d9e5a92d

Мишуров С. С. - Основы регионалистики

В настоящее время в России формируется новый субъект экономики -региональные хозяйства, обладающие высокой экономической самостоятельностью, происходит федерализация экономики. Поэтому возникает необходимость изучения социально-экономических процессов, происходящих в регионе.

В данном учебном пособии рассматриваются вопросы становления регионалистики как науки, особенности регионального хозяйства, проблемы региональной политики и управления.
Особое внимание уделено инновационному потенциалу, научно- техническим факторам развития производства, а также трудовому (кадровому) и образовательному потенциалу. В работе показано влияние использования потенциала на уровень социально- экономического развития страны и регионов, на качество жизни населения.

Введение

Общественная и экономическая (хозяйственная) организация включает в себя не только национальный, но и пространственный (территориальный) аспект. Это условлено весьма существенными особенностями развития отдельных регионов, вызванными природно-географическими, национальноисторическими условиями их функционирования.

Для России территориальная дифференциация играет особую роль ввиду большой протяженности страны и разнообразия природно-климатических условий хозяйствования.
Территориальная (пространственная) организация экономики раньше рассматривалась в рамках экономической географии под углом размещения производственных сил страны. Однако чисто географический подход оказался слишком узким для объяснения специфики региональной политики. Требуется более комплексный подход, в основе которого лежат закономерности пространственной организации как экономики, так и социума в целом. В связи с этим и появилась потребность в более общей науке - регионалистике (регионоведении).

Ее роль возрастает также в связи с федерализацией России, формированием региональных хозяйств как самостоятельных субъектов экономики.
Изучение закономерностей пространственной (территориальной) организации экономики и социума в целом необходимо для эффективного управления социально-экономическими процессами, выбора стратегии развития отдельных регионов с учетом особенностей. Включение регионалистики в учебный план вузов обусловлено необходимостью восполнить этот пробел высшего образования, явившейся следствием пренебрежения территориального аспекта со стороны экономической науки.

Цель изучения регионалисти-ки - формирования мышления студентов с учетом объективных процессов регионализации, расширение знаний в этой области науки и практике.
Глава 1. РЕГИОНАЛИСТИКА КАК НАУКА
Региональная наука (регионоведение, регионология, регионалистика) сформировалась на Западе в середине 20 века и была призвана изучать регионы как целостные системы. Термин Регионалистика используется как синтез подходов различных наук к региональным исследованиям.

Как наука она изучает закономерности системного эколого-географического, социально-политического и экономического функционирования территориальных социумов, формы и методы регулирования этих процессов. Центральным звеном регионалистики (регионоведения) выступает региональная экономика, изучающая закономерности территориальной (пространственной) организации хозяйств.
На первом этапе развития регионалистики как науки превалировал размещенческий аспект хозяйственной организации, производительных сил страны. Так, широко известны кольца И. Тюнена (немецкого экономиста 19 -го века) размещения сельскохозяйственной деятельности, метод весового (или локационного) треугольника В. Лаунхардта (другого немецкого ученого 19 - го века) - метод нахождения пункта оптимального размещения отдельного промышленного предприятия относительно источников сырья и рынков сбыта продукции. В 1909 г. опубликован труд немецкого экономиста и социолога А.Вебера О размещении промышленности: чистая теория штандарта, в основу которой положен принцип минимизации общих издержек производства при выборе пункта размещения промышленного предприятия. В 1940 г. вышла работа немецкого ученого А. Леша Пространственная организация хозяйства, в 1956 г. книга У. Айзарда (США) Размещение и экономика пространства.

В результате сформировалась общая теория размещения производительных сил.
В России теоретическое обоснование региональных хозяйственных комплексов получило в работах Н.Н. Колосовского. Ключевым понятием в его теории территориальной организации явилось понятие энергопроизводственного цикла, под которым понималась вся совокупность производственных процессов, развертывающихся в экономическом регионе.

