d9e5a92d

Формирование «вертикали» государственного воздействия

необходимо обеспечивать финансовую стабилизацию за счет осуществления гибкой кредитно-денежной, бюджетной, налоговой политики, не допуская неоправданно высокой дифференциации доходов между различными слоями населения страны;
¦ необходимо ориентировать па решение долговременных стратегических задач развития страны, формировать приоритеты инвестиционной политики, направленные на обеспечение постоянного приращения уровня национальной, экономической и экологической безопасности страны;
¦ первоочередные задачи обеспечение высокого уровня и качества жизни населения за счет поддержки здравоохранения, общего и профессионального образования, существенного развития всех отраслей социальной сферы;
¦ важнейшая стратегическая задача обеспечение высокого уровня конкурентоспособности страны за счет поддержки фундаментальной и прикладной науки, развития наукоемких производств, совершенствования всех детерминант национальных конкурентных преимуществ.
При формировании СГРНЭ необходимо прогнозировать возможную реакцию экономических агентов на те или иные меры воздействия стимулирующего, лицензионного, запретительного или фискального характера. В этой связи представляет интерес рассмотрение совокупности целей экономического агента любого уровня, которые представляют собой ответ экономического агента на вызов СГРНЭ (рис.

8.1).
Реакция агента на основные государственные воздействия рассматривается по четырем основным направлениям: ответ на налоговую политику, ответ на кредитно-денежную политику, ответ на таможенную политику, ответ на антимонопольную политику. Естественно, изложенная совокупность ответов является далеко не полной.

Она демонстрирует действия только законопослушных экономических агентов. Однако даже такая укрупненная реакция



может дать полезную информацию разработчикам соответствующих нормативных актов. По существу, в этой структуре целей заложено поведение экономического агента, стремящегося ослабить действие невыгодных для него и усилить выгодные последствия регулирующих воздействий.
Прогнозирование возможной ответной реакции экономических агентов должно стать одной из основных функций органа, инициирующего тот или иной нормативный акт. При этом следует учитывать возможную реакцию не только резидентов страны, но и нерезидентов, а также различных экономических, политических и иных группировок международного характера.
Следует подчеркнуть, что государственное регулирование это система мер. Только взаимопереплетение, взаимодействие, непротиворечивость этих мер способны обеспечить положительный синергический эффект вмешательства государства в экономическую деятельность агента.

Формирование вертикали государственного воздействия

В последние годы все чаще предлагается усиление вертикали государственной власти вообще и вертикали государственного воздействия на экономическую деятельность в частности. Само по себе такое усиление необходимо, особенно в периоды кризисного состояния экономики. Вместе с тем нужна определенность в самом определении понятия вертикаль власти.

Если под этим понимается жесткое управление из единого центра всеми аспектами экономической деятельности, лишающее хозяйствующих субъектов самостоятельности в выборе целей и средств их достижения, то такая вертикаль способна только нанести ущерб. Если же вертикаль создается для координации многогранной экономической деятельности на основе жесткого государственного ее регулирования, регламентируемого взаимоувязанными пакетами законодательных актов, если при этом допускаются одновременно и горизонтали, обеспечивающие гармонизацию интересов экономических агентов, то такая вертикаль заслуживает всяческой поддержки.
Рассмотрим основную идею такой концепции. В процессе государственного воздействия на экономическую деятельность необходимо обеспечить согласование стратегических целей развития национальной экономики, субъектов Федерации, предприятий.

Таким образом, выстраивается вертикаль интересов, задачей которой становится создание предпосылок для заинтересованности всех уровней иерархии в достижении взаимоувязанных стратегических целей развития страны, региона, предприятия.
На вершине вертикали интересов властные федеральные структуры определяют концепцию предпочтительных государственного, общественного и экономического порядков, которые в наибольшей степени соответствуют историческим тенденциям развития государственности, общественных отношений и национальной экономики, менталитету народов страны, экономико-географическому и геополитическому положению страны. Принятая концепция становится источником формирования стратегических целей развития страны, и в частности стратегических целей развития национальной экономики.



