d9e5a92d

О МНОГОВЕКОВОМ ПОИСКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ

д. Общий менеджмент постепенно обогащался маркетингом и такими аспектами, как стратегический менеджмент, инновационный, финансовый и т. д. В конце концов успехи управления распространили его на сферу услуг, культуры, социальное управление, появился социальный менеджмент. В то же время шли поиски в области территориального управления, которые привели к необходимости, как нам представляется, регионального менеджмента.

Этот термин хотя и близок по смыслу термину региональное управление, но подразумевает более специальные технологии, приемы, принципы, формы, методы и структуры территориального регулирования социально-экономических процессов.
Э.М. Богачкова

О МНОГОВЕКОВОМ ПОИСКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

В наши дни продолжается дискуссия по поводу характера современной экономической парадигмы. Рубиконом в противостоянии оппонентов является трудовая теория ценности. Острота дискуссии определяется проблемой самой возможности или невозможности сочетания в парадигме экономической теории с политической экономией на началах трудовой теории ценности.

Российские экономисты, отстаивающие позиции трудовой теории ценности в современной экономической науке, оперируют понятиями, представленными, в основном, в советских учебниках, в которых первозданный смысл ряда основных положений трудовой теории ценности был упрощен. Авторы, отрицающие позитивное значение трудовой теории ценности, пытаются отправить ее в архив истории. В своей аргументации немаловажную роль они отводят ретроспективному анализу Исследований о природе и причинах богатства народов А. Смита, чей авторитет в экономической науке общепризнан. При ретроспективном подходе, как правило, внимание акцентируется на степени соответствия работ предшественников взглядам пишущих авторов.

Советские экономисты, уделяя особое внимание принципиальной новизне концепции К. Маркса, наряду с указаниями на важные положительные стороны концепции А. Смита как одного из источников марксизма, значительное место в анализе отводили рассмотрению ее буржуазной ограниченности. Отмечалось, что Смит допускал эквивалентный обмен на основе трудовых затрат якобы только применительно к примитивным состояниям общества. Стоимость капиталистически произведенного товара, по Смиту, складывается из суммы трех основных доходов зарплаты, земельной ренты и прибыли, в чем заключается догма Смита исходная посылка теории факторов производства.

К тому же Смит не сумел объяснить на основе трудовой теории стоимости отношения между трудом и капиталом и многие другие моменты Английский историк М. Блауг в работе Экономическая мысль в ретроспективе трансформировал основные моменты критики советских авторов в свое представление о том, что у Смита есть только теория издержек. В VI главе Богатства народов А. Смит якобы подводит читателя к отрицанию трудовой теории ценности2.

Так, М. Блаугом была предпринята попытка выбить фундамент из-под всего здания этой концепции.
Представляется, что изучение экономической мысли в исторической перспективе, в отличие от изучения ее в ретроспективе, обязывает историка рассматривать формирование основных категорий любой фундаментальной науки как очень длительный, многовековой процесс. Сначала в исследованиях ученых по целому ряду систематически наблюдаемых явлений обнаруживается неявно выраженная общая идея. Затем в зачаточной форме появляется общее понятие о повторяющихся явлениях. Постепенно это понятие обретает свою терминологию, формируется как самостоятельная категория, развивается с прогрессом науки.

Также сложен и длителен путь формирования категорий трудовой теории ценности. Изучение экономических работ в свете исторической перспективы обязывает исследователей подходить к ним как к определенному этапу на пути формирования той или иной концепции. Отсюда, во-первых, важно попытаться понять логику рассуждений ученого, ищущего словесную и категориальную определенность уже полученных им обобщений, выявленных им особенностей тех или иных явлений. Во-вторых, этот подход обязывает обращать первостепенное внимание на то, какие именно моменты в изучаемых работах могли побудить ученых новых поколений к осуществлению дальнейших шагов в разработке концепций.

Решение такой задачи становится объективно возможным при условии изучения каждого из суждений ученых в неразрывной связи с другими их суждениями.
Изучение Богатства народов с таких позиций дает основание сделать несколько наблюдений. А. Смит многократно повторяет свою главную мысль о том, что исключительно труд является единственным конечным и действительным мерилом, посредством которого всегда и повсюду может быть устанавливаема и сравнима ценность всех товаров. Что же касается различий обмена в примитивном и развитом состояниях общества, то это затрагивает не проблемы эквивалентности обмена на основе трудовых затрат, а проблему подходов участников обмена к руководству для взаимообмена.