Н.Н Колосов-ский выделил 8 устойчиво повторяющихся совокупностей производственных процессов для выделения экономических районов и подрайонов: пирометаллургический цикл черных и цветных металлов, нефтеэнергохимический цикл, гидроэнергетический, совокупность циклов перерабатывающей индустрии, лесоэнергетический, индустриально-аграрный, гидромелиоративный. В 1930 г. был создан Совет по изучению производительных сил (СОПС), разработана Генеральная схема развития и размещения производительных сил СССР.
Второй этап (50-е годы) развития регионалистики связан с проблемой экономического районирования страны, с формированием особой экономической науки - региональной экономики. Разработка этих проблем принадлежит академику Н.Н.Некрасову. Вся страна была разбита на экономическо-географические регионы. В настоящее время в России имеется 11 регионов: Центральный, Центрально-Черноземный, Северо-Западный, Северный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, ЗападноСибирский, Восточно-Сибирский, Дальне-Восточный.

В основу экономического районирования положен не энергопроизводственный цикл, как ранее, а производственная специализация отдельных регионов, вытекающая из их географического месторасположения и особенностей природноклиматической среды. Выделяются также макроэкономические зоны: Западная (Европейская часть России и Урал) и Восточная (Сибирь и Дальний Восток).
Третий этап развития регионалистики (90-е годы) вызван процессами федерализации экономики, формированием особого субъекта экономики -региональных хозяйств. Созданные в России ныне 7 Федеральных округов не
* Некрасов Н.Н. Региональная экономика. Теория, проблемы, методы. - М.: Экономика, 1978 являются экономическими образованиями, равно как и субъектами Федерации.

Их роль - проведение единой социально - политической линии федеральных органов власти.
Переход к территориальной системе управления народным хозяйством осуществлялось и ранее. В начале 60-х годов XX-го столетия была ликвидирована отраслевая система управления в СССР и созданы Советы народного хозяйства по административным образованиям (областям, краям, республикам). Затем Совнархозы были укрупнены, а в 1964 году ликвидированы.

Переход к территориальной системе управления в настоящее время осуществляется на новой качественной основе формируются региональные хозяйства как самостоятельные субъекты экономики.

Региональное хозяйство. Особенности регионального экономического механизма.

В новых экономических условиях формируется и новая хозяйственная система региональная экономика. Это обусловлено переходом от административно распределительной системы к рыночным отношениям, децентрализацией управления, демократизацией общественной жизни в целом.
Регион в широком смысле рассматривается как всеобъемлющая система в разрезе "природа население", то есть как единая территориальносоциальная организация. В рамках такой сложноорганизованной системы четко выделяются три ее аспекта:
природно-экологический;
хозяйственно-экономический;
социальный.
При всей взаимосвязи и взаимообусловленности всех трех этих сфер каждая из них обладает своей функциональной ролью. Природная среда выступает как материальная основа жизнедеятельности. В зависимости от качества природной среды определяется в значительной степени качество жизни населения. Хозяйственно-экономический разрез представляет собой сферу обеспечения жизнедеятельности производство материальных благ, оказание услуг и является стержнем территориальной организации.

Но цель обеспечения жизнедеятельности заключена в социальной сфере повышении качества жизни, создании наиболее благоприятной среды обитания, включая и саму организацию общественной жизни и культуру.
Регион в узком смысле как хозяйственная система это часть территории, на которой возникает многосторонний, постоянно развивающийся комплекс связей и зависимостей между предприятиями и организациями разных отраслей.
Ее функционирование подчиняется определенным принципам:
относительная, но достаточно высокая, экономическая и юридическая самостоятельность;
территориальная целостность;
наличие органов управления.
Сегодня в основу районирования положено административно-тёрриториальное деление. Каждая область, край, республика выступает как субъект Федерации. В качестве таковых признаны в настоящее время и национальные образования внутри областей и краев (Ямало - Ненецкий, Ханты-Мансийский, Таймырский и т.п.), что вносит значительную путаницу в разграничение их полномочий.

Кроме того, многие области весьма малы как по территории, так и по численности населения, а также по величине экономического потенциала, что не позволяет обеспечить комплексность их хозяйства и развитие в режиме самообеспечения. Поэтому все настойчивее пробивается мысль об укрупнении административных регионов. Федерализация экономики предполагает создание самостоятельных региональных хозяйств, обладающих большими полномочиями в проведении социальноэкономической политики и несущих всю полноту ответственности за ее эффективность.

