d9e5a92d

Функции интеграции хозяйствующих субъектов

В аспекте статики, предполагающем выделение бытия (свойства) явления, интеграция хозяйствующих субъектов представляет свойство социальноэкономической системы состояние целостности, упорядоченного функционирования ее элементов. Отмечается, что понятие система и интеграция неразрывно связаны, в основе любой системы лежит интеграция. Диалектика их взаимодействия такова, что, с одной стороны, исходным признаком системы, характеризующим ее становление и развитие, является интеграция, с другой только возникновение зрелых системных форм свидетельствует о выходе интеграции на качественно новую ступень развития. Показана системообразующая роль интеграции хозяйствующих субъектов с точки зрения укрепления связи между элементами системы, объединения их в одно целое, возникновения структурной и функциональной форм организации производства, характеризующихся единой системой целей, экономических интересов, связей и функций.

Выявлены основные системные качества интеграции хозяйствующих субъектов: нелинейность развития; устойчивость связей; целостность и структурность.
В динамическом (генетическом) аспекте, предполагающем исследование развития (генезиса) явления, интеграция хозяйствующих субъектов представляет экономический процесс циклическую последовательность смены основных этапов развития системы, предполагающую движение включенных в него компонентов хозяйствующих субъектов к количественно и качественно новому состоянию. Это не застывшее, раз и навсегда данное образование, которое можно измерять, искать условия существования, а динамичный процесс с присущим ему сменой форм, становлением и распадом, имеющий свое начало и завершение, и поэтому должен быть рассмотрен именно во всей совокупности фаз своего развития.

В процессе циклического движения повышается степень зрелости конкретных организационно-экономических форм интеграции, что, в частности, определяется развитием материально-технической базы общества, разделением труда.
Обосновано выделение двух видов циклов развития интеграции как экономического процесса. : а) цикл количественно-качественных преобразований и б) цикл качественных преобразований; первый характеризуется распространением интеграции вширь, включением в процесс интеграции новых элементов (хозяйствующих субъектов), означает появление сложного структурного и функционального уровней организации производства, характеризующихся высокоразвитыми формами воспроизводственных процессов; качественный цикл предполагает развитие интеграции вглубь, трансформацию субъектов хозяйствования, способствует переходу их в новое качество.
Поскольку на интегрированную структуру действуют внешние и внутренние факторы и сама по себе она является динамичной, считаем, что подобно физико-химическим системам она способна испытывать на себе такие явления как флуктуации локальное возмущение, угрожающее общему равновесию системы, а также полифуркации разрушение, распад системы в результате нарушения общего равновесия.
3. Функции интеграции хозяйствующих субъектов
Интеграция хозяйствующих субъектов как экономическая категория выполняет следующие функции, представляющие собой форму выражения общественного ее назначения: согласующую; организационную; стимулирующую; средство разрешения противоречий агентов интеграции; воспроизводственную. Данные функции позволяют раскрыть различные уровни, специфику и отразить основные свойства интеграции хозяйствующих субъектов.

От того, насколько эффективно они реализуются, зависит эффективность интеграции хозяйствующих субъектов.
4. Типология интегрированных структур реального сектора рыночной экономики
Представленная в диссертации типология характеризует комплексную взаимообусловленность свойственных современной российской экономике видов, форм и методов (способов) интеграции хозяйствующих субъектов.
Виды интеграции классифицированы по степени централизации производственно-хозяйственных и управленческих функций, в соответствии с чем выделяются: а) децентрализованная интеграция взаимодействие субъектов хозяйствования основано на доверии контрагентов, их деловой репутации и реализуется посредством заключения контрактов, системы хозяйственных договоров, без официальной регистрации организационно-правовой формы объединения; может проистекать из конвенций, ограничивающихся централизацией лишь некоторых функций; б) частично централизованная интеграция взаимодействие, основанное на рыночной координации или иерархической субординации, соединяет средства и усилия ряда хозяйствующих субъектов и обязывает их к выполнению решений органов управления не по всему спектру деятельности, а только по заранее оговоренной, зафиксированной в специальном договорном соглашении и строго ограниченной им части деятельности каждого участника;
в) централизованная интеграция взаимодействие, основанное на жесткой иерархии и субординации, централизации большинства или всех функций и сфер деятельности участников.
