d9e5a92d

Варианты организационной структуры управления образованием

Анализ теоретических исследований и практического опыта организации управленческой деятельности дает основания говорить о трех основных моделях организационной структуры муниципальных органов управления образованием.
Первый способ структуризации по образовательным сферам. Он предполагает формирование в рамках органов управления основных подразделений по числу контролируемых образовательных сфер, в каждом из которых группируются все работы по обеспечению условий функционирования и развития учреждений соответствующего вида: дошкольных, общеобразовательных, дополнительного образования.
Основное достоинство подобной оргструктуры состоит в том, что каждое подразделение отвечает за весь комплекс условий в относительно обособленной образовательной сфере и может работать в автономном режиме. Это способствует формированию целостного образа ситуации внутри конкретной образовательной сферы и облегчает принятие согласованных решений по ее изменению в желательном направлении, создаются благоприятные условия для координации взаимодействия специалистов внутри подразделения.
К недостаткам такой оргструктуры относится потребность в большом количестве узкопрофильных специалистов (например, по вопросам материально-технического обеспечения, по подготовке и переподготовке кадров и т.д.), которые, находясь в разных подразделениях, не могут взаимозаменять друг друга. Затруднено профессиональное общение однопрофильных специалистов, что препятствует их взаимообогащению опытом и профессиональному росту.

Затруднена также адекватная оценка руководителями подразделений, способностей и качества работы подчиненных.
Второй способ структуризации по функциональным подсистемам. Он порождает оргструктуру, состоящую из специализированных функциональных подразделений, внутри каждого их которых сосредоточено управление определенным видом необходимых для развития системы образования условий или ресурсов.

Это могут быть подразделения, реализующие функции управления кадровым потенциалом, материально-техническим, методическим, финансовым обеспечением и т.п.
Данная модель в целом свободна от недостатков, свойственных модели, представленной выше: в ней обеспечивается четкое распределение ответственности за реализацию функций органа управления; специализация подразделений позволяет обходиться меньшим числом специалистов каждого профиля, облегчает рост квалификации управленческого персонала и повышает взаимозаменяемость сотрудников в подразделениях. Однако в нестабильных условиях из-за характерного для функциональных структур большого числа горизонтальных связей резко усложняется их координация. Особенно сильно это сказывается при необходимости одновременного решения увеличивающегося числа новых, нестандартных задач, связанных с развитием системы образования и требующих согласованной работы всех подразделений.

Функциональная дифференциация приводит к тому, что общие цели деятельности всего органа управления оказываются вне поля зрения его структурных подразделений.
Третий способ структуризации программно-целевой. Этот способ является дополнительным к первым двум и предполагает структуризацию работ, связанных с управлением развитием образования, за счет создания как новых постоянно действующих подразделений в рамках базовой оргструктуры, так и временных особых структурных единиц, ориентированных на разработку и управление реализацией целевых программ развития.

Такая модель повышает гибкость и адаптивность управления развитием системы образования, улучшает его скоординированность в условиях нестабильности внутренней и внешней среды, поэтому является предпочтительной.
Рассмотренные варианты организационной структуры муниципальных органов управления образованием предполагается развивать на территории Саратовской области, исходя из конкретных условий в муниципалитетах, при этом в целях оптимизации управления вполне возможно формирование моделей смешанного типа.
Основные структурные элементы государственного компонента управления имеют следующие функции.
Школьный отдел (отдел инспектирования образовательных учреждений):
-отслеживание проведения государственной политики в области образования и по мере необходимости корректировка действий руководителей школ;
-контроль за исполнением законодательства в области образования;
-содействие соблюдению прав участников образовательного процесса;
-поиск механизма совершенствования управления качеством образования;
-сопоставление внутренней и внешней экспертизы результатов оценки деятельности;
-определение и содействие повышению уровня обученности и развития учащихся в рамках государственных образовательных стандартов.

Муниципальная методическая служба:

