d9e5a92d

НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВО-ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА

Как развитие и деятельность человека строятся на основе деятельности мозга, так и развитие биосферы будет направляться деятельностью человечества. В настоящее время спорным является вопрос о том, живем мы в биосфере или уже в ноосфере. Развитие современной биосферы, без сомнения, направляется деятельностью человечества, масштабы которой стали сопоставимыми с масштабами геологических процессов.

Однако развитие биосферы направляется человеком пока неправильно, наносит ей вред, так же, как мозг недостаточно умного человека руководит деятельностью своего организма, которая может нанести ему вред. Однако даже достаточно образованный, интеллигентный, умный человек всегда бывает в чем-то недоволен своей деятельностью: человеку свойственно ошибаться. Поэтому решающим критерием для характеристики ноосферы мы считаем направляющую деятельность человечества, и, следовательно, развитие биосферы достигло уровня ноосферы.

Тем не менее, как человеку необходимо постоянное совершенствование своей деятельности вследствие развития мозга, так и современной ноосфере необходимо совершенствование за счет более правильного воздействия на человечество.
Но люди, чтобы улучшать свои отношения с природой, должны обладать, во-первых, определенным набором знаний и, во-вторых, достаточной экологической культурой, которая будет вызывать стремление применить экологические знания на практике.
Поэтому важнейшей задачей перед системой образования является подготовка специалистов, обладающих новой культурой во взаимоотношениях с природой. Экологическое образование (в первую очередь молодежи) не просто одна из важнейших задач современного общества, но и условие его дальнейшего выживания.
В связи с этим концепция экологического образования и воспитания получила широкое развитие.
Строительство системы экологического образования было начато в технических вузах России в 90-х годах XX века Технический университет им. Баумана, Энергетический университет и др., где были открыты кафедры экологии и экологические центры, которые давали экологическую ориентацию выпускаемым инженерам.
Следующим этапом было создание в 1993 г. в мире Гуманитарного экологического университета, основу которого составил экологический факультет во главе с Н.Ф. Реймерсом.

Это учебное заведение было ориентировано на подготовку специалистов, способных на профессиональном уровне заниматься взаимоотношениями природы и общества.
К настоящему времени уже во многих вузах России созданы кафедры экологии и экологические факультеты, координируемые научно-методическим советом по экологическому образованию. Созданы новые специальности экологического содержания, такие как Экология, Природопользование, Экология и природопользование, Геоэкология, Биоэкология; для них разработаны государственные образовательные стандарты.

Подготовка специалистов по некоторым из перечисленных направлений ведется уже около десяти лет.
В Волжском гуманитарном институте в 1997 г. также была открыта специальность природопользование, первые выпускники которой в2002г. получили дипломы. При обучении студентов коллектив кафедры экологии и природопользования осуществил самостоятельное наполнение учебного плана дисциплинами регионально-вузовского компонента, дисциплинами по выбору, разработал методики преподавания этих предметов, выбрал специализации.

Так, значительное количество часов отведено под химические дисциплины, это обусловлено тем, что в г. Волжском наиболее развито химическое производство и большая часть выпускников, безусловно, найдет себе работу на химических предприятиях.
Подготовка грамотных и высококвалифицированных специалистов осуществляется через творческое усвоение знаний. В процессе обучения изменяется отношение студентов к проблемам окружающей среды, поведению человека в природе, развиваются мыслительные способности, устная и письменная речь, способность отстоять свою точку зрения, что отвечает целенаправленному формированию личности эколога, его активной жизненной позиции.

Таким образом, в учебном процессе реализуются три важнейшие функции образовательная, воспитательная и развивающая.
Итак, в рамках концепции непрерывного экологического образования в Волжском гуманитарном институте накоплен некоторый опыт в подготовке экологов-природопользователей. Однако учебный план находится в стадии постоянного совершенствования, поэтому можно с уверенностью сказать, что экологи-природопользователи последующих выпусков будут еще более высококлассными специалистами.
Н.Г. Парасоцкая

НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВО-ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



Социально-экономическая политика, реализуемая на местном уровне, включает целый комплекс целей экономического и социального характера. В рыночных условиях хозяйственная и экономическая база местного самоуправления определяют возможности и характер развития муниципального образования.

