d9e5a92d

Понятие конкурентоспособности экономической деятельности

¦ разрабатывать индикативные планы федерального и регионального уровней, способных обеспечить достижение указанных стратегических целей;
ш формировать экономическую стратегию экономических агентов разного уровня с учетом приоритетных стратегических целей национальной экономики.

Выводы

1. Основополагающими принципами структурного анализа являются: комплексность, сопоставимость и динамичность. Это означает:
- одновременное взаимоувязанное рассмотрение различных аспектов экономической деятельности как в рамках простых, так и комплексных структурных подразделений и национальной экономики в целом;
- рассмотрение структурных показателей, рассчитанных для однотипных по масштабам структурных подразделений национальной экономики и одинаковых временных горизонтов их функционирования;
- рассмотрение всех структурных подразделений в динамике за определенный период с целью выявления тенденций развития экономической деятельности в рамках отдельных подразделений и национальной экономики в целом.
2. Структурный анализ некоторых показателей состояния национальной экономики России показывает, что:
- более половины .основных производственных фондов базовых отраслей российской промышленности не соответствуют современным понятиям о качестве средств производства;
- продолжается топливно-сырьевая (в том числе экспортная) ориентация национальной экономики.
3. Структурный анализ простой экономической единицы, проведенный на основе показателей дифференцированных денежных потоков, позволяет на основе выявленных пропорций и отношений разработать управленческие решения по совершенствованию деятельности этой единицы.
4. Структурный анализ как национальной экономики в целом, так и ее экономических агентов разного уровня является необходимым условием определения стратегических целей развития экономической деятельности в стране.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определения общего понятия структуры и структуры экономической единицы. Какие типы структур подвергаются анализу?
2. Каково содержание анализа экономических структур первого типа?
3. В чем отличие анализа экономических структур первого и второго типов?
4. Как выявляются пропорции и отношения в ходе структурного анализа?
5. Каковы принципы структурного анализа любых типов экономических структур?
6. Рассмотрите приведенные в главе результаты первого типа структурного анализа национальной экономики России и дайте оценку ее состоянию с точки зрения пропорций и отношений.
7. Рассмотрите приведенные в главе результаты второго типа структурного анализа национальной экономики России и дайте соответствующую оценку пропорций и отношений.
8. Что является целью структурного анализа простых экономических единиц?
9. Какие виды издержек должны стать объектом структурного анализа простых экономических единиц?
10. Какие показатели дохода экономической единицы являются предпочтительными для структурного анализа?
11. Каким образом целесообразно структурировать денежные потоки предприятия для выработки управленческих решений на основе структурного анализа экономических единиц?
12. Какие управленческие решения могут быт разработаны на основе структурного анализа простых и комплексных экономических единиц?
13. Какие результаты можно получить на основе структурного анализа национальной экономики в целом и ее отдельных экономических единиц?

Понятие конкурентоспособности экономической деятельности

В предыдущих главах мы неоднократно использовали термин конкурентоспособность применительно к национальной экономике в целом и к отдельным экономическим агентам.
Что же понимать под конкурентоспособностью любого экономического агента. В широком смысле слова это понятие, казалось бы, общеизвестно, оно не вызывает необходимости особых разъяснений: тот или иной хозяйствующий субъект, который лучше других удовлетворяет спрос на результаты своей деятельности и за этот счет обеспечивает себе длительное процветание, является конкурентоспособным.

Аналогично можно судить о конкурентоспособности всей национальной экономики.
Однако эта простота всего лишь кажущаяся. Возникает множество вопросов: что значит лучше других? Насколько лучше?

Каких других: прогрессивных или отсталых? Какой спрос: стабильный или динамичный, требовательный или любой?

Что такое процветание и насколько длительным оно должно быть? Каким образом это процветание можно оценить?

Наконец, какие факторы определяют конкурентоспособность?
Ответы на все эти вопросы являются предметом общей теории конкурентных преимуществ, которая вырабатывает критерии оценки конкурентоспособности экономических агентов.


Обратимся к истории возникновения понятия конкурентное преимущество.
В своей книге Исследование о природе и причинах богатства народов, вышедшей в 1776 г., Адам Смит подверг критике положение меркантилистов о том, что богатство страны зависит от владения сокровищами. Он заявил, что реальное богатство страны состоит из товаров и услуг, доступных ее гражданам.

