смотреть тут         d9e5a92d

Основные параметры текущего состояния оборонно-промышленного комплекса

Постановление Правительства РФ от 11.10.2001г. 713.
  • Федеральная целевая программа Национальная технологическая база на 2002-2006гг.. Постановление Правительства РФ от 8.11.2001г. 779.
  • Федеральный закон от 29.07.1998г. 135-ФЗ Об оценочной деятельности в Российской Федерации.
  • Финансовые известия 10, 13, 19, 1998г.
  • Чемезов С.В. Наша основная задача завоевать рынки. Независимое военное обозрение 46, 2001г.
  • Черняк В.З. Оценка бизнеса. М. Финансы и статистика.
  • Чуб Б.А. Оценка инвестиционного потенциала субъектов российской экономики на мезоуровне. М., ЗАО ИПЦ Буквица, 2001.
  • Шакур Н. Сиамские близнецы авиапрома. Компания, 26.05.2001 г.
  • Шелуденков А., Рулько А. Сертификация средств вычислительной техники. Меgaplus 11, 2000.
  • Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. М., ИНФРА-М, 1996.
  • Шумпетер И. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.
  • Экономика и жизнь 11, 1998.
  • Экономика от 16.12.1998 г.
  • Экономическая газета 3, 2002 г.
  • Эксперт, 12, 35 1998г.
  • Эксперт, 38, 45 1997г.
  • InternetНОСТИ. CD ПРО, 29 марта - 11 апреля 2001 г.
  • Сайт НИЦ CALS-технологий Прокладная логистика, http://www.cals .ru/what.htm.
  • 131. Сайт http://www.vpk.ru.

    132. Andrew Belianinov in interview with IBA.
    Business Messenger (Индия), 10.2001.

    133. Kodama Fumio. Emerging Patterns of Innovation Sources of Japan’s Technological Eadge, Harvard Business School, 1995. Перевод, обработка и рисунки А. Сенин.
    2000-2001.

    134. Marguis Donald G. The Anatomy of Successful Innovation, Перевод, обработка и рисунки А. Сенин.
    2000-2001.

    135. Russian agensy heralds arms export shake-up.
    Jane’s Defence Weekly vol. 35 No 1 (Великобритания), 3.01.2001

    136. Rosoboronexport partnership in the interests of security. Asian Defence Jornal (Малайзия/АТР), 01-02.2001

    137. Rosoboronexport reliable partner of India for the new century. Asian Military Review (Великобритания/ АТР), 02.2001

    138. Russian arms exports to be coordinated. Show News/Paris Air Show 2001 44 (Франция), 19.06.2001

    139. Indo-Russian Collaboration, Delhi Declaration Gives a new Boost.
    Indian Defence Review (Индия), 07-09.2001, vol. 16 (3).

