d9e5a92d

Степень централизации сфер деятельности

Считаем, что к числу главных преимуществ этой формы интеграции относятся разделение затрат и рисков, связанных с освоением новых видов продукции, технологий и рынков. Объединение и перераспределение заказов на однородную продукцию позволяет полнее загрузить мощности и реализовать экономию на масштабе.

Сокращается продолжительность научнопроизводственного и маркетингового цикла, облегчается доступ к зарубежным рынкам и каналам сбыта продукции. Условиями эффективного стратегического альянса являются долгосрочное планирование, координация политики, укрепляющие доверие партнеров, и стремление к сотрудничеству высшего и среднего менеджмента.

Среди недостатков стратегических альянсов следует отметить сложность координации деятельности самостоятельных хозяйствующих субъектов. Будучи в значительной степени независимыми, партнеры в состоянии принимать решения, неоптимальные в плане интересов стратегического альянса в целом. Его участники постоянно вынуждены находить формы разрешения противоречий между задачами, стоящими перед стратегическим альянсом в целом и отдельными его партнерами.

И. Петрова в этой связи отмечает: ... альянс как неполный отношенческий контракт характеризуется постоянно меняющимися условиями взаимодействия с одной стороны. Крайне сложно установит результат взаимодействия, реальную ценность вклада каждого из партнеров, что опосредует высокие трансакционные издержки последующей адаптации и разграничения прав собственности
Рассмотренные разновидности объединений не являются специфическими организационно-правовыми формами предпринимательской деятельности; различие между ними лежит в экономической плоскости в зависимости от направления и глубины интеграции, централизации производственнохозяйственных и управленческих функций, делегирования полномочий и ответственности отдельных участников, в зависимости от целей интеграции и сроков создания объединения.
Экономические формы интеграции субъектов хозяйствования реализуются, как следует из российского законодательства, путем создания нескольких правовых форм объединений юридических лиц: объединений в форме ассоциаций и союзов (ст. 121-123 ГК РФ), некоммерческих партнерств (ст. 11-12 Федерального закона О некоммерческих организациях); объединений, основанные на договоре простого товарищества (ст.

1041 ГК РФ), в том числе негласные товарищества (ст. 1054 ГК РФ); объединений в форме акционерных обществ с дочерними обществами (п. 1 ст.

6 Федерального закона Об акционерных обществах); холдинговых компаний и финансовых холдинговых компаний (Указ Президента РФ О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий); финансовопромышленных групп (ст. 1 Федерального закона О финансовопромышленных группах);
Основные аспекты экономико-правового регулирования в российской экономике указанных правовых форм предпринимательских объединений, особенности их создания и функционирования проанализированы в приложении (см. Приложение 4).
Проведенный анализ позволяет представить сравнительную характеристику экономических форм интеграции хозяйствующих субъектов (см. табл. 4, 5).
Таблица 4
Сравнительная характеристика основных форм интеграции хозяйствующих субъектов

