d9e5a92d

Показатели эффективности интеграции хозяйствующих субъектов

1 2 3
ликвидационного) баланса32 денежном выражении, которая останется после фиктивной ликвидации, предполагающей продажу активов по рыночным ценам и выплату долгов
4. Сравнительный метод (метод коэффициентов) Оперирует данными о сходных компаниях или сходных сделках Не отражает полностью стоимость субъектов хозяйствования, участвующих в интеграции, поскольку практически нельзя найти полностью идентичные компании и полностью идентичные сделки соглашений или объединений (слияний / поглощений)
5. Доходный метод (метод дисконтирования денежных потоков) Начинается с подготовки прогноза движения денежных средств и расчета денежных поступлений, остающихся в распоряжении инвесторов (акционеров, кредиторов и др.). Прогнозируемые будущие денежные потоки приводятся к дате оценки путем дисконтирования с учетом доходности капитала и риска. Таким образом вычисляется чистая приведенная стоимость (NPV). Предполагается, что, чем выше NPV, тем более привлекательно предприятие для инвестиций или поглощения . Стоимость компании определяется как сумма дисконтированных операционных денежных потоков за минусом стоимости ее долга. Значительная доля неопределенности, поскольку метод строится на прогнозных данных о денежных потоках. Основные препятствия для российской практики: отсутствие у большинства российских предприятий стабильной дивидендной истории, на основании которой можно было бы прогнозировать размер денежных выплат акционерам; вуали-рованность российской бухгалтерской отчетности. Неспособность метода адекватно рассматривать активы, не генерирующие аннуитеты (стабильные денежные потоки), но представляющие тем не менее ценность из-за потенциала повышения стоимости предприятия (например, продуктовые патенты). Метод не представляет рекомендаций по действиям в тех или иных условиях в будущем и не учитывает возможности изменения плана действий, если условия изменятся. Он основан на допущении, что в течение всего срока прогнозирования руководство будет механически действовать в соответствии с разработанным на дату оценки прогнозом движения денежных средств. Редко учитывается управленческая гибкость руководства, его способность вносить изменения в планы при получении новой информации
1 2 3
6. Опцион-
~ 330
ный метод
Рассматривает интегрированную структуру или инвестиционный проект как систему опционов. Инвестиции в таком случае рассматриваются как покупка опциона, дающего право на участие в результатах последующего развития интегрированной структуры. Базируется на принципах дисконтирования, но учитывает управленческую гибкость. Собственный (акционерный) капитал компании может быть представлен как опцион call на лежащую в основе компанию при ее ликвидации (и выплате долга), создающий эквивалент исполнения. Метод наиболее подходит для предприятий, имеющих большую вероятность банкротства. Преимущества заключаются в том, что результатом оценки является адаптивный план управления Метод имеет некоторые ограничения: во-первых, один из входных параметров стоимость активов предприятия; во-вторых, может преувеличивать стоимость собственного капитала. Недостатками также являются высокая трудоемкость и сложность, определяющие соответствующие требования к квалификации исполнителей.

Исследование существующих качественных и количественных (стоимостных) подходов к оценке эффективности интеграции хозяйствующих субъектов свидетельствует об отсутствии целостной методологии, учитывающей влияние на результативность интеграции совокупности факторов внешней и внутренней экономической среды. Соответствующая методология имеется лишь применительно к слияниям и поглощениям в условиях развитой рыночной системы в виде классических положений по оценке стоимости компаний.

Кроме того существуют определенные различия в концептуальных и методологических подходах к исследованию данной проблемы, чем определяются существенные различия в обобщениях, выводах и методических рекомендациях относительно результативности интеграции субъектов хозяйствования.
В условиях переходной российской экономики, где формирование корпоративной культуры находится в начальной фазе, исключительно важен учет наработок зарубежных исследователей, особенно относительно императивных требований сокращения трансакционных издержек, наращивания конкурентных преимуществ, оптимизации взаимодействия управляющих и акционеров.
Продемонстрированная выше определенная эклектичность концептуальных подходов убеждает в целесообразности разработки методологического инструментария оценки эффективности интеграции хозяйствующих субъектов, логическая последовательность которого предусматривает:
а) определение системы общих и частных критериев эффективности интеграции хозяйствующих субъектов, учитывающих показатели функциональной, технологической, экономической, коммерческой, бюджетной, институциональной, экологической и социальной эффективности, а также показатель качества и показатель внедрения;
б) обоснование основных этапов реализации экономического алгоритма оценки эффективности интеграции;
в) разработку комплекса частных мероприятий по повышению результативности интеграции хозяйствующих субъектов;
г) выработку рекомендации по эффективной реализации экономического алгоритма оценки эффективности интеграции и корректирующим действиям.
Обобщение работ М. А. Эскиндарова, В. Е. Дементьева, Ю. В. Якутина, О. П. Ивановой, Н. В. Игнатовой и других позволяет нам систематизировать
показатели результативности интеграции субъектов хозяйствования.
Считаем, что в современных условиях в каждой конкретной производственной ситуации оценка эффективности интеграции субъектов хозяйствования должна производиться с учетом показателей функциональной, технологической, экономической, институциональной, социальной, экологической эффективности и прочих. Содержание показателей должно отражать реализацию тех аспектов интеграции, которые обусловливают конечную эффективность совместной деятельности хозяйствующих субъектов (см. табл.