В примитивном обществе, когда не существовало различий в производительности труда, частной собственности на землю и на средства труда и когда весь продукт труда принадлежал работнику, тогда единственным возможным обстоятельством, которое могло давать какое-либо руководство для взаимообмена, по Смиту, было соотношение между количеством труда, необходимым для приобретения различных предметов3. В капиталистическом же обществе обычным руководством при поставке продукта на рынок является возможность или невозможность возместить после продажи товара затраты на материалы, оплату труда, получить прибыль и выплатить земельную ренту. Что касается ценности полного продукта труда, то в этом случае она складывается из двух основных частей. Первая это ценность продуктов всех предыдущих видов деятельности, использованных в производстве данного товара.

Так, по Смиту, ценность шерстяного жакета складывается из ценностей, созданных трудом не только портного, но и овцевода, чесальщика шерсти, прядильщика, ткача и т. д.4 Развивая эту идею, Д. Рикардо ввел в экономическую теорию категорию труда, овеществленного в товаре. Вторая часть ценности полного продукта труда, по Смиту, это добавленная к ценности сырых материалов ценность, созданная работниками конечного производства данного товара. Действительная ценность каждой из трех составляющих частей добавленной ценности заработной платы, прибыли и земельной ренты измеряется количеством труда, которое может покупать или которым может располагать каждая из них. Труд измеряет ценность не только той части цены, которая сводится к труду, но и тех частей, которые приходятся на ренту и прибыль4.

Так называемая догма Смита становится таковой, только будучи оторванной от основного содержания Богатства народов. На самом деле у А. Смита в неявном виде обнаруживается уже формирующееся представление о соотношении обыденной мыслительной формы восприятия ценности и ее сущности, об их совпадении в примитивном и несовпадении в капиталистическом обществе.
А. Смит настойчиво ищет словесное определение различий между трудом, употребленным на добывание товара, и трудом как предметом сделки предпринимателей и работников. В первом случае это уже выполненная работа. И так как товар при его покупке переходит в собственность покупателя, то для Смита такой труд есть покупаемый труд.

Во втором случае предметом сделки является работа, надлежащая к выполнению4. До сделки таким трудом располагают работники.

После сделки им располагают на определенный срок нанявшие людей предприниматели. Предприниматели приобретают располагаемый труд для того, чтобы занять работой умелых и трудоспособных (читаем: "способных к труду") людей... в расчете получить прибыль на продаже продуктов их работы или на том, что прибавляет их труд к ценности материалов5.

Располагаемый труд это, по сути своей, пролог категории товара рабочая сила, то есть способности к труду, создающей ценности большие, чем ее собственная.
Изучение экономической мысли в исторической перспективе (от экономистов XVIIIXIX вв. до современных теоретиков маркетинга и неоинституционализма) приводит к выводу, что трудовая теория ценности, основы которой были заложены А. Смитом, объективно представляет собой фундамент всей современной экономической науки.
Примечания
1 Экономическая энциклопедия: Политическая экономия. М.: Сов. энцикл., 1979.

Т. 3, ст. Смит.
2 Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело Лтд., 1994.
3 Смит Адам. Исследование о природе и причинах богатства народов.

Кн. IIII.

М.: Наука, 1992.
4 Там же.
5 Там же.
Н.Ю. Богачкова

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АКЦИЙ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА В КОРПОРАТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ

С превращением работников предприятия в акционеров связывались большие надежды. Их называли новыми собственниками, заинтересованными в увеличении производительности труда и способными контролировать работу менеджмента.

Однако, как свидетельствует зарубежный опыт, переход акций в собственность работников не является достаточным основанием для появления хозяйской мотивации. С другой стороны, хозяйская мотивация может быть сформирована без передачи или продажи акций работникам предприятия (опыт японских корпораций).