Классифи
кационный
признак
Картель Синди
кат
Трест Конг
ломерат
Кон
церн
Пул Консор
циум
Страте
гиче
ский
альянс
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1. По степени юридической самостоятельно-
сти
сохра
нение
сохра
нение
потеря воз-
можнос
ть как
сохранения так
и потери
воз-
можнос
ть как
сохранения так
и потери
сохра
нение
сохра
нение
сохра
нение
2. По наличию производственной общности наличие наличие наличие отсутст
вие
наличие не является обязательной не является обязательной не является обязательной
3. По степени централизации сфер деятельности инте
грация
отдель
ных
сфер
инте
грация
отдель
ных
сфер
инте
грация
боль
шинства
сфер
инте
грация
отдель
ных
сфер
инте
грация
боль
шинства
сфер
инте
грация
отдель
ных
сфер
инте
грация
отдель
ных
сфер
инте
грация
отдель
ных
сфер
Таблица 5
Матрица взаимосвязи централизуемых сфер деятельности и экономических форм интеграции хозяйствующих субъектов
Экономическая ________
форма
Сфера
деятельности
Кар
тель
Синди
кат
Трест Конг-
ломе-
рат
Кон
церн
Пул Кон-
сорци-
ум
Страте
гиче
ский
альянс
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1. Добыча - + - + - - -
2. Транспортировка - + - + - - -
3. Производство - - + - + - - -
4. Снабжение - + + - + - -
5. Сбыт + + + - + - - -
6. Маркетинг + + + - + - - -
7. Финансы - - + + + + - -
8. Учет - - + + + - - -
9. Управление - + - - - + +
10. Бизнес-планирование - + + + + - + +
11. Инновации, НИОКР - - - - - - + +
Классификацию организационно-экономических форм интеграции субъектов хозяйствования в динамическом (генетическом) аспекте можно построить по четырем основным признакам, с определенной степенью адекватности отражающим современную ситуацию в области интеграционного сотрудничества российских производственных предприятий:
- по продолжительности в зависимости от целей интеграции субъектов хозяйствования: а) временная (краткосрочная), при которой определяющим моментом является спекулятивный характер интеграции пул (ринг), консорциум, спекулятивный конгломерат; б) постоянная (долгосрочная), приобретающая стратегический характер, повышение стабильности интегрированной структуры, ее адаптации к изменяющимся условиям хозяйствования, развитие инноваций производства, сохранение и увеличение доли на рынках картель, синдикат, трест, концерн, устойчивый конгломерат;
- по способу реализации в зависимости от типа экономической системы:
а) командно-административная осуществляется органами государственной власти путем навязывания сверху партнеров по производственнохозяйственной деятельности, не всегда учитывая экономическую целесообразность данного объединения . Свобода выбора хозяйствующими субъектами каналов взаимосвязей с поставщиками и потребителями, как указывает Е. Данилова, жестко ограничивается центром, который разрушает рыночные структуры, обладая исключительным правом принимать решения о создании или ликвидации предприятий, их размере, оснащении факторами производства (так называемая карточная система материально-технического снабжения), масштабах и формах их деятельности, устанавливать цены на произведенную продукцию ; характерна для стран с командно-административной системой;
б) рыночная осуществляется путем интеграции снизу, то есть поиск партнера по интеграции осуществляется самостоятельно хозяйствующим субъектом на рынке; государство использует административные и экономические меры в основном с целью недопущения монопольного положения тех или иных интегрированных образований на рынке; интеграция осуществляется под влиянием
рыночных факторов; характерна для экономически развитых государств;
- по наличию положительного синергетического эффекта: а) формальная обуславливает выгоды для всех сторон, участвующих в интеграции, но при этом не ставится задача стратегического сотрудничества или не удается достичь синергетического эффекта; б) реальная приводит к возникновению положительных синергетических эффектов при совместном функционировании хозяйствующих субъектов в интегрированной структуре или сопряженных систем хозяйствующих субъектов и системы более высокого уровня;
- по характеру оформления интеграции субъектов хозяйствования: а) институциональная завершается созданием юридического лица, сопровождается увеличением размеров производства, его концентрацией и диверсификацией, налаживанием разнообразных связей в крупных производственнохозяйственных комплексах; связи из внешних становятся внутренними, более активно регулируемыми; квазиинтеграция (от лат. quasi - как будто) не столь ярко выраженная, как институциональный; предприятия, не производящие конечную продукцию и не имеющие поэтому достаточной самостоятельности на рынке, работают на заказ по заданию крупных фирм, превращаясь тем самым в своеобразные придатки крупных корпораций. Такая форма интеграции субъектов хозяйствования получила название квазиинтеграция .
Каждая из рассмотренных экономических форм интеграции может быть осуществлена различными методами. В российской и зарубежной специальной литературе исследуются в основном объединения (слияния или поглощения) и соглашения (союзы) методы (способы) как методы (способы) образования ин- тегрированных структур .
Крупное предприятие, пишет Р. Барр, может быть порождено поглощением одного или нескольких предприятий другим или же слиянием нескольких предприятий, в результате чего создается новое предприятие. Во всех этих случаях создатели крупного предприятия оперируют уже существующими средствами производства, оборудованием, производственными помещениями. Им предстоит рационализировать производственный аппарат, перераспределить производительные силы, осуществить концентрацию или решить проблемы специализации.
- под слиянием понимается любое объединение хозяйствующих субъектов, в результате которого образуется единая экономическая единица из двух или более ранее существовавших структур; вновь созданная компания берет под свой контроль и управление все активы и обязательства входящих в нее хозяйствующих субъектов, после чего последние распускаются. Если компания А объединяется с компаниями В и С, то в результате на рынке может появиться новая компания D (D = А + В + C), а все остальные ликвидируются;
- поглощение рассматривается как форма слияния, предполагающая, что поглощающая фирма остается юридическим лицом, а поглощаемая ликвидируется, передавая при этом первой все имущество, обязательства, долги. Чаще всего поглощение происходит принудительно. Происходит прекращение деятельности одного или нескольких хозяйствующих субъектов с передачей всех их прав и обязанностей обществу, к которому они присоединяются (А = А + В + С). Таким образом, основное различие этих понятий проходит по критерию добровольности или принудительности объединения.
Однако существуют определенные различия в толковании данных понятий в российском законодательстве и зарубежной теории и практике. В соответствии с российским законодательством под слиянием понимается реорганизация юридических лиц, при которой права и обязанности каждого из них переходят ко вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным ак-том. Следовательно, необходимым условием оформления сделки слияния хозяйствующих субъектов является появление нового юридического лица, при этом новая компания образуется на основе двух или нескольких прежних фирм, утрачивающих полностью свое самостоятельное существование. Новая компания берет под свой контроль и управление все активы и обязательства перед клиентами компаний своих составных частей, после чего последние распускаются. В соответствии же с общепринятыми за рубежом подходами под слиянием подразумевается любое объединение хозяйствующих субъектов, в результате которого образуется единая экономическая единица из двух или более ранее существовавших структур, в результате которого одна из них выживает, а остальные утрачивают свою самостоятельность и прекращают существование. В российском законодательстве этот случай попадает под термин присоединение, подразумевающий, что происходит прекращение деятельности одного или нескольких юридических лиц с передачей всех их прав и обязанностей обществу, к которому они присоединяются (А = А + В + С)