12).
Таблица 12
Показатели эффективности интеграции хозяйствующих субъектов

Показатель
оценки
Содержание
1 2
1. Показатель
функциональной
эффективности
Характеризуется степенью соответствия образуемой интегрированной структуры целевому назначению
2. Показатель
технологической
эффективности
Характеризует степень использования в интеграционных связях необходимых для производства ресурсов; определяется как отношение нормативно предусмотренных ресурсов к фактически потребленным
3. Показатель
экономической
эффективности
Может быть рассчитан, во-первых, как прибыль интегрированной структуры или отдельных субъектов хозяйствования, отнесенная к соответствующей величине собственного (авансированного) капитала; по Марксу, это модифицированная стоимость цена производства; во-вторых, как отношение чистого дохода к сумме заработной платы это немодифицированная общественная стоимость товаров или услуг
4. Показатель
эффективности
продаж
Характеризует эффективность продаж и учитывает операционные, финансовые и инвестиционные результаты. Определяется спросом на производимую продукцию
5. Показатель
качества
Определяется соответствием качества продукции, производимой интегрированной структурой, нормативам или договорным показателям, а также отслеживается, удовлетворен ли покупатель таким товаром или услугой
6 Показатель налогового бремени Характеризует изменение (уменьшение) доли налоговых выплат в общей сумме затрат интегрированной структуры или отдельных субъектов хозяйствования, отражает степень налоговой экономии при интеграции субъектов хозяйствования, выражающейся в реализации механизмов трансфертного финансирования, применения бартерных схем, внутрифирменного ценообразования, системы давальческих (толлинговых) контрактов; консолидированной отчетности
7 Показатель институциональной эффективности Характеризует степень соответствия хозяйствующих субъектов внутренней организации интегрированной структуры; соблюдение внутренних норм, степень их соответствия правовым нормам, правилам и обычаям общества
8. Показатель социальной эффективности Характеризует степень удовлетворенности трудового коллектива условиями своего труда на производстве; определяется посредством проведения социологических исследований, особенно важна его динамика. Определяется на основе расчета показателей, выявляющих проблемы занятости, поддержки социальной инфраструктуры, величину инвестиций в человеческий капитал.
Как отмечает В. Е. Дементьев, мотивация работников требуют повышенного
1 2
внимания, поскольку человеческий капитал один из важнейших активов
9. Показатель внедрения Характеризует потенциал развития, перспективы повышения конкурентоспособности интегрированной структуры; учитывает такие структурные
достижений
НТП
характеристики, как удельный вес расходов на НИОКР, доля ежегодно обновляемой продукции, возрастная структура оборудования
10. Показатель экологической эффективности Характеризует состояние окружающей среды, соблюдение экологических норм. Позволяет обосновать расходы на природоохранные мероприятия, на создание и реализацию экологических программ.

Преимуществами предлагаемой системы обобщающих критериев результативности, на наш взгляд, являются следующие:
- перспективность с точки зрения методических возможностей использования в систематическом анализе государственными органами исполнительной власти стратегически значимых интегрированных промышленных структур, входящих в рейтинговые перечни крупнейших компаний и накопление на этой основе репрезентативной информационной базы, способной послужить основой адекватных долговременных прогнозов динамики развития;
- обеспечение возможности сопоставления показателей эффективности интеграции хозяйствующих субъектов между собой и во времени;
- при органическом соединении показателей, характеризующих различные аспекты интеграции, достигается соответствие принципов максимизации производства при учете характеристик технологической, социальной, экологической, институциональной результативности и других.
Реализация сценариев интеграции предполагает выдвижение основных мероприятий в рамках каждого программного сценария и установление меры их актуальности. Система возможных мероприятий в соответствии с выявленными факторами, реализация которых, на наш взгляд, определяет конечную результативность интеграции хозяйствующих субъектов и показатели оценки их эффективности представлены в таблице (см. табл.



