d9e5a92d

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ

Принятие Земельного кодекса снимает некоторые противоречия, разрешая куплю-продажу 2 % земельного фонда страны, в которые включаются земли городов и населенных пунктов, предприятий промышленности, транспорта, связи, радиовещания и т. п., однако эффективного механизма его реализации пока нет. Тем не менее многими аналитиками констатируется существование рыночного оборота земель в России.
Анализ формирования рынка земли позволил выявить следующие особенности его становления.
Во-первых, образование первичного рынка земли в современной России связано с тем, что государство постепенно уступает право пользования землей и право собственности на землю субъектам хозяйственной деятельности. На первых этапах этим правом наделяли в административном порядке: такая земля используется для нужд государства и безвозмездно распределяется между производственными и административными единицами.

На современном этапе государство стремится воплотить в жизнь свое право собственности на землю и прибегает к платным формам его уступки.
Во-вторых, отождествление сущности рыночного оборота земли с ее свободной куплей-продажей, трактовка частной собственности на землю как права полного безграничного распоряжения землей сформировали негативное отношение многих законодателей к рынку земли, что не могло способствовать его эффективному становлению, развитию, а тем более совершенствованию.
В-третьих, борьба в законодательных органах власти между сторонниками крайних позиций в отношении частной собственности на землю и ее купли-продажи не позволила разработать механизм контроля и регулирования не только рынка земли, но и ее использования как на общегосударственном, так и на муниципальном уровнях, в целях предотвращения различных злоупотреблений и негативных процессов, связанных с земельными отношениями: спекуляции земельными участками, их монопольной концентрации, а также дробления при передаче по наследству и др.
В-четвертых, правовой вакуум создает беспрецедентные условия для вмешательства чиновников в процессы распределения и перераспределения земли, исходя из их личных, корыстных интересов, далеких от интересов как хозяйствующих субъектов, так и государства, что, в свою очередь, способствует росту трансакционных издержек.
В-пятых, введение моратория на куплю-продажу земли в период, когда происходило распределение земельных участков бывших колхозов и совхозов между работниками этих предприятий, породило никем не контролируемый процесс стихийного перераспределения этих земель. А так как на рынке земли объектом торговли может быть право пользования земельным участком, многие владельцы долей переуступали это право за символическую плату, и часто субъектам, не имевшим отношения к данному хозяйству или даже району.

Результат этого процесса появление теневого рынка земли.
Скрытые формы рынка земли, или теневые рынки, порождение перехода от плановой экономической системы социалистического типа к рыночной экономике явление, характерное не только для российской экономики. С ней сталкиваются многие постсоциалистические страны. Основные формы теневых сделок реализуются следующими способами:
- во-первых, путем продажи недвижимости (зданий, сооружений и др.), которая сопровождается передачей сопутствующей земли. По форме это сделка по поводу недвижимости, а в действительности в стоимость помещения включена стоимость земли.

Например, Департамент по управлению муниципальным имуществом получает право пользования землей безвозмездно путем административного выделения, а затем продает помещение торговой организации. Причем в стоимость помещения включается и стоимость земли, хотя при оформлении документов она не учитывается;
- во-вторых, сдача в аренду помещений вместе с землей. В ходе таких сделок аренда земли реализуется в скрытой форме.
Все вышесказанное позволяет выделить несколько типов классификации рынка земли. По степени вовлечения в рыночный оборот можно выделить первичный и вторичный рынки земли. По уровню открытости легальные, поддающиеся учету и контролю за сделками, и нелегальные (теневые) рынки земли.

По степени развитости формирующиеся, развивающиеся и развитые. Экономике России, на наш взгляд, присущи в полном объеме первые два типа классификации, а целью совершенствования земельных отношений должно стать стремление к созданию развитого, то есть цивилизованного, земельного рынка.
В. Ф. Данишевский

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ТРУБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Решение задач эффективного развития любого промышленного предприятия в современных условиях свободного рынка напрямую зависит от обеспечения для них соответствующих конкурентных преимуществ. Это в значительной мере касается не только относительно мелких фирм легкой и пищевой промышленности, но и такого крупного предприятия, как Волжский трубный завод (ВТЗ), которое по всем параметрам относится к крупным и во многом является градообразующим.