- соглашение (союз) представляет собой особое организационноэкономическое единство ряда субъектов хозяйствования, сотрудничающих ради определенной цели и договорившихся между собой о модификации внутренних расчетных цен, особом порядке распределения конечного дохода, о соединении части своих средств и усилий для выполнения отдельных проектов и т. п. Формальным признаком договорного объединения является также наличие определенных органов управления: собрание уполномоченных, совет объединения, дирекция . Характерен вывод о специфике соглашения как попытки ... наиболее рационально воспроизвести внутрифирменные связи вне формальных организационных рамок концерна . В ходе такого сотрудничества
нередко осуществляется в той или иной мере подавление организационноэкономической самостоятельности контрагентов, формально остающихся независимыми: жесткие ограничения по сбыту продукции, введение трансфертных цен, контроль технологии и т. п.
Необходимость использования наряду с традиционными методами интеграции хозяйствующих субъектов, основанными на полном организационном слиянии (поглощении), других способов соглашений (союзов) осознается отечественными экономистами в 80-х гг. XX столетия. Так, Л. Абалкин пишет о возможности разных типов добровольных объединений, ассоциаций производителей для выполнения совместных функций. В работах Ю. Субоцкого и
Ю. Ширяева сделан вывод о развитии концентрации и путем создания объединений, и путем развития кооперации, т.е. создания связей на основе соглашений кооперации, в том числе межотраслевых. И. Буздалов отмечает расширяющийся процесс включения в различные формы совместной деятельности целых коллективов предприятий, в том числе государственных. Разрабатываются методы управления научно-техническими программами, обеспечивающими создание и практическую реализацию системы договорных отношений (генеральных соглашений, многосторонних договоров), в том числе с существенными полномочиями головной организации (централизованное соглашение). Мы согласны с Р. Барром в том, что ... тенденция к объединению путем соглашения между предприятиями, которые, однако, сохраняют свою юридическую и экономическую независимость ... является характерным феноменом производственных структур в современной экономике. Исторический опыт подтверждает тенденцию развития таких нетрадиционных методов интеграции субъектов хозяйствования, причем усиление этой тенденции, как указывает
А. Барышников, обычно совпадало с расширением применения экономических методов управления экономикой. Считаем, что создание объединения методом заключения соглашения инспирируется главным образом стремлением к максимальной эффективности, которая может быть достигнута либо увеличением производительности на предприятиях, участвующих в интегрированной структуре посредством соглашения (союза), либо мощным воздействием на рынок, либо тем и другим вместе.
Каким же образом тогда можно понимать сохранение самостоятельности интегрируемых субъектов хозяйствования, которое хотя и не специфическим, но обязательным признаком соглашения (союза)? На наш взгляд, вступая в любое объединение, предприятие в принципе не может сохранить свою самостоятельность абсолютно такой же, как и до этого вступления. Входя при соблюдении необходимых демократических процедур в любое объединение, в том числе в основанное на соглашении децентрализованного типа, предприятие передает ему решение части этих вопросов и тем самым изменяет свою самостоятельность. Следует учитывать, что постепенное усиление административных методов (централизации) выхолащивает демократические основы деятельности соглашений (союзов) хозяйствующих субъектов, но не мешает их функционированию как объединений участников частично централизованного или централизованного типа . Вместе с тем понятно, что добровольность объединения не может реализовываться вне принципов демократического централизма. Решения, пишет А. Барышников, принятые большинством голосов на собрании уполномоченных договорного объединения, обязательны для всех его членов, включая и несогласных с этими решениями .
Построенные классификации позволяют с известной долей условности выявить взаимосвязь организационно-экономических форм интеграции субъектов хозяйствования в зависимости от типа (вида) интеграции, метода (способа) их образования; продолжительности функционирования в зависимости от целей интеграции (постоянные или временные) (см. табл. 6).
Таблица 6
Матрица взаимосвязи основных методов, типов (видов) и организационных форм интеграции субъектов хозяйствования
Метод интеграции
Соглашение
(союз)
Объединение (слияние или поглощение)
Тип интегрированного взаимодействия Децентра
лизованное
Частично централизованное (гибридное) Центра
лизован
ное
Децентра
лизован
ное
Частично централизованное (гибридное) Централи
зованное
Экономическая форма интеграции Временная
(краткосрочная)
(1) (2) (3) (4) (5) (6)
Пул Консорциум
Стратегический альянс
Спекуля
тивный
конгломе
рат
Спекулятивный конгломерат с частичным пе-
рераспреде
лением
средств
Постоянная
(долгосрочная)
(7) (8) (9) (10) (11) (12)
Картель Синдикат Трест Децентра-лизованный концерн Устойчивый
конгломерат
Концерн

