d9e5a92d

Инвестиционный процесс в системе военно-технического сотрудничества России

По вопросам, относящимся к совместной компетенции КВТС России и Минобороны России, координацию деятельности осуществляет Министр обороны Российской Федерации.
Основными функциями КВТС России являются: выдача субъектам ВТС лицензий на экспорт и импорт продукции военного назначения; определение исполнителя заявки иностранного заказчика; ценовое регулирование при поставках на экспорт; самостоятельное принятие некоторых решений в области военно-технического сотрудничества.
Внешнеторговую деятельность в отношении продукции военного назначения осуществляют, как было отмечено выше, государственный посредник - ФГУП Рособоронэкспорт и организации (предприятия) - разработчики (производители) продукции военного назначения. Эти субъекты ВТС занимаются маркетингом, продвижением отечественной продукции военного назначения на внешние рынки, готовят контракты, обговаривают их условия, берут на себя обязательства перед иностранными партнерами по дальнейшему сопровождению продукции (ремонт, модернизация, организация переподготовки обслуживающего персонала, офсетные условия и т.д.).
Поставка продукции военного назначения осуществляется на основании решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также КВТС России. Проекты этих решений согласовываются субъектом ВТС, которому поручена реализация контракта на поставку конкретной продукции, с федеральными органами исполнительной власти: МИД России, Минобороны России, в том числе с Генеральным штабом Вооруженных Сил России, Минфином России (при поставках с использованием средств федерального бюджета), Минимуществом России (в случае поставок из наличия федеральных органов исполнительной власти), Службой внешней разведки России и Федеральной службой безопасности России (в случае поставок государствам, не включенным в список 2), Государственной технической комиссией при Президенте Российской Федерации и Минюстом России (в случае поставок продукции военного назначения, не включенной в список 1).
В целях оперативного согласования проектов решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также КВТС России образуется рабочая группа, которую возглавляет Председатель КВТС России и в состав которой входят заместители руководителей федеральных органов исполнительной власти, курирующие вопросы военно-технического сотрудничества.
Лицензирование деятельности организаций-разработчиков и производителей продукции военного назначения по разработке, производству и утилизации вооружения, военной техники и боеприпасов осуществляют Российское авиационно-космическое агентство, Российское агентство по обычным вооружениям, Российское агентство по системам управления, Российское агентство по судостроению и Российское агентство по боеприпасам. Эти же агентства определяют организации разработчиков и производителей продукции военного назначения, участвующих в выполнении контрактов на ее поставку.
Вывоз (ввоз) продукции военного назначения, включая импортно-экспортные функции в области военно-технического сотрудничества и таможенный контроль вывоза (ввоза) этой продукции, координирует Государственный таможенный комитет Российской Федерации.
Непосредственное участие исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации в осуществлении военно-технического сотрудничества в нормативно-правовых документах не определено. Однако они оказывают самое непосредственное влияние на эффективность функционирования всей системы военно-технического сотрудничества.
В частности, путем участия представителей субъектов Российской Федерации в рассмотрении федеральных законодательных актов в области военно-технического сотрудничества в Федеральном Собрании, принятия на местном уровне законодательных актов, позволяющих выполнить в срок контрактные поставки продукции военного назначения, в том числе за счет внутренних резервов субъектов Российской Федерации и т.п.
В результате реформирования системы военно-технического сотрудничества удалось избежать спадов в работе и уменьшения объема экспортных поставок продукции военного назначения, которые прогнозировались некоторыми экспертами.Если в 2000 г. объем выполненных всеми российскими субъектами ВТС контрактных обязательств был равен 3,68 млрд. долларов США, а валютные поступления в страну - 2,84 млрд. долларов США, то в 2001г. объем экспортных поставок ПВН составил 4,4 млрд. долл. США.
Портфель заказов ФГУП Рособоронэкспорт оценивается более чем в 13 млрд. долларов США /11,49/.
В целом можно сказать, что создана экономически оправданная и оптимальная на настоящий момент времени структура системы военно-технического сотрудничества с жесткой вертикалью управления и минимальным количеством различного рода организационных ступеней. Эта структура положительно воспринята иностранными заказчиками, так как для них она оказалась достаточно прозрачной, что немаловажно в таком бизнесе, как торговля оружием.
Международная практика оружейного бизнеса показывает, что жесткая централизация не нарушает принципов рыночных отношений. Так, например, в Греции заместитель Министра обороны по вооружениям может самостоятельно заключать контракты на закупку продукции военного назначения на сумму до 1 млн. долл., министр обороны до 10 млн. долл.
Передача от Минпромнауки России в Минобороны России функций регулирования процессов военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, на наш взгляд, способствует повышению эффективности функционирования всей системы военно-технического сотрудничества. Такие функции Минобороны России имеют аналог за рубежом: в США, например, программу оборонных продаж курирует подразделение Пентагона Defence Security Assistance Agency, во Франции экспортом вооружения ведает Дирекция международных отношений Главного управления по вооружениям.
По мнению независимых экспертов, в современных экономических условиях и с учетом общих тенденций усиления роли государства в управлении военно-техническим сотрудничеством, в том числе с помощью единого государственного посредника - ФГУП Рособоронэкспорт:
обеспечивает четкую и жесткую интегрирующую координацию деятельности по экспорту продукции военного назначения;
исключает существовавшую конкуренцию между отечественными экспортерами продукции военного назначения, приводившую, зачастую, к большим экономическим потерям для государства;
перекрывает пути утечки военных технологий за рубеж;
повышает роль государства в контроле и регулировании деятельности в области военно-технического сотрудничества с иностранными государствами.
Кроме того, учитывая, что на Министерство обороны Российской Федерации возложены функции по регулированию военно-технического сотрудничества с иностранными государствами и рассматривается возможность учреждения единого государственного заказчика ВВТ в его лице, деятельность федерального государственного унитарного предприятия Рособоронэкспорт позволит повысить управляемость процессов формирования и реализации государственного оборонного заказа. В его состав, как известно, включается создание ВВТ как для нужд Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации, так и в интересах обеспечения экспортных поставок продукции военного назначения.
По нашему мнению, дальнейшее совершенствование системы военно-технического сотрудничества должно быть направлено на то, чтобы согласованные действия министерств и ведомств, специальных служб и предприятий оборонно-промышленного комплекса, задействованных в этой сфере, были подчинены одному интересу государственному. При этом необходимо шире использовать политический и административный ресурсы, обеспечить внешнеполитическое сопровождение крупнейших экспортных контрактов на поставку продукции военного назначения иностранным заказчикам.Масштабность задач, решаемых в системе военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами, требует притока огромных инвестиций, для чего необходимо создание условий, обеспечивающих прежде всего экономическую заинтересованность инвесторов вкладывать свои средства в развитие российской экономики. Система таких условий определяется в основном инвестиционной привлекательностью предприятий оборонно-промышленного комплекса и законодательными гарантиями сохранения средств инвесторов.