Основная задача сегодня это привлечение и эффективное использование различных финансовых ресурсов.
Создание благоприятного финансово-инвестиционного климата возможно при построении модели экономических отношений, основанной на финансово-инвестиционном комплексе. Данная модель позволяет органичнее увязать территориальные интересы, комплексно решать экономические, социальные задачи и на этой базе успешно развивать местное самоуправление.
Экономика муниципального образования генерирует все финансовые потоки, как формируемые внутри себя, так и входящие и исходящие из нее. Финансовый потенциал муниципального образования формируется из трех исходных условий: производительных сил, то есть совокупности людей, находящихся в трудоспособном возрасте, основных фондов предприятий всех отраслей народного хозяйства, а также расположенных на данной территории природных ресурсов; собственного финансового капитала муниципального образования; развитой финансовой инфраструктуры.

Данные исходные условия определяют не только уровень развития самого муниципального образования, а также размер финансовых ресурсов, создающих налогооблагаемую базу для пополнения доходных частей федерального и регионального бюджетов.
Пути формирования благоприятного финансового климата в рамках финансово-инвестиционного комплекса муниципального образования:
- разумная налоговая политика, обеспечивающая достаточную доходную базу местного бюджета;
- эффективная бюджетная политика, направленная на рациональное использование полученных доходов;
- проведение самостоятельной кредитной политики, политики на рынке ценных бумаг, в сфере страхования.
Разумная налоговая политика предполагает, с одной стороны, снижение налогового бремени с производственной сферы, усиление работы по урегулированию просроченной задолженности товаропроизводителя путем ее реструктуризации. С другой увеличение уровня собираемости налогов и сборов путем усиления фискальных мероприятий, ужесточения налоговой дисциплины, контроля за движением наличных денежных средств и доходов физических лиц, особенно в сфере оборота алкогольной продукции, а также выравнивания условий налогообложения за счет сокращения налоговых льгот и ужесточения условий их предоставления.
На протяжении последних трех лет бюджетная политика Правительства РФ, несмотря на ряд деклараций о ее социальной направленности, практически ориентировалась на приоритеты, обеспечивающие максимальную концентрацию финансовых ресурсов на уровне федерального бюджета для обслуживания и погашения государственного долга :.
Поэтому построение эффективной бюджетной политики на местном уровне зависит как от целенаправленных действий федерального правительства по переходу на новую систему межбюджетных отношений, так и от действий местных органов власти по формированию условий для максимальной мотивации по увеличению собственных доходов территории и составления расходной части местного бюджета на основе социальных нормативов и стандартов.
Когда мы говорим о механизмах, обеспечивающих инвестиционную привлекательность муниципальных образований, то одним из основных условий, способствующих притоку инвестиций, помимо эффективного налогового законодательства, являются нормативно-правовые акты, предусматривающие конкретные меры финансового регулирования экономики. Создание таких правовых механизмов должно обеспечить не только федеральные и региональные органы государственной власти, но и органы местного самоуправления. В свою очередь, федеральные и региональные органы государственной власти должны оказывать муниципалитетам правовую и методическую помощь в разработке и принятии указанных нормативных правовых актов 2.
Инвестиционные возможности органов местного самоуправления ограничиваются средствами местного бюджета, поэтому стратегия инвестирования должна исходить из приоритета муниципального интереса, социальной ориентации инвестиций при выборе объекта вложения и оценке конечных результатов инвестиционной деятельности.
В сфере страхового бизнеса возможности местных органов власти заключаются в формировании политики, снижающей существующие риски развития страховых компаний, минимизирующей их возможные финансовые потери, например, через программы страхования имущества объектов социальной сферы (школ, больниц).
Кредитная политика предполагает стимулирование через льготы по налогу на прибыль и (или) выдачу муниципальных гарантий, кредитование долгосрочных инвестиций в реальный сектор экономики.
Формирование действенного фондового рынка в рамках муниципальной экономики предполагает поддержание развития всех имеющихся и вновь создаваемых профессиональных участников рынка ценных бумаг со стороны органов местного самоуправления.
Непосредственное участие возможно с учреждением муниципальной инвестиционной компании, через которую можно было бы осуществлять продуманную эмиссию собственных ценных бумаг для направления заемных средств на реализацию крупных окупаемых инвестиционных проектов.
Конечная цель формирования финансового климата в данном случае сформировать механизм распределения, перераспределения, формирования финансовых ресурсов таким образом, чтобы достичь максимального уровня развития при учете всех интересов. Таким образом, это способ воздействия на процесс воспроизводства.

