d9e5a92d

НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА И ПУТИ ЕГО ПОВЫШЕНИЯ

Все очевиднее становится его психологическое отчуждение и самоустраненность от коллективных целей, ослабление чувства личной причастности к тому, что делается в коллективе, где он работает.
В настоящее время возможности человека реализуются у нас не полностью: по некоторым данным не более чем на 3040 %. Этот потенциал будет задействован полнее, если люди увидят личную заинтересованность в эффективной деятельности своей организации. Только осознанная потребность в применении собственных способностей, стремление к общественному признанию и благу побуждает человека труда к пополнению своих знаний и умений, накоплению положительного опыта, что дает ему возможность работать с полной отдачей, наращивать свой вклад в общее дело.
И.Н. Рыкова

НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА И ПУТИ ЕГО ПОВЫШЕНИЯ

Стабильное финансовое обеспечение для решения текущих задач государства возможно только тогда, когда финансовая система страны имеет прочную основу. Это касается, прежде всего, реального наполнения бюджета ресурсами, повышения собираемости налогов в бюджет.

В настоящее время в этом отношении существуют довольно серьезные проблемы.
С ростом экономики одной из приоритетных задач становится снижение уровня дотационности бюджета Ставропольского края, которую без серьезных структурных изменений не решить.
Анализируя налоговый потенциал Ставропольского края, необходимо заметить, что существует три основных составляющих, которые непосредственно влияют на налоговый потенциал региона. Это финансовые результаты предприятий региона, финансовые результаты банков, обслуживающих население и юридических лиц, и третья составляющая непосредственно доходная часть бюджета.
Учитывая специфику изучаемого региона, естественным предположением является то, что большой удельный вес занимает такая отрасль, как сельское хозяйство. Сальдированный финансовый результат этой отрасли возрос в период с 1999 г. по 2001 год на 2088 млн руб.
В последние годы резко возрос удельный вес в получении положительных финансовых результатов и развитие таких отраслей, как транспорт, связь и строительство.
Можно сделать вывод, что с ростом доходов предприятий растет величина налоговых платежей, растет прибыль банков (в частности, Сберегательного банка), обслуживающих предприятия и организации, и все это, вместе взятое, влияет на исполнение доходной части бюджета.
Самую большую долю в налоговых доходах бюджета занимают налоги на прибыль, прирост капитала, их рост с 37,6 % в 1999 году до 64,0 % в 2001 году. Второе место по налоговым доходам занимают налоги на товары и услуги, а также лицензионные и регистрационные сборы, хотя доля их в доходах сократилась к 2001 году на 17,9 %.
Практика функционирования налоговой системы свидетельствует о ее приемлемости для России. В целом она отвечает потребностям коренных преобразований в экономике.

Вместе с тем отдельные вопросы налогового законодательства требуют немедленного решения. Прежде всего это необходимость приведения налоговой системы в соответствие с Конституцией РФ, законодательное закрепление Указов Президента РФ по вопросам налогообложения, решения проблем, связанных с механизмом исчисления, уплаты и взимания налогов.
Е.В. Самаева

МАЛЫЙ БИЗНЕС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Малому бизнесу принадлежит особое место в становлении новой социальной структуры общества, в решении проблем хронического дефицита, унаследованного от командной экономики, многих социально-экономических проблем, которые не могут быть решены более крупными хозяйственными структурами в силу громоздкости управления ими, отсутствия у них обратных связей с потребителями. Малые предприятия, в каком-то смысле, находятся между крупными хозяйственными структурами и потребителями, заполняя свободные ниши между ними.

Как правило, деятельность малого бизнеса носит специализированный характер, что позволяет при незначительных вложениях первоначального капитала иметь своих покупателей и успешно конкурировать с крупными фирмами.
Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях рыночной экономики.
Наша страна переживает сегодня очень непростой период. Россия взяла курс на создание социально ориентированной рыночной экономики, привлекая к этому процессу частный интерес.

При этом до середины 1998 г. реализация рыночных реформ происходила в условиях поступательного преодоления системного кризиса, оживления производства и торгового оборота в отдельных секторах экономики. К положительным явлениям можно отнести постепенную адаптацию предприятий к рыночным условиям, внедрение конкурсности в системах государственных и муниципальных заказов, начало политики реструктуризации естественных монополий.