Что же касается причин, по которым, в частности, американские корпорации прибегают к продаже акций персоналу по схеме ESOP, программе 4-к или же другим пенсионным программам, то, по оценкам западных экономистов, если среди них и есть желание стимулировать работу наемных работников, то оно стоит на последнем месте. Уильямсон1 оценивает схемы ESOP как способ защиты менеджеров корпорации от враждебных поглощений.

Дж. Блази и Д. Круз2, не ставя под сомнение тот факт, что менеджеры корпораций используют продажу акций наемным работникам для мобилизации средств в борьбе за корпоративный контроль (в качестве отсрочки платежей по заработной плате, в качестве способа снять с корпорации бремя фискальных платежей в пенсионный фонд), выражают надежду, что в будущем рабочих станут привлекать к делам корпорации. И тут же оговариваются, что максимальный эффект достигается при использовании японского опыта привлечения рабочих к решению текущих производственных вопросов (кружки качества).

Ни о чем большем речи не идет.
Отечественные экономисты продолжают вести дискуссию по поводу возможностей, заключенных в факте владения рабочими акциями своего предприятия. В частности, обсуждение было развернуто на страницах РЭЖ. Редакция журнала, с ее же слов3, рассчитывала придать дискуссии новый импульс, опубликовав две, полярные по своим позициям публикации, связанные с принятием Федерального закона Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий) от 24.12.1997 г. Так, В. Тарасов считает, что закон создает ...правовые условия для производственных ячеек, работающих на принципах свободного (а не наемного) труда и приводит к ...увеличению числа работников-акцио-неров, к расширению "среднего класса" базы стабильности любого общества4.

А. Глушецкий доказывает нежизнеспособность конструкции народного предприятия, поскольку закон фактически заменяет акцию ...суррогатом эмиссионной ценной бумаги акцией "на халяву", без инвестиций и управленческих голосов5. Убедительно доказывается, что закон служит интересам той категории руководителей предприятий, которые не способны ответить на вызов становящейся рыночной экономики и позволяет им легитимно и быстро растащить предприятия, уйдя от ответственности за принудительное банкротство. Примечательно, что переданные в правительство в конце 1998 г. поправки к закону, призванные усилить его роль и облегчить процедуру создания таких предприятий, были подписаны только директорами ряда российских корпораций.

Также примечательно, что и публикации не вызвали активных дебатов. Возможно потому, что акции в руках работников предприятия все большим числом исследователей воспринимаются, в первую очередь, как инструмент для достижения целей менеджмента.
Так, в ходе обследования промышленных предприятий Западной Сибири6 треть руководителей заявили, что влияние трудового коллектива на управление предприятием после приватизации уменьшилось; участие работников-акционеров в работе совета директоров через независимых представителей даже не рассматривается, так же как и частичная оплата труда акциями.
Можно говорить о том, что основная функция акций трудовых коллективов российских предприятий аналогична той, которую выполняют акции работников западных корпораций, и состоит в защите предприятия от возможного захвата или поглощения. Принципиальное различие состоит в целях и способах реализации такой защиты: в интересах менеджмента, далеко не всегда сбалансированных интересами фирмы как хозяйствующей единицы. Реализация экономического потенциала, заключенного в факте владения работниками акциями предприятия, не видится возможной без предварительного пе-реподчинения интересов как менеджеров, так и крупнейших акционеров институциональным интересам фирмы, осуществляемого внешними и внутренними механизмами корпоративного контроля.

Только при этом условии возникнет необходимость во всех способах повышения эффективности фирмы, в том числе и в привнесении творческих начал на каждое рабочее место, в использовании тех инвестиционных и управленческих возможностей, которые содержатся в продаже вновь выпускаемых акций персоналу фирмы.
Примечания
1 Уильямсон О. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки и отношенческая контрактация.

СПб.: Лениздат, 1996.
2 Блази Дж.Р., Круз Д.Л. Новые собственники (наемные работники массовые собственники акционерных компаний).

М.: Дело Лтд, 1995.
3 Рудык Э., Керемецкий Я., Завьялова Г. Задачи демократизации собственнических отношений на российских предприятиях // Российский экономический журнал. 1999.

4. С. 922. С. 9.
4 Тарасов В. Акционерные общества работников императив времени // Российский экономический журнал. 1998.

