d9e5a92d

Оценка важности качеств госслужащих

Импульсивность, как массовая поведенческая черта, требовала антитезы регламентации; коллективизм с его фундаментальным принципом следуй образу действия лидера предполагал иерархическую структуру. В свою очередь и православная этика (а в дальнейшем и коммунистическая) обуславливала иерархию, обосновывая сдерживание страстей и догматический энтузиазм, проповедуя и пропагандируя смирение, терпение и действие во имя высших идеалов.
В настоящее время иерархическая структура как целостное общественное построение оказалась рассогласованной. Однако отдельные социальные образования (отдельные организации) не утратили своей традиционной российской иерархической формы (будь то коммерческие предприятия, государственные или муниципальные учреждения и т.п.). Следствием неадекватности социальной структуры управления является неспособность современной государственной власти согласовывать цели индивидов (число этих целей выросло после крушения железного занавеса) с целями всего общества.

Устранить негативные феномены, в том числе в сфере государственной службы, возможно, если понять причины их появления, коренящиеся в неадекватном действии основных социальных регуляторов.
Рассогласованность действия поведенческих регуляторов в сфере государственной службы, как отмечалось, определяется противоречием черт народного характера (импульсивности и коллективизма) и требований профессии (как целерациональной деятельности), что получило негативное выражение в деятельности чиновника. Целерациональность часто оборачивается отсутствием инициативы; а импульсивность проявляется в отсутствии рационального целеполагания и низкой технологической дисциплине.
На современного государственного служащего оказывают противоречивое влияние элементы этики убеждения и этики ответственности. Так взаимодействие индивидов построено на этике убеждения, а побудительные стимулы к действию определяются этикой ответственности.

В результате, индивид может быть стимулирован стремлением к денежному вознаграждению, моральному поощрению, к повышению в должности, но его инициатива будет тут же остановлена нормой коллективного взаимодействия не выделяйся. В социуме, в котором взаимодействие индивидов построено на этике убеждения (а таковым является корпус государственной службы), индивидуальная стимуляция способна породить аномию или разрушить такой социум.

Как видно, причина этих явлений в синкретизации этики убеждения и ответственности, что следует из выводов второй главы и может быть представлено в виде таблицы (см. таблицу 12).
Снять противоречие этики убеждения и этики ответственности возможно через утверждение этики убеждения, ее принципа следуй модели заданной лидером, как фундаментального принципа служебной преданности. Подчеркнем, что специфика российской служебной преданности строится на преданности служебному статусу лидера, соответствующему принципу будь как все.
Служебная преданность профессиональному статусу, предполагает не только эмоциональное отношение, но и компетентность, на что указывают исследования специалистов кафедры государственной службы и кадровой политики РАГС (см. таблицы 13 и 14). Поэтому отбор персонала в сфере государственной и муниципальной службы должен быть построен не столько на отборе угодных, сколько на отборе преданных и компетентных специалистов.
Таблица 12. Государственная служба: условия мотивации и взаимодействия индивидов

Мотивация государственных служащих
Инструменты мотивации Этика ответственности Этика убеждения
Побудители (стимулы) (к чему стремиться) Индивидуальные материальные и моральные стимулы, стимулы личного карьерного роста
Мотивы (зачем стремиться) Перспективы профессионального роста, заработок, положение в обществе
Организаторы действия (как делать) выполнение должностных обязанностей. приказ начальника; личная ответственность за порученное дело
Взаимодействие между индивидами в системе государственной службы
Этические константы Этика ответственности Этика убеждения
Основной функциональный принцип следуй норме, определенной лидером
Основная норма поведения не выделяйся и соответствуй своему статусу
Нормативный запрет взаимодействие индивидов на государственной службе не может складываться по формуле: все, что не запрещено, разрешено,
Оптимальный организационный механизм механизм пожизненного найма


Таблица 13. Оценка важности качеств госслужащих (анализ данных)