Формы интеграции значительно различаются в зависимости от направления и глубины интеграции, делегирования полномочий и ответственности отдельных участников, степени самостоятельности субъектов хозяйствования в объединении, целям сотрудничества, характеру хозяйственных отношений, что можно объяснить переплетением многочисленных интегрированных структур между собой, разрывами между законодательством и экономической сущностью явлений. Обоснована классификация и проведена сравнительная характеристика форм, выражающих экономическое содержание интеграции субъектов хозяйствования: а) картели, б) синдикаты, в) тресты, г) конгломераты, д) концерны, е) консорциумы, ж) пулы, з) стратегические альянсы.
Обоснована необходимость разделения форм, выражающих экономическое содержание интеграции субъектов хозяйствования и организационно-правовых форм, относящихся к сфере хозяйственной политики: а) объединения в форме ассоциаций и союзов, б) некоммерческие партнерства; в) объединения, основанные на договоре простого товарищества; г) объединения в форме акционерных обществ с дочерними и зависимыми обществами; д) холдинговые компании и финансовые холдинговые компании; е) финансово-промышленных группы.
Методы (способы) интеграции определены на основе обобщения российского и зарубежного опыта и хозяйственной практики, в соответствии с чем предложено различать: а) объединения (слияния или поглощения) в результате которого образуется единая экономическая единица из ранее существовавших структур; основное различие понятий слияние и поглощение проходит по критерию добровольности или принудительности объединения; б) соглашение (союз) организационно-экономическое единство субъектов хозяйствования, сохраняющих юридическую самостоятельность и сотрудничающих с целями модификации внутренних расчетных цен, установления порядка распределения дохода, соединения средств и усилий для выполнения отдельных проектов; формальным признаком соглашения (союза) является наличие определенных органов управления собрания уполномоченных, совета объединения, дирекции.
На основе типологии разработана матрица классификаций видов, форм и методов (способов) интеграции хозяйствующих субъектов, характеризующая их взаимосвязь и взаимообусловленность. Практическая значимость матричного анализа заключается в возможности качественного системного анализа потенциальных видов, форм и методов (способов) интеграции и их взаимосвязи при построении интегрированной структуры с учетом специфических целей объединения.
5. Специфика и противоречия интеграции хозяйствующих субъектов в реальном секторе российской экономики
Формирование интегрированных промышленных структур является важнейшей тенденцией развития хозяйственных связей в современной экономике России, определяемой с одной стороны наследственностью плановоадминистративной экономической системы, с другой общей интеграционной тенденцией в мировой экономике; значительная потребность в них характерна не только для начала реформ, но также на современном этапе развития российской экономики. Российские крупные интегрированные структуры по размеру многократно уступают своим зарубежным конкурентам; во многих случаях масштабы российского рынка недостаточны для эффективных национальных компаний; в то же время крупные интегрированные промышленные структуры способны повысить эффективность реального сектора российской экономики, укрепить конкурентоспособность отечественных предприятий на мировых рынках, оказывать положительное влияние на развитие регионов, инфраструктуры, создавать новые технологии, увеличивать занятость, то есть решить комплекс острых проблем, накопившихся в экономике нашей страны.
Основные преимущества, обусловливающие интеграцию хозяйствующих субъектов в российской промышленности: сохранение сложившихся производственно-технологических связей и уменьшение последствий трансформационного спада; гарантирование самодостаточности хозяйствующих субъектов для реализации крупных инвестиционных проектов; обеспечение благоприятных стартовых условий с точки зрения конкурентоспособности на мировых рынках (возможности конкурировать с ведущими корпорациями мира); достижения управляемости в плане поддержания ядра стабильности в переходный период; преодоление неэффективности двусторонней монополии; устранение двойной надбавки; повышение рыночной власти; увеличение размеров компании и приобретение возможности нарастить выпуск до минимально эффективного объема; повышение финансовой устойчивости в рамках интегрированной структуры; обеспечение мобильности и динамичности реализации инновационных процессов и прочие.
