d9e5a92d

Основные направления повышения эффективности интеграции

В случае выявления на одном из этапов несоответствия полученных частных эффектов принятым критериям эффективности происходит корректировка или отклонение конкретного мероприятия. В конечном итоге производится выбор сценария и комплекса мероприятий, наилучшим образом соответствующего стратегии и тактике развития интегрированной структуры.
Заключительным этапом является принятие решения об организации взаимодействий хозяйствующих субъектов в условиях принятого сценария и осуществление предусмотренных мероприятий. Разрабатывается система управления и контроля над деятельностью участников интегрированной структуры.
При реализации предлагаемой комплексной методики оценки эффективности интеграции хозяйствующих субъектов должны быть учтены следующие положения:
- показатели результативности частных мероприятий необходимо рассматривать в динамике, совокупности и взаимосвязи в целях получения полной картины эффективности интеграции с учетом возможных вариаций, когда достигаемый эффект реализации какого-либо одного мероприятия может быть элиминирован отрицательным действием другого;
- при сопоставлении эффектов и затрат следует учитывать экономическую неравноценность осуществляемых затрат и получаемых результатов в различные моменты времени; инфляцию, неопределенность и риски, оказывающие влияние на принятие решений, поэтому соотнесение эффектов и затрат следует осуществлять в сопоставимых оценках;
- при оценке эффективности отдельных мероприятий по повышению эффективности интеграции хозяйствующих субъектов возможно использование не связанных в единую систему частных показателей, но должно соблюдаться максимальное соответствие каждого показателя целевой ориентации проводимого мероприятия и полнота отражения достигаемого эффекта;
- для качественной реализации предложенной методики субъекты хозяйствования должны иметь высокий управленческий потенциал, но лучшим решением представляется создание управляющей компании, централизующей функции стратегического планирования, производства, управления, маркетинга, снабжения, сбыта и НИОКР. В данной ситуации повышение управленческого потенциала определяет эффективность интеграции хозяйствующих субъектов;
- исследование взаимодействующих хозяйствующих субъектов должно быть достаточно полным и предметным, т.е. направленным на выявление в каждой цепочке как наиболее, так и наименее ценных компонентов (с точки зрения перспективной стратегии развития и обеспечения конкурентных преимуществ);
- при выборе индикатора стратегического развития интегрированной структуры следует делать упор не на уровень и динамику текущей прибыли участников группы, а на наращивание инвестиционного потенциала (в том числе из заемных источников) и поддержание в конкурентоспособном состоянии производственного аппарата;
- в зависимости от выбранного метода интеграции степени централизации в интегрированной структуре горизонт и шаг прогнозирования показателей эффективности должен дифференцироваться. При оценке эффективности соглашений целесообразно осуществлять планирование на период не менее 1 года; объединений (слияний или поглощений) на период не менее 5 лет;
- развитие интеграции должно сопровождаться созданием общей системы планирования и количественно определенных целевых задач для участников интегрированной структуры;
- при разработке комплекса критериев эффективности следует учитывать анализ среды функционирования интегрированной структуры; необходимо ориентироваться на сопоставление характеристик изучаемой функционирующей (или проектируемой) интегрированной структуры и других компаний, присутствующих на родственных рынках, в частности в аспекте технологического уровня производства, достаточности производственных мощностей и сбалансированности их отдельных элементов;
- включение в состав интегрированной структуры предприятий, имеющих неудовлетворительное финансовое состояние, оказывает негативное воздействие на конечную эффективность интеграции; во-первых, сосуществование благополучных и кризисных субъектов хозяйствования усложняет начальный этап становления интегрированной структуры; во-вторых, в процессе ее функционирования может вызвать флуктуацию или полифуркацию системы; желательно добиваться финансового оздоровления предприятий до вступления их в интегрированную структуру.
Рассмотренная методика оценки эффективности интеграции хозяйствующих субъектов представляет попытку комплексного решения проблемы повышения результативности интегрированных промышленных структур в российской экономике. Она может быть применима как на этапе планирования интеграции, позволяя принимать обоснованные и экономически верные решения, так и в процессе функционирования интегрированной структуры, позволяя вырабатывать корректирующие действия, исправляющие недостатки существующей структуры взаимоотношений хозяйствующих субъектов или ошибочные решения, принимаемые в ходе деятельности интегрированной структуры.

