d9e5a92d

Первичные преобразования Мэйдзи

1. Первые шаги реформирования государственно-административной системы. 2. Образование институтов местного самоуправления.

3. Реформа сословной системы. 4. Военная реформа.

5. Создание полицейской системы. 6. Судебно-правовая реформа. Реставрация Мэйдзи имела революционное значение для дальнейшего развития Японии. На фоне активных колонизационных процессов в Азии, японские политики поставили перед собой задачу - не только сохранить национальную независимость страны, но в кратчайшие сроки овладеть достижениями европейцев в области техники, технологии, государственном строительстве и подняться до уровня передовых западных держав.

Для решения этих задач в качестве национальной идеи была взята на вооружение идея божественного происхождения нации, выраженной в личности императора. Поэтому восстановление императорской власти было вполне логичным шагом, символизирующим характерный для японцев принцип преемственности. Этот принцип выражался во всех шагах последующих изменений Мэйдзи.

Новые элементы добавлялись к старым структурам, не разрушая, а как бы дополняя их, вплоть до отмирания этих старых структур. Благодаря этому, в японском обществе даже очень существенные кардинальные изменения обходились без значительных социальных потрясений.

Потому и в период Мэйдзи исин в японском обществе сложился внутренний компромисс между реформистской частью, стремящейся к обновлению, и консервативными силами, которые прилагали усилия для сохранения старых традиций. По этой же причине и гражданская война в Японии не имела всеобщего характера и не была столь кровопролитной, как большинство подобных войн в Европе.
Сравнивая развитие Японии с классическими европейскими странами, можно видеть, что в средневековой Японии существовали все признаки развитого для того времени государства: существовала внешняя торговля, пиратство (как источник накопления капитала, пока оно не было запрещено Тоётоми Хидэёси), и даже попытки проведения политики колонизации (в качестве примера, можно привести деятельность известного авантюриста Ямада Нагамаса в Сиаме, 1578-1633 гг.). К концу XVI века Япония поддерживала связи с более полутора десятков стран, японские корабли не только совершали плавание в районе Юго-Восточной Азии, но неоднократно пересекали Тихий океан, доставляя посольства сёгуна в Новую Испанию (Мексику). Военная экспедиция в Корею Тоётоми Хидэёси (1592-1598) являлась проявлением агрессивной внешней политики. Все эти действия вполне соответствовали своему времени и обозначаются в историографии как проявление политики меркантилизма, которую проводили многие страны Европы и, прежде всего, Великобритания.

Последовавший затем 250-летний период изоляции Японии остановил поступательное развитие страны, наложил глубокий отпечаток на экономику и общество этой страны. После Реставрации Мэйдзи японское общество было вынуждено преодолевать отсталость, которая накопилась к этому времени.

В ситуации, когда на карту была поставлена экономическая и даже политическая независимость страны, Япония должна была в кратчайшие сроки догнать передовые страны с их машинной технологией. 1. Первые шаги реформирования государственно-административной системы. Основой будущих преобразований стал политический курс новой Японии, который был провозглашен в клятве императора (гокадзё госэймон) 6 апреля 1868 года. Основная идея этой клятвы состояла в том, что отныне ...все государственные дела будут решаться в соответствии с общественным мнением и на основе справедливых законов, а правители, (как и управляемые) должны посвящать себя служению народу, которому отныне предоставляется возможность проявить личную предприимчивость и активность.14 Таким образом, уже в клятве императора были заложены контуры будущей парламентской системы. Фактической реализацией этого документа стал указ о государственном устройстве от 17 мая 1868 года, в который клятва императора была включена полностью, в виде статьи первой.

По этому указу власть сосредотачивалась в руках государственного совета, который имел двухступенчатую структуру и состоял из консультативного совета и ряда ведомств. Фактическим правительственным органом являлся двухпалатный консультативный совет. Его верхняя палата, состояла из высших должностных лиц страны - члеUов императорской фамилии, кугэ и представителей юго-западных княжеств.

Они занимались разработкой законов, осуществлением высшей судебной власти, решением важнейших политических вопросов. Нижняя палата состояла из представителей административных единиц страны.

Будучи совещательным органом, эта палата просуществовала недолго, но в дальнейшем именно на основе ее опыта будет создана нижняя палата японского парламента.
Примечательно, что уже на первом этапе новой государственности вводился принцип разделения властей, выраженный формулой власть законодательная не должна иметь исполнительных функций, а власть исполнительная не может иметь законодательных функций. С целью централизации власти в стране указами нового правительства была ограничена власть крупных феодалов даймё: без согласия центрального правительства они уже не могли чеканить монету, привлекать на службу иностранцев и др. Таким образом, после Мэйдзи существование независимых от центра княжеств становилось невозможным.

