d9e5a92d

Разделение ответственности за страну

Но по мере изживания этих бед, с которыми российское общество столкнулось в 90-е годы, возникают реальные предпосылки для партнерских отношений общества и власти при решении неотложных проблем и выработке долгосрочной стратегии развития, особенно в период тотальной глобализации. Когда в самом конце 90-х государство укрепилось, а экономика начала выходить из кризиса, встал вопрос о том, будет ли государство усиливать себя за счет гражданского общества, как это всегда было в России до сих пор или пойдет на конструктивный диалог с ним.
Такой диалог это не только шанс различных общественных групп и отдельный граждан донести, наконец, до власти свои трудности, интересы и требования. Это разделение ответственности за страну.

И это понял президент, первым протянув руку гражданскому обществу, когда 12 июня 2001 года пригласил к себе представителей некоммерческих организаций. Приглашение было не просто широким жестом президента или рассчитанной на массовую аудиторию показательной акцией. Президент приглашал общество к совместной работе над реформированием России.

В лице президента власть осознала, что без партнерства и взаимодействия с организациями гражданского общества ей не решить задач модернизации страны и вхождения в круг европейских держав. Только организованные силы общества могут придать целостность и завершенность модернизации, укоренив в российской почве реформы, инициированные властью. Владимир Путин пришел к ясному пониманию того, что сильная Россия это уже не то же самое, что сильное государство.

Сила любой страны сегодня может корениться только в прочном союзе государства и гражданского общества. Встреча 12 июня дала важнейший импульс к тому развороту государства в сторону общества, который нашел себе яркое воплощение в идее проведения Гражданского Форума.
21-22 ноября 2001 года Гражданский Форум собрался в Кремле. Его приветствовал с трибуны Большого Кремлевского Дворца президент России Владимир Путин.

Считаю абсолютно непродуктивным, а в принципе невозможным и даже опасным попытаться создать гражданское общество сверху, отметил в своем выступлении Президент РФ. Оно должно стать самостоятельным, иметь свою собственную корневую базу, питаться духом свободы. Организация Форума доказала, что власть не строит гражданское общество, но доброжелательно поворачивается к нему лицом, чтобы вместе обсудить проблемы российской модернизации. Совместная работа над актуальными для страны проблемами стала основной заботой участников Форума.

После пленарного заседания и на следующий день все делегаты приняли участие в тематических обсуждениях в рамках 21 проблемной дискуссии и более чем 50 круглых столов. Темами дебатов были взаимодействие и диалог институтов гражданского общества и власти, права человека, положение дел в Чечне, национальная безопасность и внешняя политика, проблемы культуры, национальных отношений, молодежи, детства и другие.
Лейтмотивом Гражданского Форума была мысль о том, что он не должен пройти бесследно, но призван стать отправной точкой долгосрочного и плодотворного процесса. Завязавшийся на нем диалог общества и власти не должен угаснуть а признаки того, что такая возможность существует, были налицо. Иные высокопоставленные чиновники, вопреки явно выраженной воле высших руководителей государства внимательно выслушать и учесть мнение представителей общественных организаций, демонстративно пренебрегли подобным общением или свели его к процедурным моментам.

Бюрократический аппарат проявил себя не готовым к живому диалогу с обществом. В понимании необходимости такого диалога президент значительно опережает российскую государственную машину.
Поэтому небезосновательными были опасения тех, кто предсказывал неминуемое забалтывание инициатив Гражданского Форума теми чиновниками, которым не выгоден общественный контроль, которые не привыкли советоваться с общественными организациями и предпочитают оставаться вне критики. Сегодня вполне уместны вопросы: стал ли поворот власти лицом к гражданскому обществу стимулом к его развитию, умножению инициатив и свежих идей?

Оказывают ли сейчас 350 тысяч зарегистрированных организаций, которые мы относим к гражданскому обществу, сколько-нибудь заметное влияние на курс, которым следует страна?
Отсутствие ответов на эти вопросы может подтолкнуть к выводу о том, что недобрые пророчества раздавшиеся на кануне Гражданского форума, оправдались. Однако ответы есть, Форум не прошел бесследно, его идеи, порой, медленно и неповоротливо начинают воплощаться в жизнь. Впрочем, даже если мы согласились бы с отсутствием позитивных сдвигов после ноября 2001 года, мы и тогда не могли бы уклониться от бесспорной истины. Никто не сделает за граждан того, что они должны сделать сами в своих собственных интересах.



