d9e5a92d

Реставрация власти императора

Поэтому, можно без преувеличения сказать, что, как "ветер богов" (камикадзэ) в ХШ веке предотвратил покорение Японии монголами, так же и в XIX веке поверженный Китай стал главным препятствием на пути экспансии западных держав. 4. Реставрация власти императора (Реставрация Мэйдзи).
Столкнувшись с реальной внешней угрозой, правительство бакуфу после открытия страны переживало состояние паралича власти. Ведь до этого, в структуре правительственных органов не было даже специального подразделения, которое бы занималось вопросами, связанными с иностранными делами. Длительный период мирного существования в условиях отсутствия каких-либо войн привел к некоторой деградации военного искусства. У Японии не было ни своей регулярной армии, ни военного флота, в стране не было налажено производство современного вооружения.

Правительство пыталось как-то реагировать на события, создавая в спешном порядке разного рода организации, которым надлежало заниматься иностранными делами, однако отсутствие опыта, специалистов делало эти попытки малоэффективными. Кроме того, с открытием страны Япония стала активно вовлекаться в мировые торгово-экономические связи.

А поскольку торговыми договорами были установлены низкие пошлины на импорт, в страну хлынул широкий поток западных товаров, что, в свою очередь, стимулировало развитие товарно-денежных отношений в стране и усиливало кризис малопроизводительного хозяйства феодального типа. Ввоз дешевых хлопчатобумажных и шерстяных тканей подрывал крестьянское семейное производство.

В то же время из странc в большом количестве вывозилась пользующаяся спросом на мировом рынке такая японская продукция, как, например, японский чай, медь, бобы, фарфоровые изделия, высококачественный шелк-сырец и другое.

Годы Японский экспорт (иен) Японский импорт (иен)
1863 4 751631 4366840
1865 6058718 5 950231


Но самую большую прибыль западные купцы получали от спекуляции золотом. Поскольку традиционно на Востоке был распространен серебряный денежный стандарт, то и соотношение цены золота к серебру составляло 1:5, в то время как в Европе это соотношение было 1:15. Пользуясь столь благоприятной конъюнктурой, иностранцы стали в большом количестве ввозить в Японию серебро и покупать на него золото. Такая практика привела к утечке золота из страны, что дезорганизовывало цены и расстраивало японскую экономику.

В 1860 году правительство бакуфу стало снижать ценность монеты путем уменьшения в ней золота более чем на 85%. Последовавшая следом инфляция еще более усилила экономический кризис и повлекла за собой стремительный рост цен. Динамика изменения цен на рис.

Годы Цены Годы Цены
1854 84.8 1861 142.5
1856 82.4 1863 100.5
1858 131.5 4864 325.5
1860 203.0 1866 1300.0

Последствия столь стремительного роста цен на товары, наряду с ростом цен на рис, для сегуната, крупных феодалов даймё и находившихся на их содержании самураев стали катастрофическими. Размеры получаемых самураями рисовых пенсий, хотя и были твердо установлены, однако при переводе на деньги, вследствие роста цен на товары, фактически сократились в несколько раз.
У правительства не было других источников для покрытия расходов, кроме увеличения налогов и принудительных займов. В свою очередь, увеличение налогов, как и выросшая армия бродячих самураев "ронинов", приводили к росту крестьянских восстаний, которые нередко возглавлялись самураями, и к увеличению хаоса в стране. Самураи считали виновниками своего тяжкого положения "иностранных варваров", покушения на которых стали частым явлением.

Зачастую эти покушения приводили к печальным последствиям.
Так, в 1862 году в г. Намамуги самураями из клана Сацума был убит англичанин Ричардсон. Возложив всю ответственность за это убийство на японскую сторону, Англия потребовала от Японии ареста и наказания виновных, а также выплаты компенсации в сумме 1млн фунтов стерлингов.

Несмотря на то, что требуемая компенсация была выплачена, английское правительство послало эскадру из 7 военных кораблей с задачей - подвергнуть бомбардировке главный город этого феодального княжества - Кагосима. В августе 1863 года корабли пришли в залив Кагосима, и командующий эскадрой потребовал от властей княжества немедленно разыскать и наказать виновных в инциденте.

