d9e5a92d

Оценка инвестиционной привлекательности предприятий

Формула (С) является аналогичной модификацией основной формулы расчета рейтинга. Она учитывает значимость отдельных показателей при расчете рейтинговой оценки по отношению к предприятию-эталону.

Оценка инвестиционной привлекательности предприятий исполнителей контрактов

В соответствии с изложенной выше методикой проведем оценку инвестиционной привлекательности нескольких предприятий оборонно-промышленного комплекса и выберем предприятие исполнителя контракта (ПИК) в системе военно-технического сотрудничества с иностранными государствами. Оценка будет проведена по данным 5-ти оборонно - промышленных предприятий (ОПП), производящих боеприпасы для стрелкового оружия, за прошедшие 6 лет. Пусть имеем:
  • ОПП 1 (ОАО Тульский патронный завод);
  • ОПП 2 (ГУП ПО Ульяновский машиностроительный завод);
  • ОПП 3 (ОАО Новосибирский завод низковольтной аппаратуры);
  • ОПП 4 (ОАО Климовский штамповочный завод);
  • ОПП 5 (ОАО Барнаульский станкостроительный завод).
В рассматриваемом случае получены показатели за 30 периодов, что позволяет признать их значимыми и рекомендации по оценке инвестиционной привлекательности ПИК и управлению их финансовыми результатами могут считаться обоснованными. В первую очередь проанализируем показатели ликвидности. Расчеты проводились с использованием таблиц Microsoft Excel 7.0. Данные для анализа показателя общей ликвидности приведены в табл.
3.1.Рассчитаем средние значения коэффициента общей ликвидности в каждом периоде, а также среднее значение по всем предприятиям за все периоды (генеральный коэффициент общей ликвидности). Результаты расчетов приведены в табл.
3.2.

Таблица 3.1

Значение коэффициента общей ликвидности ОПП за исследуемый период

Предприятие

1996 г.

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

ОПП 1

1,472

1,544

1,601

1,647

1,147

1,395

ОПП 2

2,625

2,618

2,381

2,033

1,960

2,040

ОПП 3

0,991

0,921

0,864

0,816

0,990

1,009

ОПП 4

1,302

1,258

1,226

1,203

1,130

1,112

ОПП 5

1,089

0,855

0,743

0,728

1,354

1,433

Таблица 3.2

Значения средних коэффициентов общей ликвидности ОПП по периодам,

а также среднего коэффициента

1996 г.

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

КОЛ

1,4958

1,4392

1,363

1,2854

1,3162

1,3978


1,3829

По данным табл. 3.2 можно сделать вывод, что в целом по анализируемым предприятиям КОЛ хоть и выше 1, но, тем не менее, не удовлетворяет требованиям отечественного законодательства, поэтому руководству оцениваемых предприятий необходимо уделить особое внимание управлению структурой активов и пассивов.
Динамика среднего значения коэффициента общей ликвидности представлена на рис. 3.1.


Рис. 3.1. Динамика коэффициента общей ликвидностиОПП по периодамДля анализа мобильных активов воспользуемся данными табл. 3.3, в которой приведены сводные расчетные значения мобильных активов по периодам для всех предприятий.

Таблица 3.3

Значения мобильных активов ОПП (тыс. руб.)

Предприятие

1996 г.

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

ОПП 1

25 057

32 784

40 511

48 238

12 253

36 423

ОПП 2

202 415

274 238

296 061

267 884

292 191

363 436

ОПП 3

-697

-6 616

-12 536

-18 455

-881

751

ОПП 4

53 272

54 454

55 635

56 817

41 231

40 184

ОПП 5

20 570

-49 622

-17 345

-14 216

15 863

15 341

Однако само по себе значение мобильных активов дает мало информации для анализа, поэтому, на основе приведенных данных, а также на основе данных о собственном капитале предприятий (табл. 3.4), проведем анализ коэффициента маневренности, а также исследуем динамику указанного показателя.

Таблица 3.4

Значения собственного капитала ОПП (тыс. руб.)

Предприятие

1996 г.

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

ОПП 1

135 391

145 445

156 493

165 954

132 496

167 043

ОПП 2

508 629

682 702

827 841

1 004 188

831 353

1 001 591

ОПП 3

119 597

112 339

105 081

97 823

114 059

114 352

ОПП 4

213 452

220 185

227 652

232 647

216 990

213 844

ОПП 5

5 549 663

4 829 691

4 130 189

3 843 107

6 427 836

6 756 534

На основе данных табл. 3.3 и 3.4, проведем расчет значения коэффициента мобилизации, а также его средних значений по периодам и генерального среднего, результаты расчетов представим в виде табл.
3.5.