Это изначально указывает на значительный административный ресурс руководства завода и на высокую степень влияния государства на выработку стратегии функционирования ВТЗ.
Рассматривая характер конкуренции в трубной отрасли, следует иметь в виду, что это, прежде всего, конкуренция на олигополистическом рынке. Технологические особенности производства труб обусловливают высокую капиталоемкость данного производства, которое возможно только на очень крупных предприятиях. О его размерах и степени концентрации капитала позволяют судить несколько примеров, демонстрирующих уровень капитальных затрат, необходимых для организации трубного производства.

Так, в составе сталеплавильного производства на ВТЗ размещена дуговая сталеплавильная печь с водоохлаждаемыми панелями и сводом, обеспечивающая эркерный выпуск металла с массой плавки 150 т (изготовитель Tagliaferri (Италия)); в производстве сварных труб большого диаметра используются трубосварочные станы для автоматической сварки спирально-шовных труб под флюсом; трубопрокатный агрегат Асселя с трехвалковым станом для раскатки труб на длинной плавающей оправке; для производства прессованных труб применяются линии прессования с усилием 20 MH и 55 MH и другое оборудование.
Необходимость осуществления огромных финансовых затрат для входа на рынок труб является весьма сложным барьером для появления на этом рынке новых конкурентов. То есть таких предприятий, как Волжский трубный завод, в стране не может быть очень много, и каждое из них в значительной мере в состоянии повлиять на ценообразование в отрасли.
Другой особенностью конкуренции в трубной отрасли, подтверждающей ее олигиполистический характер, является большое количество потребителей, что во многом обусловлено широким ассортиментом предлагаемых труб. Только труб большого диаметра ВТЗ поставляет на рынок 539 видов, не только для российских потребителей, но и в страны, главным образом ближнего, зарубежья.
Важной чертой конкурентной борьбы на современном этапе является удорожание материальных факторов производства, что является следствием истощения производственных ресурсов на месторождениях, где сырье добывается при низкой себестоимости. Мировая практика наглядно демонстрирует, что в дальнейшем сырьевые ресурсы будут все более дорожать, а следовательно, будет дорожать и производимая из них конечная продукция.
Давая характеристику конкуренции в трубной промышленности, можно отметить, что она в настоящий момент существует в следующих видах:
- конкуренция между ограниченным количеством отечественных крупных производителей, которые в настоящее время функционируют на стабильном рынке и которые имеют приблизительно одинаковую технологию, относящуюся к техническому уровню 70-х гг.;
- конкуренция на сером рынке, который связан с реставрацией уже ранее использовавшихся труб, доставляющихся из стран ближнего зарубежья (Казахстан) со старых трубопроводов, которые там демонтируются. Несмотря на низкое качество таких труб, у значительного числа потребителей они находят спрос благодаря низким ценам;
- конкуренция с поставщиками из зарубежных стран, чья продукция проигрывает в ценовой конкуренции, но выигрывает в качестве.
Следует также отметить, что для конкуренции в трубной промышленности весьма значительную роль играют долгосрочные контракты, обеспечивающие предприятия заказами на выпуск продукции на длительный срок. Основная конкурентная борьба в отрасли ведется по поводу данных контрактов.
Важной деталью конкурентной борьбы в трубной промышленности является то, что предприятия самостоятельно не выступают продавцами своей продукции, а полностью реализуют ее через эксклюзивных посредников.
Исходя из этих особенностей, можно указать следующие основные элементы обеспечения конкурентных преимуществ для предприятий трубной промышленности:
- наличие долгосрочной стратегии, предусматривающей обеспечение технического перевооружения на уровне мировых стандартов;
- закрепление за предприятием рыночной ниши путем заключения долгосрочных контрактов с традиционными потребителями;
- отказ от практики использования эксклюзивных посредников и организация сбыта продукции на конкурентной основе;
- ориентация развития предприятия на лидерство: в краткосрочном периоде в цене, а в долгосрочном в качестве;
- для обеспечения лидерства в цене на современном этапе сокращение издержек производства за счет улучшения его организации, но не за счет удешевления потребляемых ресурсов;
- четкое управление финансами в целях недопущения превышения разумных пределов кредиторской задолженности перед поставщиками и налоговыми органами.
Решение данных задач, по нашему мнению, должно в значительной мере укрепить конкурентные позиции любого предприятия трубной промышленности и обеспечить его эффективное развитие как в краткосрочной, так и в более отдаленной перспективе.
У.В. Дарбаков

