d9e5a92d

Всемирная торговая организация — институциональная основа интеграции

Эти категории выделялись с учетом двух факторов:
1) политические права, которые дают людям возможность свободно участвовать в политическом процессе;
2) гражданские права, которые связаны со свободой развивать взгляды, убеждения и личную (в том числе экономическую) независимость от государства. Заметим, что эти факторы отражают и взаимосвязь экономического, политического и идеологического порядков той или иной страны.
Согласно результатам обследования, более 60% населения мира в рассматриваемом периоде проживало в свободных и частично свободных странах с почти одинаковыми либеральными демократиями, формально установленными гарантиями охраны политических прав и гражданских свобод и с юридическими (институциональными) механизмами саморегулирования. Все страны, вошедшие в Европейский союз, также относились к категории свободных.
Отнюдь не идеализируя понятие свободной страны, осознавая относительный характер этого понятия, мы тем не менее должны констатировать, что в странах ЕС, где существуют различия в политической ориентации правящих элит от социалистической до монархической, установлены близкие по характеру экономические порядки, сочетающиеся с различными формами демократии (от либеральной до консервативной). Следовательно, получить режим наибольшего благоприятствования, например, для России при прочих равных условиях можно в случае формирования в России таких экономического и политического порядков, которые сформированы в мощных интеграционных группировках типа ЕС социально ориентированной рыночной экономики с развитой демократией.

Тем более что по Конституции Российской Федерации, ее Гражданскому кодексу государственный (политический) порядок это демократическая форма правления.
Другой не менее важной предпосылкой получения режима наибольшего благоприятствования является заинтересованность доминирующей экономической группировки в приеме страны и в качестве кого в эту группировку. Достаточно взглянуть на величину и структуру запасов полезных ископаемых стратегического значения, а также на уровень оплаты труда в Западной, Центральной и Восточной Европе, чтобы прийти к выводу о четкой заинтересованности Западной Европы в использовании интегрирующихся в ЕС стран Центральной и Восточной Европы дешевой рабочей силы для трудоемких процессов и получении стратегического сырья.

Таблица 6.1. Запасы полезных ископаемых (в процентах от мировых запасов1)
Западная Европа Центральная и Восточная Европа
Нефть 4 22
Природный газ 4 30
Уголь 20 25
Уран 5 28
Драгоценные металлы 2 25
Цветные металлы 6 16
1 Источники: Европейский комитет статистики, ЕБРР, Экономический отчет, Атлас мировой промышленности, Национальная статистика; National Statistics, Institut der deutschen Wirtschaft, IMD, OECD, IWN, WHW.
Среднечасовая заработная плата в Западной Европе составляет 17,78, Центральной и Восточной Европе 1,23 долл. США.
Таким образом, интеграция национальной экономики в мировую экономическую систему, то есть в ее доминирующие группировки, может быть осуществлена в случае сходства экономического и политического порядков и заинтересованности этих группировок в приеме интегрирующейся страны на определенных условиях.
Экономическая интеграция многоэтапный процесс. Обычно она начинается соглашением между странами, которые предоставляют друг другу льготы. Постепенно степень интеграции растет по мере перехода от одного уровня к другому (табл. 6.2).
Первым уровнем интеграции является зона свободной торговли. В этом типе соглашения все государства-участники устраняют тарифы на экспорт продуктов друг друга, и в то же время каждое государство сохраняет независимость в выборе торговой политики по отношению к другим государствам. Не существует общей торговой политики в отношении стран, не входящих в зону свободной торговли.
Вторым уровнем интеграции является таможенный союз, в рамках которого все пошлины между странами, входящими в него, ликвидируются и союз принимает общую внешнюю торговую политику относительно других стран. Таможенный союз, заключая договоры со странами, не входящими в союз, действует как единое целое.
Третьим уровнем интеграции является общий рынок, в рамках которого ликвидируются все тарифы, барьеры для перемещения факторов производства, вырабатывается общая внешняя торговая политика по отношению к странам, не являющимся членами общего рынка.
Четвертым уровнем интеграции является экономический союз, включающий в себя все принципы общего рынка, но дополняющий эти принципы объединением экономических институтов, регламентирующих деятельность всех стран-участниц, а также предполагающий координацию их экономической политики.


