смотреть тут         d9e5a92d

Шакиров И. А. - Валютная и налоговая политика в обеспечении условий возврата капитала в Россию

Российская экономика развивается в сложных, противоречивых условиях, испытывая на себе действие ряда позитивных и негативных факторов. Это находит отражение в экономической политике в целом и её важнейших составляющих валютной и налоговой политике.
Особенность ситуации России состоит в том, что до конца 1999 г. не было достаточно определённых приоритетов экономической политики. В конце 1999 г. в статье В. Путина Россия на рубеже тысячелетий были обозначены основные направления деятельности государства в области экономики.

В отношении внешнеэкономических связей в ней в качестве одного из приоритетов названа последовательная интеграция России в мировые хозяйственные структуры, прежде всего с помощью активной поддержки государством внешнеэкономической деятельности российских предприятий, компаний, корпораций.
Совсем недавно, можно сказать, в России, экономический рост был объявлен как основная государственная стратегия.
Возрастающая открытость экономики России и других стран членов СНГ в условиях либерализации их внешнеэкономической деятельности увеличивает значение валютной политики как одного из важнейших инструментов макроэкономического регулирования.
При выработке политики валютного курса того или иного государства, оценке её рациональности анализу должны подвергаться большое число факторов и показателей, характеризующих воздействие того или иного варианта курсовой политики на развитие национальной экономики. В последние десятилетия наряду с доминирующей в системе мирохозяйственных связей торговлей товарами и услугами всё большее значение приобретает движение капитала в различных формах. В отличие от мировой торговли, которая имеет устойчивую тенденцию к ежегодному росту, в движении прямых, портфельных и ссудных инвестиций на общем фоне увеличения размеров экспорта и импорта капитала существуют значительные ежегодные колебания в зависимости от состояния и развития мировой общехозяйственной конъюнктуры.
Однако в целом динамика роста объёма зарубежных капиталовложений опережает динамику развития внутренней экономики большинства стран мира. Так, начиная с середины 80-х годов темп прироста прямых инвестиций в 4 раза превышал рост стоимости мирового ВВП.
Характерной особенностью движения капитала на современном этапе является включение всё большего числа стран в процесс ввоза в вывоза прямых, портфельных и ссудных капиталовложений. Если раньше отдельные страны, как правило, являлись либо экспортёрами, либо импортёрами капитала, то в настоящее время большинство из них одновременно ввозит и вывозит капитал.
С начала 90-х годов стремление привлечь иностранных инвесторов становится одной из важнейших тенденций в международной политике. Завершение Уругвайского раунда переговоров в рамках ГАТТ, создание Всемирной торговой организации (ВТО), подписание соглашения НАФТА (Зона свободной торговли стран Северной Америки), создание единого европейского рынка, а также увеличение числа двусторонних переговоров по инвестициям способствовали росту импорта иностранного капитала. ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ
Иностранный капитал занимал достаточно прочные позиции в дореволюционной России. Значительный приток зарубежных инвестиций в экономику России отмечался ещё в конце XIX в. Царское правительство всемерно поощряло приток иностранных капиталов в страну. Начиная с 1895 г. в России ежегодно учреждалось более десятка иностранных промышленных предприятий, чему способствовали высокая норма прибыли, гарантированные заказы из государственного казначейства, льготные таможенные пошлины. Кроме того, введённая в России золотая валюта обеспечивала устойчивость курса рубля.

В 1900 г. общий объём иностранных инвестиций в экономику России оценивался в 750 млн. руб.
Одними из первых иностранных инвесторов в России были французские и бельгийские предприниматели, которые вложили значительные средства в создание металлургических и металлообрабатывающих предприятий. Немецкие капиталы концентрировались в горнодобывающей и химической промышленности, а английские предприниматели специализировались на добыче и переработке нефти.
Особое место в сфере интересов иностранного капитала занимала кредитно-банковская система России. Российская банковская система не могла удовлетворить растущие потребности отечественного промышленного капитала в финансовых ресурсах.

Возникавшие акционерные общества были вынуждены обращаться за кредитами к французским, английским и германским банкам. Для кредитования российской экономики на Западе образовывались банковские консорциумы.