Корректирующими действиями в данном случае могут быть либо вывод слабого звена хозяйствующего субъекта, не обеспечивающего эффективность деятельности интегрированной структуры в целом, его замена, либо разработка и реализация мероприятий по приведению характеристик участника (функциональных, технологических, экономических, технических, маркетинговых, финансовых, институциональных, социальных, экологических и прочих) к требуемому для достижения целей интегрированной структуры уровню.
Представленный экономический алгоритм позволяет получить результаты анализа, необходимые для выработки решений по совершенствованию состава интегрированной структуры и создать практический инструментарий, включающий разнообразные методы и способы повышения результативности интеграционных взаимодействий субъектов хозяйствования.
2.3. Основные направления повышения эффективности интеграции хозяйствующих субъектов в рыночной экономике
При определении направлений повышения эффективности интеграции хозяйствующих субъектов нами используется система факторов внутренней (микроэкономической) и внешней (макроэкономической) среды функционирования субъектов хозяйствования. Это предопределяет наличие основных групп направлений повышения эффективности интеграции, общих для рыночных экономических систем.

При этом в каждой из групп направлений выделены мероприятия, являющиеся специфическими для российской экономики.
1. Направления, обусловленные воздействием фактора научнотехнического прогресса (изменения технологической составляющей производственного процесса, научно-техническое развитие):
- приобретение новых навыков (технологий, отлаженных организационных процессов, эффективных рабочих процедур, высококвалифицированного персонала с навыками в разных областях, в т.ч. управлении);
- углубление разделения труда и его специализации, усиление производственной соподчиненности и тесного экономического сотрудничества между субъектами хозяйствования, объединенными совместным изготовлением технологически сложной продукции и проведением НИОКР;
- поддержание высокого технологического и технического уровня каждого из участников;
- усложнение производственного организма, дифференциация его элементов, функций, отраслевой, организационной и территориальной структуры.
Развитие научно-технического потенциала связано с целым комплексом работ, как проведение исследований, разработка, проектирование, подготовка к внедрению в производство. Для успешного воплощения результатов НИОКР необходимо опытное производство, проведение технологических усовершенствований, которые требуют взаимодействия с производителями и поставщиками в технологической цепочке.

Маркетинговая служба оценивает возможности внедрения продукта на определенные рынки, его характеристики, объемы производства. Вместе с тем, отработка технологий производства, внедрение новых моделей зависит от слаженной работы предприятий, находящихся на последовательных стадиях производства.
В рамках данных направлений считаем необходимыми ряда мероприятий, направленных на повышение эффективности интеграции хозяйствующих субъектов с учетом российской специфики:
¦ проведение НИОКР и внедрение их результатов в производственную деятельность и управление; разработка инновационных стратегий и планов
¦ своевременная модернизация, техническое перевооружение, разработка и реализация мероприятий по повышению качества продукции и снижению себестоимости
¦ анализ деятельности и обоснование состава интегрированной структуры, постоянный пересмотр состава участников
¦ создание рабочих групп специалистов предприятий-участников для обмена опытом и решения различных задач; проведение совместных семинаров; обмен работниками; наставничество
¦ повышение стимулов для совместной реализации инновационных проектов.
¦ снижение расходов на НИОКР посредством тесного сотрудничества поставщиков и потребителей, совместного поиска способов улучшения технических характеристик изделий, распределение расходов на НИОКР среди участников
¦ совместное освоение новых образцов, вследствие чего каждое предприятие может вносить свой вклад в улучшение качества изделий. Головная компания может предоставлять поставщикам научно-техническую информацию, консультирует ведущих специалистов и инженеров, оказывают поддержку в покупке нового оборудования и автоматизации производства
¦ включение в состав интегрированной структуры финансовых институтов, что может способствовать привлечению средств для финансирования НИОКР на более выгодной основе.
При реализации указанных мероприятий в рамках данных направлений следует учитывать российскую специфику интегрированных структур:
- синхронная перестройка работы при реализации инноваций признается одной из самых сложных даже для 45% успешных российских предприятии.
- многие интегрированные структуры испытывают ряд проблем в развитии новых технологий. Часто предприятия не стремятся разрабатывать и производить сложные детали и комплектующие, а закупают их у зарубежных производителей.

