d9e5a92d

МАЛЫЙ БИЗНЕС — ВАЖНОЕ ЗВЕНО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Поэтому в современных условиях целесообразно определить направления развития системы непрерывного образования, ее формы и структуру. Нам представляется, что непрерывное профессиональное образование должно реализовываться по следующим направлениям: обучение в образовательном учреждении, внутрифирменное обучение, кооперация предприятий и учебных заведений.

Традиционная модель подготовки профессионального человека (по М. Веберу), которая хорошо показала себя в период индустриального развития, в условиях постиндустриального общества, когда основной сферой занятости становится сфера услуг или альтернативная занятость, исчерпала себя.
В этой связи важная роль отводится университетам центрам образования, призванным заниматься подготовкой специалистов, способствовать повышению уровня образованности населения, их экономической культуры, распространению инноваций. Поскольку современная система образования обладает в некоторой степени инерционностью, для введения новых программ и курсов в области современных технологий требуется определенное время. Все это в конечном счете приводит к снижению темпов развития производства, быстрому устареванию знаний. Представляется целесообразным восстановление системы обучения работников на производстве.

В западных странах мотивация непрерывного обучения для компаний, только начинающих свой бизнес или не желающих содержать собственные образовательные учреждения, решается при помощи специализированных фирм-посредников.
Поэтому государственная политика должна предусматривать совместные усилия органов исполнительной власти, местного самоуправления, работодателей и образовательных учреждений. Опыт стран цивилизованной рыночной экономики показывает, что потребности инновационного развития требуют новой концепции подготовки кадров.

Необходимо сочетание общей высокой образованности и глубокой теоретической подготовки с практическими знаниями, навыками конкретного производства. Эта цель может быть достигнута при кооперации предприятий и организаций с учебными заведениями.
Сотрудничество между предприятиями и учебными заведениями может быть организовано в нескольких направлениях: подготовка рабочих и специалистов предприятия за счет организации в учебном заведении по новым программам; подготовка специалистов с учеными степенями по темам, представляющим интерес для предприятия; повышение квалификации в учебных заведениях; повышение квалификации и переподготовка специалистов на внутрифирменных курсах.
В настоящее время исключительно важное значение имеет создание адекватной организационной структуры подготовки и переподготовки квалифицированных кадров. Наиболее оптимальным решением, на наш взгляд, является развитие сети межотраслевых региональных учебно-производственных комплексов (МРУПК), где должны реализовываться специальные программы профессионального обучения и повышения квалификации, в частности, программы развития малых предприятий как одного из основных резервов роста производства, создания новых рабочих мест.

Целесообразна кооперация учебных заведений промышленных предприятий и предпринимательских структур. МРУПК могут выступать в качестве бизнес-инкубаторов, стимулируя предпринимательскую инициативу.
В США широко распространено так называемое кооперированное образование, предполагающее чередование работы и учебы (10 % студентов в США обучаются по этим программам). Наиболее крупный проект кооперированного образования осуществляется в Кеттеринг Университете (бывший General Motors Institute) в г. Флинт (штат Мичиган). Студенты, работая на кооперированных в учебный процесс предприятиях, получают практический опыт и возможность дальнейшего трудоустройства. В Великобритании также существует практика сотрудничества предприятий и вузов система аккредитации предшествующего обучения [The Accreditation of Prior Experiential Learning (APEL)], которая была создана еще в середине 90-х гг.

Сущность данной системы заключается в том, что при поступлении в университет учитываются все виды подготовки абитуриента (университет, колледж, курсы, практический опыт и т. п.). Для зачета этой предварительной подготовки разработана специальная система баллов-кредитов, что дает возможность получить высшее образование по сокращенным программам.

Поскольку в современных условиях использование знаний умножает результаты гораздо более эффективно, чем применение любого другого производственного фактора, этот опыт целесообразно использовать в российской практике.
Учитывая быстрое развитие и смену технологий в мировом хозяйстве, обучение призвано стать инновационным: ориентироваться на сознательный выбор альтернатив (то есть перейти от императива должно быть и необходимо к может быть и возможно); реализовывать принцип участия (каждый человек учится принимать активное участие в разработке важнейших решений на любом уровне).


