d9e5a92d

Регулирующие функции государства в период перехода к новому зкономическому порядку

Иначе говоря, единственным стабильным, неизменным правилом новой парадигмы является утверждение необходимости изменять принципы реформирования в зависимости от особенностей той или иной страны, необходимости отхода от слепого копирования опыта других стран, даже если этот опыт был положительным. Новая парадигма экономических преобразований не приемлет догматического следования теоретическим положениям той или иной модели в угоду чистоте эксперимента.
Это, естественно, не означает, что опыт прогрессивных преобразований должен быть полностью проигнорирован. Наоборот, этот опыт должен быть тщательно изучен. Достигнутые другими странами как положительные, так и отрицательные результаты должны быть рассмотрены сквозь призму отличий условий, сложившихся в этих#странах и в стране, для которой выбирается предпочтительная морфология экономической деятельности.

Должно быть отделено общее, присущее любой экономике, от частного, характеризующего специфику национальной экономики страны, где результаты преобразований были положительными, и страны, к которой положительный опыт этих преобразований предполагается применить.
Вторая группа факторов может быть конкретизирована индикаторами, с помощью которых можно оценить состояние и особенности национальной экономики в период, предшествующий началу преобразований. Рассмотрим эти индикаторы.
1. Исторические тенденции развития национальной экономики:
- продолжительность периода крепостничества, политика государства по отношению к крепостному праву на разных этапах исторического развития;
- динамика развития городского ремесленного производства;
- изменение роли цеховых объединений в национальной экономике на разных этапах исторического развития;
- уровень общественного разделения труда, изменение форм кооперации в процессе общественного производства в исторической ретроспективе;
- изменение роли государства в управлении (регулировании) экономической деятельностью в ретроспективе;
- динамика уровня концентрации и монополизации производства;
- динамика преобладающих форм собственности на средства производства в:
¦ промышленности;
сельском хозяйстве;
- динамика естественных конкурентных преимуществ;
- динамика приобретаемых конкурентных преимуществ;
- периодичность экономических кризисов;
- динамика преобладающих сфер экономической деятельности;
- динамика отраслевой структуры национальной экономики;
- динамика основных макроэкономических показателей в исторической ретроспективе;
- динамика геополитического положения и экономического могущества страны в мировом сообществе.
2. Менталитет основной массы населения:
- преобладающие религиозные вероучения;
- структура общества по отношению к религии;
- структура общества по степени приверженности патернализму или самодетерминации;
- структура общества по отношению к частной собственности и предпринимательству;
- структура общества по приверженности коллективизму или индивидуализму;
- структура общества по приверженности материальным или моральным стимулам к труду;
- структура общества по отношению к культурному наследию нации;
- структура общества по отношению к уровню собственной образованности;
- структура общества по отношению к уровню образования своих детей;
- структура общества по отношению к вынужденной безработице;
- структура общества по отношению к необходимости изменения профессии под воздействием кризисных явлений в национальной экономике;
- структура общества по отношению к необходимости построения правового государства в стране;
- структура общества по степени готовности отстаивать свои гражданские права;
- структура общества по отношению к объединению в группы, ассоциации, партии для защиты своих интересов;
- структура общества по приверженности национализму, шовинизму, расизму;
- структура общества по отношению к благотворительности и помощи социально уязвимым группам или отдельным индивидуумам.
3. Экономико-географическое и геополитическое положение страны:
- наличие в стране стратегических ресурсов и особенности их территориального размещения;
- особенности территориального разделения труда внутри страны по отраслям национальной экономики;
- классификация регионов по особенностям внутреннего геополитического положения в стране;
- классификация регионов по степени полезности (рентное™);
- классификация регионов по потенциальности положения (перспективным возможностям для предпринимательства);
- классификация регионов по характеру условий для поддержания конкурентных преимуществ предприятий региональной экономики;
- степень разнообразия природных условий по регионам страны, региональная структура по степени влияния на жизнедеятельность населения: соотношение экстремальных, дискомфортных, прекомфортных и комфортных территорий;


