d9e5a92d

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ

Специальная глава посвящалась преступлениям против религии. Значительное внимание Уложение уделяло преступлениям против собственности и против личности.
Уголовное уложение содержало особый отдел, посвященный вопросу торговой несостоятельности. Здесь речь шла о банкротах, причинивших вред своим кредиторам, нарушающих порядок ведения дел.
Среди полицейских нарушений Уложение называет довольно широкий круг деяний: изготовление печатей, несоблюдение правил о выезде за границу, хранение оружия и т. п. Уложение обязывало каждого немца оказывать содействие полиции.
Германское уложение предусматривало довольно суровые наказания: смертную казнь, заключение в рабочем доме, тюремное заключение, помещение в крепость, арест, ограничение в правах, штраф. Основной целью наказания являлось устрашение, особенно если речь шла о тяжких преступлениях. Наиболее сурово наказывались лица, совершавшие государственные преступления, преступления против религии, против собственности.

Вместе с тем в Уложении наблюдается стремление построить карательную систему с учетом личности преступника и совершенного им преступления.
Уголовно-процессуальный кодекс 1877 г. явился дополнением к Уголовному кодексу 1871 г. Уголовный процесс строился на принципах состязательности, независимости следственного судьи от прокурора и допущении защиты в стадии предварительного следствия. Предварительное следствие велось по делам о тяжких преступлениях, в остальных случаях дознание производил прокурор.

Допускалось участие защиты на предварительном следствии, однако судья мог запретить сношения адвоката с подследственным, находящимся под арестом. По окончании предварительного следствия прокурор направлял дело в суд, который принимал соответствующее решение.
Обвинитель и подсудимый (и его защитник) пользовались равными процессуальными правами, однако «судам принадлежит право и на них лежит обязанность самостоятельной деятельности по расследованию дела в рамках предъявленного обвинения» (§ 153).
Особенностью уголовного судопроизводства Германии являлось право присоединения к прокурору в качестве обвинителя потерпевшего от преступления.
В суде действовал принцип свободной оценки доказательств.
Контрольные вопросы
Общее и особенное антифеодальных революций н возникновение государств нового исторического типа в Англии и Франции.
Как возникла парламентарная монархия в Великобритании?
Основные принципы Конституции США 1787 г.
Как работает система «сдержек и противовесов», предусмотренная Конституцией США?
Как «отцы-основатели» Конституции США совместили провозглашенные права и свободы личности с сохранением рабства в южных штатах?
Проводится ли различие между правами человека и правами гражданина во французской Декларации прав человека и гражданина І789 г.?
Основные причины прихода якобинцев к власти.
Литература
Жидков О. А История буржуазного права. М., 1971.
История буржуазного конституционализма XVII—Х?П1 вв. / Под рея. В. С. Нер-сесянца, В. Г. Каленского, П. С. Грацианского.

М., 1983.
Рождение французской буржуазной политико-правовой системы / Пси ред. А И. Королева, К Е. Ливанцева.

Ленинград, 1990.
Адо А В. Крестьяне и великая французская революция. М., 1987.
Карлейль Т. Французская революция. Пер. с фр.

М., 1991.
Бромхед П. Эволюция Британской конституции. Пер. с англ.

М., 1978.
Мишин А А., Власихин В. А. Конституция США; Политико-правовой комментарий. М., 1985.
СИНХРОНИСТИЧЕСКАЯ
СТРАН ЕВРОПЫ
(XVII-

Дата Англия США
XVII в. 1640—1653 гг.—созыв Долгого парламента
1642—1649 гг.— граждан
ские войны
4 декабря 1648 г.— прайдова чистка
30 января 1649 г.— казнь Карла I Стюарта
1640—1653 гг.— провозглашение Индепендентской республики
4 января 1649 г.— провозглашение палаты общин верховной властью английского государства
1649 г.— провозглашение
Англии республикой
1653 г.— протекторат Кромвеля
12 декабря 1653 г.— роспуск парламента.
1653 г.— принятие «Орудия управления»
16 декабря 1653 г.— Кромвель — лорд-протектор
1660 г.— реставрация монархии в Англии. Вступление на престол Карла II Стюарта
1679 г.— Хабеас корпус акт
1688 г.— государственный переворот в Англии. Вступление на престол Вильгельма Оранского
1689 г.— Билль о правах
XVIII в. 1701 г.— Акт об устроении 1774 г.— Первый континентальный конгресс в Филадельфии
1775 г.— Второй континентальный конгресс
4 июля 1776 г.— принятие Декларации независимости

ТАБЛИЦА И США XIX вв.)

