d9e5a92d

Варианты региональных инвестиционных программ.

Информационно-аналитический аспект инвестиционной стратегии представляет собой систему обработки информации (СОИ), состоящую из следующих частей: подсистема сбора и сортировки информации, подсистема хранения информации, подсистема поиска, подсистема анализа информации. СОИ является базисом оперативного информационного обмена в рамках инвестиционной стратегии государственного посредника, позволяет оперативно реагировать на изменения в юридических основах и фискальной среде, прогнозировать экономические перспективы рынков и планировать изменения в пределах институционального аспекта и корректировать основные части экономического аспекта инвестиционной стратегии.Таким образом, инвестиционная стратегия единая высокоинтегрированная система, состоящая из различных аспектов, неразрывно связанных между собой для достижения главной цели государственного посредника.В некоторых случаях государственный посредник осуществляет инвестиционную стратегию в регионе Российской Федерации или в любом государстве мира. При этом инвестиционная стратегия в регионе принимает вид последовательности мероприятий (рис. 3.9), осуществляемых для повышения его экономической роли в выбранном регионе.
Процедура выбора региона, а также направления инвестирования является сущностью региональной инвестиционной стратегии государственного посредника.

Прежде всего, в соответствии с целями и задачами государственного посредника, рассматриваются и анализируются основные стратегические приоритеты его развития. К стратегическим приоритетам развития, по нашему мнению, относятся: развитие новых направлений деятельности, освоение новых типов продуктов, завоевание новых рынков сбыта.Любой из выбранных приоритетов развития включает анализ инвестиционных условий регионов, поскольку и новое направление деятельности, и производство нового образца ПВН, и организация дилерской сети на новом рынке сбыта связаны с изучением условий в регионах для составления полного набора альтернатив.В результате анализа регионы могут ранжироваться по степени удовлетворения стратегических интересов государственного посредника. Например, регион, в котором есть условия для создания производства или есть предприятия для включения в уже существующие технологические циклы, представляющий также интерес и как рынок сбыта, будет намного привлекательнее региона, имеющего только одно из указанных достоинств.После выбора региона как объекта инвестиций, составляется инвестиционная программа, после утверждения которой государственным посредником начинается реализация инвестиционной программы в регионе. Реализация инвестиционной программы в рамках такого обширного объекта, как регион требует от государственного посредника обладания определенными навыками и приемами управления инвестициями в крупных масштабах.

Варианты региональных инвестиционных программ.

Спектр инвестиционных программ, которые могут быть использованы государственным посредником для проведения региональных инвестиций достаточно широк, чтобы удовлетворить требования самых разных корпоративных интересов от наиболее осторожных до таких, которые допускают определённый элемент инвестиционного риска в стремлении достичь максимальных прибылей. Используемый спектр включает в себя как стабильные инвестиционные программы, имеющие наименьший риск, поэтому растущие сравнительно медленными темпами консервативная программа и умеренно-консервативная программа, так и быстрорастущие программа ускоренного роста и агрессивная программа.
При реализации этих программ компенсацией за больший диапазон колебаний риска является повышенная прибыльность инвестиций в средне- и долгосрочной перспективе.В соответствии с региональной стратегией могут одновременно создаваться и различные варианты программ, реализуемые как параллельно, так и последовательно, принятие решения по которым основывается на степени подготовленности региона к реализации той или иной программы, а также в зависимости от целей, интересов и возможностей государственного посредника в конкретном регионе.В частности, консервативная программа используется при наиболее осторожном проникновении государственного посредника в определенный регион, когда наиболее предпочтителен медленный, но стабильный рост инвестиций. Общая структура программы при этом предусматривает не более 30% высокорискованных инвестиций, все остальное - в региональные облигации или акции наиболее успешных предприятий региона.При реализации умеренно-консервативной программы уровень рискованных вложений может быть повышен до 45%. Программа среднего риска предусматривает 60% вложений в рискованные объекты инвестиций.
Таким образом, страховой запас может снижаться в зависимости от степени влияния государственного посредника в регионе.При всей важности правильного выбора инвестиционной программы ожидаемые результаты не будут достигнуты без умелого и динамичного управления ее структурой. Инвестировав средства в регион, государственный посредник должен внимательно следить за различными показателями и на их основе точно выбирать момент реструктуризации и взаимного перетока ресурсов в рамках программы.
Получаемые от реализации программы средства реинвестируются в новые инвестиционные ценности для поддержания баланса риска и доходности в соответствии с типом программы.Однако государственный посредник должен постоянно следить за состоянием фондового рынка и экономической ситуацией в регионе и быстро реагировать на изменения финансовой конъюнктуры, а также на смену тенденций в технологии, коммерции и регулировании экономики на страновом, федеральном и региональном уровнях. В результате, программа может быть достаточно гибкой в своей структуре и приносить государственному посреднику запланированный доход.