- поселенческая структура населения по регионам страны, плотность населения, концентрация населения в городах;
- демографическая структура населения по регионам страны;
. - этническая структура населения по регионам страны;
- социальная структура населения по регионам страны;
- образовательно-квалификационная структура населения по регионам страны;
- качество населения с позиций отношения к реформированию национальной экономики по регионам страны;
- характер внешнего геополитического положения страны в мировом сообществе, принадлежность к теллурокра-тии (сухопутному могуществу), к талласократии (морскому могуществу) или к береговой зоне (Heartland, World Island, Rimland);
- степень доминирования национальной экономики в мировой экономической системе;
- интегральная оценка уровня экономической безопасности страны.
4. Характер дореформенного экономического порядка:
- структура форм собственности па средства производства на момент начала реформ;
- структура ВВП по формам управления национальной экономикой (доля ВВП, полученного на основе директив-ногр государственного планирования; доля ВВП, полученного на основе конкурентного порядка; доля ВВП, полученного на основе смешанного контроля над экономической деятельностью);
- отраслевая структура ВВП по формам управления национальной экономикой;
- структура персонала (по отраслям национальной экономики) но формам оплаты труда (сдельная, повременная, должностные оклады, дополнительные материальные стимулы);
- структура налогообложения юридических и физических лиц но соотношению прямых и косвенных налогов;
- доля налоговых и других обязательных платежей государственным и муниципальным структурам юридических и физических лиц в их валовом доходе;
- структура денежного обращения по наличным и безналичным платежам.
5. Характер дореформенного общественного и государственного порядков:
- структура партий и общественных организаций, реально формировавших политическую элиту страны (по доле электората, отдавшего свои голоса за ту или иную партию или общественную организацию на выборах в законодательные органы власти, предшествовавших началу реформирования национальной экономики);
- структура административного разделения страны по национальному и областническому принципам;
- структура исполнительной власти в административных частях страны по выборности и назначенчеству вышестоящими правящими органами;
- структура органов законодательной власти по принципам, лежащим в основе избирательного законодательства (соотношение депутатов, избиравшихся в момент начала реформ по мажоритарной системе и системе партийных списков);
- среднее число кандидатов в депутаты законодательных органов власти в центре и на местах, баллотировавшихся в одном избирательном округе на выборах, предшествовавших моменту начала реформирования национальной экономики;
- структура консолидированного государственного бюджета страны по доле центра и бюджетов административных частей страны (в случае федерации по доле федерального и региональных бюджетов) на момент начала реформирования национальной экономики;
- форма государственного правления (монархия, президентская республика, парламентская республика).
6. Уровень и качество жизни большинства населения страны в дореформенный период:
- покупательная способность доходов населения по набору продуктов, включенных в потребительскую корзину, на момент начала реформы национальной экономики;
- степень дифференциации доходов населения (динамика значения коэффициента Джини за 5 лет, предшествовавших началу реформирования национальной экономики);
- динамика показателей, характеризующих степень обеспеченности населения страны товарами повседневного спроса и товарами длительного пользования, в сопоставлении с передовыми промышленно развитыми странами за пять лет, предшествовавших началу реформирования национальной экономики;
- характеристика социальной инфраструктуры в экономических районах страны (по действующему административному делению);
- доля товаров по наиболее распространенным группам товаров повседневного спроса и товаров длительного пользования, соответствующих мировому (европейскому) уровню, в общем числе выпускаемых национальной экономикой товаров по этим группам (в натуральном и стоимостном выражении);
- динамика средней заработной платы работников реального сектора национальной экономики за пять лет, предшествовавших началу реформирования национальной экономики;