В свою очередь, воспроизводство в государстве в целом вызывается и сопровождается образованием целого круга социальных потребностей, связанных с социальной ориентацией экономики.
Примечания
1 Горегляд В. Бюджетная система и экономический потенциал страны // Вопросы экономики. 2002.

4. С. 67.
2 Колесов А.С. Финансовая политика субъекта Российской Федерации: цели, ресурсы и пути // Финансы.

2001. 7. С. 3.
В.И. Петровский, К.М. Солодуха

МЕТОДИКА ОПТИМИЗАЦИИ СИСТЕМЫ РЕКЛАМНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Место продукции российских промышленных предприятий на внутреннем и внешних рынках определяется не только ее потребительскими свойствами, но и умением грамотно продвигать произведенные товары. Особое значение приобретают вопросы разработки и практического применения современных форм организации и управления рекламной деятельностью, позволяющих повысить эффективность реализуемых комплексов рекламных мероприятий, а значит, и повысить объемы продаж.

Эффективная реклама и оптимальная организация рекламной деятельности позволяют при прочих равных условиях обеспечить конкурентоспособность и многократное повышение оборота промышленного предприятия.
Рекламная деятельность промышленного предприятия является сложным процессом и характеризуется:
- многофункциональной и многоуровневой структурой участников рекламного процесса;
- географической разнесенностью в пространстве;
- сложной технологией функционирования;
- разнообразной и сложной неструктурированной информацией в больших объемах;
- неравномерным привлечением трудовых ресурсов для реализации комплексов рекламных мероприятий;
- подключением к выполнению отдельных мероприятий нерекламных подразделений промышленного предприятия и сторонних организаций.
Подходы к организации рекламы разнообразны и индивидуальны, они зависят от направлений деятельности промышленного предприятия, его места на рынке и множества других факторов (в т. ч. субъективных). Поэтому промышленные предприятия используют самые разнообразные формы рекламной деятельности, одной из которых может быть формирование оптимальной системы рекламного обеспечения (СРО).

Основная цель создания СРО состоит в возможности организационно и экономически эффективного объединения в единую гетерогенную систему всех участников рекламного процесса, технологического оборудования для производства рекламной продукции на основе применения стандартизованных ситуаций взаимодействия между компонентами СРО.
Для оценки сравнительной экономической эффективности СРО предприятия предлагается следующая методика:
1. В соответствии с выбранным методом определения рекламного бюджета и заданным объемом сбыта продукции разрабатывается план рекламной деятельности предприятия. В плане определяются необходимые рекламные продукты по видам рекламного воздействия, программа действий, комплексы рекламных мероприятий и графики рекламной активности.
2. В соответствии с графиком рекламной активности уточняется перечень необходимых рекламных продуктов и строятся медиа-планы выхода рекламных обращений для каждого комплекса рекламных мероприятий.
3. На основе перечня необходимых рекламных продуктов и медиа-планов выхода рекламных обращений строятся (на основе нормативов трудозатрат в рекламной отрасли) годовые календарные графики работ по реализации мероприятий рекламной деятельности и движения исполнителей. При этом предлагается учитывать, что необходимость постоянного управления рекламной деятельностью требует определенной численности сотрудников в штате предприятия.

Численность штатных сотрудников рекламного отдела закладывается в базовую часть графика работ и движения исполнителей. Выделяются рекламные работы, которые могут выполняться только специализированными рекламными агентствами (например, видеопроизводство) .
4. Календарные графики работ и движения исполнителей по каждому комплексу рекламных мероприятий перестраиваются в графики по продолжительности.
5. Проводятся расчеты по определению оптимальной кооперации труда исполнителей, привлекаемых для выполнения заданных мероприятий рекламной деятельности. Для оценки сравнительной экономической эффективности вариантов системы рекламного обеспечения (по отношению к какому-либо базовому) используется целевая функция минимума суммарных годовых приведенных затрат, включающих как непосредственные затраты на рекламную деятельность, так и сопряженные затраты на предприятии. Из целевой функции выделяются переменные.