Пятым уровнем интеграции является экономический и валютный союз. В рамках такого союза в дополнение к правилам, действующим в экономическом союзе, вводится необходимость использования единой валюты (например, евро в странах ЕС).
Таблица 6.2. Стадии экономической интеграции

*
Название
интеграционного
объединения
Отношение к
пошлинам
Тип внешнеторговой
политики
Отношение
к факторам
производства
Тип экономической
политики
1 Зона Ликвидированы Индивидуальная Нет Каждая страна
свободной внеііп іеторговая свободного проводит свою
торговли политика движения экономиче-
стран-участниц факторов скую политику
с третьими производства
странами
2 Таможенный Ликвидированы Единая Нет Каждая страна
СОЮЗ внешнеторговая свободного проводит свою
политика движения экономиче-
с третьими факторов скую политику
странами производства
3 Общий рынок Ликвидированы Единая Свободное Каждая страна
внешнеторговая движение проводит свою
политика факторов экономиче-
с третьими производства скую политику
странами
4 Экономический Ликвидированы Единая Свободное Единая
СОЮЗ внешняя движение координация
политика факторов всей экономи-
с третьими производства ческой полити-
странами ки (за исключе-
нием денежной)
5 Экономический Ликвидированы Единая Свободное Единая
и валютный внешняя движение экономическая
союз политика факторов (в том числе
с третьими производства и денежная)
странами политика
Выбор страной того или иного уровня интеграции зависит от складывающейся в стране и мировой экономической системе ситуации, определяемой указанными в предыдущем параграфе факторами. Вместе с тем принятие решения об уровне интеграции связано с анализом возникающих при этом проблем, специфичных для каждой страны.

Всемирная торговая организация институциональная основа интеграции в мировую экономическую систему

Рассмотрим принципиальные положения интеграции страны в мировую экономическую систему, предусмотренные ВТО, являющейся единственной институциональной основой всемирной торговой системы, занимающейся установлением правил торговли товарами, услугами и связанными с торговлей аспектами собственности. Своей главной функцией ВТО считает обеспечение предсказуемого режима свободной торговли и разрешение споров между участниками.
Полноправными участниками ВТО в начале 2002 г. являлись 147 государств. Около 30 стран, в том числе и Россия, считаются наблюдателями.

Наблюдателями являются также около 50 международных организаций, среди которых Международный валютный фонд (МВФ) и Мировой банк.
Решения в ВТО принимаются всеми странами-участницами на основе консенсуса и ратифицируются национальными парламентами.
Процедура вступления в ВТО заключается в нахождении согласованных условий торговли вступающей страны с каждым участником. При вступлении в ВТО законы страны должны удовлетворять нормам ВТО.

Эти нормы достаточно жестки: отказ от дотации экономики из государственного бюджета; бюджет должен иметь социальную направленность, а не являться механизмом перераспределения денег налогоплательщиков между избранными отраслями экономики; импортные пошлины должны быть снижены; единожды согласованные условия присоединения к ВТО практически невозможно изменить и т. п. Отсюда следует, что должны быть пересмотрены все основные институты, регламентирующие экономическую деятельность в стране, которая хочет присоединиться к ВТО.
Вступлению в ВТО должен предшествовать анализ баланса выигрышей и потерь для национальной экономики, возникающих в результате этой акции. Чем же чревато для России вступление в ВТО?
Выигрыши от вступления в ВТО:
¦ получение прав на защиту от недобросовестной конкуренции за счет включения в систему правовой регламентации торговли, принятой в ВТО;
¦ участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
¦ получение лучших условий доступа российской продукции на иностранные рынки;
¦ активизация структурных реформ и усилий российских предприятий по повышению своей конкурентоспособности;
¦ улучшение имиджа России как полноценного участника международной торговли, улучшение инвестиционного климата России.
Потери и угрозы для национальной экономики:
¦ усиление импортной экспансии и вызванное этим разорение неконкурентоспособных отраслей и предприятий;
¦ уменьшение поступлений в бюджет и необходимость повышения налогов в результате отмены экспортных пошлин;
¦ усиление давления на Россию с целью повышения тарифов на энергию до мирового уровня, что приведет к утрате ценовых конкурентных преимуществ во всех отраслях национальной экономики;
¦ переориентация зарубежных производителей от ввоза готовой продукции к перемещению в Россию новых производств и завоеванию ее внутреннего рынка в связи с либерализацией импорта;
¦ масштабные социальные издержки (закрытие предприятий, уменьшение числа рабочих мест, миграция и т. п.) в связи с либерализацией доступа на российский рынок и вытеснения с него отечественных производителей.
Анализ приведенных выигрышей и угроз позволяет определить наличие или отсутствие объективных предпосылок интеграции страны в мировую экономическую систему, а также выявить проблемы, - связанные с интеграцией. Эти проблемы достаточно серьезны.