-анализ состояния учебно-методической и воспитательной работы в образовательных учреждениях;
-обеспечение педагогических работников необходимой информацией об основных направлениях развития образования, учебниках и учебно-методической литературе по проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся, воспитанников;
-прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации педагогических работников и руководителей образовательных учреждений, координация этой работы с институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования;
-выявление, изучение и оценка результативности педагогического опыта в образовательных учреждениях, его обобщение и распространение;
-создание банка педагогического опыта в сфере образования, проведение информационно-библиографической работы;
-оказание поддержки педагогическим работникам и руководителям образовательных учреждений в инновационной деятельности, организации и проведении опытно-экспериментальной работы, экспертной оценке авторских программ, учебных планов, в подготовке работников образования к аттестации.
Центр педагогической диагностики и мониторинга:
-создание единой системы диагностики и контроля состояния образования, осуществление мониторинга образования в муниципальном районе;
-создание методик диагностики качества образования на основе разработки измерителей качества знаний, учебных умений и практических навыков учащихся;
-анализ качества образования учащихся по образовательным областям и предметам; выработка шкал оценок и критериев результативности педагогического труда;
-разработка содержания и процедур аттестации учащихся, педагогов, руководителей и образовательных учреждений;
-изучение опыта управления качеством образования, определение возможностей его использования в районе;
-научная, методическая, экспертно-консультационная помощь образовательным учреждениям и педагогам в вопросах диагностики качества образования.
Контрольные вопросы и задания
1.По каким основаниям классифицируются типы организационных структур органов управления образованием?
2.Перечислите основные недостатки и преимущества структуризации управления: а) по образовательным сферам, б) функциональным подсистемам, в) по программно-целевым направлениям.
3.Какой тип организационной структуры управления преобладает при командно-административном, централизованном, децентрализованном, стратегическом управлении?
4.Сравните характерные признаки системы управления образованием в вашем муниципалитете и определите тип организационной структуры.
1.3. Алгоритм построения государственной системы управления образованием
Построение системы управления образованием происходит не только в период появления нового подразделения, но и в период реформирования уже существующих. Потребность в определении необходимых действий для оптимизации процесса управления образованием вообще является перманентной.
Указанный ниже перечень действий не обязательно должен осуществляться в той последовательности, которая приведена. В реальной практике переустройства системы управления действия по ее преобразованию осуществляются зачастую параллельно и не могут быть отделены друг от друга. Алгоритм представляет собой следующие действия:
1.Определение или уточнение статуса муниципального органа управления образованием, его роли и места в системе управления образованием в районе.
2.Выяснение его целей и задач.
3.Определение или корректировка функций органа управления образованием.
4.Выбор типа и модели оргструктуры органа управления образованием, обеспечивающей лучшие возможности для реализации его статуса, целей, задач и функций.
5.Определение должностей руководителей органа управления образованием, состав его структурных подразделений и должностей работников аппарата, являющихся отдельными структурными единицами.
6.Распределение обязанностей между руководителями органа управления образованием, его подразделениями и сотрудниками аппарата.
7.Установление связей подчинения, координации, способ кооперации и взаимозаменяемости между подразделениями и работниками аппарата.
8.Разработка документов, фиксирующих построение оргструктуры органа управления образованием, основы содержания и организации его работы.
9.Определение примерного состава типовых управленческих мероприятий и процедур, выполняемых регулярно органом управления образованием, перечня разрабатываемых им документов, оформление результатов этой работы в виде оперограммы и документограммы.
10.Разработка распорядка и режима работы аппарата органа управления образованием, его подразделений и работников, закрепление их в виде регламента правил внутреннего распорядка и циклограмм.
11.Определение комплекса мер по преобразованию отношений между органом управления образованием и его объектом управления (системой учреждений образования района) с целью приведения их в соответствие с новым стилем, оргструктурой и механизмом управления, формирование их в виде раздела программы развития образования района.
12.Внесение корректив в состав аппарата органа управления образованием с учетом изменений в стиле руководства, оргструктуре аппарата, механизме его работы.
13.Определение отношений и организация взаимодействия с социальными партнерами.
14.Организация переподготовки работников аппарата, их самообразовательной работы с учетом необходимости ориентации на освоение скорректированного статуса, обновленных оргструктуры и механизма работы.
Контрольные вопросы и задания
1.Проанализируйте алгоритмические шаги построения системы управления образованием и определите основные этапы (содержательные направления) этой работы.


2.Является ли представленный алгоритм универсальным для любого типа организационной структуры управления?
3.Какие алгоритмические шаги наиболее актуальны для региональной, муниципальной, школьной системы управления?
1.4. Представительство общественности в управлении образованием
Авторы уже обращали внимание на то, что в сложившихся системах управления образованием на школьном, муниципальном и региональном уровнях общественная составляющая представлена слабо. Общественное управление образованием преимущественно заключается в работе родительских и попечительских советов и собраний, управленческие функции которых весьма ограничены и к тому же постоянно сокращаются из-за давления руководителей системы образования. В отдельно взятых учреждениях образования функционируют ученические советы, но возможности школьников в управлении школой неоправданно занижены.

Пассивность общественности в управлении образованием объясняется рядом причин. Законодательно прописаны все возможные формы участия общества в управлении образованием, однако не сформированы механизмы формирования взаимодействия с государственной ветвью управления.

Большинство руководителей системы образования не спешат делиться властью с представителями общественности, т.к. кроме некоторой помощи со стороны общественности, участие последней в управлении приведет и к дополнительному контролю за деятельностью системы образования. Кроме того, за многие годы советского периода цели, ценности контролировались и диктовались государством и партийными структурами, которые представляли единое целое по идеологии, родительское участие в образовании сводилось к минимуму.