Ныне, произошло объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого национального округа, ставится задача объединения г. СанктПетербурга и Ленинградской области и других национальных округов с краями и областями, в которые они входят. Укрупнение административноэкономических регионов повышает степень комплексности их хозяйства, делает регион более жизнеспособным, поскольку объединяется их ресурсно -производственный потенциал, появляются возможности преодоления "монокультурности" экономик отдельных областей.

В тоже время обеспечивается большая степень равномерности экономического потенциала регионов.


Региональное хозяйство, например области, выступает как единый субъект (муниципальные и другие территориальные образования таковым субъектом не являются), что не исключает территориального структурирования внутри административно-экономического региона (выделение муниципальных образований и т.п.).
Таким образом, под региональным хозяйством (хозяйством региона) следует понимать конституционно закрепленный территориально -хозяйственный комплекс, включающий в себя взаимосвязанную совокупность предприятий, организаций домашних хозяйств, а также соответствующую им инфраструктуру, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности. При этом следует подчеркнуть именно его комплексность, то есть взаимосвязь экономических субъектов, образующих определенную экономическую систему, а не просто наличие таковых. Взаимодействие структурного и функционального разрезов, о чем упоминалось выше, позволяет говорить о региональном хозяйстве как о системе, то есть зарегулированном, саморазвивающемся, самоподдерживающемся комплексе.

Структурный аспект регионального хозяйства представляет не просто предприятия и организации, а совокупность взаимодействующих объектов разных форм собственности и базирующихся на них форм хозяйствования. Функциональный разрез регионального хозяйства находит свое воплощение в экономическом механизме его функционирования, в управлении собственностью с учетом особенностей организации хозяйства региона.
Региональное хозяйство (экономика региона как сфера его жизнедеятельности) обладает весьма специфическими чертами в отличие от национального хозяйства, хотя по сути выступает как макроуровень. Это, прежде всего, его некоторая усеченность, недостаточная комплексность хозяйства, более рельефно выраженная "монокультурность" Особенно эта черта проявляется для регионов небольших масштабов, приравненных к субъектам Федерации (области и т.п.).

Так, для Ивановской области одного из небольших территориальных образований России характерно отсутствие ряда отраслей хозяйства (металлургия, угольная, нефтяная, газовая и другие отрасли промышленности). Наоборот, здесь чрезмерно велика доля текстильной промышленности.
Другая особенность хозяйства региона заключается в его про межуточном положении между федеральным и местным уровнем управления (так называемый мезоуровень). Это накладывает весьма специфические требования к организационно-экономическому механизму управления: необходимость вписаться в общероссийскую стратегию реформирования и одновременно учесть региональные особенности, разграничить полномочия не только с центром, но и с местными органами власти, включая и раздел собственности, источников доходов бюджетов разного уровня и т. п.
Как специфическую черту регионального хозяйства иногда выделяют его тесную связь с природно-географическим фактором. Действительно, наличие ресурсов, их объем, качество земли, природно-климатические условия, месторасположение все это играет ключевую роль в экономике регионов. Одни регионы богаты полезными ископаемыми, другие имеют благоприятные условия для сельскохозяйственного производства, третьи, занимая центральное положение, выигрывают с точки зрения месторасположения.

Есть регионы, где сосредоточен большой интеллектуально-научный потенциал. Сюда же следует отнести и степень развитости производственного потенциала, уровень экономического развития данной территории в целом. Известно, что одни регионы высокоразвиты, другие, наоборот, имеют низкий уровень развития.

Следовательно, и региональная политика не может не учитывать реального положения дел.
Весьма существенной особенностью региональной экономики является ее связь непосредственно с населением. Органы власти и управления регионом несут значительную ответственность за жизнеобеспечение населения.

