d9e5a92d

Иншаков О. В. - Вековой поиск модели хозяйственного развития России

ФАКТОРЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МЯСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕГО КОМПЛЕКСА

В настоящее время состояние экономики России и развитых стран характеризуется обострением конкурентной борьбы, интенсификацией производства, увеличением, вследствие этого, затрат фирм на реализацию организационно-экономического механизма, позволяющего ускорить процессы воспроизводства. Условия жесткой конкурентной борьбы заставляют компании совершенствовать управление, чтобы добиться снижения общих затрат и увеличить прибыль.

Таким образом, устойчивость экономического развития является проблемой не только российских производителей, но и конкурирующих иностранных фирм, работающих на российском рынке.
Под устойчивым положением предприятия на рынке принято понимать способность предприятия сохранять объемы реализации продукции длительный период времени при различных изменениях в инфраструктуре и при колебаниях спроса. Организационно-экономическая устойчивость предприятия представляет собой состояние оптимального упорядочения взаимосвязей и формирования пространственно-временной последовательности эффективного взаимодействия материальных, информационных и финансовых элементов предприятия.
Решение проблемы устойчивого развития предприятий мясоперерабатывающего комплекса недостаточно разработано в теоретическом плане. Опираясь на опубликованные научные труды, можно так определить устойчивость развития данного сектора экономики: она характеризуется последовательным возрастанием его возможностей воспроизводить в каждом производственном цикле постоянные, не меняющиеся резко, результаты хозяйственной деятельности и условия для их последующего улучшения.

Устойчивость развития производства может быть достигнута только при системном использовании различных факторов, поскольку система есть особая организация специализированных элементов, объединенных в единое целое для решения конкретной задачи.
Основными критериями устойчивого развития мясоперерабатывающих предприятий являются:
- увеличение объема выпуска продукции;
- сбалансированность сырьевого обеспечения, что позволяет постоянно повышать экономическую эффективность производства;
- применение ресурсосберегающих мероприятий, способствующих обеспечению единства и непрерывности этапов производства, включающих заготовку, хранение и переработку мяса.
Современное производство и его развитие невозможно без учета ресурсного потенциала. Изменения на рынке ресурсов требуют принятия решений, которые позволили бы предприятиям повысить эффективность от использования собственного сырья, а также установить деловые отношения с поставщиками. Процессы приватизации и акционирования создали серьезные стимулы для развития хозяйственных связей на основе отраслевого и межотраслевого сотрудничества, необходимые для непрерывности производства.

Особенно это актуально при организации непрерывного обеспечения предприятий мясоперерабатывающего комплекса основным сырьем. Но отечественное сырье пока во многом проигрывает тому же немецкому.

Из-за локального хозяйствования себестоимость нашего мяса дороже импортного.
В настоящее время большинство мясокомбинатов работают с неполной загрузкой, потому что не могут купить сырье по той цене, по какой его предлагают производители. Наличие небольшого числа поставщиков и дороговизна сырья на внутреннем рынке вынуждают перерабатывающие предприятия искать новых поставщиков за рубежом. В результате мясоперерабатывающие предприятия теряют своих поставщиков и свои сырьевые зоны и не имеют возможности полностью загрузить производственные мощности, что ведет к спаду производства.

То есть проблема обеспечения ресурсами является одной из основных при обеспечении устойчивого развития мясоперерабатывающих предприятий.
В условиях рыночных отношений, особенно на начальном этапе их развития, возникают новые проблемы. Речь идет о том, что каждая отрасль получила свободу хозяйственной деятельности, и поэтому руководство каждой отрасли пыталось найти новые формы ведения производства.

Но для многих производств, как в сельском хозяйстве, так и в промышленности, возникли новые трудности, связанные прежде всего с обеспечением материально-техническими и финансовыми ресурсами. Большинство хозяйственных руководителей не были подготовлены к организации производства в новых социально-экономических условиях.

В результате произошел резкий спад производства в перерабатывающих отраслях. Один из реальных путей выхода мясоперерабатывающего комплекса из этого состояния состоит в его интеграции с АПК и некоторыми подразделениями производственной инфраструктуры.


