d9e5a92d

Бельянинов А. Ю. - ОЦЕНКА ГОСПОСРЕДНИКОМ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

Военно-техническое сотрудничество государств - многофакторный экономико-политический процесс, затрагивающий военные, военно-политические, военно-экономические и социальные аспекты. Он непрерывно развивается и совершенствуется в соответствии с задачами, которые ставят перед собой основные субъекты этого процесса - страны-экспортеры и страны-импортеры продукции военного назначения (ПВН).
Фактически, система взаимоотношений этих субъектов и определяет состояние мирового рынка вооружения и динамику его изменения.

Несмотря на относительно устоявшуюся сегментацию мирового рынка вооружения, конкурентная борьба между экспортерами ПВН продолжается непрерывно. Этому способствует снижение спроса на продукцию военного назначения. При этом конкурентная борьба за ниши на мировом рынке вооружения приобретает новые формы, используется весь арсенал как экономических, так и неэкономических методов.
В этих условиях система военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами (ВТС) постоянно совершенствуется, адаптируясь к новым условиям.

Вместе с тем, будущее России на международном рынке вооружения сегодня зависит, прежде всего, от решения внутренних проблем отечественного оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Здесь большую роль играет Федеральная целевая программа Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002 - 2006 годы), утвержденная Правительством Российской Федерации (Постановление от 11 октября 2001г. 713), а также утвержденная в январе 2002 года Президентом Российской Федерации Государственная программа вооружения на 2001 - 2010 годы.
Они нацелены на перспективу дальнейшего подъема экономики России, развитие ее оборонно-промышленного комплекса.

Так, Государственной программой вооружения предусматривается направление в период до 2005 г. более 40% средств, выделяемых на развитие вооружений, на НИОКР с целью последующего оснащения новыми образцами ВВТ всех видов Вооруженных Сил РФ и родов войск. Программа реформирования и развития ОПК, в свою очередь, предусматривает восстановление его должного финансирования при одновременном выдвижении требования эффективного использования выделяемых средств; осуществление концентрации производства; укрупнение ОПК путем формирования корпоративных производственных структур и привлечение к финансированию НИОКР средств, получаемых от экспорта ПВН.

Увеличение объемов экспорта продукции военного назначения в сложившихся на мировом рынке вооружения условиях возможно только при условии активизации инвестиционной деятельности в рамках системы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами. Именно инвестиционная деятельность субъектов системы ВТС должна стать системообразующей в дальнейшем совершенствовании всего военно-технического сотрудничества Российской Федерации, поскольку только в этом случае появляется возможность замкнуть в единый процесс весь комплекс работ по обеспечению своевременного предложения конкретных образцов, призванных удовлетворить спрос иностранных заказчиков, и опережению конкурентов.

Поэтому одним из способов повышения экономической эффективности ВТС может стать целенаправленный инвестиционный процесс, главную роль в котором может сыграть государственный посредник в системе военно-технического сотрудничества. Данная задача должна решаться им путем операционной интеграции и долгосрочного финансирования производителей, в том числе за счет внебюджетных средств /13,77/.

Государственный посредник - ФГУП Рособоронэкспорт как основной системообразующий субъект системы ВТС, должен сыграть ключевую роль в увеличении инвестиционного потока в производственную сферу военно-технического сотрудничества. При этом он сам должен выработать собственную инвестиционную стратегию, позволяющую обеспечить реализацию экспортных контрактов. Для этого все необходимые условия имеются:

известны наиболее перспективные, с точки зрения экспортного потенциала, образцы ПВН;

созданы в основном законодательно-правовые предпосылки для самостоятельной инвестиционной деятельности;

определен круг потенциальных исполнителей инвестиционных проектов, имеющих соответствующие научно-технические и производственно-технологические заделы;

имеются собственные средства, которые могут быть использованы в виде инвестиций на реализацию наиболее перспективных инвестиционных проектов;

имеется высокая деловая репутация государственного посредника, позволяющая привлекать средства партнеров и т.д.