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Каждому предпринимателю приходится постоянно заниматься анализом и оценкой своей деятельности. Основными задачами анализа предпринимательской деятельности является получение:
1) реальной картины положения дел на предприятии;
2) сравнительных оценок по подразделениям, отделам, цехам, а также по сравнению с конкурентами;
3) данных для текущей работы по определению производственной функции фирмы;
4) реальных данных для стратегического планирования и прогнозирования предпринимательской деятельности.
Следует иметь в виду, что одного универсального показателя эффективности предприятий для деятельности фирмы не существует. Как правило, используется целая система показателей.

Самый простой метод оценки предпринимательской деятельности сравнение фактических и плановых нормативных показателей, причем в нескольких аспектах: показатели текущего и предшествующего годов; показатели на входе предпринимательской деятельности в текущем и предшествующем годах; показатели на выходе предпринимательской деятельности в текущем и предшествующем годах.
Анализ итогов деятельности предпринимателя в самом общем плане выглядит как сравнение затрат и результатов деятельности. Затраты предпринимателя принимают форму издержек.

Ни одна фирма не может обойтись без анализа издержек. При анализе издержек производства необходим комплексный подход, то есть анализом должны быть охвачены:
1) все виды издержек;
2) все элементы структуры издержек.
Проанализировав издержки, предприниматель сравнивает
их с нормативными. Параллельно этому процессу составляются схемы, чертятся графики, сопоставляются соответствующие издержки с издержками основных конкурентов, что позволяет решить практические задачи, такие, как принятие решений: о продолжении производства данного продукта; смене технологий; смене формы организации управления, маркетинговой службы; об изменении выбора конкурентной стратегии и т. д.
В целом, анализ издержек, с одной стороны, позволяет выявить пробелы в организации производства, а с другой вскрыть возможные резервы. Все предприятия стремятся к снижению и минимизации издержек производства.

Однако необходимо иметь в виду, что существуют общие правила рынка, а именно: лучших результатов предприятия добиваются при снижении издержек до 8090 % от максимально возможного, снижение же остальных 1020 %, как правило, обусловливает рост иных расходов.
Свои затраты по производству и реализации продукции предприниматель сравнивает с полученными результатами. Результаты выступают как разность между выручкой и затратами это прибыль предпринимательской деятельности.

Как правило, при переходе к рынку, то есть в условиях неразвитого рынка, прибыль составляет непосредственную цель предпринимательской деятельности. В условиях зрелого рынка эта цель изменяется.

Экономическая роль прибыли была определена еще Адамом Смитом. В современных условиях экономисты выделяют следующие функции прибыли:
1) сигналы и стимулы для ориентации в выборе сферы предпринимательской деятельности и рационализации производства с точки зрения минимизации затрат и максимизации прибыли;
2) высвечивание ошибок в хозяйствовании. Каждый предприниматель получает не только прибыль, но и несет убытки.

В случае убытков предприниматель анализирует причину и определяет ошибки.
Соотношение результатов и затрат показывает общую эффективность предпринимательской деятельности. Однако, как уже было сказано, не существует универсального показателя эффективности, а используется их система.

Прежде всего учитываются показатели эффективности использования факторов производства, такие, как производительность труда, трудоемкость производства, фондоотдача, фондоемкость, материалоемкость, материалоотдача.
Наиболее общей методикой расчета производственной эффективности производства является следующая формула:
Эф= П хК хК хк хп / КхПхО
1Ач J'^Ax ±?НТП ±?ИФ 11Э/ 3 1АВ WH’
где
пч чистая прибыль;
коэффициент ассортимента;
КНТП коэффициент технического перевооружения производства;
КИФ коэффициент использования основных производственных фондов;
ПЭ коэффициент продукции, поставляемой на экспорт;
К3 количество занятых;
ПВ количество возвращенной (некачественной) продукции;
Он стоимость неиспользованного оборудования.
Одним из важнейших показателей эффективности предпринимательской деятельности является рентабельность производства:
Р = (Прибыль / Ст.ос. ф. + Ст.об. ф.) х 100 %, где Ст.Ос ф стоимость основных фондов;
Ст.Об ф стоимость оборотных фондов.
Наряду с общей рентабельностью существуют и частные показатели. Рентабельность отношение прибыли к объему реализации продукции, отношение производства к совокупным издержкам производства и др.