Основной переменной составляющей издержек на рекламную деятельность являются затраты на заработную плату и им пропорциональные (накладные с командировочными) по рекламным работам, выполняемым в данном комплексе рекламных мероприятий соответственно штатными сотрудниками и сторонними исполнителями в рамках кооперации.
6. Подсчитывается заработная плата всех штатных исполнителей по каждому комплексу рекламных мероприятий с учетом их загрузки в течение года, накладных расходов на заработную плату, командировочных.
7. На основе полученных данных строится годовой календарный график движения сторонних исполнителей.
8. Подсчитывается заработная плата всех исполнителей, задействованных в рекламной деятельности предприятия.
9. Проводится анализ полученных результатов, сравнение и выбор наиболее целесообразной формы рекламной деятельности предприятия, дается оценка уровня показателей и делаются выводы.
Предлагаемая последовательность оптимизации СРО позволяет значительно повысить эффективность рекламной деятельности предприятия.
Т.А. Плаксунова

ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СЕМЬИ В УСЛОВИЯХ РЫНКА

Реализация социальной функции государства в современной рыночной экономике предполагает приоритет социальной политики, понимаемой как политика общественно-экономического порядка или конституирования. В ее основе лежит создание эффективной системы социальной защиты, которая позволяет формировать, активизировать и использовать трудовой и инновационный потенциал каждого человека, независимо от его социально-экономического статуса, от того, к какой общественной группе он принадлежит.

Наличие такой эффективной системы социальной защиты является экономическим императивом современной экономики, базирующейся на труде квалифицированного работника. Адекватная и эффективная социальная защита облегчает процесс структурных изменений в экономике, а динамично развивающаяся экономика это не только основа реализации социальной функции, но и фундаментальный элемент благосостояния подавляющего числа семей.
При выборе средств осуществления социальной политики государство руководствуется определенными ценностными ориентирами, правилами, принципами. В современных условиях социальная функция рыночного хозяйства характеризуется усилением субсидиарного при сохранении солидарного принципов ее осуществления. Принцип солидарности, основанный на ответственности всех за каждого, предполагает, что чувство сплоченности позволяет выявить и оценить типичные для той или иной группы населения интересы и общие черты.

Тем самым создаются возможности компенсирования негативных экономических и социальных последствий процесса развития рыночной экономики. Реализация принципа солидарности означает создание возможностей роста числа экономических субъектов.
Вместе с тем развитие тенденции расширения государственных мер защиты от возможных социальных и общественных рисков ведет к увеличению значения принципа субсидиарности, предполагающего применение рычагов социальной политики лишь после исчерпания возможностей проявления активности со стороны получателя помощи. Принцип субсидиарности должен быть направлен на обеспечение стремления индивида к самоответственности и самореализации и предотвращать перенесение ответственности на общество.
Государственная политика в области социальной защиты населения должна представлять собой целостную систему мер экономического, правового, социального и организационного характера и распространяться как на трудоспособное, так и на нетрудоспособное население.
Для трудоспособного населения приоритетное значение имеет содействие со стороны государства занятости, получению дохода, обеспечивающего достойную жизнь и соответствующего трудовому вкладу, установление гарантий минимального размера заработной платы, иных гарантий, связанных с трудовыми и иными правоотношениями.
Для нетрудоспособных и трудоспособных граждан, не имеющих возможности осуществлять трудовую деятельность в силу объективных причин или имеющих низкие доходы, должна действовать комплексная система социального обеспечения или социальной защиты.
Систему социальной защиты такой группы населения нужно базировать на общепринятых международных нормах и стандартах и, прежде всего, Всеобщей декларации прав человека, конвенциях и рекомендациях МОТ, документах Межпарламентской ассамблеи, межгосударственных соглашениях и договорах государств-участников СНГ.
Отсюда вытекает принцип равновесия, когда каждый человек имеет право на социальное обеспечение, запрещающее дискриминацию любого рода, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или других убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, сословного или иного. Это особенно актуально в настоящее время для России, имеющей значительные миграционные потоки.
Указанная система как всеохватывающая должна напоминать, образно говоря, страховочную сетку, которая не даст человеку упасть в бездну, если он оказался без средств к существованию, например в случае утраты работы, болезни, увечья, старости, нищеты и т. п. Иными словами, данная система нацелена на то, чтобы способствовать уменьшению нуждаемости и предотвращению нищеты путем восстановления до приемлемых размеров дохода, утраченного по названным причинам.
Принципы государственной политики по социальной защите населения должны устанавливаться законодательно. Важнейшим нормативом, определяющим черту бедности, является минимальный потребительский бюджет, который используется для определения размеров гарантированных социальных выплат и минимальной оплаты труда.

