d9e5a92d

Современное состояние внешнего долга Российской Федерации

Но в условиях нерыночной экономики эти средства ушли на увеличение текущего потребления и на капиталовложения, не принесшие практической пользы. Поэтому, с приближением сроков погашения долгов, у правительства не оказалось средств для их выплаты.
Некоторое время правительство оплачивало долги за счет своих золотых и валютных резервов. Но к 1991 г. СССР оказался неплатежеспособным.
Следует отметить, что практика погашения задолженности за счет золотовалютных резервов применялась в России уже давно, и сами эти резервы, начиная с 1914 г., целенаправленно снижались. За три года до Октябрьской революции золотой запас России составлял более 1337 тонн и был самым крупным в Европе.

В настоящее время, по заявлению Геращенко В., датируемому 01.12.2000 г., золотовалютные резервы РФ к концу 2000 года не превысят 28-29 миллиардов долларов [33].
В момент распада СССР в конце 1991 г. внешний долг Союза составлял около 90 (по другим оценкам 70) млрд. долларов [58, 30]. К тому времени кредитоспособность СССР была отчасти подорвана вследствие накопившихся за 1989 и 1990 гг. крупных задолженностей перед иностранными фирмами-поставщиками.

Большую часть долга СССР около 37 млрд. долл. составляла задолженность перед государствами-кредиторами, входящими в Парижский клуб, около 16 млрд. задолженность по кредитам коммерческих банков.
В соответствии с общим правилом правопреемства: долг государства-предшественника переходит к правопреемникам в справедливой доле, определяемой на основе учета имущества, прав и интересов, которые переходят к соответствующему государству-правопреемнику в связи с данным государственным долгом [50, 355] 28 октября 1991 г. десять республик правопреемниц СССР подписали меморандум о договоренности, подтвердив свою солидарную ответственность за погашение долга бывшего Советского Союза. Понятие солидарной ответственности означало, что каждая республика в отдельности и все вместе несут ответственность по долгам Советского Союза.

4 декабря 1991 г. был подписан договор о распределении долга, по которому долги и активы бывшего СССР были поделены между республиками.
Затем на основе меморандума о договоренности 4 января 1992 г. между странами-кредиторами и государствами правопреемниками СССР было подписано соглашение об отсрочке платежей по основной сумме долгов, срок которых наступал в 1992 г. Но это соглашение не было выполнено. Из всех бывших советских республик только Россия осуществила частичные платежи (и то в основном только по погашению кредитов, полученных от США), но и ее платежеспособность вскоре была серьезно подорвана вследствие бегства капитала, сокращения объемов экспорта нефти и газа и нерационального распоряжения валютными средствами.
Здесь также можно упомянуть, что решение проблем внутреннего долга бывшего СССР было определено специальным соглашением 1992 г. Участники приняли на себя обязательства по погашению государственного долга СССР перед населением в суммах пропорционально остатку задолженности, числящейся на балансах учреждений Сбербанка СССР на территории каждого из них. Остальная задолженность Госбанку СССР, Госстраху СССР и т.д. должна быть возвращена из соответствующей доли каждого участника в произведенном национальном доходе и использованном объеме капитальных вложений из союзного бюджета [50, 355].
К концу 1993 г. общая сумма просроченных и срочных платежей составила 17 млрд. долл. Кроме того, платежи по долгам бывшего СССР коммерческим банкам, срок которых наступил в 1992 и 1993 гг., составили 13 млрд. долл. [58, 30].

В результате 2 апреля 1993 г. было подписано соглашение о реструктуризации обязательств перед официальными кредиторами со сроками погашения в 1992 и 1993 гг. Общий объем этих обязательств составлял около 15 млрд. долл., срок погашения реструктурированных обязательств 10 лет, включая пятилетний льготный период.

