d9e5a92d

Социальная политика в регионе

Для рынка труда особое значение имеет структурный аспект рабочей силы. Различаются следующие ее структуры:
- поселенческая, отражающая распределение жителей по регионам, городам и селам, по населенным пунктам;
- демографическая - половозрастная, семейная структура;
- этническая - показывает распределение населения по национальностям и народностям;
- социальная - распределение населения по социальным группам;
- образовательно-квалификационная отражающая соотношение групп населения по уровню образования и квалификации.
Для России характерна высокая урбанизация населения. В городах проживает 73 % населения (еще выше в северных регионах, ниже - в южных). Большая часть трудовых ресурсов сосредоточено в Центральном и Южном регионах, особенно низка заселенность Восточной Сибири и Дальнего Востока, очаговое расселение наблюдается в северной зоне.

Уровень образования рабочей силы достаточно высок: лиц с высшим образованием составляет более 20 0%, средним профессиональным - 40 0%, не имеют образования - 0,9 %. Серьезную проблему для рынка труда представляют малые города, где высока безработица из-за простоя градообразующих предприятий, высокая смертность в трудоспособном возрасте, особенно мужчин.
Глава 4. СОВРЕМЕННАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
4.1. Основы региональной политики
Региональная политика направлена на решение как наиболее актуальных задач жизни населения, так и прежде всего на обеспечение долгосрочной стратегии социально-экономического развития региона. Региональная стратегия не может не учитывать новых тенденций социально-экономических преобразований, общих принципов реформирования экономики России. Принятый Правительством РФ среднесрочный план социальноэкономического развития до 2005 года провозглашает в качестве приоритета модернизацию экономики, которая, однако, понимается как продолжение курса на ее либерализацию экономики.

Упор делается на институциональные преобразования, на снижение роли государства в регулировании экономических процессов (дерегулирование, дебюрократизации экономики , развитие ее новых секторов, т.е. прежде всего частного сектора). Неправительственные альтернативные программы развития исходит из необходимости повышения роли государственного управления народным хозяйством, поддержки реального его сектора.
Вместе с тем необходимо учитывать новые тенденции в развитии экономики, в институциональных преобразованиях, диктуемые объективным ходом общемирового развития, процессами глобализации . Это прежде всего формирование так называемой новой экономики, ядром которой выступает производство высокотехнологичной наукоемкой продукции, информационных и высоких технологий. Новая - инновационная экономика предъявляет и новые требования к экономическому механизму к системе управления социально-экономическими процессами. Повышается значение плановопрогнозных оценок, что ведет к повышению роли государства, изменению самих рыночных отношений. Повышается значение НТП как главного фактора экономического прогресса, осуществляется переход на так называемую интеллектуальную ренту, что для нашей страны приобретает стратегическое значение, требуется прорыв в ХХІ век.

Изменяется распределенный механизм, формируется экономика благосостояния, в которой резко возрастает роль человеческого фактора (человеческого потенциала, человеческого капитала) и вообще духовно-гуманитарных ценностей.
Другим основанием региональной экономической политики выступает наличный ресурсный, производственный, инновационный и другие виды потенциалов региона. Известно, что регионы России весьма существенно отличаются по уровню своего потенциала, различны и природно-географические факторы регионов. Одни регионы, обладающие богатыми природными ресурсами, находятся в весьма благоприятных условиях (Тюменская область, Красноярский край, Саха-Якутия и др.) Другие же регионы, не обладающие ресурсами, влачат жалкое существование. Вместе с тем мировая и отечественная практика свидетельствует, что наличие богатых природных ресурсов - не единственный источник благосостояния страны.