2. С. 1314. С. 13.
5 Глушецкий А. Конструкция народного предприятия искусственна и нежизнеспособна // Российский экономический журнал. 1998. 2. С. 1518.

С. 17.
6 Черемисина Т.П. Предприятия в новых условиях: не очерняя и не приукрашая // ЭКО.

1997. 4. С. 4868.
Ю.А. Богуславский

ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ КАК ФИНАНСОВАЯ ОСНОВА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ


Стратегическое планирование устойчивого развития территории можно рассматривать на разных территориальных уровнях (муниципальное образование, регион, страна). Каждый уровень имеет свою специфику, но меры, намечаемые к осуществлению в рамках стратегии устойчивого развития, должны иметь мощную финансовую основу.
Необходимым условием стратегического планирования экономического роста является снижение бюджетного дефицита, который достигается за счет повышения уровня собираемости налогов, а также эффективного управления муниципальной (государственной) собственностью.
Целью муниципального управления на территории является обеспечение развития, согласование, а затем и оптимизация соблюдения интересов всех субъектов жизнедеятельности в рамках данного экономического пространства по реализации имущественного комплекса и различных объектов собственности муниципального образования, целевое назначение которых для власти или населения связано с осуществлением функций местного управления.
Муниципальное управление также одна из форм децентрализованного управления, предполагающая известную самостоятельность и автономность муниципальных систем.
Если проанализировать генезис составления муниципальной собственности, то следует отметить, что на этапе рыночных трансформаций экономики муниципальная собственность рассматривается как разновидность или особый уровень государственной собственности, что было обусловлено представлениями об общественной собственности. Далее, отечественная наука (некоторые ее представители), признавая муниципальную собственность, соотносили ее с определенным управлением системы государственной собственности, называя ее местной, или коммунальной.
Экономическое развитие собственности как основа функционирования муниципальных образований относилось основными научными разработчиками этой проблемы к категории местное хозяйство. В дальнейшем, уже в рамках законодательно обоснованного процесса, муниципальная собственность продолжала все же относиться к разновидности государственной собственности.
С учетом того, что от эффективности управления муниципальной собственностью впрямую зависит наполняемость городской казны, управлять этой собственностью должны специалисты, имеющие высокий профессиональный опыт. Кроме этого, во главу угла при создании новых предприятий и организаций, находящихся в собственности муниципалитета, должна ставиться степень удовлетворения ими потребностей населения территории, что в конечном итоге будет способствовать повышению качества жизни.

Важно отметить, что в муниципальной собственности находятся также природные ресурсы территории, и здесь стоит задача не только эффективно их использовать, но и сберечь для последующих поколений.
В целом проблема эффективного управления муниципальной собственностью заслуживает специального и глубокого исследования, так как устойчивое развитие территории немыслимо без обеспечения его финансовой безопасности.
В.И. Боровиков

СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РОССИИ

Мы против рыночного догматизма, если таковой сводится к бездумному копированию западного опыта, Вашингтонского консенсуса, шоковой терапии и т. п. Программа развития нашей экономики должна покоиться не на политических крайностях, а на реальном представлении исторически конкретной ситуации, в которой необходимо выбрать основное звено и вытащить, уцепившись за него, всю цепочку национальных проблем экономического роста. Возможности для этого имеются громадные.

Только нужно с оптимизмом и умением использовать национальную социально-рыночную инсти-туциализацию, инновационный характер работы предприятий и громадные внутренние инвестиции.
Первое направление заключается в том, чтобы грамотно и эффективно использовать российские социально-рыночные институты с учетом национальных традиций. Но не все признают, что в 19992001 гг. России удалось выйти на выполнение главной стратегической цели добиться прироста ВВП в размере 56 %. По-видимому, рано еще говорить о стабильности экономического роста экономики нашей страны. Положительный прирост ВВП хотя и охватывает основные сферы экономики (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и т. д.), но этим пока не удалось преодолеть тот спад экономики, который она испытала за 10 лет ее формирования (спад составил 50 %), инфляционный потенциал и падение ее уровня в мировом хозяйстве, а главное еще не удалось повысить инвестиционный потенциал страны.