Данные в % Анализ: сведение к общему критерию в условных соотносимых цифрах (А+Б+В)
Оцените степень важности различных качеств работника, влияющих на его продвижение по службе в вашей организации А. Дост.важ. Б. Не оч. важ. В. Совс. не важ. Г1. При Б=-0,5 (А=1,
В=-1)
Г2. При Б=-1
(А=1,
В=-1)
Вывод
Добросовестность в работе 78,3 21,7 0,0 67,5 56,6 Достаточно важно
Профессиональный опыт, стаж 76,1 19,6 4,3 62,0 52,2 Достаточно важно
Порядочность 50,0 43,5 6,5 21,8 0,0 Скорее важные
Покровительство начальника 47,8 32,6 19,6 11,9 -4,4 Скорее важные
Умение нравиться руководству 43,5 37,0 19,6 5,4 -13,1 Скорее важные
Твердость принципов 32,6 52,2 15,2 -8,7 -34,8 Скорее не важные
Конформизм 30,4 34,8 34,8 -21,8 -39,2 Скорее не важные
Возраст 30,4 50,0 19,6 -14,2 -39,2 Скорее не важные
Пол 17,4 45,7 37,0 -42,5 -65,3 Совсем не важно
Политическая ориентация 8,7 37,0 54,3 -64,1 -82,6 Совсем не важно
Национальность 6,5 30,4 63,0 -71,7 -86,9 Совсем не важно

Таблица 14. Критерий оценки труда чиновников

По каким критериям оценивается труд служащего респонденты эксперты
Добросовестное отношение к работе 70,7% 72,0%
Высокие нравственные качества 56,5% 61,0%
Соблюдение дисциплины, порядка 45,2% 40,2%
Творческая инициатива 30,8% 43,9%
Реальная польза для организации 24,7% 29,3%
Строгое соблюдение правил 22,9% 23,2%
Стаж 22,3% 22,0%


Однако столь сложная задача подбора преданных и компетентных специалистов в обычной практике зачастую реализуется только с опорой на личный опыт либо руководителя подразделения, либо его кадровой службы. Данный опыт различен у разных людей, отсюда серьезные различия в принципах отбора и служебного перемещения кадров государственной службы, что является предпосылкой аномии, для устранения которой необходима выработка единой научно обоснованной и законодательно утвержденной методики оценки персонала.

Данный шаг может быть первым к созданию механизма пожизненного найма, способного обеспечить устойчивое функционирование государственной службы. А тем самым, может быть снята аномия, порожденная синкретизмом этик убеждения и ответственности.
На сегодняшний день этический строй, некогда оформленный православием и трансформировавшийся в коммунизм, разрушен. Нет общесоциального идеала, как нет и идеала госслужбы (в лучшем случае они только декларируются).

И хотя эти идеалы научно определены, требуется их пропаганда (социальная реклама) и институциональная поддержка, в качестве такой поддержки в монархическую эпоху выступала церковь, в советскую партия. В настоящее время необходим аналогичный социальный институт, в числе задач которого должны быть и разработка методики оценки персонала государственной службы и объективных, научно обоснованных принципов социальной кадровой политики.
Инструментальные цели и нормы, действующие в сфере государственной службы, на сегодняшний день сложились и аналогичны общесоциальным, но столь же неструктурированны. Специфика государственной службы и необходимость преодоления аномии требует построения четкого и ясного механизма интеграции целей и норм.

Таким механизмом, на наш взгляд может быть стройная система льгот.
______________________________________________________
В комплексе модель российской государственной службы должна быть построена на принципе личной преданности, предполагающем следующие инструменты социальной реализации:
?разработка и институциональное утверждение этического кодекса чиновника;
?разработка и пропаганда (социальная реклама) идеала государства и государственного служащего;
?утверждение социального института поддержки идеалов и норм;
?введение механизма пожизненного найма в сфере государственной службы;
?формирование ясной, четкой и открытой системы льгот.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Абульханова-Славская К. А. Российская проблема свободы, одиночества и смирения // Психологический журнал. 1999.

Т. 20. 5.
2.Абульханова-Славская К А. Российский менталитет: кросскультурный и типологический подходы // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. М., 1997.
3.Аверин Ю.П., Слепенков Н.М. Основы теории социального управления.