Для реализации стратегических целей на федеральном уровне исполнительная и законодательная ветви власти формируют систему законодательных актов, регламентирующих принципы осуществления экономической деятельности в стране, а также правовых механизмов их реализации. Исполнительная власть разрабатывает индикативные стратегические планы развития национальной экономики страны, а также законодательно устанавливаемую систему преференций для регионов, отраслей, корпораций, обеспечивающих конкурентные преимущества национальной экономики на международных рынках товаров, услуг, капиталов.
На уровне субъекта Федерации властные структуры, руководствуясь особенностями геополитического и экономико-географического положения региона, определяют стратегические цели развития социально-экономической сферы региона, согласуемые с федеральными стратегическими целями. Исполнительная власть субъекта Федерации разрабатывает индикативные стратегические планы развития социально-экономической сферы региона и систему преференций для экономических агентов, способствующих достижению стратегических целей, поставленных в этих планах. Исполнительная и законодательная власти региона разрабатывают пакеты взаимоувязанных законодательных актов и правовые механизмы регионального значения, которые регламентируют основы экономической политики в регионе, призванные создать благоприятные предпосылки достижения стратегических целей развития региона. При разработке индикативных региональных планов социально-экономического развития учитываются интересы федерального уровня, обусловленные стратегическими целями страны, а также интересы субъектов Федерации и зарубежных организаций, с которыми регион осуществляет взаимовыгодные партнерские отношения.

Гармонизация указанных интересов в индикативном стратегическом плане региона достигается включением в пего спектра соответствующих этим интересам внутренних и внешних региональных стратегических зон хозяйствования (РСЗХ), в обслуживании которых заинтересовываются экономические агенты отраслей региональной экономики.
На уровне субъектов Федерации возникает еще одна серьезная проблема проблема координации индикативных стратегических планов взаимодействующих партнеров, расположенных на территории одних и тех же крупных экономических районов страны. Сегодня отсутствует полноценное стратегическое взаимодействие субъектов Федерации, расположенных на территории крупных экономических районов страны, обладающих сходством экономикогеографического и геополитического положения: Центр, Северо-Запад, Центрально-Черноземный район, Поволжье и т. п. Во многих субъектах Федерации, расположенных в этих районах, не разрабатываются индикативные стратегические планы развития социально-экономической сферы, учитывающие региональные особенности, а также увязанные со стратегическими целями федерального уровня.
Подобные стратегические планы должны стать одним из главных условий формирования в экономических районах благоприятного предпринимательского климата для всех хозяйствующих субъектов, расположенных на их территории, независимо от размеров и форм собственности этих хозяйствующих субъектов. В этой связи возникает проблема обоснованного определения предпочтительных границ экономических районов, обладающих сходством параметров складывающейся в пределах каждого района региональной экономической ситуации.
Экономическая политика каждого субъекта Федерации, находящегося на территории того или иного района, должна быть ориентирована па патернализм по отношению к тем хозяйствующим



экономическим агентам, которые обслуживают принятые в стратегическом плане субъекта Федерации РСЗХ. Примерная схема взаимодействия федерального и регионального уровней приведена на рис.

8.2.
Нижний уровень вертикали интересов представлен хозяйствующими субъектами (предприятиями, фирмами), функционирующими на территории того или иного региона. Интересы этих субъектов воплощаются в их стратегических и оперативных планах, обусловленных принятой миссией каждого хозяйствующего субъекта.

Главной целью таких стратегических и оперативных планов являются создание и поддержание в длительной перспективе устойчивых конкурентных преимуществ па внутренних и внешних рынках товаров и услуг, соответствующих миссии этих предприятий. Достижение этой цели возможно лишь при наиболее эффективном использовании ресурсов (возможностей), которыми располагает предприятие.

Совокупность таких возможностей воплощается в стратегическом потенциале фирмы.
Гармонизация интересов региона и интересов фирмы наступает тогда, когда выбранный набор стратегических зон предприятия (СЗХП) корреспондируется со спектром РСЗХ, включенным в индикативный стратегический план развития социально-экономической сферы региона, находящегося в юрисдикции субъекта Федерации. Отсюда следует, что, разрабатывая экономическую стратегию, предприятие должно определить, обслуживание какого набора СЗХП позволит ему паилучшим образом использовать имеющийся стратегический потенциал, получив при этом налоговые, кредитные и иные преференции, обусловленные принятой в регионе экономической политикой (рис.