Естественно, интеграция отраслей в единую, взаимосвязанную систему, особенно в условиях свободного рынка, процесс сложный. Но он вполне реален и может быть реализован при одном, главном условии: если будет налажено тесное взаимодействие разных отраслей, и прежде всего сельского хозяйства и промышленности, во всем воспроизводственном цикле производстве, обмене, распределении и потреблении. Иными словами, разнообразные отрасли должны быть подчинены единой конечной цели производству высококачественных продуктов питания для населения и сырья для соответствующих отраслей промышленности.

Соединение сельского хозяйства с промышленностью в виде различных агропромышленных предприятий и объединений выступает основным условием совершенствования этих связей.
Это единство многообразных целей и интересов может быть достигнуто только на основе целостного экономического механизма хозяйствования, являющегося составным элементом общего народно-хозяйственного механизма.
Е.В. Абрамова

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА

Важная роль государства в управлении обществом, в проведении финансовой политики и организации финансового хозяйства в стране изучается не первое столетие. Еще профессор И.И.

Янжул в своей работе, опубликованной в 1899 г. под названием Основные начала финансовой науки, писал: Финансы мерило благосостояния страны, мерило цивилизации, могущества государства.
В структуре финансовых взаимосвязей финансы предприятий занимают определяющее положение, так как обслуживают главное звено общественного производства, где создаются материальные и нематериальные блага и формируется основная масса финансовых ресурсов страны. Финансы предприятий это не только составная, но и специфическая часть финансов.

Они характеризуются теми же чертами, которые присущи в целом категории финансов, вместе с тем у них есть черты, обусловленные особенностями самого материального производства. Финансовые отношения, складывающиеся в материальном производстве, оказывают огромное влияние на всю систему финансовых взаимосвязей в народном хозяйстве, формируют фундамент экономической структуры общества.

Государство же в процессе осуществления своей деятельности в различных сферах определяет правовые нормы функционирования предприятия.
Важнейшей целью государственной финансовой политики является увеличение объема финансовых ресурсов, необходимых для более полного удовлетворения потребностей общества. В любом государстве действует множество законодательных и нормативных актов, инструкций, положений.

И, проводя свою политику в области экономики, государство определенным образом влияет на деятельность предприятий. В качестве регулирующего механизма широко используются налоговые системы. Именно с помощью таких экономических, а не административных инструментов, как налоговые ставки и налоговые льготы, рыночная экономика развивается в желательных направлениях.

От величины налогов, от принципов, на основании которых предприятия платят налоги, во многом зависит качество и характер взаимоотношений предприятий и властных структур. Целью налоговой политики государства является, прежде всего, сбалансировать бюджет. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.

Такая политика создает всевозможные проблемы для предприятий, и прежде всего финансовые. Предприятия заинтересованы в переходе от примата интересов государства к принципу примата интересов производителя, предприятия.

На-лотовое же законодательство постоянно изменяется, и предприятиям необходимо к нему приспосабливаться.
Исследуя статистические данные по структуре налоговых поступлений в бюджет с 1997 по 2001 г., можно сделать вывод об улучшении экономической ситуации в стране, о небольшом, но все-таки экономическом росте и правильности действий, предпринимаемых Правительством РФ. В период с 1997 по 2001 г. сумма налоговых доходов увеличилась с 374 649,5 млн руб. до 1 115 327,7 млн руб. При этом увеличились налоговые поступления по налогу на прибыль с 76 504,1 млн руб. в 1997 г. до 172 647,1 млн руб. в 2001 г., что свидетельствует о рентабельности предприятий. Наибольшие суммы поступлений приходятся на НДС.

Они увеличились с 171 936,6 млн руб. в 1997 г. до 381 778,2 млн руб. в 2001 г., что говорит об увеличении выпуска товарной продукции, оживлении отечественных производителей. Увеличились и суммы поступлений по акцизным сборам с 75 858,8 тыс. руб. в 1997 г. до 188 040,4 млн руб. в 2001 г., что подтверждает увеличение потребительской способности населения. Такова ситуация с поступлениями финансовых ресурсов в государственный бюджет по основным видам налогов, которые одновременно характеризуют и финансовое состояние внутри самих предприятий-нало-гоплательщиков.

Очевидно, что государственные финансовые ресурсы и финансовые ресурсы предприятий неразрывно взаимосвязаны. И проведение государственной политики, обращенной лицом к производителю, позволит нашей стране занять достойное место в ряду высокоразвитых государств.
П.В. Акинин

ФИНАНСОВАЯ ЭКОНОМИКА КАК РЕГИОНАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Конец XX начало XXI в. ознаменовалось развитием процессов глобализации. Их изучению сегодня посвящено множество работ.