Несмотря на то, что японцы выразили готовность разрешить инцидент, командующий вице-адмирал Купер приказал открыть огонь по городу. Как признали сами англичане, в результате этой акции было убито, ранено и пострадало от ожогов 1500 человек.
Аналогичная карательная экспедиция имела место и в отношении соседнего княжества Тёсю в сентябре 1864 года, где участвовали 17 кораблей из Англии, Франции, Голландии и США.
Инциденты в Кагосима и в Тёсю, продемонстрировавшие наглядный
урок превосходства европейского оружия имели любопытные
последствия. Они убедили самых воинственных и надменных в Японии
самураев из двух этих княжеств, что с превосходящей в военном
отношении силой лучше не конфликтовать, а иметь дружеские
отношения, учиться у них, и, прежде всего, военному делу. Вскоре и
Сацума и Тёсю заключили мир с западными державами, стали закупать
в большом количестве английское оружие для подготовки к борьбе против сёгунского правительства бакуфу.
Преследуя свои цели, западные государства конкурировали друг с другом и поддерживали различные стороны назревающего в Японии внутриполитического конфликта. Так, к примеру, если Франция поддерживала сёгунское правительство, надеясь на получение концессий за эту поддержку, то Англия, в лице Гарри Паркса активно поддерживала мятежные "внешние" (т.е. западные) княжества.
Таким образом, сложность международной обстановки в 1850-е годы, своеобразный тупик, возникший в результате интриг в Японии между Англией и Францией. В этой борьбе ни одна из сторон не могла добиться преимущества, что дало Японии, в конечном счете, столь необходимую для нее возможность самостоятельно отстранить от власти феодальный режим, который привел страну к экономическому и политическому краху, и поставил ее под угрозу экономического и политического господства западных держав.
Лидеры антисёгунского движения сумели с пользой для себя использовать сложившуюся ситуацию. Свергнув сёгунское правительство бакуфу и создав вместо него новое централизованное национальное правительство, они открыли Японию для свежих веяний западной науки и изобртений.
Реставрация Мэйдзи ("Мэйдзи исин" - яп.) была осуществлена коалицией молодых дворян кугэ и самураев, которые возглавили антиправительственную борьбу, выдвинув лозунг "тобаку" (свержение сегуна). Развернувшееся широкое оппозиционное движение соединилось с крестьянскими выступлениями и превратилось в мощную силу, которую правительство бакуфу уже не могло игнорировать. Каждый из участников этого движения имел собственные причины добиваться свержения сегунского правительства.

Кугэ ставили своей целью повышение престижа императорской власти, тодзама-даймё добивались уравнения в правах с фудай-дайме, купцы-предприниматели стремились к получению политических прав, соответствующих их реальному политическому влиянию. При этом их всех объединял традиционный лозунг - "изгнание варваров". По своей сути этот лозунг был направлен против правительства сёгуна, которое также его поддерживало, однако, опасаясь репрессий со стороны иностранных держав, вынуждено было лавировать.

Это, в свою очередь, приводило к критике со стороны оппозиции, обвиняющей правительство в бессилии, и к новым выступлениям, возглавляемым, как правило, самураями южных княжеств Сацума и Тёсю. Поводом для событий, приведших к свержению сегуната Токугава, послужило поражение правительственных войск при очередной попытке "усмирить" мятежное княжество Тёсю, а также смерть сегуна Токугава Иэмоти в июле 1866 г.).
Любопытно, что своей победой княжество Тёсю было обязано молодому талантливому самураю Такасуги Синкаку (1839-1867). Он впервые в Японии того времени создал отряды "кихэйтай" (букв. - отряды необычных воинов), состоявшие из обученных военному искусству добровольцев, в которые, наряду с бывшими самураями "ронинами", входили и представители зажиточных крестьян и горожан.

Победа таких обученных на европейский лад сборных отрядов над состоящими из потомственных самураев правительственными войсками показала, что кроме самураев в стране существует и другая боеспособная сила, что в корне подрывало существовавшие ранее взгляды на самурайство и армию. Созданные Такасуги Синкаку отряды "кихэйтай" стали прообразом будущей регулярной армии. Новый и последний 15-й сёгун Токугава Ёсинобу (1837-1913) был представителем боковой ветви рода Токугава из княжества Мито.
Он, прежде всего, прекратил военные действия и сделал попытку провести правительственную реформу, а также реформу армии по французскому образцу, вооружив ее современным оружием. В октябре 1866 года после смерти императора Комэй (1831-1866), который ещё поддерживал совместное правление императора и сегуна и был ярым противником каких-либо контактов с иностранцами, на престол взошел Муцухито (девиз правления "Мэйдзи", т.е. просвещенное правление), которому в это время было лишь 15 лет.