Смит разработал теорию абсолютного преимущества, которая утверждает, что одни страны могут производить товары более эффективно, чем другие. Он говорил: Зачем граждане страны должны приобретать отечественные товары, если они могут покупать такие же за рубежом по более низким ценам?

И далее: Правило всякого умного отца семейства заключается в том, чтобы не изготовлять дома того, что изготовить стоит дороже, чем купить... То, что благоразумно для отдельной семьи, не станет бессмысленным для целого королевства. Какое безумие изі'отовлять вино в Шотландии при помощи оранжерей, когда дешевле привезти его из Франции или Португалии?

Все согласны с этим, говорит Смит, по эту глупость проделывают повсюду там, где тарифными ставками мешают нам пользоваться естественными преимуществами, имеющимися у чужестранных наций.
Изложенная точка зрения не учитывает различий между странами по их размерам. Крупные страны, обладая разнообразными природно-климатическими условиями, обычно продают меньшую долю произведенной продукции и приобретают меньшую долю потребляемых товаров.

Они, как правило, обладают более разнообразными ресурсами, однако несут более высокие транспортные издержки во внешней торговле. Наконец, крупные страны могут вести производство в больших масштабах, чем мелкие страны (в отдельных случаях, когда мелкие страны выполняют функцию обеспечения других стран комплектующими изделиями, масштаб производства этих изделий может быть большим).
Давид Рикардо, развивая идеи Смита, в 1817 г. предложил теорию относительного преимущества, существо которой сводится к следующему тезису: от торговли все равно может быть выигрыш, поскольку та или иная страна способна выпускать множество разнообразных товаров, однако она обладает сравнительным преимуществом в производстве лишь определенных товаров. Это означает, что страна должна специализироваться на производстве тех продуктов, которые она может производить более эффективно, чем другие продукты без учета абсолютного преимущества.

Иначе говоря, каждая страна экспортирует ту продукцию, в выпуске которой она преуспевает, и импортирует ту продукцию, в выпуске которой преуспевают другие страны.
Модификация теорий абсолютного и относительного преимуществ нашла отражение в трудах шведских экономистов Эли Хекше-ра и Бертила Олина (1919 и 1935 гг.). Их теория получила название теории соотношения факторов производства. Они предположили, что если трудовые ресурсы имеются в избытке по отношению к земле и капиталу, то затраты на труд будут низкими, а капитальные затраты и стоимость земли будут высокими. Если трудовые ресурсы ограничены, их стоимость по отношению к цене земли и капитала будет высокой.

Теорема Хекшера-Олина гласит: страна экспортирует товары, в производстве которых наиболее эффективно использованы избыточные факторы и импортирует товары с дефицитными факторами производства.
Лауреат Нобелевской премии американский ученый российского происхождения В. В. Леонтьев подверг критике теорию соотношения факторов производства. Его выводы, получившие название парадокса Леонтьева, были прямо противоположны выводам Хекшера-Олина.

Леонтьев показал, что, несмотря на избыточность капитала, в экспорте США преобладали трудоемкие товары.
В 90-е гг. XX в. появилась теория конкурентных преимуществ, разработанная М. Портером, суть которой в том, что конкурентное преимущество отражает продуктивность использования ресурсов.

Этот принцип справедлив как на уровне фирмы, так и на уровне национальной экономики в целом.

Оценка конкурентоспособности национальной экономики

Эта оценка может быть прямой или косвенной. Прямая оценка предложена в предыдущей главе на основе определения степени использования национального богатства для достижения совокупности стратегических целей государства.

Косвенная оценка уровня конкурентоспособности национальной экономики может быть дана с помощью отношения величины затрачиваемых ресурсов (элементов национального богатства) на единицу валового национального продукта (ВНП).
Как прямая, так и косвенная оценка конкурентоспособности получает свое реальное значение лишь в сравнении с аналогичными показателями других стран. Здесь возникает проблема выбора объекта для сравнения.