Назовем некоторые из них.
1. Необходимо ответить на главный вопрос нужно ли России вступать в ВТО? Интеграция России в мировую экономику неизбежна, но нельзя потерять производства, способные в будущем обеспечить конкурентные преимущества страны.
2. Россия должна определить национальные конкурентные преимущества, не утратятся ли они со вступлением в ВТО?
3. Российские компании должны составить глобальные стратегии, в которых ответить на вопросы: как не потерять внутренний рынок в конкуренции с импортом? Как укрепить позиции на внешнем рынке?
4. Общество призвано оценить проблемы, связанные с интеграцией в международное разделение труда. Допустимо ли для страны потерять целые отрасли хозяйства?

Какой будет уровень безработицы? Чем это грозит обществу?
5. Государство должно разработать экономическую стратегию. Как поддерживать перспективные отечественные компании?

Как отстаивать их интересы на рынках? На каких условиях и когда вступать в ВТО?
Все указанные проблемы усугубляются еще и внутренними проблемами, присущими непосредственно предприятиям России. По результатам анкетирования предприятий проблемы, с которыми столкнутся предприятия при вступлении России в ВТО, выглядят следующим образом (в процентах к общему числу опрошенныхруководителей предприятий): Наличие подобных проблем может отрицательно сказаться на желании правящей элиты страны принять на вооружение саму идею интеграции. В этой связи следует рассмотреть основные положения политики противоположного направления политики самоизоляции.
Исторический опыт показывает, что не всегда та или иная страна стремится к интеграции, руководствуясь при этом либо необходимостью сохранения национальной экономики в кризисных экономических или политических ситуациях (например, подготовкой или ведением войны), либо стремлением к экспансии, то есть расширению жизненного пространства с целью увеличения путем захвата чужих территорий необходимых ресурсов. Подобная политика выражается в полном или частичном отказе от импорта и перехода к самообеспечению.

Таким образом, доктрина автаркии выступает за экономическую независимость страны от всех других государств.
Цель политики автаркии существенно отличается от целей политики протекционизма, поскольку последний не отрицает полезности международной торговли и не ставит задачи полного самообеспечения всеми необходимыми продуктами и ресурсами.
В зависимости от мотивов, которыми руководствуется государство, принявшее политику самоизоляции, различают два типа автаркии (Перу Ф., 1940).
Автаркия замыкания в себе. Этот тип связан с подготовкой к войне и с самой войной и характеризуется принятием ряда мер:
¦ отказ от значительной части импорта и контроль валютных операций;
м политика поощрения производства заменителей и синтетических изделий (широко применялась в Германии в период подготовки и ведения Второй мировой войны, когда производилось большое количество так называемых эрзацев);
¦ полное использование всех производительных сил страны.
Автаркия экспансионизма. Чтобы не снизить свои потребности до уровня имеющихся в распоряжении страны собственных ресурсов, автаркическая страна стремится расширить свои ресурсы, добиваясь путем обмена или завоевания новых территорий, способных обеспечить прирост недостающих ресурсов (завоевав практически всю Европу, Германия использовала ресурсы завоеванных стран в войне против СССР и повышения уровня жизни собственного населения).
Политика автаркии снижает эффективность функционирования национальной экономики, поскольку страна лишается возможности использовать абсолютные и относительные преимущества, получаемые в результате развития международной торговли. Однако в определенных условиях такая политика может способствовать увеличению уровня занятости населения за счет развития (даже малоэффективных) собственных производств тех видов продукции, для которых страна в результате автаркической политики располагает своими или завоеванными ресурсами.