Это нам нужно общество, впитавшее в кровь и плоть ценности личной безопасности, частной инициативы, равенства перед законом, неотъемлемой собственности, уважения к индивидуальным особенностям и свободному творчеству своих членов.
Власть выразила понимание того, что только такое общество может стать почвой, на которой ее реформаторские инициативы дадут богатые всходы. За это ей можно выразить признательность, но дальнейшее должно быть делом наших рук.

Словно бы с двух сторон мы начинаем возводить здание новой России и это здание не должно получиться однобоким.
Уже при подготовке Гражданского Форума раздались голоса, предупреждавшие против иссушающей формализации институтов гражданского общества. К счастью, они были услышаны и поняты как участниками и организаторами Форума, так и властью. Форуму удалось, несмотря на некоторые организационные просчеты и недоработки, пройти между Сциллой чиновничьего формализма и Харибдой бесхребетной аморфности. Я думаю, что тем самым был задан верный курс движения, которому необходимо следовать и впредь.

Слабость гражданского общества в нашей стране требует бережного отношения ко всем формам самоорганизации граждан. Отсутствие прочной традиции заставляет содействовать закреплению опыта и его передаче.

А вечно преследующее российскую власть искушение решать сложные проблемы железной рукой, пренебрегая терпеливым диалогом с заинтересованными сторонами, напоминает нам о необходимости и гражданского мужества, чтобы вовремя возразить государству, которое еще не раз может впасть в искус авторитаризма.
На Форуме были внесены предложения по закреплению достигнутого уровня взаимопонимания политического руководства страны и гражданского общества. Получила одобрение на государственном уровне инициатива создания Национального Гражданского Комитета по взаимодействию с правоохранительными, законодательными и судебными органами. Она была выдвинута во время работы Гражданского форума Независимой организацией Гражданское общество и Национальным фондом Общественное признание на проблемной дискуссии и круглом столе по теме: Взаимодействие гражданских и государственных структур в обеспечении национальной и общественной безопасности, сокращение социальной базы организованной и экономической преступности и противостоянию коррупции.

Эта инициатива получила широкую поддержку участников Гражданского Форума. Во время их встреч с руководством силовых структур, Высшего Верховного иАрбитражного судов, а также профильных Комитетов Государственной Думы и Совета Федерации были разработаны конкретные механизмы взаимодействия и сотрудничества общественных организаций и гражданских объединений с данными правоохранительными, законодательными и судебными органами власти, намечены основные направления совместной деятельности.
На учредительной конференции в конце 2001 года общероссийская общественная организация Национальный Гражданский Комитет по взаимодействию с правоохранительными, законодательными и судебными органами был утвердила свой Устав, избрала руководящие органы. В их состав вошли лидеры авторитетных неправительственных организаций и гражданских объединений, известные политологи, юристы, адвокаты, руководители предпринимательских объединений и представители правозащитных организаций и благотворительных некоммерческих структур и союзов ветеранов, занимающихся социальной и медицинской реабилитацией военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел и спецслужб участников боевых операций в горячих точках.

Но в их состав вошли также министры, вице-спикеры, председатели многих Комитетов Совета Федерации и Государственной Думы, руководители силовых, налоговых, таможенных ведомств и иных государственных структур, Верховного и Арбитражного судов (на уровне статс-секретарей и заместителей руководителей соответствующих правоохранительных и судебных органов).
На конференции были утверждены составы руководителей и членов постоянно действующих комиссий, основной задачей которых является проведение предварительных общественных экспертиз законодательных актов, связанных с деятельностью силовых министерств и реформой судебно-правовой системы. Как отметил Президент РФ В.В.