Выводы, вытекающие из них, зачастую противоречат друг другу, тем не менее общим является следующее заключение сегодня хозяйственная жизнь все более приобретает планетарный характер.
В экономике получили развитие транснациональные корпорации, появились оффшорные зоны, развиваются уникальные финансовые технологии в банковской сфере, на рынке ценных бумаг. Изменилась сама сущность денег, кредита и ряда других финансово-экономических категорий. То есть сегодня одна из главных функций приобретает виртуальный характер Г
И здесь еще об одной виртуальности ценных бумагах. Согласно классической политической экономии, они представляют собой фиктивный капитал.

Однако, в соответствии с современными научными воззрениями, они являются виртуальным капиталом, который, в зависимости от обстоятельств, может стать или реальным, или фиктивным.
Доминирование финансовых инструментов и категорий привело к тому, что, по мнению ряда исследователей, в мире сложился новый господствующий экономический строй финансовая экономика2.
Утверждающийся на наших глазах мировой порядок все больше проявляет себя как порядок экономический. Глобальная экономика постепенно становится повсеместным императивом, правящей системой.
Как уже было сказано выше, финансовая экономика сопровождается развитием финансово-кредитной системы, мо-неторизацией национальных экономик.
В последнее время ведется очень много дискуссий по поводу вступления России в ВТО. При этом упор делается главным образом на товарное производство. Практически не анализируются последствия этого для отечественной кредитно-финансовой системы.

А ведь любой из ведущих банков Америки или Европы сегодня более конкурентоспособен, чем вся российская банковская система, насчитывающая 1300 банков.
Финансовая экономика это реалии не только планетарного и государственного масштаба, но и российских регионов. Данное умозаключение подтверждается следующими аргументами:
1. Сегодня в регионах, в том числе в Ставропольском крае, функционируют такие финансовые институты, как налоговая инспекция и полиция; управление по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства; Казначейство; Управление Центробанка; Контрольно-ревизионное управление Минфина РФ.
2. Развивается бюджетный федерализм.
3. В регионе развернули свою деятельность транснациональные компании ЮКОС, ЛУКойл, Нестле, Кока-кола, Интероросс.
4. Укрепляется финансовая база края.
В частности, за период 19982000 гг. денежные доходы населения Ставрополья возросли более чем на 23 млрд руб., или в 2,13 раза, валовой внутренний продукт увеличился более чем на 28 млрд руб., или почти в 2 раза, доходы высококвалифицированного бюджета более чем на 3,7 млрд руб., или в 1,7 раза. Значительно возросли инвестиции в экономику края.

За период 19962000 гг. они увеличились на 12,1 млрд руб., или в 4,2 раза.
На 1 января 2002 г. на территории Ставропольского края функционировало 65 кредитных организаций. Реструктуризация банков позволила увеличить капитализацию: в 1,6 раза в регионе и в 4,2 в крупнейших российских банках.
Вышеприведенные факты говорят о том, что наука и практика в сфере финансовой экономики это удел не только столицы, но и российских регионов.
В этой связи попытаемся изложить наше видение проблемы в области фундаментальной и прикладной экономической науки, при этом следует подчеркнуть, что проблемы финансовой экономики это не только сугубо наши отечественные проблемы. Например, те же дефолты случаются не только в России, но и в других странах.

Вспомним хотя бы обвалы на мировых рынках ценных бумаг, которые нанесли серьезный урон национальным экономикам ряда государств Юго-Восточной Азии молодым тиграм.
В прикладном аспекте необходимо сосредоточить внимание на совершенствовании структуры финансовых институтов, модернизации инструментов методик, технологий, в первую очередь информационных.
Примечания
1 Жириновский В., Юровицкий В. Новые деньги для России и мира. М.: Изд. дом Галерея: Изд. дом Грааль, 1996.
2 Коваленко И.Н. Государственные ценные бумаги в транзитивной экономике России: Автореф. дис... канд. экон. наук.