Инвестиционный процесс в системе военно-технического сотрудничества России

Опыт деятельности государственного посредника в сфере ВТС показывает, что эффективность системы военно-технического сотрудничества во многом определяется активностью инвестиционного процесса, состояние которого, согласно общепринятой мировой практике, характеризуется тремя группами факторов (рис. 1.2):
  • инвестиционный потенциал;
  • инвестиционные риски;
  • налоговая система и законодательные условия инвестирования.
Рассмотрим основные факторы, характеризующие инвестиционной процесс в России и оказывающие влияние на инвестиционную систему военно-технического сотрудничества.

Инвестиционный потенциал

Проведенные исследования показали, что из всего комплекса факторов, определяющих инвестиционный потенциал, на инвестиционную сферу военно-технического сотрудничества оказывают влияние в наибольшей степени фактор экспортного потенциала.

Одним из основных показателей экспортного потенциала России является объем поставках за рубеж наукоемкой продукции. По ряду экспертных оценок доля предприятий ОПК в общем объеме экспорта этой продукции сейчас составляет около 40%.
Наглядной иллюстрацией такого экспорта являются запуски зарубежных космических аппаратов, на которых Государственный космический центр им. М.В. Хруничева (г.
Москва, ракетно-космическая промышленность) заработал в 2000 году более $400 млн. /www.vpk.ru/.