Эффективность каждой в отдельности фирмы определяется методикой рейтинговой оценки фирмы.
Т.В. Деркачева

ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА ПО БОРЬБЕ С БЕДНОСТЬЮ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ

Первые государственные меры по борьбе с бедностью относятся к началу XVIII в., хотя отдельные мероприятия проводились и раньше. Так, больницы для бедных появились еще в
XI в. В 1551 г. на Стоглавом соборе Иван Грозный поставил вопрос о переписи всех нуждающихся, прокаженным и состарившихся, чтобы за счет пожертвований учредить для них мужские и женские богадельни. Однако Приказ о строительстве богаделен вышел гораздо позднее в 1670 г.
На протяжении веков средоточием социальной помощи были церкви и монастыри, которые учили людей любить ближнего, то есть, прежде всего накормить голодного, напоить жаждущего, согреть замерзшего и т. п. Вокруг церквей и монастырей складывались целые поселения, жившие за счет милостыни. Зачастую люди начинали нищенствовать потому, что это было выгоднее, чем честно зарабатывать свой хлеб. Среди них были:
- блаженные добровольно свое раздавали имущество и несли крест терпения и смирения;
- немощные калеки, слепые, душевнобольные и другие нетрудоспособные;
- юродивые ясновидцы, прорицатели, а также симулянты;
- гулящие скрывались от властей и бродяжничали в собственное удовольствие.
Профессиональные нищие и бродяги распространяли болезни, несли смуту и объективно создавали угрозу для общественного порядка. Поэтому Петр I решил искоренить добровольное попрошайничество и бродяжничество.

В Указе от 20 ноября 1692 г. говорилось: Известно ему, Великому государю, что на Москве гулящие люди, подвязав руки и ноги, притворным лукавством просят на Христово имя милостыни, а по осмотру они все здоровы1.
На основании Указа Петра I 1712 г. О воспрещении нищенства к трудоспособным нищим стали применять репрессивные меры: отправлять по месту жительства, а беглых крестьян к помещикам, бить кнутами, клеймить, ссылать в Сибирь, на каторгу и т. п.2
Наряду с наказаниями для праздношатающихся и им подобных в Указе предусматривалось строительство госпиталей для увечных и престарелых. Обязанность по содержанию больниц сначала была возложена на Патриарший приказ, с 1701 г. на Монастырский, а с 1721 г. на Святейший Синод и Камер-контору. Главный магистрат и воеводы несли обязанности по устроению больниц, богаделен, сиротских домов, домов призрения незаконнорожденных младенцев, домов смирительных и т. п. Все лица, управляющие казенными и партикулярными домами, а также вотчинами, должны были заботиться о прокормлении и призрении нищих и убогих их ведомств, не допуская их ходить по миру для прошения милостыни.

Контроль за выполнением этих обязанностей был возложен на полицию. Указ Петра I от 1712 г. не пересматривался почти сорок лет.

При Екатерине II обязанности по предоставлению пропитания и одежды нетрудоспособным жителям деревни были возложены на помещиков. Как и раньше, в городах строительством и содержанием госпиталей, богаделен и других заведений общественного призрения занимались городские (сословные) управления (магистраты).

Бывшим солдатам и сиротам помощь оказывали монастыри, которым на эти цели выделялись средства из государственной казны.
В результате Земской реформы 1864 г. функции по оказанию помощи нищим были переданы земским учреждениям, организованным по сословному принципу (для крестьян, мещан, купцов). Земства выплачивали единовременные пособия пострадавшим от наводнений и других стихийных бедствий, неурожаев, пожаров, семьям нижних чинов запаса в случае призыва кормильца в армию, крестьянам на переселение в другие местности; стипендии на обучение детей из бедных семей в средних и высших учебных заведениях. Кроме того, земства участвовали в финансировании содержания домов для умалишенных, колоний для малолетних преступников, приютов для подкидышей, благотворительных учреждений и т. п.
Земства вели также профилактическую работу по предупреждению бедности, открывали временные приюты для переселенцев, бесплатные столовые и странноприимные дома.
Призрением бедных в городах занимались общественные управы. Система государственного призрения, созданная Екатериной II, просуществовала, с незначительными изменениями, до начала XX в.
При осуществлении мероприятий по предоставлению помощи бедных делили на четыре категории:
1) тех, кто не может своим трудом добыть пропитание;
2) тех, кто по сиротству и временным болезням впал в нужду, но может работать;
3) тех, кто может трудиться, но нищенствует по лености и дурному поведению;
4) тех, кто по случайным обстоятельствам впал в нужду3-
Эта классификация прямо повлияла на принципы оказания помощи нищим, получившие воплощение в законодательстве о государственном и общественном призрении в XVIII XIX вв. Они заключались в полном осуждении и воспрещении добровольного нищенства, применении репрессивных мер к трудоспособным нищим, помещении нетрудоспособных нищих преимущественно в закрытые учреждения (богадельни, странноприимные и сиротские дома и т. п.)4.
В связи с тем что казенных средств не хватало, для финансирования помощи бедным стали использовать общественные и благотворительные пожертвования. В благотворительной деятельности по оказанию помощи сирым и убогим широкое участие принимали и члены императорской семьи.