8.3). В этом случае целесообразной формой государственного воздействия на экономическую деятельность может стать система мер мягких бюджетных ограничений (МБО), предполагающей следующие формы поддержки предприятий в трудные для них времена (Тамбовцев В. Л., Шаститко А. Е„ 2002):
¦ прямые субсидии предприятиям;
ш косвенные субсидии в форме низких фиксированных цен на продукцию и услуги естественных монополий;
ш льготы по налогам, таможенным и иным сборам федерального и регионального уровней;



¦ льготные кредиты, предоставление гарантий по кредитам;
¦ просроченные платежи (не повлекшие за собой санкций в форме возбуждения дел о банкротстве) в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты, контрагентам и работникам.
Поскольку в рассматриваемой концепции региональная экономическая политика отражает интересы субъекта Федерации и федерального центра, можно утверждать, что такое поведение предприятия соответствует стратегическим интересам национальной экономики, интересам региона и его партнеров, а также собственным интересам предприятия.
Таким образом, концепция создания вертикали интересов строится на базе получившего широкое распространение за рубежом индикативного планирования, суть которого сводится к выработке государством ориентиров (индикаторов) экономического развития страны и формированию экономической политики, стимулирующей экономических агентов к увязке стратегии и тактики своей деятельности с государственными и региональными индикативными стратегическими планами развития социально-экономической сферы страны.

Выводы

1. Любой переход от одного экономического порядка к другому сопровождается существенными преобразованиями в морфологии экономической деятельности. Изменяются не только соотношения форм собственности, институциональная система, методы воздействия государства на экономическую деятельность, но и структура производства и занятости, и психология людей.
2. Переходный процесс обычно включает в себя три основные фазы: фазу стабилизации или критическую фазу, целью которой является ликвидация последствий функционирования прежнего экономического порядка; фазу становления нового экономического порядка, целью которой является формирование новой институциональной среды; фазу структурной перестройки, целью которой являются корректирующие (регулирующие) воздействия государства на национальную экономику.
3. Основой новой парадигмы экономических, политических и общественных преобразований является положение о необходимости тщательного анализа условий, сложившихся в той или иной стране к моменту начала и в ходе осуществления преобразований и реформ, и привязке к этим условиям конкретных программ и планов их осуществления. Необходимо изменять принципы преобразований в зависимости от особенностей той или иной страны, отходить от слепого копирования опыта других стран, даже если этот опыт был положительным.
4. Оценить состояние и особенности национальной экономики в период, предшествующий началу преобразований, можно с помощью индикаторов, отражающих исторические тенденции развития национальной экономики, менталитет основной массы населения, экономико-географическое и геополитическое положение страны, характер дореформенного экономического порядка, характер дореформенного общественного и государственного порядков, уровень и качество жизни большинства населения страны в дореформенный период, уровень развития производственного аппарата, достигнутый к моменту начала реформирования национальной экономики, наличие предпосылок для достижения конкурентных преимуществ национальной экономики, инвестиционные возможности страны.
5. Совокупность значений приведенных индикаторов представляет собой портрет страны, в которой предполагается реформирование национальной экономики. Тщательное исследование подобного портрета позволяет выбирать наиболее предпочтительный для данной страны экономический порядок.

Основным содержанием такого исследования является определение соответствия условий, сложившихся в стране на момент начала реформирования, условиям, присущим тому или иному экономическому порядку.
6. Государственное воздействие на экономическую деятельность должно представлять собой систему взаимосвязанных элементов (формальных институтов), создаваемых для эффективного функционирования национальной экономики, обеспечивающего достижение максимально возможного в сложившихся экзогенных условиях синергического эффекта. Этот эффект выражается в высоком уровне качества и продолжительности жизни населения страны.
7. Глобальной целью государственного воздействия является обеспечение экономической мощи страны. Агрегированные цели государственного воздействия призваны обеспечить создание и поддержание благоприятных экзогенных и эндогенных условий для достижения глобальной цели за счет определения важнейших элементов (институтов) системы государственного регулирования.

