d9e5a92d

УВЕЛИЧИТЬ СПРОС

Рыночная кривая спроса не охватывает все выгоды, связанные с обеспечением и потреблением товаров и услуг производство которых влечет за собой выгоды перелива. Таким образом, в то время как рыночный спрос и предложение создают равновесную величину продукта эта величина оказывается меньше оптимальной величины продукта. Рыночная система, следовательно, не обеспечивает достаточного образования; ресурсы при этом поступают на нужды образования в недостаточном количестве. Трансформация выгод перелива. Каким образом можно решить проблему непропорционального распределения ресурсов, связанную с наличием выгод перелива?

УВЕЛИЧИТЬ СПРОС.


Один подход состоит в том, чтобы увеличить спрос путем обеспечения потребителей покупательной способностью, могущей быть использованной только на приобретение конкретного товара или услуги, с которыми связано возникновение выгоды перелива.

УВЕЛИЧИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.


Противоположный подход реализуется на стороне рыночного предложения. Вместо того чтобы субсидировать потребителей конкретным товаром, правительство может счесть более удобным и в административном плане более простым способом субсидирование производителей. Субсидия это просто особый налог наоборот; налоги составляют для производителей дополнительные издержки, тогда как субсидии сокращают их издержки. А из этого следует, что дефицит ресурсов на производство этого продукта устраняется. Государственное субсидирование высшего образования, программы массовых профилактических прививок, государственные больницы и поликлиники все это примеры практического применения рассматриваемого нами подхода.

ПРАВИТЕЛЬСТВО В РОЛИ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ.


Третий вариант решения возникает в условиях, когда выгоды перелива чрезвычайно велики. Правительство может просто взять на себя финансирование таких отраслей или, в крайнем случае, превратить в собственность государства и непосредственно ими управлять.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА И УСЛУГИ.


Рассмотрим свойства товаров индивидуального потребления, которые производятся на основе рыночной системы. Эти товары делимы, то есть они выступают в виде достаточно малых единиц, чтобы они были доступны индивидуальным покупателям. Кроме того, товары индивидуального потребления подвержены действию принципа исключения, который гласит, что те, кто желает и в состоянии платить равновесную цену, получают продукт, а те, кто не в состоянии или не желает платить эту цену, исключаются из числа получателей выгод, обеспечиваемых данным продуктом. Рынок в отдельных случаях оказывается неспособным обеспечить производство определенных товаров и услуг- так называемых общественных товаров и услуг или благ. Подобных товаров и услуг, относимых к категории общественных достаточно много. Напоминаем, что к ним относятся товары оборонного назначения, содержание правоохранительных органов, дороги, дорожная разметка и знаки и целый ряд аналогичных товаров. Все эти блага служат интересам общества в целом, предельные издержки на их производство не зависят от количества потребителей, и государству целесообразнее взять на себя заботу об их содержании. Государство финансирует подобные сферы бюджетных средств. Известно, что расходы на оборону являются на сегодняшний день одной из весьма значительных статей в расходной части бюджета. Большую расходную статью составляют средства, выделяемые на социальные нужды и на содержание государственного аппарата управления. Источник