d9e5a92d

ОТТОК КАПИТАЛА МИФ

Кроме этого, я думаю, что важную роль в стимулировании экспорта может стать, скажем, создание федерального агентства по предоставлению гарантий под экспортные контракты российских фирм, а также института по страхованию экспортных кредитов.
Налоговые каникулы. Так называются периоды времени, в течение которых компания освобождена от тех или иных налогов.
и др... Международные расчётно-кредитные отношения РФ с зарубежными государствами осуществляются в российских рублях, национальных валютах ряда стран, международных денежных единицах и клиринговых валютах. Рубли, использовавшиеся ранее в международных экономических связях с рядом стран дальнего зарубежья (их принято называть инвалютные рубли) применялись для выражения размера предоставляемых нашей страной долгосрочных кредитов иностранным государствам, установления цен на поставляемые товары и в других случаях, а в настоящее время являются основой для пересчёта причитающегося долго со стороны этих стран России в американские доллары.
Во внешнеэкономических связях России с рядом стран ближнего зарубежья в расчётно-кредитных отношениях используются российские рубли, находящиеся во внутреннем обороте страны, а также по договорённости сторон применяются национальные валюты этих государств.
Помимо долларовых инвестиций, иностранные компании начали осуществлять капиталовложения в российских рублях, что свидетельствует, с одной стороны, об укреплении курса национальной валюты, а с другой о начале процесса реинвестирования прибыли, полученной иностранными инвесторами от предпринимательской деятельности на территории России.
Продолжающийся незаконный отток капиталов из страны, достигающий 15-20 млрд. долл. в год, обусловливает необходимость расширения направлений государственного регулирования и контроля за расходованием иностранной валюты российскими предприятиями и организациями. В этих целях Центральный Банк РФ утвердил 30 декабря 1999 г. инструктивный документ - Указание 721-У О покупке юридическими лицами-резидентами иностранной валюты для осуществления платежей за выполнение работ, оказание услуг или передачу результатов интеллектуальной деятельности.
Согласно этому Указанию, покупка юридическими лицами-резидентами иностранной валюты за рубли на внутреннем валютном рынке России для осуществления платежей в пользу нерезидентов за выполнение работ, оказание услуг или передачу результатов интеллектуальной деятельности, перечисленных в приложении к этому Указанию, осуществляется при условии предоставления юридическим лицом-резидентом в исполняющий коммерческий банк заключения Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю (ВЭК) об обоснованности платежей в иностранной валюте за работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности.
Неуклонное выполнение требований указанных инструктивных документов будет содействовать рациональному расходованию иностранной валюты российскими предприятиями, фирмами и организациями.
Объявление правительством в одностороннем порядке отсрочки погашения иностранных кредитов коммерческим структурам России имело крайне отрицательные последствия. Хотя не все банки потеряли ликвидность, оно подорвало доверие населения и инвесторов ко всей финансовой системе России и затруднило проведение инвестиционных проектов, имеющих определяющее значение для развития народного хозяйства, сделало невозможным участие российских финансовых структур в совместных проектах в области развития малого и среднего бизнеса, ипотеки и высокотехнологических инвестиционных проектов.
ОТТОК КАПИТАЛА МИФ Некоторые авторы пытаются доказать, что отток капитала - не более чем миф. Кстати говоря, обращаются к этой теме не в первый раз, поэтому и я не могу обойти её стороной.
Действительно, миф оказался слишком живучим. Сегодня пытаются поставить его под сомнение с другой стороны. Бегство капитала - тема, которую хотелось бы закрыть раз и навсегда.

Слишком вредными оказываются для рыночной экономики отголоски этого мифа на уровне экономической политики и конкретных регулирующих действий правительства.
Миф об оттоке капитала является одним из самых устойчивых экономических мифов постсоветской эпохи. Шум о непрекращающемся вывозе средств за границу стоит уже много лет, и конца-края ему не видно. В последние недели этот шум резко усилился, в нем можно расслышать, что правительство относится к проблеме абсолютно серьезно и планирует (а отчасти уже проводит) комплексные мероприятия по предотвращению нелегального оттока.

Некоторые наблюдатели даже считают борьбу с оттоком чем-то вроде визитной карточки правительства Касьянова.
Генезис представлений об оттоке нужно искать, по всей видимости, в эпохе поиска золота партии. Хотя богатства КПСС так и не были найдены, несмотря на привлечение известнейшего западного детективного агентства, представление о том, что за границей находятся вывезенные властью несметные сокровища Родины, прочно засело в общественном сознании.