Однако, основным компонентом экспорта предприятий ОПК является поставка ПВН. Так, в 2000 году, при общем объеме экспорта продукции предприятиями ОПК в размере около $3,5 млрд., доля поставленной продукции военного назначения оценивается примерно в $2,81 млрд., а доля гражданской продукции - в $0,65 млрд., т.е. в соотношении почти 5:1.
Для нынешнего состояния ОПК такое соотношение структуры экспорта представляется естественным и является следствием двух основных причин.

Первая из них заключается в фактической нереализованности двух предыдущих федеральных целевых программ: Конверсия оборонной промышленности на 1995-1997 годы и Реформирование и конверсия оборонной промышленности на 1998-2000 годы. Невыполнение этих программ, в частности - срыв их финансирования со стороны государства, не позволило эффективно использовать ОПК его военные и двойные технологии для разработки и организации производства конкурентоспособной гражданской продукции.

Вторая же причина, обусловившая такую структуру экспорта ОПК, - в чрезвычайно низком уровне собственной потребности России в продукции военного назначения, что характерно и для 2001 года. В этом году доля ГОЗ в общем объеме производства ВВТ по оценкам экспертов не превысила 45%, т.е. приоритетным для ОПК в целом, а для многих предприятий и просто вопросом сохранения жизнеспособности, являлись поставки ПВН не Российской Армии, а их поставки за рубеж как и в предыдущие годы.

Видимо такая структура экспорта сохранится и в ближайшей перспективе, что связано не только с возросшим с 1992 года умением руководителей предприятий ОПК продвигать и продавать свою военную продукцию на внешних рынках, но и с кардинальным изменением в 2000 году государственной политики в области военно-технического сотрудничества с иностранными государствами. В этом году вся система ВТС была не только реорганизована с удалением ненужных лишних посредников из нее, но и фактически подчинена непосредственно Президенту РФ, что говорит об осознании государством приоритетности развития данного направления.


По мнению автора, за этим следуют конкретные протекционистские шаги на самом высоком государственном уровне по продвижению продукции военного назначения на зарубежных рынках, то есть реальная надежда на серьезный рост объемов производства в ОПК.

В 2000 году доход России по линии ВТС был $3,68 млрд., в том числе валютные поступления составили $2,84 млрд. долларов, что сохранило за нашей страной третье место в мировом рейтинге стран-экспортеров ПВН после США и Великобритании. В мировом рейтинге же предприятий-экспортеров ПВН по итогам 2000 года: ФГУП Рособоронэкспорт заняло 13 место с объемом продаж $3,09 млрд. (включая АВПК Сухой - $900 млн. и ОАО Северная верфь - $532 млн.); ОАО Промышленная компания Концерн Антей - 62 место, ($350 млн., по оценкам ТС-ВПК более $500 млн.); РСК МиГ -88 место ($100 млн.); ФГУП КБ приборостроения - 90 место, ($90 млн., по оценкам ТС-ВПК не менее $250 млн.).

Однако и в 2000 году основными зарубежными покупателями российского оружия выступали традиционные Китай и Индия. Единственным знаковым достижением здесь был прорыв ОАО Промышленная компания Концерн Антей (г.
Москва, радиопромышленность) с контрактом на поставку зенитно-ракетных комплексов ТОР-М1 в Грецию, которая является к тому же членом НАТО.

Отраслевая структура экспорта ПВН свидетельствует о преимущественном экспорте продукции авиационной промышленностью (52%), а также весомом вкладе в экспорт как судостроительной промышленности (18%), так и радиопромышленности (17%).

По сравнению с 1999 годом размер заключенных российским ОПК новых контрактов в 2000 году увеличился более чем в два раза, что подтверждает высокий экспортный потенциал ВПК. По опубликованным аналитической службой Конгресса США данным, Россия в 2000 году вышла на второе место в мире по суммарному размеру вновь заключенных военных контрактов с суммой в $7,4 млрд., что составило 29,1% общемирового рынка.
США, удерживающие первое место, заключили военных контрактов на сумму $12,6 млрд., а Франция, занимающая третью позицию, на $2,1 млрд.