финансирования- налоги. Причем в данном случае отсутствует непосредственная связь между величиной уплачиваемого налога и реальным участием в процессе потребления данного общественного товара. Из-за незначительного размера или вообще отсутствия предельных издержек, которые вызывает каждый дополнительный потребитель, не имеет смысла строить сложную систему оплаты общественных благ, поэтому они и финансируются из государственного бюджета. Общественные блага неделимы, они состоят из таких крупных единиц, что не могут быть проданы индивидуальным покупателям. Еще важнее то обстоятельство, что на них не распространяется принцип исключения, то есть не существует эффективных способов отстранения индивидов от пользования выгодами общественных благ, как только эти блага возникают. Получение выгод от товаров индивидуального потребления основывается на их покупке, выгоды от общественных благ достаются обществу в результате производства таких благ.
Принимая на себя содержание общественного блага, государство решает и задачу минимизации трансакционных издержек: весьма сложно было бы, например, заключать сделку с каждым участником движения по шоссейным дорогам, заставляя каждого, кто пользуется услугами скоростной трассы, платить определенную сумму при въезде или выезде. Ясно, что такая система создавала бы пробки на дорогах, затрудняла бы проезд и в конечном счете уничтожила бы все те плюсы, ради которых такая скоростная трасса была создана. Есть товары, которые, по определению, не относятся к общественным (предельные издержки при производстве дополнительной единицы продукции не равны нулю), но из-за высоких трансакционных издержек государству все же бывает выгодно взять на себя их финансирование. Классический пример подобных товаров- некоторые виды страхования, в основном связанные с производственной деятельностью: страхование на случай безработицы, по старости. Частные страховые компании нуждаются в дорогостоящей рекламе, содержании административного аппарата и страховых агентов, что не нужно государству. Поэтому затраты государства в данной области значительно ниже, и подобные товары, как и общественные товары, целесообразнее производить государству.
Крупные выгоды перелива. Хотя неприменимость к ним принципа исключения довольно резко отличает общественные блага от товаров индивидуального пользования, правительство обеспечивает людям множество других товаров и услуг, к которым принцип исключения может быть применим. В частности, такие блага и услуги, как улицы и автомагистрали, полицейская и пожарная охрана, библиотеки и музеи, профилактическое медицинское обслуживание, вполне могут подпадать под действие принципа исключения, то есть на них можно устанавливать цены и частные производители могут ими обеспечивать потребителей через посредство рыночной системы. Однако, как отмечалось выше, все это услуги, которые влекут за собой значительные выгоды перелива, из чего следует, что рыночная система не станет их производить в достаточном количестве. Поэтому правительство берет на себя их производство или финансирование, чтобы не допустить возможного возникновения дефицитного выделения ресурсов в эту сферу. Подобные товары и услуги иногда называют квизиобщественными (квазигосударственными) благами. Можно понять непрекращающиеся споры вокруг статуса государственной системы здравоохранения и жилищного строительства. Должны ли эти блага индивидуального пользования обеспечиваться через рыночную систему, или это квазиобщественные блага, которые государство должно предоставлять?

