d9e5a92d

Ратегова Н. - Реструктуризация государство протягивает руку помощи предприятию

В ноябре 2001 г. состоялось II Всероссийское совещание Реструктуризация задолженности предприятий перед федеральным бюджетом как эффективный фактор стабилизации и развития производства. Совещание организовано российским Центром реструктуризации промышленности при поддержке Министерства РФ по налогам и сборам, Министерства РФ внутренних дел, Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству, Российского фонда федерального имущества и ряду других министерств и ведомств.
Многие российские промышленные предприятия находятся в сложном экономическом и финансовом положении. Один из выходов - их реструктуризация. Необходимость в ней может порождаться:
б снижением уровня экономической состоятельности предприятия;
б появлением менеджеров-предпринимателей, которые стремятся к большой ответственности и имеют соответствующую мотивацию; б потерей управляемости предприятием в связи с его ростом, которая не компенсируется введением более сложных правил и процедур менеджмента; б высокой степенью динамичности и непредсказуемости внешней среды, порождающей так называемую проблему выживания.
Активными участниками реструктуризации становятся предприниматели - владельцы и руководители малых и средних предприятий, заинтересованные в развитии своего бизнеса на новых производственных мощностях, в вовлечении в хозяйственный оборот, освобождающихся в процессе финансового оздоровления экономики предприятия основных фондов.
Цель реструктуризации:
б улучшение экономических и финансовых показателей предприятия; б увеличение рыночной стоимости собственного капитала предприятия как условия его конкурентоспособности;
б усиление конкурентоспособности предприятия за счет слияний и поглощений; б привлечение долгосрочных вложений капитала в виде прямых инвестиций или долгосрочных долговых обязательств.
Таким образом, реструктуризация проводится в случае, если предприятие находится в кризисной ситуации и необходимо его финансовое оздоровление и создание условий для эффективного функционирования в долгосрочном периоде. Она также обеспечивает рост рыночной стоимости собственного капитала за счет его централизации (слияний и поглощений).
Однако реструктуризация не всегда бывает успешной. И тогда возможно применение процедуры банкротства.
В 1998 г. был принят закон, который изменил отношение к банкротству. В основу положен принцип неплатежеспособности.

Процедура банкротства начинается тогда, когда кредитор заявляет, что ему не заплатили сумму свыше 500 МРОТ и просрочка составляет более 3 месяцев.
Ст. 8 закона о банкротстве гласит: если должник видит, что у него средств недостаточно для того, чтобы расплатиться с кредитором, он обязан обратиться в суд.

Если он не подает такого заявления, то привлекается к субсидиарной ответственности. Но, по статистике Высшего арбитражного суда, на октябрь 2001 г. всего 2% должников обратились с подобным заявлением.
За 1998 - 2000 гг. в результате банкротства было ликвидировано 1230 государственных и муниципальных унитарных предприятий. Из них - 322 градообразующих.

С начала года по октябрь 2001 г. - уже 369.
Последствия либерализации цен, трудности сбыта продукции, потеря управляемости важнейшими звеньями экономики, возникшие на первом этапе рыночных реформ, обострили проблему платежеспособности предприятий. Возникло массовое банкротство предприятий.
Основной целью разработки системы банкротства на государственном уровне является приведение структуры производства к реальному платежеспособному спросу, формируемому рынком. Финансовая реструктуризация предприятий является основной задачей ФСФО России (кроме контроля за проведением процедур банкротства).
Для выполнения этой задачи ФСФО разработала специальную систему мониторинга судебных процедур, указанных в перечне экономически и социально значимых предприятий на всех стадиях процесса. Цель мониторинга -- систематический анализ финансового состояния и учет платежеспособности предприятий.
За время существования Службы проделана немалая работа. Часть предприятий, прежде соответствовавшая всем признакам банкротства, вышла из этого состояния.