Т.А. Жигулина

МАЛЫЙ БИЗНЕС ВАЖНОЕ ЗВЕНО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

В период проведения экономических реформ значительное распространение получил такой тип хозяйственной структуры, как малое предприятие.
Стремление каждого гражданина улучшить свое материальное положение, стремление полнее проявить себя как личность рождает массовое явление в форме развития малого бизнеса.
Малый бизнес играет в экономике страны большую роль. Он является неотъемлемой частью социально-экономической системы страны, обеспечивая стабильность рыночных отношений, втягивая большую часть граждан страны в эту систему отношений путем открытия ими собственного дела, обеспечивая высокую эффективность производства путем глубокой специализации и кооперации производства, что благоприятно сказывается на экономическом росте национальной экономики.
Малый бизнес присутствует во всех сферах и областях экономики. Сегодня преимущества малого бизнеса по сравнению с другими секторами экономики выражены намного ярче, чем недостатки. В этом заключается специфика малого предпринимательства пробуждаться в период общего экономического спада, решая многие экономические и социальные проблемы.

Функционирование малых предприятий демонстрирует хорошую адаптацию к внешним условиям, своим развитием укрепляя рыночные отношения. В силу своей гибкости и скорости принятия решений малым предприятиям легче проконтролировать производственный процесс и быстро переналадить его в связи с изменениями спроса на рынке. Им присущи высокая маневренность производства по сравнению с крупными предприятиями, чуткое реагирование на спрос потребителей, способность к быстрому внедрению новой техники и технологий, более эффективное использование производственных мощностей.

Развитие малого бизнеса создает благоприятные условия для оздоровления экономики, развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, расширяется потребительский сектор. Развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

Он является надежным источником бюджетных поступлений: доля просроченной задолженности малых предприятий местным и федеральному бюджету ниже, чем у других предприятий.
В настоящее время в создании малых предприятий большую заинтересованность проявляют крупные компании. Они поручают малому бизнесу вести отдельные виды производства, устанавливать тесные связи с рынком, проводить различные научные разработки.

Роль малых предприятий в инновационном предпринимательстве очень велика. Согласно статистике, малый наукоемкий бизнес в США дает примерно 50 % всех промышленных новшеств. Крупным компаниям экономически выгодно поручать малым предприятиям работу, требующую приложения высокопрофессионального мастерства.

Часть мелких фирм через систему франчайзинг включена в монополистические производственные комплексы, что приводит к тесным контактам с крупными компаниями. Однако малый бизнес не только успешно сотрудничает, но и достойно конкурирует с крупными компаниями.

Это обусловлено быстрым реагированием на требования рынка, потребностью в небольшом стартовом капитале, доступными ценами для потребителя.
Малый бизнес играет важную роль в развитии экономики многих развитых стран, но в России развитие малого предпринимательства существенно отстает. Это связано с тем, что не получила развития государственная поддержка этих предприятий, хотя малые предприятия как неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, очень в ней нуждается.

Система государственной поддержки малого бизнеса в России недостаточно эффективна, ее необходимо развивать и совершенствовать, необходимо использовать для этого опыт промышленно развитых стран.
Несмотря на все неудачи, в нашей стране велики резервы развития малого предпринимательства. От темпов роста этой сферы хозяйственной деятельности в будущем в России будет зависеть развитие всей национальной экономики. Все вышеперечисленное позволяет надеяться, что так необходимому малому бизнесу в России будет включен зеленый свет.

А многомиллионному населению нашей страны этот вид бизнеса необходим не только для выживания и раскрепощения, но и для своего материального процветания, морального самоутверждения и самореализации.
А.Д. Зарецкий

ПРОТИВОПОЖАРНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ КАК ЭЛЕМЕНТ ХОЗЯЙСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

Хозяйственная жизнь страны представляет собой сложный механизм социально-экономического характера. Как отмечает профессор Ю.М.

Осипов: ...хозяйство... всегда шире и глубже экономики... жизнь человека жизнь хозяйственная1. Одной из граней хозяйственной жизни является система противопожарной устойчивости.