Однако, несмотря на это, существенной активизации инвестиционной деятельности в системе ВТС пока не произошло. Причин этому много, но одной из основных является отсутствие развитого методического обеспечения, прежде всего в части оценки государственным посредником инвестиционной привлекательности предприятий - исполнителей контрактов в сфере военно-технического сотрудничества.

В условиях высокой рискованности многих инвестиционных проектов без такого методического обеспечения достичь весомых результатов невозможно. Поэтому разработка методического аппарата оценки государственным посредником инвестиционной привлекательности предприятий - исполнителей контрактов в сфере военно-технического сотрудничества является актуальной научной задачей, решение которой позволит создать условия для подъема экономики России и ее оборонно-промышленного комплекса путем эффективного вложения государственным посредником средств в предприятия и инвестиционные проекты, связанные с экспортом ПВН.

Цель диссертационной работы состоит в разработке комплексного методического аппарата оценки государственным посредником инвестиционной привлекательности предприятий исполнителей контрактов в сфере военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами.

В соответствии с поставленной целью в диссертации сформулированы следующие задачи:

1. Оценить современное состояние и основные результаты деятельности системы военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами как макросреды, в которой государственный посредник осуществляет свою инвестиционную деятельность.

2. Выявить основные особенности инвестиционного процесса в системе военно-технического сотрудничества, уточнить роль и место государственного посредника в инвестиционном процессе системы ВТС России.

3. Сформировать систему факторов и показателей оценки инвестиционной привлекательности предприятий исполнителей контрактов в сфере военно-технического сотрудничества.

4. Разработать методику оценки инвестиционной привлекательности предприятий исполнителей контрактов в сфере военно-технического сотрудничества с использованием системного подхода.

5. Разработать основные направления инвестиционной стратегии государственного посредника в сфере военно-технического сотрудничества, определить основные аспекты эффективного стратегического управления инвестиционным процессом как элемента цикла управления деятельностью крупных предприятий и корпораций оборонно-промышленного комплекса России.

Объектом исследования в диссертационной работе являются экономические отношения, возникающие в ходе инвестиционной деятельности государственного посредника в сфере военно-технического сотрудничества.

Предметом исследования является деятельность государственного посредника по оценке инвестиционной привлекательности предприятий исполнителей контрактов в сфере военно-технического сотрудничества.

Степень разработанности проблемы.

Задача формирования методического аппарата оценки инвестиционной привлекательности предприятий не нова. Ее решению посвящены многие труды отечественных и зарубежных ученых /2,3,6,16,17,18,21,37,40,44,54,57, 81,94,118,119/.
Однако в этих трудах рассмотрена проблема оценки инвестиционной привлекательности без учета специфических особенностей военно-технического сотрудничества. А учитывая, что самостоятельная инвестиционная деятельность ФГУП Рособоронэкспорт до сих пор была незначительна, то такая научная задача применительно к системе военно-технического сотрудничества пока не нашла должного рассмотрения в трудах российских ученых.

Теоретической и методологической основой диссертационной работы послужили фундаментальные исследования по экономической теории, теории управления производством и финансами, материалы, опубликованные в периодических изданиях, законодательные и правовые акты Российской Федерации. В работе применяются табличный, матричный, графический, балансовый методы, методы математической статистики и экспертных оценок, а также исследования операций.

Научная новизна исследования содержится в следующих полученных лично автором результатах, выносимых на защиту:

1. Выявлены основные особенности инвестиционного процесса в сфере ВТС и место в нем государственного посредника, зависящие от специфики военно-технического сотрудничества как многофакторного экономико-политического процесса на государственном уровне, включающего военные, военно-политические, военно-экономические, социальные и другие аспекты.

2. Уточнено понятие предприятие как исполнитель контрактов для целей инвестирования в сфере военно-технического сотрудничества.
Уточнения основываются на введении параметров классификации исполнителей контрактов, в частности, по организационно-правовой форме и структуре собственности, высокому инновационному потенциалу, концентрации инноваций и производства в рамках единого имущественного комплекса.