Успехи Японии, драконов Юго-Восточной Азии говорит в пользу инновационного фактора. Москва также не обладает природными ресурсами, но имеет весьма хорошие социально-экономические результаты, что явилось следствием не только концентрации финансовых средств, но и использование ее инновационного и производственного потенциала, широкого развития малого предпринимательства.
При формировании экономической стратегии весьма важную роль играет уровень развития региона как в экономическом, так и социальном аспектах. Некоторые регионы исторически развивались менее динамично. Реформирование экономики идет замедленно, непоследовательно. Уровень их развития и благосостояния существенно ниже более развитых регионов, что усугубляет трудности их вывода на траекторию устойчивого развития.

Наряду с депрессивными регионами, к которым относится и Ивановская область, существуют еще и кризисные регионы, уровень развития которых весьма низок (Чечня, Якутия, Дагестан, Тыва и др.).
Экономический потенциал страны проявляется прежде всего в объеме валового внутреннего продукта - ВВП, а для регионов - валового регионального продукта (ВРП), который суммарно меньше ВВП (не включает таможенные сборы и другие общефедеральные услуги). Валовой внутренний продукт представляет собой добавленную стоимость всего объема товаров и услуг во всех сферах экономики независимо от национальной принадлежности предприятий, расположенных на территории страны, т.е. включает в себя чистую продукцию как сферы производства, так и услуг непроизводственной сферы.

На региональном уровне элементы использования ВРП складывается из расходов домашних хозяйств на конечное потребление, социальных трансфертов, расходов учреждений на коллективные услуги и валовых накоплений.
Для сравнительной оценки уровня экономического развития стран и регионов используется показатель душевного ВВП или ВРП, а также структурные показатели (объемы промышленной, сельхозпродукции и т.п., уровень производительности труда и др.)
Для сравнительной оценки уровня экономического развития стран и регионов используется показатель душевного ВВП или ВРП, а также структурные показатели (объемы промышленной, сельхозпродукции и т.п., уровень производительности труда и др.). Величина валового регионального продукта по сумме регионов (кроме Чечни) составила в 2001 г. 6278 млрд. р. (85,3% ВВП) или на душу населения - 43,3 тыс. р. (см.

Приложение 7). Объем промышленной продукции по сумме регионов равен 5838 млрд. р., что на душу населения - 40,6 тыс. р.
Наибольший размер душевого ВРП приходился на жителя Тюменской области - 191,4 тыс. р., Москвы - 155,5 тыс. р., наименьший в Дагестане - 9,9 тыс. р., Тыве - 12,1 тыс. р. В Ивановской области величина душевого ВРП равна 14885 тыс. р., что соответствует 74 рангу среди 79 регионов, уступая всем соседним регионам, по уровню промышленной продукции (15,7 тыс. р.) - 58-й ранг. В Ивановской области низкая производительность труда - 30,8 тыс. р.
(77-й ранг), что ниже общероссийского уровня (64,5 тыс. р.) в 2,1 раза и ниже уровня соседних регионов: Владимирской области - 43.8 тыс. р., Костромской - 47,8 тыс. р., Ярославской - 64.4 тыс. р.
Для Ивановского региона характерно то, что область не обладает сколько-нибудь существенными природными богатствами: единственным товарным ресурсом является лес. Основной фактор экономического развития является ее производственный потенциал - промышленность области, основу которой составляет текстильная промышленность, формирующая монокультурность экономики области.

В структуре ВРП Ивановской области за 2001 год производство товаров составило 50,2%, рыночные услуги - 29,1%, нерыночные услуги - 14,2%, чистые налоги - 6,5%.
Доля промышленности в производстве товаров равна 50%. Структура промышленного производства выглядит следующим образом:
- легкая промышленность - 36,9% в том числе текстильная - 33,2% (54% всех видов тканей страны и 68% хлопчатобумажных тканей России).
- электроэнергетика - 21,6%, но собственное производство электроэнергии обеспечивает лишь 29%, остальную часть ее приходится покупать в ФОРЭМ;
- машиностроение и металлообрабатывающая - 16,7%;
- пищевая промышленность - 8,1%;
- химическая промышленность - 4,5%;
- лесная и деревообрабатывающая промышленность - 4,3%;
- промышленность стройматериалов - 2,8%;
- мукомольно- крупяная и комбикормовая -1,3% ( с.38 -43).
Наиболее динамично развивается машиностроение, однако 40%
предприятий убыточно. Высокая доля электроэнергетики обусловлена более значительным ростом цен на электроэнергию. В области отсутствует эск-портно-ориентированные отрасли производства (металлургия, нефтепереработка и т.п.).