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕСУРСОВ НА ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА


В условиях, когда рыночная система цен не выделяет ресурсы на общественные блага, а на квазиобщественные выделяет их недостаточно, каким же должен быть механизм, обеспечивающий их производство? В отличие от товаров индивидуального потребления, покупаемых у частных предприятий на основе самостоятельных решений самих индивидов, общественные блага приобретаются через посредство правительства на основе групповых или коллективных решений. Точнее, виды и объемы производства различных общественных благ определяются в демократическом государстве политическими методами, то есть путем голосования. Объемы потребления общественных благ представляют собой вопрос государственной политики. Эти групповые решения, принимаемые на политической арене, служат дополнением к решениям домохозяйств и предприятий, дающим ответы на пять фундаментальных вопросов. Предположив, что указанные групповые решения приняты, мы должны выяснить, как именно перераспределяются ресурсы из производства товаров индивидуального пользования в производство общественных благ. В экономике, где существует полная занятость, перед государством стоит задача высвобождения ресурсов, применяемых в производстве товаров индивидуального потребления, для направления их в производство общественных благ. Самоочевидный способ высвобождения ресурсов и~ частного сектора заключается в том, чтобы сократить частный спрос на них. Это достигается путем обложения предприятий и домохозяйств налогами, тем самым выключая часть их доходов, то есть часть их потенциальной покупательной способности, из потоков доходы расходы. Получая меньшие доходы, предприятия и домохозяйства оказываются вынужденными сократить свои инвестиционные и потребительские расходы. Короче говоря, налоги уменьшают спрос на товары и услуги индивидуального пользования, а это, в свою очередь, вызывает снижение частного спроса на ресурсы. Передавая покупательную способность частных экономических агентов правительству, налоги высвобождают ресурсы из частной сферы их применения. Затем правительство, расходуя налоговые поступления, может само направить эти ресурсы в производство общественных благ и услуг. Например, налоги на доходы корпораций и на личные доходы высвобождают ресурсы из производства инвестиционных товаров (сверлильных станков, автофургонов, складских сооружений и т. д.) и потребительских товаров (продовольствия, одежды, телевизоров и т. д.). Правительство может пустить эти ресурсы на производство управляемых ракет, военных самолетов, на строительство новых школ и автомагистралей. Правительство сознательно перераспределяет ресурсы с целью осуществить значительные изменения в структуре национального продукта страны.
Стабилизация Исторически сложилось так, что самая новая и в некоторых отношениях самая важная функция правительства заключается в том, чтобы стабилизировать экономику, то есть помогать частной экономике обеспечивать и полную занятость ресурсов, и стабильный уровень цен. В данном месте мы ограничимся лишь общей характеристикой и подчеркиванием роли (не вдаваясь в ее исчерпывающее объяснение) стабилизационной функции правительства. Ключевой момент здесь сводится к тому, что уровень производства непосредственно зависит от общего, или совокупного, объема расходов. Высокий уровень общих расходов означает, что для многих отраслей выгодно увеличивать выпуск продукции, а это условие, в свою очередь, предопределяет необходимость добиваться высокого уровня использования и материальных, и людских ресурсов. Многие экономисты полагают, что в капиталистической системе нет механизмов, поднимающих совокупные расходы именно на тот уровень, который может обеспечить полную занятость. Возможно возникновение двух неблагоприятных ситуаций.
Безработица. Общий уровень расходов в частном секторе может быть слишком низким для реализации полной занятости. В этом случае правительство обязано так дополнить частные расходы, чтобы общий объем расходов частных и государственных был достаточен для создания полной занятости. Каким образом правительство может это осуществить? Один ответ на этот вопрос состоит в том, чтобы использовать тот же метод правительственные расходы и налогообложение, какой оно использует для перераспределения ресурсов в производство общественных благ. Конкретно, правительству надлежит, с одной стороны, увеличить собственные расходы на общественные блага и услуги, а с другой сократить налоги с целью стимулирования расходов частного сектора.
Инфляция. Другая ситуация может возникнуть, если общество попытается расходовать больше, чем позволяют производственные мощности экономики. Когда совокупные расходы превышают величину продукта при полной занятости, избыточные расходы вызовут повышение уровня цен. Чрезмерный объем совокупных расходов носит инфляционный характер. В этом случае правительство обязано ликвидировать чрезмерные расходы. Оно может этого достигнуть главным образом сокращением собственных расходов, а также повышением налогов с целью сокращения расходов частного сектора.