Представленная типология в обобщенном виде позволяет целостно представить возможные направления осуществления интеграции хозяйствующих субъектов и характеризует комплексную взаимообусловленность свойственных для современной российской экономики типов (видов) и форм интеграции. Практическая значимость матричного анализа заключается в возможности провести качественный системный анализ потенциальных типов (видов), организационных форм и методов (способов) интеграции и их взаимосвязи в деле построения интегрированной структуры.
Полная централизация означает централизацию всех функций в трестах (9), включая управление производством концернах (12), частичная (гибридная) централизацию отдельных функций: сбыта в синдикатах (8), финансов в сравнительно прочно организованных (устойчивых) конгломератах (11), в которых происходит административное перераспределение финансовых ресурсов между подразделениями на безвозмездной основе. В конгломератах, носящих сугубо спекулятивный характер и не ставящих задачей сохранение интеграции как таковой (4), происходит изъятие в виде рентных платежей части прибыли у входящих в состав объединений хозяйствующих субъектов. Такие конгломераты отнесены нами к числу временных (краткосрочных) форм интеграции, в данном случае операций с ценными бумагами. Временное объединение централизованного типа (вида) (6), по-видимому, невозможно, поскольку централизация требует стабильности.

В то же время гипотетически возможно временное соглашение (союз) (3), хотя при современном законодательстве развитие экономических форм интеграции явно не пошло по этому пути. Возможно и частично централизованное временное объединение (5), например спекулятивный конгломерат с частичным перераспределением средств. В ячейку (11) наряду с относительно устойчивыми конгломератами попадают и реально существующие концерны, в которых допускается внутренняя конкуренция (при отсутствии, скажем, у отделений производственных планов в натуральном выра-жении).

Наконец, перспективной представляется модель постоянного объединения с децентрализованной структурой (10). Это может быть, к примеру, концерн, входящие в состав которого подразделения отчисляют часть прибыли в общий фонд, причем расширение их производства осуществляется на кредитной основе за счет средств данного фонда, т. е. концерн, допускающий, насколько возможно, децентрализацию.
Описанные взаимосвязи типов (видов), экономических форм и методов (способов) интеграции хозяйствующих субъектов в зависимости от целей интеграции (постоянные или временные объединения) отражают особенности современной динамики экономического развития, характеризующегося ускорением НТП, интенсификацией производства, изменчивостью спроса на основную продукцию, возрастанием неустойчивости в отношениях между регионами. Экономические формы интеграции дополняют друг друга, дают возможность реализовать преимущества современного производства, обеспечить целостность технологического процесса и гибкость при адаптации к изменениям российской экономики.



Содержание раздела