d9e5a92d

Исполнительская инициатива

Именно в момент действия инициативы и допускается отступление от правил. Данные принципы отражают деятельность двух состояний иерархической системы стабильное и напряженное.

В обходе правил или в прямом нарушении их проявляется максимум изобретательности российского ума. Вопрос в том, какие правила в данном случае нарушаются, и какой это даст результат.
Для руководителя обычным нарушением является нарушение регламента деятельности подчиненной ему организации и присущих работникам тех или иных прав. В нашей культуре нет представления об общественном договоре, типичном для Запада, о договоре, как о равном взаимодействии сторон. Руководитель устанавливает правила, но он же их может отменить, что является подтверждением силы авторитета. Включение принципа общественного договора в нашу культуру, хотя бы только со стороны обязанностей начальника перед подчиненным, способно парализовать всю иерархическую систему.

Как уже отмечалось, функционирование иерархической системы носит пульсирующий характер стабильность сменяется активным напряжением и наоборот. Жесткие юридические права подчиненных в реальных организациях игнорируются, в первую очередь, самими подчиненными.

Система, предназначенная для работы в двух совершенно различных режимах, не может иметь общий регламент.
Особенность формирования системы общественного договора на Западе заключается в том, что конфликты, возникающие между равными силами, не снимались, а трансформировались, изменяя свой облик, но, по сути, оставались состязанием, противоборством равных сил. Общественный договор нормативная основа, обеспечивающая существование плюралистической системы, которая имеет только одно состояние, а именно, состояние постоянного противоречия, конфликта.
Именно поэтому в иерархической системе не может быть принята ценность общественного договора. Сутью иерархической системы является принцип: руководитель всегда прав.

Эту ценность, обеспечивающую самосохранение системы, представители нашей культуры бессознательно понимают и подчиняются ей. При этом неважно, в какой иерархической организации это происходит, будь то войско Пугачева или армия Суворова, большевики или жандармское управление.

Будь это даже любая политическая партия, даже самая прозападная и в ней сохраняется принцип начальник всегда прав.

Исполнительская инициатива

По большому счету, исполнительская инициатива продолжение руководящей инициативы, поэтому она является также импульсивной. Источником такого импульса для определенного исполнителя является директива вышестоящего.

Характер импульса в одном случае может быть наведенным, но при длительном воздействии приобретает вид самостоятельного.
В сфере государственной службы карьерный настрой достаточно высок: 50% респондентов высказывают твердое желание должностного продвижения. Побудительные мотивы полнее реализовать профессиональные возможности, получать более высокую зарплату, занять достойное место в обществе.
В функционировании иерархической пирамиды имеет место сопротивление руководящему давлению. Принцип инициатива наказуема есть отражение факта сопротивления инициативам, идущим от вышестоящих. Именно этим объясняется типичное запаздывание исполнительской инициативы. Чем ниже страт, тем выше его сопротивление и тем ниже исполнительская инициатива.

Это связано с тем, что противоречивое отношение системы к разрешению и запрету на инициативу, работает как фильтр, отбирающий в верхние страты удачливо инициативных, тогда как в нижних скапливаются пострадавшие от проявления инициативы. Страх перед наказанием формирует устойчивый рефлекс, формирующий социальную ценность запрет на инициативу.

Чем более пологие склоны пирамиды, тем жестче фильтрация и тем медлительнее, консервативнее исполнительская инициатива. Напротив, шпилевидная пирамида более динамична и активнее проявляет исполнительскую инициативу. Пологая пирамида обладает еще одним консервативным свойством, у нее широкое основание, т.е. ее нижний страт, имеющий непосредственный контакт с внешней средой, достаточно многочислен. А именно нижний страт испытывает непосредственное давление внешней среды, в связи с чем он принужден инициативно реагировать именно на внешнюю среду, а не на командный сигнал.

Для того чтобы низший страт проявил исполнительскую инициативу, среагировал на руководящую инициативу, давление сверху должно превышать давление снизу.
До тех пор, пока действуют эти барьеры, в той или иной мере исполнительская инициатива крайне инертна. Сами по себе они выполняют функцию фильтрации руководящих инициатив.

