d9e5a92d

Роль и место государственного посредника в инвестиционном процессе

Внебюджетные фонды являются одним из звеньев общегосударственных финансов. В России уже действует ряд таких фондов, например: Пенсионный фонд России, Государственный фонд социального страхования России, внебюджетные фонды местных органов власти, фонды финансового регулирования в топливно-энергетическом комплексе, в металлургической, лесозаготовительной промышленности, фонд конверсии и др.Преимущество внебюджетных фондов заключается в более оперативном режиме их расходования, т.к. решение об их использовании принимается органами исполнительной власти, тогда как использование бюджетных средств регламентируется законодательными актами.Внебюджетные фонды могут выступать инвесторами и участниками финансового рынка в связи с тем, что, во-первых, использование денежных средств не совпадает со временем их образования, а во-вторых, доходы от инвестиций являются дополнительным источником финансирования затрат. Кроме того, внебюджетные фонды, создаваемые на федеральном уровне, по основным направлениям своей деятельности освобождены от уплаты налогов.Мощным источником инвестиционных ресурсов могли бы стать иностранные инвестиции, однако здесь следует отметить, что не прекращается увод российского капитала за границу. Так, по данным Центрального Банка Российской Федерации /90/, за 2001 г. только легальный отток капитала из России составил 4 млрд. долл.
Всего ежегодный вывоз капитала из страны составляет около 20 млрд. долл. /97/.

Инновационные факторы

Как известно, создание высококачественной продукции военного назначения, не уступающей зарубежной, возможно только при своевременном создании научно-технического задела. В последнее десятилетие в этой области наблюдается регресс, который выражается, прежде всего, в существенном торможении инновационного процесса основы создания новых видов ВВТ.
Это негативно сказывается на инвестиционной привлекательности российской промышленности и, прежде всего, оборонно-промышленного комплекса.В настоящее время, основу финансирования инновационного процесса составляет федеральный бюджет, прежде всего средства, выделяемые по разделу Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, в рамках которого финансируются фундаментальные исследования и разработка перспективных технологий и приоритетных направлений научно-технического прогресса.Как показала практика, бюджетных средств для активизации инновационной деятельности недостаточно. Снижение инновационной активности стало причиной снижения инвестиционных потоков из всех источников.
В результате, образовался порочный круг: нет экономически выгодных инноваций нет инвестиций для их реализации и продвижения на рынок нет средств для новых инноваций.Для повышения инновационной активности, как важнейшего фактора создания благоприятного инвестиционного климата в Российской Федерации в целом и инвестиционной сфере военно-технического сотрудничества, в частности, по нашему мнению, необходимо шире использовать имеющийся потенциал оборонных предприятий. При этом новым перспективным направлением работы является продвижение на внешний рынок инновационной продукции гражданского назначения, созданной предприятиями оборонно-промышленного комплекса в рамках конверсии.В настоящее время оборонными предприятиями накоплено большое количество высокотехнологичных инвестиционных проектов. ФГУП Рособоронэкспорт с помощью своих Представительств начало осуществлять сбор данных по перспективным инвестиционным проектам предприятий регионов (уже поступили данные по более чем 900 проектам), для анализа которых сформирована база данных по инновационным проектам (включающая свыше 300 проектов).По многим таким, часто не имеющим аналогов в мире, разработкам уже начаты интенсивные маркетинговые исследования. Сейчас ФГУП Рособоронэкспорт предлагаются на мировом рынке инновационные проекты российских оборонных предприятий в различных областях: в экологии, медицине, машиностроении, энергетике, лазерных технологиях, химии, новых материалах, биотехнологиях, сельском хозяйстве, электронике и телекоммуникациях.

