d9e5a92d

Организационные формы национальной экономической деятельности

Такой экономический порядок, установившийся в большинстве развитых стран мирового сообщества, получил название социально ориентированной рыночной экономики.
Отличие социальной рыночной экономики от рыночной экономики времен Адама Смита весьма существенно. Невидимая рука рынка не может преодолеть шоки рынка, то есть не может решить проблему социальной составляющей экономической деятельности. Интересы частнопредпринимательской деятельности постоянно входят в противоречие с необходимостью решения общенациональных социальных проблем.

Социальная рыночная экономика имеет стратегической целью уравновешивание этих противоречий, позволяющее нейтрализовать негативные эффекты предпринимательской деятельности в социальной и экологической сферах, а также в сфере обеспечения национальной безопасности.
Наиболее проблемным в этом экономическом порядке является определение степени и формы вмешательства государства в экономическую деятельность. Государство в социальной рыночной экономике должно направить в русло общего блага естественное стремление предпринимателя к получению прибыли.
Социально ориентированная смешанная экономика характеризуется различной степенью сочетания рыночных и командных экономических структур, а также общественной и частной собственностью па ресурсы. Это более высокая степень государственного вмешательства, чем в США, и большая степень опоры на рыночные силы, чем в бывшем СССР.
Мировая практика свидетельствует о наличии различных форм государственного вмешательства в экономику. Это либо существенная доля государственной собственности, либо централизованные государственные расходы и доходы в виде процента к общему объему ВНП, либо индикативное планирование развития важнейших отраслей национальной экономики, либо сочетание этих форм.

Можно лишь констатировать, что в динамично развивающихся странах не существует национальных экономик, независимых от государства.
Многие промышленно развитые страны, например Германия и Швеция, отличаются относительно низким объемом государственной собственности. В Великобритании государство в большей степени вовлечено в акционерный капитал.
После окончания Второй мировой войны Япония в отличие от Франции и Италии оставила инвестиции в частном секторе и не национализировала ключевые отрасли экономики. Уровень государственных расходов и доходов в Японии самый низкий по сравнению с другими промышленно развитыми странами: 17,0 и 13,6% соответственно (во Франции 43,1 и 41,4%, а в Италии 51,3 и 36,9%).

Однако этот показатель еще не в полном объеме характеризует роль государства в экономической деятельности этой страны. Японские политики уделили большое внимание планированию целей и использованию налоговых стимулов для регулирования инвестиционных потоков.

Стратегическое индикативное планирование и право устанавливать приоритеты для инвестиций и производства были сосредоточены в Министерстве международной торговли и промышленности.
Однако существует определенная опасность сочетания непосредственного вмешательства государства и контроля со стороны рыночных сил. Эта опасность состоит в том, что при определенных условиях может оказаться вполне реальным сосредоточение экономической власти в руках определенных мощных экономических групп и прямое перерастание их в мафиозные структуры.

Проникновение этих групп во властные структуры может привести к дезорганизации всей экономической деятельности. Поэтому следует бороться не с так называемыми злоупотреблениями экономической власти, а с экономической властью (Ойкен В., 1933). Эта борьба должна стать методологической основой формирования институциональной системы страны, в частности ее антимонопольной составляющей.

Правительство и законодательная власть должны проводить антимонопольную политику, направленную на недопущение экономической власти. В то же время в современном мире, где интенсивно развивается процесс глобализации, антимонопольная политика должна быть достаточно гибкой.
Конкурентные преимущества национальной экономики во многом определяются крупными национальными и транснациональными концернами, их способностью захвата подавляющей доли мирового рынка товаров, услуг, капиталов. Борьба с монополиями не должна превращаться в самоцель, способную подорвать конкурентоспособность страны на мировых рынках.
Вместе с тем антимонопольная политика должна быть направлена на предотвращение отрицательных эффектов монополистической деятельности. Одним из таких эффектов является неограниченное накопление частной собственности, которое ведет при достижении определенной степени господства на рынке к качественному скачку и к проблеме экономической и политической власти.