Они подвергаются давлению снизу, если случаются перебои в жизнеобеспечении. Поэтому социальный фактор играет первостепенную роль при выборе экономической стратегии развития, в управлении региональным хозяйством.
Принципиальным свойством регионального хозяйства в отличие от предприятий, как считают некоторые авторы [13, 16], является, то, что регион не может быть обречен на ликвидацию (банкротство), на механическое прекращение своих функций по жизнеобеспечению населения. Особенностью его функционирования в случае неблагоприятных обстоятельств, является нарушение процесса воспроизводства, экономических, демографических и природных процессов, что выражается в депрессивности региона.

Соответственно, экономическая политика в регионах должна предусматривать в качестве стратегического курса разработку антидепрессивньих мер на всех уровнях управления. Депрессивными регионами считаются территориальнохозяйственные структуры, в которых производственно-ресурсная база перешла в фазу устойчивого спада, исключающего возникновение новых стимулов развития.

При этом речь идет о компактных территориях, где наблюдается нарастание неблагоприятных тенденций темпами, превышающими общероссийские.
Сущность функционирования любой экономической системы, в том числе и регионального хозяйства, заключается в трансформации природных ресурсов в пригодные для потребления материальные блага, в обеспечении жизнедеятельности данного субъекта экономики. Эффективность механизма такой трансформации определяется рядом факторов, важнейшими из которых являются:
отношения собственности, преобразование ее форм;
организационно-правовые формы функционирования субъектов хозяйства;
система управления собственностью в широком смысле этого слова.
Теоретической основой региональных экономических отношений, как
считают многие авторы [12, 21], является воспроизводственный подход, позволяющий рассматривать в единстве всю систему процесса расширенного воспроизводства. Воспроизводственный процесс включает в себя воспроизводство следующих элементов: трудовых и финансово-кредитных ресурсов, основных фондов, других производственных ресурсов, научных знаний и информации, материальных, бытовых и социальных услуг, а так же окружающей среды.

Некоторые авторы [15] особое внимание уделяют воспроизводству именно природной среды, восстановлению её экологического потенциала, что, несомненно, имеет весьма важное значение в социальном плане.
С точки зрения экономики воспроизводственный процесс представляет собой восстановление, прежде всего, производительных сил региона. И не просто возобновление ими объемов производства, элементов национального богатства (и, соответственно, потребления продукции и услуг), а формирование и рациональное развитие экономического потенциала региона.

В этом, по нашему мнению, заключено принципиальное отличие регионального процесса воспроизводства от воспроизводства отдельных объектов (от единичных актов воспроизводства).
Традиционно воспроизводственный процесс рассматривался с позиций его характера интенсивный или экстенсивный, а также по фазам этого процесса: производство распределение обмен потребление. Упор делался на его расширенный характер, то есть на рост объемных характеристик.

В современных условиях на первый план выдвигаются качественные аспекты воспроизводства экономического потенциала (качество продукции, ее конкурентоспособность, обновление материально-технической базы, т.е. воспроизводство не только материальных благ, но и условий жизнедеятельности). В системе факторов производства особое внимание в настоящее время уделяется воспроизводству невещественных форм богатства: знаний, инноваций, информации, личностных факторов (то есть не просто трудовых ресурсов, а творческих, деловых способностей человека, его моральных качеств).

Воспроизводство условий жизнедеятельности, по мнению ряда авторов [16, 21], включает в себя не только сохранение окружающей среды, ее облагораживание, но и улучшение социальной составляющей, факторов здоровой жизни общества, то есть процесс воспроизводства рассматривается в широком плане.
Одним из центральных вопросов управления региональным хозяйством является определение места и роли государства в регулировании макроэкономических процессов территориального развития. Однако современная политика направлена не столько на развитие регионов, сколько на их поддержку, то есть на решение частных задач текущего характера, вместо реализации долгосрочной концепции территориального развития.
Такая ориентация не обеспечивает регионам выхода из депрессивного состояния. По мнению ряда авторов [16], это объясняется тем, что нарушаются законы территориального развития.