- динамика уровня цен на товары и услуги за пять лет, предшествовавших началу реформирования национальной экономики (темпы открытой инфляции);
- доля дефицитных товаров и услуг, по которым спрос существенно превышал предложение, в общем объеме товаров и услуг в соответствующих группах на момент начала реформирования национальной экономики;
- доля товаров и услуг, на которые распространялось действие механизма рационирования, в общем объеме реализации товаров и услуг на момент начала реформирования национальной экономики;
- динамика соотношения темпов изменения уровня средней заработной платы и темпов изменения уровня цеп на товары и услуги за пять лет, предшествовавших началу, реформирования национальной экономики;
- динамика изменения уровня государственных пенсий, стипендий студентам высших и средних специальных учебных заведений за пять лет, предшествовавших началу реформирования национальной экономики;
- динамика уровня занятости активной части населения страны за пять лет, предшествовавших началу реформирования национальной экономики;
- динамика сравнительного уровня душевого национального дохода страны и в передовых промышленно развитых странах за пять лет, предшествовавших началу реформирования национальной экономики;
- доля ВВП, направляемая на финансирование военно-промышленного комплекса и содержание силовых структур страны и промышленно развитых стран, на момент начала реформирования национальной экономики;
- доля ВВП, направляемая на финансирование агропромышленного комплекса страны и промышленно развитых стран, па момент начала реформирования национальной экономики;
- динамика сравнительного уровня государственных и личных расходов (доля ВВП) на здравоохранение, приходящихся на одного жителя, в стране и передовых промышленно развитых странах за пять лет, предшествовавших началу реформирования национальной экономики;
- динамика сравнительного уровня государственных и личных расходов (доля ВВП) на все виды образования, приходящихся на одного жителя, в стране и передовых промышленно развитых странах;
- динамика средней продолжительности жизни в стране и в передовых промышленно развитых странах.
7. Уровень развития производственного аппарата, достигнутый к моменту начала реформирования национальной экономики:
- число широких отраслевых групп (отраслей национальной экономики), зафиксированных в государственной классификации;
- темпы роста объемов ВВП с дифференциацией по отраслям национальной экономики за пять лет, предшествовавших началу реформирования национальной экономики;
- число отраслей промышленности и сельского хозяйства, по которым велось постоянное статистическое наблюдение;
- темпы роста объемов промышленного и сельскохозяйственного производств за пять лет, предшествовавших началу реформирования национальной экономики;
- динамика отраслевой структуры национальной экономики за пять лет, предшествующих началу реформирования национальной экономики;
- отраслевая структура экономики экономических районов страны (по действующему административному делению);
- характеристика производственной инфраструктуры экономических районов страны (по действующему административному делению);
- структура промышленных предприятий по ступеням специализации;
- структура промышленных предприятий по размеру производства;
- доля ВВП, формируемого на предприятиях-монополи-стах;
- динамика возрастной структуры парка технологического оборудования (по отраслям национальной экономики) за пять лет, предшествующих началу реформирования национальной экономики;
- доля импортного технологического оборудования в общем парке оборудования (по отраслям национальной экономики) на момент начала реформирования национальной экономики;
- доля гибкого автоматизированного оборудования (станков с ЧПУ) в общем парке оборудования (по отраслям национальной экономики) на момент начала реформирования национальной экономики;
- структура кадрового потенциала по уровню образования (по отраслям национальной экономики) на момент начала реформирования национальной экономики;
- доля кадровых ресурсов, проходивших повышение квалификации и переподготовку, за 5 лет, предшествующих началу реформирования;
- динамика возрастной структуры кадрового потенциала за пять лет, предшествующих началу реформирования национальной экономики;