Среди недостатков, обуславливающих низкую эффективность российских интегрированных промышленных структур следует выделить: неразвитость принципов организации совместной деятельности; неотлаженность отношений собственности и низкий уровень ее консолидации; дисбаланс в уровнях интеграции производства и концентрации капитала; высокие трансакционные издержки в сделках между независимыми хозяйствующими субъектами; ограниченность инвестиционных возможностей и недостаточность инвестиционного потенциала для реализации крупных проектов модернизации производства; низкое качество корпоративного управления; отсутствие глубокой предварительной проработки внутрикорпоративной стратегии, корпоративных целевых задач и программ их реализации; неэффективность законодательной защиты прав собственности. Решение указанных проблем для российских интегрированных структур позволит существенно повысить результативность интеграции и на этой основе предопределить эффективность народнохозяйственного комплекса в целом.


Уточнены и систематизированы специфические для экономики России противоречия интеграции хозяйствующих субъектов, представляющие внутренний источник развития интеграции: а) между количественной и качественной сторонами процесса развития интеграции хозяйствующих субъектов; б) между тенденцией к объединению производств и относительной обособленностью хозяйствующих субъектов; в) между разделением и интеграцией труда; г) между субъектами хозяйствования крупного и малого бизнеса; д) между частными интересами отдельных производственно-хозяйственных единиц и их общим экономическим интересом; е) между задачами развития конкурентной среды и формирования благоприятных условий для рациональной интеграции хозяйствующих субъектов; ж) между экономической независимостью хозяйствующего субъекта и единством его с другими элементами производственной системы. Противоречия интеграции выступают как содержательная форма взаимодействия несовпадающих интересов различных субъектов производственных отношений.

Особенностью их является неантагонистический характер.
6. Эффективность интеграции хозяйствующих субъектов и факторы, ее определяющие
Эффективность интеграции хозяйствующих субъектов характеризует относительный эффект (результативность), определяемый как отношение результата деятельности интегрированной структуры к расходам по интеграции, обусловившим его получение.
В условиях рыночной экономики эффективность интеграции хозяйствующих субъектов приобретает новые черты и определение только экономической составляющей не отражает действительной результативности необходимо ее рассмотрение в разрезе функциональной, технологической, экономической, коммерческой, институциональной, бюджетной, социальной и экологической и других составляющих.
Разработана классификация факторов эффективности интеграции хозяйствующих субъектов, в которой выделены следующие основные группы:
- факторы внешней экономической среды, включающие : а) институциональные трансакционные издержки, в т.ч. информационная асимметрия, альтернативные механизмы обеспечения контрактов; б) рыночной конъюнктуры неопределенность структурных условий рынка, степень конкуренции, колебание спроса, изменения предпочтений клиентов; в) научно-технические изменение технологической составляющей производственного процесса; г) экономической политики выработка законодательной базы, определяющей условия и правила интеграции хозяйствующих субъектов, антимонопольное законодательство, налоговая, инвестиционная и таможенная политика, внешнеэкономическая деятельность в части межгосударственного сотрудничества
- факторов внутренней экономической среды, в состав которой входят: а) технико-экономические специфичность активов (наличие производственнотехнологических связей, последовательных стадий обработки сырья, взаимодополняющих специализаций), технологические условия производства (ритмичность поставок ресурсов, непрерывность производства, производственные мощности, структура потребляемых сырья и материалов, комплектующих), синхронность и ритмичность производства; б) производственно-экономические экономия, обусловленная эффектом масштаба, структура и специфика производственных, управленческих и коммерческих издержек, оптимальность структуры активов и источников их формирования нормы запасов ресурсов, характеристики производственных, инвестиционных, финансовых, маркетинговых и прочих стратегий, жизненные циклы продуктов и отраслей; в) финансово-инвестиционные инвестиционный климат, инвестиционный потенциал, достаточность величины собственных оборотных средств, степень финансового благополучия, изменение деловой репутаций; г) экономико-географические близость месторасположения смежных производств, территориальная структура хозяйствующих субъектов в интегрированной структуре, масштабы и степень концентрации производства в регионе.