М., 1990.
4.Аверьянов Л.Я. Социология: что она знает и может.

М.: Социолог, 1993. 152 с.
5.Аристотель. Физика // Соч. в 4 т. М.: Мысль, 1981. Т. 3. 613 с.
6.Атаманчук Г.В. Новое государство: поиски, иллюзии, возможности.

М.: Славянский диалог, 1996. 223 с.
7.Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление.

М.: Политиздат, 1981. 432 с..
8.Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта (социокультурная динамика России).

Новосибирск: Сибирский хронограф, 1997. 800 с.
9.Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учеб. для высш. учеб. заведений.

М.: Аспект Пресс, 1995.
10.Батыгин Г.С. Обоснование научного вывода в социологии.

М.: Наука, 1986.
11.Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма: Репринтное воспроизведение издания YMCA-PRESS, 1955 г. М.: Наука, 1990. 224 с.
12.Богданов А.А. Тектология (Всеобщая организационная наука).

В 2 кн. М.: Экономика, 1989.
13.Вальков К., Захаров А. У порога вечности. СПб, 1999.
14.Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс,1990. 808 с.
15.Винер Н. Кибернетика. М.: Наука, 1983.

340 с..
16.Герцен А. И. Собр. соч., т.12, 1957.
17.Гизо Ф. История цивилизации в Европе. СПб: Изд-во В.Д.

Вольфсона, 1892. 262 с.
18.Гоббс Т. Левифиан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Избр. произв. М.: Мысль, 1964. Т. 2. 748 с.
19.Государственная служба: культура поведения и деловой этикет / Под. общ. ред. Е.В. Охотского.

М.: Изд-во РАГС, 1998. 335 с.
20.Граждан В.Д. Государственная служба как профессиональная деятельность.

Воронеж: Квадрат, 1997. 128 с.
21.Грановский Т. Н. Соч. М., 1900.
22.Гумилев Л.H. Древняя Русь и Великая степь.

М.: Наука, 1989. 755 с.
23.Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли.

Л.: Гидрометеоиздат, 1990. 520 с.


24.Данилевский Н.Я. Россия и Европа.

М.: Книга, 1991. 574 с.
25.Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия.

М.: ЭКСМО-прессс, 2000. 736 с.
26.Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология.

М., 2000. 3 т.
27.Додю Г. История монархических учреждений в Латино-Иерусалимском королевстве (1099 1291 гг.). Спб, 1897.
28.Дронов М. Талант общения. Дейл Карнеги или Авва Дорофей.

М.: Новая книга Ковчег, 1998.
29.Дьяченко Г. Борьба с грехом. Спб, 1902.
30.Егоров B.C. Социальный реализм.

М., 1999. 370 с.
31.Захаров Н.Л., Кузнецов А.Л. Мотивация труда работников промышленных предприятий // Проблемы региональной экономики.

1 4, - 1999. Ижевск, Изд.

ИЭУ УдГУ, 1999.
32.Захаров Н.Л. Воровство и льготы в структуре трудового поведения // Социологические исследования.

2001. 6. С. 67 72.
33.Захаров Н.Л. Специфика социальной системы России.

Ижевск: УдГУ, 2000. 265 с.
34.Исаев И. Евразийство: идеология государственности // Общественные науки и современность. 1994. 5.
35.Исследования по общей теории систем. - М.: Прогресс, 1969.
36.Истоки российского менеджмента. - М.: Луч, 1997.
37.История древнего мира. 3-е изд. / Под ред. И.С.

Свенцицкой. М.: Наука, 1984. 3 т.
38.История средних веков / Под ред. Е.А. Косминского, С.Д. Сказкина.

М.: Политиздат, 1952. 2 т.
39.Кантор В. Есть Европейская держава. Россия: трудный путь к цивилизации: Историософские очерки..

М.: РОССПЭН,1997. 479 с.
40.Киреевский Н. О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России // Московский сборник. М., 1852. T. I.
41.Ключевский В.О. История сословий в России.

Курс, читанный в Московском университете в 1886 году. Петроград: Литературно-издательский отдел комиссариата народного просвещения, 1918. 276 c.
42.Ковалев А. М. Азиатский способ производства и особенности развития России // Вестник Московского университета. Серия 12. Социально-политические исследования.