С другой стороны, антимонопольная политика должна способствовать созданию правовых условий для развития свободной конкуренции, поддержки малых и средних предпринимателей, позволяющих этим предпринимателям получать свободный доступ к ресурсам и рынкам сбыта продукции. При этом должны учитываться социальные ограничения предпринимательской деятельности, без которых остается без внимания социальная обусловленность подавляющего числа стратегических целей экономической деятельности.

Организационные формы национальной экономической деятельности.Понятие предприятия (фирмы)

Рассматривая в гл. 1 понятие экономические субъекты, мы пришли к выводу, что ими могут быть не только отдельные индивиды, но и группы людей, которые объединены в простые и комплексные единицы.
В XVIII начале XIX в. основным экономическим субъектом считался индивид. Он рассматривался как инструмент богатства и мощи государства. С конца XIX начала XX в. в качестве активных и мощных субъектов становятся группы людей, функционирующие в составе различных объединений предприятий (фирм).

Что же следует понимать под словом предприятие (фирма)? Каковы причины возникновения предприятия?

Какие существуют виды предприятий? Каковы их функции?
Итак, в общем виде предприятие {фирма) представляет собой своеобразную производственную единицу, которая на основе единого имущества обладает следующими чертами:
¦ наличие единого имущества позволяет владельцам (руководителям) предприятия брать на себя риск, связанный с производством товаров (услуг), и обеспечивает единство предприятия, когда оно состоит из диверсифицированных и изолированных производственных или технических единиц;
¦ предприятие комбинирует факторы производства через комбинацию цен факторов производства. Техническая комбинация приобретает смысл только тогда, когда продукт, выраженный в цене, может поступить на рынок;
¦ на предприятии существует различие между агентами, обеспечивающими факторы производства, и предпринимателем: труд поставляется наемными работниками, капитал заимодавцами; предприятие есть лишь центр комбинирования факторов, получаемых на рынках труда, материальных ресурсов и капиталов. Оно обеспечивает связь между рынками факторов производства и рынками продуктов;
¦ цель предприятия продажа продукта на рынке: предприятие работает на то, чтобы сбыть на рынке товары или услуги, которые оно производит; оно имеет своей целью удовлетворение оплачиваемых потребностей, то есть спроса, обеспеченного покупательной способностью;
¦ предприятие стремится к достижению прибыли или положительного чистого денежного потока в достаточно длительной перспективе.
Попытаемся структурировать эти качества (черты) предприятия, чтобы более четко выделить основные ипостаси предприятия, характерные для условий социально ориентированной рыночной экономики. Выделим следующие концепции предприятия:
1) продуктовая концепция: предприятие совокупность выводимых на рынок товаров и услуг, имеющих общий товарный знак, зарегистрированный в соответствующих юридических органах;
2) ресурсная концепция: предприятие это совокупность определенным образом организованных и управляемых ресурсов (факторов производства), используемых в процессе производства и вывода на рынок товаров и услуг;
3) социальная концепция: предприятие это организация, гармонизирующая интересы всех участников процесса производства и вывода на рынок товаров и услуг;
4) институциональная концепция: предприятие это совокупность действующих на нем формальных и неформальных норм и правил (институтов), регламентирующих поведение агентов, выполняющих возложенные на них обязанности по организации и непосредственному участию в осуществлении производственного процесса и вывода на рынок товаров и услуг.
Выделение социальной концепции предприятия имеет принципиальное значение. Дело в том, что адепты чистой либеральной концепции развития экономики не только теоретически, но и практически, проводя реструктуризацию предприятий, выводят из состава предприятий все социальные службы, мотивируя подобные меры ссылками на законодательство, возлагающее ответственность за реализацию социальной политики на органы регионального государственного управления или на муниципальные образования. Действительно, органы государственного и муниципального управления призваны выполнять эту функцию.

Однако создание на предприятии социально привлекательных условий работы, благоприятного микроклимата, способствующего заинтересованности работников в поддержании положительного образа и конкурентоспособности предприятия, формирование благоприятного общественного мнения в глазах инвесторов, поставщиков материальных и трудовых ресурсов на основе учета их интересов важнейшая функция руководства предприятия.
Приведенные концепции, по существу, объединяют весь спектр целей и способов их достижения, которые присущи любому предприятию как в отношении формы собственности, размера, производственного профиля, организационно-производственной структуры, так и в отношении отраслевой принадлежности или территориального размещения.