По случаю восшествия на престол нового императора была объявлена амнистия и в столице собралась все лидеры антисёгунской оппозиции - Окубо Тосимити, Сайго Такамори, Ямагата Аритомо и другие.
Предполагалось, что старый режим сегуна Токугава будет свергнут мирным путем. Сёгун должен был добровольно отказаться от власти в пользу императора, тем самым он вставал в один ряд с другими феодальными князьями даймё, т.е. как бы восстанавливалось положение, существовавшее в ХП веке, до установления системы сёгуната.

Под угрозой вооруженного антисёгунского выступления оппозиции, 9 ноября 1867 года последний сегун Токугава Ёсинобу подал в отставку.
Своё решение он объяснял следующим образом. В настоящее время по мере того, как наши отношения с внешним миром все более и более развиваются, государство может распасться на составные части, если не будет управляться единой центральной властью.

Поэтому необходимо изменить старый порядок вещей, вернуть суверенную власть императору, широко развить деятельность совещательных учреждений, добиться, чтобы решения по вопросам политики принимались императором при поддержке всего народа, и тогда Японская империя будет в состоянии поддержать свое достоинство и положение среди других государств мира.


На императорском совете 3 января 1868 года в Киото, где присутствовали не только все члены императорской семьи и представители высшей знати "кугэ", но и были представлены все основные княжества, был принят Манифест о реставрации императорской власти. Его основное содержание сводилось к следующему.

Провозглашалась отставка Токугава Ёсинобу с поста сегуна, ликвидировались посты регента и главного советника, упразднялось сёгунское правительство "бакуфу" и учреждалась новая правительственная система.
Возникает естественный вопрос: почему феодальные князья так легко отказались от борьбы за свои привилегии и не оказали практически никакого сопротивления? Несомненно, определенную роль играли узко личные интересы, выгоды, которые они получали от ликвидации сёгуната. Однако каковы бы ни были их честолюбивые замыслы, даже самые ярые поборники феодальных привилегий понимали невозможность сохранения независимости местной власти при создании централизованного правительства.

Кроме того, поддерживая процесс ликвидации сёгуната и реставрации власти императора, князья надеялись на замену прогнившей феодальной системы сёгуната неким подобием федерации феодальных кланов под эгидой монарха.9 Свою роль сыграло и то обстоятельство, что новое правительство, подготавливая почву для ликвидации феодальных прав, развернуло широкую кампанию по мобилизации общественного мнения в поддержку этого шага. Однако самым важным фактором, предопределившим отношение феодальных князей к этим шагам правительства, представляется гарантия сохранения их экономической мощи через выдачу князьям денежной компенсации и правительственных облигаций взамен их прежних доходов.

Другими словами, если прежде японские феодалы получали свой доход от эксплуатации крестьян, то после замены натуральной пенсии денежной, те же феодалы становились финансовыми магнатами, вкладывали свое состояние, превращенное в капитал, в банки, акционерные общества, промышленные предприятия или землю, становясь, таким образом, представителями финансовой олигархии. Гражданская война.
Что называть гражданской войной в Японии этого периода? Авторы двухтомного учебника "История Японии" (под ред.

А. Жукова) относят к гражданской войне антисёгунский поход армии оппозиции с целью окончательного лишения отстраненного от власти бывшего сегуна Токугава Ёсинобу тех остатков политических прерогатив, которые даровал ему император. Иные авторы распространяют понятие "гражданская война" вплоть до самурайских восстаний 1874-1877 годов.10 Так или иначе, рассмотрим кратко ход этих событий.
Как уже было отмечено выше, передачу власти императору предполагалось провести без кровопролития. Под давлением превосходящих сил оппозиции, последний сёгун Токугава Ёсинобу подал в отставку, а император, принимая отставку, уполномочил его оставаться во главе правительства вплоть до окончательного решения вопроса о новой государственной власти. Однако целью оппозиции была ликвидация не только политической, но и экономической власти дома Токугава, которому принадлежало почти 25% всех земель.

В ноябре 1868 года в Киото была собрана большая армия оппозиционных княжеств, которую возглавил известный самурай Сайго Такамори из княжества Сацума. После этого оппозиция объявила о лишении сегуна вообще всякой власти и потребовала, чтобы он передал императору земли дома Токугава и казну сёгунского правительства "бакуфу".