Поэтому в обществе сложился стереотипное мнение, что образование молодежи дело исключительно государства, а вклад социума второстепенный: материальная и физическая помощь в ремонте здания образовательного учредения, участие во внеклассных мероприятиях и т.п.
При установлении долгосрочного взаимодействия с общественным представительством в управлении образованием возможно и перераспределение функций, как например в представленной таблице 3.
Таблица 3

Формы общественной составляющей в управлении МОС Функции в управлении
1. Муниципальная ежегодная конференция представителей сферы образования, иных сфер, властными муниципальными структурами, общественными группами, СМИ и др. по анализу состояния и выработки рекомендаций по развитию образования в МО. Определение стратегической политики в МОС (ориентиров общественного развития).
Выявление муниципальных потребностей в образовании на ближайшую и среднесрочную перспективу.
Экспертная оценка эффективности текущих преобразований.
Уточнение компетенции и разграничения полномочий органов государственных и общественных структур в управлении образованием.
Утверждение механизмов общественного контроля в образовании.
2. Муниципальный координационный совет общественных организаций (связь между всеми другими общественными структурами). Консолидация усилий и организация взаимодействия между различными общественными организациями.
Поиск социальных партнеров в реализации общественных инициатив.
Определение сфер взаимовлияния между государственными и общественными структурными элементами в образовании.
Координация межведомственных культурно-образовательных инициатив.
Оказание правовой поддержки в регистрации общественных организаций.
3.. Муниципальный учебно-научный центр развития государственно-общественного управления образованием. Содействие становлению общественной направленности у администрации школ (на взаимодействие с социальным окружением).
Содействие становлению управленческой направленности у активной общественности в образовании.
Образовательные услуги (формирование финансовой, экономической, правовой и управленческой компетентности у представителей и общественных организаций, имеющих влияние на образование).
Научная работа (проблемно-целевой анализ состояния МОС, разработка концепции и проекта стратегии изменений).
Организация и проведение районных научно-практических конференций, связанных с реализацией идей государственно-общественного управления образованием.
Консультационная поддержка общественных образовательных инициатив.
4. Муниципальный попечительский совет. Решение финансовых вопросов, главным образом касающихся части общественного контроля за расходованием средств бюджета на образование.
Поиск партнеров среди государственных и коммерческих структур.
Определение видов и уровней образовательных услуг учащимся.
Проведение экспертизы качества подготовки выпускников.
Оказание материальной, финансовой и иной благотворительной помощи социально необеспеченным учащимся и педагогам.
Выделение средств на поощрение участников образовательных мероприятий (призы, стипендии, премии).
5. Муниципальный родительский комитет. Участие в разработке нормативных документов МОС в управлении образованием.
Общественный аудит состояния школы.
Реализация и защита прав родителей на участие в управлении образованием.
Помощь и поддержка семей в создании условий для решения проблем семейного воспитания.
6. Муниципальный ученический комитет. Содействие организации и реализации моделей ученического самоуправления.
Участие в решении вопросов защиты прав детей.
Содействие в разрешении социальных конфликтов с учителями и администрацией школ.
Организация досуга.
7. Ассоциация педагогов. Экспертиза направленности и содержания образовательных программ, реализуемых в образовательных учреждениях.
Организация педагогического просвещения по актуальным вопросам образования.
Участие в разработке нормативно-правовой документации в сфере образования.
Социальная и правовая защита работников образования.
Участие в разрешении социальных конфликтов.


