d9e5a92d

Региональные валютные системы


Узаконивалась система плавающих курсов валют. Страны — члены фонда могли выражать паритеты своих валют в СДР или какой-либо другой иностранной валюте (но только не в золоте). Была расширена сфера межгосударственного валютного регулирования, для чего в рамках МВФ был создан Совет на уровне министров стран-участниц по согласованию экономической политики.
Сложившаяся валютная система соответствовала во многом изменившимся условиям мирового хозяйства в 70-х гг.
В 1992 г. Россия вступила в члены МВФ. На сессии МВФ и Всемирного банка в Гонконге (сентябрь 1997 г.) было утверждено решение о дополнительном выпуске СДР. (До сих пор выпуск СДР предпринимался дважды с распределением пропорционально квотам стран в МВФ — в 1970—1972 и 1979— 1981 гг.). Сумма эмиссии составит 21,4 млрд СДР, что соответствует примерно 28,9 млрд долл.

Россия согласно национальной квоте в МВФ получит 1,7 млрд долл. в виде СДР.
2. Региональные валютные системы
Углубление процессов западноевропейской валютной интеграции привело к созданию Европейской валютной системы (ЕВС), которая представляет собой региональную валютную систему и одновременно является элементом современной мировой валютной системы.
ЕВС была создана в 1979 г. Основной чертой этой региональной валютной системы является механизм ЭКЮ — специальной европейской расчетной единицы, основанной на корзине из 10 валют стран Западной Европы во главе с маркой ФРГ (на 1/3). В отличие от СДР ЭКЮ применяется и в частных операциях банков и фирм. Квота национальных валют — компонентов ЭКЮ — определяется экономическим потенциалом стран (их долей в совокупном ВНП и товарообороте ЕС) и подлежит пересмотру каждые пять лет.

При пересмотре корзины все активы и пассивы переоцениваются по новому курсу. Последний раз структура ЭКЮ была зафиксирована в сентябре 1989 г., удельный вес валют составлял (в %): немецкая марка — 30,1; французский франк — 19,0; фунт стерлингов — 13,0; итальянская лира — 10,0; голландский гульден — 9,4; бельгийский франк — 7,6; испанская песета — 5,3; прочие — 5,45.
В отличие от Ямайской валютной системы, юридически закрепившей демонетизацию золота, ЕВС использует золото в качестве частичного обеспечения ЭКЮ, объединив 20% официальных золотодолларовых резервов стран-членов.
Режим валютных курсов основан на совместном плавании валют в установленных пределах взаимных колебаний курсов ( 2,25% от центрального курса, для Италии — 6% с учетом нестабильности ее валютно-экономического положения). С августа 1993 г. пределы колебаний были временно расширены до 15%.
В ЕВС осуществляется межгосударственное региональное валютное регулирование через Европейский валютный институт (до 1994 г. — Европейский фонд валютного сотрудничества), который предоставляет центральным банкам кратко- и среднесрочные кредиты для покрытия временного дефицита платежных балансов и расчетов, связанных с валютной интервенцией.
С 1 января 1999 г. планируется официальный переход Европейского союза к единой валюте, получившей название Евро, хотя фактически новые денежные знаки войдут в обращение в 2002 г.
Европейский валютный союз устранит границы для денежного обращения и вместо множества национальных валют появится единая денежная единица — евро.
К становлению валютного союза Европа движется уже в течение длительного времени. Первый этап этого процесса начался в 1990 г. с либерализации движения капитала. Второй этап — создание в 1994 г. во Франкфурте-на-Майне Европейского валютного института — предшественника Европейского центрального банка. В соответствии с договором, подписанным в Маастрихте, третий этап становления валютного союза должен начаться не позднее 1 января 1999 г.
К этому сроку обменные курсы национальных валют по отношению к евро и между собой будут зафиксированы по взаимной договоренности и без права отзыва. Европейский центральный банк будет проводить единую денежную и кредитную политику. Для тех стран, которые не сразу вступят в Европейский валютный союз, будет создан союз обменных курсов (ЕВС 2), который приведет их к более позднему членству в ЕВС.


После создания валютного союза в 1999 г. начнется трехлетний переходный период.
В соответствии с договором, подписанным в Маастрихте, основными требованиями для участия в ЕВС являются низкие темпы инфляции, стабильные обменные курсы валют, сравнительно низкие процентные ставки, дефицит бюджета не более 3%, а государственный долг — максимально 60% ВВП. По состоянию на 1997 г. шансы для членства в ЕВС наряду с Францией и Германией имеют страны Бенилюкса, Австрия, Ирландия, Финляндия.
Валютный союз создает второй по величине финансовый, рынок в мире.* С начала деятельности ЕВС в 1999 г. произойдет переход биржевых курсов на евровалюту. ЕВС будет способствовать появлению большого рынка еврозаймов, исчезнет разница в процентных ставках, которая основывается на ожиданиях изменения курсов. Займы в ЭКЮ будут пересчитаны в евровалюту в пропорции 1:1. Инвесторы повысят долю евровалюты в портфелях ценных бумаг.