1993. 1.
43.Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации: утверждено Указом Президента Российской Федерации от 15 августа 2001 г., 1496.
44.Коротков Э.М. Концепция менеджмента: Учеб. пособие.

М., 1996.
45.Кравченко А.И. Прикладная социология и менеджмент: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995
46.Левада Ю.А. Десять лет перемен в сознании человека // ОНС : Обществ. науки и современность. М, 1999. - 5.
47.Левада Ю.А. Человек советский пять лет спустя: 1989 1994 (предварительные итоги сравнительного исследования) // Куда идет Россия? Альтернативы общественного развития. М., 1995.

С. 218 229.
48.Ленин В.И. От разрушения векового уклада к творчеству нового: Полн. собр. соч.

5-е изд. Т. 40.

С. 314 317.
49.Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения.

М.: Педагогика, 1983. 2 т.
50.Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство: Соч. в 9 т. М., 1912. Т. 6.
51.Личная тектология руководителя: технологический практикум. Архангельск, 1997. 201 с.
52.Локк Д. Два трактата о правлении: Соч. в 3 т. М.: Мысль, 1985.
53.Магомедов К.О. Социология государственной службы.

М., 2000. 180 с.
54.Магомедов К.О. Формирование гражданского общества в современной России (социологический аспект): Дис д-ра социол. наук.

М., 2000. 302 с.
55.Маслоу А. Мотивация личности. СПб: Евразия, 1999. 478 с.
56.Мертон Р. Социальная теория и социальная структура // Социологические исследования. 1992. 2, 3, 4.
57.Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992. 701 с.
58.Молчанов М.А. Истоки российского кризиса: глобализация или внутренние проблемы? // Политические исследования.

1999. 5.
59.Нестеров Ф.Ф. Связь времен: опыт публицистики.

М.: Молодая гвардия, 1987. 239 с
60.Нил Сорский преподобный. О восьми главных страстях и победе над ними.

М.: Благо, 1997.
61.Новоселов Ю.В. Факторная структура мотивационной сферы кадров государственной службы // Проблема психологии профессиональной деятельности кадров государственной службы. М.: РАГС, 1996.

С. 30 40.
62.Общая теория управления. Курс лекций М., 1994
63.Огарев Н.П. Избранное.

М., 1984.
64.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999.

С. 704.
65.Олейников Ю. Природный фактор исторического бытия России // Свободная мысль. 1999.

2. С. 82 90.
66.Организационная культура государственной службы. / Авторский коллектив под руководством В.Л. Романова.

М.: РАГС, 2001. 155 с.
67.Пантин И., Плимак Е. Россия XVIIIXX веков. Тип запоздавшего исторического развития // Коммунист.

1991. 1. С. 63
68.Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект Пресс, 1997. 270 с.
69.Пономаренко Б.Т. Реформирование профессиональной школы: история, опыт, проблемы (1980 1994).

М.: Знание, 1994. 235 с.
70.Попов В. Православие и свобода. М.: Народная польза, 1998.
71.Преподобный Серафим Саровский. Мюнхен Москва: Воскресенье, 1993 240 с.
72.Пригожин А.Н. Современная социология организаций.

М.: Интерпракс,1995. 296 с.
73.Программа Коммунистической партии Советского Союза. Принята XXII съездом КПСС.

М.: Политиздат, 1975. 144 с.
74.Психологический словарь. М., 1993.

С.198.
75.Романов В.Л. Прохождение государственной службы: карьерная стратегия и служебная тактика.

М.:РАГС, 1997. 94 с.
76.Романов В.Л. Социальная самоорганизация и государственность. М.: РАГС, 2000 141 с.
77.Ромашов В.С. Социология труда: Учебное пособие.

М.: Гарадарика, 1999. 320 с.
78.Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре или принципы политического права.

М.: Соцэкгиз, 1938. 124 с.
79.Серафим Саровский. Радость моя.