Со своей стороны Россия приняла на себя всю полноту ответственности по погашению долгов бывшего СССР и за выполнение любых обязательств, которые могут возникнуть в этой связи, и стала правопреемницей СССР по зарубежным активам Союза. 2.2. Современное состояние внешнего долга Российской Федерации. Унаследованные Россией долги состояли, главным образом, из среднесрочных и краткосрочных кредитов, и их основная масса подлежала погашению в 1992-1995 гг. Несмотря на нерациональную структуру, они могли быть погашены и без инфляционного финансирования дефицита и привлечения новых займов. В первой половине 90-х годов средняя ставка по российскому долгу составляла приблизительно 7%. Следовательно, при задолженности в 70 млрд. долл. ежегодный процент составил бы примерно 4,9 млрд. долл.

Кроме того, каждый год должна была оплачиваться и определенная часть самого 70-миллиардного долга. Российский ВВП в тот период достигал примерно 300 млрд. долл. в год, следовательно, проценты по кредитам составляли порядка 1,6% общего государственного дохода.
Однако ошибки во внутренней и внешней политике в 1990-1993 годы привели к возрастанию суммы и стоимости долга, и, как следствие, ухудшению положения страны. В итоге Россия вышла на мировую валютно-кредитную арену в положении международного банкрота, или так называемого государства ТОД (с трудностями в обслуживании долгов) [20, 21].
Основные параметры, характеризующие объем, структуру и динамику государственного долга в 1994-1998 гг., отражены в таблице 2.1 [25, 23].
По данным таблицы 2.1, за четыре года абсолютная величина внутреннего долга в текущих ценах выросла в 29 раз, достигнув к 1 января 1998 г. суммы в Таблица 2.1. Объем и структура государственного долга Российской Федерации.

Государственный долг На 1 января года
1994 1995 1996 1997 1998
Внутренний, трлн. руб.1
Внешний, трлн. руб. / млрд. долл. США, в том числе:
- долг бывшего СССР, принятый на себя РФ
- долг Российской Федерации
Внутренний, % к ВВП
Внешний, % к ВВП
17,2
140,5
112,7
129,3
103,7
11,2
9,0
10,0
61,3
88,4
425,6
119,9
385,5
108,6
40,1
11,3
14,0
43,0
196,8
558,6
120,4
477,9
103,0
80,7
17,4
13,4
33,7
372,6
695,0
125,0
560,5
100,8
134,5
24,2
18,1
28,9
499,6
779,6
130,8
582,9
97,8
196,7
33,0
19,3
30,1

499,6 трлн. руб. Если в начале 1994 г. внутренний долг равнялся 10,0%, то на 1 января 1998 г. этот показатель составил 19,3%, увеличившись на 9,3 процентных пунктов.

Это означает, что в рассматриваемый период внутренний долг вырос как абсолютно, так и относительно [25, 23]. Внешний долг увеличился с 112,7 млрд. долл. до 130,8 млрд., или на 16,1%. При этом долг бывшего СССР, принятый на себя Россией, сократился, но задолженность по внешним займам, предоставленным Российской Федерации, проявила сосем иные тенденции. К началу 1998 г. долг возрос на 266,7%, достигнув величины в 33,0 млрд. долл. Доля нового, собственно российского долга в общей сумме внешней задолженности увеличилась с 7,8% на начало 1994 г. до 25,2% к концу 1997 г., то есть в 3,2 раза.

В 1998 г. проявившие себя негативные тенденции сократились, внешний долг возрос до 141,5 млрд. долл.
В начале 1998 г. общий уровень долговой нагрузки составил 49,4% ВВП. В результате девальвации рубля 17 августа 1998 г. произошел рост государственного долга с 52% до 120% ВВП.
В течение 1999 г. внешних заимствований на финансовых рынках было произведено еще меньше, чем в 1998 г., на сумму примерно в 4 млрд. долларов.
Современное состояние внешней задолженности России в I полугодии 2000 года характеризует Приложение 1 (текстовой вариант и таблица) [53].
За счет внешних заимствований во второй половине 90-х гг. Россия покрывала до 50% бюджетного дефицита страны. Это объясняется тем, что заимствования на внешнем рынке обходятся России значительно дешевле, чем на внутреннем.