Результаты расчета означают, что более 17% мобильных активов в среднем финансируются за счет собственных средств предприятий. Это свидетельствует о высоком удельном весе собственных средств в структуре пассивов, который подтверждается анализом структуры пассивов (табл.
3.6). Эти данные позволяют построить динамику изменения среднего коэффициента маневренности (рис. 3.2)

Таблица 3.5

Коэффициент мобилизации ОПП по периодам*

Предприятие

1996 г.

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001г.

ОПП 1

0,185

0,225

0,259

0,291

0,092

0,218

ОПП 2

0,398

0,402

0,358

0,267

0,351

0,363

ОПП 3

0

0

0

0

0

0,007

ОПП 4

0,250

0,247

0,244

0,244

0,190

0,188

ОПП 5

0,037

0

0

0

0,180

0,223

КМ

0,174

0,175

0,172

0,160

0,163

0,200

0,174


*0 в соответствующей графе означает отрицательное значение коэффициента маневренности.

Таблица 3.6

Удельный вес собственных средств ОПП в валюте баланса, %

Предприятие

1996 г.

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

ОПП 1

63

62

61

60

51

55

ОПП 2

73

70

67

66

57

58

ОПП 3

61

57

53

49

57

57

ОПП 4

55

51

48

45

41

37

ОПП 5

71

58

47

42

66

66


Рис. 3.2. Динамика среднего коэффициента маневренностиПомимо показателей ликвидности проанализируем показатели для оценки финансовых результатов, методы расчета которых приведены выше. В первую очередь рассмотрим структуру прибыли. (основные финансовые результаты сведены в табл.
3.7-3.9).

Таблица 3.7

Прибыль ОПП от основной деятельности (тыс. руб.)

Предприятие

1996 г.

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

ОПП 1

32 947

35 028

36 054

21 179

52 472

35 307

ОПП 2

115 581

113 817

77 394

104 524

80 232

113 255

ОПП 3

2 773

2 890

11 346

19 185

13 221

14 092

ОПП 4

10 892

7 823

16 285

1 280

16 655

16 451

ОПП 5

-549 430

-728 163

-681 299

-270 333

327 032

351 530

По данным табл. 3.7 можно увидеть, что самую успешную основную деятельность ОПП 2, а самые слабые результаты у ОПП 4.

Таблица 3.8

Балансовая прибыль ОПП (тыс. руб.)

Предприятие

1996 г.

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

ОПП 1

22 650

21 273

22 945

20 647

33 135

36 929

ОПП 2

94 783

89 264

60 533

91 249

60 056

85 827

ОПП 3

-1 085

-3 010

255

15 645

6 435

7 250

ОПП 4

5 023

5 098

5 977

3 333

7 804

8 881

ОПП 5

-561 433

-728 688

-680 345

-269 233

319 021

339 347

Балансовая прибыль включает в себя еще и прибыль от прочих операций, то есть позволяет оценить качество менеджмента в целом. По данным табл. 3.8 можно увидеть, что самые неудачные операции в рамках неосновной деятельности проводило ОПП 3.

Таблица 3.9

Чистая прибыль ОПП (прибыль после налогообложения, тыс. руб.)

Предприятие

1996 г.

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

ОПП 1

18 648

18 017

20 016

17 499

29 373

33 160

ОПП 2

90 163

84 259

55 991

86 448

56 142

80 339

ОПП 3

-3 191

-5 202

-1 244

13 244

1 793

2 501

ОПП 4

3 719

3 918

5 317

2 095

6 152

7 024

ОПП 5

-562 033

-729 353

-680 345

-269 983

308 451

328 341

Полученные в результате расчетов данные позволяют проанализировать динамику различных видов прибыли оборонно-промышленных предприятий. По этим данным можно сделать несколько важных выводов:
  • все предприятия терпят убытки вне зависимости от географического положения;
  • наличие торговой марки не является единственным основанием для успешной деятельности, зачастую затраты на рекламу настолько высоки, что не позволяют получать достаточный объем прибыли;
  • объем убытков и прибыли не зависит от структуры финансирования деятельности, вне зависимости от коэффициента маневренности и коэффициента ликвидности предприятие либо несет убытки, либо получает прибыль.
После анализа ликвидности и прибыли рассмотрим и проанализируем основные показатели прибыльности.Анализ прибыльности начнем с прибыльности переменных затрат (табл. 3.10).
Она позволяет выяснить соотношение прибыли от основной деятельности и переменных затрат ОПП.