Как показывает анализ работы многих крупных российских и мировых корпораций, региональные программы корпоративных инвестиций должны основываться на трезвом расчете и долгосрочном прогнозировании, механизмы которых достаточно давно разработаны и постоянно совершенствуются в развитых странах.

Заключение

На мировом рынке вооружения продолжается борьба за сферы влияния, в результате чего резко возросла конкуренция со стороны основных стран-экспортеров продукции военного назначения. Для сохранения и дальнейшего повышения эффективности военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами актуальной задачей является повышение инвестиционной активности государственного посредника ФГУП Рособоронэкспорт.
Все это предполагает необходимость проведения исследований и разработки методического обеспечения оценки государственным посредником инвестиционной привлекательности предприятий исполнителей контрактов в сфере военно-технического сотрудничества.

В результате решения поставленной в диссертационной работе научной задачи автором:

1. Проведен анализ современного состояния системы военно-технического сотрудничества и инвестиционного процесса в ней, основные результаты которого сводятся к следующему:

военно-техническое сотрудничество - специфическая сфера внешней политики государства, имеющая военно-техническую и экономическую составляющие и являющаяся одним из механизмов повышения обороноспособности страны и обеспечения ее военно-экономической безопасности;

для России военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами является одним из основных приоритетов военно-технической политики государства;

в условиях резкого ограничения финансовых средств на развитие системы вооружения Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации, а также тяжелого положения оборонно-промышленного комплекса развитие военно-технического сотрудничества с иностранными государствами в части экспорта продукции военного назначения является необходимым условием обеспечения национальных интересов России;

в настоящее время реализацию процесса военно-технического сотрудничества в соответствии с наделенными полномочиями осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, министерства и ведомства, определенные законодательством, а также государственный посредник ФГУП Рособоронэкспорт - и организации (предприятия), имеющие разрешение на право экспортных поставок продукции военного назначения собственной разработки (изготовления);

дальнейшее совершенствование системы военно-технического сотрудничества должно быть направлено на то, чтобы согласованные действия министерств и ведомств, специальных служб и предприятий оборонно-промышленного комплекса, задействованных в этой сфере, были подчинены одному интересу государственному.

2. Установлено, что эффективность системы военно-технического сотрудничества во многом определяется активностью инвестиционного процесса, состояние которого, согласно общепринятой мировой практике, характеризуется факторов: инвестиционный потенциал; инвестиционные риски; налоговая система и законодательные условия инвестирования.3. Определено, что эффективность системы военно-технического сотрудничества во многом определяется активностью инвестиционного процесса, состояние которого зависит от инвестиционного потенциала субъектов системы ВТС, экспортного потенциала предприятий исполнителей контрактов, инвестиционных рисков и нормативно-правовой базы, регламентирующей инвестиционную деятельность в оборонно-промышленном комплексе и системе ВТС.4. Разработана система факторов и показателей инвестиционной привлекательности предприятий исполнителей экспортных контрактов, под которой понимается совокупность характеристик, позволяющую инвестору оценить, насколько тот или иной объект инвестиций привлекательнее других для вложения имеющихся средств.Основными факторами, определяющими инвестиционную привлекательность предприятий оборонно-промышленного комплекса потенциальных исполнителей контрактов на поставки продукции военного назначения на экспорт, являются: производственно-технические, ресурсные, институциональные, нормативно-правовые, инфраструктурные, а также экспортный потенциал и деловая репутация.

Обобщенными показателями инвестиционной привлекательности предприятий потенциальных исполнителей экспортных контрактов являются показатели финансового состояния оборонных предприятий-исполнителей инвестиционных проектов, и их экономической устойчивости.5. Разработана методика оценки инвестиционной привлекательности предприятий исполнителей контрактов, включающая оценку таких основных параметров их состояния (частных показателей), как стоимость активов, экспортный потенциал ПИК, доля на рынке продукции военного назначения, качество финансового состояния.При использовании этой методики оценка финансово-экономического состояния предприятий исполнителей контрактов на поставки ПВН на экспорт осуществляется по данным, полученным в результате анализа бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах.Анализ бухгалтерского баланса заключается в частности в определении чистого оборотного капитала, характеризующего степень ликвидности предприятия, и коэффициента мобилизации дополнительного капитала отношения прироста чистого оборотного капитала к приросту инвестиционного капитала.Для полной оценки финансово-экономического состояния ПИК могут использоваться такие обобщенные показатели, как ликвидность, привлечение заемных средств, оборачиваемость капитала, прибыльность и др.6. Разработана инвестиционная стратегия государственного посредника в сфере военно-технического сотрудничества, представляющая собой единую высокоинтегрированную систему, состоящую из различных аспектов, неразрывно связанных между собой для достижения главной цели государственного посредника.