Причины возникновения предприятий (фирм)

Почему же возникают предприятия? Наиболее полный ответ на этот непростой вопрос находим в трудах лауреата Нобелевской премии Рональда Коуза (Коуз Р., 1993).

Его рассуждения сводятся к следующему.
Основным постулатом классической экономической теории являлось следующее утверждение Артура Салтера: Нормальная экономическая система работает сама по себе. Ее текущие операции проходят вне централизованного контроля, она не нуждается в центральном органе.

По многим видам человеческой деятельности и человеческих потребностей предложение приспосабливается к спросу, а производство к потреблению благодаря автоматическому, гибкому и реагирующему на изменения процессу (цит. по Коуз Р., 1993). Это утверждение, по мнению адептов классической теории, обусловлено действием механизма цен, который регулирует экономическую деятельность в условиях рынка.
Однако практика предпринимательской деятельности показывает, что наряду с действием механизма цен существуют, по выражению Дж. Э. Робертсон, островки сознательной власти в океане бессознательной кооперации.

Такими островками являются организации (фирмы), в которых не действует механизм цен, а координация производства осуществляется предпринимателем.
Почему же предпринимателю целесообразнее создавать фирму, а не пользоваться услугами рынка для получения тех или иных факторов производства? Р. Коуз предлагает следующее объяснение поведения предпринимателя.

Механизм цен (взятый только как способ распределения ресурсов) может быть вытеснен, только если замещающие его отношения представляют какие-то собственные выгоды. Иначе говоря, предпринимателю выгоднее создавать организацию, поскольку он получает от этого определенную выгоду. В чем же выражается эта выгода? Дело в том, что действие механизма цен небесплатно.

Существуют издержки, связанные с использованием ценового механизма. Эти издержки непосредственно связаны с процессом обмена, то есть с процессом поиска партнеров по трансакциям, ведением переговоров, заключением контрактов и т. п. Эти трансакционные издержки оказываются существенно большими, чем издержки, связанные с интеграцией производственного процесса в рамках одной организации (фирмы). Разница в издержках появляется в результате, с одной стороны, своеобразия внутрифирменных контрактов на выполнение функций работниками, заключение которых не требует больших издержек, поскольку трудовые контракты заключаются, как правило, на длительные сроки и позволяют предпринимателю не формулировать подробно всех функций. С другой стороны, налоговая система такова, что основная доля налоговых платежей приходится на рыночные трансакции (налог на прибыль, налог с продаж или на добавленную стоимость и т. іі.).

Но такие налоги не выплачиваются с внутрифирменных контрактов. Именно это является, по мнению Р. Коуза, главной причиной появления фирм.
Здесь, правда, следует отметить, что неправильно сконструированная налоговая система, предусматривающая чрезмерно высокие налоги с заработной платы работников, побуждает предпринимателей уводить в тень реальную заработную плату работников. Если бы эта заработная плата показывалась в полном объеме, и предприниматель полностью платил соответствующие налоги, многие фирмы вынуждены были бы прекратить свою деятельность.
Таким образом, можно заключить словами Р. Коуза: Поскольку перед нами альтернативные методы "организации" через ценовой механизм или через предпринимателя, такое регулирование дает жизнь фирмам, которые иначе не имели бы raison d’etre (резона к существованию) (Коуз Р., 1993, с. 40).