Как показывает экспертный анализ, существенные сбои в хозяйственной жизни России последних лет обусловлены неудовлетворительным функционированием, в том числе и этой системы.
Например, можно отметить, что, помимо неудовлетворительного социально-экономического влияния на хозяйственную систему России (пожары в Останкинской телебашне и других важных объектах), пожары оказывают негативное влияние и на ее политическую жизнь: пожары лесов и торфяников в Подмосковье, задымление Москвы вынудили Президента России в 2002 г. временно работать на территории Южного федерального округа. Кстати, в Средние века многие правители России спасались от пожаров в Москве на Воробьевых горах2.
Экспертно-аналитический анализ проблемы показал, что нарушения хозяйственно-политической жизни в Москве были предопределены еще в 60-х годах XX века. Тогда правительственные органы бывшего СССР в целях очистки от болот подмосковной территории осушали их значительную часть, но в результате были получены громаднейшие торфяники, которые имеют специфическую особенность распространения горения за счет окислителя (кислорода воздуха), находящегося внутри торфяной массы.

Первый сигнал об этих нарушениях прозвучал в 1972 г., когда смог (дым совместно с туманом) окутал Москву и близлежащие города. Теперь, через 30 лет, нужны громадные материальные и человеческие усилия для ликвидации этих торфяников.

Кроме того, в 2002 г. на территории России уничтожено огнем более 1 млн га леса. По некоторым данным, 1 га леса оценивается в 1 млн руб.
По данным отчета Центра мировой пожарной статистики, за последнее десятилетие XX в. установлено, что в среднем в каждой стране затраты на борьбу с пожарами примерно в 2 раза превышают материальные потери от них3. По тем же данным, в некоторых странах мира Японии, США, Канаде, Великобритании и др. эти затраты еще больше: в 2,53 раза. Отсюда следует, что с чисто экономической точки зрения указанные затраты неэффективны, а с хозяйственной, социальной (и даже политической) они необходимы для государства. Кроме того, имеющиеся данные также показывают, что недостаточная противопожарная устойчивость приводит к значительным потерям человеческого капитала4.

По данным центра, Россия имеет удручающую картину о численности погибающих людей от воздействия на них опасных факторов пожаров (ОФП). Например, в России на 1 млн чел. населения в год от воздействия ОФП погибает около 100 чел. (для сравнения: в США 16,7 чел., Германии 7,9 чел., Великобритании 12,7 чел.)5.
Проведенные нами исследования позволили установить, что сложившаяся структура системы противопожарной охраны России опирается преимущественно на техническую и технологическую составляющие, а гуманитарная и гуманистическая ее части развиты недостаточно динамично. В частности, нет глубоких концептуальных разработок по защите от ОФП каждого человека на рабочем месте, в домохозяйстве, других социально значимых местах пребывания людей.

Кроме того, не выработана соответствующая социально-хозяйственная методология противопожарной устойчивости всех аспектов социально-экономической жизни людей. Анализ гносеологического и общекультурного аспектов, а также хозяйственно-экономической имманентности человеческого мироустройства России позволил определить два концептуальных подхода, которые необходимо принять в качестве методологии при решении проблем противопожарной устойчивости6:
- первая из них философская оценка существующей практики системы пожарной безопасности в стране, которая предполагает рассмотрение личности как основного объекта системы;
- вторая разработка методологических основ междисциплинарных связей для построения социальной схемы пожарной безопасности, включающих в себя учет особенностей ментальности российских граждан, особенностей восприятия правовой культуры, базирующейся на патернализме (иногда переходящем в харизму).
Указом Президента РФ с 01.01 2002 г. Федеральная противопожарная служба передана из МВД в МЧС РФ. Возможно, что это поможет повысить эффективность тушения пожаров, но следует отметить, что действующее Положение о МЧС РФ не определяет для него профилактических функций.

Эти функции вытекают из основных 5 задач МЧС, которые направлены на реализацию единой государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Возникший пожар это уже чрезвычайная ситуация.

Но в стране нужна система пожаропредупредительных действий. Необходима философия профилактики пожаров.
Таким образом, можно предположить, что научный поиск по проблеме возможен в следующих направлениях:
- исследование функций противопожарной охраны социально-экономических объектов как важной составляющей всей хозяйственной жизни России;
- система национальной (и социальной) безопасности страны должна включать в себя и противопожарную безопасность.
Примечания
1 Осипов Ю.М. Очерки философии хозяйства.