Степень консервативности может быть связана и с тем, что неадекватная руководящая инициатива может разрушить саму иерархическую систему. В свое время руководящая инициатива по борьбе с алкоголизмом, встретила довольно сильное консервативное сопротивление.

Но к большой беде в этой инициативе была сосредоточена вся мощь государства. Консерватизм нижних стратов был сломлен, а он является основой иерархической системы. Ценности это длительный результат отбора системы, и основная функция консерватизма нижних стратов сохранить отобранные длительной эволюцией ценности, тем самым сохранить костную основу социальной системы.

Давление на ценности равносильно давлению на несущие конструкции здания. Вместе с тем, действия ПетраI и большевиков, разрушив консерватизм системы, высвободили огромную энергию.

Эту энергию им удалось обуздать только за счет создания новых ценностей, положенных в фундамент уже другой, новой иерархической системы.
Итак, для того чтобы снять консерватизм нижних стратов, необходимо преодолеть два основных барьера. Первый исполнитель должен быть убежден, что инициатива не наказуема.

Второй награда должна быть выше, чем инициатива, проявленная по отношению к внешней среде.

Не просить и не требовать.

Любая система не предназначена для обеспечения существования своих элементов, наоборот, элементы призваны обеспечивать существование системы. Сила авторитета, реализуемая через руководящую инициативу в иерархической системе, предполагает потребление энергии индивидов, их активности. Одновременно принцип служебной преданности через свои ценности призван поддерживать оптимальное существование индивидов, защищая их от истощающей активности и обеспечивая существование, необходимое для той меры активности, которая возможна в двух режимах функционирования системы.

Именно поэтому для индивида нет смысла просить или требовать чего-то более того, чем индивид получает от системы регламентировано. Более того, просьба или требование это попытка нарушить устойчивое состояние системы, проявление несанкционированной инициативы.

В принципе почти любая инициатива иерархической системы несанкционированна, но желание что-то получить для себя индивидуально это уже нарушение устойчивости системы. Любая другая инициатива, направленная на выполнение своих функций, имеет шанс принести положительный результат, в случае, когда индивид просит или требует, такой результат просто не может быть получен.
В существе просьбы содержится одна опасность. Выполненная личная просьба или надежда на ее выполнение обуславливает личную преданность определенному руководителю вирус, способный разрушить всю систему в дальнейшем.

В требовании же содержится другая опасность. Удовлетворенное требование подчиненного придает ему харизму и отнимает авторитет у руководителя.
Традиционно сложились следующие механизмы системной защиты. Первым уровнем защиты является неодобрение (или более жестко осуждение) коллективом. Как предохранитель функционирует зависть, построенная на установке ему больше всех надо.

Таким образом, руководитель изначально имеет поддержку коллектива против тех, кто просит и требует.
Вторым уровнем защиты является отказ. Это понимают многие руководители, но не всегда осознают один важный психологический момент отказа.

Дело в том, что отказ имеет свои определенные границы и имеет силу только тогда, когда подчиненный стремится получить нечто особенное по сравнению с другими.
Особенность российского склада в том, что мы завидуем тем, кто имеет больше, чем мы, но стремимся помочь тому, кто оказался в более тяжелом положении, чем мы. Поэтому даже минимальная поддержка потерпевшему это укрепление коллектива. Здесь необходимо отметить, что руководитель в таких случаях не должен ждать обращения к нему с просьбой. Он должен действовать с упреждением.

Такое поведение обеспечивает рост харизматической составляющей и авторитета руководителя в целом.

Будь, как все, или соответствуй своему статусу

Резюмирующей ценностью, пронизывающей все остальные, является будь, как все. Быть, как все, значит быть равным с людьми своего статуса и соответствовать статусной функции своей должности.

Любая уникальность, как уже отмечалось, бывает оправдана только в исключительных случаях. Это проявляется в наличии атрибутов статуса и в поведении, соответствующем принципу личной преданности. Однако, человек-функция также неприемлем в российских коллективах.

Необходимо выбрать определенную социальную роль, соответствующую профессиональной специфике.