Слабо развито сельское хозяйство и пищевая промышленность.
Поэтому основным направлением экономической стратегии Иванов-
ской области является возрождение промышленности, но на основе ее структурных преобразований: преодоление монокультурности, создание инновационных экспортно-ориентированных производств, развитие малого предпринимательства. Необходимость существенной структурной перестройки диктуется и предстоящим вступлением России в ВТО. Открытием границ страны для высоко конкурентной продукции других стран создает серьезные проблемы для области.

Особую проблему представляет наплыв дешевого ширпотреба из КНР и стран Азии и высоко технологичной продукции из стран Запада.
Среди направлений структурных преобразований первоочередное значение принадлежит инновационному производству, особенно в машиностроении. С целью активизации инновационной деятельности в области представляет интерес создания технопарка, который был бы ориентирован на разработку высокотехнологичной продукции, программного обеспечения и т. п.
Строительство новых и реконструкция действующих предприятий, обновление основных фондов упирается в проблему инвестирования. Однако инвестиционный потенциал области невелик, привлечение инвестиций сдерживается отсутствием эффективных сфер приложения капитала. Область не представляет интереса и для федеральных инвестиционных программ.

Общая величина инвестиций в 2001 г. составила 2413 млн.руб. или 2,0 тыс. руб. на душу населения. Это значительно ниже уровня соседних областей.


Доля выхода из депрессивного состояния представляется необходимым предусмотреть бюджетное инвестирование наиболее значимых объектов промышленного производства. Но проблема усугубляется тем, что бюджет Ивановской области в значительной мере формируется за счет федеральных трансфертов ( в 2001 г. они составили 46,88% консолидированного бюджета и 6,45% доходы целевых бюджетных фондов).

В то же время собираемость налогов в области равна лишь 78%, т.е. имеется некоторый налоговый потенциал. Вместе с тем следует отметить, что бюджетные расходы в расчете
на одного человека в области (4,8 тыс.руб.) ниже общероссийского уровня и показателей соседних областей.
Разработанная главным управлением экономического развития и торговли и Институтом народнохозяйственного прогнозирования (г. Москва) Стратегия развития Ивановской области до 2010 года предусматривает необходимость крупномасштабной структурной перестройки регионального хозяйства с сокращением числа текстильных предприятий, их реконструкции, повышение роли пищевой промышленности и машиностроения, особенно инновационного плана (электроника, химическая промышленность), а также деревообрабатывающей промышленности.
Прогноз основных социально-экономических показателей Ивановской области по сценарию сбалансированного роста представлен в табл. 4.1.
Таблица 4.1

Прогноз социально-экономических показателей Ивановской области

в текущих ценах (сценарий сбалансированного роста)
Показатель 1999 г. 2000 г 2005 г. 2010 г. 2015 г. 2020 г.
ВРП, млн. руб. 14006,3 21305,8 37953,9 56275,4 81591,6 24108,2
ВРП на душу населения руб. 11494,7 17485,3 31148,1 46184,2 66960,7 101853,3
долл. по курсу 441,5 629,6 815,7 985,4 1205,5 1571,7
долл. по ППСл 2489,9 2674,5 3533,9 4402,8 5423,2 7032,6
Продукция промышленности,
млн. руб.
13775,4 20713,2 37525,9 55379,8 77152,9 112035,8
Продукция сельского хозяйства, млн.
руб.
2155,5 2988,9 4904,9 6688,0 9858,8 14209,4
Доходы расширенного бюджета,
млн. руб.
5916,2 16767,1 24925,6 36605,6 55856,6
в том числе трансферты 2694,8 3821,5 6364,9 7867,6 9482,5 10841,3
из них
социальные
1812,9 2846,3 4845,7 6325,6 8002,5 9689,0
из ФФПР 881,9 975,2 1519,2 1542,0 1480,1 1152,2
Прибыль экономики, млн.руб. 1984,5 2930,3 4676,8 6969,3 10630,0 16676,7
Средняя рентабельность экономики, % 13,9 12,0 12,5 16,7 23,5 32,1
По [20, с. 74]

