d9e5a92d

Региональные факторы

Иначе говоря, ЭГП это отношение региона к лежащим вне его данностям, имеющим то или иное экономическое значение (География России для инвесторов, 1997).
При оценке ЭГП того или иного региона анализируют его положение относительно транспортных магистралей, баз сельскохозяйственного сырья, основных рынков сбыта товаров, основных ареалов расселения, региональных рынков рабочей силы и т. п.
Экономико-географическое положение оценивают по следующим критериям:
щ полезность, или рентпость (с позиции эффективности того или иного вида предпринимательской деятельности но сравнению с другими регионами);
¦ потенциальность положения (с позиции перспективных возможностей для предпринимательства);
¦ рыночное положение (с позиции благоприятствования условий для создания и поддержания в длительной перспективе конкурентных преимуществ, формируемых региональными детерминантами).
Таким образом, можно заключить, что ЭГП важнейшая категория, отражающая региональные особенности экономической деятельности. Она является одновременно и причиной, и следствием территориального разделения труда.

Вместе с тем ЭГП понятие относительное. Оно обусловлено в большей мере историческими причинами изменений в экономическом и политическом развитии не только данного региона, но и подобными изменениями, происходящими за его пределами.
Совокупность ресурсов территориального образования. В контексте проблем региональной структура национальной экономики рассмотрим два вида ресурсов: природные и людские.
Природные ресурсы это компоненты природы, которые используются или могут быть использованы в качестве средств производства (предметов и средств труда). Совокупность природных ресурсов региона рассматривается как его природно-ресурсный потенциал.

Природно-ресурсный потенциал региона прямо и косвенно влияет на предпринимательский климат, определяя состав и структуру развивающихся в том или ином регионе видов экономической деятельности.
Людские ресурсы это категория, отражающая возможности и целесообразность ведения предпринимательской деятельности в том или ином регионе. Население региона, где предприниматель собирается осуществлять свою деятельность, должно рассматриваться им с трех точек зрения:
¦ как источник кадрового потенциала (демографическая и образовательно-квалификационная структура);
¦ как контингент потенциальных потребителей товаров и услуг (этническая структура, покупательная способность);
¦ как социальная среда, в которой должна осуществляться предпринимательская деятельность (структура населения по качеству жизни: уровню занятости, уровню доходов, обеспеченности материальными и духовными благами).
Современная социология предлагает отражать обобщенную характеристику населения страны и ее отдельных регионов в категории качество населения. Под качеством населения понимают актуализированные исторической эпохой... свойства людей, потребность в которых общество воспринимает с особой остротой (Качество населения, 1996).

Это понятие характеризует потенциал выживаемости в чрезвычайных условиях, готовность общества в целом и отдельных страт к обновлению всех сфер жизнедеятельности, к принятию экономических, социальных и политических преобразований.
Природно-климатические условия. Под природно-климатическими условиями понимают силы природы, влияющие на жизнедеятельность населения и экономическую деятельность, необходимую для получения конечных продуктов этой деятельности.

Природноклиматические условия могут облегчить или затруднить заселение и освоение территории того или иного региона, повлиять на масштабы, пути и формы использования естественных ресурсов. Любой из элементов (роза ветров, температура, влажность и т. п.) природно-климатических условий можно характеризовать:
¦ силой и характером воздействия;
¦ территорией распространения воздействия;
¦ разносторонностью, продолжительностью и сезонностью воздействия;
¦ характером влияния на разные группы населения;
¦ степенью возможности и целесообразности его улучшения;
¦ степенью влияния на жизнедеятельность населения.
Территории регионов по элементам природно-климатическихусловий подразделяются на экстремальные, дискомфортные, гиперкомфортные, прекомфортные, комфортные. К экстремальным относят территории с крайне неблагоприятным природным воздействием на жизнедеятельность человека. Дискомфортными считаются территории с весьма неблагоприятным воздействием на жизнедеятельность человека. Гиперкомфортными называют территории, пригодные для формирования постоянного населения, прибывающего из других регионов.



