d9e5a92d

Методика исследования и структура выборки

Методика исследования и структура выборки

Результаты, приведенные ниже, основаны на данных, собранных в результате исследования, проведенного в июне-сентябре 2003 г.
Из-за низкой прозрачности и хорошо развитых механизмов сокрытия информации об истинной структуре собственности в сложных и туманных схемах холдинг-структур (как в оффшорах, так и в стране) не имело особого смысла искать ответ на вопрос, кто владеет Россией, в реестрах собственников и других публично доступных источниках информации. Вместо этого в исследовании был опрошен рынок: были собраны мнения отраслевых аналитиков, инвестиционных банкиров, страховых компаний, архивов и других держателей рыночных знаний, что подробнее объясняется ниже. Таким образом, нужно особо отметить, что исследование не претендует на аккуратность информации о распределении прав собственности в юридическом смысле.

Оно лишь отражает распределение прав собственности в России летом 2003 г. настолько, насколько это известно рынку.
Цель исследования заключалась в определении истинных масштабов концентрации контроля над российскими предприятиями. По этому вопросу имеется очень мало фактических данных при практически полном отсутствии прозрачности. Препятствия, с которыми столкнулись исследователи, включают наличие сложных цепочек вертикальных и горизонтальных взаимосвязей собственности и контроля предприятий: холдинговые компании, оффшорные схемы, деловые союзы и т.д. Исследование должно было быть крупномасштабным и всесторонним с охватом большой части российской экономики.

Оно должно было раскрыть структуру собственности и контроля предприятий, определив конечных собственников контрольных пакетов акций и степень их контроля над сегментами экономики. Исследование предполагало равный охват зарегистрированных и незарегистрированных на бирже компаний для получения всесторонней картины.
Исследование проводилось в три этапа. Во-первых, были отобраны отрасли экономики. Основным критерием отбора были размеры отрасли с тем, чтобы охватить как можно большую часть экономики.

Отрасли были узкими (обычно в привязке к рынку конкретной продукции) и выбирались из секторов промышленности, строительства и рыночных услуг. Важно отметить, что отбор не зависел от концентрации собственности и контроля предприятий.
На втором этапе осуществлялся отбор первоначальной группы предприятий. Фактически исследование часто начиналось с уровня отдельных предприятий - производственных единиц, которые рассматривались в разделе C4, так как структура собственности, которая и определяет границы фирм, как раз и должна была быть выяснена в процессе. И вновь критерием отбора были размеры: для целей обследования в каждой отрасли выбирались крупнейшие предприятия. Этот подход не был основан на предположении о том, что крупные предприятия с большей вероятностью являются собственностью крупнейших бизнес-групп: мы не знали этого априори, как и того, контролируют ли крупнейшие бизнес-группы крупные отрасли (например, через крупные предприятия).

Причиной отбора крупных предприятий было желание обеспечить максимальный охват при измерении степени концентрации контроля в каждой выбранной отрасли. Тем не менее, эта процедура фактически означает предположение о том, что крупнейшие бизнес-группы контролируют только крупные предприятия и, таким образом, обозначает нижнюю границу степени концентрации, которую можно обнаружить: если крупнейшие бизнес-группы контролируют малые предприятия, не включенные в выборку, то концентрация контроля предприятий в экономике в действительности выше, чем следует из наших выводов.
Однако такой подход чреват опасностью серьезно недооценить контроль над продажами небольших торговых компаний. В частности, схемы трансфертного ценообразования (см. подробное объяснение с разделе C3 данного Меморандума), которые в рассматриваемый период обычно реализовывались с помощью небольших торговых компаний, играют важную роль в определении истинных (консолидированных) денежных потоков многих сырьевых компаний.

Чтобы получить более реалистичный рейтинг российских бизнес-групп, нам пришлось скорректировать изначально собранный массив данных, учтя различные центры прибыли и торговые компании, которые казались слишком мелкими для включения в первоначальную выборку, но на поверку оказались очень важными для получения верных агрегированных данных по нескольким бизнес-группам.
На третьем этапе началась практическая работа, т.е., исследователи приступили к определению (a) основных собственников, контролирующих каждое предприятие и части предприятия, находящейся в их собственности; и (b) всех филиалов, входящих в собственность предприятий. Это, в свою очередь, ведет к формированию новых групп предприятий, подлежащих исследованию: предприятий-собственников и их филиалов.



Эта цепочка замыкается сверху определением конечного собственника или контролирующей стороны и снизу, если у предприятия нет филиалов. Конечной контролирующей стороной может быть отдельное лицо, деловой альянс или корпоративная единица.