При этом установлено, что инвестиционная стратегия является структурированной совокупностью следующих взаимосвязанных аспектов: институционального, экономического, нормативно-правового, информационно-аналитического.

Кроме того, в диссертации получены следующие практически важные результаты:1. Определены роль и место государственного посредника в инвестиционном процессе системы военно-технического сотрудничества как системообразующего элемента этого процесса.
Его главной задачей является создание действенных мотиваций экономического плана к направлению капиталов, имеющихся у различных владельцев, в виде инвестиций в производственную сферу ВТС оборонно-промышленный комплекс.2. Установлено, что оборонно-промышленный комплекс страны продолжает оставаться конкурентоспособным на мировом рынке вооружения. Дальнейшее повышение его научно-технического и производственно-технологического потенциалов обусловлено активизацией инвестиционной деятельности в системе военно-технического сотрудничества, являющейся пока основным источником поддержки загруженности мощностей ОПК и его доходов.
При этом инвестиционная привлекательность оборонных предприятий, производящих ПВН на экспорт, определяется большими производственными мощностями, значительными оборотными средствами, высокими интеллектуальным и технологическим потенциалами.

Практическая реализация основных положений и рекомендаций диссертационной работы, частичное осуществление которых начато в ходе выполнения работы, по мнению автора, окажет существенное влияние на развитие системы военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами, будет способствовать повышению ее эффективности и активизации инвестиционной деятельности в оборонно-промышленном комплексе.

Автор считает, что разработанные им в ходе диссертационных исследований предложения и рекомендации должны уточняться по мере изменения тенденций военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами.