Путин в выступлении на Гражданском Форуме деятельность правоохранительных и судебных органов могла быть прозрачной для общества и наших сограждан.
Но мы все прекрасно понимаем, что органам правопорядка и правосудия необходимо и гражданское содействие. Развитое гражданское общество не может существовать без сильного государства, способного уберечь своих граждан от внешних и внутренних угроз, обеспечить защиту их прав от произвола и безразличия отдельных бюрократических структур и чиновников.
На Форуме также получила поддержку гражданская инициатива по созданию Национального гражданского совета по международным делам, координатором формирования которого выступил известный политолог и директор института политических исследований С.А. Марков.
Взаимопроникновение национальных интересов и интересов международного сообщества, глобализация отношений на мировой арене делают внешнюю политику государства фактором внутреннего положения страны. Это предельно повышает заинтересованность граждан в общественной выработке внешнеполитического курса страны и объясняет мотивы инициаторов создания совета по международным делам.

Гражданский Совет по международным делам призван, во-первых, объединить усилия своих экспертных комиссий с представителями государственной власти, занимающимися формированием и разработкой внешнеполитического курса страны. Во-вторых, достойно представлять интересы всех институтов гражданского общества за рубежом (включая гуманитарные, образовательные, культурные и научные программы).

И, в-третьих, также содействовать защите интересов российского делового сообщества в осуществлении его внешнеэкономической деятельности, а также помогать простым согражданам, выезжающим на работу или с другим целями за рубеж.
После проведения Первого Гражданского Форума наступил некий период осмысления как у гражданских организаций, так и у представителей власти что же делать дальше, как воспользоваться результатами Форума. И как от смелых деклараций о готовности сотрудничать, создавать реальные механизмы взаимодействия и влияния между различными институтами гражданского общества и всеми ветвями власти на федеральном и региональном уровне.
Одним из важных шагов такого осмысления и, прежде всего, роли социально-ответственного бизнеса как важнейшего сегмента гражданского общества стал проведенный в 2002 году Тольяттинский диалог. В Тольятти, на мой взгляд, удалось удачно соединить проведение традиционной для Приволжского Федерального округа Ярмарки социальных и культурных проектов и организацию в ходе Ярмарки Всероссийской экспертной конференции Гражданский Форум год спустя.

Что дальше?
В ходе переговорных площадок конференции лидеры некоммерческих организаций и ведущие эксперты из различных регионов страны констатировали, что, с одной стороны, многие общественные организации и гражданские объединения страны оказались не готовы к конструктивному диалогу с властью, слабо используют возможности своего влияния на формирование предвыборных программ политических партий, что является серьезным, но вполне востребованным ресурсом третьего сектора в предвыборной период. С другой стороны, в отдельных регионах страны (Башкирия, Удмуртия и др.) представители властных структур, несмотря на политическую волю российского руководства, обозначенную на Гражданском Форуме и принятие российским правительством в марте 2002 года соответствующего Постановления, продолжают блокировать любые гражданские инициативы, если они исходят не от своих карманных и управляемых общественных организаций.
Участники экспертной конференции также высказали обеспокоенность в связи с чрезмерным административным давлением на еще один важный институт гражданского общества электронные и печатные СМИ, как на федеральном, но прежде всего на региональном уровне.
Отмечалось также, что большая группа представителей крупного бизнеса, на словах декларирующая свою социальную ответственность и готовность к реализации важных для общества и государства социальных программ, на деле открыто пошла в политику, продвигая во все ветви власти (прежде всего законодательной) своих представителей для лоббирования и укрепления своих узко-корпоративных экономических интересов. Обсуждение всех этих проблем и нерешенных вопросов было продолжено в феврале 2003 года в Нижнем Новгороде, где собрались лидеры общественных и некоммерческих организаций, ведущие эксперты и политологи, а также руководители исполнительной и законодательной ветвей власти Приволжского Федерального округа.

Там же, после недолгих дискуссий было принято решение о проведении Российского Форума, определении наиболее оптимального формата его организации и создании рабочей группы.
После публикации в печати информационного письма О проведении Российского Форума 2003 в г.Нижний Новгород 23-25 октября 2003 года, а еще ранее обращений и инициатив, прежде всего, Комиссии по правам человека при Президенте РФ (Э.А. Памфилова), а также других общественных организаций и гражданских объединений о необходимости созыва такого Форума, была открыта дискуссия по темам предполагаемых обсуждений на переговорных площадках Российского Форума.

