d9e5a92d

Выживание Московского царства

Архиепископ Геннадий описывал глумление на символами веры православных: еретикам ослаба пришла, уже ныне наругаютца хрестьянству: вяжут кресты на вороны; многие ведели: ворон деи летает, а на ней крест медян. Ино таково поругание: ворон и ворона садятца на стерве и на калу, а крестом по тому волочат.

На оккультные интересы братьев Курицыных намекает название трактата Федора Васильевича О Дракуле и прозвище Ивана Васильевича Волк.
Но не идейная уязвимость, а политическая и династическая ситуация предрешила конец временного альянса великокняжеской власти с жидовствующими антитринитариями. Война с Литвой заставляла подавить в пограничных районах пролитовскую партию; смерть Ивана Ивановича в 1490 году лишил Елену Стефановну былого влияния при дворе, а жидовствующих надежного покровительства. Венчанный на царство Василий III был сыном другой жены Ивана III Cофии Палеолог, убежденной противницы ересей.

Церковный собор 1503 года не дал согласия на секуляризацию церковных земель. Архиепископ Геннадий призывал воспользоваться опытом испанской инквизиции. И в 1504 году сожгоша в клетке диака Волка Курицына да Митю Коноплева, еретическое движение, претендовавшее на роль общественного совета при дворе, было разгромлено. Но причины напряжения в обществе остались прежние: служилое сословие, опора московской центральной власти, страдало от безземелья, а владения удельных князей и Церкви были соизмеримы по площади с территориями европейских государств.

Это давало им силу, которую они использовали для игнорирования центральной власти. Воля малолетнего великого князя Ивана Васильевича, сына Василия III от Елены Гли нской, до 1547 года жестко ограничивалась Боярской думой, точнее, той группировкой, которая на тот момент доминировала.
Большой пожар стал поводом к восстанию черных людей в Москве в 1547 году. Непосредственно восстание было направлено против бояр Глинских, взявших верх в Боярской думе. Восставшие убили каменьями в Успенском соборе дядю царя Юрия Васильевича Глинского, искали мать убитого боярина Анну и его брата Михаила.

Бабку и дядьев Ивана Васильевича обвинили в том, что они вълховали: вымали сердца человеческия, да клали в воду, да тою водой, ездячи по Москве, кропили, и от того Москва выгорела, и так Глинские чародейством Москву попалили. Позже в переписке с царем А.Курбский не отрицал, что эти слухи распускали бояре из конкурирующих группировок. Он присоединялся к обвинениям, говоря об издревле кровопийственном роде московских князей, на который пагубное влияние оказывали жены, злыи и чародеицы.

Таким образом, обвинение царского окружения в чернокнижии оставалось устойчивым идеологическим мотивом борьбы вокруг престола. Выдвигались и более реалистичные обвинения против бояр: а от людей их черным людем насилство и грабеж, они же их от того не унимаху.

Однако восставшие не тронули царя, остановившись перед его порогом в Воробьеве.
Иоанн IV буквально накануне был титулован кесарем, этот титул уравнял его с императором Священной Римской империи, так что пожар и восстание могли толковаться как выразительный жест бояр в сторону правителя, формально поднявшегося на более высокую ступень феодальной властной иерархии. Царь не оставил этот жест без внимания, его мероприятия были направлены на примирение сословий. Тем не менее, параллельно с Боряской думой совещательным органом, действовало правительство из приближенных царя, где сам он пользовался честью председания, Избранная рада. Ключевую роль в правительстве играли А.Адашев и протопоп Сильвестр (воспринявший по линии Нил Сорский Максим Грек старец Артемий идеи нестяжателей и, весьма вероятно, кружка братьев Курицыных).

Преобразования рады были направлены на размывание привилегий бояр. Войско и управленческий аппарат в массе своей формировались из служилого дворянства, но для его содержания нужна была земля как плата за службу.

Реформы 40-50-х годов, проведенные Избранной радой, превратили вотчинную землю в государственное жалование за службу. Судебник 1555 года, кроме того, статьей 47-й отменял налоговые льготы для бояр.

Выживание Московского царства


окруженного врагами, требовало маневра материальными и человеческими ресурсами для создания перевеса сил на решающих направлениях военной борьбы. Но концентрация ресурсов в руках центральной власти сначала столкнулась с сопротивлением удельной системы. Теперь же и бояре, и дворяне были равно обязаны государству службой и налоговыми выплатами.