- соотношение числа выбывающих и вновь поступающих руководящих работников промышленных предприятий на момент начала реформирования национальной экономики;
- сравнительные показатели эффективности использования ресурсов в стране и в развитых странах на момент начала реформирования национальной экономики;
- доля конкурентоспособной продукции, выпускавшейся отечественными предйриятиями (по группам товаров и услуг), на момент начала реформирования национальной экономики.
8. Наличие предпосылок для достижения конкурентных преимуществ национальной экономики:
- доля ВВП, направляемая на развитие фундаментальных научных исследований, на момент начала реформирования национальной экономики;
- доля ВВП, направляемая на развитие производственной инфраструктуры, на момент начала реформирования национальной экономики;
- наличие законодательной государственной поддержки (налогового кодекса, земельного кодекса) предпринимательства на момент начала реформирования национальной экономики;
- наличие антимонопольного законодательства на момент начала реформирования национальной экономики;
- наличие законодательства, защищающего права потребителей, на момент начала реформирования национальной экономики;
- структура экспортно-импортных операций по группам товаров и услуг в отраслевом разрезе на момент начала реформирования национальной экономики;
- характер таможенного регулирования (уровень таможенных тарифов) экспортно-импортных операций (фритредерство или протекционизм) по группам товаров и услуг в отраслевом разрезе на момент начала реформирования национальной экономики;
- доля ВВП, формируемая на экспортно-ориентированных и импортозамещающих предприятиях (в отраслевом разрезе), на момент начала реформирования национальной экономики;
- структура экономических районов страны по степени благоприятствования предпригіимательского климата (доля районов с потенциально благоприятным предпринимательским климатом в общем количестве районов);
- доля импортируемых стратегических ресурсов в общем объеме импорта (по видам ресурсов) на момент начала реформирования национальной экономики;
- доля экспортируемых стратегических ресурсов в общем объеме экспорта (по видам ресурсов) на момент начала реформирования национальной экономики.
9. Инвестиционные возможности страны:
- склонность населения страны к сбережениям па момент начала реформирования национальной экономики;
- доля срочных вкладов населения страны в общем объеме вкладов на момент начала реформирования национальной экономики;
- динамика золотовалютных запасов страны за пять лет, предшествовавших началу реформирования национальной экономики;
- доля иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций, направляемых в национальную экономику, па момент начала реформирования национальной экономики;
- отраслевая структура отечественных и иностранных инвестиций в национальную экономику на момент начала ее реформирования;
- динамика доли ВВП, направляемой на развитие отраслей инвестиционного комплекса, за пять лет, предшествовавших началу реформирования национальной экономики;
- динамика доли ВВП, направляемой на инвестиционные проекты престижного характера (без реальной экономической отдачи от капитальных вложений), за пять лет, предшествовавших началу реформирования национальной экономики;
- отношение величины внутреннего долга к расходной части государственного бюджета страны на момент начала реформирования национальной экономики;
- отношение величины внешнего долга страны к расходной части государственного бюджета страны на момент начала реформирования национальной экономики;
- доля ВВП, направлявшаяся па обслуживание внешнего и внутреннего долга, на момент начала реформирования национальной экономики;
- динамика величины ссудного процента за пять лет, предшествовавших началу реформирования национальной экономики;
- отношение величины внешней дебиторской задолженности по выданным ранее кредитам иностранным государствам, которая потенциально могла быть инвестирована в национальную экономику, к общему объему инвестиций на момент начала ее реформирования.
Совокупность значений приведенных индикаторов представляет собой портрет страны, в которой предполагается реформирование национальной экономики. Тщательное исследование подобного портрета позволяет выбирать наиболее предпочтительный для данной страны экономический порядок.