    140. Latest Russian military marvels on parade.
    New Straits Times (Малайзия), 09.10.2001.

    Приложения

    Приложение 1

    Основные параметры текущего состояния оборонно-промышленного комплекса


    Предприятиями оборонно-промышленного комплекса производится 27% продукции отечественного машиностроения, 100% авиационной и космической техники, изделий электронной техники, промышленных взрывчатых веществ, 70% средств связи, 60% - сложной медицинской техники, 30% высокотехнологичного оборудования для топливно-энергетического комплекса.
    Нынешнее состояние ОПК характеризуется /9, 13/:
    прекращением или сокращением до минимума выпуска ряда важнейших образцов ВВТ;
    сохранением большого количества устаревших производственных мощностей и низким средним уровнем их загрузки (7-14%);
    сокращением инвестиций и, как следствие, прогрессирующим старением научного и производственного оборудования (износ активной части основных производственных фондов превышает 75%, более трети ее части 100%, доля оборудования с возрастом до 5 лет составляет 4,6%;
    старением и ухудшением качества научных и производственных кадров, низким уровнем зарплаты (на треть ниже, чем в среднем по промышленности);
    спадом уровня научно-технических разработок (выпускаемая военная продукция, в том числе на экспорт, базируется на разработках 70-80гг.);
    утратой технологий создания элементной базы практически во всех оборонных отраслях;
    дезинтеграцией связанных производств и научно-исследовательских организаций;
    неудовлетворительным финансово-экономическим состоянием большинства организаций (предприятий);
    неэффективным контролем за использованием государственной собственности.
    Все это привело к тому, что свертываются многие НИОКР, ликвидируется научно-технический и технологический заделы на будущее, стареет парк оборудования, падает мобилизационная способность, теряются высококвалифицированные кадры. Катастрофическое сокращение бюджетных ассигнований привело к свертыванию работ по большинству начатых перспективных разработок, остановке работ по более чем 50 перспективным технологиям, в том числе в таких критически важных областях, как радио- и оптическая локация, новая вычислительная техника, двигательные установки и др.
    Практически ни один сложный образец ВВТ не обеспечен отечественной элементной базой. Так, в создаваемых электронных системах вооружения доля зарубежных элементов составляет 50% /89/.
    Недостаточное финансирование оборонно-промышленного комплекса обусловлено, помимо организационно-экономических проблем страны, недостаточным финансированием мероприятий по реформированию Вооруженных Сил РФ - основного заказчика вооружения и военной техники (поставки ВВТ для внутренних нужд составляют только 30% от общего объема производства их в ОПК).
    За последние два года наметилось некоторое увеличение объемов производства ОПК: государственный оборонный заказ вырос в 2 раза. Выпуск продукции в 2001г. увеличился по сравнению с 2000г. на 7,6% (в промышленности на 5,5%), в том числе гражданской на 12%. Доля гражданской продукции составила в ОПК 47,8% (в 2000г.
    44,1%). Ассигнования в 2002г. на НИОКР ожидаются в размере 68 млрд. руб., на поставки ВВТ 79 млрд. руб. /76,103/.
    Тем не менее, поставки на мировой рынок продукции военного назначения остаются пока единственным источником поддержки загруженности имеющихся мощностей ОПК, доходы которого на 70% связаны с экспортом ПВН /89/.
    Данные о параметрах функционирования ОПК в 2000 г. приведены в табл. 2-4.

    Таблица 2

    Темпы роста (снижения) производства товарной продукции (работ, услуг)
    по отраслям оборонной промышленности за январьдекабрь 2000 года.

    (в %% к соответствующему периоду года в сопоставимых ценах 1999 года)

    Наименование агентства и отрасли

    Темпы роста

    (снижения) (%%)

    декабрь

    с начала года

    ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

    98,1

    125,3

    Росавиакосмос, в том числе:

    93,9

    133,4

    -авиационная промышленность (АП)

    93,5

    140,2

    -ракетно-космическая промышленность (РКП)

    95,1

    103,5

    РАВ (промышленность вооружения (ПВ))

    96,1

    108,0

    Росбоеприпасы (промышленность боеприпасов
    и спецхимии (БП))


    97,4


    122,2

    Россудостроение (судостроительная промышленность (СП))

    106,9

    119,3

    РАСУ в том числе:

    94,7

    133,1

    -радиопромышленность (РП)

    85,4

    128,7

    -промышленность средств связи (ПСС)

    79,3

    144,4

    -электронная промышленность (ЭП)

    124,3

    135,0

    Минпромнауки (промышленность специального назначения (ПСН))


    130,7


    113,7

    Таблица 3

    Темпы роста (снижения) производства гражданской продукции

    (работ, услуг) по отраслям оборонной промышленности за январьдекабрь 2000 года

    Наименование агентства и отрасли

    Темпы роста

    (снижения) (%%)

    декабрь

    с начала года

    ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

    105,7

    120,3

    Росавиакосмос, в том числе:

    86,6

    116,2

    -авиационная промышленность (АП)

    100,1

    126,3

    -ракетно-космическая промышленность (РКП)

    51,7

    92,9

    РАВ (промышленность вооружения (ПВ))

    116,1

    124,4

    Росбоеприпасы (промышленность боеприпасов
    и спецхимии (БП))