Определено, что эффективность интеграции хозяйствующих субъектов в решающей степени зависит от уровня развития всех факторов и определяется подготовленностью участников к созданию соответствующих организационноэкономических и хозяйственно-правовых условий их задействования.
7. Методологический подход к оценке эффективности интеграции хозяйствующих субъектов
Анализ научной экономической литературы позволил систематизировать подходы к оценке эффективности интеграции хозяйствующих субъектов и выделить две группы методик:
- качественной оценки, основанных на: а) анализе среды функционирования (АСФ); б) теории трансакционных издержек; в) оценке достижения конкурентных преимуществ, в) оценке выгоды долгосрочных деловых отношений;
г) теории финансового менеджмента; д) оценке взаимодействий акционеров и управляющих;
- количественной оценки, предполагающих: а) расчет объемных показателей эффективности интегрированной структуры в целом (суммарных величин стоимости чистых активов, объемов продаж за определенный период, валовой прибыли и прочих); б) анализ финансовых коэффициентов, характеризующих ликвидность, финансовую устойчивость, деловую активность, рентабельность, положения на рынке капитала и прочие аспекты деятельности интегрированной структуры в целом и конкретных ее участников; в) оценку индикаторов эффективности в разрезе финансового, инвестиционного, операционного, научноисследовательского, коммерческого и прочих аспектов деятельности интегрированной структуры в целом и конкретных ее участников; г) оценку изменения стоимости компании (интегрированной структуры) в целом и конкретных ее участников с использованием стандартных процедур дисконтирования денежных потоков.
Существующие методики акцентируют внимание на отдельных критериях эффективности интеграции субъектов хозяйствования и вполне применимы при рассмотрении определенных ее сторон при оценке достижения конкурентных преимуществ, характера контроля в интегрированной структуре и других, что должно быть учтено при анализе эффективности российских интегрированных структур реального сектора экономики. Однако существенные различия в концептуальных подходах к исследованию данной проблемы приводят к затруднению при построении обобщений, выводов и методических рекомендаций относительно повышения результативности интеграции субъектов хозяйствования.
Предложенный методологический подход к оценке эффективности интеграции хозяйствующих субъектов предполагает ее проведение как на этапе планирования интеграции, позволяя принимать обоснованные и экономически верные решения, так и в процессе функционирования интегрированной структуры, позволяя вырабатывать корректирующие действия, исправляющие недостатки существующей структуры взаимоотношений хозяйствующих субъектов или ошибочные решения, принимаемые в ходе деятельности интегрированной структуры. Суть его заключается в том, что эффективность интеграции определяется суммарно по каждому отдельному из множества допустимых мероприятий, предусмотренных в рамках единого программного сценария интеграции, по всем хозяйствующим субъектам в рамках интегрированной структуры.
Логическая последовательность искомого методологического инструментария включает: а) определение системы общих и частных критериев эффективности интеграции хозяйствующих субъектов, учитывающих показатели функциональной, технологической, экономической, коммерческой, бюджетной, институциональной, экологической и социальной эффективности, а также показатель качества и показатель внедрения; б) обоснование основных этапов реализации экономического алгоритма оценки эффективности интеграции; в) разработку комплекса частных мероприятий по повышению результативности интеграции хозяйствующих субъектов; г) выработку рекомендации по эффективной реализации экономического алгоритма оценки эффективности интеграции и корректирующим действиям.
В работе предложена методика оценки эффективности интеграции хозяйствующих субъектов, предусматривающая реализацию следующих основных этапов:
- формирование программных вопросов исследования эффективности интеграции хозяйствующих субъектов, выработку и адаптацию к конкретной ситуации системы общих и частных критериев эффективности;
- определение состава и структуры взаимодействия участников, систематизацию и представление в единых форматах информации, характеризующей существующую систему взаимоотношений, анализ ее сильных сторон и недостатков;
- обоснование цели и задач интеграции, разработку нескольких возможных сценариев интеграции и установление меры их актуальности; выработку в рамках сценария комплекса необходимых и возможных мероприятий, определение соответствующих каждому мероприятию частных затрат и общих издержек на реализацию сценария;
- количественную оценку эффективности отдельных мероприятий по интеграции, сравнительный анализ их результативности, выбор сценария и соответствующего ему комплекса мероприятий, наилучшим образом отражающих стратегию и тактику развития интегрированной структуры;
- переход от имеющейся структуры взаимоотношений к реализации желаемого сценария посредством поэтапного осуществления предусмотренных сценарием мероприятий; в случае выявления на одном из этапов несоответствия полученных частных результатов (эффектов) принятым критериям происходит корректировка или отклонение конкретного мероприятия;
- разработку системы управления и контроля над деятельностью участников интегрированной структуры.