СПЕЦИФИКА РОССИЙСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

Как отмечалось, характер народа формируется в регулярном однотипном действии. Но любое повторяющееся действие, выполняемое отдельным индивидом, группой индивидов, или достаточно крупным социумом не может быть исключительно однотипным. В реальной деятельности сам человек осуществляет корректировку в случае отступления от алгоритма (привычки) и, тем самым, управляет своими действиями, направляя их на сохранение привычки.

Человеческий коллектив может возникнуть на основе взаимного действия, но после его осуществления такой коллектив распадется. Если такие взаимодействия будут неоднократны, сформируется алгоритм взаимодействия и, тем самым, у членов группы возникнет потребность осуществлять взаимодействие. Тогда либо группа в целом, либо лидер (лидеры), или другие члены, имеющие санкцию группы, будут стремиться к воспроизводству условий взаимодействия, в том числе используя стимулы и репрессии к отдельным представителям группы, для сохранения этого привычного действия. Так в социуме в зачаточной форме зарождаются инструменты управления.



С нашей точки зрения, главной целью управления в системе является поддержание типичного способа деятельности.
Кроме общих предпосылок возникновения определенных форм управления существуют и специфические, определяемые характером народа, или привычным образом действия социума. Русский человек лишен дара формы, как отмечал Бердяев, и причина этого в импульсивности нашего характера, в спонтанности, отсутствии плана действий. Ни один человеческий коллектив, имея в основе своего поведения импульсивность, не смог бы сохраниться, а естественным образом должен был распасться.

Однако, импульсивность, будучи основной чертой российского характера, существует уже не одно столетие, столь длительное время она смогла сохраниться, будучи уравновешена регламентацией.
Вместе с тем, регламентация (правила, нормы и т.п.) принимается только тогда, когда она обладает священным характером, либо институт регламентации имеет достаточно ресурсов для осуществления контроля и принуждения. Таким институтом становится управление, реализованное в форме иерархического государства.

Бердяев отмечает: Русские историки объясняют деспотический характер русского государства этой необходимостью оформления огромной, необъятной русской равнины.
Однако иерархия не возникает сразу же на высшем уровне, как форма государственного управления. Иерархическая форма самоорганизации зарождается во взаимодействии индивидов, образующих первичный коллектив.

Импульсивный коллектив может породить из своей среды только импульсивного лидера. Но в таком случае, чтобы управление было возможным, коллектив должен быть терпим к лидеру, лоялен к принятию им импульсивных, по наитию решений, к его мерам принуждения.

Чтобы сохраниться, коллектив культивирует такое качество, как терпимость, и делегирует лидеру право принятия решения и право принуждения, тем самым, наделяя лидера правом ограничения своих действий, т.е. дает ему возможность регламентации коллективной импульсивности.
Российский коллектив, делегируя лидеру право регламентации, сохраняет чистоту своей импульсивности, не замарывая ее не свойственным ей регламентом. Функция регламентации передана лидеру. Главной целью регламентации является отнюдь не планирование достижения цели (что имеет место, но вторично), а понуждение и сдерживание. Лидер регламентирует действия российского коллектива не так, как западный руководитель (вырабатывающий наиболее оптимальные способы действия, структурированные в поэтапное продвижение к определенной и установленной цели).

Российский же лидер управляет энергией коллектива. Естественно, западная методичная регламентация, регламентация по установленным правилам, не принимается российским человеком, который предпочитает такую регламентацию, которая не подрывает основ импульсивности.
Русское слово У-ПРА-ВОЛЕНИЕ правильное осуществление воли. Управление, таким образом, этимологически предполагает волю и правду Здесь мы выходим на особое значение правды (или говоря современным бытовым языком понятий) и предпочтения ее перед законом. Этимологической основой слова правда является корень prav-, древнерусское правь прямой, правильный.

Прав- предпочтительно и противоположно крив- неправильный. Прав - в противопоставлении лев- дает значения: поступающий правильным, должным образом, невиновный, честный, справедливый, поступающий по совести.
Слово правда представляет собой отражение в обыденном сознании противоречия сущего и должного. Правда есть должное, или идеальная реальность.