Франция Германия Россия 1
1
1
1
Май 1789 г.— открытие Генеральных штатов 1700—1725 гг.— реформы Петра I
1789 г.— формирование
Национального собрания
1711 г.— учреждение Правительствующего сената
14 июля 1789 г.— взятие Бастилии.
Август 1789 г.— «Отмена феодализма»
1722 г.— Указ о должности генерал-прокурора
Дата Англия США
1781 г.— Статьи конфедерации
1783 г.— мирный договор
1787 г.— принятие Конституции США
1789 — судебная реформа
1791 г.— Билль о правах
Первый президент США
XIX в. 1832 г.— избирательная реформа
1867 г.— избирательная реформа 1861 г.— Гражданская война между Севером и Югом
1884—1885 гг.— избирательная реформа Май 1862 г.— Гомстед-акт. Сентябрь 1862 г.— прокламация о ликвидации рабства
1865 г.— принятие XIII поправки к Конституции, отмена рабства по всей стране. Завершение гражданской войны
\ 1881 г.— Закон Джима Кроу
Продолжение
Франция Германия Россия j
26 августа 1789 г.— Декларация прав человека и гоажяанина Учреждение института прокуратуры в России
1789 г.— Декрет о введении имущественных и других цензов для избиоателей «Просвещенный абсолю
тизм», правление Екатерины
1791 г.— Закон Ле-Ша-пелье
1791 г.— принятие Конституции, утверждение конституционной монархии
1792 г.— провозглашение республики
2 июня 1793 г.— установление диктатуры якобинцев
1793 г.— Декларация
прав человека и гражданина. Конституция
1793 г.— Конституционный акт
1794 г.— падение якобинской республики
1795 г.— Конституция
Появление Директории
1799 г.— государственный переворот, приход к власти Наполеона Бонапарта
1799 г.— Конституция
1804 г.— провозглашение империи 1815 г.— Венский конгресс 1800 г.— вступление на престол Александра I
1804 г.— принятие французского Гражданского кодекса 1833 г.— таможенный союз Реформы Александра 11: 1861 г.— крестьянская; 1864 г.— земская;
1864 г.— судебная;
1874 г.— военная
1807 г.— принятие Торгового кодекса. 1848 г.— революция Убийство Александра II террористами. Вступление на престол Александра III
1807 г.— принятие уголовно-процессуального кодекса 1850 г.— Конституция Пруссии
1810 г.— Уголовный кодекс Франции 1871 г.— объединение Германии
1814 г.— введение легитимной монархии.
1848 г.— революция
18 января 1871 г.— провозглашение Германии империей
Дата Англия США
Продолжение
Франция Германия Россия !
1848 г.— Конституция 1871 г.— Конституция
Германской империи
1
1852 г.— президентский переворот.
Конституция
1875 г.— принятие Уголовного и Гражданского кодексов
1871 — 1890 г.—проведение через рейхстаг исключительных законов
Ноябрь 1852 г.— реставрация империи. Луи-Наполеон — император Наполеон III
1870 г.— сентябрьская
революция
1871 г.— организация
Парижской Комм?ны
1875 г.— утверждение
Третьей республики. Конституционные законы

Часть четвертая

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ

Предисловие

XX век положил начало эпохе Новейшего времени, ставшей поистине одной из наиболее противоречивых в истории человечества. Для большинства народов мира этот век явился переломной вехой в их развитии.