Инвестиционные риски

Инвестиционная, как и любая экономическая деятельность, объективно связана с рисками. Система факторов, характеризующих инвестиционные риски, в конечном итоге может быть сведена к оценке общих условий хозяйствования в российской экономике в целом и оборонно-промышленном комплексе, в частности. Принято считать, что общее состояние экономической среды оценивается на основе макроэкономических показателей.
Эти агрегированные показатели объективно характеризуют состояние как экономики в целом, так и отдельных отраслей.И хотя по итогам 2001 г. численные значения отдельных показателей кажутся весьма обнадеживающими, тем не менее, необходимо учитывать, что они численно характеризуют лишь текущее состояние экономической среды и по существу не отражают сложившуюся систему экономических отношений в стране, имеющих по отношению к показателям существенную инертность.Анализ показывает, что одним из важных рисков в сфере ВТС является институциональный риск, который возникает при трансформации структуры собственности предприятий исполнителей контрактов. В частности, приватизация исполнителя контрактов может привести к его перепрофилированию, снижению качества производимой ПВН и др.
Это сразу приведет к разрыву технологической цепочки по созданию экспортоориентированной ПВН, снижению эффективности инвестиционного процесса, в том числе, через снижение отдачи от инвестиций государственного посредника в данное предприятие.Например, в 2001 году от иностранных заказчиков было получено более 1000 рекламационных актов в отношении продукции военного назначения, поставленной приватизированными предприятиями по контрактам, подписанным ФГУП Рособоронэкспорт. Около 80% от общего количества рекламаций было предъявлено к ПВН, поставляемой ОАО Оборонительные системы.
Более 10 % рекламаций было предъявлено к авиационной технике, из них свыше 50% приходится на два авиационных предприятия: ОАО Таганрогская авиация и ОАО Росвертол.

Налоговая система и законодательные условия инвестирования

Для формирования благоприятного инвестиционного климата, увеличения объемов иностранных инвестиций, в том числе, в сферу военно-технического сотрудничества, государством осуществляется ряд мероприятий по совершенствованию российского законодательства и информационного обеспечения иностранных инвесторов, улучшению налогового, таможенного и валютного регулирования, правовому обеспечению участия России в международном инвестиционном сотрудничестве.

Порядок налогообложения в России регламентируется Налоговым кодексом (в настоящее время введены в действие три части):

Часть первая (общая часть) с изменениями и дополнениями была принята Федеральными законами от 9 июня 1999г. 154-ФЗ и 155-ФЗ;

Часть вторая (НДС, акцизы, налоги на доходы физических лиц и единый социальный налог) принята Федеральным законом от 5 августа 2000г. 166-ФЗ.;

Часть третья была принята в начале 2002г.

Усилению взаимодействия с иностранными инвесторами, конструктивному диалогу с ними, определению актуальных вопросов реформирования экономики способствует деятельность специального органа - Консультативного совета по иностранным инвестициям в России.

Дополнительные условия для развития инвестиционной деятельности могут создаваться путем формирования активной государственной микроэкономической политики, основным содержанием которой является поэтапное реформирование российских предприятий.

Необходимо отметить, что законодательное и нормативно-методическое поле инвестиционной деятельности постепенно совершенствуется, в том числе в направлении устранения препятствий для задействования всех источников финансирования инвестиционной деятельности, в том числе и в сфере военно-технического сотрудничества.

В качестве примера можно привести некоторые законодательные и нормативно-методические документы:

Федеральный закон от 23.08.1996г. 127-ФЗ О науке и государственной научно - технической политике, установивший цели государственной научно-технической политики и порядок привлечения иностранных инвестиций в область науки и техники;

Постановление Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997г. 1470 Об утверждении порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюджета развития Российской федерации и положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития Российской Федерации, в соответствии с которым государственные гарантии за счет средств Бюджета развития Российской Федерации являются поручительством Правительства Российской Федерации и предоставляются российским инвесторам на конкурсной основе под заемные средства для реализации инвестиционных проектов;

Постановление Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 16 июля 1999г. 60 Об утверждении статистического инструментария по определению эффективности инвестиций в основной капитал по проектам - победителям конкурса, имеющим государственную поддержку, которым установлен порядок представления сведений о результатах реализации инвестиционных коммерческих высокоэффективных проектов - победителей конкурсов и введены методические указания по расчету показателей эффективности и окупаемости инвестиций по введенным объектам, имеющим государственную поддержку;

Постановление Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 7 июля 2000г. 63 Об утверждении статистического инструментария по обследованию инвестиционной активности предприятий, которым установлен порядок представления государственной статистической отчетности по специальной форме федерального государственного статистического наблюдения юридическими лицами и их обособленными подразделениями за инвестиционной активностью.