Для осуществления инноваций требуется обновление технологий, оборудования. Большинство используемых основных фондов устарели, достаточно высоки энергозатраты производства, что требует массовой замены оборудования, а, следовательно, значительных инвестиций.



Однако большинство российских предприятий развивают инновационную деятельность за счет самофинансирования, и эти вложения имеют довольно ограниченные размеры.
- замедление развития новых технологий приводит к снижению конкурентоспособности продукции российских интегрированных структур перед западными ТНК. Например, слабые технические характеристики продукции машиностроительных компаний заставляют предприятия переключаться на закупку импортного оборудования;
- ограниченность инвестиционных ресурсов как правило не позволяет российским компаниям осуществлять крупные научно-технические проекты, поскольку нет точной уверенности в том, что эти новшества окупятся. В развитых странах проблемами разработки ноу-хау часто занимаются малые фирмы, которые поддерживаются крупными предприятиями.

В России предложение услуг подобного рода со стороны инновационных компаний еще не сложилось, или они не всегда устойчивы. Вместе с тем, есть и положительные результаты сотрудничества в области НИОКР.
2. Направления, связанные с воздействием институциональных факторов (трансакционные издержки; информационная асимметрия; альтернативные механизмы обеспечения контрактов):
- минимизация трансакционных издержек (связанных с поиском информации о контрагентах, ценах и других возможных условиях сделки;
- ведением переговоров по условиям контракта и заключением сделки; разработкой стандартов, контролем над уровнем качества; по правовому регулированию корпоративной собственности; возникающих в результате нарушений условий контракта (издержки оппортунистического поведения); потерь от адаптации);
- снижение производственных и сбытовых издержек посредством более тесного сотрудничества с контрагентами;
- экономия средств, определяемая теснотой информационного взаимодействия, расширением информационной базы, преодолением неопределенности во внешней среде, порождаемой неравномерным размещением информации между хозяйствующими субъектами.
В рамках данных направлений считаем необходимыми ряда мероприятий, направленных на повышение эффективности интеграции хозяйствующих субъектов с учетом российской специфики:
¦ исследование рынков сырья, характеристик производителей, выбор и обоснование включения в состав интегрированной структуры тех или иных поставщиков; формирование специализированных служб снабжения и сбыта в интегрированной структуре
¦ применение альтернативных механизмов обеспечения системы внутренних контрактов (законодательно закрепленных или основанных на деловой репутации контрагентов)
¦ заключение, оптимизация организационно-экономической структуры, выработка единой тактики и стратегии развития (организационные и экономические меры)
¦ создание единого информационного пространства, общей информационной системы, позволяющей своевременно устранять информационные разрывы; единых стандартов сбора, систематизации и анализа информации
¦ создание современных коммуникаций; разработка адаптированных к особенностям участников операционных пакетов программ, применение их во всех подразделениях интегрированной структуры
¦ снижение расходов на маркетинг посредством создания единой маркетинговой и рекламной службы, что окажет воздействие не только на спрос на конечной стадии производства, но и снизит необходимость в рекламных расходах на предшествующих стадиях производства
¦ развитие системы взаимных поставок и общей сбытовой сети участников; формирование единой маркетинговой службы
¦ изучение характеристик потребителей, заказчиков, их потребностей, разработка и реализация мероприятий формирования спроса и стимулирования сбыта
¦ анализ деятельности и обоснование состава интегрированной структуры, постоянный пересмотр состава участников
3. Направления, обусловленные воздействием факторов рыночной конъюнктуры (неопределенность структурных условий рынка; степень конкуренции; колебание спроса; изменения предпочтений клиентов):
- повышение мобильности принятия решений;
- повышение определенности рыночной конъюнктуры для субъектов хозяйствования;
- приращение устойчиво контролируемой доли рынка, рост ценовой конкурентоспособности продукции;
- завоевание новых сегментов рынка;
- обеспечение лидирующего положения интегрированной структуры в отрасли; обеспечение гарантированных условий поставок;
- разрешение сырьевой проблемы; повышение гибкости реакции на запросы потребителей, увязка интересов контрагентов;
- дифференциация продукции в соответствии с запросами заказчика;
- обеспечение обратной связи с потребителем, позволяющее совершенствовать механизм ценообразования;
- увеличение доли рынка (монополистической мощи) при установлении ценовой политики.
Основными мероприятиями, направленными на повышение эффективности интеграции хозяйствующих субъектов с учетом российской специфики в рамках данных направлений являются следующие:
¦ перестройка взаимоотношений между производителями и потребителями, предполагающая переход от крупносерийного производства к быстрому и гибкому реагированию на конъюнктуру рынка
¦ поддержание высокого технологического и технического уровня каждого из участников посредством своевременной модернизации, технического перевооружения, внедрения новшеств, разработки и реализации инноваций, мероприятий по повышению качества продукции и снижению себестоимости
¦ организация единой снабженческой сети и формирование единой маркетинговой службы
¦ внедрения системы внутрифирменных расчетов; применение механизмов трансфертного финансирования (внутригруппового коммерческого кредитования); системы трансфертных цен; реализация системы давальческих (толлинго-вых) контрактов
¦ формирование единой информационной сети
¦ проведение совместных исследований рынка и внедрение их результатов в производственную деятельность и управление; разработка производственных, финансовых, инвестиционных, маркетинговых и др. стратегий и планов
¦ постоянный мониторинг рынков продукции для каждого из участников;
разработка и реализация на базе анализа результатов вариативного и индикативного плана производства, постоянный анализ состава интегрированной структуры, выявление слабых звеньев
¦ вывод из состава интегрированной структуры неэффективных (неконкурентоспособных) участников
При реализации указанных мероприятий следует учитывать проблемы, вызванные неопределенностью экономической среды в России. При возрастании спроса на продукцию компания должна увеличивать инвестиции в запасы, и для стимулирования спроса предоставлять более выгодные условия коммерческого кредитования.