После смерти императрицы Марии Федоровны основанные ею и находившиеся под ее покровительством благотворительные учреждения были объединены в специальное Ведомство учреждений императрицы Марии.
Александр I включил призрение в сферу общественного самоуправления, оставив за правительством лишь функцию общего руководства. К началу XX в. в европейской части России насчитывалось 14 854 государственных и частных учреждения общественного призрения5.
Осуществление любых мероприятий по оказанию помощи бедным можно оценивать только положительно. Но практическая деятельность учреждений государственного и общественного призрения осложнялась тем, что законодательство не содержало четкого перечня круга лиц, имеющих право на помощь, не было ясности по вопросам финансирования, а также в отношении обязанностей членов семьи по содержанию нетрудоспособных родственников.

Для устранения указанных недостатков и пересмотра действующего законодательства о призрении бедных в конце XIX в. была образована специальная комиссия. Но Первая мировая война, а затем революция 1917 г. помешали завершению ее работы по реформированию законодательства.
Несомненно, что историко-правовой опыт Российского государства по вопросам борьбы с бедностью представляет интерес, поскольку в настоящее время в современных условиях перехода от социально-экономического строя, основанного на социалистической собственности, к системе хозяйства, которое развивается на базе частной собственности на средства производства, происходит общее снижение благосостояния населения и расширяются масштабы бедности.
Острота проблемы бедности привела к тому, что в последние годы российские экономисты, социологи, демографы и юристы уделяют большое внимание изучению бедности. Но пока не сложилось общепринятого понятия бедность, а его отсутствие прямо влияет и на правовое регулирование.
Примечания
1 Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д.

Павленок. М., 1997.

С. 32.
2 Максимов Е.Д. Общественная помощь нуждающимся в историческом развитии ее в России.

СПб., 1906. С. 24.
3 Основы социальной работы. С. 32.
4 Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: Учеб. пособие. 3-е изд.

М., 2000. С. 79.
5 Нещеретний П.И. Исторические корни развития социальной работы в России // Социальная работа. Вып.

6. М., 1992. С. 37.
Л.Н. Дробышевская

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ТРАНЗИТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ

Реализация экономических реформ, освоение новых технологий, подъем народного хозяйства России в огромной степени зависят от профессионализма кадров. Общий уровень образования работников, их профессионально-квалификационная подготовка, научно-интеллектуальный потенциал становятся решающими факторами экономического роста.
Нормы устаревания профессий в XX в. в промышленно развитых странах составляли не более 8 лет, по ряду профессий 5 лет, то есть ежегодно обесценивается 2030 % знаний специалистов. Это означает, что система образования должна строиться на принципах непрерывности.

Данная система предполагает, что вначале человек получает базовое образование, а затем, в течение всей своей профессиональной деятельности дополнительное, продолжительность, частота которого определяются конкретными объективными и субъективными факторами. При этом базовое образование дает человеку фундаментальные знания по всем основным наукам, а дополнительное позволяет быть в курсе всех последних достижений в области профессиональных интересов.
В настоящее время проблемы профессиональной подготовки в нашей стране решаются большей частью централизовано и автономно: отдельно система образования и отдельно производство. У наиболее крупных предприятий есть свои образовательные учреждения это в основном колледжи, главной задачей которых является подготовка новой рабочей силы.



Содержание раздела