13). Система частных мероприятий по повышению результативности интеграции хозяйствующих
субъектов и критерии оценки их эффективности

Планируемое мероприятие Критерий оценки эффективности мероприятия Частный результат от реализации мероприятия (? і) Частные затраты на реализацию мероприятия (? і) Относительные показатели оценки эффективности
1 2 3 4 5
1. Защита от монополизма поставщиков (интеграция назад, в первые переделы) 1.1. Максимизация нормы прибыли
1.2. Решение сырьевых проблем
Прибыль; прибыль на единицу продукции; рентабельность
Количество поставщиков сырья; цены на приобретаемое сырье; простои по причине отсутствия сырья; запасы сырья на складах; ритмичность производства
Затраты на проведение интеграции (создание системы управления, единых стандартов управления. Издержки, связанные с управлением крупной интегрированной структурой Прибыль к общим затратам. Прибыль к приросту управленческих затрат. Прирост управленческих затрат на единицу продукции и прочие
2. Обеспечение лидерства по издержкам в отрасли 2.1. Снижение издержек производства на единицу продукции Издержки производства на единицу продукции Затраты на создание и управление единой сбытовой сети Издержки сбыта к затратам по созданию единой сбытовой сети и прочие
3. Решение сбытовых проблем (интеграция вперед (маркетинг, сбыт), создание единой сбытовой сети). 3.1. Снижение сбытовых издержек
3.2. Снижение риска нереализации продукции и несвоевременной оплаты за отгруженную продукцию
3.3. Рост объемов производства, эффективное использование производственных мощностей
Издержки сбыта, обращения на единицу продукции; число покупателей; число посредников; затраты на рекламу; затраты на маркетинговую деятельность; затраты на информацию; затраты на коммуникации
Запасы готовой продукции на складах; простой подвижного состава; соотношение дебиторской и кредиторской задолженностей; соотношение задолженности покупателей и задолженности поставщикам; ритмичность производства; новые потребители; доля на рынках сбыта
Объем производства; коэффициент загрузки производственных мощностей; ритмичность производства; простои
Затраты на создание и управление единой сбытовой сети. Затраты на организацию единой маркетинговой службы, централизацию коммерческой деятельности Издержки сбыта к затратам по созданию единой сбытовой сети. Процент снижения издержек сбыта к проценту прироста затрат на создание единой маркетинговой и сбытовой служб и прочие
4. Снижение затрат на поиск поставщиков и потребителей 4.1. Снижение управленческих расходов, потерь от адаптации, затрат на поиск выгодных партнеров
2. Снижение трудоемкости и экономия средств на проведение маркетинговых исследований
Снижение расходов на содержание управленческого персонала посредством централизации выполнения ряда управленческих функций; маркетинговую деятельность; информационное обеспечение; юридические услуги (в том числе судебные издержки) Затраты на осуществление интеграции Расходы на содержание управленческого персонала, расходы на маркетинговую деятельность к общим затратам на осуществление интеграции и прочие
1 2 3 4 5
5. Решение проблемы нехватки оборотных средств для приобретения сырья, проблемы неплатежеспособности (интеграция с применением давальческих контрактов, бартерных схем, МРТЦ, механизма трансфертного финансирования и других инструментов эффективной интеграции) 5.1. Уменьшение требуемой величины оборотных средств.
5.2. Снижение цен приобретения сырья
5.3. Упрощение взаимных расчетов
Сумма оборотных средств, оборотные средства на единицу продукции
Цены на сырье, доля цен на сырье в себестоимости продукции
Доля реальных денежных расчетов в общей сумме расчетов
Затраты на реализацию МРТЦ, механизма трансфертного финансирования и других инструментов эффективной интеграции Соотношение суммы снижения объема оборотных средств и общих затрат или затрат на внедрение указанных
схем и механизмов и
прочие
6. Решение финансовых, инвестиционных проблем (аккумуляция финансовых, инвестиционных средств для реализации проектов в рамках интегрированной структуры) 6.1. Снижение риска роста кредиторской задолженности (перед бюджетом по налогам и сборам; по товарным операциям; перед персоналом по оплате труда)
6.2. Возможность инвестирования, модернизации, инноваций, нового строительства, реконструкции
Соотношение дебиторской и кредиторской задолженностей; коэффициент покрытия собственных оборотных средств и др. Размер инвестиций, капиталовложений, в том числе на единицу продукции (в месяц, квартал, год); размер инвестиций на каждый передел (вид производства), каждого участника и в по интегрированной структуре в целом Затраты на осуществление интеграции Соотношение общей суммы дебиторской задолженности (кредиторской задолженности, инвестиций, капиталовложений и прочих) и затрат на интеграцию и прочие
7. Внедрение легитимных схем минимизации налогов в рамках консолидированного учета интегрированной структуры 7.1. Снижение налогового бремени
7.2. Снижение НДС по внутреннему обороту за счет снижения добавленной стоимости
Абсолютная величина налоговых выплат; Сумма налогов на единицу продукции;
Доля налогов в затратах, в том числе в затратах на единицу продукции