Действительный рост может наступить с того рубежа, с которого начался спад экономики (с 1990 г.) и который ежегодно составлял 45 %, когда удастся повысить показатели национального дохода на душу населения и показатели роста реального дохода всех членов общества до прежнего уровня. Естественно, этого удастся достичь, прежде всего, при условии, если все рыночные институты не будут выглядеть искусственно привнесенными в нашу экономику, а действительно будут соответствовать требованиям эффективного роста. Для экономического роста необходимы соответствующая инфраструктура и специалисты, современные коммерческие банки, рынки ценных бумаг, опыт предпринимательства и его правовое поле действия. Не случайно поэтому все рыночное до сих пор принимало характер мафиозных соглашений, квазипредприни-мательских теневых структур, которые скорее были способны разрушать, а не созидать нормальную инфраструктуру.

До последнего времени реформаторы, исповедующие идеи Вашингтонского консенсуса, действительно следовали советам экспертов Международного валютного фонда, стремились вытеснить государственные институты и добиться шокового эффекта рыночной экономики. При этом ими заранее предлагалось идти не на экономический рост, а на экономические потери в конкуренции на мировом рынке, и населению предписывалось жертвовать своим благосостоянием во имя свободы и процветания в будущем.
В действительности, Россия не могла и не должна копировать путь, пройденный развитыми странами, которые достигли своего развития за долгие годы на основе научно-технического прогресса и которые теперь столкнулись с ресурсной проблемой. Известно, что в этих странах проживает лишь четверть населения планеты, но они потребляют в сумме значительную часть мировых ресурсов.

Остальные же страны обречены на сокращение потребления собственных ресурсов. Для избежания этого они ищут пути выхода из создавшегося положения, в частности идут по пути экономических реформ, при этом господствующие государства не заинтересованы в рациональном использовании ими собственных ресурсов.

Таким образом, Россия в целом может в дальнейшем развиваться опираясь только на свои национально-индустриальные традиции, на свой культурный, производственный потенциал, на расширенное воспроизводство комплексного типа.
Второе направление заключается в том, чтобы, опираясь на политику всех макро- и микроруководителей, заложить инновационную экономическую политику. Для России сейчас особенно необходим инновационный тип экономического роста.
Хочу выделить особо приоритетность развязывания и стимулирования инновационных усилий предприятий. Именно это следовало бы считать главной задачей государственной экономической политики. Многие предприятия оказались в лежачем положении именно из-за незнания основ инновационной деятельности. И до сего дня удельный вес инновационной продукции в объеме продукции предприятий занимает от 2 до 20 %, при нормальной их деятельности она должна составить около 6080 %. Сегодня вопрос стоит остро.

Если директор предприятия не способен осуществлять инновационную деятельность предприятия, то он должен уйти и не мешать другим. Наши руководители были развращены плановой системой, которая отучила предприятия постоянно добиваться конкурентных преимуществ посредством инноваций, путем мобилизации производства, целенаправленного маркетинга, новаторства, повышения качества и производительности труда, рациональной кластеризации, то есть путем налаживания и поддержания между предприятиями одного региона тактического и стратегического территориального партнерства и конкуренции.
Третье направление заключается в том, чтобы найти источники инвестиций. Безусловно, для решения проблемы современного экономического роста в России инвестиции имеют важное значение. Но обычно ставят вопрос так: имеются ли инвестиционные возможности в самой России или придется рассчитывать на иностранные инвестиции?

Скажем сразу, что вопрос о привлечении иностранных инвестиций не снимается. Но главный акцент сделать придется все же на внутренние возможности.

Это и проще, и скорее. Необходимо учитывать, что за время реформации объем инвестиций в экономику страны уменьшился в 4,5 раза в объеме ВВП. Сказалось и усиление экспорта капитала за границу (2025 млрд долларов ежегодно). Накопленный российский капитал за границей оценивается ныне в 150 и в 300 млрд долларов.

Необходимо все сделать для того, чтобы вернуть этот капитал и прекратить его вывоз. При всем этом России все же необходимо ориентироваться на внутренние источники инвестиций.

Такие имеются, и немалые.



Содержание раздела