Роль и место государственного посредника в инвестиционном процессе системы военно-технического сотрудничества

Инвестиционная деятельность является одним из направлений работы ФГУП Рособоронэкспорт. Она основывается на том, что в оборонно-промышленном комплексе накоплено большое количество высокотехнологичных, оригинальных разработок (потенциальных инноваций), опирающихся на результаты фундаментальных исследований мирового уровня. Использование в разработках последних технологических достижений ОПК и нетрадиционность подходов российских разработчиков продукции военного назначения позволяют создавать уникальную инновационную продукцию, как военного, так и гражданского назначения.


Причем гражданская продукция потенциально имеет самый широкий рынок сбыта.В настоящее время объем мирового рынка наукоемкой продукции оценивается в 2 трлн. 300 млн. долл. США.
Из этой суммы 39% приходится на продукцию США, 30% Японии, 16% Германии, 0,3% России. Экономическая эффективность инновационной деятельности подтверждается тем, что США ежегодно получают от экспорта наукоемкой продукции около 700 млрд. долл. США, Германия 530 млрд. долл. США, Япония 400 млрд. долл.
США /5/.Как показывает зарубежный и отечественный опыты, экономический рост на 90% обеспечивается за счет инноваций, то есть нововведений и внедрения новых знаний и технологий.К сожалению, пока инновационная активность в России очень низка. Из общего объема производств, лишь 5% предприятий применяют новейшие научные достижения, в то время как в развитых странах эта цифра составляет 80-87%.
При этом в России работает примерно 12% всех ученых и инженеров-разработчиков мира, а в США 25% /5/.Тем не менее, по оценкам Российской академии наук, Россия может активно участвовать в разработке 8-10 из 50 технологий, которые серьезно могут повлиять на мировое развитие в XXI веке. Поэтому в России стали уделять больше внимания вопросам разработки передовых технологий, свидетельством чего является Постановление Правительства РФ от 8.11.2001 г. 779, утвердившее Федеральную целевую программу Национальная технологическая база на 2002-2006 гг..Общая стоимость программы составляет 12 млрд. 994 млн. руб.
Из федерального бюджета предусмотрено выделить 7 млрд. 740,8 млн. руб., а 5 млрд.
253,2 млн. руб. предполагается получить из внебюджетных источников /114/.Основными задачами программы являются:
  • разработка промышленных технологий, необходимых для производства конкурентоспособной наукоемкой продукции;
  • технологическое перевооружение отечественной промышленности на основе передовых технологий;
  • создание научно-технического задела;
  • разработка технологий подготовки и повышение профессионального уровня кадров для высокотехнологичных отраслей промышленности;
  • активизация процессов коммерциализации новых технологий.
Основу для выполнения этой программы должен составить оборонно-промышленный комплекс. В настоящее время в нем имеется более 500 инвестиционных проектов, объем инвестиций по которым оценивается на уровне 13 млрд. долл. /75/.Только в ОПК около 900 НИИ и КБ, в которых сконцентрированы лучшие научно-производственные и интеллектуальные ресурсы России.Отечественный научно-технический комплекс и сейчас по своей эффективности превосходит США. Если количественно оценивать научные результаты на единицу финансирования, то наша промышленность производит в 4 раза больше, чем США /5/.

В этих условиях именно для государственных структур, объединяющих оборонно-промышленный комплекс и экспорт ПВН в единую систему военно-технического сотрудничества, складываются наиболее благоприятные условия для активизации инвестиционной деятельности, благодаря чему будут созданы предпосылки для дальнейшего развития оборонно-промышленного комплекса, повышения экономической эффективности военно-технического сотрудничества, в целом, а также основных субъектов ВТС, в частности.