Это уравнение перед законом позволило создать мощную военную машину и вывело царство из заколдованного круга: завоеванными землями можно было расплатиться со служилыми людьми, что, в свою очередь, дало царю опору в лице дворянского сословия. Служилое сословие возводилось в ранг политической силы, послужившей противовесом боярству. Социальная структура стала более сбалансированной.

Для придания ей устойчивости в управление страной вовлекались не только дворяне, но и посадские люди, и крестьянское население. Историки отмечали у публицистов и летописцев XYI века полное пренебрежение к мнению народа, который лишен в их представлении исторической самостоятельности и способен действовать только по указке вождей или наущению знати.

Тем выразительнее направление реформ, предпринятых Избранной радой.
Земская реформа вводила местное самоуправление по всей стране. Наместники ставились под контроль земских властей, организованных по принципу выборного и сменяемого сословного представительства.

В районах вотчинного землевладения власть передавалась губным старостам, которые только со становлением Опричной системы были подчинены назначенным из Москвы городовым воеводам. Уездное дворянство представлено в органах самоуправления городовыми приказчиками, посадские и крестьяне дворскими старостами и целовальниками.

В черносошных землях помещиков не было вообще, и вся власть отошла выборным депутатам простого всенародства. Земские староста, дьячок и целовальники составляли низшее звено, заседая в земской избе.

Кроме того, Судебник требовал участия выборных присяжных заседателей при отправлении правосудия. По замечанию историков, эта система в существенных чертах предвосхищала реформы 1860-х годов.
Но характерно, что выборным посадским самоуправлением (помимо столицы и пограничных крепостей) были обойдены Новгород и Псков. Центральная власть понимала невозможность управлять местными делами из Москвы, но стремилась держать ситуацию под надзором, поскольку местные интересы совпадали с общегосударственными только в стратегической перспективе.

Между тем, ослабив удельную систему, выровняв права бояр и служилого сословия, добившись экономического подъема посада и деревни, власть стала перед необходимостью перейти от политики накопления ресурсов к политике их силовой мобилизации. На этапе мобилизации всех сил государства рукой царской власти не только вотчинники олицетворяли социальную инерцию, но и служилое дворянство. Грозный помнил свои униженные просьбы к войску, собирающемуся на Казань. Царь тогда не мог приказывать, он умилно просил, обещая сердца им веселити и жалования из казны своея государевой прибавливати и во всем им верити, и жалоба их послушати, во всем их любити, аки отцу детей своих, и быти до них щедру (Большая челобитная).

Опала членов Избранной рады и введение Опричнины в 1565 году показало, что зависимость царя от подданных более не могла быть терпима.
Другим сегментом русского общества, способным в силу экономического могущества и духовного авторитета ограничить царскую власть, оставалась Церковь во главе с русским митрополитом. Венчавший на царство Иоанна IY митрополит Макарий осуждал синклиты (боярское представительство), пытавшиеся восхитить царскую власть. Но именно у Макария в Новинском монастыре, где в июне 1547 года была вся Боярская дума, начались разговоры о поджоге Москвы Аной, Михаилом и Юрием Глинскими. Тот же Макарий, с 1526 по 1544 год возглавлявший новгородскую епархию, инициировал новгородскую волну общерусской канонизации, формируя небесную оппозицию неограниченной царской власти.

В противовес церковному давлению, уже Стоглавый собор 1551 года по настоянию царского окружения поставил расширение монастырского землевладения под правительственный контроль. Но в острую фазу конфликт вошел, когда развернулось опричное наступление на ограничение царской власти.

Митрополитом стал Филипп из боряского рода Колычевых. Еще настоятелем Соловецкого монастыря он принял у себя опального Сильвестра, который там и умер, любимый и уважаемый Филиппом (Н.Карамзин).

Борьба митрополита с царем закончилась сначала низложением, а потом убийством митрополита Филиппа.
Учреждение Опричнины означало разрыв альянса царской власти с русским обществом. Царю требовались абсолютные полномочия по распоряжению материальными и людскими ресурсами.

Паломничество в Александровскую слободу с мольбой к царю принять всю полноту власти на любых условиях похоронило боярское правление. Установление самодержавия привело и к отказу не только от земского боярского представительства, не только к изгнанию мудрых советников из дворян, но к исчезновению полноценных институтов местного самоуправления, которые в конечном счете оказались только временными инструментами в борьбе с удельной системой.