Для решения этой проблемы в мировой практике разработаны различные методы оценки рейтинга стран по их конкурентоспособности.
В международных рейтингах конкурентоспособности Россия традиционно относится к группе развивающихся стран, характеризующихся повышенной политической и экономической нестабильностью, неблагоприятным инвестиционным климатом, а также чрезвычайно высокими рисками хозяйственной деятельности.
Так, в рейтинге, построенном Международным институтом развития менеджмента в апреле 2001 г. (Швейцария), в который вошли 49 стран, России присвоено 45 место. В рейтинге текущей конкурентоспособности, ежегодно представляемом на Всемирном экономическом форуме, в России 2001 г. было отведено 58 место из числа 75 обследованных стран. Положение России в приведенном рейтинге позволяет ответить на вопрос, поставленный в начале главы о том, что (или кто) является базой для сравнения при оценке конкурентоспособности. Если судить по данным 2000 г., то выбирать объект сравнения нет необходимости, ибо Россия была на последнем месте.

В 2001 г. положение России улучшилось: она стала первой среди последних пяти стран. Такое положение, естественно, не может устраивать Россию, тем более что Россия обладает целым рядом фундаментальных конкурентных преимуществ.

Валовая стоимость балансовых запасов России по 50 видам полезных ископаемых оценивается в 30 трлн долл. США. Значителен экологический потенциал России.

Россия располагает квалифицированной и сравнительно недорогой рабочей силой. Высок инновационно-технологический потенциал.
В последние годы Россия выдвинулась в число наиболее динамичных и успешно развивающихся экономик, заняв ведущие места в соответствующих международных рейтингах:
¦ 7-е место по темпам роста ВВП и 4-е место по темпам роста ВВП на душу населения;
¦ 4-е место по темпам роста валовых внутренних инвестиций и расходов на конечное потребление домашних хозяйств;
¦ 6-е место по темпам роста промышленного производства и 7-е место по темпам роста сельскохозяйственного производства;
¦ 1-е место по темпам общественной производительности (прирост реального ВВП в расчете на одного занятого в экономике);
¦ 1-е место по темпам снижения задолженности федерального правительства и одно из первых мест по размеру бюджетного профицита;
¦ 2-е место среди 30 крупнейших экспортеров по темпам роста стоимости объемов экспорта;
¦ 2-е место по размерам положительного сальдо текущих операций и торгового баланса, одно из первых мест по темпам прироста золотовалютных резервов;
¦ повысился кредитный рейтинг России.
Однако если проанализировать эти данные, то по крайней мере половина из них связана с конъюнктурой на мировых рынках первичных энергоносителей и сырьевых ресурсов, то есть с сырьевой ориентацией национальной экономики.

Предпосылки конкурентоспособности национальной экономики, ее отраслей и отдельных экономических агентов.Детерминанты национальных конкурентных преимуществ

Для ответа на вопросы, поставленные в начале главы, следует также рассмотреть факторы, влияющие на конкурентные преимущества страны. В теории М. Портера эти факторы представлены в виде схемы детерминантов конкурентных преимуществ, в состав которых входят (рис. 5.1):



¦ параметры факторов производства;
¦ параметры спроса на товары и услуги;
¦ стратегия фирм данной страны, их структура и соперничество;
¦ характер родственных и поддерживающих отраслей, которыми располагает страна.
В эту систему включаются также случайные события и действия правительства, которые могут либо усиливать, либо ослаблять конкурентные преимущества страны.
Рассмотрим эти детерминанты.
Параметры факторов. Факторы производства это материальные (вещественные) и нематериальные (институты) условия, необходимые для формирования конкурентных преимуществ в производственном процессе отдельных экономических агентов, а также в стране базирования этих агентов.
В зависимости от конкретных значений (параметров) факторов определенная фирма (либо иной агент), функционирующая в той или иной отрасли национальной экономики, может получить либо благоприятные, либо неблагоприятные для создания и поддержания конкурентных преимуществ условия производства. Эти факторы подразделяются на общие и специальные, то есть непосредственно касающиеся всех или каких-то специфических фирм.
Стратегия фирм, их структура и соперничество. Каждая фирма следует своей собственной конкурентной стратегии для завоевания лучшей позиции и выгод от конкурентного преимущества.