Прекомфортными являются территории достаточно благоприятные для формирования постоянного населения. Комфортные территории оптимальны для жизнедеятельности людей.
Значительная часть территории России относится к экстремальным и дискомфортным территориям. Однако основная часть населения проживает в регионах с прекомфортными и комфортными условиями.
Природно-климатические условия могут ускорить или замедлить темпы развития экономической деятельности.
Предпринимательский климат и инвестиционная привлекательность. Под предпринимательским климатом региона понимают общие для всех или большинства экономических агентов, действующих на той или иной территории, возможности и условия для ведения этой деятельности и достижения ее целей.
Предпринимательский климат региона формируется в результате взаимодействия объективных и субъективных факторов. Объективные факторы это географические особенности региона: природные условия и ресурсы, состав и структура населения, место региона в системе общественного разделения труда и т. п. Субъективные факторы это целенаправленная деятельность властных структур и различных групп стратегического влияния федерального и регионального уровней, направленная на регулирование экономической деятельности в рамках страны и региона.
Взаимодействие объективных и субъективных факторов определяет региональную ситуацию наблюдаемое в тот или иной момент времени состояние региона, тенденции изменения этого состояния (рис. 2.4). Основополагающее влияние на региональную

Региональные факторы




ситуацию оказывают стратегические цели экономического и социального развития хозяйства региона, обусловленные его геополитическим и экономико-географическим положением. Набор внешних и внутренних стратегических зон хозяйствования, которые обслуживает регион, предъявляет спрос па определенный ассортимент товаров и услуг. Поэтому все отрасли региональной экономики должны быть адаптированы к удовлетворению этого спроса либо своими силами, либо в кооперации с отраслями, находящимися за пределами региона.

При этом, естественно, не могут игнорироваться задачи, решаемые хозяйством региона в системе общефедерального и международного разделения труда.
Предпринимательский климат региона определяет важнейшую категорию, отражающую степень благоприятствования условий для достижения стратегических целей развития социально-экономической деятельности. Этой категорией является инвестиционная привлекательность региона, которая может быть определена как совокупность благоприятных для инвестиций факторов, отличающих данный регион от других.

Она складывается из оценки объективных возможностей региона (инвестиционного потенциала) и условий деятельности инвестора (инвестиционного риска). Инвестиционная привлекательность региона может быть определена объемом капитальных вложений, который может быть привлечен в основной капитал региона, исходя из его инвестиционного потенциала и уровня региональных инвестиционных рисков. Степень инвестиционной привлекательности может оцениваться на основе следующих критериев:
¦ инвестиционная активность интенсивность привлечения инвестиций в основной капитал региона;
¦ инвестиционный потенциал региона объем инвестиций, который может быть привлечен в основной капитал региона за счет всех (внешних и внутренних) источников финансирования, исходя из наличия в регионе экономических, социальных предпосылок и природных ресурсов, особенностей его географического положения и иных объективных факторов, существенных для формирования инвестиционной активности;
¦ региональный (некоммерческий) инвестиционный риск вероятность неполной реализации инвестиционного потенциала региона, исходя из условий инвестиционной деятельности в регионе.
Таким образом, предпринимательский климат региона, его инвестиционная привлекательность являются важнейшими предпосылками рациональной структуризации экономической деятельности в региональном пространстве.

Институциональная система

Это понятие в данной главе рассматривается лишь постановочно, ибо подробное изложение содержания основных проблем, связанных с институциональной системой, дается в отдельном курсе Институциональная экономика. Однако здесь следует понять взаимосвязь институциональной среды, экономического, государственного и идеологического порядков, в условиях которых функционирует национальная экономика.
Итак, что же понимать под институциональной системой, сложившейся (складывающейся) в стране? Экономическая деятельность в любой стране совершается в соответствии с определенными нормами и правилами, принятыми в стране и мировом сообществе. Эти правила могут быть объектами статутного (юридически оформленного соответствующими законами) либо обычного (принятого в данном обществе на основе обычаев, традиций) права. Эти правила и нормы, укоренившиеся в обществе, принято называть институтами.