Одним из условий предоставления кредитов было участие иностранного банка в акционерном капитале коммерческих банков и промышленных предприятий.
В результате к началу промышленного подъёма (1910-1913 гг.) в России не было ни одного крупного коммерческого банка (за исключением Волжско-камского), в котором в той или иной форме не были представлены интересы европейского иностранного капитала.
Через эти банки путём приобретения акций российских компаний иностранный капитал занял достаточно прочные позиции во многих отраслях российской экономики. По оценкам специалистов, к началу первой мировой войны (1914 г.) иностранный капитал владел акциями российских компаний на сумму в 1500 млн. руб., а ежегодные дивиденды по этим вложениям составляли 150 млн. руб.
Иностранный капитал контролировал в России почти 90% добычи платины; около 80% добычи руд чёрных металлов, нефти и угля; 70% производства чугуна. Весьма заметным было присутствие иностранного капитала в химической, электротехнической промышленности, производстве электроэнергии, строительстве железных дорог.
Таким образом, в поиске средств для промышленного развития страны царское правительство пошло по наиболее лёгкому пути привлечение иностранных займов и предоставление концессий. Иностранные компании, имевшие ограничения на ввоз товаров в Россию, пользовались достаточно большой свободой при размещении инвестиций внутри страны.
Иностранные компании часто злоупотребляли этой свободой, нещадно эксплуатируя природные ресурсы России, не стимулировали, а нередко и тормозили развитие отдельных отраслей, которые могли обеспечить экономическую независимость страны.
В настоящее время Россия по импорту капитала занимает весьма скромное место в мире. Это связано прежде всего с отсутствием благоприятного инвестиционного климата, который в первую очередь определяется политической стабильностью, юридическими гарантиями для зарубежных инвесторов, развитой инфраструктурой, налоговыми льготами для зарубежных вкладчиков и др. Но подробнее об этом чуть позже
Вследствие несовершенства валютного законодательства РФ, и других причин из России ежемесячно убегает до 1,5 млрд. долл., и на банковских счетах вне пределов страны осело, по различным оценкам, от 200 до 300 млрд. долл., принадлежащих российским резидентам. Одним из основных каналов утечки капиталов из страны является невозврат экспортной выручки, достигающий 30 % реального вывоза товаров. Один из парадоксов российской экономики состоит в том, что денег в ней (вернее, у правительства) хронически не хватает, но они где-то есть. Правда, никто даже приблизительно не знает, где деньги и сколько их.

Этого не знает даже Банк России. Неизвестно также, сколько денег в теневой экономике, сколько нелегально вывезено за границу.
ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ НА ВАЛЮТНОМ РЫНКЕ
Традиционными ориентирами действий государственных органов по управлению валютным рынком выступают: уровень и динамика курса национальной денежной единицы; структура и сальдо внешнеторгового баланса; состояние основных сегментов финансового рынка, прежде всего движение капиталов; борьба с отмыванием денег, неуплатой налогов и т.д. Но каждый из вышеупомянутых ориентиров, как правило, не используется как самоцель. В практике используемых странами рыночной экономики систем валютного регулирования можно найти самые разнообразные сочетания различных инструментов и целей воздействия на рынок.
Схемы действий государственных органов находятся в диапазоне между двумя крайними режимами: система фиксированных валютного курсов и режим свободного флоатинга.
Режим фиксированных валютных курсов. Основная идея такого регулирования заключается в проведении политики курсообразования, не допускающей отклонение от заранее выбранных приоритетов, которая обеспечивается ограничениями по операциям физических и юридических лиц, т.е. государство жестко фиксирует обменные курсы валют.

В данном случае Центральный банк должен располагать адекватными резервами иностранной валюты - для смягчения колебаний на валютном рынке.
Режим свободного флоатинга. Здесь государство может полностью оставаться вне пределов валютного рынка, полагается на эффективность рыночных механизмов перераспределения финансовых ресурсов, снимая прямые ограничения.

Центральные банки управляют в основном конъюнктурными колебаниями спроса и предложения, полагая, что свобода рыночных отношений выводит курс на оптимальный уровень.
Государственное регулирование валютного курса направлено на его повышение либо понижение исходя из валютно-экономической политики. С этой целью проводится определенная валютная политика.
Так называемый преобразованный валютный режим и присущий ему порядок установления валютного курса, в значительной степени способствовали долларизации российской экономики, бегству капиталов за границу, наплыву низкосортных и низкопробных импортных товаров и т.д.
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ И ИНВЕСТИЦИИ Одна из главных причин утечки капитала состоит в отсутствия доверия российских инвесторов к России как к сфере для инвестиций. То же характерно для иностранных инвесторов. В связи с этим важнейшей задачей на перспективу является создание в стране так называемого инвестиционного климата, привлекательного не только для российских, но и иностранных инвесторов. Очевидно, что главными элементами его должны быть доверие к власти, рублю, банкам, прозрачность и стабильность законодательства, гарантии прав собственности, недопустимости вытеснения капитала из хозяйственной и общественной жизни. При достижении этих целей проблема бегства отпадает сама собой и на смену оттока каптала в страну вместо спекулятивных краткосрочных вложений в ГКО придут крупные долгосрочные инвестиции.