Отбирались базовые данные об экономических и финансовых показателях предприятий. Исследование было проведено в период с июня по сентябрь 2003 г.
В состав группы исследователей, осуществлявших сбор данных, входили в основном журналисты, специализирующиеся на вопросах экономики и бизнеса. Практическая работа означает посещение инвестиционных банков, консалтинговых фирм, консультантов по вопросам бизнеса, информационных агентств и других учреждений, которые могут обладать рыночной информацией. На основе опросного листа, разработанного для этих целей, исследователи проводили опрос среди отраслевых аналитиков, экономистов, банкиров и других участников рынка в этих учреждениях, обладающих детальными знаниями о ситуации в отрасли, для выяснения структуры собственности и контроля над интересующими нас предприятиями.

Респондентам была гарантирована анонимность. Полученные данные были проверены и дополнены общественно доступной информацией.
Таким образом, полученная база данных представляет собой распределение собственности и контроля предприятий на определенном отрезке времени -летом 2003 г. - с точки зрения рынка. Это была попытка собрать и структурировать фрагментарные знания, которыми обладают участники рынка.
Учитывая проблемы корпоративного управления в России, участники обследования (как интервьюеры, так и респонденты) предложили проводить различие между степенью концентрации собственности и контроля. В некоторых случаях респонденты испытывали трудности при определении точных пределов формальной
собственности в связи с непрозрачностью схем собственности в России, тогда как степень контроля гораздо легче поддавалась определению.
Более того, для целей данного исследования имеет значение скорее концентрация контроля, чем концентрация формальной собственности. Однако, поскольку опросный лист включал вопросы о степени контроля, респондентов также просили указать, обусловлен ли контроль (не)пропорциональной степенью собственности или объясняется другими соображениями. В большинстве случаев схемы собственности и контроля были похожими (см. также врезку 2).

В дальнейшем понятия собственности и контроля употребляются на взаимозаменяемой основе, за исключением случаев, когда между ними существует четкое различие.
Другая проблема была связана с единицами измерения размеров предприятий с учетом имеющихся данных. В принципе, данные об объемах продаж в общеэкономическом масштабе, необходимые для того, чтобы поместить нашу выборку в нужный контекст (т.е., общеэкономические данные с использованием таких же определений отраслей и такого же охвата, как включенные в выборку отрасли), можно получить только для промышленности. Несмотря на то, что данные по объемам продаж были получены для большинства непромышленных предприятий, включенных в нашу выборку, обычно отсутствовали данные общеэкономического уровня, с которыми их можно было бы сопоставить.

С другой стороны, данные об уровне занятости в масштабах экономики можно получить для сопоставимых отраслей из материалов Обследования рабочей силы (ОРС) (раздел C2). Данные ОРС дают хорошее представление об общей численности рабочей силы, поскольку включают и малые предприятия. С учетом этих ограничений мы использовали данные о численности работников для всей выборки предприятий в различных секторах экономики (кроме банков) и данные об объемах продаж в качестве показателя объема производства только для предприятий отраслей промышленности.

Размеры банков определялись на основе объема их активов.
В результате сбора информации была получена уникальная база данных, дающая всестороннее представление о распределении собственности и контроля в российской экономике. База данных включает информацию о более чем 2,5 тыс. предприятий, банков, частных лиц, деловых групп и государственных учреждений. Было отобрано 45 отраслей, поскольку они играют важную роль в российской экономике и для них легко определить рынки продукции.

Выборка включает крупнейшие предприятия в этих отраслях, и на этой основе мы смогли определить довольно значительную степень контроля для 1700 предприятий, на которых работают 4,3 млн. человек. Общий объем продаж для включенных в выборку промышленных предприятий отраслей 5,2 трлн. рублей (как отмечалось выше, мы не использовали данные об объемах продаж для других секторов экономики).

По сравнению с полным Реестром данных Госкомстата по российской промышленности за 2001 г. (который включает более 150 000 предприятий), наша выборка охватывает 22% численности работников, занятых в промышленности, и 57% объема промышленного производства. Для среднего предприятия в выборке численность работников составила около 2527 человек, и объем продаж был равен 105 млн. долл.

США. В среднем мы можем объяснить около 88% контроля над промышленными предприятиями при взвешивании по численности работников и 92% при взвешивании по объему продаж. Данные по собственности и контролю приводятся по состоянию на 1 июня 2003 г.
Одной из важных особенностей обследования является возможность сопоставить выводы, сделанные на основе
В первом столбце таблицы представлены данные по секторам экономики, охваченным исследованием: промышленности, строительству, транспорту и связи (включая СМИ), торговле и банковскому сектору - с использованием трех вышеупомянутых показателей, которыми являются численность работников, объем продаж (данные имеются только для промышленности) и объему активов (используется только для банков). В столбце (2) приведены соответствующие данные для отраслей, включенных в выборку, а в столбце (3) показана степень, в которой данные выборки отражают соответствующие сектора: например, в промышленности на 32 отрасли, охваченные исследованием, приходится половина работников, занятых в российском промышленном секторе, и более трех четвертей объема продаж промышленной продукции.
В столбце (4) представлены краткие данные для предприятий, включенных в исследование, а в столбце (5) эти агрегированные показатели базы данных представлены в виде доли соответствующих отраслей. Аналогичным образом в столбце (6) размеры выборки представлены в виде доли экономики в целом.