Затраты на создание и реализацию легитимных схем налогообложения (в том числе на регистрацию фирм-посредников, предприятий в оффшорных зонах).
Затраты на реализацию МРТЦ, механизма трансфертного финансирования и других инструментов эффективной интеграции.
Соотношение величины снижения налоговых
выплат и повлекших их
снижение затрат и прочие
1 2 3 4 5
Затраты на создание единой системы бухгалтерского учета, отчетности, финансов
8. Преодоление информационной асимметрии участников (создание единого информационного поля внутри интегрированной структуры) 8.1. Снижение трудоемкости и экономия средств на проведение исследований рынка Количество сотрудников в маркетинговой и информационной службе каждого отдельного предприятия и их доля в штате управленческого персонала;
Снижение затрат на осуществление маркетинговой деятельности и НИОКР; снижение затрат на информацию, коммуникации;
Снижение затрат на услуги сторонних организаций, выполняющих информационные, маркетинговые услуги
Затраты на реорганизацию на каждом предприятии (на формирование единой службы маркетинга, информационной сети и прочие) Соотношение количества сотрудников сов от-ветствующей службы в каждом предприятии-участнике интегрированной структуры и затрат на реорганизацию. Соотношение суммы снижения затрат на информацию, маркетинг и затрат на реорганизацию Снижение затрат на услуги сторонних организаций, выполняющих информационные, маркетинговые услуги и
затрат на реорганизацию
9. Использование благоприятной конъюнктуры верхних переделов (при вертикальной интеграции вперед) 9.1. Максимизация нормы прибыли Абсолютная величина прибыли; рентабельность; прибыль на единицу продукции; цена реализации; доля интегрированной структуры на рынке Затраты на интеграцию Соотношение прибыли и затрат на интеграцию и прочие
10. Расширение рынков сбыта (в географическом аспекте) Возможность маневрирования продажами в разных регионах (выход на рынки сбыта в регионы с лучшей ценовой конъюнктурой) 10.1. Объемы продаж на региональных рынках сбыта и в межрегиональном пространстве
10.2. Доля на территориальных и межрегиональных рынках сбыта
Увеличение объема продаж; доли на территориальных рынков сбыта; цены реализации; абсолютная величина прибыли; прибыль на единицу продукции; рентабельность; доля интегрированной структуры на рынках сбыта; количество конкурентов на региональных рынках Затраты на интеграцию Соотношение роста объемов продаж и затрат на интеграцию.
Соотношение прибыли и затрат на интеграцию. Соотношение увеличения доли рынков сбыта и затрат на интеграцию и прочие
П родолжение таблицы 13
1 2 3 4 5
11. Устранение конкуренции (соглашение или объединение с конкурентами) 11.1. Увеличение доли рынка. Снижение удельных издержек на разработки, производство и продвижение Доля рынка (объем продаж в % от общего объема продаж на данном рынке). Себестоимость на единицу продукции. Стоимость НИОКР на единицу продукции. Издержки обращения на единицу продукции Затраты на интеграцию, реорганизацию на каждом предприятии, на создание информационной и маркетинговой служб, на разработку, производство и продвижение новых видов продукции Соотношение роста объема продаж новой продукции и соответствующих затрат по реализации мероприятия и прочие
12. Минимизация упущенной выгоды. Диверсификация производства 12.1. Получение дополнительной прибыли при существенных колебаниях рыночной конъюнктуры, облегчение возможности переключаться на производство пользующейся спросом продукции, снижение рисков, возникающих при изменении рыночной конъюнктуры Абсолютная величина прибыли;
Изменение ассортимента, структуры выпускаемой продукции;
Количество потребителей; цены; количество рынков сбыта (отраслевых, региональных)
Управленческие затраты. Затраты на интеграцию, реорганизацию производства, формирование единой службы маркетинга, информационной сети и прочие Прирост прибыли к приросту управленческих затрат. Прирост управленческих затрат на единицу продукции и прочие
13. Диверсификация, создание новых производств, поиск альтернативных путей использования основных
производственных фондов и производимой продукции
13.1. Создание новых продуктов, обеспечение конкурентоспособности, освоение новых перспективных рынков новых продуктов за счет удовлетворения новых потребностей, роль пионера в отрасли Объем и доля производства новой продукции; цена на новые продукты; отходы производства и их новое применение; доля на новых рынках; число конкурентов на новых рынках; затраты на НИОКР на единицу продукции; срок освоения нового продукта Затраты на создание единой системы НИОКР в интегрированной компании. Общие затраты на интеграцию Соотношение объема производства новой продукции и общих затрат на интеграцию (затрат на создание единой системы НИОКР в интегрированной компании) и прочие
14. Консолидация ресурсов на
НИОКР, разработку новой продукции
14.1. Возможность более быстрого внедрения новых технологий и освоения новых продуктов Затраты на НИОКР на единицу продукции; срок освоения нового продукта (от этапа разработки до реализации) Затраты на создание единой системы НИОКР в интегрированной компании. Общие затраты на интеграцию Соотношение затрат на НИОКР и затрат на создание единой системы НИОКР и прочие