Целые регионы были охвачены социальными и национально-освободительными революциями, в результате крушения колониальных империй возникли новые государства, шел трудный процесс смены социального и государственно-правового строя, в ряде стран возникла социалистическая государственность.
Вместе с тем это был жестокий век, отмеченный гражданскими и двумя мировыми войнами, впервые охватившими большую часть населения земного шара и, что наиболее трагично, унесшими миллионы жизней.
Между многими народами сохранялась отчужденность самого различного порядка (идеологического, религиозного, национального и т. д.), в значительной мере обусловленная неравномерностью их исторического и прежде всего социально-экономического развития. Это особенно отчетливо проявилось во взаимоотношениях межау странами социалистического и капиталистического лагерей. Создавались и частично сохраняются военные блоки, и ныне объективно дестабилизирующие международные отношения острые противоречия характеризуют взаимоотношения между странами экономически развитыми и бывшими колониальными и зависимыми, известными как страны «третьего мира».

Причем разрыв в качестве жизни возрастает, чему в немалой степени способствует сохраняющееся неравноправие в экономических отношениях.
Вместе с этим, несмотря на глубокую противоречивость современного мира, он становится все более взаимосвязанным. Его реалии побуждали суверенные государства к созданию международных организаций, призванных осуществлять сотрудничество между народами при решении экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем.
В 1919 г. была учреждена Лига Наций — одна из наиболее заметных организаций такого рода. При Лиге Наций функционировали автономные органы: Международное бюро труда, Палата международного правосудия и многие другие.

Деятельность Лиги Наций оказала в целом позитивное воздействие на развитие международных отношений первой половины XX в. Однако Лига Наций объективно не могла ослабить глубокие противоречия между ведущими государствами мира, агрессивность фашистских государств, приведшие ко Второй мировой войне. Этим в конечном счете был предопределен ее роспуск.
После окончания второй мировой войны в 1945 г. учреждается новая международная структура — Организация Объединенных Наций (ООН), призванная более эффективно решать вопросы международного сотрудничества. Главными учреждениями ООН стали Генеральная Ассамблея, состоящая из всех членов ООН, Совет Безопасности, Совет по опеке, Экономический и социальный совет, Международный суд, Секретариат.

Особая роль отводилась Совету Безопасности, на который была возложена основная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Его состав формируется из постоянных пяти членов: СССР, теперь России, США, Великобритании, Китая, Франции и десяти членов, избираемых Генеральной Ассамблеей на срок.



Решения по всем вопросам, кроме процедурных, считаются принятыми, если их одобрили все постоянные члены.
ООН, ее главные органы явились более действенным фактором международного сотрудничества, чем Лига Наций, но и они не всегда могли стать эффективным инструментом защиты мира.
В рассматриваемое время и на региональном уровне началось сближение стран приблизительно одинаковой экономико-политической ступени развития. Наиболее отчетливо этот процесс заявил о себе в Западной Европе. Его первоначальную основу составили договоры: Парижский 1951 г., предусматривавший образование Европейского объединения угля и стали, Римский договор 1957 г. об учреждении Европейского экономического сообщества. Последующее развитие стимулировало интеграцию рынка стран Европейского сообщества, равно как и дальнейшую институционализацию его механизма.