И, тем не менее, расходы на обслуживание долга увеличиваются из года в год. В 1996 году они составляли 13,34% всех расходов государственного бюджета, в 1997 г. 14,78%, в 1998 г. 24,83%, в 2000 г. 27,5%.
Графики платежей по обслуживанию долга составляются достаточно часто в связи с внесением изменений, вызванным переносом сроков платежей. Однако общую тенденцию роста абсолютных значений расходов на обслуживание внешнего долга можно проследить по графику платежей по обслуживанию внешнего долга, составленному, например, еще в 1996 г. (Приложение 3).
В федеральном бюджете на 2000 г. на обслуживание внешнего долга выделено лишь 10,2 млрд. долл. при необходимых 15,2 млрд. долл. по графику (до новых реструктуризаций). В дальнейшем России по графику платежей предстояло бы выплатить: в 2001 г. 14,6 млрд. долл., в 2002 г. 14,6 млрд. долл., 2003 г. 20,5 млрд. долл., 2004 г. 14,7 млрд. долл. и 2005 г. 15,9 млрд. долл., что практически вряд ли возможно [42, 39].
Следует отметить, что в I полугодии 2000 г. график платежей соблюдался, за 6 месяцев 2000 г. было выплачено, как и намечалось, 5,47 млрд. долл. (Приложение 3 [53]).
В настоящее время внешний долг России складывается из кредитов Парижского и Лондонского клубов кредиторов, кредитов СССР по двусторонним соглашениям, кредитов, выданных России с 1992 г. по двусторонним соглашениям, кредитов международных финансовых организаций - Международного валютного фонда (МВФ) и Мирового банка (МБ), рыночных займов России (еврооблигаций).
На мировом рынке также обращается часть внутреннего долга России, оформленного в валютных облигациях Минфина (ОВВЗ). Часто они включаются в объем внешнего долга России, особенно в исследованиях зарубежных экономистов.

Динамику внешнего долга Российской Федерации по составу кредиторов за период 1996-1998 гг. характеризует таблица 2.2 [70, 22].
Таблица 2.2.
Внешний долг по кредиторам, млрд. долл.

Показатель 1996 1997 август
1998
Весь внешний долг, в том числе: 134,6 133,1 151,5
Долг Правительства России, включая 24,2 32,1 53,4
Долг международным организациям 15,3 18,7 26,7
Бонды 1 4,5 15,8
Кредиты по правительственной линии 7,9 7,6 9,6
Коммерческие кредиты 0 1,3 1,3
Долг бывшего СССР, в том числе: 100,8 91,4 88,5
Долг международным организациям 0 0 0
Бонды 0,1 0,1 0,1
Кредиты по правительственной линии 61,9 56,9 56,9
Коммерческие кредиты 38,8 34,4 31,5
Бонды Минфина России 9,6 9,6 9,6

Примечание. В данном случае Хейфец А.Б. учитывает и обязательства по бондам Минфина России, которые формально не являются официальным государственным долгом и даже классифицируются западными финансистами как внутренний долг.



Однако фактически в России этот долг имеет статус государственного.
Как можно видеть и из таблицы 2.2, правительство России выработало принципы разделения долгов страны на собственно российские, то есть возникшие начиная с 1992 г., и советские, т есть образовавшиеся до 1992 г. Правительство готово погашать текущие обязательства полностью по российскому долгу и стремится реструктурировать долг советский [45, 100]. В структуре валютного долга России, таким образом, можно выделить следующие основные элементы:
1. Советский долг. Сюда относятся задолженности: Лондонскому клубу кредиторов, Парижскому клубу, по ОВВЗ Минфина (транши 35), и другие советские долги.
2. Российский долг. Включает в себя: обязательства перед МВФ, Мировым банком, еврооблигации, ОВВЗ (транши 6-7) и другие российские долги [45, 100].
В структуре государственных заимствований по видам кредитов растет доля несвязанных (финансовых) кредитов. Они используются для покрытия бюджетного дефицита.

Удельный вес таких кредитных средств в общем объеме внешних заимствований возрос с 8,0% в 1992 г. до 83,0% в 1996 году [73, 19].
Среди связанных (экспортных) кредитов более половины составляли товарные кредиты, которые использовались для финансирования закупок продовольствия, зерна, сырья. За период с 1992 г. по 1994 г. на эти цели было израсходовано 3,7 млрд. долларов.