Оскорблённый и возмущённый Токугава Есимицу покинул Киото и направился в Осака. После серии переговоров, которые ни к чему не привели, стороны взялись за оружие. В конце января 1868 года Ёсинобу направил свои войска в столицу Киото для "освобождения юного императора", однако после 30-дневных боёв его армия потерпела под Киото поражение, а сам сёгун скрылся в своем замке в Эдо (ныне Токио). В конечном счете, поняв безнадежность своего положения, 3 мая 1868 года Ёсинобу сдался без боя.

Войска антисёгунской коалиции, получившие уже статус правительственной армии, вошли в Эдо. Ёсинобу был отправлен под домашний арест в родовой замок Сидзуока, ему были оставлены некоторые владения, дававшие ему неплохой доход.11 Военные действия правительственной армии продолжались еще некоторое время, подавляя отдельные очаги сопротивления сторонников сёгуната. Однако уже к маю 1869 года практически вся Япония, включая Хоккайдо, приняла новую власть.
Военные действия периода Мэйдзи исин не ограничились только противостоянием старой и новой власти. Спустя 5 лет, разочарованные ходом реформ Мэйдзи, свое слово высказали воинственные самураи.

Рассмотрим подробнее эту сторону процесса Мэйдзи исин.
Место самурайства в реставрации Мэйдзи.
Как уже было замечено выше, Мэйдзи исин представляла собой антисёгунское движение, возглавляемое представителями крупнейших феодальных кланов - наиболее богатого юго-запада Японии. Но тут необходимо сделать пояснение. Из-за длительного существования в Японии сложившейся исторически системы двоевластия, после возвращения политической власти императору оказалось, что никто из императорского окружения не в состоянии должным образом править вместо него. Аналогичным образом обстояло дело и в большинстве феодальных домов.

Главы кланов, в большинстве своем, были физически слабы и не блистали умом. Те же, кто обладал здоровьем, почти не обладали качествами политических деятелей. Поэтому руководителями нового правительства стали не князья-даймё, а, в основном, самураи, выдвинувшиеся в процессе антисёгунского движения.

Так, например, Симадзу, глава одного из ведущих оппозиционных кланов Сацума, был очень высокомерным, гордым и крайне консервативным человеком. Поэтому фактическим лидером клана стал его оруженосец, прославленный Сайго Такамори.

Именно эти способные самураи и стали осуществлять политическую власть в качестве лидеров реставрации в послемэйдзивский период.
Однако в целом положение самурайского сословия, составлявшего в этот период около 5-6 % всего населения12, можно было назвать критическим. Если на закате феодального периода самурайство хотя и было непроизводительной силой общества, но существовал какой-то спрос на их воинское искусство, то после Мэйдзи, когда этот спрос иссяк, самурайство, оторванное от всякой производительной деятельности, практически абсолютно потеряло свое значение и большая его часть существовало на скудную самурайскую пенсию. Если иметь в виду, что традиционно любой не связанный с боевым искусством труд для самурая считался позором, то можно понять глубину критического положения самурайства.

Приспосабливаясь к изменившимся условиям, самураи шли на государственную службу, становились чиновниками, бюрократами, профессиональными солдатами, публицистами, священниками, учителями и т. д. Новое правительство, само состоявшее в основном из самураев, прилагало большие усилия для вовлечения самураев в хозяйственный оборот, предоставляя им средства для занятия предпринимательской деятельностью. Именно такую цель и имела так называемая "капитализация" самурайских пенсий (замена рисовых пенсий денежными выплатами по закону от 15 августа 1876 года. /См. об этом ниже/). Однако большая часть низшего самурайства в результат этого шага правительства получила от государства сравнительно небольшие суммы и, не имея навыков предпринимательства, быстро теряли свои капиталы. Поэтому шаги правительства в отношение самурайства воспринимались последними враждебно, как удар по их привилегиям, усиливая разочарование результатами "реставрации Мэйдзи".

Многие доведенные до отчаяния самураи прибегали к террору, считая его единственным и вполне оправданным средством давления на правительство. По стране прокатилась широкая волна самурайских восстаний, самым крупным и последним из которых было "Великое Сацумское восстание 1877 года" под руководством Сайго Такамори.

После длительных военных действий, ставших легендой, это восстание было подавленно правительственными войсками. А сам Сайго Такамори перед лицом поражения сделал себе "сэппуку" (также - "харакири", традиционный самурайский способ самоубийства).
Таким образом, можно сказать, что, как социальная группа самурайство переживало глубокий кризис, пытаясь найти свое место в новом обществе. Сравнительно небольшое количество самураев стали лидерами в новом правительстве, другие занялись коммерцией и финансовой деятельностью, некоторые - немногие - даже преуспели в этом.