В случае отсутствия таких ресурсов политика автаркии неизбежно приводит к примитивизации потребностей собственного населения либо к неполному их удовлетворению. Снижается жизненный уровень, вводится механизм рационирования продуктов.
Вместе с тем следует иметь в виду, что чрезмерная зависимость от импорта может отрицательно сказаться на экономической безопасности страны. Поэтому политика интеграции в мировую экономическую систему тесно связана с проблемой обеспечения экономической, а следовательно, и национальной безопасности страны.

Именно этот фактор является определяющим при согласовании условий вступления страны в ВТО и разработки стратегических целей интеграции и выборе средств их достижения. Такими целями и средствами могут быть:
¦ сохранение России в числе мировых центров силы, доведение уровня жизни населения страны до мировых стандартов;
¦ осуществление догоняющей модернизации хозяйства, поддержание высоких темпов экономического роста (8-10% в год на ближайшие 10-15 лет);
¦ установка на развитие и освоение внутреннего рынка, исключающая, однако, автаркию (поддержание технологических и потребительских стандартов);
¦ поддержание, консолидация и наращивание конкурентоспособности отечественной промышленности;
¦ промышленная политика государственные закупки, субсидии, кредиты, гарантии, таможенное регулирование, отраслевой мониторинг и выбор приоритетов ядро экономической политики, направленной на повышение конкурентоспособности отечественных производителей;
ш условия вступления в ВТО выступают как средство регулирования конкуренции в разных отраслях российской экономики (открытие ниш, где Россия отстала, закрытие ниш, где отечественные производители не готовы к иностранной конкуренции, но которые нельзя терять по соображению национальной безопасности).
Таким образом, можно заключить, что интеграция страны в мировую экономическую систему требует тщательной подготовки как в научном плане, в организации процесса интеграции властными структурами, так и в формировании благоприятного отношения к этому процессу широкой общественности страны.

Выводы

1. На международные экономические позиции нации оказывают влияние такие факторы, как уровень развития национальной экономики, структура национальной экономики, ее экономическое могущество.
2. Мировая экономическая система включает в себя взаимосвязанные национальные экономики с аналогичными или различающимися экономическим, политическим и идеологическим порядками, что приводит к возникновению проблемы взаимоотношений мировой экономической системы и национальной экономики той или иной страны.
3. Интеграция национальной экономики в мировую экономическую систему, то есть в ее доминирующие группировки, может быть осуществлена в случае сходства экономического и политического порядков и заинтересованности этих группировок
' в приеме интегрирующейся страны на определенных условиях.
4. Принципиальные положения интеграции страны в мировую экономическую систему, предусмотрены ВТО, являющейся единственной институциональной основой всемирной торговой системы, занимающейся установлением правил торговли товарами, услугами и связанными с торговлей аспектами собственности. Своей главной функцией ВТО считает обеспечение предсказуемого режима свободной торговли и разрешение споров между участниками.
5. При вступлении в ВТО законы страны должны удовлетворять нормам ВТО. Отсюда следует, что должны быть пересмотрены все основные институты, регламентирующие экономическую деятельность в стране, которая хочет присоединиться к ВТО.
6. Исторический опыт показывает, что не всегда та или иная страна стремится к интеграции, руководствуясь при этом либо необходимостью сохранения национальной экономики в кризисных экономических или политических ситуациях (например, подготовкой или ведением войны), либо стремлением к экспансии. Подобная политика выражается в полном или частичном отказе от импорта и перехода к самообеспечению (автаркии).
7. Чрезмерная зависимость от импорта может отрицательно .сказаться на экономической безопасности страны. Поэтому политика интеграции в мировую экономическую систему тесно связана с проблемой обеспечения экономической, а следовательно, и национальной безопасности страны.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие факторы влияют на международные экономические позиции нации?
2. В чем проявляется превосходство промышленно развитых стран на международных рынках? На основе какого показателя можно количественно оценить это превосходство?
3. Каково влияние крупных экономических группировок на международные позиции страны?
4. Какие стадии (фазы) проходит эволюционный цикл платежных балансов страны? На какой стадии, по вашему мнению, находится Россия?
5. Какие уровни интеграции страны в мировую экономическую систему вам известны? Какой из этих уровней, с вашей точки зрения, предпочтителен для России?
6. Проанализируйте проблемы, возникающие в национальной экономике России при вступлении в ВТО.
7. Проанализируйте выигрыши и потери, обусловленные вступлением России в ВТО.
8. Какую функцию внутри страны могут выполнять условия вступления России в ВТО?
9. В чем состоит различие автаркии замыкания в себе и автаркии экспансии?
10. Проанализируйте влияние выигрышей и угроз, обусловленных вступлением в ВТО, на национальную, в том числе экономическую, безопасность России.
11. Прокомментируйте изложенные в главе стратегические цели интеграции России в мировую экономическую систему.
12. Какими моделями государственного воздействия на экономическую деятельность определяется экономическая политика?