Кроме того, в ходе моего исследования по данной работе, многократно была подтверждена информация о том, что в долгосрочный перспективе западные инвесторы оценивают российский рынок (за счёт его большой ёмкости) как привлекательный.
Под инвестиционным климатом понимается совокупность экономических, социальных и других факторов, сформировавшихся под воздействием государственной политики.
В этой связи хотелось бы ещё сказать, что оценивая российскую действительность с позиции необходимости создания в стране благоприятного инвестиционного климата, следует признать, что комплекс подлежащих решению проблем скорее сближает Россию с развивающимися странами. Специфическая особенность состоит в том, что в стране пока не созрели условия для существования единообразного инвестиционного климата для всего её экономического пространства.
Не нужно также забывать, что инвестиционный климат в России зависит в известной степени также от инвестиционного климата, создаваемого на местах субъектами РФ и местными администрациями. Тем не менее поступательное движение России по пути оздоровления инвестиционного климата способно сформировать у инвесторов ожидания, что сегодня ситуация лучше, чем вчера, а завтра будет лучше, чем сегодня.
С научной точки зрения, инвестиционный климат характеризуется комплексом факторов. Изменения большинства факторов требуют продолжительного времени, так как они затрагивают институциональное устройство экономики и общества.
Иначе говоря, в настоящее время более активному притоку и эффективному использованию иностранного капитала, а также сдерживанию бегства отечественного капитала препятствует ряд факторов, которые в совокупности формируют инвестиционный климат страны.
Важным аспектом инвестиционного климата является качество законодательства и его стабильность. В России уже во многом создана база рыночной экономики и демократического государства.

Однако документы, регулирующие сферу бизнеса, грешат противоречиями, неясностями изъянами, они плохо увязаны друг с другом.
Более серьёзную опасность представляет не несовершенство и нестабильность законодательства, а плохое исполнение законов, что было прокомментировано М. Е. Салтыковым-Щедриным более ста лет назад: Строгость законов российских смягчается необязательностью их исполнения.
Определённую тревогу у иностранных инвесторов вызывает рост социальной напряжённости в связи с ухудшением материального положения значительной части населения России. Социальная стабильность является важным фактором инвестиционного климата и обязательным условием проведения любых радикальных экономических преобразований.
На динамику оттока и притока инвестиций отрицательное влияние оказывает неразвитая инфраструктура, в том числе связь, система телекоммуникаций, транспорт и гостиничное хозяйство, т.е. отсутствие условий, привычных для большинства цивилизованных бизнесменов.
Многие крупные инвесторы, реально сознавая все отрицательные последствия региональной дезинтеграции России, отрицательно относятся к сепаратистским настроениям, которые присущи некоторым руководителям регионов, краев и областей.
Весьма негативными факторами, влияющими на инвестиционный климат, являются коррупция и криминализация отдельных сфер коммерческой деятельности, которые поразили многие звенья внешнеэкономических связей России.
Анализ отраслевой структуры иностранных инвестиций в России за 1999-2000 гг. позволяет сделать вывод, что приток зарубежных капиталовложений ограничивается не только наличием высоких политических и экономических рисков, но и противодействием сил, стремящихся избежать конкуренции на внутреннем рынке.
Следует подчеркнуть, что иностранные инвесторы сыграли важную роль в становлении рынка ценных бумаг в России. Данный рынок в значительной степени сформировался под влиянием заказов на покупку ценных бумаг, которые размещали зарубежные инвесторы.
Помимо этого. Инвестиционный климат формируется под влиянием таких факторов, как:
качество банковской системы и других финансовых институтов;
доступность кредитования;
открытость экономики и правил торговли с другими странами;
уровень монополизма в экономике;
уровень развития и доступность объектов инфраструктуры;
природные ресурсы и состояние экологии.
В понимании огромного числа наших соотечественников иностранные инвестиции это что-то вроде иностранной интервенции. К сожалению, так до сих пор думают не только рядовые работники заводов и фабрик, буквально задыхающихся без инвестиций, но и директора этих предприятий; служащие всех рангов; и народные избранники, заседающие в законодательных собраниях всех уровней. В результате этого подобный психологический фактор становится ещё одним серьёзным тормозом нынешних рыночных преобразований. А между тем весь мир пребывает в состоянии непрерывной погони за иностранными инвестициями.