Сущее же искаженная правда. Сущее диктует законы необходимости, которые, если они противоречат высшему должному, неправедны.

Должное также может быть выражено в законах, и эти законы будут правильными, пока не окостенеют. В этом случае возникнет необходимость их исправить.

Следовательно, индивид должен следовать не столько закону, а самой правде. Таким образом, правый по сути означает служащий нормой или указывающий норму для следования.
Правда строится на чувстве коллектива, на неосознанном стремлении быть, как все. Лидер в своем поведении реализует принцип будь, как все, и, тем самым, его поведение становится оптимальной моделью для членов коллектива.

Таким образом, правда персонифицирована в индивиде. Закон, напротив, безликий методичный регламент.
Поэтому авторитет лидера строится не на его методичном поведении, а, наоборот, на послаблении членам коллектива, которые сохраняют за собой возможность следовать неписаному правилу, отступать от законного регламента (отступления от регламента в русской культуре, возможно, более регулярны, чем сам регламент). Эти отступления от регламента оформляются как льготы или привилегии, которые в нашей культуре являются традиционным механизмом мотивации индивидов (и более широко, необходимым инструментом любой иерархической организации, что подчеркивает В.Л.Романов: привилегии являются объективно необходимы любой управленческой структуре в любом обществе).
Как отмечалось, взаимодействие российских индивидов должно опираться не на четко регламентированные правила (что не принимает импульсивный характер русского человека), а на что-то иное. Парадигма западного развития известна независимость, свобода при подчинении закону, праву.

В российском социуме действует зависимость: от коллектива, от принципа будь, как все, от правды (которая и выступает как высший экзистенциальный идеал).
В российском коллективе ценится не индивидуальный труд, а труд, дающий синергийный эффект. Поэтому количественная (рациональная) оценка трудового вклада отдельного индивида по сути своей есть нарушение нормы не выделяйся. Но чтобы получить синергийный эффект, необходимо пробудить активность отдельного индивида, мотивировать его, что возможно при осуществлении индивидом личных целей.

Механизм мотивации предполагает согласование целей индивида с целями коллектива. Мотивация труда западного индивида проста и наглядна: статус индицируется богатством. Общественная интеграция и стабильность (как цель социума) достигается через целевое стремление индивида к богатству. Поэтому западный индивид зарабатывает.

Использование западного мотивационного принципа в российских коллективах нарушает принцип будь, как все (и его следствие не выделяйся), поэтому количественные показатели индивидуального вклада (богатство) имеют ограниченное применение.
Наиболее ценно, как отмечалось выше, в российских коллективах чувство коллектива. Соответственно индивид должен быть мотивирован на развитие этого чувства. Такая мотивация не столь проста и наглядна как мотивация на богатство, однако здесь российскому индивиду помогает инструментальный принцип: будь, как все, и следуй за лидером. Лидер в этом случае понимается не как отдельный индивид, а как персонификация принципа будь как все, как действующий по правде.

Поэтому отдельный индивид стремится заслужить оценку лидера, как подтверждение следования главному принципу российского коллектива, значит, мотив российского индивида можно обозначить как стремление заслужить оценку лидера. Российский индивид не зарабатывает (как западный), а заслуживает.

Такой оценкой заслуг индивида являются льготы и привилегии. Ориентация на лидера, на то, чтобы заслужить льготы, соответственно, и положение (статус), в коллективе представляет собой принцип служебной преданности.

По своей сути, это и есть генеральный принцип мотивации труда в российских коллективах.
Служебная преданность функционально соотносима с частной инициативой в западном обществе. И та, и другая обеспечивают организацию энергии индивидов через достижение ими личных целей на достижение целей социума, тем самым, их функция обеспечение социальной интеграции.

Соответственно, служебная преданность обеспечивает интеграцию российского общества, организованного иерархически, частная инициатива общества, организованного плюралистически.
Основными инструментами принципа служебной преданности, как отмечалось, являются льготы и привилегии. Они индицируют статусы индивидов в иерархическом обществе, ибо каждому статусу положены определенные льготы.