3. Обоснованы факторы, обуславливающие самостоятельность государственного посредника - ФГУП Рособоронэкспорт как системообразующего элемента всего инвестиционного процесса в сфере ВТС.
К основным факторам относятся государственный статус посредника, а также право ведения самостоятельной хозяйственной деятельности, позволяющие направлять собственные и привлеченные средства на предприятия, в первую очередь создающие конкурентоспособную на внешнем рынке продукцию военного назначения.

4. Сформирована система факторов и показателей для оценки инвестиционной привлекательности предприятий исполнителей контрактов в сфере ВТС, состоящая из экономических, производственно-технологических, институциональных, ресурсных, нормативных правовых факторов, экспортного потенциала и других.

5. Разработана методика оценки инвестиционной привлекательности предприятий исполнителей контрактов в сфере ВТС, основанная на оценке нескольких групп параметров, в частности, определении реальной рыночной стоимости активов исполнителей контрактов, их экспортного потенциала, доли на рынке продукции военного назначения и качества финансового состояния.

6. Сформулированы основные направления разработки инвестиционной стратегии государственного посредника в сфере ВТС, включающие экономический, институциональный, нормативно-правовой и информационно-аналитический аспекты его деятельности.

Практическая значимость заключается в том, что на основе системного подхода к решению поставленной научной задачи и разработанных автором положений сформулированы практические рекомендации работникам федеральных органов исполнительной власти, государственному посреднику и крупным корпоративным структурам участникам ВТС по оценке инвестиционной привлекательности потенциальных предприятий исполнителей контрактов в сфере военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами.

К этим рекомендациям, в частности, относятся:

предложения по учету основных факторов, определяющих инвестиционную привлекательность предприятий исполнителей контрактов в сфере ВТС;

предложения по повышению инвестиционной активности государственного посредника и задействованию всех потенциальных источников инвестиций;

предложения по оценке показателей, характеризующих инвестиционную привлекательность предприятий - исполнителей экспортных контрактов;

Внедрение результатов исследований, полученных лично автором

- результаты диссертации использованы при разработке инвестиционной стратегии государственного посредника ФГУП Рособоронэкспорт;

- основные положения методики применялись при анализе инвестиционной привлекательности предприятий исполнителей контрактов в сфере ВТС ряда регионов Российской Федерации;

- материалы диссертационного исследования легли в основу предложений по совершенствованию системы рейтинговой оценки предприятий -исполнителей контрактов в сфере ВТС при реализации инвестиционных программ г.Санкт-Петербурга, Удмуртской Республики и др.

Апробация работы

Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались на Втором Международном Форуме Высокие технологии оборонного комплекса - ВТ - 2001 (г.Москва, март 2001г.), Третьем Международном Форуме Высокие технологии оборонного комплекса - ВТ -2002 (г.Москва, апрель 2002г.), Международной специализированной выставке - конференции военных и двойных технологий Новые технологии в радиоэлектронике и системах управления (г.Нижний Новгород, апрель 2002г.), на заседаниях и совещаниях в Правительстве Российской Федерации, министерствах и ведомствах, в том числе Комитете Российской Федерации по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами, российских агентств по обычным вооружениям, судостроению, боеприпасам и др.

Публикации

По теме диссертационной работы автором опубликовано более 10 научных работ общим объемом более 3,0 печатных листов.

Структура диссертации

Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, в котором представлено 140 наименований. В текст диссертации включены 23 таблицы и 16 рисунков.