Это означает, что акции и контракции фирм-соперниц приводят к созданию новых условий функционирования фирм. Если в стране отсутствует или слабо развита конкурентная среда, если отсутствует соперничество между фирмами, если стратегия фирм не ориентирована на деятельность в условиях соперничества, рассчитывать на возникновение конкурентного преимущества как на внутреннем, так и на внешних рынках не приходится.
Параметры спроса. К ним в первую очередь относятся такие, как требовательность покупателей к качеству товаров и услуг; эластичность спроса по цене, уровню дохода, перекрестная эластичность; степень осознания различными социальными группами актуальности той или иной потребности; национальные традиции и обычаи; фазы жизненного цикла спроса и другие параметры, характеризующие спрос, величину спроса и их динамику.
Родственные и поддерживающие отрасли. Наличие в национальной экономике развитых родственных и поддерживающих отраслей, то есть отраслей, обеспечивающих те или иные фирмы необходимыми материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями и другими материальными средствами и информационными объектами, является непременным условием создания и поддержания конкурентных преимуществ каждой фирмы в стране по сравнению с фирмами других стран.
Родственные отрасли могут сами выступать в роли конкурентов, которые выводят на рынок товары-субституты, новые материалы, технологии. Они могут выступать в качестве новаторов или имитаторов инноваций.

Поэтому их можно считать также и стимуляторами научно-технического прогресса в обслуживаемых ими отраслях или отдельных фирмах.
Ролъ случая. Случайными являются события, которые имеют мало общего с условиями развития экономики страны и влиять на которые не могут ни фирмы, ни правительство. Это изобретательство, крупные технологические прорывы, резкие изменения цен на мировых рынках.

Наибольшее влияние оказывают форс-мажорные обстоятельства: природные катаклизмы, войны, эпидемии. Вместе с тем следует отметить, что некоторые случайности могут быть до некоторой степени детерминированы.

Так, если правительство или какие-либо фонды не будут финансировать фундаментальные или прикладные исследования и разработки, то случайных технических или технологических прорывов не произойдет.
Случайные события могут изменить позиции соперничающих фирм.
Ролъ правительства. В данном контексте под правительством мы понимаем и законодательную, и исполнительную ветви власти разных уровней. Действенная роль правительства в формировании конкурентных преимуществ заключается в оказании влияния на все детерминанты. Правительство может влиять и подвергаться влиянию (как позитивному, так и негативному) всех детерминантов.

На параметры факторов, так же как и на параметры спроса, влияет кредитно-денежная, налоговая, бюджетная, социальная политика правительства.
Эти и другие детерминанты влияют на решения законодательной и исполнительной власти либо лоббированием интересов экономических агентов, либо деятельностью общественных организаций. Взаимное влияние друг на друга детерминантов национального ромба (по терминологии М. Портера) создает те или иные условия формирования и роста конкурентных преимуществ отдельных фирм и национальной экономики в целом.
Наличие или отсутствие тех или иных конкурентных преимуществ, их значимость для национальной экономики в целом или для ее отдельных отраслей и экономических агентов можно рассматривать как предпосылки высокого или низкого уровня конкурентоспособности. Если хотя бы одна какая-либо детерминанта конкурентных преимуществ не соответствует требуемому уровню, то достичь высокого уровня конкурентоспособности на внутреннем и особенно внешнем рынке пи отдельные фирмы, ни экономика в целом не смогут.

Региональные детерминанты конкурентных преимуществ

В такой стране как Россия, расположенной на громадной территории, региональные факторы конкурентных преимуществ отдельных экономических единиц приобретают особое значение.
К первой группе следует отнести факторы исторической обусловленности геополитической роли, которую тот или иной регион играет в общественном разделении труда. Так, например, Ленинградская область Российской Федерации исторически играла роль важнейшей транспортной артерии, соединяющей Россию с Европой. По ее территории проходил большой торговый путь, начинавшийся в Китае и Индии, шедший через Багдад, Киев и Новгород, достигавший Любека и направлявшийся оттуда к Западной Европе. До сих пор в некоторых районах Ленинградской области, в частности в окрестностях г. Луги, сохранились древние названия деревень, через которые проходил этот путь.