В условиях кризисного состояния экономики могут применяться в качестве временных нормативов иные показатели прожиточного минимума.
Кроме того, система должна предусматривать механизм пересмотра пенсий, пособий, других выплат населению с учетом изменений в экономике, динамики цен на основные потребительские товары и услуги.
Необходимо, чтобы применяемые в области социальной защиты меры были своевременны, адекватны по размерам изменениям в уровне жизни и, как правило, носили упреждающий и адресный характер. Реализация прав на социальную защиту должна быть легкодоступной для потенциальных получателей.

Средства же на социальную защиту должны быть целевыми и использоваться строго по назначению, а вся действующая система простой, прозрачной, легко управляемой, исключающей дублирование пособий.
В целях достижения согласия в обществе целесообразно установление системы социального партнерства, когда основные проблемы социальной защиты населения на всех уровнях обсуждались бы и согласовывались в ходе переговоров между представителями органов государственного управления, профсоюзов и работодателей.
Н.М. Пономарева

РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

1) Основной движущей силой процесса интернационализации мировой экономики в современных условиях стало международное инвестирование.
Одним из основных факторов размещения инвестиций является оценка инвестиционного климата страны или региона. Инвестиционный климат включает в себя объективные возможности территории (инвестиционный потенциал) и условия деятельности инвестора (инвестиционный риск).
Переход экономики России к устойчивому росту ускорится лишь при поддержке сбалансированности регионального развития.
2) Основными условиями создания благоприятного инвестиционного климата в России для всех видов капитала являются: преодоление кризиса в развитии страны, стабилизация финансовой системы и переход к экономическому росту на основе НТР, снижение инфляции.
3) Важным направлением инвестиционной политики России должна стать разработка нового соглашения о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности стран СНГ. Но государственные структуры не в состоянии обеспечить необходимые объемы капиталовложений по всей экономике, и поэтому в Федеральной инвестиционной программе на 2000 2005 гг. большое значение отводится регионам страны.
Региональная экономика полностью зависит от состояния экономики в государстве, здесь можно проследить и обратную связь, а приоритеты различных групп участников инвестиций процесса имеют различные критерии. Если для инвесторов это чисто экономические критерии, то для региона главным является создание условий более эффективного развития национальной (региональной) экономики.
Необходимо разработать стратегию экономического роста региона, определить приоритетные отрасли экономики и на этой основе создать программу финансовой поддержки предприятий данных отраслей.
По определению российского консультационного агентства Эксперт-регион и финансовой группы Пионер 1, все регионы России можно разбить на 3 группы:
- регионы с относительно благоприятным инвестиционным климатом, с максимальной деловой активностью (20 регионов, в т. ч. два города);
- регионы с менее благоприятным инвестиционным климатом, со средней деловой активностью (15 регионов);
- регионы с неблагоприятным инвестиционным климатом, минимальной деловой активностью Адыгея, Калмыкия, Чечня.
В зависимости от объективных возможностей (инвестиционного потенциала) и конкретных условий деятельности (инвестиционного риска) Эксперт-регион выделил 2 группы показателей. К первой группе относятся показатели, характеризующие природные ресурсы, уровень квалифицированной рабочей силы, степень развития кредитно-финансовой инфраструктуры, производственные фонды.



Содержание раздела