Как ни парадоксально, это ложное общественное представление позже сильно пригодилось самой же власти для объяснения своих хозяйственных неудач - экономического спада и стагнации.
Оказывается, экономического роста нет потому, что из страны уходит капитал. Причем сначала капитал вывозили партократы, а потом новые русские. Кроме правительственных органов, на этом мифе активно паразитируют основные политические силы: левые утверждают, что капитал выталкивает из страны безумная налоговая политика монетаристов, а правые приписывают аналогичную роль самому наличию коммунистов и аграриев на политическом поле. И те и другие делают вид, что уверены, что они-то в состоянии прекратить отток и вернуть увезенное обратно, в результате чего экономика захлебнется в инвестиционном потоке.

На эксплуатации мифа об оттоке сделано немало научных карьер. Не поддается учету общее число прокуроров, следователей и контролеров, отметившихся звонкими заявлениями.
Однако, несмотря на все разоблачения и квазинаучные рассуждения, воз и ныне там. Точная цифра вывезенных средств до сих пор не известна, механизмы возврата не работают.

И это не удивительно. Очень трудно поймать черную кошку в темной комнате, особенно если её там нет. Дело в том, что никакого оттока капитала из страны просто нет и никогда не было. Или почти не было (если учесть виллы и земельные угодья в Марбейе, на Лазурном берегу, Канарских островах и в прочих живописных местах - но это сумма, во-первых, не настолько велика, как предполагают, а во-вторых, строительный бум закончился лет пять назад).

Спекуляции на популярной теме по большей части вызваны плохим знанием экономических реалий. Соответственно, механизмы возврата средств вроде амнистии капиталов не могут работать в принципе - возвращать-то нечего.
В принципе движение капитала управляется законом максимальной нормы прибыли (естественно, с учетом рисков). Где норма прибыли больше, туда капитал и притекает, а в России - одна из самых высоких норм прибыли в мире. А если деньги вкладывать в торговлю, общественное питание, индустрию развлечений, жилищное строительство, пищевую промышленность, нефтедобычу и нефтепереработку, - то норма прибыли подчас исчисляется десятками процентов годовых в твердой валюте.

В Европе или Америке минимум, на который можно рассчитывать - 5% годовых (если вложить деньги на банковский депозит или в госбумаги), максимум - 25% в год (при покупке акций быстрорастущих компаний). Неужели при такой разнице между нормами рентабельности из страны будут уходить средства?

Другими словами, либо отток капитала сильно преувеличен, либо закон максимальной нормы прибыли на территории России не действует.
Резюмируется, что отток капитала (в одном из своих превращений) - это теневая заработная плата. Она распределяется примерно так же, как и официальные рублевые доходы. Большая часть идет на приобретение потребительских товаров (эта часть дохода, как правило, конвертируется в рубли), меньшая - на сбережения (эта часть дохода остается в валюте). Проданную за рубли валюту в обменных пунктах покупают импортеры, которые потом ввозят в Россию разного рода полезные товары.

Круг замыкается - черный нал получает покрытие серым импортом.
Стоимость полулегального импорта таможне неизвестна, поэтому для определения объема серого импорта используются разного рода экспертные оценки. Точного результата они, разумеется, не дают, поэтому российский платежный баланс имеет формат высокоразвитой страны - активное сальдо торгового баланса покрывается вывозом капитала.

Но поскольку Россия все-таки страна слаборазвитая, то реально вывозить капитал она не может. Соответственно, и реальное сальдо торгового баланса гораздо меньше его официальных оценок.
После делается несколько выводов. Во-первых, надежды на скорый экономический рост за счет репатриации капиталов следует оставить: этих капиталов просто нет. И кто бы ни находился у власти, ничего с этой объективной реальностью поделать нельзя.

Во-вторых, мнимый отток - на самом деле уклонение от уплаты налогов, причем в особо крупных размерах. Называя уклонение от уплаты налогов оттоком капитала, правительство путает божий дар с яичницей.
От подобной подмены проблем вряд ли получится что-нибудь хорошее. Поставив проблеме неправильный диагноз, правительство начинает гоняться за фантомами - устраивает административные наезды на хозяйственных агентов рынка, всерьез обсуждает перспективы возврата капитала и введение лицензирования экспорта, думает о переводе зарубежных корсчетов комбанков в ВЭБ, т.е., борется с оттоком крайне неуклюже.