Результатом этой дискуссии стал формат намеченного Форума как экспертного мероприятия, что предполагало высокий профессиональный уровень его участников как лидеров неправительственных организаций, ведущих экспертов, аналитиков и политологов, так и представителей всех ветвей власти федерального и регионального уровня.
Предлагаю заинтересованным читателям весь спектр тем, обсужденных на Российском Форуме на круглых столах и проблемных дискуссиях в рамках различных переговорных площадок, свидетельствующих о чрезвычайно насыщенной повестке Форума.
1 Социальная ответственность бизнеса ответственность перед населением координатор темы А.Аузан.
2 Обеспечение конституционных прав предпринимателей: взаимная ответственность бизнеса и власти координаторы темы А.Радченко, Н.Брусникин.
3 Профессиональная и гражданская ответственность в предвыборный период координатор темы Г.Павловский
4 Миграционная политика и развитие законодательства в области гражданских прав мигрантов координатор темы Э.Памфилова
5 Проблемы армии в корреляции с проблемами общества координатор темы Э.Памфилова
6 Общественные ресурсы и потребности образования координатор темы А.Адамский
7 Механизмы участия общественных организаций в решении социальных проблем координаторы темы Е.Гонтмахер, Э.Памфилова, А.Радченко
8 Участие неполитических организаций в избирательной кампании: механизмы продвижения интересов, ответственность координатор темы Л.Алексеева
9 Реформа местного самоуправления координаторы темы Е.Гонтмахер, Н.Косарева
10 Здоровье нации: первоочередные задачи государства и общества координатор темы Е.Гонтмахер
11 Взаимодействие гражданских и государственных институтов в обеспечении национальной безопасности России координаторы темы С.Абакумов, С.Абрамов
12 Формирование внешнеполитической стратегии России как области экспертной компетенции неправительственных организаций координаторы темы Г.Павловский, С.Марков
13 Организация общественного контроля для защиты прав человека в закрытых органах и учреждениях правоохранительной системы координатор темы Э.Памфилова
Серьезная подготовительная работа, авторитетный и высокопрофессиональный состав участников и конструктивные двухдневные дискуссии позволили участникам переговорной площадки по теме Взаимодействие гражданских и государственных институтов в обеспечении национальной безопасности, ставшей одной из ключевых на Форуме, выйти на подписание Общественного Договора о взаимодействии по обеспечению национальной безопасности России. Этому, в какой-то степени знаковому событию предшествовал серьезный разговор, яркие и эмоциональные выступления и дискуссии по следующим актуальным проблемам:
Национальная безопасность России новые вызовы. Стратегические приоритеты укрепления национальной безопасности во внешней политике России.

Проблемы борьбы с международным и внутренним терроризмом, позиция и роль России в предотвращении военных, межнациональных и религиозных конфликтов.
Роль институтов гражданского общества (общественные и некоммерческие организации, СМИ, деловые и экспертные сообщества и др.) в формировании общественного мнения по вопросам безопасности России, противостояния международному и внутреннему терроризму и экстремизму.
Совершенствование налоговых, таможенных и иных законодательных актов, направленных на создание благоприятных условий для роста отечественной экономики, защита ее интересов от внешних угроз и совершенствование арбитражной судебной системы России составная часть экономической безопасности страны.
Организованная преступность, незаконный оборот наркотиков и рост наркотрафика угроза национальной безопасности страны, здоровью и интеллектуальному потенциалу нации. Проблемы нелегальной миграции и укрепления новых границ России.
Взаимодействие граждан и их объединений с правоохранительными органами в обеспечении общественной безопасности и профилактике правонарушений.
В результате конструктивных обсуждений, взаимных компромиссов, внимательного экспертного анализа и уточнений формулировок свои подписи на Общественного Договоре поставили, с одной стороны, лидеры общественных организаций и гражданских союзов, ведущие политологи и эксперты, руководители предпринимательских объединений и ветеранских организаций сотрудников правоохранительных органов и спецслужб, известные правозащитники, адвокаты и ученые, лидеры профсоюзных организаций, журналистских и других творческих союзов, а с другой стороны представители высшего руководства исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти федерального и регионального уровня, прежде всего правоохранительных органов.
На пресс-конференции, прошедшей в первый день работы Российского Форума, его организаторы объявили о его основных целях и задачах. Член рабочей группы по подготовке Форума, Президент фонда эффективной политики Глеб Павловский сообщил журналистам: У задачи Российского Форума много формулировок. Главное, пожалуй, то, что нас больше не интересуют просто декларации.