Таблица 3.10

Прибыльность переменных затрат ОПП, %

Предприятие

1996 г.

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

ОПП 1

53,8

57,3

74,4

45,7

56,8

31,3

ОПП 2

90,8

85,9

52,0

53,4

53,0

50,9

ОПП 3

7,9

7,2

46,6

60,6

35,9

36,1

ОПП 4

12,1

8,6

20,2

1,5

14,0

13,1

ОПП 5

-65,7

-76,3

-48,1

-33,4

38,4

40,2

По данным табл. 3.10 можно сделать вывод о том, что наибольшая прибыльность переменных затрат у ОПП 2 и ОПП 1. Это свидетельствует о том, что на них достаточно низкие переменные затраты, а основная часть затрат приходится на постоянные.
Этот вывод подтверждается данными табл. 3.11, в которой рассмотрены показатели прибыльности постоянных затрат.

Таблица 3.11

Прибыльность постоянных затрат ОПП, %

Предприятие

1996 г.

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

ОПП 1

44,0

39,8

45,6

29,2

33,4

21,8

ОПП 2

44,7

48,3

54,1

34,1

33,9

32,5

ОПП 3

5,3

5,7

28,6

42,1

22,0

25,1

ОПП 4

8,4

5,5

14,6

0,9

9,0

8,7

ОПП 5

-32,4

-42,9

-50,0

-21,3

24,6

25,7

По данным таблиц 3.10 и 3.11 можно заключить, что на двух указанных предприятиях достаточно высокий общий уровень прибыльности, то есть не только переменные, но и постоянные затраты минимизируются и проводится работа по повышению эффективности затрат. Таким образом, можно сделать вывод о том, что наиболее грамотная политика по управлению структурой затрат проводится на ОПП 1 и ОПП 2. Это еще раз подтверждается данными табл.
3.12.

Таблица 3.12

Прибыльность всех затрат ОПП, %

Предприятие

1996 г.

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

ОПП 1

24,2

23,5

28,3

17,8

21,0

12,9

ОПП 2

29,9

30,9

26,5

20,8

20,7

19,8

ОПП 3

3,2

3,2

17,7

24,8

13,6

14,8

ОПП 4

5,0

3,3

8,5

0,6

5,5

5,2

ОПП 5

-21,7

-27,5

-24,5

-13,0

15,0

15,7

Показатель прибыльности всех затрат разнится у предприятий более чем в 9 раз, причем у ОПП 4 он отрицательный и по модулю практически совпадает с положительными значениями ОПП 1. По этим данным можно заключить, что в течение 1996-2001 гг. ОПП 4 практически находился на грани банкротства и нуждался в немедленных мерах по оздоровлению, что и было сделано в 2000-2001 гг.Эффективность процесса реализации позволяет оценить следующий показатель прибыльность продаж, который соотносит прибыль от основной деятельности предприятия и выручку от реализации его продукции (табл. 3.13).

Таблица 3.13

Прибыльность продаж ОПП, %

Предприятие

1996 г.

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

ОПП 1

19,5

19,0

22,0

15,1

17,4

11,4

ОПП 2

23,0

23,6

21,0

17,2

17,1

16,6

ОПП 3

3,1

3,1

15,1

19,9

12,0

12,9

ОПП 4

4,7

3,2

7,8

0,6

5,2

5,0

ОПП 5

-27,7

-37,9

-32,5

-15,0

13,0

13,5

Данные табл. 3.13 свидетельствуют о том, наименее эффективной реализация является у ОПП 4, это можно объяснить только высокой стоимостью оборудования, которая через механизм амортизации переходит на затраты по основной деятельности.Балансовая прибыльность затрат позволяет оценить участие в финансовом результате доходов и расходов по прочей реализации и внереализационных операций. Данные для анализа представлены в табл.


3.14.Значения показателей позволяют сделать вывод о том, что наименее успешные дополнительные финансовые операции проводило ОПП 2, если его основная деятельность была эффективна, то с учетом дополнительной деятельности оно терпело убытки.

Таблица 3.14

Балансовая прибыльность затрат ОПП, %

Предприятие

1996 г.

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

ОПП 1

16,6

14,3

18,0

17,4

13,3

13,4

ОПП 2

24,6

24,2

20,7

18,2

15,5

15,0

ОПП 3

-1,2

-3,3

0,4

20,3

6,6

7,6

ОПП 4

2,3

2,2

3,1

1,5

2,6

2,8

ОПП 5

-22,2

-27,5

-24,5

-13,0

14,6

15,1

Однако своевременные мероприятия финансового менеджмента позволили повысить его балансовую прибыльность затрат. Чистая прибыльность затрат учитывает помимо самой деятельности налоговые и иные платежи из прибыли (табл.
3.15).