    130,4


    120,1

    Россудостроение (судостроительная промышленность (СП))


    96,2


    111,1

    РАСУ в том числе:

    124,9

    130,8

    -радиопромышленность (РП)

    120,1

    120,0

    -промышленность средств связи (ПСС)

    120,5

    144,8

    -электронная промышленность (ЭП)

    129,4

    131,2

    Минпромнакуи (промышленность специального назначения (ПСН))


    135,4


    112,7

    Таблица 4

    Производство потребительских товаров в действующих ценах (без НДС, акциза) по отраслям оборонной промышленности за январьдекабрь 2000 года

    Наименование агентства и отрасли

    Производство (млн. руб.)

    *)Темпы роста (снижения) (%)

    декабрь

    с начала года

    декабрь

    с начала года

    ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

    1571,3

    18222,1

    101,7

    125,0

    Росавиакосмос, в том числе:

    487,3

    5448,4

    108,4

    124,8

    -авиационная промышленность (АП)

    357,3

    3977,0

    106,7

    128,3

    -ракетно-космическая промышленность (РКП)

    130,0

    1471,4

    113,3

    116,2

    РАВ (промышленность вооружения (ПВ))

    479,7

    5423,9

    112,9

    130,0

    Росбоеприпасы (промышленность боеприпасов
    и спецхимии (БП))


    304,8


    3655,9


    85,9


    111,0

    Россудостроение (судостроительная промышленность (СП))


    70,7


    710,1


    90,3


    104,6

    РАСУ в том числе:

    210,3

    2682,5

    100,3

    134,2

    -радиопромышленность (РП)

    32,7

    892,2

    55,7

    146,4

    -промышленность средств связи (ПСС)

    81,5

    879,2

    98,2

    131,1

    -электронная промышленность (ЭП)

    96,1

    911,1

    141,3

    126,8

    Минпромнауки (промышленность специального назначения (ПСН))


    18,5


    301,4


    67,8


    98,3

    *)Темпы роста (снижения) производства потребительских товаров приведены в % к соответствующему периоду предыдущего года в сопоставимых ценах 2000 года.

    Приложение 2

    Анализ инвестиционной привлекательности наиболее важных предприятий отраслей оборонной промышленности, участвующих в выполнении экспортных контрактов

    (Анализ проведен по материалам ИТЕРФАКС за 2000-2002гг. /50/.)

    Авиационная промышленность.

    Военно-промышленный комплекс (ВПК) МАПО в декабре 1999 г., в рамках реформирования отрасли, был переименован в Российскую самолетостроительную корпорацию (РСК) МиГ, основу которой составили инженерный центр ОКБ им. Микояна разработчик авиатехники марки МиГ (г.
    Москва), производственный центр им. Воронина (г. Москва), Луховицкий машиностроительный завод (Московская обл.), Калязинский машиностроительный завод (Тверская обл.). В составе корпорации также остались АООТ Красный октябрь (г.
    Санкт-Петербург), ОАО Научно-техническое предприятие Авиатест, ОАО Прибор (оба предприятия в г. Ростов-на-Дону) и ОАО Пермская приборостроительная компания.

    Так, КБ им. Микояна в 1999-2000 г. было загружено оборонным заказом на 3,5%, а два завода (Московский и Луховицкий) по производству самолетов с 1994 г. по 2000 г. не получали заказов от Минобороны России вообще.
    Сейчас в рамках государственного оборонного заказа ведется разработка корабельного самолета МиГ-29К и истребителя нового поколения.

    В свое время, именно ВПК МАПО провел испытания первого российского боевого самолета, оснащенного цифровой системой управления, что значительно повышает боевые характеристики самолета. Кроме того, эта система имеет подсистему по ограничению экстремальных режимов, повышающую безопасность полета.
    В разработке новой российской системы управления приняли участие конструкторское бюро им. Микояна, которое, в частности, разрабатывало общую идеологию системы и программное обеспечение, московское предприятие Авионика разработчик вычислительного комплекса и машиностроительный завод Восход (г.Павловск-на-Оке) производитель части агрегатов.