Реальность такова, что нам сегодня на Российском Форуме нужно провести своеобразную инвентаризацию проблем подобно той, какую сделал Путин четыре года назад в отношении государственной власти. Сама власть нынче нуждается в помощи общества. Здесь упомянули тему национальной идеи.

Я считаю, что наша национальная идея это суверенитет общества в решении своих проблем. Программа Президента в такой стране как Россия должна вырабатываться обществом.

Какие задачи страна будет решать в следующие четыре года, как люди будут жить это не может решаться в Кремле или в Белом доме.
Первый день работы Российского Форума был насыщен мероприятиями: круглыми столами, семинарами, переговорами, презентациями. Среди них дискуссия на тему: Российское общество как автор стратегии своего развития, на которой обсуждались вопросы стратегии развития страны: каким требованиям должна отвечать эта стратегия, кто должен быть ее заказчиком, автором и прорабом. Говорилось о месте России в глобальном разделении труда, определялись основные точки-развилки, которые в будущем определят направление развития страны. На круглом столе по теме Социальная ответственность бизнеса: новый взгляд на проблему обсуждались проблема участия юридических лиц и частных предпринимателей в благотворительности, технологии организации социальных проектов, предложения по изменению правовой базы и др.

Одним из событий первого дня работы Форума стало ток-шоу, проходившее с участием членов рабочей группы по подготовке мероприятия и большого числа экспертов. Какая ответственность лежит на обществе и за что отвечает власть? Именно эта тематика и стала основной на ток-шоу. После всесторонних обсуждений участники мероприятия пришли к общему заключению: общество отвечает за свое собственное благосостояние, за порядок, за власть, за идеи и проекты, несет на себе функции контроля над властью.

Власть же, помимо эффективного решения проблем общества и управления, должна нести ответственность за порядок в обществе, а также за собственные действия или бездействие.
Интерес вызвала и прошедшая на Российском Форуме-2003 окружная Ярмарка социальных и культурных проектов. Сергей Кириенко сообщил, что в этом году грантовый фонд Ярмарки превысил прошлогодний и достиг 68 миллионов рублей.

Все социальные проекты, победившие на Ярмарке, будут реализованы. Мы обязательно это проконтролируем, заверил С. Кириенко.
На второй день работы Форум посетила вице-премьер Правительства РФ Галина Карелова, открывшая многочасовую дискуссию по вопросам социальной политики в отношении несовершеннолетних. В разговоре также участвовали Председатель комиссии по правам человека при Президенте РФ Элла Памфилова, Президент международного благотворительного объединения Международный благотворительный общественный фонд помощи детям при катастрофах и войнах Леонид Рошаль и др.

Вице-премьер отметила, что в ряде регионов в частности, в Пермской области, в Чувашии и республике Мари-Эл уже действуют нормативные акты об уполномоченных по правам детей. Государственная система воспитания детей должна стать прозрачной и открытой для общества, а бизнес-структуры должны быть заинтересованы через налоговую систему в инвестировании средств в систему образования.

Например, предполагается активнее задействовать попечительские советы, созданные при школах, лицеях, гимназиях и других учреждениях.
Еще один аспект общественной жизни страны затронул министр РФ по делам национальностей Владимир Зорин, выступивший перед журналистами с обоснованием государственной политики в области административно-территориального устройства России. По его словам, многонациональность регионов не создает проблемы, а приносит пользу для общества.

Национальная политика не может реализовываться без участия неправительственных и общественных организаций. В Приволжском федеральном округе накоплен огромный опыт в этой сфере, которым интересуется Совет Европы, отметил министр.
Объемный блок мероприятий Российского Форума-2003 25 октября был посвящен проблемам миграции. В частности, по инициативе Комиссии по правам человека при Президенте РФ был проведен круглый стол по теме законодательства в области гражданства и прав мигрантов.



Содержание раздела