Таблица 3.15

Чистая прибыльность затрат ОПП, %

Предприятие

1996 г.

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

ОПП 1

13,7

12,1

15,7

14,7

11,8

12,1

ОПП 2

23,4

22,9

19,2

17,2

14,5

14,1

ОПП 3

-3,7

-5,7

-1,9

17,1

1,8

2,6

ОПП 4

1,7

1,7

2,8

0,9

2,0

2,2

ОПП 5

-22,2

-27,5

-24,5

-13,0

14,1

14,6

Данные этой таблицы говорят, что наиболее серьезные затруднения в течение 1998 г. испытывал ОПП 4, а также ОПП 3, чистая прибыльность затрат которого практически равна нулю. Это должно насторожить государственного посредника при оценке инвестиционной привлекательности предприятия, поскольку чистая прибыль является источником выплаты дивидендов на вложенный капитал.
Данные табл. 3.16 лишь подтверждают неутешительный вывод о проблемах с финансовыми результатами у некоторых предприятий.Помимо двух указанных ОПП, особое внимание по данным табл. 3.16 следует обратить также на ОПП 3, чистый финансовый результат которого в течение 1996-2001 гг. являлся предметом пристального внимания налоговых органов.
Тем не менее, ситуацию удалось выправить и в 1999-2001 г. практически все предприятия сумели добиться положительных финансовых результатов.Комплексно оценить инвестиционную привлекательность рассматриваемых предприятий ОПК и выбрать предприятие для вложения своих средств государственному посреднику в сфере ВТС позволяет анализ запаса прочности, который соотносит отклонение от точки безубыточности и выручку от реализации. В частности, данные табл.
3.18 свидетельствуют о том, что наибольший запас прочности по всем предприятиям и периодам был у ОПП 2 в 1998 г. Это обратный пример влияния рыночной ситуации на финансовые результаты предприятий.Динамику запаса прочности показывает рис. 3.3, по которому можно судить, что наиболее стабильная ситуация у ОПП 4 который хотя и не имеет такого запаса прочности как, например, ОПП 1 или ОПП 2, зато наиболее стабилен в его величине.

Таблица 3.17

Запас прочности ОПП, %

Предприятие

1996 г.

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

ОПП 1

30,6

28,5

31,3

22,6

25,0

17,9

ОПП 2

30,9

32,6

35,1

25,4

25,3

24,5

ОПП 3

5,0

5,4

22,2

29,6

18,0

20,1

ОПП 4

7,8

5,2

12,7

0,9

8,2

8,0

ОПП 5

-47,9

-75,3

-100,1

-27,1

19,7

20,4


Рис. 3.3. Динамика запаса прочности предприятийВ целом по результатам проведенной оценки инвестиционной привлекательности можно сделать несколько важных выводов об управлении финансовыми результатами в предприятиях оборонно-промышленного комплекса:

  • практически все из оцениваемых предприятий испытывают те или иные затруднения при формировании финансовых результатов и увеличении эффективности деятельности;
  • финансовые показатели предприятий сильно разнятся, что не обусловлено объективными причинами географического или рыночного характера. Это свидетельствует о соответствующей квалификации их финансовых управляющих и менеджмента;
  • изношенность основных средств различна, что служит причиной разной эффективности использования оборудования.
Таким образом, на основе оценки инвестиционной привлекательности предприятия - исполнителя контрактов можно сделать вывод о том, что вне зависимости от его положения на рынке и коммерческой эффективности деятельности необходимо управлять его финансовыми результатами на основе научного подхода, а также с использованием современного бухгалтерского инструментария.

Разработка инвестиционной стратегии государственного посредника в сфере военно-технического сотрудничества