Но остались еще предприятия, которые не сумели воспользоваться льготами, благоприятными условиями, предоставленными им государством.
В настоящее время более 1400 организаций имеют задолженность перед федеральным бюджетом свыше 20 млн руб., их реструктуризация приведет к улучшению их финансового состояния, позволит увеличить доходную часть бюджета за счет поступлений отсроченных платежей прошлых лет.
Не следует путать реструктуризацию долгов и реструктуризацию предприятия. Если первое - это меры досудебной санации предприятий, то второе - следующий этап работы с теми, кто не смог справиться с кризисом, несмотря на все усилия и помощь государства.


Постановлением Правительства РФ от 23.05.01 г. 410 был изменен порядок проведения реструктуризации. Установлено, что для получения права реструктуризации кредиторской задолженности по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пени и штрафам перед федеральным бюджетом не требуется заключение ФСФО России.
В соответствии с этим постановлением реструктуризация проводится только в отношении организаций, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности или социально-экономическую значимость (при наличии заключения Министерства экономического развития и торговли РФ и ФСФО России по программе финансового оздоровления организации).
Действующий ныне порядок упрощает процедуру получения организациями права на реструктуризацию. Кроме того, постановлением Правительства РФ от 01.10.01 г. 699 организациям предоставлено право на проведение реструктуризации задолженности в государственные внебюджетные фонды.
ФСФО России считает, что при отсутствии кардинального улучшения финансово-экономического положения предприятий следует учитывать возможность действий кредиторов. В случае возникновения у них поводов для инициирования процедуры банкротства с учетом очередности удовлетворения требований, имущественным интересам государства может быть причинен крупный ущерб.
Межведомственная балансовая комиссия, в состав которой входят представители ФСФО России, Министерства РФ по налогам и сборам, Федеральной службы налоговой полиции, внебюджетных государственных фондов, занимается разработкой и реализацией мероприятий по финансовому оздоровлению и реструктуризации неплатежеспособных организаций.
С начала года комиссия рассмотрела дела 51 предприятия. Среди них: ОАО Ярославский шинный завод, ЗАО Томский электроламповый завод, ОАО КамАЗ, ОАО НК Юкос (г.

Нефтеюганск), ЗАО Нефтехим (г. Кстов), ГУ РТП Атомфлот, ОАО Бежецкий сталелитейный завод, ОАО Тверьэнерго и т. д.
По сведениям ФСФО России:
'іш в декабре 1998 г. поступило 1004 заявления от организаций по поводу реструктуризации задолженности перед государством;
^ в декабре 2000 г. - 21 327 заявления;
^ на октябрь 2001 г. задолженность составляет 1 трлн 200 млрд руб., что почти соответствует бюджету прошлого года. Кто в этом году не проведет реструктуризацию, может быть объявлен банкротом, а это 2 млн. предприятий.
Реструктуризация задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом в 1999-2000 гг. отличалась активностью. Это объяснялось в первую очередь тем, что в условиях реструктуризации 1999-2000 гг. отсутствовало залоговое обеспечение, был значительно упрощен порядок подготовки, рассмотрения документов и принятия решений о задолженности, определены более реальные сроки погашения задолженности предприятий.