Это вызовет рост объема оборотных активов, следовательно, и потребность в капитале (собственном или заемном). При снижении спроса производство частично сворачивается, что приводит к сокращению мощностей, и компания продает свои активы. В результате часть оборотных и внеоборотных средств высвобождается, и нужно найти им выгодное вложение.

В этих условиях создание общей информационной системы и интеграция финансового планирования всей технологической цепочки позволяет своевременно устранять финансовые и кассовые разрывы на предприятиях, восполнять недостатки платежных ресурсов.
4. Направления, связанные с воздействием факторов экономической политики (выработка законодательной базы, определяющей условия и правила интеграции хозяйствующих субъектов; антимонопольное законодательство, налоговая, инвестиционная и таможенная политика; внешнеэкономическая деятельность в части межгосударственного сотрудничества):
- внедрение рациональных форм участия российских интегрированных структур в реализации приоритетов промышленной политики;
- совершенствование способов участия государства в деятельности интегрированных структур на федеральном и региональном уровнях;
- активизация действий государства как стратегического собственника в интегрированных структурах в условиях дефицита стратегических частных собственников (особенно в отношении интегрированных структур, имеющих принципиальное значение для национальной безопасности России, сохранения ее научно-технологического потенциала);
- методологическое обеспечение процессов создания и функционирования интегрированных структур, подготовка пакетов рекомендательных документов по множеству аспектов (консолидированная отчетность, корпоративные финансы, корпоративное планирование, экономический анализ).
Считаем возможным выделение в рамках данных направлений ряда мероприятий, направленных на повышение эффективности интеграции хозяйствующих субъектов с учетом российской специфики:
¦ построение взаимоотношений государства и интегрированных структур на основе консенсуса экономических интересов сторон в целях наиболее эффективной реализации стратегических целей интеграции субъектов хозяйствования;
¦ внесение изменений и дополнений в антимонопольное законодательство (для реализации более дифференцированного и нюансированного подхода к определению корпоративных монопольных эффектов)
¦ одна из серьезных проблем формирования интегрированных структур связана с необходимостью акционирования унитарных предприятий в качестве потенциальных участников корпоративного объединения. Предусмотренная действующим приватизационным законодательством процедура акционирования сложна, требует серьезных организационно-временных затрат и ориентирована преимущественно на последующую продажу акций создаваемого обще-ства. Поэтому представляется необходимым законодательно регламентировать резкое упрощение этой процедуры
¦ формирование единой информационной системы базирующейся на тщательно отработанных формах государственной статистической отчетности о деятельности крупнейших интегрированных структур
¦ уточнение положения статьи 105 ГК РФ: Основное общество (товарищество), которое имеет право давать дочернему обществу, в том числе по договору с ним, обязательные для него указания, отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение таких указаний. Участники (акционеры) дочернего общества вправе требовать возмещения основным обществом (товариществом) убытков, причиненных по его вине дочернему обществу, если иное не установлено законами о хозяйственных обществах. Для того чтобы дочерние и зависимые общества обрели правовую защиту, необходима более детальная регламентация их прав, как это имеет место в законодательстве некоторых стран