В рамках своей деятельности у предприятий - исполнителей контрактов непременно возникают две равноважные задачи.Первая задача - привлечение ресурсов для осуществления хозяйственной деятельности.В этом случае привлекаемые ресурсы, как уже отмечалось, состоят из акционерного капитала, ссудного капитала, кредиторской задолженности, реинвестируемой прибыли и фондов.ПИК для привлечения ресурсов может выходить на ссудный рынок капиталов, на котором происходит кругооборот предлагаемых к размещению ресурсов. Поскольку объем предлагаемых ресурсов существенно меньше, чем объем спроса на них, неизбежно возникает конкурентная борьба за наиболее дешевые ресурсы.
Потенциальные вкладчики сравнивают потенциальные объекты вложения средств, изучают их инвестиционную привлекательность ит.д.Таким образом, инвестиционная привлекательность ПИК это совокупность характеристик, позволяющая государственному посреднику оценить, насколько то или иное предприятие привлекательнее других. В результате возникает задача улучшения инвестиционной привлекательности ПИК как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде.
В этой связи государственному посреднику необходимо сформировать кредитную стратегию, основной задачей которой стала бы оптимизация показателей инвестиционной привлекательности ПИК.Вторая задача - распределение полученных ресурсов (инвестирования). Для оценки инвестиционных возможностей необходимо исследовать кредитоспособность, которая представляет собой совокупность характеристик, позволяющих оценить инвестиционный потенциал ПИК.Поскольку объем инвестиционных ресурсов государственного посредника ограничен, а потенциальные объекты инвестиций обладают различной инвестиционной привлекательностью, то ему необходимо оптимально распределять свои инвестиционные ресурсы. В этой связи возникает необходимость разработки инвестиционной стратегии государственного посредника, которая наряду с кредитной стратегией является составной частью его финансовой стратегии (рис.
3.4).По мнению автора, инвестиционная стратегия в сфере ВТС представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить реализацию задач государственного посредника по повышению эффективности его деятельности в соответствии с поставленными Президентом Российской Федерации целями.Разработка инвестиционной стратегии государственного посредника осуществляется с учетом распределения финансовых функций между его подразделениями. Процесс разработки инвестиционной стратегии включает несколько этапов: оценка долгосрочных перспектив; прогноз развития; осознание цели; анализ сильных и слабых сторон; обобщение стратегических альтернатив; разработка критериев оптимизации; выбор оптимальной стратегии; планирование мероприятий.

После выработки общей инвестиционной стратегии государственного посредника специальные подразделения в соответствии с нею, а также в соответствии с состоянием рынка разрабатывают конкретные инвестиционные проекты и формируют программу финансирования инвестиционной стратегии государственного посредника. Такой подход позволяет, с одной стороны, директировать деятельность подразделений, то есть направить различные аспекты деятельности государственного посредника в единое русло (директриссу или вектор) в соответствии с его целью и задачами, а с другой стороны, гибкая и продуманная финансовая стратегия позволяет высшему менеджменту государственного посредника планировать развитие прочих направлений деятельности.Инвестиционный процесс государственного посредника строится на основе инвестиционной стратегии, разрабатываемой с использованием различных финансово-экономических методов, которые в совокупности составляют научно-финансовую методологию формирования его инвестиционной стратегии. Таким образом, инвестиционная стратегия государственного посредника разрабатывается в соответствии с целями его функционирования. В этой связи все корпоративные инвестиции должны рассматриваться как один из основных способов достижения его главной цели - получение расчетной прибыли (рис.
3.5). Описание инвестиционной стратегии, как и любого многогранного понятия, не исчерпывается лишь простым определением. Инвестиционная стратегия, по нашему мнению, является структурированной совокупностью нескольких взаимосвязанных аспектов, таких как: институциональный, экономический, нормативно-правовой, информационно-аналитический и другие (рис.3.6). Эти аспекты являются взаимосвязанными, их структурирование и распределение приоритетов между ними, на наш взгляд, позволяет иметь четкое представление о разработке и реализации инвестиционной стратегии государственного посредника.Институциональный аспект инвестиционной стратегии представляет собой совокупность таких основных составных частей, как: виды инвестиций, инвестиционный портфель, риски. В рамках институционального аспекта выделяются основные управляемые подсистемы, существующие в корпоративных инвестициях (рис.
3.7).Направления информационного обмена указывают типовые приоритеты при разработке и реализации инвестиционной стратегии, связывая аспекты в единое целое. Информационный обмен позволяет согласовывать продолжительность, этапы и условия инвестиций в рамках принятой стратегии.
Нормативно-правовой аспект инвестиционной стратегии включает:

  • во-первых, законодательные и нормативные правовые акты государства, образующие юридическую основу и формирующие фискальную среду, в рамках которой государственный посредник разрабатывает инвестиционную стратегию и осуществляет инвестиционный процесс;
  • во-вторых, учетную политику государственного посредника, внутренние регулирующие документы, которые позволяют обеспечивать единый инвестиционный процесс в рамках его подразделений.
Экономический аспект совокупность экономических частей инвестиционной стратегии, к которым относятся: система экономических показателей для оценки инвестиционной стратегии, управление, финансирование инвестиционного процесса.

Содержание раздела