Немало самураев нашли себе применение в правительственном аппарате. Практически вся полиция, например, комплектовалась почти исключительно из бывших самураев. Многие стали учителями, адвокатами, публицистами и учеными.

Но значительная часть самурайства превратилась в бедных крестьян, ремесленников и даже рабочих.
Роль крестьянских движений в начале периода Мэйдзи.
Рассматривая роль крестьянства в процессе "Реставрации Мэдзи", необходимо сказать, что в японском случае перехода от феодализма к капитализму крестьянство не играло столь значительной роли, как это имело место в европейских антифеодальных революциях. И сама "Реставрация Мэйдзи" не являлась, как это было, например, во Франции, восстанием городской бедноты и безземельных крестьян. "Реставрация" представляла своеобразный компромисс, достигнутым между крупнейшими феодалами, от имени которых выступали самураи, и богатейшим городским купечеством. В то же время, не следует преуменьшать и роль крестьян в процессе "Реставрации Мэйдзи",
восстания которых в значительной степени ослабили феодальный режим. Однако, в отличие от французской антифеодальной революции, в Японии и после "Реставрации Мэйдзи" положение крестьянства оставалось столь же тяжелым, как и до "реставрации" в период Токугава.
Не получив сколько-нибудь существенных послаблений от нового режима, после "Мэйдзи" крестьянство стало еще более агрессивно и количество крестьянских восстаний увеличилось. Как замечает японский профессор Какусё Ивао, за 265 лет правления Токугава в Японии было около 600 крестьянских восстаний, а только в течение первых десяти лет периода Мэйдзи, (т. е. 1868-1878 гг.) их было более 190.13 Поводом этих крестьянских восстаний могло быть что угодно: от реформы календаря (вводилась европейская система летоисчисления от Рождества Христова, взамен летоисчисления по годам правления императора), вплоть до требований восстановления бывшего (хорошего, по мнению крестьян) феодала в правах.

Эти восстания неизменно сопровождались требованием снижения налогов с крестьян, поскольку после передачи правительству в 1869 г. прав феодалов на землю и вплоть до 1877 г. - когда был принят закон о снижении налога – бремя налогов не уменьшилось, а даже несколько увеличилось. Действительно, если мы посмотрим на структуру доходов японского правительства в эти годы, то увидим, что доходы от земельного налога, составляли большую долю бюджетных поступлений.

Годы %% от всех поступлений
1875-1879 80.5 %
1880-1884 65.6%
1885-1889 69.4%


Правительство Мэйдзи, несмотря на свою революционность, на обещание провести раздел между крестьянами всей государственной земли, в течение первого десятилетия ничего не сделало, (да и не могло сделать) для улучшения положения крестьянства.
Прогрессивные в своей сути реформы зачастую вызывали недовольство крестьян в силу непонимания ими прогрессивности этих изменений. Так, введение нового календаря вызвало опасение крестьян по поводу того, что ростовщики используют эту реформу для пересмотра в свою пользу сроков уплаты по счетам. Недовольство введением школьной системы объяснялось опасением увеличения местных налогов на открытие и содержание правительственных школ. Введение всеобщей воинской повинности по военной реформе приводило к сокращению рабочих рук в семье.

Однако, при внимательном рассмотрении этих крестьянских волнений, мы увидим, что распространялись они, в большинстве своем, на кварталы богатых ростовщиков, злоупотреблявших своим положением сельских старост и деспотических чиновников прежних феодальных князей. Поэтому необходимо отличать второстепенные причины крестьянских волнений от коренных, к которым можно относить борьбу против непомерной арендной платы, ростовщичества и высоких налогов.

Ситуация изменилась в 1876 году с принятием закона о снижении налога и волна крестьянского движения пошла на убыль.
Таким образом, ликвидация феодализма в Японии явилась логическим следствием борьбы внутренних социальных сил. Феодальной аристократии была продемонстрирована военная сила, и одновременно правительство предложило в виде приманки денежные выгоды.

Следовательно, можно сказать, что феодализм отчасти вынужден был пойти, отчасти сам пошел на собственную ликвидацию. Правительство же, заручившись молчаливым миром с феодальной аристократией, получило возможность направить свои силы на проведение реформ, как в области системы государственной власти, так и в экономике. Глава



Содержание раздела