Институты, получившие законодательную основу, называют формальными, а институты, базирующиеся на неписаных законах (каковы обычаи, традиции, морально-этические нормы поведения, религиозные убеждения), называют неформальными. Совокупность действующих в стране формальных и неформальных институтов составляет институциональную среду, в условиях которой ведется любая, в том числе и экономическая, деятельность.
Институциональная среда не является набором случайных норм и правил: составляющие ее элементы взаимосвязаны. При этом возникают взаимосвязи институтов не только внутри страны, но и взаимосвязи между институтами страны и мировой экономической системы (рис.

2.5). Институциональной среде присущи все известные закономерности систем: целостность, коммуникативность, иерархичность, интегративность, эквифинальность, необходимое
разнообразие. Поэтому институциональная среда должна рассматриваться как сложная большая открытая система.
Институциональная система страны исторически обусловлена, она складывается в течение продолжительного периода под влиянием политических, идеологических, экономических факторов. Она отражает форму государственного правления, политические пристрастия правящей элиты и обусловленные ими стратегические цели развития страны; ментальные особенности народа, населяющего страну; исторически сложившиеся принципы ведения хозяйства. Поэтому попытки переустройства институциональной системы без учета этих факторов могут привести к существенным нарушениям социальных устоев жизни общества.

Это обусловлено наряду с другими факторами консервативностью сложившихся принципов человеческой деятельности, в частности ведения хозяйства.
Обратимся вновь к трудам В. О. Ключевского. В цитировавшемся выше труде он пишет: Отступая от привычного, затверженного правила под гнетом обстоятельств, люди еще долго донашивают его в своем сознании, которое вообще консервативнее, неповоротливее жизни, ибо есть дело одиночное, индивидуальное, а жизнь изменяется коллективными усилиями и ошибками целых масс (Ключевский В. О., 2002, т. 1, с. 160).
Таким образом, институциональная система страны, по существу, предопределяет особенности поведенческих установок экономических агентов в процессе осуществления ими любого направления экономической деятельности.

Экономический, политический и идеологический порядки

Вернемся к концепции, выдвинутой Р. Барром, который приводит следующие характеристики страны, предопределяющие характер условий для экономической деятельности:
¦ организующее начало (в экономическом аспекте) экономическая деятельность индивидов, семей, групп, государства характеризуется определенной интеграцией и взаимозависимостью;
¦ наличие верховной власти {как национальное сообщество) подчиненность (в той или иной мере) всех субъектов экономической деятельности;
¦ духовное единство между ее жителями существует параллелизм в поведенческих установках и сравнительная однород-постъ реакций, что придает национальному экономическому сообществу единство.
Нетрудно заметить сходство принципов, лежащих в основе формирования условий для экономической деятельности, предложенных Р. Барром, с концептуальными основами институциональной теории.
Каждая страна создает те или иные условия для успешного развития экономической деятельности в целом или в ее отдельных секторах. Это имеет принципиальное значение для завоевания страной определенного положения в мировой экономической системе.
Из чего же складываются эти условия? Что их предопределяет?
Для ответа на эти вопросы обратимся к категориям порядка вообще и экономического, политического и идеологического в частности.
В контексте рассматриваемой нами проблемы условий для достижения высокого уровня развития национальной экономики, ее места в мировой экономической системе категория порядка отражает соответствие тех или иных действий определенным правилам и нормам институциональной системе.
Следовательно, порядок можно понимать как соответствие поведения индивидов, групп, организаций всем трем принципам, характеризующим страну: экономическому, национальному и духовному. Именно эти принципы обусловливают характер (облик) институциональной системы страны.

Опираясь на такое понимание порядка, определим понятия экономического, политического и идеологического порядков.
Экономический порядок отражает принципы взаимоотношений между экономическими агентами, а также взаимоотношений этих агентов с государством (редистрибуция, рыночные отношения, смешанная экономика), возникающих в процессе производства и обмена материальных и нематериальных благ. Если рестрибутивная экономика базируется па жесткой регламентации поведения экономических агентов в рамках директивных государственных планов и стимулирует только безоговорочное их выполнение, то в основе рыночных отношений лежит принцип конкуренции экономических агентов, а на более высоком уровне развития этих отношений принцип интеграции агентов в различного рода интегрированные бизнес-группы (ИБГ).
В исторической ретроспективе выделяют три вида экономических порядков: централизованно управляемую экономику, свободный рынок, конкурентный порядок (Ойкен В., 1995). Конституирующие принципы функционирования этих порядков приведены в табл.