Исследование основных инвестиционных аспектов военно-технического сотрудничества россии



Современное состояние системы военно-технического сотрудничества России

Военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами (ВТС) - деятельность Российской Федерации в области международных отношений, связанная с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой или закупкой продукции военного назначения, а также с разработкой, производством, модернизацией и утилизацией продукции военного назначения /60/.
Из данного определения следует, что военно-техническое сотрудничество - специфическая сфера внешней политики государства, имеющая военно-техническую и экономическую составляющие и являющаяся одним из механизмов повышения обороноспособности страны и обеспечения ее военно-экономической безопасности. Кроме того, военно-техническое сотрудничество это инструмент реализации военно-политических интересов России, одна из сфер обеспечения безопасности и обороноспособности страны.
Как отмечается в законодательных и нормативно-правовых документах, основной целью военно-технического сотрудничества является обеспечение решения доступными средствами политических, экономических и военных задач с учетом национальных интересов России, поддержания необходимого уровня обороноспособности государства, сохранения и развития его оборонного и экспортного потенциалов.
Для России военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами является одним из основных приоритетов военно-технической политики государства. Оно позволяет повысить безопасность и обороноспособность страны, экономить расходы и сокращать время на разработку современных дорогостоящих видов продукции военного назначения, дает существенную долю валютных поступлений в госбюджет за счет экспортных поставок продукции военного назначения, обеспечивает занятость большой части трудоспособного населения и способствует сохранению научно-технического и технологического потенциалов российского оборонно-промышленного комплекса (ОПК).
В условиях резкого ограничения финансовых средств на развитие Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации, а также тяжелого положения оборонно-промышленного комплекса совершенствование военно-технического сотрудничества с иностранными государствами в части экспорта продукции военного назначения является просто необходимым условием обеспечения национальных интересов России. Это нашло подтверждение в выступлении Президента Российской Федерации В.В.
Путина на совещании по военно-техническому сотрудничеству 21.03.2001г., в котором, в частности, сказано: Общеизвестно, что экспорт вооружения и военной техники приносит федеральному бюджету значительные валютные средства. Эти валютные поступления во многом обеспечивают сохранение научно-производственной кооперации в стране, научно-промышленного потенциала и кадров оборонных предприятий.
При этом реализация военно-технического сотрудничества, как специфической сферы государственной внешней политики, основывается на следующих основополагающих принципах:
приоритет национальных ценностей и обеспечения национальной безопасности России;
единство внешней и военно-технической политики Российской Федерации;
недопущение нанесения стране экономического ущерба и снижения уровня национальной безопасности;
соблюдение единой государственной политики ценообразования на продукцию военного назначения;
обязательное и пропорциональное распределение прибыли от экспортных поставок продукции военного назначения между участниками военно-технического сотрудничества с учетом их вклада в разработку, производство, реализацию и модернизацию продукции военного назначения;
рациональное использование доходов, получаемых от военно-технического сотрудничества, путем направления их для покрытия расходов на разработку, производство и модернизацию продукции военного назначения, а также на социальную защиту работников оборонно-промышленного комплекса;
соблюдение баланса политических, экономических и военных интересов Российской Федерации и страны, с которой осуществляется военно-техническое сотрудничество;
единство системы государственного регулирования военно-технического сотрудничества с иностранными государствами и контроля за ее осуществлением;
отказ от поддержки и поощрения международного терроризма;
соблюдение международных обязательств Российской Федерации в области контроля экспорта продукции военного назначения;
защита государством прав и законных интересов субъектов военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и предприятий оборонной промышленности;
установление монополии государства на экспорт (импорт) продукции, работ и услуг военного назначения.
В настоящее время реализацию процесса военно-технического сотрудничества в соответствии с наделенными полномочиями осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, министерства и ведомства, определенные законодательством, а также государственный посредник ФГУП Рособоронэкспорт - и организации (предприятия), имеющие разрешение на право экспортных поставок продукции военного назначения собственной разработки (изготовления).
Совокупность указанных органов, организаций и предприятий с их отношениями взаимодействия и подчиненности, а также информационными связями образуют систему военно-технического сотрудничества с иностранными государствами.
Известно, что любой хозяйственный субъект, и система военно-технического сотрудничества в том числе, осуществляют свою деятельность под воздействием глобальной (макро) среды, представляющей собой совокупность маркетинговой (экономической и правовой), экологической (технологической и природной), политической (экономической и социальной) и институциональной (мировые и национальные экономические и общественные организации, конкуренты, партнеры и т.д.) и других сред.
Реалии жизни показывают, что составляющие макросреды, в которой функционирует любая система, включая систему военно-технического сотрудничества, меняют свое состояние под воздействием различных внутренних и внешних факторов. В этой связи, для сохранения параметров деятельности системы военно-технического сотрудничества, создания предпосылок к ее развитию и повышению эффективности функционирования государством осуществляется комплекс организационных, экономических, нормативно-правовых и научно-технических мероприятий по адаптации системы к изменившимся состояниям составляющих макросреды.