Африканцы и азиаты, европейцы и, даже страшно сказать, американцы все они расценивают как настоящий успех приход крупного иностранного инвестора на свой рынок. Строго говоря, национальность капиталов понятие весьма и весьма условное. Ведь границы между иностранными и внутренними инвесторами всегда размыты. А уж национальность денег, направляемых на портфельные инвестиции (инвестиционные фонды вкладывают деньги в покупку акций, чтобы потом их продать и заработать на росте стоимости), определить тем более невозможно.

Смотрите, что происходит на самом деле на рынке капиталов.
Допустим, что какой-то американский инвестиционный банк вкладывает в Россию деньги своих клиентов. По сути дела, этот банк является всего лишь посредником, ведь он работает со средствами инвестиционных фондов. Но и те, в свою очередь, аккумулируют чужие деньги деньги граждан.

Иначе говоря, в этот инвестиционный фонд, а потом и в упомянутый выше банк деньги приходят с мирового финансового рынка.
Но ведь на этом рынке находятся и российские деньги. Масштабы экспорта капитала из России значительны. По различным оценкам, от 20 до 100 миллиардов долларов США.

Интерес состоит в том, что под видом иностранных инвестиций Россия сталкивается с таким явлением, как реэкспорт (возвращение) собственного капитала.
Мировые финансовые системы устроены таким образом, что определить, кто именно инвестирует, очень сложно, а по существу невозможно. Во все страны инвестирует весь мир. В долларе, вложенном в наши предприятия один цент может оказаться газпромовским, а другой ранее принадлежавшим бабушке из штата Канзас.

Поэтому нужно уходить от расхожего стереотипа: Россию, мол, скупают иностранцы. В то же время иностранные инвестиции это не какое-то благодеяние, не подачка, не милостыня.

Это для инвестора обычный, нормальный способ получения дохода.
А вот ещё одна страшилка про иностранных инвесторов, имеющая широкое хождение в России. Придут они, дескать, эти англичане, американцы, немцы и прочие шведы, скупят наши заводы и закроют их!

Конкуренцию устранять будут.
В действительном же мировом разделении труда Россия и близко не претендует на нишу, занимаемую англичанами, американцами, немцами и прочими шведами производителем высококачественной продукции, требующей такого современного оборудования, таких компьютеров, такой организации труда и т.д. и т.п., чем мы совершенно не располагаем. Наши настоящие конкуренты, да и то с большими оговорками, это государства из разряда развивающихся.

Не случайно именно об этом со всей откровенностью и прямотой говорил Президент В. В. Путин в своём послании Федеральному Собранию 8 июля 2000 года.
Многие конкуренты России на мировом рынке капитала уделяют большое внимание либерализации внутренних инвестиционных режимов, тем самым привлекая предпринимательские капиталовложения, на которые могла бы претендовать Россия.
Поэтому возможность переориентации хотя бы части мирового потока прямых капиталовложений в направлении России без либерализации инвестиционного законодательства и кардинального улучшения общего инвестиционного климата представляется маловероятной.
Раз уж начался разговор об инвестициях, хочется затронуть и его правовой аспект.
Федеральный Закон от 09.07.99 N 160-ФЗ Об иностранных инвестициях в Российской Федерации (Принят ГД ФС РФ 25.06.99), заменил редакцию 1991 г. В научной литературе ставится вопрос: А нужен ли закон?..
В законодательстве многих стран отсутствуют специальные законы, регулирующие исключительно иностранные инвестиции. Капиталовложения нерезидентов регулируются много и двусторонними договорами о защите и поощрении инвестиций и нормами других законов и постановлений.
В России иностранные инвесторы, в соответствии с Конституцией и ГК, наделены равной с отечественными полнотой прав при осуществлении предпринимательской деятельности.
Так вот, если иностранным инвестициям предоставляется национальный режим, то есть обращение с ними такое же, как и с отечественными, то отсутствует целесообразность и предмет регулирования отдельного специального нормативного акта по иностранным инвестициям.
РОЛЬ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КАПИТАЛА В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСЛОВИЙ ВОЗВРАТА КАПИТАЛОВ В РОССИЮ Существенным моментом в привлечении отечественного частного капитала может быть только приход его во власть. И только в этих условиях, когда капитал сможет контролировать правовую систему и исполнительную власть, а условия возврата капитала и его эффективность будут в руках тех, кто кредитует экономические российские программы, тогда возможен приход его в большом масштабе в отечественную экономику. В настоящее время такой поход во власть или за власть уже начат рядом крупных промышленно-финансовых структур. Но начинаются эти походы с окраин, губерний, с захвата власти в областях.