2.1.
Политический (государственный) порядок отражает складывающуюся в тот или иной исторический период в стране форму власти (демократия, авторитаризм, тоталитаризм и др.) и обусловленные этой формой взаимоотношения между властными структурами различных уровней и обществом. Если в условиях тоталитаризма целеполагание и выбор средств достижения целей экономической деятельности функция верховной власти, которая не приемлет альтернативных действий экономических агентов, то в условиях демократических форм правления эти функции, впрочем, как и ответственность за все результаты деятельности, лежат на экономических агентах.
Идеологический (общественный) порядок отражает исторически сложившиеся господствующие в общественном сознании мировоззренческие системы взглядов (коммунитарность патернализм, индивидуализм субсидиарность и т. п.), обусловленные менталь-нььми, в том числе конфессиональными, особенностями граждан страны. Идеологический порядок наиболее консервативен.

Устойчивость мировоззрения может либо способствовать, либо тормозить принятие обществом тех или иных преобразований (реформ) экономической и политической жизни, являясь в этом случае источником социального напряжения.
Все перечисленные порядки взаимосвязаны и взаимозависимы. Они обусловливают друг друга. Так, тоталитаризм вызывает преобладание централизации в управлении экономикой, которая порождает редистрибуцию опосредование взаимоотношений экономических агентов центром. Это, в свою очередь, способствует усилению коммунитарности и патерналистских установок в сознании людей.

В то же время в условиях демократического правления преимущественно развиваются рыночные отношения, которые предполагают усиление индивидуалистического мировоззрения и личной ответственности за результаты деятельности. Поэтому влияние экономического, политического и идеологического порядков на национальную экономику нельзя рассматривать автономно, так

Таблица 2.1. Экономические порядки
Конституирующие
принципы
функционирования
Централизованно
управляемая
экономика
Свободный рынок Конкурентный
порядок
Определение целей экономической
деятельности
Вышестоящие властные структуры Домашние хозяйства и предприниматели Конкурирующие продавцы и покупатели
Обеспечение
средствами
производства
Плановое
распределение . орудий и предметов труда
Свободные
взаимовыгодные
договоры
Взаимовыгодные контракты в условиях
антимонопольного
регулирования
Установление цен на товары и услуги Вышестоящие плановые органы Свободное ценообразование на основе
соотношения спроса и предложения
На основе механизма цен полной конкуренции
Ответственность
экономических
агентов
За выполнение текущих и перспективных
планов
За все результаты экономической
деятельности
За все результаты экономической
деятельности
Роль государства в управлении (регулировании) экономической
деятельности
Непосредственно управляет, рационирует потребление товаров и услуг Устанавливает и контролирует соблюдение правил экономической деятельности Регулирует экономическую деятельность, не допуская экономической
власти отдельных
агентов
Характер
стимулирующих
воздействий
Принуждение Заинтересованность Заинтересованность
Директивное
планирование
Институциональные
стимулы
Индикативное
планирование
Субъект,
формирующий
стратегию
экономического
агента
Вышестоящие плановые органы государства Руководство экономической единицы с учетом интересов клиентов и конъюнктуры рынка Руководство экономической единицы с учетом государственных индикативных планов, собственных интересов и интересов клиентов
Преобладающие
формы
собственности на средства производства
Общественная (государственная) с незначительной долей частной и кооперативной Частная с некоторой долей участия государства Частная
(индивидуальная и коллективная) государствен ная на стратегически важные объекты
как они взаимосвязаны, взаимопереплетепы. Такое взаимопереплетение получило название иитердепепденции порядков (Ойкен В., 1995). Именно совместное их функционирование в рамках институциональной системы страны, их взаимопереплетение создает те или иные условия для соответствующего уровня развития и эффективности экономической деятельности.
Таким образом, с учетом сказанного можно заключить, что национальная экономика представляет собой сложную многоуровневую систему, призванную обеспечить потребности страны в материальных благах, создающих основу для высокого уровня качества жизни народа, экономического могущества на международной арене, обеспечения национальной, в том числе экономической, безопасности страны.