В северных республиках свободнее чувствовали себя религиозные мыслители и практики носители неофициальной духовной культуры. Б.А.Рыбаков в исследовании, посвященном русским стригольникам, назвал их гуманистамами XIY столетия.

В самом деле, в их понимании человек ценен только своей человечностью. Учение стригольников дошло до нас только в изложении их оппонентов, но оно может быть освобождено от идейно-обличительной окраски. В частности, когда Стефан Пермский пишет Вы же, стригольницы, уловляете хрестьян тем словом, еже Христос рече к апостолам: Не имете влагалищь, ни меди при поясех ваших мы заключаем, что имущество в глазах стригольников само по себе еще не красило человека.

Когда Стефан ядовито замечает Аще бо бы не чисто житье их видели люди, то кто бе веровал ереси их? мы понимаем, что стремление жить чисто стригольники ставили во главу угла. Наконец, когда Стефан признает Или бы не от книжнаго писания говорили, никто бы не послушал их нам ясно, что стригольники ценили начитанность в священных книгах, задающих идеал чистоты.

Гражданское общество невозможно без индивида, живущего не текущими предписаниями властями, но теми идеалами, которые он признал добровольно и самостоятельно. В этом смысле в северных республиках, насколько мы можем судить по дошедшим свидетельствам, постепенно вырастал гражданин, а не подданный.
Навыки самоуправления, то есть открытое обсуждение проблем и способность осмысленно отвечать на вызовы момента, воспитывали предприимчивый и сноровистый тип личности, обладающий широким кругозором, жадный до сведений и знаний, хорошо обучаемый. Не случайно один из вождей московской партии реформ XYI века, участник Избранной рады протопоп Сильвестр, происходил из новгородского посада. Помимо набожных и вдумчивых стригольников, можно выделить другой севернорусский тип ушкуйников, доходивших походами и набегами на севере до Ледовитого океана, на юге до Сарая-Берке, столицы Золотой Орды. Одна из главных потерь, которые понесла Россия при окончательном установлении самодержавной власти это утрата инициативного индивидуума, свободно действующего на свой страх и риск, как одного из господствующих типажей русской жизни.

Этот типаж был загнан в подполье или вытеснен на окраины российских земель. На что он оказался способен, можно увидеть, взглянув на карту страны, чьи северо-восточные земли были открыты, пройдены и завоеваны первопроходцами разбойниками и казаками.
На русском Севере не было боярских вотчин и крепостничества, окончательно оформленного Соборным уложением 1649 года (крепостное состояние стало наследственным, а сыск беглых более не имел срока давности). Власть принадлежала сельским и волостным сходам, а налогами и повинностями в пользу государства ведали воеводы и тиуны государственные служащие. Поэтому поморы имели возможность заниматься промыслом морского зверя на берегах Ледовитого океана, уходить за Каменный пояс с частными торгово-промышленными экспедициями или наниматься в сибирское казачье войско по царской вербовке. Особенно интересно, что экспансия в направлении Урала и Сибири происходила в партнерстве с централизованной государственной властью, которая сумела с выгодой для себя канализировать энергию лично свободных индивидов и групп.

Правда, к северному поиску власть подталкивалась конкуренцией с западными торговыми домами, в основном английскими и голландскими.
Еще в начале XVI века один из участников курицынского кружка, посольский дьяк Григорий Истома, посетил в Риме папу Климента VII. Он поделился с папой предположением о том, что, обогнув северо-восток континента, можно достичь Китая. Ту же мысль он развивал в Аугсбурге перед немецкими космографами. Соотнеся ее со смутными сведениями о проливе, разделяющим Азию и Америку, европейцы принялись строить практические планы.

Так, в 1527 году бристольский купец Роберт Торн, предлагал Генриху VIII: с небольшим числом судов можно открыть множество новых стран и королевств, но для открытия их остается единственный путь северный. В 1538 году еще не открытый пролив нанес на карту Меркатор, в 1562 году на карте итальянца Гастальди он получает название Аниан, которое повторяется на карте Татарии (Сибири) Авраама Ортелия.
Хотя английские и голландские экспедиции закончились неудачей из-за ледовых заторов, закрывших северные моря, русское правительство было встревожено. В 1627 году оно пожертвовало расцветавшей Мангазеей, закрыв Мангазейский ход для судов, чтобы не допустить проникновения иностранцев.