Системообразующим элементом, по нашему мнению, должно стать ФГУП Рособоронэкспорт, которое наделено для этого необходимыми полномочиями, вытекающими из его устава и заключающимися в следующем /111/:1. Предприятие является государственным посредником при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения и основано на праве хозяйственного ведения.
Это дает основание к использованию накопленного в России инвестиционно-инновационного потенциала.2. Поскольку предприятие является коммерческой организацией, осуществляющей свою деятельность на основе хозяйственного расчета и самофинансирования, то в рамках достижения экономических целей оно имеет право использовать весь арсенал рыночных механизмов повышения эффективности функционирования, в том числе за счет активизации инвестиционной деятельности.3. Предприятие наделено правом самостоятельно распоряжаться полученной в результате своей деятельности прибылью, оставшейся после уплаты предусмотренных федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации налогов и других обязательных платежей и перечисления в федеральный бюджет доли прибыли в установленном порядке.
Следовательно, оно имеет возможность часть полученной прибыли направлять на создание новых видов ПВН, необходимость разработки которых установлена в результате проведенных маркетинговых исследований и диктуется развитием мирового рынка вооружения.4. Для реализации своих уставных целей, в том числе на основании лицензий, получаемых в установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке, предприятие имеет право:

  • передавать (продавать) иностранным заказчикам и приобретать за рубежом в установленном порядке лицензии для производства продукции военного и двойного назначения;
  • инвестировать собственные и привлеченные средства в российские предприятия и организации оборонных отраслей промышленности, в первую очередь для разработки и производства конкурентоспособной продукции военного назначения;
  • запрашивать и получать в установленном порядке необходимую информацию от федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также от предприятий и организаций, в том числе оборонных отраслей промышленности;
  • создавать филиалы и представительства, в том числе за рубежом, утверждать положения о них, принимать решения об их реорганизации и ликвидации;
  • создавать на паевых началах с российскими и иностранными партнерами коммерческие организации на территории Российской Федерации и за рубежом, а также унитарные предприятия путем передачи им в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение (дочерние предприятия);
  • приобретать или арендовать основные и оборотные средства за счет имеющихся у него финансовых ресурсов, кредитов, ссуд, а также других источников финансирования;
  • распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе передавать в залог, сдавать в аренду или вносить в виде вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ в порядке и размерах, установленных федеральным законодательством.
Все это предоставляет законодательную возможность ФГУП Рособоронэкспорт стать системообразующим элементом всего инвестиционного процесса в системе военно-технического сотрудничества. Для этого необходимо такую возможность максимально использовать, особенно с учетом высокой значимости военно-технического сотрудничества для государства, как специфической сферы экономической, внешней и военно-технической политики.Рассмотрим место и роль этого предприятия в инвестиционном процессе системы военно-технического сотрудничества.Категория инвестиции в процессе эволюции претерпела значительные изменения. В рыночной экономике инвестиции связаны с накоплением капитала.
Необходимо отметить, что по определению экономистов классиков, капитал есть накопление запасов продуктов труда /72/.Законодательство Российской Федерации под инвестициями понимает: наличные денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции, технологии; машины и оборудование; лицензии, в том числе и на товарные знаки и другие ценные бумаги; кредиты; любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности.С учетом этого и ссылаясь на /88/ под инвестициями в сфере военно-технического сотрудничества будем понимать вложение капитала (денежных средств, акций, паев, лицензий, технологий и др.) на определенный срок в собственной стране или за рубежом в предприятия разных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические программы, инновационные проекты с целью получения прибыли.С учетом практического отсутствия сегодня целенаправленной инвестиционной деятельности в процессе военно-технического сотрудничества, ее активизация, по существу, означает создание инвестиционной сферы системы ВТС, под которой будем понимать систему экономических отношений, возникающих между субъектами военно-технического сотрудничества по поводу движения и/или реализации инвестиций.В инвестиционной деятельности как в классическом виде, так и в сфере ВТС, должны присутствовать рынок денежных средств, в котором предложение представлено в виде сбережений, спрос инвестициями, а цена нормой прибыли. Поведение отдельных субъектов на данном рынке описано Дж.М.Кейнсом, который подчеркивал, что для владельца реального капитального имущества всегда есть альтернатива владеть вместо него деньгами или долговыми обязательствами /54/.Процесс инвестирования зависит от ожидаемой нормы прибыли или рентабельности предполагаемого вложения капитала. Если по мнению инвестора эта рентабельность слишком низка, то вложения осуществляться не будут.Таким образом, задачей ФГУП Рособоронэкспорт, как системообразующего элемента инвестиционной деятельности в области ВТС, должно стать создание системы мотиваций экономического плана для владельцев реального капитального имущества к направлению этого имущества в виде инвестиций в производственную сферу ВТС. Это связано с тем, что, несмотря на высокую привлекательность военно-экономического сотрудничества как вида экономической деятельности, оно сопряжено с определенными рисками, что заставляет инвесторов очень осторожно подходить к участию в соответствующих проектах.Поскольку с финансовой и экономической точек зрения инвестирование может быть определено как долгосрочное вложение экономических ресурсов с целью создания и получения чистой прибыли в будущем, то заинтересованность в будущих чистых выгодах должна быть общей для каждой из участвующих в процессе инвестиционной деятельности сторон: государства, производителей продукции военного назначения и государственного посредника (ФГУП Рособоронэкспорт). Однако необходимо иметь в виду, что ожидаемые выгоды при этом могут быть различными для различных субъектов и оцениваться по разному.Теоретически возможные объемы инвестиций определяются исходя из равенства общей суммы сбережений, представляющей собой совокупный результат действия множества отдельных потребителей, и величины инвестиций как совокупного результата действий индивидуальных предпринимателей /53/.Проведенный анализ показывает, что ФГУП Рособоронэкспорт в рамках формирования инвестиционной сферы может осуществлять:
  • финансовые инвестиции вложения в покупку акций, облигаций, других ценных бумаг;
  • производственные инвестиции в создание и развитие предприятий, а также инвестиции в развитие собственно производства;
  • инвестиции в прочие реальные активы с целью создания запасов товарно-материальных ценностей.
Место и роль ФГУП Рособоронэкспорт как субъекта инвестиционного процесса, имеющего собственные активы и способного привлекать средства других организаций для осуществления всех вышеперечисленных видов инвестиций, представлены на рис. 1.4.