Национальная экономика как системавзаимодействующих экономических механизмов

Национальная экономическая деятельность осуществляется одновременно большими массами людей, преследующих различные противоречивые, а подчас и антагонистические цели. Мотивы их деятельности обусловлены, с одной стороны, разнообразием интересов и потребностей, с другой многообразием средств и методов, с помощью которых они эти интересы и потребности реализуют, а также различием возможностей доступа к необходимым для их реализации ресурсам.
На первый взгляд может показаться, что экономическая деятельность хаотична, неопределенна, а экономические явления не связаны между собой.
Однако многовековой опыт показывает, что объективно существуют и взаимодействуют друг с другом многочисленные цепочки последовательно возникающих взаимосвязанных экономических явлений, получивших название экономических механизмов. Каждый экономический механизм имеет входное звено, инициирующее процесс (не зависящего от обстоятельств) следования одного за другим определенных экономических явлений.

Этот процесс завершается выходным звеном, которое в отдельных случаях может служить входным звеном другого механизма. Примером экономического механизма может служить механизм экономического



цикла. Схематично этот механизм выглядит следующим образом.

Входным звеном механизма можно, например, считать момент наибольшего уровня экономической активности (экономическое явление 1), за которым следует спад экономической активности (явление 2), завершающийся депрессией (явление 3), после которой наступает рост активности (явление 4), достигающей очередного наибольшего уровня (явление 5).
Экономические механизмы не являются некими автономными, не зависящими друг от друга проявлениями тех или иных черт экономической деятельности. Действуя одновременно, обусловливая и взаимно дополняя друг друга, вся совокупность экономических механизмов представляет собой большую систему со всеми присущими ей закономерностями.

Такое взаимопереплетение экономических механизмов, функционирующих внутри страны и во взаимодействии с мировой экономической системой, составляет сущностную (субстанциональную) основу национальной экономики. По определению Смита, невидимая рука рынка (действия которой, кстати, управляются мозгом институциональной системой страны) это и есть система взаимодействующих экономических механизмов, отражающих существо экономической деятельности.
Множество экономических механизмов, их разнообразие выявляются в процессе наблюдения за экономической деятельностью. Упорядочение этого множества осуществляется на основе классификации механизмов. Верхний уровень классификации приведен на рис. 2.6.

Более подробно проблемы функционирования и классификации экономических механизмов изложены в работе (Кульман А., 1993).
На рис. 2.7 представлена агрегированная схема взаимодействия различных классов экономических механизмов.

В реальной жизни взаимопереплетение конкретных экономических механизмов, относящихся к каждому классу, гораздо сложнее, а возникающих при этом взаимосвязей существенно больше. Как видно из рис.

2.7, в центре схемы расположен класс механизмов равновесия между производством и потреблением. Этот класс механизмов отражает процесс достижения глобальных стратегических целей национальной экономики создание и поддержание высокого качества жизни народа и обеспечение национальной, в том числе экономической, безопасности государства.
Следует заметить, что действие механизмов этого и других видов равновесия отнюдь не означает, что достижение равновесия является конечной целью развития экономической деятельности. Состояние равновесия порождает застой, поскольку утрачивается стимул к дальнейшему развитию.

Поэтому наблюдение за функционированием механизмов равновесия имеет целью предотвращение потенциального застоя за счет реализации соответствующих институциональных изменений, стимулирующих дальнейшее развитие экономической деятельности.
Все остальные классы механизмов, приведенные на рис. 2.7, решают локальные (но отнюдь не менее значимые для националы
Механизмы превращения капитала в доход и дохода в капитал



Содержание раздела