских предприятий.
Оценка степени развития рыночных институтов на региональном уровне представляет собой особую важность для органов власти Российской Федерации в силу их возрастающей заинтересованности в определении методов реформирования основополагающих факторов, способствующих увеличению инвестиций в развитие бизнеса и устойчивости его роста, и выходит за рамки таких узких и трудноразрешимых вопросов, как способы снижения административных барьеров при регистрации и лицензировании новых предприятий.
Действительно, более глубокий экономический анализ того, как основополагающие рыночные институты создают стимулы и ограничения осуществлению деловых операций на региональном уровне в России, особенно важен для разработки второго поколения среднесрочных структурных реформ экономики.
Несомненно, что властные структуры отчетливо понимают, что основным условием экономического роста является построение сильных рыночных институтов. Очевидно также и то, что власть понимает, что для развития рыночных агентов необходима не только государственная поддержка, но и поощрение конкуренции.

Стимулирование конкуренции пока происходит на государственном уровне в виде допуска нерезидентов в определенные сферы национальной экономики и постепенного вхождения иностранного капитала в другие отрасли народного хозяйства (страхование, банковские услуги, и т. д.), а также в виде снижения административных барьеров при регистрации и лицензировании новых предприятий. Однако снижение темпов экономического роста, наметившееся в последнее время, с одной стороны, а также давление международного сообщества, обусловленное стремлением России в ВТО с другой, заставляют власть пойти на более серьезные шаги для стимулирования конкуренции, в том числе на региональном уровне.
Возросшая конкуренция приводит к новой волне реструктуризации предприятий. Однако, это волна другого поколения, другого качественного уровня.

Если первая волна реструктуризации предприятий была проведена насильственно и сверху и выражалась в смене собственника предприятием, зачастую не самым эффективным, то новая волна реструктуризации, обусловленная новыми экономическими условиями, созданными не только властью, заставит предприятия повышать внутреннюю эффективность для выживания в новом конкурентном поле.
Примечания
1 Рогов С. Россия в системе глобальной экономики на пороге XX в. // Проблемы теории и практики управления. 2000. 1.
2 Мазур И.И., Шапиро В.Д. Реструктуризация предприятий и компаний: Справочное пособие для специалистов и предпринимателей.

М.: Высш. шк., 2000. 587 с.
Т.А. Некрасова

ЦЕЛЕВЫЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ

Обеспечение высокого уровня качества продукции есть объективная экономическая необходимость, обусловленная несколькими причинами.
Во-первых, качество продукции это один из решающих факторов интенсивного развития экономики. Выпуск продукции повышенного качества оказывает непосредственное влияние на все слагаемые эффективности общественного производства: ускорение внедрения результатов научно-технического прогресса, рост фондоотдачи, снижение материалоемкости продукции, совершенствование структуры и организации производства.
Во-вторых, в условиях научно-технического прогресса происходит рост потребностей общества, их видоизменение и качественный сдвиг в структуре потребления. Улучшение качества продукции позволяет значительно расширить рамки удовлетворения общественных потребностей без увеличения объема производства.

Это означает, что повышение качества продукции равносильно увеличению ее количества без ввода дополнительных капитальных вложений и производственных мощностей.
В-третьих, качество, надежность, высокий технологический уровень непреложное условие, обеспечивающее конкурентоспособность выпускаемой продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Управление качеством продукции предполагает совершенствование методов научных решений в области разработки и проектирования, технологии производства, метрологического обеспечения, организации производства.
На современном этапе развития экономики страны задача повышения качества становится комплексной и требует для своего решения системного подхода. Это связано с тем, что в период перестройки были разрушены или значительно осложнены (кризис взаимных неплатежей) связи между товаропроизводителями.

Возникла необходимость организации системы управления качеством с тщательной увязкой с международными стандартами и четким распределением функций между отдельными подразделениями, регламентированием взаимосвязей и соподчиненностью всех элементов организационной структуры системы управления.
В организации работы по повышению качества продукции принципиальными являются взаимосвязанные меры по обеспечению необходимого уровня качества продукции, осуществляемые на всех уровнях управления и на всех стадиях создания и использования продукции. Этот комплекс включает в себя целенаправленные мероприятия научно-технического, организационно-административного, экономического и социального характера, производимые государственными структурами, научно-исследовательскими организациями, предприятиями и объединениями, так как данная проблема давно переросла рамки одного предприятия и даже отрасли.
Комплексные мероприятия действуют либо только в пределах предприятия, либо становятся распорядительными и контрольными функциями государственных органов. Прежде всего это касается системы стандартизации продукции, ее аттестации, разработки правовых основ по регулированию качества, методов определения экономической эффективности повышения качества, разработки и утверждения цен на продукцию нового уровня качества.
К мероприятиям, решаемым также на государственном и отраслевом уровнях, относится комплексное планирование качества, начиная с качества готового продукта и кончая планированием качества новых материалов, комплектующих изделий, оборудования.
Следовательно, отлаженное функционирование системы управления качеством продукции обязательно предполагает согласованность всех факторов, действующих на разных иерархических уровнях: на уровне предприятия, отрасли и в общегосударственном масштабе.
Устойчивый целенаправленный динамический процесс управления качеством можно представить как единство следующих целевых функций:
1. Определение цели:
а) перспективной, стратегической, базирующейся на прогнозировании и перспективном планировании потребительских свойств продукции на основе изучения общественных потребностей и современного мирового уровня качества продукции. Это перспективные планы освоения новой продукции, повышения качества изделий;
б) текущей, ставящей более конкретные задачи в разрезе перспективной цели. Это текущие годовые планы по освоению новой и конструктивной модернизации освоенной продукции, ликвидации брака и рекламаций;
2. Разработка программ по реализации поставленных целей для обеспечения запланированного уровня качества. Сюда включаются мероприятия по совершенствованию технико-производственной базы предприятия, организации производства и труда, повышению культуры производства, технологической дисциплины на рабочих местах, квалификации рабочих и др.
3. Контроль, то есть проверка принимаемых решений. Это связано не только с научной организацией контроля качества продукции, но и с проведением систематических проверок условий формирования качества на всех стадиях проектирования, изготовления продукции, условий ее транспортировки, хранения и эксплуатации.
4. Накопление необходимой информации по качеству и регулирование для принятия новых решений, корректирующих ход производственного процесса на основе анализа информации с целью ликвидации отклонений в управляемой системе.
Эффективность, а также оптимальность принимаемых управленческих решений в системе управления качеством должна проверяться по выработанному критерию. Критерий эффективности в системе управления качеством должен совпадать с народно-хозяйственным критерием обеспечением роста производительности общественного труда с помощью продукции высокого уровня качества, выпускаемой предприятием.



Содержание раздела