М.: Юристъ, 2000.
368 с.
2 Савельев П.С. Пожары катастрофы.

М.: Стройиздат, 1983. 431 с.
3 Брушлинский Н.Н., Соколов С.В., Вагнер П. Мировая пожарная статистика в конце XX века. М.: Академия ГПС МВД России, 2000. 80 с.
4 Там же.
5 Там же.
6 Осипов Ю.М. Указ. соч.
А.И. Заруднев, Г.С. Мерзликина

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЛИНГА

В последние годы все отчетливее прослеживается тенденция глобализации мировой экономики. В этих условиях наиболее эффективным способом обеспечения конкурентоспособности является формирование и качественное совершенствование модели стратегического управления деятельностью хозяйствующего субъекта. Данная тенденция не обошла стороной и отечественную экономику.

Внедрение принципов антикризисного управления потребовало глубокой трансформации существующих методик планирования, анализа и контроля деятельности современных предприятий. Практика функционирования зарубежных и тех немногих отечественных организаций, уже внедривших прогрессивные методы управления, показывает, что наиболее эффективным инструментом рыночных преобразований, охватывающим все аспекты деятельности предприятия, является система контроллинга.

К сожалению, типичной ошибкой многих отечественных руководителей на этапе внедрения такой системы является недостаточное осознание ее сущности, роли и функций, что зачастую приводит к дискредитации самой идеи контроллинга. В этом смысле для понимания сущности данной системы весьма актуальным и полезным становится рассмотрение исторических аспектов ее возникновения.
Истоки контроллинга лежат в области государственного управления и уходят своими корнями в Средние века: уже в XV в. при дворе английского короля существовала должность Countrollour, в обязанности которого входили документирование и контроль денежных и товарных потоков. Дальнейшим этапом развития контроллинга явилось учреждение в 1778 г. в США ведомства Controller, Auditor, Treasurer and six Commissioners of Accounts.

Его основной задачей являлся контроль за использованием государственных средств.
В современном значении слово контроллинг как характеристика области задач на предприятии стало использоваться в США с конца XIX в., когда в 1880 г. должность контроллера появилась в железнодорожной компании Atchison, Topeka and Santa Fe Railroad, а в 1892 г. General Electric Company первой из промышленных предприятий ввела в свой штат таких специалистов. В то время контроллеры преимущественно занимались проведением ревизий и другими финансово-экономическими вопросами.

До этого момента все вопросы, связанные с управлением предприятием, возлагались на общее собрание акционеров и совет директоров, что само по себе было неэффективно и потребовало создание специфического управляющего органа.
В значительной мере на развитие контроллинга и его внедрение на предприятиях оказал влияние мировой экономический кризис. Годы депрессии привели к осознанию того, что успешное руководство хозяйствующим субъектом неизбежно связано с усилением внимания к внутрифирменному планированию и учету. Это, в свою очередь, привело к эволюции взглядов на контроллинг.

Если вначале преобладало исторически бухгалтерское видение контроллинга, и контроллер выполнял функции ведения учета и ревизии уже свершившихся хозяйственных событий, то со временем эти функции были расширены, что определило контроллинг как систему, ориентированную на будущие события. Созданный в 1931 г. институт Financial Executives Institute (FEI) следующим образом трактовал функции контроллинга: составление и координация планов предприятия, ведение внутрифирменного учета и отчетности, ведение учета и отчетности для внешних пользователей, разработка перспективных методов управления, вопросы налогообложения и страхования, ревизия, информационное обеспечение, оценка и консультирование.

Кроме этой организации, в США для решения вопросов контроллинга с 1934 г. издается журнал The Financial Executive, а в 1944 г. был создан исследовательский институт Financial Executives Research Foundation.
Перечисленные выше функции в настоящее время являются основой так называемой американской модели контроллинга. В противовес этой модели существует немецкая концепция, основными функциями которой являются бюджетирование, внутрипроизводственный (управленческий) учет, стратегическое планирование.
Возникновение контроллинга в Германии можно отнести ко второй половине XX в. Предпосылкой явилось появление и последующее внедрение принципиально новой системы управления по центрам ответственности на многих немецких предприятиях в середине 60-х гг. Это обусловило необходимость улучшения существующего инструментария управления, а также привлечения для решения данных проблем квалифицированных специалистов, способных критически оценить действия руководителей организации. В результате возник целый ряд научных и образовательных учреждений, занимающихся подготовкой кадров в сфере производственного планирования и учета. Основными из них являются: Институт контроллеров по вопросам образования в области планирования предприятия и учета, Академия контроллеров (1971 г.), Союз контроллеров (1975 г.).