Условия реструктуризации организаций перед федеральным бюджетом были более приемлемыми по сравнению с условиями, предусмотренными в 19971998 гг.
По декабрь 2000 г. в ФСФО России и в ее территориальные органы от Министерства РФ по налогам и сборам поступило 21 194 заявлений о реструктуризации задолженности перед бюджетом. Общая сумма заявлений к реструктуризации задолженности по всем бюджетам составила около 130 млрд руб.
Из них, по сведениям ФСФО России:
^ в федеральный бюджет - 115 млрд руб. (недоимка - 64 млрд руб., пени и штрафы - 51 млрд руб.);
^ в местный - 7,4 млрд руб.;
^ в региональный - 7,7 млрд руб.
Все заявления рассмотрены Службой, сделан детальный анализ и подготовлено было 16 489 положительных заключений.
При подготовке ФСФО России заключения о реструктуризации задолженности организации в бюджет в основу анализа показателей финансового состояния были заложены два критерия:
^ сумма денежной составляющей в выручке организаций, поступившая за последний отчетный период;
^ динамика финансовых показателей деятельности организации.
Организации, показатели работы которых соответствовали предъявленным требованиям и которые получили положительные заключения ФСФО России, имели возможность улучшить свое финансовое состояние при реструктуризации задолженности в федеральный бюджет.
Впрочем, радоваться рано. Опыт прошлых лет и начала текущего года показал, что реструктуризация промышленных предприятий практически во всех регионах проводится не столь успешно, как ожидалось: существуют финансовые, экономические и правовые проблемы.
Широкое распространение в регионах получили методы, по которым действующие и инвестиционно привлекательные предприятия, испытывающие временные трудности, признаются банкротами.
Но банкротство возможно и при отсутствии долга. Вот о чем рассказала руководитель ФСФО России Т. Трефилова на пресс-конференции в Доме журналистов 24 октября о Заводе минеральных вод в Ессентуках.
Налоговые органы сообщили, что имеется задолженность по налогам в бюджет. По заявлению территориального органа ФСФО России началось дело по банкротству. В феврале 2001 г. должник привез из Министерства РФ по налогам и сборам официальную справку, что задолженности по налогам нет, и обратился в ФСФО России с ходатайством о прекращении процедуры.

Но арбитражный управляющий продолжает дело. Тогда 14 июня 2001 г., арбитражный суд Ставропольского края принимает решение о назначении на предприятие другого управляющего -- А. Щепелева, который нанимает на деньги должника аудиторскую фирму: начинается проверка предприятия за последние 1 0 лет.
Все кончилось плачевно. В августе при рассмотрении материалов выборочной проверки деятельности арбитражного управляющего были выявлены нарушения в ходе внешнего управления. Решением Центральной комиссии ФСФО России по рассмотрению дел по фактам несоблюдения арбитражными управляющими требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности лицензия А. Щепелева была отозвана. Привлеченная к работе аудиторская фирма выявила долг 1992 г. (Минфин выдал заводу 5 млн руб.), на коммерческого директора предприятия совершено покушение.

Ставропольское отделение Минфина продало этот долг тем, кто пытался обанкротить предприятие. В настоящее время ведется процедура банкротства.
В ФСФО России убеждены, что только совместными усилиями с органами исполнительной и судебной власти Ставропольского края можно изменить ситуацию на данном предприятии, избежать дальнейшего нагнетания напряженности вокруг ОАО Ессентукский завод минеральных вод.
Это не единичный случай. ОАО Оргстекло покупало сырье, в тот же день продавало его за ту же сумму некоей фирме, и в тот же день покупало у нее это сырье втридорога.

Увод активов шел повсеместно. ФСФО России дало официальное заключение в прокуратуру о преднамеренном банкротстве.
Анализ практики реструктуризации российских промышленных предприятий показал, что арбитражные суды оказались неподготовленными к принятию важнейших решений о несостоятельности предприятия и о введении процедуры конкурсного производства, потому что, не воспринимая реального финансового и экономического положения предприятия, они вынуждены руководствоваться нормативными актами, часто не учитывающими специфику деятельности предприятия.
На II Всероссийском совещании по реструктуризации заместитель руководителя ФСФО России А. Владимиров отметил, что если в Федеральном законе О бюджете на 2002 г. не будет предусмотрена возможность реструктуризации задолженности организаций в 2002 г., то ФСФО России в соответствии с п. 9 постановления Правительства РФ 1002 от 03.09.99 г. вынуждена будет в отношении организаций, имеющих задолженность перед федеральным бюджетом и не получивших либо утративших право на ее реструктуризацию, принять меры по принудительному взысканию указанной задолженности, включая инициирование в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве).
До конца этого года будет проведен анализ состояния российских предприятий за период с декабря 2000 г. по 30 ноября 2001 г. Какие сюрпризы он принесет? Какое экономическое и финансовое положение складывается на наших предприятиях?

Ответы на эти и другие вопросы будут готовы в начале следующего года.



Содержание раздела