Оценка результативности конкретного мероприятия может быть проведена несколькими способами. Во-первых, возможно сопоставление частных эффектов от реализации конкретного мероприятия (?;) с частными затратами по его реализации (?¦).

Частными могут выступать затраты на формирование единой транспортной сети; специализированной сбытовой организации, реализующей продукцию всей интегрированной структуры; единого информационного поля или коммуникационной системы; проведение НИОКР и прочие (см. табл. 20).
Во-вторых, можно сопоставлять частные эффекты от реализации конкретного из множества мероприятий (?¦) с общими затратами (С, ? ?) на интеграцию. Общими затратами при планировании интеграции выступают: 1) затраты на проработку организационного проекта (сценария) и на его согласование с экспертами и ведомствами; 2) на формирование управляющей компании (связанные с ее укомплектованием кадрами и оборудованием); 3) на развертывание коммуникационной корпоративной системы (в связи с налаживанием дополнительной отчетности и механизма текущего информационного обмена, участием в органах управления интегрированной структуры и т.п.); 4) на государственную регистрацию, учреждение новой организации интегрированной компании; 5) связанные с реорганизацией, внедрением новой системы стандартов, отчетности, управления.

На стадии функционирования интегрированной структуры подобного рода индикаторами можно считать: расходы на содержание управленческого персонала интегрированной структуры; на выполнение ряда текущих общекорпоративных функций и прочие.
Алгоритм оценки эффективности интеграции хозяйствующих субъектов представлен на рис. 9.
Подготовительным этапом является формирование программных вопросов исследования. Вырабатывается и адаптируется к конкретной ситуации система общих и частных показателей, характеризующих результативность взаимодействия участников интегрированной структуры при совместной деятельности.
На третьем этапе необходимо обоснование цели и задач интеграции хозяйствующих субъектов. Результатом является разработка нескольких возможных сценариев и установление меры их актуальности сценариев, характеризующих возможные варианты формирования хозяйствующих субъектов в сложившейся ситуации.



Рис. 9. Алгоритм оценки эффективности интеграции хозяйствующих субъектов
Они включают в себя подробный перечень хозяйствующих субъектов, описание конкретных целей и задач, которые требуется решить в процессе их взаимодействия, выбор типа (вида), формы, метода (способа) интеграционного взаимодействия. В рамках выбранного сценария вырабатывается комплекс необходимых и возможных мероприятий, определяются соответствующие каждому мероприятию и общие затраты на реализацию сценария им затраты.
На четвертом этапе осуществляются возможные мероприятия по интеграции в соответствии с рассматриваемым сценарием, отвечающим стратегии участников интегрированной структуры. Происходит переход от имеющейся структуры взаимоотношений к реализации желаемого сценария посредством поэтапный осуществления мероприятий с оценкой частных эффектов.



Содержание раздела