Это такие деревни, как Наволок (на берегу Череменецкого озера), Брод (на берегу озера Врево) и др.
И в наше время Ленинградская область как связующее звено восточных районов России с Европой не только не утратила, но, наоборот, усилила свою стратегическую значимость для Российской Федерации. Поэтому наиболее рациональным стратегическим направлением достижения и поддержания конкурентных преимуществ отраслей и предприятий, расположенных на территории этой области, является их ориентация на обслуживание различного рода транспортных коммуникаций.

Развитие в последние годы портовых сооружений, железнодорожных и автомобильных магистралей стало важнейшей стратегической целью Ленинградской области. Поэтому те предприятия и фирмы, которые наилучшим образом будут способствовать выполнению этой стратегической цели, смогут выиграть в конкурентной борьбе с предприятиями других субъектов Федерации, а также стран Прибалтики и Скандинавии.
Сказанное отнюдь не означает, что каждый регион или субъект Федерации должен стремиться к автаркии, оправдывая это своим историческим предназначением. Это также не означает, что необходимо развивать только те отрасли, которые непосредственно работают па достижение глобальной стратегической цели.

То или иное геополитическое значение региона делает более целенаправленной стратегию его экономического развития, реализуемую соответствующими властными структурами как регионального, так и федерального уровней.
Вторая группа факторов связана с характером и территориальным размещением ресурсов, которыми располагает тот или иной регион. Наличие или отсутствие необходимых для поддержания конкурентных преимуществ ресурсов сказывается на величине издержек предприятий, расположенных на территории данного региона. Эти издержки могут быть настолько высоки, что не позволят предприятиям региона добиться на одних и тех же рынках конкурентоспособности по сравнению с предприятиями других регионов.

Наличие или отсутствие подобных ресурсов оказывает также влияние и на экономическую безопасность предприятий региона. Возникновение форс-мажорных обстоятельств в каком-либо регионе, на территории которого расположена интересующая нас зона стратегических ресурсов, может способствовать утрате предприятиями нашего региона экономической безопасности.

Поэтому необходима сеть резервных зон стратегических ресурсов, расположенных на территории страны или за ее пределами. Такая сеть формируется на основе заключения взаимовыгодных контрактов.
Третья группа факторов это факторы, характеризующие уровень развития производственной и социальной инфраструктур региона, в котором базируется фирма.
В регионах с развитой инфраструктурой достичь высокого уровня конкурентных преимуществ фирмы значительно проще и дешевле. В регионах, не располагающих базовыми элементами производственной и социальной инфраструктур или имеющих не соответствующие характеру миссии экономического агента те или иные элементы этих структур, сделать это гораздо сложнее. Известно, например, что в конкурентной борьбе на международном рынке выигрывают фирмы, предприятия которых расположены в пределах 100 миль от границы.

Такое расположение позволяет этим фирмам экономить значительные средства на перевозку готовой продукции, доставку сырья и комплектующих изделий.
Значительно увеличивает издержки экономических агентов необходимость поддерживать достаточно высокий уровень элементов индивидуальной социальной инфраструктуры в условиях ее общей неразвитости в регионе базирования экономической единицы. Игнорирование же данного обстоятельства может привести к отрицательным социальным последствиям: оттоку рабочей силы, конфликтам между персоналом фирмы и ее руководством, увеличению компенсационных выплат и т. п.
Четвертая группа факторов это факторы, характеризующие принципы регулирования экономической деятельности властными региональными структурами, в частности структурами субъектов Федерации. В условиях конкурентного порядка, как об этом говорилось выше, одним из возможных принципов подобного регулирования может быть применение системы индикативного планирования.
Указанные факторы регионального характера, определяя условия возникновения и поддержания конкурентных преимуществ отдельных экономических агентов, одновременно должны рассматриваться в качестве детерминант, формирующих те или иные условия для конкурентоспособности всех отраслей, базирующихся в данном регионе
Совокупность региональных детерминант формирует на территории того или иного субъекта Федерации определенный предпринимательский климат, который оказывает существенное влияние на конкурентоспособность экономических агентов, создавая благоприятные или неблагоприятные условия для формирования высокого уровня конкурентных преимуществ.
Поскольку агент не может активно влиять па региональную политику властных структур, его внимание должно быть сосредоточено главным образом на поиске наиболее рациональных приемов и методов использования имеющихся в регионе ресурсов различных видов.



Содержание раздела