Однако кризис 1998 г. внес существенные изменения в социально-экономическое положение России, обнажил слабые места в рыночной политике, ее непоследовательность, необходимость более решительного перехода к структурным преобразованиям реального сектора экономики, ликвидации изъянов в законодательстве. Как следствие, началось сокращение экспорта и импорта, спад производства, увеличились объем неплатежей, задолженность по заработной плате и пенсиям, произошла девальвация рубля.
Новые задачи экономической политики, необходимость выхода из кризисной ситуации сделали актуальными принятие новых организационных решений, концентрацию усилий государства на формировании более эффективных подходов к государственному регулированию экономики.
Речь идет в первую очередь об изменении базовых принципов формирования и проведения экономической политики государства. Это выражается в усилении его экономической функции и наращивании эффективности экономики в условиях неуклонного обострения международной конкуренции.
Данные идеи вносят значительные коррективы в деятельность по поддержке предпринимательства, а также в непосредственно связанные с этим государственную антимонопольную политику и регулирование сферы деятельности естественных монополий.
Для обеспечения подъема экономики страны необходимо построить общество равных возможностей десятков миллионов собственников. Предпринимательство способствует созданию прогрессивной структуры экономики и конкурентной среды, расширению налогооблагаемой базы.

Путем создания новых предприятий и рабочих мест малое предпринимательство помогает преодолеть издержки реформ, снижает социальную напряженность, обеспечивает занятость населения, насыщает рынок товарами и услугами.
Общий вклад малого предпринимательства в обеспечение занятости населения, формирование валового внутреннего продукта в России пока существенно ниже, чем в странах с развитой рыночной экономикой. По данным ООН, в мире малым бизнесом занято примерно 50 % населения, насчитывается 5355 млн малых предприятий. В Российской Федерации в этом секторе функционирует лишь 890 тыс. предприятий, на которых занято только 7 млн работников.

На 1000 чел. населения России приходится в среднем 6 малых предприятий, что в 58 раз ниже, чем в развитых странах. Малыми предприятиями в России создается лишь около 12 % внутреннего валового продукта, тогда как в США, Японии, Германии их доля в ВВП достигает 5060 %. Представляется, что для обеспечения поступательного развития рыночных реформ необходимо увеличить занятость в российском малом бизнесе минимум до 30 млн чел., доведя число действующих малых предприятий до 13 млн.

Это позволит создать реальную конкурентную базу, оптимизировать структуру экономики государства, значительно повысить жизненный уровень населения, обеспечить финансовую и социально-экономическую стабильность в стране.
Вместе с тем внешняя среда для малого предпринимательства остается крайне неблагоприятной. Современные условия ведения бизнеса в России характеризуются наличием существенных трудностей выхода на рынок.