Так, рост экспортных поставок авиационной промышленности во многом связан с модернизацией парка боевых самолетов российского и советского производства, находящихся на вооружении многих стран мира, о чем, в частности, свидетельствует сформированный пакет заказов ОАО Корпорация Аэрокосмическое оборудование (г. С. Петербург, авиационная промышленность) в размере $1 млрд..
Ежегодные же объемы экспорта военной авиации, по мнению некоторых экспертов, могут превысить $2 млрд. Характерным подтверждением этого является, например, объем контрактных обязательств ОАО Иркутское авиационное промышленное объединение (г.
Иркутск, авиационная промышленность) на ближайшие годы в размере более $5 млрд.

Расширить круг своих иностранных заказчиков способна также и судостроительная промышленность. По ряду оценок, доля России в мировом портфеле рыночных военно-морских заказов в ближайшее время может достичь 20%. При известной аритмии товарной реализации, обусловленной особенностями производственного цикла, уровень экспортных продаж военной и гражданской продукции отечественного судостроения может составить $700-$1500 млн. в год..
Совокупный (военный и гражданский) экспортный потенциал отраслей РАСУ на ближайшие несколько лет можно оценить в $850-$1100 млн., промышленности вооружения - в $500-$650 млн., промышленности боеприпасов и спецхимии - до $150 млн.

В целом же экспортный потенциал предприятий ОПК на ближайшие годы оценивается в $4,5 - $5,7 млрд., в том числе по экспорту продукции военного назначения - в $3,8 - $4,7 млрд. /www.vpk.ru/. Реализация этого экспортного потенциала во многом будет зависеть от конкретных шагов государственной власти России по поддержке предприятий ОПК на внешних рынках и по реализации промышленной политики внутри страны.Анализ показывает, что от экспортного потенциала очень сильно зависит структура платежного баланса предприятий исполнителей контрактов, влияющая на структуру платежного баланса всей сферы военно технического сотрудничества в целом. Таким образом, учет данного фактора позволяет государственному посреднику целенаправленно улучшать основные финансовые показатели сферы ВТС.В последние годы, как показано в /27/ в России сложилась следующая структура источников инвестиций: бюджетные средства 21,0-26,0%, заемные средства 7,0%, центральные инвестиционные фонды 4,0%, собственные средства компаний 60,0-65,0%, иностранные инвестиции 3,0%.Проведенные исследования показали, что основные источники инвестиций в сфере ВТС имеют ряд особенностей (рис. 1.3).
Рассмотрим их подробнее.Собственные средства предприятийОбъем средств самих предприятий, вкладываемых в инвестиции, определяется заинтересованностью, которую они испытывают в совершенствовании собственного производства. Рост инвестиционной самостоятельности предприятий любой формы собственности обеспечивается, прежде всего, ценовой, налоговой и амортизационной политикой государства.

Характерной особенностью сферы ВТС является возможность государственного посредника выступать в качестве инвестора как процессов разработки перспективной продукции военного назначения, так и ее производства, сбыта, модернизации и т.д.Сегодня ФГУП Рособоронэкспорт сотрудничает более чем с 700 предприятиями и организациями промышленности, расположенными в 56 регионах Российской Федерации.