¦ улучшение законодательных и нормативных основ функционирования акционерных обществ, нацеленное на защиту прав акционеров и противодействие недобросовестному ведению участниками объединений хозяйственной деятельности. Статья 106 ГК РФ содержит положение о том, что пределы взаимного участия хозяйственных обществ в уставных капиталах друг друга и число голосов, которыми одно из таких обществ может пользоваться на общем собрании участников или акционеров другого общества, определяются законом. Пока такие пределы нормативно не фиксированы, компании, практикующие взаимное участие в капитале, подвергаются рискам
¦ регламентация контроля основного (материнского) общества над распределением прибыли и управленческими решениями дочерних и зависимых обществ. Необходима дозировка права основного общества в соответствии с долей его участия в капитале.

Так, при владении более 50 % акций права основного общества могут ограничиваться распоряжением частью прибыли дочернего общества в пределах дивидендов. Оправданным представляется и законодательное закрепление права последнего как самостоятельной фирмы иметь посторонние источники финансирования и формирования производственных про- грамм .
¦ резкая активизация действий государства как стратегического собственника в интегрированных структурах в условиях дефицита стратегических частных собственников. Особенно актуально это в отношении интегрированных структур, имеющих принципиальное значение для национальной безопасности России, сохранения ее научно-технологического потенциала
¦ учитывая структурообразующую роль крупнейших российских интегрированных структур в экономике, необходимо внедрение рациональных форм их участия в реализации приоритетов промышленной политики. Последние должны четко регламентироваться документами принятой системы регулирования экономики на макроэкономическом уровне, в том числе президентскими бюджетными посланиями. При этом применительно к интегрированным структурам, работающим на приоритетных направлениях, представляется возможным использование децентрализованных типов и методов индикативного пла- нирования
¦ введение единого государственного реестра интегрированных структур. Это позволит соответствующим федеральным органам обеспечивать планомерный экономический мониторинг интеграции хозяйствующих субъектов и деятельности интегрированных структур
¦ утверждение специальных форм отчетности о деятельности интегрированных структур, обеспечивающих ее прозрачность. Отсутствие должного кон- троля государства над деятельностью интегрированных структур, обладающих огромным финансовым и промышленным потенциалом, чревато тяжелыми экономическими последствиями.
¦ создание информационной системы, позволяющей отслеживать перелив капитала внутри интегрированных структур, что облегчит для них уход от налогообложения и вывоз капитала из страны.
¦ разработка общепринятой информационно-методологической базы типологии интеграции хозяйствующих субъектов, что в значительной степени облегчит задачи по формированию эффективных управленческих схем и алгоритмов
¦ важно продолжить работу федеральных органов управления по методологическому обеспечению процессов создания и функционирования этих структур, подготовить пакеты рекомендательных документов по множеству аспектов внутрикорпоративного управления (консолидированная отчетность, корпоративные финансы, корпоративное планирование, экономический анализ)



Содержание раздела