В смешанной экономике правительство полностью интегрировано в кругооборот материальных и денежных средств, образующих экономический организмные модификации, которые возникают в результате подключения правительства к экономическому процессу. Федеральное правительство выплачивает жалованье конгрессменам, оплачивает содержание личного состава вооруженных сил, юристов в министерстве юстиции, разного рода сотрудников бюрократического аппарата и т. д. Правительства штатов и местные органы власти содержат штат учителей, водителей автобусов, полицейских и пожарников. Федеральное правительство может также арендовать или приобретать земельные участки для расширения какой-нибудь военной базы, а муниципалитеты могут приобретать земельные участки для строительства новой начальной школы. Правительство представляет также общественные блага и услуги как домохозяйствам, так и предприятиям. Финансирование общественных благ и услуг требует налоговых платежей со стороны предприятий и домохозяйств. Правительство облагает также налогами (на личные доходы, на заработную плату) непосредственно домохозяйства и вместе с тем производит им трансфертные платежи (например, в виде государственных благотворительных пособий и пособий по социальному обеспечению). Структура налогов и трансфертных платежей способна оказать существенное влияние на распределение дохода. Структура налогов, которая черпает налоговые поступления главным образом у состоятельных домохозяйств и которая сочетается с системой трансфертных платежей домохозяйствам с низкими доходами, приводит в результате к большему равенству в распределении доходов. Правительство покупает товары и рабочую силу, отличающиеся от тех, какие покупают домохозяйства. Например, если в экономике существует безработица, увеличение правительственных расходов при сохранении неизменными налогов и трансфертных платежей должно привести к увеличению совокупных расходов, объема производства и занятости. В свою очередь, при данном уровне правительственных расходов сокращение налогов или увеличение трансфертных платежей должно увеличить доходы, которые можно использовать на то, чтобы их тратить и тем самым стимулировать рост личных расходов. Напротив, при возникновении инфляции требуется противоположная политика правительства: необходимо сократить правительственные расходы, увеличить налоги и уменьшить трансфертные платежи.
Положение на денежном рынке в основном определяется изменением спроса и предложения денег. Обратимся к исследованию процессов на рынке денег при изменении их предложения. Вопрос этот исключительно важен. Если спрос на деньги формируют производители и потребители, то за предложением денег стоит государство. Отвлекаясь от чеков и иных денежных заменителей, эмитируемых коммерческими банками, можно сказать, что на рынке центральных денег (рублей, долларов и т.п.) государство выступает в роли монополиста. Правильная организация денежного обращения является одной из функций государства и входит в минимально необходимые границы его вмешательства в реальный конкурентный рынок. Случается, что государство по тем или иным причинам дезорганизует денежный рынок, безмерно наращивает предложение денег, тогда оно превращается в инициатора инфляции. Что же происходит если государство увеличивает предложение денег? Поскольку спрос на деньги не изменился, то процентная ставка начнет снижаться и установится новое равновесие на рынке, причем новая равновесная норма процента будет меньше предыдущей. Изменение равновесия и снижение ставки процента повлечет за собой изменения на товарном рынке. Ощутив удешевление кредита, он отреагирует увеличением инвестиций, расширением производства, ростом занятости и совокупного дохода. В свою очередь, процессы на рынке товаров окажут обратное воздействие на денежный рынок. Возросшему объему совокупного дохода соответствует иной спрос на деньги. В результате временно установившееся равновесие будет нарушено. При достижении равенства нового спроса на деньги и нового предложения денег возрастет норма процента. Механизм краткосрочного регулирования государством денежного рынка связывает краткосрочные колебания спроса на деньги, их предложения и процентных ставок, когда они изменяются текущими или среднемесячными показателями. Если увеличилось предложение денег, то можно надеяться, что через один-два месяца произойдет некоторое повышение уровня процента.
Государство, пользуясь своим монопольным положением на денежном рынке и правом его регулирования, систематически и преднамеренно нарушает равновесие денежного рынка с целью изменить норму процента, привести инвестиционный спрос в соответствие с предложением сбережений, помочь установлению других макроэкономических пропорций. Такую денежную политику обычно называют кейнсианской, отмечая тем самым заслуги Выдающегося экономиста нашего столетия Дж.М.Кейнса (1883 1946) в исследовании этого и иных механизмов современного рыночного хозяйства. С течением времени кейнсианская денежная политика превратилась в один из наиболее распространенных способов государственного воздействия на экономику. Трудно назвать страну с развитым рыночным хозяйством, где сумели бы обойтись без того или иного варианта денежного регулирования процентных ставок. Правда, довольно скоро обнаружилось, что оно противоречиво. С одной стороны, как и предполагалось в теории, последовательные денежные вливания часто оборачивались удешевлением кредита, происходило хотя и непродолжительное, но увеличение капиталовложений и производства, снижение безработицы. С другой стороны, этот результат достигался все более дорогой ценой: в экономике разворачивался процесс инфляции, что ставило под сомнение высокую активность государства в сфере денежного обращения. Хозяйственная практика поставила экономистов и политиков перед необходимостью выработать правила поведения государства на денежном рынке, которые позволили бы сохранить регулирующую функцию денежной политики, но сделать ее неинфляционной.