Социальная политика в регионе.

Целью развития экономики является обеспечение высокого качества жизни народа, состояние социальной сферы, экономической безопасности страны. Социальная политика государства затрагивает широкий спектр проблем: это сфера труда и отдыха, образования и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, потребления и быта.

Задачи социальной политики государства заключаются в защите социальных прав народа, смягчении негативных социальных последствий перехода к рыночной экономике, противодействие негативным явлениям.
В настоящее время для России характерны весьма острые социальные проблемы:
- невысокий уровень жизни основной части населения. Массовый слой бедняков составляет 60-65%, 40 млн. чел. находится за чертой бедности;
- высокая неравномерность доходов, расслоение населения (1,5-3% населения сосредоточило у себя почти весь экономический потенциал страны);
- наблюдается депопуляция населения: смертность превышает рождаемость вдвое, ежегодно население России убывает на 700 тыс. человек;
- рост негативных социальных явлений: наркомании, беспризорности, опасных болезней.
Социальная политика государства должна быть ориентирована, прежде всего на увеличение доходов граждан. Стратегической целью Российской социальной политики на ближайшую перспективу объявлено достижение среднеевропейского уровня потребления.

Правительством России предлагается политика, так называемого, субсидиарного государства: социальная помощь распространяется только на тех, кто в ней нуждается (пенсионеры, инвалиды, учащиеся), для работоспособной части населения предполагается создание условий, чтобы они сами могли заработать жизненные блага. Конкретными направлениями социальной политики правительственной программы являются:
- адресность льгот. В настоящее время наблюдается распыление средств, направляемых на социальную помощь, 70 % населения имеет те или иные льготы;
- пенсионная реформа: переход к накопительной системе, повышение размера пенсий;
- модернизация образования: переход в будущем на 12-летнее образование, повышение качества образования;
- бесплатное обеспечение жильем льготных категорий населения (молодежи, военнослужащих и т.п.);
- жилищно-коммунальная реформа.
Социально-ориентированная экономика предполагает высокоразвитую
систему защиты населения. Социальная защита населения это система государственной поддержки населения, гарантия прав в области уровня и качества жизни. В мировой практике инструменты социальной защиты подразделяются на страхование и социальную помощь.

Страхование распространяется на работающую часть населения. С этой целью создан ряд внебюджетных фондов.
- Пенсионный фонд предназначен для выплат государственных пенсий и оказания материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам. Он формируется за счет страховых взносов работодателей в составе единого социального налога (ЕСН), определенного с 1.01.2001 г. в размере 28 % фонда оплаты труда.
- Фонд социального страхования обеспечивает выплату всех видов пособий: в случае потери трудоспособности, смерти кормильца и т.п. Средства данного фонда также образуются за счет страховых взносов работодателей (в составе ЕСН).
- Фонды обязательного медицинского страхования образуются в составе федерального ФОМС и территориального ФОМС. За счет средств данных фондов осуществляется финансирование здравоохранительных учреждений и оказание медицинской помощи населению.