С 1995 г. практика получения товарных кредитов была прекращена. Другая группа такого рода кредитов инвестиционные, расходовавшиеся на приобретение оборудования и ноу-хау, для модернизации таких отраслей, как здравоохранение, АПК, нефтедобыча, транспорт.
Рассмотрим состояние и особенности российских внешних заимствований по кредиторам.
Парижский клуб кредиторов это в основном страны большой семерки, заинтересованные в развитии демократических преобразований в странах бывшего СССР. Кредиты, выданные в рамках Парижского клуба межгосударственные кредиты или банковские кредиты российскому правительству, гарантированные иностранными правительствами.
На 1 июля 2000 года долг России Парижскому клубу кредиторов составил 38,3 млрд. долларов, или 39% долга бывшего СССР. Внешний долг России по этой статье только за период с 1.01.2000 г. по 01.07.2000 г. сократился на 0,4 млрд. долл. (см. Приложение 1).

В целом за период 1991-2000 г. долг России Парижскому клубу, несмотря на начисления и уплату процентов, остался практически неизменным 38 млрд. долл.
В январе 1992 г. правительство заключило первое соглашение о пересмотре календарного плана обслуживания и погашения долгов Парижскому клубу кредиторов. Далее последовали три его пересмотра в 1993, 1994, 1995 гг., в соответствии с которыми Россия брала на себя обязательства по обслуживанию долгов СССР, сроки уплаты которых приходились на период с декабря 1991 г. - по январь 1995 г.
В апреле 1996 г. с Парижским клубом была согласована реструктуризация задолженности на сумму 38 (по другим источникам 42) млрд. долл. Из этой суммы 45% будет выплачено в течение 25 лет вплоть до 2020 г., а оставшиеся 55%, включающие краткосрочные долги Парижскому клубу, будут выплачиваться в течение 21 года. [23, 79]. Отсроченный долг подлежит погашению с 2002-го по 2020 г. нарастающим, а затем убывающим графиком платежей.

Агентом по соответствующим операциям определен Внешэкономбанк [63, 42].
В рамках этого соглашения были заключены двусторонние межправительственные соглашения с 18 странами членами клуба: Австралией, Австрией, Бельгией, Великобританией, Германией, Данией, Испанией, Италией, Канадой, Нидерландами, Норвегией, Португалией, США, Швейцарией, Швецией, Францией, Финляндией и Японией. Кроме того, подписано свыше 60 межбанковских соглашений о порядке учета и погашения задолженности и почти столько же коммерческих контрактов по выверке сумм задолженностей.
В августе 1999 года с Парижским клубом была вновь достигнута договоренность о реструктуризации платежей 1999-2000 гг. по основному долгу, общим объемом в 8,1 млрд. долл. с выплатой части процентов по нему на сумму 620 млн. долл. (из них в 2000 г. 450 млн. долл.) [42, 40].
Таким образом, в настоящее время выплата долга Парижскому клубу отсрочена до 2002 г., выплаты основной суммы будут производиться сначала по нарастанию, затем по убыванию до 2020 г. Процентные платежи российское правительство не вносит с осени 1998 г. [45, 99].
Следует отметить, что факт вступления России в Парижский клуб позволил добиться фиксации курса рубля по задолженности на уровне курса 1991 г. 60 коп. за 1 долл. Хотя при вступлении в Парижский клуб России пришлось оказаться от долгов, связанных с поставками вооружений из бывшего СССР, большая часть этих долгов была безнадежной.

Из суммарного долга 51 страны России в 120 млрд. долл. почти треть приходится на 25 стран, обратившихся в этот клуб с просьбой о реструктуризации задолженности. В рамках клуба у России пять крупнейших должников: Алжир, Вьетнам, Йемен, Мозамбик и Эфиопия.