Детализированные цели направлены на конкретизацию экзогенных и эндогенных условий.
8. В процессе государственного воздействия на экономическую деятельность необходимо обеспечить согласование стратегических Делей развития национальной экономики, субъектов Федерации, предприятий. Выстраивается вертикаль интересов, задачей которой становится создание предпосылок для заинтересованности всех уровней иерархии в достижении взаимоувязанных стратегических целей развития страны, региона, предприятия.
9. Концепция создания вертикали интересов строится на базе получившего широкое распространение за рубежом индикативного планирования, суть которого сводится к выработке государством ориентиров (индикаторов) экономического развития страны и формировании экономической политики, стимулирующей экономических агентов к увязке стратегии и тактики своей деятельности с государственными и региональными индикативными стратегическими планами развития социальноэкономической сферы страны.

Контрольные вопросы и задания

1. Изложите существо проблемы государственного вмешательства в экономическую деятельность.
2. Что следует понимать под переходным процессом? Каковы стадии (фазы) этих процессов?
3. Какие факторы влияют на особенности переходного процесса? Проанализируйте первую группу таких факторов.
4. Как оценить предпочтительный характер переходного процесса? Какими индикаторами следует пользоваться, чтобы построить предпочтительный характер переходного процесса.
5. Как оценить исторические тенденции развития страны при выборе предпочтительного экономического порядка?
6. Как оценить особенности менталитета большей части населения страны?
7. Какими показателями могут быть оценены предшествующие началу преобразований существовавшие в стране экономический, государственный и общественный порядки?
8. Как оценить уровень развития производственного аппарата страны на момент начала реформ?
9. Какими показателями можно оценить наличие в стране на момент начала преобразований предпосылок достижения конкурентных преимуществ и инвестиционной привлекательности страны?
10. Каковы глобальная, агрегированные и детализированные цели государственного воздействия на экономическую деятельность?
11. Каковы принципы формирования вертикали интересов и ее отличие от вертикали власти?

В чем заключается действие властных структур федерального и регионального уровней?
12. Как согласовать стратегические цели государства и предпринимателей?

Как экономические агенты должны выбирать стратегию своей деятельности?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Национальная экономика России представляет собой сложную многоуровневую систему, призванную обеспечить высокий уровень качества жизни граждан страны на основе усиления ее экономического и военно-политического могущества. Главным критерием экономического могущества страны является степень использования национального богатства для решения стратегических целей экономического, политического и социального развития и обеспечения национальной, в том числе экономической, безопасности.
Важнейшим средством достижения этих стратегических целей является осуществление государственной инвестиционной политики, в основе которой лежит приоритетное развитие науки, образования, всех отраслей социальной сферы, постоянное поддержание высокого уровня конкурентоспособности национальной экономики, ее отраслей и предприятий на внутренних и внешних рынках товаров, услуг, факторов производства. Интеграция национальной экономики в мировую экономическую систему является важнейшим стимулом для усиления экономического могущества страны, ее международных конкурентных позиций на рынках наукоемкой продукции с высоким уровнем добавленной стоимости.
Разработка и реализация целевой комплексной программы обеспечения экономической безопасности страны на основе постоянного мониторинга ситуации вне и внутри страны, комплексного анализа возможности возникновения потенциальных угроз и их последствий является непременным условием системного подхода к эффективному решению проблем предотвращения и локализации этих угроз. Основополагающим принципом противостояния угрозам экономической безопасности является координация деятельности всех структур, занимающихся решением этой проблемы.

Подобная координация является источником получения дополнительного синергического эффекта от экономии ограниченных интеллектуальных ресурсов.
Государственное воздействие на национальную экономику, осуществляемое через формирование стимулирующей институциональной системы, должно направлять естественное стремление экономических агентов к получению прибыли на общественное благо. Согласование стратегических целей федерального, регионального уровней и уровня отдельных экономических агентов является наиболее эффективным средством участия государства в экономической деятельности.



Содержание раздела