К ним в первую очередь относятся: низкая платежеспособность населения, рост транспортных и ряда других издержек, сложный доступ к сырьевым ресурсам, новым технологиям, заемному капиталу.
Сегодня не может не настораживать тот факт, что ухудшение социально-экономической ситуации в стране, ослабление государственной поддержки, несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей хозяйственную деятельность, административные барьеры, налоговый пресс, недоступность инвестиционных ресурсов все чаще затрудняют ведение малого бизнеса на легальной основе.
По данным опроса руководителей малых предприятий, проведенного Российским независимым институтом социальных и национальных проблем, масштабы теневой деятельности в малом бизнесе весьма велики: не регистрируются до 50 % малых фирм; реальная занятость на малых предприятиях выше примерно на 70 %; реальный фонд заработной платы превышает официальные показатели на 90 %; оборот занижается в среднем на 70 %. Таким образом, малые предприятия недоплачивают в бюджет примерно в два раза больше того, что они вносят.
Устранить обозначенные проблемы можно только при обеспечении оптимального сочетания интересов государства, потребителей и субъектов предпринимательства.
Для этого необходимо создание упорядоченной и эффективной нормативно-правовой базы малого предпринимательства, то есть среды, которая должна стимулировать развитие бизнеса и создавать благоприятные условия для граждан, готовых начать и продолжить свое дело.
Наряду с этим необходимо принять меры к усилению материальной составляющей поддержки малого предпринимательства, то есть предоставление малым предприятиям на приемлемой основе площадей, производственных мощностей, высвобождаемого инвентаря и оборудования.
Одновременно система поддержки малого предпринимательства должна базироваться на планах социально-экономического развития регионов, учитывать в полной мере интересы базисных предприятий российской экономики, определяющих стратегию стабилизации и выхода из кризиса. Ни одна экономическая реформа в Европе или Японии не проводилась на базе исключительно принципов либеральной политики, протекционизм всегда был важнейшей установкой, определяющей в значительной степени механизмы поэтапного достижения целей, методы государственного регулирования, социальную адаптацию и цену проводимых реформ в целом.
В этой связи возникает объективная необходимость более детального анализа отраслевой структуры малого предпринимательства. В частности, деятельность предприятий малого бизнеса в силу высокой адаптации к изменяющимся условиям рынка наиболее оправдана в таких отраслях экономики, как легкая, пищевая, лесная промышленность, строительство, мелкооптовая и розничная торговля, инновационная деятельность.
Реструктуризация отраслей и реформирование предприятий, развитие кооперационных связей крупного производства с малыми предприятиями целесообразно в наукоемких отраслях автомобилестроении, авиастроении, оборонной промышленности, металлургии.
Вместе с тем представляется целесообразным расширение сферы влияния малого бизнеса и в других составляющих российской экономики.
Осуществление этих целей предусматривает широкое использование малыми предприятиями современных финансово-кредитных механизмов, вовлечение малых предприятий в реализацию государственных и муниципальных заказов, стимулирование инновационных инициатив малых предприятий, совершенствование их информационного обеспечения.
В качестве самостоятельной проблемы следует выделить вопрос обучения и переподготовки кадров. Именно в сфере бизнеса формируется средний класс населения класс будущего. Поэтому при подготовке кадров среднего и малого предпринимательства необходимо усилить психологическую составляющую.

Уже сегодня надо психологически готовить предпринимателей к тем коллизиям, которые у нас время от времени происходят, и, конечно же, поднимать деловую культуру, а также ответственность за свои обязательства.
Думается, что реализация обозначенных направлений позволит малому и среднему бизнесу значительно увеличить свою роль в социально-экономической жизни государства, уверено заняв подобающее место в хозяйственном комплексе обновленной России.
Б.В. Сангаджиев

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАНИЯМИ СССР (АВТОНОМНЫМИ РЕСПУБЛИКАМИ И НАЦИОНАЛЬНЫМИ ОБЛАСТЯМИ) В 2030-е г. XX в.


Изменения в институциональной структуре связаны с принятием конституции 1924 г. Строители нового государства вне-ели в традиционное понимание федерализма несколько дополнений, неизвестных до сих пор в мировой практике: во-первых, федерализм мыслился как перспективная основа социалистических Рабоче-крестьянских Соединенных Штатов, которые должны были возникнуть после победоносной мировой революции; во-вторых, в Конституции 1924 г. (впрочем, как и в Конституции 1918 г.) содержался отказ от одного из классических принципов федерализма на сецессию запрет на отделение субъекта от федерации; в-третьих, большевики связали вопрос о государственном устройстве с национальным вопросом, в чем Ленин, кстати, усматривал залог руководящей роли рабочего класса по отношению к нерусскому населению окраин в виде одной из форм союза города и деревни.
Кроме того, именно с середины 20-х гг. начинает складываться парадоксальная ситуация, при которой Советы: от высших до местных как реальная сила, формально, то есть по закону, обладая всеми правами и полномочиями, фактически были выведены с политической арены. Процесс этот имел всеобъемлющий характер, захватывая все новые и новые территории России. По этому поводу К.Н.

Максимов в своей книге Калмыкия субъект федерации пишет: С первых же дней образования Калмыцкая областная партийная организация... стала целенаправленно брать под свое руководство советские учреждения, вводить контроль за их деятельностью и кадрами.
Постоянное "усиление" партийного влияния в Советах и их исполкомах привело к началу 30-х годов к созданию партийно-государственного аппарата области.
Уже из этого примера видно, как постепенно реальная власть переходит в руки правящей партии и как в условиях отсутствия корней и опоры в старой системе управления происходит неизбежное превращение Советов в партийный придаток, закладывается фундамент доктринальной политики партии, одновременно создавшей благоприятные условия для формирования административно-командной системы. Как следствие, все экономические вопросы, разработка и утверждение планов решались партийными органами, а не в Советах.