Таким образом, ФГУП Рособоронэкспорт в рамках инвестиционной деятельности может оперировать собственными и привлеченными средствами.Важнейшая особенность ФГУП Рособоронэкспорт как субъекта инвестиционного процесса, вытекает из высокой диверсифицированности его деятельности, которая направлена на обеспечение выполнения договоров комиссии по поставке инозаказчикам разнородной ПВН, оффсетнных соглашений, предусматривающих комплекс разнообразных мероприятий, выполняемых в обеспечение поставочного контракта, а также бартерных контрактов. В силу этой особенности, в отличие от специализированных инвестиционных компаний, ФГУП Рособоронэкспорт вынужден одновременно участвовать в реализации комплекса инвестиционных проектов, охватывающих практически весь их возможный спектр.Для выполнения этих проектов собственных средств государственного посредника недостаточно. Поэтому возникает задача привлечения других источников.
Эта задача может быть решена за счет высокого имиджа ФГУП Рособоронэкспорт на мировом рынке вооружения и раскрученного брэнда.Большое количество одновременно выполняемых инвестиционных проектов предполагает высокую ответственность ФГУП Рособоронэкспорт как к отбору самих инвестиционных проектов, реализация которых экономически целесообразна, так и к подбору предприятий-исполнителей этих проектов.В целом, основные направления деятельности ФГУП Рособоронэкспорт по интенсификации инвестиционной деятельности представлены на рис. 1.5.Системообразующая роль ФГУП Рособоронэкспорт в инвестиционной сфере военно-технического сотрудничества помимо участия в реализации инвестиционных проектов, предложенных предприятиями ОПК, требует разработки собственных инвестиционных проектов, направленных, прежде всего, на разработку тех инноваций, которые в дальнейшем лягут в основу создания образцов ПВН, которые будут востребованы в перспективе.

Содержание раздела