Список использованных источников

  1. Агентство военных новостей. 9.06.2001 г.
  2. Акофф Р. Планирование в больших экономических системах. М.: Мир, 1972.
  3. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. М., Финансы и статистика, 1999.
  4. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. М., Финансы и статистика, 1994.
  5. Бандурин В.В. Инновационная политика как составная часть государственной политики.
  6. Бандурин В.В., Зубов Д.Л. Инвестиционная деятельность в России в условиях развития корпоративных форм управления. М., Петровский двор, 1998.
  7. Банки теряют клиентов. А Сбербанк их находит. Коммерсант-daily 150, 1996.
  8. Баумгартен Л.В. Финансово-промышленные группы, принципы и этапы формирования, особенности деятельности. Экономика и коммерция. Серия 9, вып. 1. Госкомоборонпром, ЦНИИ ЭИСУ, 1995.
  9. Безбородов В.Г. В национальной безопасности нет второстепенных вопросов. Красная Звезда от 24.01.2002г.
  10. Белая книга. Экономика и политика России в 1997 г. М.: ИЭППП, 1998.
  11. Бельянинов А.Ю. Военно-техническое сотрудничество России с иностранными государствами и оборонно-промышленный комплекс страны. Бюллетень Экспортно-консультативного совета при Председателе Счетной палаты РФ. М., апрель, 2001.
  12. Бельянинов А.Ю. Рособоронэкспорт готов к вызовам XXI века. Военный парад 1, 2001г.
  13. Бельянинов А.Ю. Инновационная деятельность ФГУП Росооборонэкспорт. Материалы второго Международного форума Высокие технологии оборонного комплекса. Москва 2.03.2001г.
  14. Бельянинов А.Ю. Восстановить объем оборонного производства. Независимая газета от 10.11.2000г.
  15. Бердникова Г.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. М., ИНФРА-М, 2001.
  16. Берес В., Хавранек П. Руководство по оценке эффективности инвестиций, М.: Интерэксперт, 1995.
  17. Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности. М., Финансы и статистика, 1996.
  18. Бирман Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проектов. М. Банки и биржи, 1997.
  19. Булавинов И. Посредники по оружию. КомерсантЪ-Власть 12,2002г.
  20. Булавинов И. Военно-промышленный комплекс. КоммерсантЪ-Власть 48, 2001 г.
  21. Валдайцев С.В, Оценка бизнеса и инноваций. М., Филинъ, 1997.
  22. Ван Хорн Дж.К. Основы управления финансами. М.: Финансы и статистика, 1996.
  23. Виленский П.Л. и др. Оценка эффективности инвестиционных проектов. Академия народного хозяйства при Правительстве РФ. Издательство Дело, 1998.
  24. Военно-техническое сотрудничество 49. ИТАР-ТАСС, 2000 г.
  25. Вольнина М. Внутренний анализ внешних инвестиций. Деловой экспресс, 26.03.1996.
  26. Вопросы статистики 5, 2001.
  27. Воропаев В.И. Управление проектом в России. М.: Альянс, 1995.
  28. Время новостей от 25.01.2002 г.
  29. Время от 10.09.1998 г.
  30. Галиев А. Оборонная инициатива. Эксперт 40, 2000 г.
  31. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики.
  32. Глисин Ф.Ф., Лукашина Ж.Е. Оценка состояния и тенденций теневой экономики на основе данных конъюнктурных обследований. Вопросы статистики 12, 1999.
  33. Голубев С.В. Ценные бумаги как инвестиционный товар. Финансы 2, 1995.
  34. Гончаров А. Инвестиционный климат для иностранцев начинает улучшаться. Известия, 18.05.1995.
  35. Грачева Е.Ю., Куфанова Н.А., Пепеляев С.Г. Финансовое право России. Учебник. М.: ТЕИС, 1995.
  36. Григорьев С. Хочешь торговать соответствуй стандартам. Независимое военное обозрение 35, 2000 г.
  37. Григорьев В.В., Федотова М.А. Оценка предприятия: теория и практика. М. Инфра-М, 1997.
  38. Деловой экспресс 31, 1996.
  39. Деловые новости за февраль-март 2001г.
  40. Демонт Г.М., Келли Р.Э. Руководство по оценке бизнеса. М. РОО, 1994.
  41. Дерновой В. Почем сокровища оборонки. Век от 11.01.2002г.
  42. Желевская Т. Бизнес on-line. Снабженец 49, 2000.
  43. Жуков Г., Викулов С. Военно-экономический анализ и исследование операций. М., Воениздат, 1987.
  44. Зубов Д.Л. Методические основы планирования и оценки экономической эффективности инвестиций в предприятия финансово-промышленных групп. М., Петровский двор, 1998.
  45. Иванов Н. Между прошлым и будущим. Независимая газета от 14.02.2001г.
  46. Изряднова О. Состояние оборонной промышленности. Экономико-политическая ситуация в России. М., ИЭППП, июль 1998 г.
  47. Ильенкова Н.Д. Методологические проблемы идентификации экономических рисков. Экономика и коммерция. Серия 9. Вып. 4, ЦНИИ Электроника, 1996.
  48. Инвестиции в России. Ам Чам Ньюз. Выпуск 5,18, Июль-август1997.
  49. ИНТЕРФАКС от 6.03.2002 г.
  50. ИНТЕРФАКС, 2000-2002гг.
  51. Информационный выпуск Резонанс от 7.05.2001 г.
  52. Калейдоскоп от 27.03.2001 г.
  53. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. Антология экономической комиссии, т 2. М., Эконов, 1992.
  54. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. Петроком, 1993.
  55. Ковалев В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. М., Финансы и статистика, 2000.
  56. Ковалев В.В. Финансовый анализ. М., Финансы и статистика, 1995.