Основным содержанием такого исследования является определение соответствия условий, сложившихся в стране на момент начала реформирования, с условиями, присущими тому или иному экономическому порядку.

Регулирующие функции государства в период перехода к новому зкономическому порядку

Важнейшим методологическим подходом к формированию регулирующих функций государства является системный подход. Это означает, что государственное регулирование экономической деятельности должно представлять собой систему взаимосвязанных элементов (формальных институтов), создаваемых для эффективного функционирования национальной экономики, обеспечивающего достижение максимально возможного в сложившихся экзогенных условиях синергического эффекта.

Этот эффект выражается в высоком уровне качества и продолжительности жизни населения страны.
Специфика регулирующих функций государства в период перехода к новому экономическому порядку, отличающих их от функций, выполняемых в условиях сложившегося в стране экономического порядка, выражается в следующем.
Во-первых, в переходном периоде длительное время сосуществуют элементы прежнего и нового экономических порядков. Поэтому функции государственного регулирования должны быть дифференцированы по секторам национальной экономики, различающимся степенью подготовленности к принятию нового экономического порядка.

Ярким примером неподготовленности к переменам является положение, сложившееся в агропромышленном секторе Российской Федерации, где до сих пор сосуществуют отношения, характерные для коллективного и индивидуального способов производства сельскохозяйственных продуктов. Это сосуществование не позволяет принять законы, эффективно регулирующие процессы землепользования, взаимоотношений сельскохозяйственной и промышленной сфер и т. п.
Во-вторых, в процессе перехода к новому экономическому порядку возникает, как показывает мировой исторический опыт, опасность утраты или существенного ослабления достигнутого экономического потенциала. Подтверждением этому являются переходные процессы, протекавшие в России за последние 100 лет.

Поэтому система государственного регулирования в переходном периоде должна предусматривать меры, направленные на предотвращение возможности утраты или ослабления экономической безопасности страны.
В-третьих, процесс перехода к новому экономическому порядку почти всегда сопряжен со снижением (в особенности в первой его фазе) жизненного уровня населения и усилением в связи с этим социальной напряженности в стране. Поэтому система государственного регулирования в переходном периоде должна уделять особое внимание вопросам социальной безопасности страны.

Меры государственного регулирования должны сочетать стабилизирующие воздействия как на экономическую, так и на социальную сферы.
Исходя из сказанного можно сформулировать цели государственного регулирования национальной экономики.
Глобальной целью является обеспечение экономической мощи страны. Это означает, что система государственного регулирования призвана создать условия, обеспечивающие устойчивые позиции страны на мировых рынках, а также обеспечить высокий уровень качества жизни народа.
Агрегированные цели государственного регулирования призваны обеспечить создание и поддержание благоприятных экзогенных и эндогенных условий для достижения глобальной цели за счет определения важнейших элементов (институтов) системы государственного регулирования. Примерами таких условий могут быть: экономическое обеспечение реализации военной доктрины, создание предпосылок для интеграции страны в мировую экономическую систему, обеспечение здоровья нации и т. п.
Детализированные цели направлены на конкретизацию экзогенных и эндогенных условий. Эти цели должны служить основанием для выбора приоритетов в выполнении функций всех ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной). Такими целями могут, например, быть: защита социально уязвимых слоев населения, антимонопольная деятельность, регламентация трудовых отношений и т. п.
Указанные цели государственного регулирования в зависимости от изменений экзогенных и эндогенных условий могут изменяться, однако совокупность решаемых на основе государственного регулирования задач в течение достаточно продолжительного периода остается относительно стабильной
При формировании системы государственного регулирования необходимо прогнозировать возможную реакцию экономических агентов на те или иные воздействия стимулирующего, лицензионного или запретительного характера с учетом действия неформальных институтов, исторически сложившихся в стране.
Исходя из изложенного можно сформулировать следующие принципы функционирования системы государственного регулирования национальной экономики (СГРНЭ):
¦ необходимо выращивать и по мере надобности актуализировать правовую (институциональную) основу экономической деятельности, обеспечивая неукоснительное выполнение норм и правил поведения экономических агентов в процессе этой деятельности (Клейнер Г. Б., 2004);
¦ необходимо осуществлять регулирующую деятельность эффективно, обеспечивая постоянное снижение трансакционных издержек, с минимальным вмешательством в экономику бюрократического аппарата;
¦ необходимо сочетать методы стимулирующего, регистрационного (лицензионного) воздействия с мерами запретительного и фискального воздействий на экономических агентов, нарушающих установленные формальными институтами правила и нормы ведения экономической деятельности;
¦ необходимо создавать благоприятные условия для развития свободной конкуренции, обеспечения гибкой антимонопольной политики с целью недопущения возникновения экономической власти у отдельных групп, корпораций, монополистических объединений и других властных экономических группировок;



Содержание раздела