Остальные страны выплачивают в лучшем случае пятую часть оговоренной в соглашениях суммы. Членство России в клубе дает некоторую надежду на увеличение сумм выплат [63, 43].
Лондонский клуб кредиторов крупная (около 1 тыс. членов) неофициальная организация зарубежных коммерческих банков и финансовых институтов, созданная ими для ведения переговоров со странами-должниками, столкнувшимися с серьезными проблемами обслуживания и погашения своих соответствующих обязательств по внешнему долгу.
Обязательства России перед этим клубом составляют межбанковские кредиты, предоставленные Внешэкономбанку в советское время, а также векселя, использующиеся во внешнеторговых расчетах. Россия в списке должников клуба занимает 4 место после Бразилии, Мексики, Аргентины.
На 1 июля 2000 г. задолженность России Лондонскому клубу составила 31,7 млрд. долл., или 32% долга бывшего СССР.
Переговоры России с Лондонским клубом по долговой проблеме начались еще в декабре 1991 г., когда было согласовано введение механизма 6-месячных отсрочек. В 1993 г. решением правительства полномочия по обслуживанию внешнего долга и централизованных внешнеэкономических операций РФ были переданы Внешэкономбанку (ВЭБ) как специализированному государственному банку Российской Федерации.

16 ноября 1995 г. во Франкфурте-на-Майне был подписан Меморандум о согласованных принципах глобальной реструктуризации долга бывшего СССР [43, 10].
6 октября 1997 г. между ВЭБ, с одной стороны, и Банковским консультативным комитетом Лондонского клуба с другой, состоялось подписание пакета документов о долгосрочной реструктуризации долга России в сумме 32,3 млрд. долл. Предусмотренная докумеUтами Сделка переоформления была завершена 2 декабря 1997 года [14, 284].
По условиям сделки основная часть долга (24 млрд. долл.) переоформлена в синдицированный кредит сроком на 25 лет. Под него были выпущены долговые финансовые инструменты на основную сумму задолженности (PRIN, Principal Notes) и на сумму накопленных процентов (IAN, Interest Arrears Notes) с плавающей купонной ставкой и схемой погашения sinking fund (амортизационный фонд погашения) со сроками погашения в 2020 и 2015 гг. [73, 20].
Погашение основной суммы долга предполагалось осуществить до 2 декабря 2020 г. с амортизацией основной суммы и выплатой процентов дважды в год (июнь и декабрь) за исключением первых 7 лет (льготный период), в течение которых предусматривались только платежи по процентам. Указанные платежи базировались на ставке LIBOR + 13/16% годовых и подлежали погашению полностью наличными за исключением льготного периода, когда выплаты наличными регулировались по следующей схеме: 1996 г. 25%; 1997 г. 40%; 1998 г. 50%; 1999 г. 50%; 2000 г. 60%; 2001 г. 85%.
При этом размер процентных платежей определялся для каждого года указанного льготного периода как меньший из двух следующих показателей: ставки LIBOR + 13/16%, либо ставки 8% годовых. Оставшаяся же часть процентных платежей по инструментам PRIN подлежала капитализации и оформлению в виде дополнительных процентных облигаций.

Что касается амортизации основной суммы долга по кредитным обязательствам PRIN, то она предусматривалась в соответствии со следующим графиком: первые 7 лет нулевые выплаты, последующие 10 лет по плавно нарастающей шкале от 1% от суммы долга до 7% в 17-й год и последние 8 лет по круто убывающей до 1% в 20-й год при сохранении этого уровня до конца 25-летнего периода [43, 11].
Амортизация основной суммы долга по процентным облигациям IAN предусматривалась в соответствии со следующим графиком: первые 7 лет нуле вые выплаты, последующие 7 лет по нарастающей шкале от 1% от суммы долга до 9% в 14-й год и последние 6 лет по круто убывающей до 1% в 17-й год при сохранении этого уровня до конца 20-летнего периода.
В отдельную категорию были выделены просроченные процентные платежи по задолженности перед Лондонским клубом (Interest Arrears), подлежавшие погашению наличными.
Всего таким образом было выплачено свыше 3 млрд. долл. [43, 11].
10-11 февраля 2000 г. во Франкфурте было заключено новое соглашение с Лондонским клубом о реструктуризации задолженности России. Кредиторы Лондонского клуба согласились списать 36,5% (10,6 млрд. долл.) основной суммы советского долга с учетом льгот по выплате процентов при общей сумме данного долга в 31,8 млрд. долларов.