ЕВС представляет собой логичное дополнение внутренних национальных рынков. Общая валюта повысит эффективность ценообразования и укрепит конкурентоспособность, ускоряя рост и повышая надежность долгосрочных инвестиций. В валютном союзе отпадут риски изменения курсов валют участниц и в результате связанные с этим операционные расходы и расходы на хеджирование.
* В случае успеха, евро окажет колоссальное воздействие и на мировые финансы. По данным Дойче банка, на ЕС приходится 20,9% мировой торговли (США — 19,6%, Япония — 10,5%); ЕС является вторым в мире фондовым рынком с объемом 4,7 трлн. долл.); в валютных резервах центральных банков мира около 20% приходится на немецкие марки (60% — на доллар США). Став твердой валютой, евро поставит серьезную конкуренцию американскому доллару во всех финансовых сферах.

Банки в Европе должны будут ориентироваться на фундаментальные изменения их основной деятельности. Частным примером этого является развитие европейской межгосударственной системы расчетов. Так, система ТАРГЕТ центральных банков объединит национальные системы, а ассоциация банков ЭКЮ предложит европейскую систему нетто-клиринга.
Предстоящий постепенный переход на единую валюту затронет и интересы России, так как Евросоюз является основным торгово-экономическим партнером Российской Федерации (на ЕС приходится около 60% нашей внешней торговли и примерно такая же доля иностранных инвестиций.). Вероятные достоинства евро (она будет иметь более стабильный курс валюты, более устойчивыми и объемными станут финансовые рынки ЕС, упростится сопоставление цен и т.д.) не снимают возникающие для Российской Федерации вопросы. Прежде всего предстоит произвести пересчет всех российских активов и пассивов в Европе (долга, контрактные обязательства, оценка недвижимости, ценные бумаги и т.п.), что означает большую техническую работу.

Встает вопрос и о гарантиях интересов наших экспортеров, у которых контракты со странами ЕС в ряде случаев заключены в долларах США. Поскольку потери не исключены из-за курсовой разницы евро — доллар и в ряде двусторонних операций, необходимо определить, кто и как будет нести валютные риски. Очевидно, что с более сложными проблемами столкнутся предприятия малого и среднего бизнеса России.
3. Балансы международных расчетов
Международные экономические, политические и культурные отношения страны находят общенное выражение в балансах международных расчетов. Они занимают в системе агрегатных экономических показателей важное место, поскольку отражают перераспределение национального дохода между странами. Поэтому при определении ВНП и национального дохода учитывается чистое сальдо международных требований и обязательств.
Балансы международных расчетов — это соотношение денежных требований и обязательств, поступлений и платежей одной страны по отношению к другим странам. Основными видами таких балансов являются: расчетный баланс; баланс международной задолженности; платежный баланс.
Расчетный баланс — это соотношение требований и обязательств данной страны на какую-либо дату по отношению к другим странам независимо от сроков наступления платежей. Такие требования и обязательства возникают в результате экспорта (импорта) товаров и услуг, предоставления (получения) займов и кредитов.
Различают расчетные балансы на определенный период и на определенную дату. Активные статьи расчетного баланса за соответствующий календарный период показывают сумму новых требований данной страны к иностранным государствам и произведенные ею инвестиции за границей. Пассивные статьи отражают вновь возникшие обязательства страны по кредитам и инвестициям иностранных государств.

Расчетный баланс за период показывает лишь динамику требований и обязательств одной страны по отношению к другим государствам, но по нему нельзя выявить валютно-финансовое положение страны в целом.
Для оценки международной расчетной позиции страны важен расчетный баланс на определенную дату (на начало или конец года), который отражает соотношение всех требований и обязательств данной страны к загранице независимо от периода их возникновения и срока оплаты. Его активное сальдо показывает, что страна больше предоставляла, чем привлекала кредитов и инвестиций, и как кредитор она будет получать валютные поступления в будущем. Пассивное сальдо расчетного баланса на определенную дату характеризует позицию страны как нетто-должника и показывает размер ее будущих платежей иностранным государствам, не покрытых поступлениями.



Содержание раздела