Фонды формируются за счет страховых отчислений работодателей в размере 3,6 % к начисленной сумме оплаты труда в составе ЕСН (0,2% ФФОМС и 3,4% ТФОМС).
Одной из форм социальной защиты населения является индексация денежных доходов и сбережений населения, поскольку в условиях высокой инфляции (роста цен на товары и услуги) реальные доходы существенно снижаются. Цель индексации поддержать покупательную способность денежных доходов (зарплаты, пенсий, стипендий) и сбережений граждан путем их периодического увеличения. С этой целью рассчитывается индекс потребительских цен на товары и услуги и цен прожиточного уровня для разных категорий населения (трудоспособных граждан, пенсионеров, детей до 16 лет).

Порог индексации значение индекса прожиточного минимума, с которого начинается индексация, установлен в настоящее время в размере 6%.
Минимальный потребительский бюджет определяется прожиточным минимумом и представляет собой стоимостную оценку минимального натурального набора потребительских товаров, а также услуг, с учетом расходов на налоги и другие обязательные платежи. Его величина устанавливается как в целом по стране , так и по регионам, в соответствии с федеральным законом 1997 г. О прожиточном минимуме в Российской Федерации и постановлением правительства Российской Федерации 1999 г. Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения.
Потребительская корзина включает в себя 25 наименований наиболее распространенных потребительских товаров и услуг: минимальных наборов продуктов питания, одежды и обуви, лекарств и предметов гигиены, мебели, предметов культурно-бытового назначения, жилищно-коммунальные, транспортные и другие виды услуг по определенным законодательством нормам. Минимальный потребительский набор рассчитывается по 16 зонам в соответствии с установленными стандартами потребления, которые учитывают физиологические потребности, природно-климатические условия, национальные традиции и т.п. Ивановская область входит в 11-ю зону вместе с другими областями Центрального региона и Москвой.

Прожиточный минимум, установленный в соответствии с Законом, на второй квартал 2002 г. составляет: для всего населения - 1719 р. (для Ивановской области - 1767 р., в Москве - 2566 р.), для трудоспособного возраста - 1865 р. (для Ивановской области 1927 р., для Москвы - 2853 р.), для пенсионеров - 1313 р. (для Ивановской области 1353 р., для Москвы - 1893 р.), для детей до 16 лет - 1722 р. (для Ивановской области 1818 р., для Москвы - 2513 р.). Самый высокий прожиточный минимум установлен в Корякском АО - 4144 р., самый низкий - в Осетии-Алании - 1342 р.
Стоимость потребительской корзины фактически равнялась в 2001 г. для страны в целом 1576,4 р., для Ивановской области 1497 р., (см. Приложение, табл.8). Наиболее высок размер прожиточного минимума в северных регионах: в Камчатской области 3050 р., Чукотском округе 2595 р., в Магаданской области 2359 р., а также в Москве 2385 р.
Весьма важное значение в осуществлении социальной политики государства играет реализация специальных социальных программ. В настоящее время выполняются 15 наиболее значимых программ: Продовольствие, Жилище, Дети России, Социальная поддержка инвалидов, которых в России насчитывается около 10 млн. чел, АнтиСПИД, Развитие экономики малочисленных народов Севера и др.
Социальная помощь отдельным группам населения осуществляется через предоставление различного рода льгот: по оплате жилищнокоммунальных услуг и бесплатном проезде в муниципальном транспорте для ветеранов, военнослужащих, пострадавших в ходе боевых действий и чернобыльской аварии и т.п., через выплаты на детей, льготы матерям-одиночкам, жертвам стихийных бедствий, учащимся. Доля социальных трансфертов ныне составляет 13,3 % в общих доходах населения страны.