Не говоря уже о депонировании средств под импортный контракт, регистрации всех внешнеэкономических сделок и ужесточении механизма импорта услуг.
Все эти меры - не туда и не про то.
Когда же правительство согласится с нашим диагнозом, ему очень захочется заставить компании и банки платить безумные налоги на фонд оплаты труда, а граждан - подоходный налог с реальных доходов. Это можно сделать двумя путями.

Построением полицейского государства и серьезным сокращением налогового бремени. НЕ НАДО ВЫТИРАТЬ ПОЛ, НЕ ЗАКРЫВ КРАН
После того как скандал вокруг русских денег в Bank of New York поставил под вопрос получение Россией кредитов МВФ, стало окончательно ясно, что валютный контроль превратился в проблему национальной безопасности. Глава межведомственной комиссии по экономической безопасности Совета безопасности РФ Александр Шохин заявил прессе, что предлагает Западу по-братски поделить сбежавшие капиталы.


Вот какие он видит экономические механизмы борьбы с оттоком капиталов.
Заниматься возвратом капитала, не упорядочив механизм контроля финансовых потоков, все равно, что вытирать пол тряпкой в ванной комнате, в которой течет кран. То есть все зависит от интенсивности потока и количества тряпок.

Поэтому, безусловно, на первый план нужно вынести механизм контроля за оттоком капитала. Но самое главное создание благоприятного налогового инвестиционного режима. Если будет чрезмерное налоговое бремя, никакими административными мерами капитал не удержишь.

Через это прошли многие высокоразвитые страны. 15-20 лет назад Франция боролась с оттоком капитала в Швейцарию и остановить его смогла только после того, как налоги были снижены.

После прихода к власти социалистов Миттеран поднял налоги, и капитал начал опять утекать.
Многоступенчатое дифференцированное ценообразование с множественными валютными коэффициентами это остаток советской системы. Многие заинтересованы в том, чтобы он сохранился.

Но пока он будет, деньги будут утекать.
Шохин предлагает прямо сейчас:
Я бы ввел действительно несколько простых процедур. Например, обложил бы отток капитала (даже официальный вывоз) налогом.

Взять, например, репатриацию прибыли. Сейчас мы блокируем капиталы на счетах типа С и не даем нерезидентам возможности вывозить деньги. А надо просто ввести достаточно серьезный налог на досрочный вывод капитала даже нерезидентами.

Ведь часто они приходят в Россию, зарабатывают деньги, в том числе на повышении котировок акций, и уходят в момент благоприятной конъюнктуры. А можно установить, что если вывозишь капитал в течение полугода плати налог.
Также давно пора депонировать сумму НДС при реализации импортных контрактов. Цэбэшная схема депонирования всей суммы импортных контрактов драконовская мера. Но депонировать сумму НДС это святое дело. Это фактически предоплата, но такая предоплата, что фиктивные сделки уже почти невозможны.

Потому что заплаченные вами 20% засчитываются в уплату налога, когда вы представите документы, что товар реализован.
Нам нужны совместные международные программы борьбы с утечкой капитала. Проблема в том, что в Америке и Европе нет законодательства, которое бы определило капитал, нелегально утекший, скажем, из России. Разбираться с этим дело страны происхождения этих денег. Только если будет установлено, что эти деньги связаны с наркобизнесом, незаконной торговлей оружием, то грозят самые строгие кары.

Но коль скоро Запад обеспокоен, что Россия не может проконтролировать финансовые потоки, необходимо вырабатывать совместные программы.
Нам нужна помощь мирового сообщества, и здесь можно было бы им предложить даже некий стимул 50:50. Деньги, уведенные от налогов и таким образом найденные, это не чистый криминал (хотя с нашей точки зрения криминал), и они будут делиться в пропорции 50:50 со странами Запада.

Но не в примитивной форме дележки, а в форме ускоренного обслуживания наших долгов этим странам. То есть они все поступают в наш бюджет, но если Запад нам предоставит новые льготные схемы реструктуризации, скажем, советских долгов, можно было бы половину этих самых денег направлять на ускоренное погашение наших долгов.
Кредиторы России к этой идее относятся в принципе положительно. Я обсуждал эту тему на Западе, и мне кажется, это приемлемая схема. И если бы ее сейчас выставить, то можно было бы ускорить переговоры с тем же Лондонским клубом.