    В Российской самолетостроительной корпорации МиГ на базе перехватчика МиГ-31Б создан истребитель ПВО МиГ-31БМ с расширенными летно-техническими возможностями, интерес к которому проявлен некоторыми иностранными государствами. Кроме того, РСК стремится к расширению объемов работ по гражданской тематике, что позволит сохранить на предприятии более 5 тысяч рабочих мест.


    При сохранении на предприятии только военной тематики при нынешних объемах заказов предприятию достаточно не более 3 тысяч сотрудников. В настоящий момент на предприятии трудятся более 9,5 тысяч человек.
    2001 год стал переломным для РСК МиГ. Интенсивная маркетинговая работа на международном рынке принесла результаты.
    Заключены 5 контрактов на поставку продукции и несколько контрактов на оказание услуг на поставку запчастей. Общая сумма заключенных контрактов составляет около 1 млрд. долларов. Это стало возможно благодаря тому, что выиграны тендеры на поставку и модернизацию самолетов в целом ряде стран, причем не только среди постоянных партнеров, но и в новых регионах. Истребители МиГ приняты на вооружение ВВС двух стран.
    Таким образом, количество стран-эксплуатантов МиГ-29 увеличилось до 28. Знаковое событие возвращение компании на европейский рынок: контракты с Венгрией на ремонт и поставку запчастей, участие в тендере на предоставление услуг ВВС Болгарии, где есть основания надеяться, что наши предложения окажутся самыми выгодными.
    Идет успешная маркетинговая работа с потенциальными заказчиками. Руководителям авиационных ведомств различных стран передано около 200 технико-экономических предложений по поставкам продукции военного назначения, ремонту и модернизации самолетного парка.
    Общий объем предполагаемых контрактов на ближайшие 5-6 лет составит около 4 млрд. долларов. В 2002 году планируется довести объемы заключенных контрактов до 1,5 млрд. долларов.
    Основа для их развития новые модификации истребителя МиГ-29.

    Именно гражданские программы способны сохранить коллектив авиационного комплекса. В связи с этим большая часть мощностей российской самолетостроительной корпорации МиГ в ближайшей перспективе будет загружено производством гражданской продукции. Исследования специалистов компании показали, что в ближайшее время на военном направлении будет задействовано лишь 20% мощностей корпорации, поэтому 80% ей придется или сокращать, или конверсировать.
    РСК МиГ выбрал второй вариант вариант конверсии.

    Основными гражданскими программами, которые осваиваются в этой корпорации, является серийная сборка ближнемагистрального пассажирского самолета Ту-334. В ближайшие 2 года в рамках программы производства этого самолета будет задействовано до 75% мощностей серийных заводов и сохранены мобилизационные мощности.
    В настоящее время ведутся переговоры с Ираном о продаже этой стране лицензии на производство самолета Ту-334.

    Концепция развития корпорации предусматривает также реализацию программы производства экспортного варианта многоцелевого самолета МиГ-110. К этой программе проявляет интерес Австрия, предлагая создать на базе австрийской авиапромышленности сборочное производство МиГ-110.

    В качестве возможностей гражданского производства рассматривается также проект трехместного делового самолета Ил-103, получившего сертификат авиационной администрации США.

    В рамках международного сотрудничества в 1993 г. создано СП MAPS, учрежденное совместно германским концерном Dasa и ГК Росвооружение. Прорабатывается вопрос участия в гражданских авиационных проектах А-400М и А-3XX. Продолжается реализация программы создания учебно-тренировочного самолета МиГ-АТ.
    Он создается в рамках международного проекта, в котором участвуют французские компании Снекма, Турбомека (силовая установка) и Талес Авионикс (бортовое радиоэлектронное оборудование), что, по оценкам экспертов, существенно расширяет рыночный потенциал самолета. С российской стороны в программе задействованы крупнейшие российские авиационные предприятия и исследовательские центры, включая Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем (интеграция бортового оборудования и программное обеспечение), Центральный аэрогидродинамический институт (аэродинамическая отработка проекта), научно-производственный комплекс Авионика (система управления), акционерное общество Звезда (катапультное кресло К-93), Летно-испытательный институт имени Громова (летные испытания).