8. Направления повышения эффективности интеграции хозяйствующих субъектов в рыночной экономике
В соответствии с предложенной классификацией факторов эффективности интеграции хозяйствующих субъектов определены основные направленя повышения ее эффективности в рыночной экономике, дифференцированные по следующим группам:
- институциональные минимизация трансакционных издержек (связанных с поиском информации о контрагентах, ценах и других возможных условиях сделки; ведением переговоров по условиям контракта и заключением сделки; разработкой стандартов, контролем над уровнем качества; по правовому регулированию корпоративной собственности; возникающих в результате нарушений условий контракта; потерь от адаптации); экономия средств, определяемая теснотой информационного взаимодействия, расширением информационной базы, преодолением неопределенности во внешней среде;
- экономической политики внедрение рациональных форм участия российских интегрированных структур в реализации приоритетов промышленной политики; совершенствование способов участия государства в деятельности интегрированных структур на федеральном и региональном уровнях; активизация действий государства как стратегического собственника в интегрированных структурах (важно в отношении интегрированных структур, имеющих принципиальное значение для национальной безопасности России, сохранения ее научно-технологического потенциала); методологическое обеспечение процессов создания и функционирования интегрированных структур по множеству аспектов (консолидированная отчетность, корпоративные финансы, корпоративное планирование, экономический анализ);
- рыночной конъюнктуры повышение мобильности принятия решений; повышение определенности рыночной конъюнктуры; приращение устойчиво контролируемой доли рынка; завоевание новых сегментов рынка; обеспечение лидирующего положения интегрированной структуры в регионе или отрасли; обеспечение гарантированных условий поставок; разрешение сырьевой проблемы; повышение гибкости реакции на запросы потребителей, увязка интересов контрагентов; возможность дифференциации продукции в соответствии с запросами заказчика; обеспечение обратной связи с потребителем, позволяющее совершенствовать механизм ценообразования;
- научно-технические повышение стимулов для совместной реализации инновационных проектов; снижение расходов на НИОКР посредством тесного сотрудничества поставщиков и потребителей, совместного поиска способов улучшения технических характеристик изделий, распределение расходов на НИОКР среди участников; приобретение новых навыков (технологий, отлаженных организационных процессов, эффективных рабочих процедур, высококвалифицированного персонала); поддержание высокого технологического и технического уровня каждого из участников; усиление производственной соподчиненности и тесного экономического сотрудничества между субъектами хозяйствования, объединенными совместным изготовлением технологически сложной продукции и проведением НИОКР; усложнение производственного организма, дифференциация его элементов, функций;
- технико-экономические повышение загрузки и эффективности использования производственных мощностей; сокращение числа посредников во всех фазах процесса воспроизводства; повышение ритмичности производства; сокращение операционного цикла; повышение технологического уровня участников; оптимизация товарно-финансовых потоков участников интегрированной структуры; налаживание тесных производственных связей и синхронизация объемов и сроков производства, закупок и поставок; организация единой информационной системы, маркетинговой службы, снабженческо-сбытовой сети; использование единого научно-технического центра для разработки и внедрения новых видов продукции, товаров или услуг
- производственно-экономические снижение долговременных средних издержек производства на единицу продукции и постоянных затрат в производстве, обусловленное эффектом масштаба; улучшение управляемости; снижение или компенсация отраслевых рисков; упрощение взаимных расчетов; облегчение содержания и развития социальной инфраструктуры; применение консолидированной отчетности, являющейся условием снижения операционного цикла и финансовой стабилизации;



Содержание раздела