Потому что в случае реализации этой схемы есть возможность вернуться к базовому соглашению. При этом зажимая возможности полулегального вывоза капитала за рубеж, нужно оставить горлышко, чтобы дать возможность нашим капиталистам, которые увели деньги, вернуть их в российскую экономику.

Схема следующая: нужно учредить некий фонд за пределами России для инвестиций в российскую экономику. Почему за пределами России? Потому что шаг за шагом нужно восстанавливать доверие к политике российских властей. И этот фонд должен быть создан без участия российского правительства и государства.

Деньги должны идти в инвестиционные проекты со сроком окупаемости на первых порах не более двух-трех лет. Кроме того, чтобы была уверенность в том, что эти деньги не будут растрачены зря, существенную часть средств этого фонда надо вкладывать в низкорискованные, надежные бумаги, такие, как бумаги американского казначейства, чтобы это не был механизм коммерческого вкладывания денег. Там свои 3% ты всегда можешь получить на Западе эта схема прозрачна.

Ну а часть денег уже может инвестироваться в российскую экономику. В данном случае элемент риска будет, но потерь для инвесторов уже не будет. Выигрыша может не быть, но и потерь не будет. И ещё.

Если российские правоохранительные органы начинают следствие по поводу того или иного бизнесмена или компании, которая выводила деньги по полулегальным, серым каналам, эти граждане или компании могут предъявить документы о том, что они все эти деньги вложили в фонд инвестиций в российскую экономику. И именно это должно быть основанием для амнистии. ПУТИ ВОЗВРАЩЕНИЯ СБЕЖАВШИХ КАПИТАЛОВ НЕПОСРЕДСТВЕННО, КАК СООБЩАЮЩИЕСЯ СОСУДЫ, СВЯЗАНЫ С КАНАЛАМИ ИХ УТЕЧКИ В аналитических материалах Совета безопасности оцениваются перспективы возвращения беглых российских капиталов. Но ведь пути возвращения сбежавших капиталов непосредственно, как сообщающиеся сосуды, связаны с каналами их утечки. Основными из них российские компетентные органы считают:
Невозврат валютной выручки. Среди способов невозврата выделяется занижение цены экспортируемых товаров и их качества.

Мы думаем, нет необходимости объяснять, что этот прием лучше всех освоили наши нефтяники.
Непоступление товаров или невозврат авансовых платежей по импорту. При импорте, как известно, существенно завышают цену тех импортируемых товаров, по которым ставки таможенных пошлин минимальны.
Перевод авансов под фиктивные импортные контракты на оказание услуг. Только под импорт услуг (а это разнообразные маркетинговые, консалтинговые и исследовательские работы, и в том числе многочисленные семинары, презентации и т.д.) в 1999 г. было уплачено 5,5 миллиарда долларов.

Большая часть из них натуральная липа.
Перевод рублей на иностранные корреспондентские счета в российских банках.
Тривиальный вывоз зеленого нала. По данным таможенников, из России в коробках из-под ксерокса умыкнули в 1998 году 21,6 миллиарда долларов, а в 1999 на 9 миллиардов меньше.
Непоступление в Россию валютной выручки от реализации товаров в так называемой внетаможенной зоне. Этот пункт требует небольшого разъяснения речь идет, к примеру, о фиктивном вывозе товаров за рубеж и немедленном возвращении их в Россию.

Допустим, партия кожаных курток российского производства уходит из Туапсе в Турцию, но уже на следующий день снова приходит в Туапсе как партия турецких курток. Достаточно поболтаться на черноморских волнах одну ночь, чтобы красиво превратить целебный черноморский воздух в живую прибыль с липового контракта.
Ужесточен порядок приобретения валюты для оплаты контрактов по импорту товаров и услуг. Резко до 90 дней сокращены сроки проведения текущих валютных операций. Введены так называемые гарантийные депозиты для оплаты по импорту. Однако этого явно недостаточно.

Да, российские капиталы возвращаются домой, но в большинстве случаев в виде иностранных инвестиций.
Что же по мнению наших силовиков необходимо сделать для того, чтобы российские капиталы на вполне законной основе вернулись в страну? На заседании Совбеза, помимо традиционного призыва объединить и скоординировать усилия заинтересованных ведомств, прозвучал ряд вполне конкретных предложений. Наконец-то добиться вступления России в ФАТФ. Ввести лицензирование внешнеэкономической деятельности, ужесточить порядок регистрации фирм, занятых такой деятельностью.