Начиная с 2000 года, состояние и особенно перспективы военно-технического сотрудничества стали вызывать определенную обеспокоенность государственных органов, причем достаточно обоснованную /86,87/.

К этому времени конкуренция на внешних рынках и соперничество внутри России государственных посредников и других субъектов ВТС обострились. Причем обострились настолько, что приводили подчас к подрыву позиций страны как надежного и стабильного партнера, к заметным потерям валюты для российского бюджета.
Не хватало жесткого государственного управления.

Именно поэтому назрела необходимость в дальнейшем совершенствовании системы военно-технического сотрудничества, обусловившая принятие государственного решения по централизации экспорта продукции военного назначения. В связи с этим в ноябре 2000г. ФГУП ГК Росвооружение и ФГУП Промэкспорт были объединены в ФГУП Рособоронэкспорт (Указ Президента Российской Федерации от 4.11.2000г.
1834) /12/.

В новой системе военно-технического сотрудничества экспорт и импорт продукции военного назначения поручен одному государственному посреднику ФГУП Рособоронэкспорт. Координация деятельности госпосредника (ФГУП Рособоронэкспорт) и шести предприятий-спецэкспортеров (ФГУП РСК МиГ, ГУП Конструкторское бюро приборостроения (Тула), ОАО ПК Концерн Антей, ГУП НПО Машиностроение (Реутов), ФГУП ЦКБ морской техники Рубин, ФГУП Конструкторское бюро машиностроения (Коломна)) была возложена на Комитет по военно-техническому сотрудничеству (КВТС) с иностранными государствами, подотчетный Минобороны России и возглавляемый заместителем Министра обороны Российской Федерации.
Совещательным и консультативным органом, разрабатывающим для главы государства предложения, касающиеся основных направлений военно-технического сотрудничества, стала Комиссия по вопросам военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами. Структурная схема существующей системы управления военно-техническим сотрудничеством представлена на рис.
1.1.

Во главе системы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами стоит Президент России. Ему принадлежит право определения политических направлений в этой сфере, принятия решений по всем вопросам, связанным с военно-техническим сотрудничеством.
Это касается и экспорта, сдачи в аренду (лизинг), временного вывоза и ввоза продукции военного назначения и определении государств, в отношении которых такая деятельность разрешена.
Детализация президентских указаний на исполнительском уровне осуществляется Правительством России. Она строится исходя из следующих направлений:
во-первых, максимально способствовать продвижению продукции военного назначения на внешний рынок;
во-вторых, исключить нанесение ущерба обороноспособности России или создание предпосылок для возникновения таких ситуаций;
в-третьих, обеспечить соответствие деятельности России в области военно-технического сотрудничества международным соглашениям и обязательствам.
Третьим органом верхнего эшелона управления системой военно-технического сотрудничества является Федеральное собрание Российской Федерации. Законотворческая работа этого органа оказывает существенное влияние на характер военно-технического сотрудничества.
Регулирование и контроль деятельности в области военно-технического сотрудничества осуществляет Комитет Российской Федерации по военно-техническому сотрудничеству (КВТС). Руководство его деятельностью осуществляет Президент Российской Федерации, а координацию этой деятельности - Правительство Российской Федерации и Министерство обороны Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями.

Содержание раздела