Индикация статуса первая функция льгот и привилегий.
Собственно льготы и привилегии выступают как ожидаемые личные цели индивида. Но удовлетворенные ожидания приводят к потере социальной активности, поэтому другим важным моментом является поддержание ожиданий.

Поддержание ожиданий вторая функция системы льгот.
Отличительной особенностью служебной преданности (в сравнении с частной инициативой) является сохранение состояния зависимости. Зависимость членов коллектива от лидера инструмент мобилизации активности индивидов.

Зависимость вытекает из ожиданий, чем сильнее ожидание члена коллектива, которое может удовлетворить лидер, тем больше его зависимость, а значит, и выше авторитет лидера. Сама же зависимость часто проявляется не в стремлении что-то получить, а не потерять то, что есть.

Сохранение состояния зависимости третья функция.
Проведенные в Ижевске в 1998-2000 годах социологические исследования показали корреляцию удовлетворенности трудом и отлаженной системой льгот на предприятиях. Кроме того, эти исследования продемонстрировали еще один факт отсутствие зависимости между уровнем и регулярностью выплаты зарплаты и удовлетворенностью трудом на предприятиях.

В целом, престижными предприятиями общественное мнение признавало те, в которых сложилась устойчивая система социальных гарантий и льгот. Указанные исследования зафиксировали еще одну зависимость: на предприятиях, где присутствует отлаженная система льгот и имеется удовлетворенность трудом, либо отсутствует, либо сведено к минимуму воровство, что позволило рассматривать феномен воровства на предприятиях как аномию, как рассогласованность индивидуальных и общественных целей, т.е. за фактами воровства стоит отсутствие адекватного мотивационного механизма.

Соответственно, установление мотивационного механизма льгот и привилегий, снимало указанную аномию. Итак, механизм мотивации льготами, претерпев внешние изменения, сохранился до настоящего времени.
Необходимо отметить одну важную особенность. Регламентирующее управление противоположно импульсивному характеру российского коллектива, но является необходимым для его сохранения.

Поэтому российскому человеку свойственно, с одной стороны, неприятие власти (как регламента), что проявляется в безмолвном осуждении и стремлении к уклонению от регламентации, с другой стороны, лояльность и терпимость, т.к. власть выступает гарантом сохранения общности. Необходимо заметить, что именно в действиях власти в наибольшей мере проявляется принцип приоритета коллектива над индивидом, что придает ей священный праведный характер.
Как уже отмечалось, предпосылками формы управления общества являются: во-первых, та форма управления, которая свойственна отдельным коллективам и, во вторых, наиболее успешная форма управления, интегрирующая общество в целом. Совпадение этих форм управления и их институциализация в государственной власти обеспечивает интеграцию общества при его растущей дифференциации. Эффективность государственной власти определяется отмеченными нами критериями: первый - степень институционального нормирования социального действия; второй - способность обеспечивать интеграцию общества при его дифференциации.

Соответственно государственная власть оптимальна, если новые цели индивидов и групп институционально нормируются, тем самым их энергия будет давать социуму синергийный эффект, и при растущей дифференциации общества будет сохраняться его интеграция и устойчивость.

КОМПЛЕКСНАЯ МОДЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО

Субстратом государственной власти является корпус государственной и муниципальной службы. Именно он определяет эффективность функционирования власти. Вместе с тем как отмечалось, корпус государственной и муниципальной службы представляет собой слепок всего российского общества, но в то же время он задает модельный образ действия для отдельных индивидов групп и социальных институтов.

В настоящее время в действиях этого корпуса наблюдаются кризисные явления, которые оказывают влияние на эффективность функционирования государственной власти.
Как определено, в основе взаимодействия любого российского коллектива, в том числе в корпусе государственной и муниципальной службы, лежат три социальных регулятора: форма самоорганизации иерархия; народный характер импульсивность и коллективизм; этический строй. Исходя из них, рассмотрим в комплексе модель российской государственной службы.
Иерархическая форма управления возникла, как отмечалось, из аналогичной формы самоорганизации социума и сложилась под влиянием народного характера, с одной стороны, этического строя, с другой.



Содержание раздела