Налоговики выступают за обязательную регистрацию всех видов зарубежной собственности. И, наконец, таможенники за автоматизацию систем контроля по валютным экспортно-импортным операциям. Фактически дело остается за малым подкрепить все эти инициативы законодательно.

Тут уж дело за нашей Думой.
В специальной литературе и широкой печати нередко можно встретить утверждения о том, что курс российского рубля занижен или завышен по сравнению с реальным валютным курсом. Исходя из такого утверждения высказываются те или иные суждения, делаются те или иные рекомендации относительно валютной политики Правительства и Центробанка России.
Известно, что Россия нуждается в значительных ресурсах валюты не только для финансирования экономического развития, но и для обслуживания внешнего долга.
С точки зрения права, международную валютную систему (МВС) можно определить как совокупность международно-правовых норм, регулирующих движение валют и валютные ресурсы.
Экономика России структурирована гораздо более сложным образом, чем в большинстве стран с переходной экономикой. В российских условиях в целях формирования институционального базиса реформ явно запоздало и во многом было искажено силами, которые реализовали свои узкие рентные интересы, нежели преследовали цель обеспечить долгосрочные прибыли. Во многом это отражало исходную структуру экономики страны, сложность институционального реформирования плановой системы, основанной на специфических правилах игры, которые трудно трансформировать в условиях их прогрессирующего распада. Большую роль играло различие интересов разных секторов, вытекающее из их объективного положения в пореформенный период. Формирование единого институционального базиса экономики с явно выраженным конфликтом интересов основных участников - это нетривиальная задача с неочевидным решением.

Есть точка зрения, что всё испортила номенклатура.
Одна из основных задач, которая стоит сейчас перед Россией - формирование цивилизованных отношений между государством и бизнесом, учитывающих интересы как экономики в целом, так и отдельных компаний.
НЕЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Либерализация внешнеэкономической деятельности и предоставление права выхода на внешний рынок практически любому хозяйствующему субъекту, включая физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, привели к возникновению новой для российской экономики и законодательства проблемы массовой утечки из России за рубеж валютных средств. Суммы, размещенные на зарубежных счетах российских физических и юридических лиц, исчисляются миллионами долларов. Отмечая масштабность этих процессов, эксперты указывают, что в случае возврата в Россию ее валютных ресурсов страна смогла бы не только решить проблему выплаты внешней задолженности, но и отказаться от финансовой помощи других государств и международных организаций.

Таким образом, сформировалась система утечки финансовых ресурсов из России, в основе которой лежит незаконная реализация российскими предпринимателями прав на осуществление внешнеэкономической деятельности (злоупотребление данным правом). Причины существования этой системы - непривлекательность инвестиционного климата России не только для иностранных, но и для собственных предпринимателей. Внешне утечка валюты напоминает экспорт капитала. Экспорт российского капитала - осуществляемый в разрешенных законодательством формах и под контролем государства вывоз интеллектуального, финансового и производственного капитала, право собственности, на который возникло на территории Российской Федерации, с целью его инвестирования в экономику зарубежных государств, как правило, без обязательства об обратном ввозе. Он имеет следующие признаки:
легитимность: подконтрольность государству и осуществление в санкционированных (предусмотренных законодательством либо, как минимум, им не запрещенных) формах;
разграничность хозяйственных операций, квалифицируемых как экспорт капитала: валюта или имущество пересекает таможенную границу РФ и таможенную границу государства-реципиента;
предметность: из страны вывозится и инвестируется в экономику иностранных государств именно капитал, имеющий российское происхождение, а не товары или российская национальная валюта. Однако в силу того, что в российском праве и законодательстве нет определения капитала, то есть это понятие имеет скорее экономическое, а не юридическое содержание, бывает трудно правильно квалифицировать ту или иную хозяйственную операцию российского резидента за рубежом в качестве капитальной операции либо текущей валютной операции;
бессрочность хозяйственно-правовых связей, опосредующих капитальные операции российских предпринимателей: капитал вывозится без обязательства экспортера возвратить его обратно в страну. Вернуться в Россию может предпринимательская прибыль, полученная с использованием за рубежом национального капитала, а сам он остается за рубежом до тех пор, пока существует зарубежное предприятие.

И лишь в случае ликвидации созданного за рубежом российскими учредителями юридического лица его имущество может быть возвращено в Россию.



Содержание раздела