Организационно-экономические формы предприятий

Законодательство разных стран предусматривает конкретные организационно-правовые формы предприятий. Все многообразие этих форм можно свести к некоторому ограниченному числу категорий, отражающих особенности владения и распоряжения собственностью предприятия, а также принципы распределения дохода.
К таким категориям можно отнести:
1) индивидуальные частные предприятия владение капиталом, распоряжение им, распределение дохода сосредоточено в руках одного предпринимателя, принимающего на себя ответственность и риск предпринимательской деятельности;
2) паевые частные предприятия {кооперативы) владельцами капитала является группа предпринимателей, которая в различных формах осуществляет распорядительные и распределительные функции (различные формы обществ, товариществ и т. п.);
3) акционерные компании различных видов формируют капитал путем привлечения акционеров, в той или иной мере участвующих в распоряжении этим капиталом и распределении доходов;
4) государственные предприятия владельцем является государство, осуществляющее распорядительные функции и предписывающие правила распределения дохода;
5) смешанные предприятия формируют капитал за счет долевого участия государства и отечественных либо иностранных инвесторов. Распорядительные и распределительные функции регламентируются соответствующим соглашением (уставом) и специальным законодательством;
6) наднациональные {транснациональные) компании формируют капитал, осуществляют распорядительные и распределительные функции в соответствии с законодательными и нормативными актами, издаваемыми органами экономических или политических союзов государств (например, Европейским союзом).
Конкретные организационно-правовые формы предприятий, закрепленные в законодательных актах, в частности в Гражданском кодексе Российской Федерации, изучаются в курсе Экономика предприятия.

Типы предприятий по формам специализации экономической деятельности

Помимо принадлежности предприятий к тем или иным организационно-правовым формам следует рассмотреть дифференциацию предприятий по особенностям построения процесса их деятельности, который во многом определяется отраслевой принадлежностью предприятия. В первую очередь рассмотрим особенности предприятий в зависимости от степени полноты производственного цикла создания готового продукта.
В гл. 1 было показано, что специализация производства, являясь одной из форм общественного разделения труда, предполагает концентрацию в рамках предприятия процесса создания производственно сходной продукции в масштабах, позволяющих использовать высокопроизводительные средства и методы экономической деятельности.

Степень сходства производственного процесса зависит от ступени специализации, которая определяется двумя факторами: производственно-технологической общностью продукции и масштабами ее производства, зависящими от спроса на эту продукцию. Производственно-технологическая общность выявляется с помощью классификации продукции, в результате которой выделяются род, класс, вид, разновидность, тип и типоразмер продукции.

Степень производственной общности растет по мере перехода от рода продукции к ее типоразмеру.
Таким образом, на предприятии, специализированном, например, по типу продукции, существуют более благоприятные условия для использования прогрессивных (более производительных) средств и методов производства, чем на предприятии, специализированном по классу продукции. Естественно, при этом должен иметь место и экономически эффективный масштаб производства.
В различных отраслях национальной экономики существуют определенные особенности производственного процесса. Есть отрасли, например, химическая или металлургическая промышленность, где осуществляется непрерывный процесс, который не может быть дифференцирован па отдельные элементы. Наряду с этим существуют отрасли с дискретным характером производственного процесса (например, машиностроение), где производственный процесс состоит из отдельных операций, которые могут выполняться не только в рамках одного предприятия, по и на разных предприятиях.

Для таких отраслей характерны широко развитые кооперативные связи между предприятиями. Объектами этих связей могут быть отдельные детали готовых продуктов либо полуфабрикаты, в результате чего одна часть предприятий специализируется на изготовлении этих элементов, другая часть становится сборочными предприятиями.

Наряду с этим существуют комплексные предприятия, которые работают по замкнутому циклу, изготавливая как отдельные элементы, так и собирая из них конечную продукцию.
Помимо предприятий, участвующих в изготовлении конечной (основной) продукции, существуют предприятия инфраструктурных отраслей, то есть отраслей, обслуживающих производство конечной продукции. Это ремонтные, инструментальные, транспортные, энергетические предприятия; предприятия и организации, выполняющие различного рода поверочные функции, занимающиеся информационным обеспечением и т. п.
Таким образом, в национальной экономике сосуществуют предприятия с различными формой и уровнем специализации производства. Чем глубже специализация предприятий (выше ступени специализации), тем шире и разнообразнее кооперированные связи этих предприятий, тем выше степень экономической взаимозависимости предприятий. Эта взаимозависимость по-разному влияет на величину издержек, связанных с производством и выводом на рынок продукции.

С одной стороны, издержки, связанные с производством элементов готовой продукции, поставляемых по кооперации со специализированных предприятий, уменьшаются за счет эффекта масштаба, с другой издержки предприятий, выпускающих конечную продукцию, связанные с организацией этих поставок, растут.
Следовательно, принятие управленческих решений экономическими агентами, вступающими в кооперированные связи, должно сопровождаться тщательным анализом динамики трансформационных и трансакционных издержек. К первым относят издержки, связанные с непосредственным производством продукции, ко вторым издержки, связанные с работой на рынке, в частности с поиском партнеров по кооперации, заключением с ними контрактов и другими функциями, вытекающими из рыночных отношений.