Зато в поморских землях набирали людей для Сибири. К примеру, в 1630 году пришел наряд набрать 500 мужиков для Тобольска и 150 девок на женитьбу служилым людям и пашенным крестьянам Енисейского острога.

Предполагают, что с этим отрядом и прибыл в Восточную Сибирь Семен Дежнев, открывший пролив между Азией и Америкой.
Кроме того, в XVI веке донские казаки и Запорожская Сечь стали реальной силой, которая служила охране русских границ (засеки) и целям территориальной экспансии. Стремительное географическое расширение и успешная пограничная оборона доказательство того, что раскованная инициатива частного лица (а это и есть основание гражданского общества) имела место в России и приносила богатые плоды.

С другой стороны, и на Дону, и на Яике та же среда выступала постоянным фактором социального брожения. По мере расширения крепостного и бюрократического режима от центра к периферии проявлением гражданского самосознания становился русский бунт.

О том, насколько эти мятежи отвечали настроениям масс, свидетельствуют фольклорные произведения, посвященные Стеньке Разину и Емельяну Пугачеву.
А.Пушкин полагал бунты бессмысленными по содержанию (поставить истинного царя взамен узурпатора) и ужасными по форме (физически истребить неправедные власти). Однако так сказывалась логика военного противостояния, в которую от первых побед до окончательных поражений были втянуты народные движения. Между тем российская история знает пример осуществленной народной утопии республики некрасовцев. В 1708 году войсковым атаманом Войска Донского был выбран Кондратий Булавин его отряды воспротивились установлению контроля правительственного аппарата.

Одним из соратников атамана был Игнат Некрасов. После поражения восстания он со своими людьми ушел на Кубань, осев на землях, принадлежавших туркам.

Соединив обычаи Донского войска с идеалами раскольников, некрасовцы основали поселения, о которых в России ходили легенды.
Живут такие люди на берегу озера. Город у них большой, пять церквей в нем, обнесен он высокой стеной В город свой те люди никого не пускают. Живут богато.

У каждого каменный дом с садом, на улицах и в садах цветы цветут. Такая красота кругом. Занимаются те люди шелками. Обиды ни людям чужим, ни друг другу не делают Женщины и на круг ходят, и грамоте обучаются с дьяками вместе.

Кто ни пройдет, того накормят, напоют, оденут и проводят ласковым словом: Спаси Христос. В конце XVIII века некрасовцы, продолжавшие чтить заветы Игната, переселились на берега Эгейского и Мраморного морей. Трудолюбие, общественный порядок, грамотность и моральная чистота некрасовцев вызывали удивление у иностранных наблюдателей. Одной из заповедей Игната Некрасова было воздержание от возвращения на родину, пока у власти находится царь.

Действительно, со временем в политическом, а скоро и географическом пространстве России не осталось места для людей, которые жили бы по своей воле, а не по распорядкам государства. С XIV по XVII век общепонятным и употребительным в русской публицистике оставалось слово вече, с XVI по XVII века упоминаются соборы: и духовные, и земские, и смешанные.

Но ни вече, ни соборы не были регулярными институтами с четким регламентом, предписанным представительством, обязательными решениями. Термина земский собор русские летописи вообще не знают.
Тем не менее, первое документально зафиксированное мероприятие, которое можно подвести под эту рубрику, состоялось, полагают историки, в 1549 году (но это едва ли был первый земский собор). О его повестке судят по намекам Стоглава (1551) на взаимное покаяние царя и бояр. По-видимому, название собор примирения не только верно отражает основную идею мероприятия, но и фиксирует точку единения власти и общества, более или менее искреннего с обеих сторон.

Череда пожаров, засух, неурожаев, восстаний, вызванных грабежом власть предержащих и ростом налогов, внешнеполитические тревоги и увещевания церковных иерархов подтолкнули участников собора навстречу друг к другу. С решениями собора связано устройство по всем землям земских учреждений: старост, целовальников, пятидесятников, сотских, о чем было сказано выше.
Дальнейшая эволюция освященных, земских и более мелких соборов, вызванных требованиями момента, шла по пути формального нарастания сословного представительства при выхолащивании реальной представительности постановлений. В 1566 году царь нуждался во всенародном одобрении продолжения Ливонской войны, обернувшейся неудачами.