    Планируется поставка самолетов МиГ-АТ в Индию. Контракт может быть подписан уже в начале 2002 года.

    В настоящее время индийскую сторону интересует самолет МиГ-АТ, оснащенный двумя двухконтурными турбореактивными двигателями LARZAC 04R20 разработки компаний Снекма Моторс и Турбомека (Франция). Для оснащения российских Военно-воздушных сил предполагается использование двигателя РД-1700 разработки Тушинского машиностроительного конструкторского бюро Союз.
    МиГ-АТ может быть укомплектован как французскими (система TopFlight производства компании Талес Авионикс), так и российскими комплексами бортового радиоэлектронного оборудования.

    Программа МиГ-АТ рассматривается как одно из приоритетных направлений российско-французского военно-технического сотрудничества. В частности, французское правительство заявило о готовности предоставить кредит в размере 400 млн. французских франков для оснащения двигателями LARZAC и авионикой производства компании Талес Авионикс 15 самолетов МиГ-АТ.

    Российская самолетостроительная корпорация МиГ намерена по-прежнему оставаться ведущей российской военно-промышленной компанией, поскольку в настоящее время успешно осуществляется серийное производство и широкомасштабная модернизация истребителей МиГ-29, проводится модернизация МиГ-31 и МиГ-21 в сотрудничестве с нижегородским авиазаводом Сокол.

    ОАО Авиационный комплекс им. С.В.

    Ильюшина.

    В рамках государственного оборонного заказа этот авиационный комплекс осуществляет создание самолетов типа Ил-106; Ил-76; Ил-38 и др. В настоящее время загрузка авиационного комплекса составляет порядка 40%, численность кадрового персонала 3-3,5 тыс. человек.
    Финансово-экономическое состояние оценивается как среднее, общее состояние устойчивое.

    В настоящее время комплекс завершил разработку эскизного проекта легкого многоцелевого самолета нового поколения Ил-100. Новый самолет разрабатывается в связи со списанием по сроку службы самолетов подобного типа предыдущих поколений, разработанных в 50-60 годах, в частности Ан-2 (в настоящее время в России эксплуатируется более 1,5 тысяч таких самолетов).
    Самолет Ил-100 предназначен для транспортировки грузов массой до 1500 кг на расстояние до 500 км в грузовой кабине тех же размеров, что у самолета Ан-2 или перевозки 12 пассажиров на дальность до 1000 км при высоком уровне комфорта.

    При установке на Ил-100 двух двигателей (вместо одного у Ан-2) он в 1,5 раза будет экономичнее по расходу топлива. Кроме того, он будет использовать белее дешевое авиатопливо, чем Ан-2. В целом прямые эксплуатационные расходы нового самолета будут на 40% меньше, чем у Ан-2.
    Серийно самолет планируется производить на Луховицком машиностроительном заводе (Московская обл.), входящем в состав Российской самолетостроительной корпорации МиГ.

    На основе базовой модели Ил-100 в дальнейшем может быть создано несколько вариантов самолета. В частности, планируется разработка самолета на лыжном шасси для полярной авиации, самолета на поплавковом шасси, морского патрульного варианта и самолета для аэрофотокартографирования.

    В связи с финансовыми проблемами авиационный комплекс рассчитывает на получение кредитных гарантий для покупки авиадвигателей американской Pratt Whitney и авионики Collins для комплектации трех самолетов Ил-96Т, которые должны быть поставлены по лизинговой схеме авиакомпании Аэрофлот.

    Здесь следует отметить, что конкуренцию самолету Ил-100 может составить многоцелевой региональный самолет Ан-38 новой модификации Ан-38-200 с двигателями отечественного производства, к сборке которого приступило Новосибирское авиационное производственное объединение имени Чкалова. Серийное производство двигателей ТВД-20-03 для Ан-38-200 налажено на Омском моторостроительном производственном объединении имени Баранова.
    Шестилопастные воздушные винты АВ-36М будут создаваться в машиностроительном конструкторском бюро подмосковного г.Ступино.