Доброе слово пастыря вступившим на путь духовного устроения. М.: Благовест, 1998.
80.Синергетика: человек, общество / Ред. коллегия О.Н. Астафьева, Ф.Д. Демидов, В.С.

Егоров, В.И. Корниенко, В.Л.

Романов М.: РАГС, 2000. 342 с.
81.Соколов В.М. Социология нравственного развития личности.

М: Политиздат, 1986. 240 с.
82.Сорокин П.А. Человек.

Цивилизация. Общество.

М.: Политиздат, 1992. 543 с.
83.Социальное управление: Курс лекций / Ред. коллегия В.С.Карпичев, Ю.В.Колесников, В.Л.Романов. М.: РАГС.

2000. 438 с.
84.Социология. Учебное пособие / Ред. Коллегия: Э.В.

Тадевосян (отв. ред.), С.А. Кравченко, И.П. Ермаков.

М.: Знание, 1995.
85.Степанов Ю.Е. Константы. Словарь русской культуры.

М., 1997.
86.Топоров В.Н. Этимологические заметки (славяно-италийские параллели): Краткие сообщения Института славяноведения АН СССР.

Вып. 25. М., 1958.

С. 80 86.
87.Турчинов А.И. Профессионализация кадровой политики: проблемы развития теории и практики. М.:Флинта, 1998 272 с
88.Умов В.И., Лапкин В.В. Кондратьевские циклы и Россия: прогноз реформ. // Полис. - 1992. 4
89.Управление персоналом государственной службы. М.: РАГС, 1997. 536 с.
90.Управление это наука и искусство // Сборник: Файоль А., Эмерсон Г., Тэйлор Ф., Форд Г. М.: Республика, 1992. 349 с.
91.Хабермас Ю. Отношения между системой и жизненным миром в условиях позднего капитализма // Теория и история экономических и социальных институтов и систем. Структуры и институты.

1993. Т.1. Вып.

2. С. 123 136.
92.Хакамада С. Самоорганизация и стихийность: опыт сравнительного социально-психологического анализа Японии и России // Социологические исследования. 1999.

4. С. 9 18.
93.Хакен Г. Синергетика. М.: Мир, 1980. 241 с.
94.Хомяков А.С. О старом и новом.

Статьи и очерки. М., 1988
95.Чаадаев П.Я. Сочинения.

М.: Правда, 1989.
96.Черников М.В. Концепты правда и истина в русской культуре: проблема корреляции // Политические исследования. 1999.

5. С. 43 61.
97.Чивилихин В.А. Память.

М., 1982.
98.Шахназаров О. История развития общества: русский путь // Общество и экономика. 2000. 2 4.
99.Школа своего дела Ю. Мороза: http://www. moroz. onego. ru
100.Этимологический словарь славянских языков. Праславянский лексический фонд / Под ред. О.Н.

Трубачева. Вып.

VIII. М., 1981.

С.246 247.
101.Яковенко И. Российская империя как Небесный Иерусалим // Открытая политика. 1999. 36.

С. 40 52.
102.Axel M. Toward an analysis of Japanes-style management: A psycho-cultural and socio-historical approach // MIR: Management intern.rev. Viesbaden, 1995. Vol.

35. 2. P. 57 73.
103.Luhman N. The Differentiation of Society. New York, 1982.
104.Neumann I.R. Russia as Europe’s other. Florence: EUI, Robert Schuman Center, 1996. [4], 54, [7] p. (EUI working papers RSC / Europ.

Univ. Inst., Robert Schuman Center; 96/34) Bibliogr.: Р. 48 54.

Материалы социологических исследований, использованные в книге

105.Становление и перспективы развития социального партнерства. Экспертный опрос кафедры Государственная служба и кадровая политика РАГС (руководитель д-р социол. наук К.О. Магомедов). Опрошено 82 эксперта (апрель 2001 г., Москва).

Индекс СП-01.
106.Система идеалов и норм государственных и муниципальных служащих Удмуртии. Экспертный опрос управляющих делами, руководителей кадровых служб муниципальных администраций и республиканских государственных органов Удмуртской Республики проведен Удмуртским институтом государственной и муниципальной службы (руководитель канд.



Содержание раздела