С 1989 г. в Германии издается журнал Controller.
По мнению большинства отечественных исследователей, при формировании системы контроллинга на предприятиях РФ предпочтительнее использовать именно немецкую концепцию. Такое положение дел можно объяснить воздействием нескольких факторов: во-первых, исторически российская теория и практика управления развивались в тесном общении с европейской, в первую очередь с немецкой, в части схожести используемой терминологии и методик; во-вторых, включение бухгалтерского, налогового учета и других дополнительных функций американской модели в систему контроллинга может внести путаницу и существенно усложнить и без того сложный документооборот отечественных предприятий.
На наш взгляд, схему контроллинга, существующую в Германии, нельзя в точности перенести в наши условия. Несмотря на общие черты, аналитические школы опираются на собственные традиции и опыт, отличается и менталитет сотрудников экономических служб и руководителей.

Однако на нынешнем этапе развития рынка без контроллинга отечественным хозяйствующим субъектам уже не обойтись, и исследование положительного мирового опыта в данной области может существенно помочь российским руководителям в формировании такой системы на своих предприятиях.
В.В. Зыков

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ГРУППЫ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Создание финансово-промышленных групп (ФПГ) в условиях неустойчивой экономики и инвестиционного голода в регионах в настоящее время становится одним из самых перспективных направлений региональной экономической политики. Учитывая, что более 80 % финансового капитала сосредоточено в Москве, а Южный федеральный округ относится к территориям с низкой рентабельностью и высоким риском вложений, опора на собственные силы является едва ли не единственной возможностью экономического развития территорий.
Основное преимущество ФПГ по сравнению с другими формами интеграции состоит в том, что совместное функционирование банков, предприятий, инвестиционных и страховых компаний способствует созданию благоприятных условий для загрузки производственных мощностей, решению проблемы инвестиций, перетоку трудовых ресурсов и снижению безработицы, в целом повышению стратегической конкурентоспособности региональной и отечественной экономики.
Механизм этого преимущества заключается в следующем: банки и инвестиционные компании оперируют на рынке коротких денег, работают по краткосрочным и среднесрочным проектам; пенсионные и страховые фонды работают на рынке длинных денег и обеспечивают финансирование долгосрочных проектов; крупные, средние и малые предприятия в кооперативной цепи дополняют друг друга, и в конечном счете появляется эффект максимизации совокупной прибыли. ФПГ обладают также большей конкурентоспособностью.
Специфика российской действительности обусловила появление самых разнообразных видов ФПГ: от мелких и неформальных до транснациональных и возникших в ходе преобразования крупных гособъединений. Однако суть их в любом случае остается неизменной это интеграция материальных, финансовых и трудовых ресурсов с конечной целью максимизации консолидированной прибыли.
Создание ФПГ в то же время сопряжено с рядом трудностей. Преимущества и трудности создания ФПГ хорошо видны на примере возможного преобразования ЗАО Флагман в региональную ФПГ. К сильным сторонам такого преобразования относятся:
- вынесение хозяйственных активов из ЗАО защищает активы, находящиеся на его балансе, от внешних угроз;
- создание юридических лиц, учрежденных ЗАО и владеющих имуществом для ведения бизнеса, упрощает организационную схему бизнеса и сокращает издержки на ее сопровождение;
- создание общего центра операций (ОЦО) экономит ресурсы, повышает достоверность информации, качество и оперативность принятия решений;
- некоторые из структур ОЦО сами являются центрами прибыли;
- децентрализация производственной деятельности повышает ее эффективность и управляемость;
- централизация стратегического управления и планирования позволяет эффективно распоряжаться имеющимися в наличии ресурсами, а также привлекать заемные средства.



Содержание раздела