И государственные органы власти не усматривали в этом нарушения своих прав и превращались в слепых исполнителей воли партийных верхов.
Кроме слияния партийного и государственного аппаратов, для анализируемого периода характерно и то, что именно в эти годы наметилась тенденция к излишней централизации власти. На этот процесс сразу обратили внимание представители российских автономий, которые отмечали положение дел в автономных республиках в смысле их реальной самостоятельности еще хуже, чем союзных.
В 1936 г. была принята Конституция СССР, в которой конкретно перечислялись все субъекты, составляющие Советский Союз, а в 1937 г. Конституция РСФСР, в которой также конкретно перечислялись все субъекты Российской Федеративной Республики края, области, автономные республики, автономные области.
Конституция 1937 г. закрепила новую систему высших органов власти автономных республик, в основном аналогичную системе высших органов власти союзных республик. Новая Конституция повысила статус автономной республики как субъекта РСФСР, но в то же время узаконила принципы построения унитарного государства (было отменено право выхода из состава федерации), сохраняя вертикальную власть и подчиненность органов власти и управления по иерархической лестнице (проверка работы нижестоящих органов, отмена, приостановка их актов).
Принятие в 19361937 гг. новых Конституций Союза ССР, союзных и автономных республик завершило процесс национально-государственного строительства в условиях новой социально-экономической системы. Новые Конституции, несмотря на общий централистский подход, по мнению А.В.

Лабуди-на, ...были существенным шагом вперед в развитии демократии и самоуправления в нашей стране при одном условии: если бы они соблюдались не формально, по процедуре, а по существу. И если бы все органы власти осуществляли свои конституционные полномочия, исходя из Закона и собственного понимания задач, стоящих перед соответствующей территориальной общностью, и интересов ее членов, а не действовали по командам из центра.
Таким образом, со времени принятия Конституции РСФСР 1918 г. и до начала Великой Отечественной войны 1941 г. в национально-государственном строительстве произошли большие изменения. Они шли по нескольким направлениям: изменение состава РСФСР в результате образования новых союзных республик; изменение государственно-правовой формы некоторых автономий; усиление роли центра.

Демократический механизм регулирования межнациональных отношений в стране, существование которого предполагалось при образовании федерации, уже к середине 30-х гг. не действовал. Чрезмерная концентрация и централизация экономической власти, начиная от контроля информации и кончая социально-экономической реализацией авторитарно принимаемых решений, в условиях командно-распределительного механизма привели к отчуждению трудящихся от власти.

Федеративная форма государственного устройства, оставаясь законодательно закрепленной во всех Конституциях, превратилась в чистую формальность. Образовалось государство, монополизировавшее все средства производства, природные ресурсы, распределение производственных материальных благ и услуг.
О.М. Сафронов

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА НА ПРЕДПРИЯТИИ

Задачи внутрифирменной системы защиты окружающей среды не должны ограничиваться, как это делается до сих пор, исключительно сбором и обработкой данных естественно-научного и технического характера. В настоящее время главной является задача установить, каким образом эта информация оказывает влияние на процесс принятия экологических решений на самом предприятии и на поведение заинтересованных лиц за его пределами.
Экологическую информационную систему (ЭИС) можно определить как часть общефирменной информационной системы, которая получает или извлекает сырые экологические данные из уже действующих внутрифирменных информационных и измерительных систем, обрабатывает их с ориентацией на потребителя и распределяет в соответствии с потребностями. Следует также выделить уровень применения и интерпретации данных, который предъявляет свои требования к экологической информационной системе, и инфраструктуру, которая включает все информационные средства и обеспечивает необходимые для системы услуги.

Между ними располагается уровень собственно экологической информационной системы, то есть систематической подготовки данных1.
Под данными подразумеваются все поступающие, но еще непереработанные сообщения. При этом речь может идти о сообщениях в форме знаков, цифр, рисунков и схем, а также текстов.