Подробно эти проблемы обсуждаются в курсе Институциональная экономика.

Типы предприятий по приверженности инновационной стратегии развития

Наконец, еще одно весьма важное основание для классификации предприятий па существенно различающиеся группы. Таким основанием является приверженность предприятия инновационной стратегии развития. По эТЬму основанию предприятия могут быть квалифицированы как новаторы или имитаторы.

К первой категории относятся предприятия, первыми реализующие инновации, ко второй предприятия, имитирующие эти инновации. Подобное разделение предприятий позволяет прогнозировать степень живучести предприятий,степень их устойчивости, адаптивности к условиям нестабильности внешней среды, то есть потенциальной степени их конкурентоспособности. Р. Нельсон и С. Уинтер приводят результаты исследований Е. Мэнсфилда, который обнаружил, что фирмы-новаторы склонны расти быстрее, чем отстающие фирмы.

Однако, хотя фирмы-новаторы могут сохранить преимущества на протяжении нескольких периодов, они со временем сходят на нет, по-видимому, из-за того, что у других фирм есть возможность догнать новаторов путем имитации или сопоставимых, а то и превосходящих нововведений (Нельсон Р., Уинтер С., 2002, с. 345). С этим положением корреспондируются результаты и других исследований, которые показывают, что в случае, когда внедрение нововведения в производство обходится дорого, крупные предприятия (Фболыиими финансовыми ресурсами) обычно берут на вооружение новую технологию раньше, чем более мелкие предприятия.

В этой связи весьма актуально звучит гипотеза Шумпетера: рыночная структура, включающая крупные фирмы, обладающие значительной рыночной властью, является той ценой, которую общество должно платить за ускоренный научно-технический прогресс (Шумпетер Й., 1995).

Ассоциации предприятий

Помимо отдельных предприятий в национальной экономике функционируют различного рода ассоциации предприятий: интегрированные бизнес-группы (ИБГ). Под ИБГ понимают совокупность предприятий и организаций, координация действий которых выходит за рамки обычных контрактов на рынках товаров и заемного капитала, но происходит при сохранении статуса партнеров по группе как отдельных хозяйствующих субъектов (юридически или хозяйственно самостоятельных предприятий и организаций).

Эти группы возникают с целью объединения усилий входящих в них предприятий для повышения уровня их конкурентоспособности на внутренних и международных рынках.
К основным организационно-хозяйственным формам ИБГ относятся крупные компании, имеющие дивизиональную структуру; холдинговые компании с контролируемыми ими предприятиями; финансово-промышленные группы (ФПГ); сетевые индустриальные организации (СИО). Каждая из этих форм предполагает различную степень интеграции.

Поэтому вступлению предприятия в ту или иную ИБГ должен предшествовать тщательный анализ выгод и риска, связанных с функционированием предприятия в составе группы с той или иной степенью интеграции.
В ИБГ существует действующий на регулярной основе координационный центр. Роль такого центра может выполнять один из участников группы; клуб президентов (топ-менеджеров) входящих в ИБГ компаний; общий собственник этих компаний и т. д.
Деятельность ИБГ может регулироваться разными способами: на основе имущественных связей; на основе концентрации контроля над ресурсами и услугами; на основе добровольной централизации некоторых властных полномочий участниками группы.
Предприятия, входящие в те или иные ассоциации, так же как и действующие автономно, могут располагаться в различных регионах страны, что влияет на величину кооперационных издержек, обусловленных необходимостью взаимодействия с другими предприятиями в процессе выполнения своей миссии.
Таким образом, можно заключить, что национальная экономика представляет собой многоуровневую систему, в которой одновременно функционируют возникающие в силу наличия трансакционных издержек, связанных с функционированием ценового механизма, предприятия (фирмы), различающиеся:
¦ организационно-правовыми формами;
¦ отраслевой принадлежностью, определяющей производственный профиль, размеры предприятия, размеры его производства и производственно-технологические особенности;



Содержание раздела