Ростов-н/Д: СКАГС, 2002.
А. С. Акишин

ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ

Экономический механизм управления и охраны природной среды это система экономических инструментов, с помощью которых осуществляется управление природопользованием.
Основными задачами экономического механизма природопользования для России в настоящий период являются:
- рациональное распределение прав собственности на природные ресурсы между Федеральным центром и субъектами РФ;
- совершенствование и внедрение в практику прогрессивных методов экономической оценки важнейших природных ресурсов: ресурсов недр, земельных, лесных, рекреационных и водных ресурсов;
- повышение уровня платежей за загрязнение природной среды и за пользование ресурсами, реализация принципа загрязнитель платит и принципов экологического равновесия;
- рациональное и справедливое распределение ресурсной ренты для всего населения страны (а не для 5 % предпринимателей и чиновников), что позволит находить финансовые средства и на потребление, и на накопление, включая воспроизводство ресурсов, внедрение новых технологий и научные разработки в области природопользования;
- прогнозирование и планирование экологических проектов и программ по охране окружающей среды (воды, воздуха, лесов и земель) федерального и регионального уровней, включая механизмы их реализации в бюджетах всех уровней и внебюджетного финансирования рыночными структурами;
- совершенствование рыночных механизмов регулирования природопользования: создание рынков лицензий; работ и услуг в природоохране; продажи прав на загрязнение и т. д.
В России сформировался техногенный тип развития экономики, а экономический механизм известные экологи и экономисты (Гирусов, Бобылев) называют мягким, или догоняющим.
То есть мы сегодня ликвидируем негативные экологические последствия мягкой, либеральной политики налогов и штрафов и не занимаемся практически предупреждением аварий и катастроф, не внедряем новые экологичные технологии, финансируем экологические и природоохранные мероприятия по остаточному принципу (в бюджете страны не более 0,5 % расходной части, что в 10 раз меньше требований жизни). В бюджете России на 2002 г. платежи за пользование природными ресурсами предусмотрены в объеме 179,8 млрд руб., а расходы на их охрану всего в объеме 9,6 млрд руб. (около 5 %).

Аналогичная ситуация наблюдается и в регионах страны. Платежи за загрязнение окружающей среды и за пользование ресурсами ничтожно малы и не стимулируют природоохранную деятельность и рациональное природопользование. Например, в Волгоградской области с 1 января 2000 г. действует Закон О плате за землю, которым определены ставки земельного налога за 1 га пашни (на богаре) в размере 1 руб.

21 коп. и средняя по области ставка за 1 га сельскохозяйственных угодий 1,0 руб. За пользование водными объектами предприятия платят 84 руб. (за 1 тыс. м3), а за сброс сточных вод в 6 раз меньше (14,3 руб.).