Контрольные вопросы и задания
1.Какой основной принцип управления образованием установлен законом Об образовании?
2.В чем причины низкой активности общества в управлении образованием?
3.Что вы понимаете под государственно-общественным управлением образованием?
4.Какие формы общественного управления образованием вам известны?
2. Направления модернизации системы управления образованием
2.1. Изменение целевых установок управления образованием
Главной целью большинства образовательных систем на сегодняшний день является поддержание функционирования образовательной системы, хотя развитие общества, политических, экономических и других условий давно уже привело к необходимости такой модернизации управления образованием, которое бы обеспечило его развитие.
Под развитием образовательной системы понимается появление таких качественно новых элементов и свойств в системе, которые обеспечат:
1.Приведение в соответствие функционирование образовательной системы с принципами Закона РФ "Об образовании" (особенно Ст. 2, п.3 и 6).
2.Создание образовательной системы, отвечающей синергетическим принципам (принципам самоорганизации).
3.Расширение инновационного поля, распространение культурно-образовательных инициатив.
4.Вовлечение учителей, учащихся и всего сообщества в управление с целью формирования навыков коллективного принятия решений, разделения ответственности.
Общая цель управления образовательными системами должна согласовываться с такими основными принципами открытого общества, как:
?создание и поддержка более открытого управления образованием;
?реструктуризация моделей управления и расширение их возможностей;
?пропаганда демократических подходов, терпимости и уважения других точек зрения;
?более глубокое вовлечение образовательного и местного сообщества в процесс принятия решений.
Кроме того, общая цель управления должна соответствовать главной цели федеральной Программы развития образования, состоящей в развитии системы образования в интересах творческой личности и как одного из факторов экономического и социального прогресса общества на основе провозглашенного Российской Федерацией приоритета образования, соответствовать таким направлениям развития образования, определенными Программой, как:
-развитие и обеспечение демократического, государственно-общественного характера управления системой образования;
-совершенствование экономических механизмов функционирования и развития системы образования.
Цели управления должны быть направлены на выполнение стратегии развития региональной образовательной системы, определенной Программой развития образования Саратовской области на 2001-2005 гг., одобренной правительством Саратовской области и принятой областной Думой.
Стратегическая цель Программы создание правовых, организационных, экономических и учебно-методических условий для обеспечения функционирования и развития областной системы образования как решающего фактора формирования образовательного, культурного и духовного потенциалов жителей Саратовской области.
Среди конкретных целей, направленных на достижение стратегической цели, Программа определяет формирование системы демократического, государственно-общественного управления образованием.
Одной из главных задач, от решения которых зависит успешность реализации поставленных целей, Программа называет повышение эффективности управления образованием на основе использования принципов программно-целевого управления и стратегического планирования, привлечения родителей и местного сообщества к решению проблем образования. Поэтому одним из основных условий развития образовательных систем является модернизация управления.

Модернизация управления образовательными системами предполагает изменение сущности управления, а именно: изменение командно-административной системы управления на демократическую систему, осуществляющую стратегическое управление образованием в муниципалитетах. Модернизация системы управления образованием должна привести к первостепенности таких функций, как:
?изучение состояния, своевременная коррекция и прогнозирование развития образования;
?разработка и осуществление стратегии развития МОС;
?организация активного взаимодействия органов управления с родительскими и другими общественными организациями.
Для обеспечения необратимости проектируемых изменений в системе управления, а также для ускорения процессов демократизации в управлении, необходимо создать такие механизмы, которые будут инициировать и поддерживать эти изменения. Подобным механизмом является государственно-общественное взаимодействие, т.е. такая совместная деятельность государственных структур и общественности в сфере образования, которая удовлетворяет потребностям общества и не противоречит интересам государства.

Это взаимодействие будет вынуждать государственную составляющую управления образованием выходить за рамки корпоративного интереса и перестраивать свою деятельность таким образом, чтобы она отвечала требованиям развития образовательной системы. С учетом понимания сущности государственно-общественного взаимодействия и государственно-общественных отношений, изложенного в п. 2.2, для качественного изменения взаимодействия требуется изменить и отношения.
Контрольные вопросы и задания
1.Как вы понимаете процесс модернизации управления образованием? Какие аспекты управления должна затронуть модернизация?
2.Какие изменения должны произойти в целевых установках управления образованием? Чем это обусловлено?
3.Проанализируйте документацию своей образовательной системы. Ставит ли управление стратегические цели?
4.Как описать изменение целевых установок с позиций проектного менеджмента?
5.Какие целевые группы необходимо готовить к предполагаемым изменениям? Почему ?
2.2. Становление государственно-общественных отношений и взаимодействия в образовательных системах
К образованию имеет отношение достаточно широкий круг заинтересованных в результатах образовательной деятельности и ощущающих на себе ее последствия сторон. Именно между этими заинтересованными сторонами и складываются отношения и взаимодействия.
Государственно-общественные образовательные отношения (ГООО) - отношения между группами людей и (или) государственными и общественными организациями, их представляющими и объединяющими, которые принимают участие в создании, распределении и потреблении образовательных услуг.
Государственно-общественное образовательное взаимодействие форма ГООО отношений, в которой реализуются действия каждого из партнеров, характеризуемых общностью в понимании ситуации, смысла действий, солидарностью и согласием.
Взаимодействия (как взаимная деятельность) возможны только при условии солидарности и согласия, за их отсутствием могут быть отношения, но они будут носить характер оппозиционных, антагонистических и не приведут к взаимодействию.
В ходе реформирования образования представляют интерес все отношения, но особенно интересно увеличение доли тех отношений, которые приведут к взаимодействию, так как отношения могут существовать без каких-либо результатов (как сейчас), а взаимодействия обязательно приведут к результативной деятельности.
Государственно-общественное управление образованием это один из видов взаимодействия государства и общества, функция которого заключается в обеспечении реализации и удовлетворения образовательных потребностей общества и его подсистем. Всю широту и многообразие образовательных потребностей общества могут удовлетворить только взаимодействия государственных и общественных систем.



Содержание раздела