Таким образом, выборка охватывает почти 12% всей экономики по численности работников (вариации составляют от 22% в промышленности до 1,6% в торговле) и более половины промышленности по объему продаж.
На долю предприятий промышленности, транспорта и связи, а также банковского сектора, включенных в выборку, также приходится большая часть общей экономической активности в этих секторах. Например, на долю обследованных промышленных предприятий приходится 86% общего объема продаж в отраслях, выбранных для обследования, и 43% численности работников в этих отраслях промышленности.
Банки, включенные в базу данных, владеют 68% активов в банковском секторе. Однако предприятия строительства и торговли, включенные в базу данных, представляют лишь очень небольшой процент работников, занятых в этих отраслях.

Как подробно обсуждалось в разделах C3 и C4 данного документа, размеры большинства строительных и торговых предприятий очень малы и их распределение по размеру носит очень фрагментарный характер, так что концентрация собственности в этих отраслях вряд ли будет представлять собой проблему, по крайней мере до тех пор, пока размеры предприятий измеряются на основании уровня занятости.

Определение конечных собственников

Для того чтобы исследовать, насколько велика концентрация собственности в российской экономике, для предприятий выборки необходимо проследить степень контроля до самого верха пирамидальных структур с тем, чтобы определить перечень конечных собственников. Конечные собственники могут принадлежать к одной из следующих категорий: (1) федеральное правительство; (2) региональные администрации; (3) иностранные структуры и лица; (4) крупные частные российские собственники и (5) прочие частные российские собственники.

В категории крупные частные российские собственники и частные российские собственники могут входить не только отдельные лица, но также группы или альянсы, определяемые с помощью формальной процедуры, основанной, главным образом, на учете долевой собственности.
Для составления списка крупнейших бизнес-групп на основе размера предприятий, определяемого по данным о годовом объеме продаж и численности работников, в выборке выявлялись самые крупные частные собственники. Объем продаж и численность работников распределялись между собственниками пропорционально их доле контроля над предприятием.

На этой основе к категории крупные частные российские собственники были отнесены все российские частные собственники или группы собственников, под чьим контролем находится либо объем продаж на сумму 20 млрд. руб. (700 млн. долл. США, или 0,4% от общей выборки), либо 20 000 работников (0,5% общей численности работников, занятых на предприятиях, включенных в выборку).

В результате был составлен список из 22 основных частных российских собственников, которые в целом соответствуют традиционному представлению о крупнейших бизнес-группах: в число этих 22 входят все крупные частные собственники, которые: (1) владеют контрольным пакетом акций предприятий в нескольких регионах; (2) обсуждаются и упоминаются в прессе как наиболее влиятельные и/или богатые держатели активов в России и (3) играют заметную роль в федеральной политике или активно лоббируют свои интересы.
В таблице C5.2 представлен рейтинг 22 крупнейших частных собственников или лидеров альянсов и их флагманских предприятий. Этот рейтинг основан исключительно на данных по предприятиям, охваченным исследованием, однако число крупнейших бизнес-групп, не вошедших в список в связи с тем, что их крупные интересы связаны с отраслями, не включенными в исследование, должно быть небольшим.
В категорию федеральное правительство включены все работники федерального правительства и организаций федерального правительства. В этом случае было сделано допущение о том, что руководство всех государственных предприятий, включая Газпром, Роснефть, РАО ЕЭС, Транснефть, МПС, Аэрофлот и ФГУП Севмаш (но не ограничиваясь ими), полностью контролируется федеральным правительством и что государственные служащие, по своим функциям не связанные с коммерческими предприятиями, действуют исключительно как представители федерального правительства.

Кроме того, возможное влияние частных собственников на государственную собственность (и ее менеджеров) не измерялось и, следовательно, не повлияло на последующие результаты. Кроме того, частные собственники не были объединены с региональными администрациями, с которыми они имеют тесные связи.
Перед представлением основных результатов следует сделать несколько замечаний. Во-первых, несмотря на то, что данные о собственности и контроле предприятий в основном относятся к середине 2003 г., данные по продажам, численности работников и активам относятся к 2001 и 2002 гг., поскольку отсутствуют более поздние данные по большинству предприятий, включенных в базу данных. Таким образом, показатели деятельности предприятий основываются на данных о продажах и занятости более ранних лет. Другими словами, нам пришлось предположить, что изменения структуры контроля предприятий между 2001, 2002 и 2003 гг. были незначительными.