Эти данные не зависят от получателя и могут быть им неправильно поняты, использованы. Поэтому экологические данные нуждаются в квалифицированной интерпретации, ориентированной на получателя, благодаря чему они приобретают информативный характер.
Существующие методы подготовки экологических данных, например, экологический бухучет, экологический баланс, рассчитаны на идеальное состояние дел, предполагающее полный объем необходимых данных. Поэтому разработанные ранее концепции обработки экологической информации внедряются медленно, особенно на небольших и средних предприятиях.
Важным вкладом в устранение указанных недостатков является внедрение нормативной установки 14001 Система экологического менеджмента Международной организации стандартов, которая определяет организационные рамки для создания систем экологического менеджмента на предприятии с целью непрерывного повышения экологического качества товаров и услуг. В связи с этим предприятие должно выделить важнейшие аспекты экологической деятельности, связанные с производством продукции и всей хозяйственной деятельностью.

Однако норматив Международной организации стандартов не требует от организаций создания экологической информационной системы и специфических показателей в определенной форме, но предписывает разработку базы для решения соответствующих управленческих задач.
В области разработок и внедрения этих систем нет достаточных знаний и опыта. Соответствующие концепции обычно представляют собой первые попытки и не имеют аналогов в прошлом. В этой связи направленность усилий смещается от
содержания экологической информационной концепции системы в сторону процесса ее разработки.
В качестве главных показателей ЭИС Международная организация предлагает следующие категории:
- индикаторы, характеризующие успехи менеджмента в области экологии;
- показатели, свидетельствующие об улучшении экологических характеристик производственных процессов, товаров и услуг, инфраструктуры предприятия;
- индикаторы, характеризующие экологическую обстановку на предприятии и возможности ее улучшения2.
К этим показателям мы добавили следующие:
- индикаторы, характеризующие отношение к экологическому аспекту деятельности предприятия со стороны внутренней и внешней среды;
- показатели сравнения деятельности аналогичных организаций, отдельных видов производств.
Причем внутреннюю среду необходимо разделять на активную (лица, принимающие решения в области экологической политики) и пассивную (лица, реализующие решения); внешнюю на близкое окружение (поставщики, инвесторы, потребители) и созерцающее (лица, не входящие в близкое окружение, но формирующие общественное мнение об организации).
Также экологический анализ товаров и услуг не должен ограничиваться пределами предприятия. Экологическая ответственность должна распространяться на все стадии жизненного цикла продукта от разработок и производства до использования и утилизации.

Это должно подготовить основательную информационную базу в организации для внедрения системы сбалансированного менеджмента как очередного промежуточного этапа на пути к стратегии устойчивого развития.
Примечания
1 Цюст Р., Шлаттер А. и др. Экологическая информация на предприятии // Проблемы теории и практики управления.

1997. 6.
2 Омельченко Н.С. PR-деятельность ОАО Волжский оргсинтез в обеспечении экологической безопасности // Эколого-экономическая безопасность региона Нижнего Поволжья.

Волгоград, 2001. 108 с.
С.М. Свиридов

МОДЕЛЬ ДЕЛОВОГО ПОРЯДКА И СИТУАЦИЯ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

Экономическая мысль, охватывающая период, запечатленный в письменных источниках, может рассматриваться во многих аспектах. В ней можно увидеть, прежде всего, поиск универсального рецепта для возникающих проблем экономического организма любого масштаба, для всех эпох, укладов и уровней.

В основе подобного философского камня установление подлинных причин, порождающих негативные явления, выработка методов их устранения и создание благоприятных условий для позитивных перемен в нужном направлении. Данный прототип ориентированного в будущее действия можно назвать моделью.
Модель воплощение идеи, с одной стороны, а с другой она в динамическом аспекте является средством реализации цели. В то же время некоторые модели способны на большее, чем просто изображать будущее в терминах настоящего они полностью трансформируют видение тех, кто создает и использует модели.

Такие модели радикальны и революционны по своему эффекту. Они суть модели действий, которые формируются под влиянием эпохи и ее сознания, они помогают творческому полету мысли, помогают вывести его за пределы той информации, которая лежит в основе моделей.
Модель действий предполагает необходимую критику настоящего, а не простое изображение будущего. Следовательно, такого рода модели одновременно дают изображение будущего, творят его, но не по принципу немного больше, но того же самого и не как простое перенесение настоящего в отдаленное будущее.



Содержание раздела