На выплату остальной части долга (22,2 млрд. долл.) с условием переоформления его в еврооблигации правительства РФ предусмотрена рассрочка в 30 лет с учетом льготного периода в 7 лет [73, 22].
Выпускаемые облигации будут обслуживаться по льготному проценту (от 2,25% в первом полугодии 2000 г. до 7,5% начиная с 8-го года). Реструктуризация осуществлялась путем обмена прежних долгосрочных ценных бумаг облигаций Внешэкономбанка (вэбовок) на новые евробонды со скидкой: облигации номиналом в 100 долл. обменивались на евробонды с номиналом 62,5 долл. [42, 40].
Сумма обслуживания представлена облигациями IANs объемом в 6,8 млрд. долл. Облигации IANs будут обменены также на еврооблигации, но с дисконтом в 37,5% от их номинала. В первые шесть месяцев после выпуска доход по этим еврооблигациям составит 2,25%, в последующие шесть месяцев 2,5, далее в течение шести лет 5% и начиная с восьмого года обращения и до полного погашения 7,5%.

На сумму просроченных платежей (2,8 млрд. долл.) выпущены еврооблигации с 10-летним сроком погашения, шестилетним льготным периодом и более высоким процентом 8,25% [73, 22].
Эта схема существенно облегчает процедуру долговых выплат, которые в период 2001-2008 гг. составили бы ежегодно от 14,5 до 17 млрд. долл. В результате соглашения в 2000 г. предстоит выплатить 0,5 млрд. долл., в 2001 г. 0,8 млрд. долл., в 2002 г. 1 млрд. долл. Но общая сумма долга с учетом процентов нарастает. В 2019-2020 гг. придется платить по 6-8 млрд. долларов.

Таким образом, долговое бремя переносится на будущие поколения [42, 40].
Задолженность России перед МВФ и МБРР на 1 июля 2000 г. составляла 17,2 млрд. долларов, или 38% нового российского долга.
Наиболее крупные кредиты Россия получает от МВФ (см. таблицу 2.3).
Таблица 2.3.
Кредиты МВФ.

Финансовый год Виды кредитов Сумма, млрд. долл. Сроки использования Использование страновой квоты, % Условия
1992 0,492 5 лет с отсрочкой от оплаты в течение 3 лет и 3 месяцев 16,7 Удержание дефицита госбюджета в определенных рамках и контроль за приростом денежной массы
1993 Первый транш 0,753 10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 лет 25 Удержание дефицита госбюджета в определенных рамках и контроль за приростом денежной массы, однако в существенно смягченном по сравнению с предыдущим кредитом варианте
1994 Второй транш 0,753 10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 лет 25 Аналогичные предыдущему. Плюс либерализация ВЭД включая ликвидацию неZарифных мер регулирования экспорта
1995 2,954 5 лет, с отсрочкой погашения на 3 года и 3 месяца на каждый отдельный транш 100 В целом аналогичные предыдущим. В области ВЭД были взяты обязательства по ликвидации внешнеэкономических льгот, либерализации нефтяного экспорта и отмене до 1 января 1996 г. всех экспортных пошлин.
1996-98 10,2 10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 лет на каждый транш Ликвидация экспортных пошлин на газ и нефть с одновременным компенсирующим повышением акцизов. Неприменение ограничений на импорт алкоголя. Отмена обязательной предтаможенной экспертизы экспортируемых товаров. Выполнение ежемесячных индикативных показателей денежно-кредитной и налогово-бюджетной программ

Предоставление их связано с соблюдением ряда требований, а именно:

  • наличие прогнозируемой, последовательной экономической политики;
  • наличие утвержденного до начала нового финансового года федерального бюджета;

- сохранение стабильного налогового режима [14, 280].
Выделение кредитов осуществляется на основе ежегодно заключаемых соглашений об экономической политике между правительством и Центробанком РФ, с одной стороны, и МВФ с другой. В этих соглашениях определяются основные параметры макроэкономической политики России на период кредитования.



Содержание раздела