  57. Ковалев А.П. Как оценить имущество предприятия. М., Финстатинформ, 1996.
  58. Ковалев А.П. Оценка стоимости имущества предприятия. Учебное пособие. М., Станкин, 1995.
  59. КоммерсантЪ-Власть 47, 2001 г. с. 6.
  60. Концепция региональной политики Федерального унитарного предприятия Рособоронэкспорт. М. Рособоронэкспорт, 2001.
  61. Кузык Б.Н. и др. Россия на мировом рынке оружия. М., Военный парад, 2001.
  62. Лаврушин О.И. Организация и планирование кредита. М.: Финансы и статистика, 1991.
  63. Лебедев В.М. Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности иностранных инвесторов. Материалы к международной конференции 3-5.11.1997. М., МАЦ, МАКУ, 1997.
  64. Львов Д.С. и др. Сбережения населения должны работать на экономику. Финансовые известия 23, 1998.
  65. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономика. Принципы, проблемы и политика, т. 2, М., Республика, 1992.
  66. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 23, с. 640.
  67. Международное радио Китая от 30.04.2001 г.
  68. Мелькумов Я.С. Экономическая оценка экономической эффективности. -М.: ИКЦ ДИС. 1997 г.
  69. Методологические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования. Утв. Госстроем России, Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госкомпрома России. М.: Информэлектро, 1994.
  70. Методологические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция). Официальное издание М., Экономика, 2000.
  71. Метро 26 от 15.02.2000 г.
  72. Миль Дж. С. Основы политической экономики. М., Прогресс, 1981.
  73. Модестов С.А. Незримая война обостряется. Независимое военное обозрение 3, 2000.
  74. Независимая газета от 18 января 2002 г.
  75. Независимое военное обозрение 2, 1999 г.
  76. Независимое военное обозрение 1, 2002 г.
  77. Никольский А., Козырев М. Посредник идет в инвесторы. Ведомости от 22.02.2002г.
  78. Норткотт Д. Принятие инвестиционных решений. М., Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
  79. Покупатель 5, 2001.
  80. Постановление Правительства РФ от 13.10.1995 г. 1016 О комплексной программе стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации.
  81. Пратт Ш.П. Оценка бизнеса. Анализ и оценка закрытых компаний. Пер. с англ. М., 1994.
  82. Пресс-обзор от 5.12.2000 г.
  83. Пресс-обзор от 18.01.2002 г.
  84. Пресс-обзор от 15.02.2001 г.
  85. Прокопенко Д. Мягкая форма инвестирования. Независимая газета от 22.03.2000 г.
  86. Путин В.В. Выступление на совещании в Кремле по военно-техническому сотрудничеству 21 марта 2001 г.
  87. Путин В.В. Выступление на совещании по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами 9 июня 2001г. Интерфакс от 9.06.2001г.
  88. Райзберг Б.А. и др. Современный экономический словарь. М., Инфра-М, 1997.
  89. Растопшин М.М. Из программы вооружений в программу разоружения. Независимое военное обозрение 1, 2002 г.
  90. Резонанс от 21.01.2001 г.
  91. Резонанс от 28.06.2001 г.
  92. Рейтлян Я.Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений. М.: Финансы и статистика, 1989.
  93. Рикошинский А.Е. Владеешь информацией владеешь рынком. В журнале Снабженец 6-7, 2000.
  94. Рис Р. Введение в оценку бизнеса. М. РОО, 1995.
  95. Российская Федерация 27, 1997.
  96. Российская Федерация в цифрах в 1987 г. М., 1988.
  97. Россия в цифрах. КоммерсантЪ-Власть 46, 2001 г.
  98. Россия-97 в цифрах. М.:1998 г.
  99. Семенихин А.И. Анализ финансового состояния предприятия в рамках внешнего и внутреннего аудита. Учебное пособие. М., 1998.
  100. Советская Россия от 22.9.1998 г.
  101. Сокут С. Правительство изымает у оборонки экспортные доходы. Независимое военное обозрение 2, 2002 г.
  102. Сокут С. Оборонка остается пасынком у государства. Независимое военное обозрение 9, 2002г.
  103. Соловьев В. Умозрительный результат. Независимое военное обозрение ;9, 2001г.
  104. Соотношения Риск-прибыль. Инвест-курьер, декабрь 1996. СПб.: 1998г.
  105. Субботин М.М. Интеллектуальные технологии поиска и обработки текстовой информации как инструмент поддержки аналитической деятельности. НТИ. Серия 1. Организация и методика информационной работы 11, 1999.
  106. Ткачев М.К., Зеленов В.А. О путях расширения инвестиционных возможностей акционерного коммерческого банка Авиабанк. Вопросы экономики и конверсии 1. Госкомоборонпром, ЦНИИ ЭК, 1996.
  107. Торговля оружием не дает покоя политикам и банкирам. КоммерсантЪ-daily 149, 1996.
  108. Управление инвестиционно-заемными системами. Под редакцией Климовича М.В., Тумасянц С.М. М., Издательский Дом РЦБ, 1998.
  109. Управление проектами (Зарубежный опыт). Под ред. В.Д.Шапиро. Санкт-Петербург: Два-Три, 1993.
  110. Уринсон Я.М. Команда дана: "оборонке" идти на подъем. Российская газета от 30.12.1997 г.
  111. Устав федерального государственного унитарного предприятия Рособоронэкспорт. Указ Президента Российской Федерации от 6 января 2001 г. 8.
  112. Фальцман В.К. Оценка инвестиционных проектов и предприятий. М., ТЕИС, 1999.
  113. Федеральная целевая программа Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006гг.).


Содержание раздела