Понятие "территориальное развитие" определяется ими как такой режим функционирования региона, который ориентирован на позитивную динамику параметров уровня и качества жизни населения, обеспеченную устойчивым, сбалансированным и взаимно неразрушающим воспроизводством социального, хозяйственного, ресурсного и экологического потенциалов региона.
Устойчивость развития предполагает длительность сохранения условий воспроизводства потенциала территории в режиме сбалансированности и социальной ориентации. Сбалансированность означает соблюдение пропорций между основными составляющими потенциала региона, что обеспечивает устойчивость и социальную ориентированность его экономики. Социальная ориентация, то есть оценка влияния направлений и темпов экономического роста на уровень и качество жизни, выступает как цель, конечный критерий территориального развития, но она должна быть сбалансирована с природными и экономическими факторами развития.

Основой территориального развития является, прежде всего, развитие экономического потенциала региона, полное использование имеющихся ресурсов, обеспечение комплексности хозяйства. Только на этой базе можно достичь благоприятных социальных результатов, расширить возможности региона в решении всех прочих задач, в том числе сохранении окружающей среды.
В функциональном смысле доминантой территориального развития все-таки является экономика, уровень развития производительных сил, что совсем не означает принижение значения социальной ориентации и устойчивого развития. Материальной основой экономики выступают ресурсы региона и не только природные, но и производственный, инвестиционный, а также инновационный потенциал.
Некоторые авторы предлагают учитывать и интересы ключевое понятие, по их мнению, для характеристики тенденций развития региона, мотивов деятельности субъектов экономики (хозяйственные агенты, региональная администрация, население) [16]. В результате формируется достаточно сложная совокупность факторов как объективного, так и субъективного плана, обусловливающая выбор той или иной экономической политики.
Однако в системе факторов следует выделять ключевые факторы экономического развития. Таковыми являются не поведение отдельных субъектов (хотя значение поведенческой стороны экономического механизма нельзя отрицать), а материальные факторы экономический потенциал, составляющие его объекты собственности как олицетворение принадлежности компонентов потенциала конкретным владельцам в системе экономических интересов хозяйствующих субъектов.

Именно эти факторы рассматриваются как основа (объект) регионального управления [12, 13].
Объективные и субъективные факторы действуют в их взаимосвязи и проявляются лишь в динамике регионального хозяйства.
В состав факторов экономического роста в регионе обычно включают две группы факторов:
элементы производительных сил (ресурсный и производственный потенциал региона, его природно-климатические и географические условия);
организацию общественного производства (специализация, хозяйственный механизм, цели и потребности регионов).
В последние годы в литературе отмечаются новые факторы, оказывающие влияние на разнонаправленные социально экономические процессы в регионах: ослабление централизации управления (регионы получили большую самостоятельность в проведении хозяйственной политики), усиление процессов международной кооперации регионов и выход их на мировой рынок. Вместе с тем наблюдается и определенная разбалансированность интересов отдельных регионов.

Однако автаркия для региональных хозяйств еще более губительна, чем для отдельных стран, ввиду некомплексности их хозяйства.
Конкретный механизм превращения субъектов Федерации в субъекты рыночных отношений должен включать: разработку государственной региональной политики; определение и закрепление правового статуса регионов и других территориальных образований; оптимизацию управленческих структур на всех уровнях, разделение их функций и ответственности за эффективное исполнение последних.
Регион как открытая система не может строить свою политику вне учета внешних факторов, в частности, экономической политики государства. Лишь исходя из общей направленности экономических реформ в стране, можно формировать собственную стратегию региона, учитывающую его специфику.

Содержание и структура экономического потенциала

Одной из базовых категорий экономической теории выступает потенциал, определяющий состояние и возможности развития хозяйственных систем различного их уровня (предприятие, регион, национальное хозяйство). Достижение более высокого экономического потенциала является вместе с тем и одной из главных результирующих характеристик их развития. Важен не только объем выпуска продукции, ее качество и конкурентоспособность, но и более высокое качество самой хозяйственной системы, определяющее ее эффективное функционирование в будущем.

Экономический потенциал играет особую роль в системе организации национального хозяйства, региональной и производственной организации, выступая, как ее материальная основа. Величина экономического потенциала характеризует уровень развития производительных сил, определяет конкурентоспособность страны, степень капитализации предприятий.



Содержание раздела