Он получил его, но при этом челобитчики, просившие об отмене Опричины, были репрессированы, так как подобный поворот событий в планы Ивана Грозного не входил. Вместе с тем, именно на соборе 1566 года помимо бояр и дворян впервые присутствовали купцы.
В XVII веке земские соборы вновь наберут вес, а среди участников будут верхи посада и зажиточного крестьянства. Так скажется рост влияния всенародства на решение судьбы государства в Смутное время. Деятельность нижегородского купца Кузьмы Минина даст пример независимой гражданской активности.

Избрание полководца князя Дмитрия Пожарского докажет жизнеспособность вечевых традиций. В 1613 года будет созван Земский Собор для выборов царя. Правда, выбор был предрешен, учитывая степень влияния Патриарха в миру Федора Романова.

Собор положил начало династии Романовых в лице Михаила Федоровича (впрочем, утвердившись, Романовы отступили от условий общественного договора). А Земский собор 1653 г. постановит принять Украину под эгиду русского царя.
Эти выражения народной воли служат аргументами в пользу того, что государство и не может, и не заинтересовано полностью искоренить дух гражданственности в противном случае власти грозит утрата легитимности, а государству прекращение независимого существования. Тем не менее, народ, отстояв свое государство, снова отошел в привычное безмолвие.

Можно считать характерным свойством российского общественного сознания переход в латентное состояние после кризисной активности.
Выбор пути развития предоставляется правящим кругам, а общество с облегчением отстраняется. Правда, не желающих отстраниться власть готова потеснить сама. В лучшем случае свежая память о бедствиях проявлялась в государственных актах, облегчающих положение зависимого населения.

Так, при Алексее Михайловиче боярские вотчины и дворянские поместья стали неотличимы по статусу, купцы получили протекционистскую защиту (Таможенный союз 1653 г. и Новоторговый устав 1667 г.), а налоги на посадских людей были распределены более равномерно.
Однако слабость системы, где свободой воли наделен только самодержец, ясно увидел Петр Великий, став накануне XVIII столетия перед необходимостью быстрой модернизации армии, флота, администрации, экономики, образования. Ряды элиты быстро пополнялись выходцами из средних сословий.

Но парадокс начатой Петром модернизации состоял в том, что в масштабах общества (а не на уровне отдельных индивидов) она предполагала дальнейшее закрепощение. Пушкин-историограф заметил, что при дальновидном умении первого российского императора выдвинуть инициативных и талантливых, его указы для работных людей как будто писаны кнутом.
Крепостные крестьяне и казенные рабочие на деле приравнивались к рабочему скоту. На дворянстве тяготела обязательная государственная служба, что резко контрастировало с феодальными правами и привилегиями западноевропейских дворян.

После упразднения Патриаршества, замененного Священным Синодом под контролем обер-прокурора, и деления страны на единообразно управляемые губернии (реформа 1708-1715 гг.) возобладал административно-бюрократический принцип управления. Реальным законом функционирования российского общества стала поголовная личная несвобода, обеспечению которой служил бюрократический аппарат. Рабский страх бывает там вместо ободрения писал о XVIII веке Д. Фон Визин. Манифест Петра III и Жалованная грамота 1785 года, изданная Екатериной II (ур.

Софьей Фредериковной Августой Анхальт-Цербской, свергшей мужа Петра Федоровича в результате дворцового заговора), освободили дворян от государственного тягла, наделили их правом на личную безопасность и частную собственность, ознаменовав золотой век дворянства. Историк русского права К.Зайцев указывал, что Екатерина на место западноевропейского горожанина поставила дворянина, по которому равнялись все остальные в общем процессе уравнения и освобождения.

Правда, ни Манифест, ни Жалованная грамота не были законами в собственном смысле слова они были лишь монаршим честным словом.
В том же 1785 году была опубликована Жалованная грамота городам. Городское население разделялось на 6 разрядов. В первый из них входил городские землевладельцы и домовладельцы из дворян, священников, купцов.

Распределенные по гильдиям торговые люди составляли второй разряд. Третий разряд объединял разделенных по цехам ремесленников. В четвертом числились иностранцы и гости, жившие в городе постоянно; в пятом служители наук и искусств, а также финансисты; в шестом посадские, то есть все остальные, которые промыслом, рукодельем или работой кормятся.

Купцы, ремесленники и посадские назвались мещанами, а в целом полдюжины разрядов составляли общество градское, наделенное правом раз в 3 года выбирать из своей среды городского голову и гласных общей думы.



Содержание раздела