И не случайно, что в области не строятся водоочистные сооружения, хотя очистку до нормального уровня проходят всего 10 % стоков. Несовершенство существующего механизма природопользования очевидно для всего населения страны, поскольку он не выполняет функций по охране природы и здоровья россиян, которое катастрофически ухудшается: растет заболеваемость и смертность, снижается рождаемость, население вымирает до 1 млн чел. в год, продолжительность жизни в России самая низкая по сравнению с европейскими странами и развитыми странами мира.
Для улучшения экологической ситуации в стране и повышения качества жизни населения в ближайшее время экономический механизм управления природопользованием должен быть усовершенствован по всем направлениям (экономика, экология, правовые и воспитательные меры, повышение экологической культуры населения, ресурсосбережение, ценовая политика и др.), включая ужесточение экологических законов, повышение нормативов платы за главные (жизнеобеспечивающие) виды ресурсов и за загрязнение окружающей среды (сбросы, выбросы, отходы).
В РФ юридически введены 5 основных типов экономических регуляторов: институт платежей за загрязнение ОС, система штрафов за нарушение природоохранных законодательных актов, правовые механизмы возмещения вреда, система финансово-экономических стимулов и система аккумуляции и распределения финансовых ресурсов (в 2001 г. экофонды указом Президента РФ ликвидированы!).
Проблемы существующей системы методов управления природоохранительной деятельностью в России остаются неразрешенными и в 2002 г.:
1. Не разработаны и юридически не определены единые подходы к оценке стоимости природных ресурсов с учетом их экономических и экологических функций (леса, почвенно-земельные ресурсы, ресурсы животного и растительного мира). Экономические оценки стоимости природных ресурсов не используются и при определении базовых нормативов платы.
2. Слабые методы определения ущербов ОС (суммы ущербов занижены в 50100 раз и более по сравнению с Европой).
3. Предприятия загрязнители ОС не считают экономическую эффективность природоохранных мероприятий, так как нет стимулов и к внедрению экоменеджмента.
4. Финансовые затраты на природоохрану проводятся и в федеральном, и региональных бюджетах по остаточному принципу, а не с учетом требований природы, принятых законов и федеральных программ.
5. Не развиты рыночные механизмы в природопользовании, не применяется рентный подход в налогообложении, что не позволяет осуществить переход на евростандарты охраны ОС и на экологически безопасное управление производством, поскольку бюджет России беден (6070 млрд долл. в год) и нет средств на охрану природы.
6. Не разграничены полномочия федерального центра, субъектов РФ и органов местного самоуправления по проведению природоохранной налоговой политики на региональном и местном уровнях.
7. Платежи за загрязнения ОС не являются компенсацией причиненного ущерба и должны оставаться в местных бюджетах для финансирования природоохранных мероприятий (очистные сооружения для воздуха, воды, почвы).
8. Не внедряется экологическое страхование и не сформирована нормативно-правовая база экострахования.
Все эти причины являются серьезным препятствием для развития экологического менеджмента, сертификации, экомаркировки, для перехода предприятий на систему международных природоохранных стандартов (ИСО-14001).
Выводы:
1. В России экономический механизм рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды находится в стадии формирования. Предстоит вырастить в ближайшие 510 лет дерево целей природопользования, включающее в себя: систему экологического законодательства (по всем отраслям экономики), экологизацию экономики, жесткий экологический контроль государственными органами всего хозяйственного механизма; увеличить реальное финансирование всех принятых экологических программ и законов, вести целенаправленную и последовательную экологическую политику государства (центра и регионов) по ресурсосбережению, рациональному использованию всех природных ресурсов и снижению загрязнения окружающей среды.
2. Экономический механизм природопользования не должен рассматриваться правительством и губернаторами областей изолированно, он должен стать неотъемлемой частью экономики страны, области, предприятия. Рыночные методы этого механизма должны работать под жестким контролем государства и его органов на местах (по опыту Европы, США).
3. Экономический механизм природопользования в России необходимо сменить на более жесткий, подавляющий и предотвращающий загрязнения окружающей среды, с проведением реформы налогообложения (рост платежей за ресурсы в 56 раз и за загрязнение окружающей среды в десятки раз).
4. Министерству природных ресурсов России с привлечением ведущих ученых страны следует определить подходы к оценке полной стоимости (с учетом воспроизводства) главных природных ресурсов (земельных, лесных, водных, животного и растительного мира, ресурсов недр, рекреации) и использовать их (оценки) при установлении базовых нормативов платы и при исчислении ущербов окружающей среде и эффективности природоохранных проектов и программ.
Е.С. Акопова, В.В. Борисова

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЙ И ПОСТРОЕНИЯ ДЕРЕВА ЦЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ МАКРОЭКОНОМИКИ

Анализ динамики и тенденций развития национальной макроэкономики предопределяет проблему выбора стратегии и построения дерева целей развития национальной экономики. Сложность и многогранность данной проблемы актуализирует необходимость проведения серьезных теоретических и конкретных прикладных исследований в этом направлении.
Предлагаемый в данном исследовании подход к выбору стратегии и построению дерева целей развития национальной экономики базируется на методологии системного анализа.
Системный анализ, являясь реализацией системного подхода в управлении, предполагает следующую последовательность работ для задач с неполной определенностью целей и состояний:
- описание будущих состояний методом опорного представления или методом целевого проектирования;
- определение стратегий, связанных с достижением заданных состояний;
- построение дерева целей;
- генерацию альтернативных вариантов системы, достигающих поставленных целей;
- отбор наиболее эффективного варианта по определенным критериям.
Функционирование и развитие национальной экономики не может осуществляться только на основе рыночного саморегулирования. Мировой опыт свидетельствует о том, что политика государственного невмешательства неизбежно приводит к различного рода противоречиям в развитии национальной экономики.

В этой связи при выборе стратегий формирования целей развития национальной экономики целесообразно исходить из поиска компромисса между экономической эффективностью и социальной справедливостью.



Содержание раздела