Источники инвестиций

Бюджетные средства

Собственные средства

предприятий и государственного посредника в сфере ВТС

Средства федерального бюджета

Средства местных и региональных бюджетов

Заемные средства

Иностранные инвестиции

Целевые

Кредиты

Кредиты инвестиционных и коммерческих банков

Бюджетные ассигнования иностранных государств

Инвестиции предпринимателей

Фондовый

Рынок

Средства иных хозяйствующих субъектов

Инвестиционные

Фонды

Внебюджетные

фонды

Рис. 1.3. Основные источники инвестиций в сфере ВТСС целью повышения эффективности экспорта вооружения и военной техники с ведущими предприятиями ОПК заключены Генеральные соглашения о сотрудничестве. В 2001 году подписано 35 таких соглашений и 30 находятся в стадии согласования. Подготовлены программы совместных работ с ГУП ПО Завод им. Серго, ОАО АК Туламашзавод и ОАО Ковровский механический завод.
В стадии завершения находится работа по уточнению программы взаимодействия с ОАО Ижмаш.
При планировании инвестиционной деятельности государственный посредник учитывает, что предприятие исполнитель контракта как объект инвестиций имеет ряд специфических особенностей. Основными из них являются:
структура собственности ПИК (как правило, более 75% капитала в собственности государства), то есть де-факто монополистом в производстве ПВН;
высокий инновационный потенциал ПИК, в настоящее время основные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по доводке ПВН осуществляются в рамках ПИК;
наличие квалифицированных кадров в области непосредственно производственной деятельности, так называемых синих воротничков.
концентрация инноваций и производства в рамках единого имущественного комплекса.На привлечение инвестиций направлено подписанное ФГУП Рособоронэкспорт в августе 2001 г. соглашение о стратегическом партнерстве с государственным унитарным предприятием Государственная инвестиционная корпорация, которым предусмотрены совместные инвестиционные проекты и внешнеторговые сделки по обновлению технологической базы оборонно-промышленного комплекса (в том числе на основе привлечения связанных кредитов). С целью поиска новых направлений стимулирования производства и экспорта продукции военного назначения (в том числе за счет привлечения внебюджетных источников финансирования) ФГУП Рособоронэкспорт намерено приобретать в доверительное управление принадлежащие государству пакеты ценных бумаг, находящиеся в оперативном управлении кредитно-финансовых учреждений и акционерных обществ, занятых капиталовложениями в разработку и производство конкурентоспособной продукции.Кроме того, ФГУП Рособоронэкспорт выдает гарантии российским банкам под кредитование предприятий-производителей, занятых выполнением контрактных обязательств, инвестирует собственные средства на создание перспективных образцов вооружения и военной техники.С помощью администраций регионов и своих Представительств ФГУП Рособоронэкспорт способствует сохранению и развитию научно-технического и производственного потенциалов российских оборонных предприятий, в частности, за счет предоставления им налоговых льгот.Бюджетные средстваБюджетные ассигнования являются по-прежнему ключевыми в финансовом обеспечении многих промышленных предприятий, прежде всего оборонно-промышленного комплекса.Главенство государственного бюджета проистекает, во-первых, из той связующей перераспределительной функции экономических процессов, которые протекают в целом в народном хозяйстве. Бюджетные инвестиции базируются на активах государства и им гарантируются материально.Во-вторых, использование бюджетных инвестиций имеет высокую управляемость со стороны Правительства России, что делает их более мобильными в поддержании сбалансированности структурных народнохозяйственных сдвигов. Наибольшую эффективность бюджетные инвестиции могут оказать в обеспечении функционирования длительных производственно-технологических цепей и крупных комплексов.Инвестирование государственных предприятий, особенно казенных, остается сферой абсолютного приложения бюджетных инвестиций. Работа казенных предприятий по госзаказу, в котором установлены твердые цены, в условиях роста других цен сводит к нулю возможности данной группы предприятий к самофинансированию.Бюджетные инвестиции должны использоваться также для поддержания работоспособности убыточных отраслей и предприятий, но имеющих большое государственное значение, например выполняющих экспортные поставки ПВН. При этом принцип возвратности бюджетных инвестиций должен составить основу оперирования ими.Заемные средстваЗаемные средства (целевые кредиты и кредиты коммерческих банков) в перспективе должны стать одним из важнейших источников инвестиций в реальный сектор, включая инвестиционную сферу военно-технического сотрудничества. Однако в структуре банковских активов сохраняются:
  • сдвиг кредитов в торгово-посредническую деятельность и валютно-рублевый оборот, сужение денежно-кредитного оборота в производственной сфере и сфере услуг;
  • отток валютной выручки и валютных доходов банков из внутреннего оборота и сферы формирования кредитных ресурсов;
  • ориентация на короткие деньги, пресекающая создание инвестиционных ресурсов.
Основная причина слабой инвестиционной активности российских банков заключается, по нашему мнению, прежде всего, в недостаточной их капитализации. Поэтому переориентация современных тенденций банковской деятельности в сторону инвестирования реального сектора экономики зависит от коренных изменений в финансовой политике.
Для этого целесообразно решение ряда проблем, одни из которых являются объектом общегосударственной социально-экономической стратегии развития, другие находятся в компетенции органов управления банковской системой.Одним из основных источников инвестиций могут в ближайшее время стать средства иных хозяйствующих субъектов, не входящих в сферу ВТС. Например, средства топливно энергетического комплекса.

Содержание раздела