И пока идет этот процесс трудно рассчитывать на достаточно серьезный вклад отечественного капитала в программы развития экономики России в ближайшей перспективе. Логика здесь проста: чтобы преодолеть множество сложных проблем, России необходимо обеспечить ежегодный экономический рост - не менее 4-5% в течение 20 лет. Для этого нужен масштабный приток инвестиций. Однако возможности государственных инвестиций крайне ограниченны.

К тому же их эффективность весьма низка. Поэтому они не решат проблемы.

Остаются частные инвестиции - отечественные и иностранные. Но для них нужно создать такой инвестиционный климат, который бы позволил России успешно конкурировать на международных рынках капиталов и, что особенно важно, добиться прекращения оттока капитала из страны. Сегодня приходится констатировать, что условия для инвестиционной деятельности в России крайне неблагоприятны. Об этом свидетельствует сокращение объема инвестиций в основной капитал за последние 12 лет в 5 раз.

Ежегодный отток капитала в последние годы составлял как минимум 10 - 15 млрд. долларов, а за все годы реформ объем утечки превысил 150 млрд. долларов.
Словом, инвестиционный голод вызван несовершенством сложившейся хозяйственной системы в стране.
Несмотря на то, что импорт капитала и его функционирование в стране зиждется на специальном законодательстве, чётко прослеживается стремление в разумных пределах уровнять иностранных инвесторов в части, подчёркиваю, порядка уплаты основных налогов и таможенных платежей, совершения экспортно-импортных и валютных операций, лицензирование отдельных видов деятельности и др. По информации Российской газеты, например, для модернизации российской экономики понадобятся инвестиции в размере 2-2,5 трлн. долларов в течение 20-25 лет. Всё это говорит о том, что более широкое привлечение иностранного капитала, особенно в форме прямых инвестиций, и его использование в соответствии с национальными приоритетами и интересами, полный учёт мирового опыта должны войти в число ключевых задач экономической политики России на современном этапе её развития.
Кроме того, рекомендуется следующее.
Наряду с совершенствованием закона Об иностранных инвестициях в РФ, для обеспечения качественного прорыва в деле привлечения ППИ следует принять целый ряд дополнительных законов, регулирующих сферы деятельности, которые с учётом мирового опыта следует признать критически важными для изменения инвестиционного климата. Поэтому, особое значение с точки зрения привлечения ППИ в экономику России имеет совершенствование законодательства.
Предлагается принятие также специального закона Об инвестиционных договорах государства, регулирующего доступ иностранных инвесторов к объектам государственной собственности. Аналогичные законы действуют во многих странах, в том числе в некоторых странах с переходной экономикой (Венгрия, Болгария, Казахстан, Киргизия, Молдавия).

С учётом объёма хозяйственных актов, находящихся ныне в государственной собственности, подобный закон может обеспечить существенный прирост инвестиций в экономику России.
Основой для разработки соответствующего закона может служить принятый Гос. Думой в первом чтении 2.04.1996 проект закона О договорах концессии, заключаемых с российскими и иностранными инвесторам.

В процессе подготовки ко второму чтению в него были внесены поправки, значительно ограничивающие сферу его применения и снижающие его привлекательность для иностранных и отечественных инвесторов.
В этой связи, повторюсь, представляется целесообразным разработать полноценный закон Об инвестиционных договорах государства. В неё должен быть чётко сформулирован перечень государственных имуществ, которые могут быть переданы в пользование иностранным инвесторам без перехода в собственность последних, типы договоров и их рамочные условия, а также механизмы государственных ограничений и контроля за использованием соответствующих договоров.



Содержание раздела