Учитывая недоступность данных, это допущение было неизбежным, но допустимым, т.к. наиболее активная фаза приватизации и консолидации к этому времени уже завершилась. Во-вторых, данные о концентрации собственности на основе объема продаж получены с использованием укрупненных показателей пятизначной классификации отраслей народного хозяйства, приведенных в Российском реестре промышленных предприятий (итогах переписи средних и крупных предприятий), в котором не учитывается объем продаж мелких промышленных предприятий (в совокупности около 20% объема продаж промышленного сектора). При прочих равных условиях в полученных результатах несколько переоценивается уровень концентрации, однако только в случае использования данных об объемах продаж. Результаты, относящиеся к концентрации занятости, основаны на данных проводящегося Госкомстатом Обследования по вопросам занятости, которое охватывает все виды экономической деятельности (включая незарегистрированных работников).

Доли крупных собственников в небольших компаниях, которые могли не попасть в выборку (в соответствии с правилами отбора) предполагает незначительное занижение степени концентрации, независимо от того, измеряется ли она по занятости или по продажам.

Степень концентрации в экономике России

Одной из ключевых черт проведенного исследования является то, что оно позволяет проводить оценку концентрации в экономике в целом. В созданной базе данных имеется возможность подсчитать по каждой из отраслей контролируемые продажи, контролируемые масштабы занятости или контролируемые активы применительно к четырем основным категориям собственников, а именно крупнейшим бизнес-группам, федеральным и региональным органам власти и иностранным владельцам. Затем в масштабах всей экономики эти суммы сравниваются с агрегированными показателями соответствующих отраслей (охваченных исследованием отраслей или строкой 2 в приведенной выше таблице C5.1).

Остальная часть отрасли, не контролируемая одной из вышеназванных четырех групп, считается находящейся под контролем других отечественных частных собственников, т. е. мы допускаем, что оставшаяся часть каждой отрасли (отрасль в масштабах всей экономики минус фирмы в базе данных), состоящая либо из имеющихся в базе данных фирм без поддающегося определению собственника или фирм, которых вообще не было в базе данных, контролируется небольшими частными и российскими собственниками.
На рисунке C5.1 изображена структура выборки: 22 бизнес-группы контролируют 45% продаж и 47% занятости выборки - по обоим показателям это больше, чем все остальные частные собственники вместе взятые. Возникает вопрос, насколько репрезентативна выборка, т.е. насколько результаты исследования верны для всей экономики.

С точки зрения занятости, мы предполагаем, что фирмы из выбранных отраслей, которые не попали в выборку, слишком малы, чтобы иметь отношение к основным бизнес-группам. Что касается тех отраслей, которые не попали в выборку, нет априорных причин предполагать, что выборка может быть нерепрезентативной, так как критерии отбора секторов для включения в выборку никак не были связаны со степенью концентрации собственности в этих секторах (как было описано выше).
На рисунке C5.2, в отличие от предыдущего, приведены примеры нижних границ долей занятости и продаж, контролируемых разными группами собственников. На рисунке изображена структура контроля продаж и занятости фирм, входящих в выборку из 32 отраслей промышленности, включенных в базу данных, по видам собственников. В категорию прочие собственники включены фирмы, для которых не удалось определить, какую долю контролирует тот или иной собственник, и фирмы, не попавшие в выборку.

Постольку поскольку крупные частные собственники или любые другие категории собственников также контролируют занятость и продажи в этих не попавших в выборку фирмах, их реальная доля отличается от того, что изображено на рисунке C5.1. Таким образом, 22 крупнейших собственника контролируют по меньшей мере 20% занятости и 39% объема продаж.
В приводимой ниже таблице C5.3 представлена концентрация собственности в России по укрупненным
Рисунок C5.1 Структура выборки по занятости и объемы продаж



промышленные группы контролируют 38,8% объема продаж, в то время как взятые вместе федеральные и региональные органы власти держат под своим контролем (большая часть которого является федеральным) 24,5%, а доля иностранных компаний составляет 5%. На прочих собственников приходится 31,5%.
Концентрация контроля является более низкой, если рассматривать ее в контексте занятости: представители большого бизнеса и их группы контролируют 20% занятости в отраслях промышленности, охваченных нашей выборкой. Доля занятости, контролируемая федеральной и не в столь больших масштабах региональными властями, а также иностранными собственниками тоже меньше, чем контролируемые ими доли, измеряемые объемом продаж.



Содержание раздела