Понятие экономической безопасности

Экономическая безопасность это состояние национальной экономики, обеспечивающее удовлетворение жизненно важных потребностей страны в материальных благах независимо от возникновения в мировой экономической системе или внутри страны форс-мажорных обстоятельств социально-политического, экономического или экологического характера.
Подобные обстоятельства могут возникнуть в результате обострения межгосударственных отношений; возникновения военных конфликтов и террористических актов; дестабилизации внутриполитической ситуации, усиления социальной напряженности, резких изменений демографической ситуации; усиления дискриминационного влияния тех или иных доминирующих экономических группировок или политических союзов и обострения конкурентной борьбы как вне, так и внутри страны; истощения жизненно важных ресурсов; возникновения стихийных бедствий и экологических катастроф в стране и за рубежом и т. п.
Экономическая безопасность может быть достигнута тогда, когда степень зависимости страны от доминирующей экономики (или доминирующей в экономическом, военном или политическом отношении группы стран), а также степень обострения внутриполитической, социально-экономической и экологической ситуаций не превышают предела, грозящего утратой национального суверенитета, существенным ослаблением экономической мощи, значительным снижением уровня и качества жизни нации либо срывом достижения глобальных стратегических целей страны.
Уровень экономической безопасности предопределяется следующими факторами:
¦ геополитическим и экономико-географическим положением страны и связанным с этим размещением производительных сил на территории страны, доступом к отечественным и зарубежным стратегическим ресурсам;
¦ экономической и военно-политической мощью страны и ее конкурентными позициями в мировой экономической системе по стратегически важным видам экономической деятельности;
¦ ориентацией институциональной системы страны на поддержку отраслей национальной экономики, от которых зависит уровень экономической безопасности;
ш приоритетами экономической политики государства в отношении детерминант национального ромба (Портер М., 1993), обеспечивающими конкурентные преимущества отраслей и предприятий национальной экономики;
¦ приоритетами экономической политики государства в отношении социально-экономической и экологической сферы, обеспечивающими достижение международных (европейских) стандартов качества жизни населения страны (включая уровень здоровья, образования, социальной инфраструктуры, культуры, искусства);
¦ параметрами отраслевой и региональной структур ВВП, учитывающими стратегическую значимость отраслей национальной экономики и регионов страны для обеспечения экономической безопасности;
¦ условиями, определяющими принципы функционирования национальной экономики в составе ВТО, и зависящей от этих условий структуры экспорта/импорта материальных благ первого и высшего порядков, а также нематериальных активов, отнесенных к категории стратегической значимости;
¦ наличием резервов стратегически важных материальных благ первого и высшего порядков в объемах, достаточных для обеспечения экономической безопасности в условиях форс-мажорных обстоятельств.
Перечисленные факторы, по существу, отражают спектр внешних и внутренних угроз экономической безопасности, показанный на рис. 7.1. Каждая из этих угроз представляет определенную степень опасности для страны, что, в свою очередь, предопределяет приоритеты противодействия этим угрозам



Содержание раздела