    Предполагается, что до 2010 года будет построено 170 многоцелевых самолетов Ан-38 для поставки на российский и зарубежный рынки.

    Предыдущая модификация самолета Ан-38-100 оснащается двумя двигателями ТРЕ 331-14GR-801Е производства американской фирмы Honeywell и воздушными винтами фирмы Hartzell. Модификация самолета с российскими двигателями будет дешевле на 25-30%, чем с американскими. Базовая стоимость самолета Ан-38 составляет около 4 млн. долл.
    США.

    Открытое акционерное общество АВПК Сухой.

    В декабре 1997 г. постановлением Правительства Российской Федерации ФГУП АВПК Сухой было преобразовано в холдинг ОАО АВПК Сухой со 100% государственным участием. В состав холдинга вошли ОКБ Сухого, Комсомольское-на-Амуре, Новосибирское и Иркутское авиационные производственные объединения.
    В 2001 г. Президентом РФ подписан указ о создании ОАО Акционерная холдинговая компании Сухой. Он предусматривает акционирование Комсомольского-на-Амуре (КнАПО) и Новосибирского (НАПО) авиационных производственных объединений, передачу 74,5 процента их акций в уставный фонд холдинга Сухой в дополнение к тем, которые уже находятся в АВПК: 14 процентов акций ИАПО, 38 Таганрогского АНТК и контрольный пакет ОКБ Сухого. При этом по 25,5 процента акций КнАПО и НАПО, которые акционируются со стопроцентной госсобственностью, будут переданы в РФФИ.
    Холдинг должен стать инструментом, который поможет консолидировать ресурсы для создания перспективных самолетов.

    ОКБ Сухого осуществляет разработку и модернизацию таких самолетов, как Су-27ИБ, Су-27мод, Су-37, Су-30, Су-35, МФИ, Су-54, Су-25ТМ (Су-39), Су-24мод, Су-25СМ, Су-31М, Су-29, Су-49, имеет высокую степень загрузки государственным оборонным заказом и стабильное финансово-экономическое состояние.
    2001 год для АВПК стал одним из самых удачных. Объемы производства по сравнению с 2000-м возросли более чем в 2 раза.
    Произведено более 50 самолетов.

    В настоящее время ОКБ Сухого приступает к полномасштабной разработке истребителя пятого поколения. Работы по его созданию будут базироваться на результатах летных испытаний экспериментального самолета С-37 с крылом обратной стреловидности и базовой модели семейства Сухого истребителя Су-30МК.
    По этой программе успешно отработан ряд технологий, проведены исследования новых вариантов аэродинамической компоновки. В результате испытаний установлено, что крыло обратной стреловидности дает большие преимущества на звуковых режимах полета и на больших углах атаки.
    Отработаны новые технические решения по электродистанционной системе управления, топливной системе, системе управления полетом и гидравлической системе.

    В рамках программ развития гражданской авиации на период 2001-2015 гг. разработан многофункциональный грузопассажирский самолет С-80 (S-80), производство которого будет осуществляться Комсомольским-на-Амуре авиационным производственным объединением (КнААПО). Стоимость программы разработки С-80 составляет 15-17 млн. долл.
    Первоначальная базовая цена самолета будет 6 млн. долл. США.

    Продукция АВПК Сухой абсолютный чемпион зарубежных контрактов (около 80%).

    Комсомольское-на-Амуре производственное объединение одно из крупнейших производителей авиационной техники в России, выпускает истребители Су-27 и варианты их глубокой модификации. В частности, это истребитель Су-30МК, истребитель палубного базирования Су-33, а также многофункциональный истребитель Су-35, имеющий двигатель с изменяемым вектором тяги.
    Степень загрузки государственным оборонным заказом предприятия 90%.

    В настоящее время КнААПО участвует в реализации программ освоения легкого самолета-амфибии Бе-103 и многофункционального самолета для местных и региональных воздушных линий С-80.

    Содержание раздела