ЛИКВИДНАЯ ЛОВУШКА:


допустим, что государство продолжает увеличивать предложение денег. При этом каждый раз будет срабатывать механизм краткосрочного регулирования денежного рынка: сначала процентные ставки будут снижаться, стимулируя инвестиции и производство, возрастет совокупный доход, а вместе с ним и спрос на деньги, что вызовет повышение нормы процента и установление нового равновесия рынка денег и т.д. Рано или поздно государство приблизится к такой величине предложения денег в окрестностях которой кривые спроса на деньги при любых значениях дохода асимптотически стремятся к минимальной норме процента Действительно, наращивая предложение денег невозможно добиться снижения процентных ставок, ибо они и так тяготеют к норме процента , ни при каких обстоятельствах не опускаясь ниже ее. Такая ситуация на денежном рынке скажется и на других рынках. Известно, что инвестиции реагируют только на изменение нормы процента. Если изменений нормы процента практически не будет, то товарный рынок перестает ощущать влияние денежного рынка, прекращается рост капиталовложений, в результате чего становится невозможным дальнейшее расширение производства, увеличение совокупного дохода, а значит, и спроса на деньги. Взаимодействие между денежным и товарным рынками прекращается. Государство, безответственно наращивая предложение денег и снижая норму процента до критически низкой отметки провоцирует исключительно высокие предпочтения ликвидности. Обладатель сбережений видит в низкой норме процента верный признак того, что рыночные цены облигаций и акций высоки, отказывается их приобретать и хранит наличные деньги, что усиливает негативное давление на капиталовложения.
Так, при безграничном увеличении предложения денег возникает опасная для экономики ситуация, для которой характерно нарушение контактов внутри рыночной системы, что препятствует восстановлению равновесия рынка денег. В мировой экономической науке такую ситуацию называют ликвидной ловушкой . Что же происходит в экономике, угодившей в ликвидную ловушку? Если на денежном рынке продолжает нарастать предложение денег при стабильно низкой норме процента, то одновременно на товарных рынках, лишенных стимулирующих импульсов со стороны денежного рынка, останавливается рост инвестиций, производства и предложения товаров. Получается, что в народное хозяйство поступает увеличивающаяся денежная масса, которая имеет недостаточное товарное покрытие. Понятно, что эта неприятная комбинация чревата инфляцией. Казалось бы, у экономики есть шанс выбраться из ликвидной ловушки, используя эффект Пигу Действительно, расширение предложения денег влияет на совокупный доход не только косвенно через процентные ставки, инвестиции и производство, но и прямо. Следовательно, располагая более высоким доходом, участники экономической системы будут тратить его прирост как на текущее потребление, так и на сбережение. Поскольку в экономике, попавшей в ликвидную ловушку, происходит инфляционный рост цен, то субъекты начнут действовать в соответствии с эффектом Пигу меньше потреблять и больше сберегать. Такое поведение продиктовано рыночной психологией, надеждами на будущее снижение цен и желанием сохранить реальную ценность сбережений. В этом случае виден выход из ликвидной ловушки: часть сбережений превратится в дополнительный спрос на деньги, ставка процента возрастет, способствуя установлению равновесия денежного рынка . Такие события могут произойти при условии, что эффект реальных кассовых остатков действительно имеет место. В инфляционной экономике это затруднительно, поскольку происходит не только рост цен, но и связанные с ним изменения в хозяйственной психологии субъектов. Они перестают верить в снижение цен и у них формируются ннфляционные ожидания, воздействующие на экономические решения. Индивиды начинают форсировать текущий спрос в ущерб сбережениям, что равнозначно прекращению действия эффекта Пигу. Таким образом, экономика оказывается в ликвидной ловушке, которая запирается замком инфляционных ожиданий. Очевидно, что денежный рынок не располагает собственным механизмом выхода из ликвидной ловушки. Если экономика находится в ней, то выбраться можно только при благоприятной ситуации на рынке товаров, например, улучшении инвестиционного климата или каких-то иных обстоятельств, которые приведут к увеличению совокупного дохода, что повлечет за собой рост спроса на деньги, повышение процентных ставок и т.д.
После первоначального импульса, связанного с увеличением предложения денег денежный рынок находится в положении равновесия. Предположим, что государство, намереваясь дать еще один импульс инвестициям и производству, прибегает к расширению предложения денег. Ясно, что вновь заработает механизм краткосрочного регулирования, вызвав очередное повышение совокупного дохода, но распределяться он будет несколько иначе, чем прежде. Повторное увеличение государством предложения денег, придав ускорение известным рыночным процессам, одновременно способствует укреплению инфляционных ожиданий. Теперь, наблюдая повышение цен, субъекты экономики примут решения с учетом инфляционных ожиданий, т.е. они предпочтут не столько сберегать прирост дохода, сколько направлять его на текущее потребление. Начнется торможение роста сбережений и спроса на деньги. Рынок придет в положение равновесия. Разумеется, государство вправе и дальше продолжать такую денежную политику, дав еще один импульс и увеличив предложение денег . Очевидно, что на этот раз инфляционные ожидания только укрепятся и наращивание текущего потребления в ущерб сбережениям будет более значительным. С развитием инфляционных процессов реакция товарного рынка на изменение ситуации на денежном рынке становится овсе более слабой. При этом норму процента удалось снизить до меньшей величины , чем в предыдущем воздействии. Таким образом, чем настойчивее государство добивается снижения нормы процента, тем меньших результатов оно достигает и тем ниже эффективность его денежной политики. С течением времени краткосрочный эффект работы механизма рынка приближается к нулю. При последовательных попытках государства регулировать денежный рынок путем воздействия на предложение денег в течение длительного времени норма процента совершает колебания сначала она снижается, а затем обязательно повышается, стремясь к равновесной величине .


Содержание раздела