Учреждается Европейский парламент, повышению роли которого способствовали прямые выборы, впервые проведенные в 1979 г. Создаются Европейская счетная палата (1977 г.) и ряд других учреждений. Важной ступенью в этом процессе, который фактически изначально вышел за рамки исключительно экономического сотрудничества, стали преобразования, предусмотренные Елиным Европейским актом 1986 г. и Договором о Европейском союзе 1992 г.
Важным фактором в этом процессе, выходящем за пределы Европы, явилось учреждение в 1957 г. Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) — межправительственной организации по использованию атомной энергии для мирных целей. На МАГАТЭ возложен также контроль за осуществлением Договора о нераспространении ядерного оружия.
Важные изменения происходят в праве стран Европейского сообщества (они рассматриваются в разделе «Основные изменения в праве»).
Интеграционные процессы, воплощающие объективные закономерности мирового развития, наметились и в других регионах мира, что не исключает временного локального замедления этого процесса и даже некоторого движения вспять в отдельных странах. Последнее во многом обусловливается временным чрезмерным возобладанием в их развитии субъективного фактора.
Государство и право отдельных стран, оказывая на эти процессы существенное, подчас решающее воздействие, в свою очередь во многом под их влиянием претерпевали важные и вместе с тем далеко не однозначные изменения. Государственно-правовая история многих государств была насыщена кризисами, «скачками», «зигзагами», «временным движением вспять» — сказывались особенности национальной истории.
Выделяют несколько основных направлений государственно-правового развития: эволюцию государств «либеральной демократии»; временное установление авторитарных режимов, наиболее характерным из которых является фашистский («национал-социалистический») режим в Германии; возникновение социалистической государственности, сущностно отличавшейся как от «либеральной демократии», так и от фашизма.
В конце XX в. стала очевидна предстоящая неизбежность демократического пути государственно-правового развития во всемирном масштабе. Важнейшими, но не единственными причинами этого явились рост общеобразовательного, политического сознания народных масс, приобретенный ими политический опыт и соответственно нежелание быть безгласным объектом властвующих доктринеров.
Движение к демократии было настолько сильным, что его не останавливала даже ставшая к этому времени очевидной неспособность «либеральной демократии» исключительно в духе идей классического либерализма XIX в. решить многие социально-экономические и духовно-нравственные проблемы современности. Отношения человек — общество, общество — экология по-прежнему далеки от гармонии.

В экономике развитых стран «либеральной демократии» велика роль крупных транснациональных промышленно-банковских объединений, использующих огромные материальные возможности для оказания серьезного влияния на формирование государственной политики, нередко соответствующей лишь узкогрупповым классовым интересам. В условиях значительного социального неравенства не преодолен в немалой степени формальный характер провозглашенных прав и свобод.

Симптоматично замечание президента Франции Ф. Миттерана, сделанное им в 1989 г. по случаю 200-летия Французской революции: Декларация прав человека и гражданина 1789 г. продолжает еще оставаться скорее «землей обетованной, чем завоеванной территорией».
Показательно, что при этом учитывались и важные изменения, свершившиеся в развитых странах. Трудящимся удалось преодолеть чрезмерно элитарный характер «либеральной демократии»: введено всеобщее, равное избирательное право; создано законодательство, защищающее некоторые трудовые и социальные права народа. Либерально-демократическое государство фактически все более утрачивает предназначенную ему роль «ночного сторожа», призванного охранять существующие экономические отношения, но не вмешиваться в них.

Ныне государство может, хотя и частично, вторгаться в отношения частной собственности, ограничивая их в пользу общенациональных интересов. Постепенно внедряются элементы общегосударственного планирования.

Во многом в результате всего этого улучшилось материальное и правовое положение основных слоев населения.
В Новейшее время раскрылись подлинные реалии «либеральной демократии», ее позитивные и негативные стороны. Поэтому в современном движении к демократии крепнет убеждение в необходимости дифференцированного подхода к либерально-демократическим государственно-правовым институтам, недопустимости механического копирования иностранного опыта.

Утверждается понимание необходимости глубокого и всестороннего осмысления и учета национальной истории, отечественных экономических и правовых установлений, отвечающих интересам народа. Подлинная демократизация государственного строя проявляется в конечном счете в отношении к человеку, в обеспечении достойного качества жизни людей, в реальной защите их прав и свобод, т. е. во всем, что предполагает гармоничное развитие личности в условиях мира, безопасности и охраны природы.

Вместе с тем все в большей степени познается зависимость развития подлинной демократии от уровня политической и правовой культуры самих людей в данном обществе, знания ими своих прав, равно как и своих обязанностей перед обществом, и способности претворять их в жизнь.
Именно с этих позиций необходимо оценивать историю государственности XX в., как, впрочем, и предшествовавших столетий.
Это позволит увидеть, что имеет потенциал позитивного развития и поэтому подлежит восприятию из прошлого, а что нужно оставить ему навсегда. В этом состоит одна из основных задач всеобщей истории государства и права.



Содержание раздела