В социальной помощи все возрастающую роль играет благотворительная и спонсорская деятельность. Федеральный закон 1995 г. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях расширяет возможности аккумуляции добровольных пожертвований предпринимателей и населения для этих целей.
Показатели социального развития. Уровень социального развития характеризуется системой показателей, отражающих качество жизни населения, включая и так называемый человеческий потенциал, т.е. не только уровень жизни, но и степень развития социальной сферы. Наиболее важными показателями социального развития, учитываемыми статистикой, являются:
- среднедушевые доходы;
- средняя заработная плата;
- коэффициент уровня жизни населения, определяемого соотношением среднедушевого дохода (средней заработной платы и других выплат) и величины прожиточного минимума;
- уровень бедности;
- коэффициент расслоения и др.
Среднедушевые доходы наиболее высоки в Москве 12137 р. (см. Приложение, табл. 8), Тюменской области 7102 р., наиболее низкие доходы в Ингушетии 882 р., Ивановской области 1264 р., Дагестане -1317 р.
Коэффициент уровня жизни наиболее высок в Тюменской области -5,7, в Москве 5,1, при общероссийском показателе 2,16. Низкий уровень жизни наблюдается в Ингушетии - 0,5, Читинской и Ивановской областях 0,8, что в 2,7 раза ниже общероссийского показателя и в 6,3 раза, чем в Москве.

Ивановская область по уровню жизни населения занимает 77 ранг среди 79 регионов. Группировка регионов России по уровню покупательной способности населения представлена в табл.

4.2.
Уровень бедности, рассчитываемый как доля населения со среднедушевыми доходами ниже прожиточного минимума, составил в 2001г. по России в целом 29,1 %, наиболее высок уровень бедности в Ингушетии 95,1%, Читинской области 88, 8 %., республике Тыва 78,6 %. Самый низкий уровень бедности в Тюменской области 17,8, Мурманской - 19,8.
В Ивановской области уровень бедности составил 64,9 %, что соответствует 69-му рангу из 79 регионов.

Таблица 4.2.
Группировки субъектов РФ по уровню покупательной способности населения (2002 г.; в разовых единицах прожиточного минимума)
Уровень покупательной способности Субъект Коли
чество
Высокий (более 6 ПМ) 0
Высокий средний (3-6 ПМ) Москва; Тюменская область; Ханты-Мансийский автономный округ; Ямало-Ненецкий автономный округ 4
Низкий средний (2-3 ПМ) Республика Коми; Санкт-Петербург; Республика Башкортостан; Республика Татарстан; Пермская область; Самарская область; Красноярский край; Республика Саха (Якутия) 8
Высокий низкий (1.7-2 ПМ) Белгородская область; Липецкая область; Московская область; Орловская область; Смоленская область; Тамбовская область; Тульская область; Ярославская область; Республика Карелия; Ненецкий автономный округ; Вологодская область; Мурманская область; Республика Северная Осетия -Алания; Ростовская область; Нижегородская область; Иркутская область; Кемеровская область; Омская область; Томская область; Магаданская область 20
Средний низкий (1.3-1.7ПМ) Брянская область; Воронежская область; Костромская область; Курская область; Рязанская область; Архангельская область; Новгородская область; Псковская область; Республика Адыгея; Кабардино-Балкарская республика; Карачаево-Черкесская республика; Краснодарский край; Ставропольский край; Астраханская область; Волгоградская область; Удмуртская республика; Оренбургская область; Саратовская область; Ульяновская область; Свердловская область; Челябинская область; Республика Алтай; Республика Бурятия; Республика Хакасия; Алтайский край; Таймырский автономный округ; Эвенкийский автономный округ; Хабаровский край; Камчатская область; Сахалинская область; Еврейская автономная область; Чукотский автономный округ 32
Низкий (менее 1 ,3 ПМ) Владимирская область; Ивановская область; Калужская область; Тверская область; Калининградская область; Ленинградская область; Республика Дагестан; Республика Ингушетия; Республика Калмыкия; Республика Марий Эл; Республика Мордовия; Чувашская республика; Кировская область; Пензенская область; Коми-Пермяцкий автономный округ; Курганская область; Республика Тыва; Усть-Ордынский Бурятский автономный округ; Новосибирская область; Читинская область; Агинский Бурятский автономный округ; Приморский край; Амурская область; Корякский автономный округ 24
По: Экономист, 2003. 7. С. 19.


Содержание раздела