Вводилось также положение об избираемости и ротации15 чиновников. Становление централизованной власти происходило постепенно. Уже в мае 1868 года в княжествах стали осуществлять свои функции специальные органы центрального правительства, которые в начале выступали в качестве посредников между правительством и местной властью.

Соответственно при правительстве был создан специальный аппарат, на который замыкались уполномоченные правительства в княжествах. В 1869 году в стране была проведена акция под названием возвращение страны и императора народу. Под этой акцией понимался добровольный отказ феодалов-князей даймё и богатых самураев от своих феодальных прав и передача ими своих полномочий по управлению княжествами центральному правительству.

Князья хорошо понимали, что в новой ситуации они уже не в состоянии сохранить свою власть во всей ее полноте, и поэтому, заручившись обещанием крупных компенсаций, они подавали соответствующее прошение на имя императора. В свою очередь правительство компенсировало этот шаг феодалов тем, что предоставило им пенсии в размере 10 % их среднегодового дохода, кроме того, оно брало на себя большую часть обязательств по долгам ростовщикам а также назначило этих феодалов-князей на посты губернаторов их княжеств. Следующим шагом правительства было упразднение княжеств, что было сделано по закону от 29 августа 1871 года, и создание на их основе новой системы административного деления.

По этому закону было создано более 300 префектур кэн и 3 столичных округа фу в Токио, Осака и Киото.
Одновременно в среде реформаторов зрела идея необходимости образования в стране парламентской системы. У этой идеи были как сторонники, так и противники.

Под давлением первых, 14 апреля 1875 года был опубликован императорский указ о постепенном введении в стране конституционного строя. 2. Образование институтов местного самоуправления. В период преобразований Мэйдзи идеи демократизации были настолько сильны, что порою обгоняли время. Так было, например, с созданием институтов местного самоуправления. Создание системы местного самоуправления берет начало с формирования в 1873 году ведомства внутренних дел. В сферу деятельности этого ведомства входил контроль всей системы власти на местах.

Общее направление политики регионов, а также контроль над ее исполнением возлагался на губернаторов префектур, которые назначались вместе со штатом чиновников из центра. Согласно серии актов 1878 года, было установлено административно-территориальное деление префектур на уезды (гун), районы (ку), поселки (мати) и деревни (мура).

По этим законам, главы соответствующих административных единиц избирались населением, и затем их утверждал губернатор, выдавая документ о назначении. Причем, закон разрешал создание собраний в административных единицах. В 1880 году был принят специальный закон о таких собраниях, в компетенцию которых входил круг вопросов, связанный с местными налогами и с покрываемой этими налогами частью местного бюджета. Позже, в 1884, 1888 годах деятельность органов местного самоуправления была законодательно скорректирована в сторону сокращения демократических начал и увеличения возможностей губернаторов воздействовать на местное самоуправление.

Однако само значение института местного самоуправления, тем не менее, оставалось немалым все последующие годы, вплоть до начала демократических преобразований после второй мировой войны. 3. Реформа сословной системы. Издавна сложившаяся в Японии сословная структура представляла собой аббревиатуру си-но-ко-сё, то есть общество делилось на: самураев (си), крестьян (но), ремесленников (ко) и торговцев (сё). После некоторых упорядочений, в 1872 году была утверждена новая структура общества, состоящая из 3-х сословий: высшее дворянство кадзоку (куда относились бывшие крупнейшие феодалы даймё и придворная знать кугэ), дворянство сидзоку (включало в себя высшее самурайство), и простой народ хэймин) (включавший в себя широкий спектр населения: от низшего самурайства до отверженных эта). 4. Военная реформа. Создание регулярной армии. Реставрация Мэйдзи проводилась силами военных формирований юго-западных княжеств, и вплоть до 1871 года, когда была создана императорская гвардия, своей армии у нового правительства не было. После упразднения княжеств и роспуска их вооруженных сил в июле 1871 года, начался процесс создания на базе императорской гвардии регулярной армии, который длился до принятия закона о всеобщей воинской повинности в 1873 году.

По этому закону все граждане мужского пола, достигшие 20-летнего возраста, подлежали призыву на военную службу на 3-х летний срок. Призыв проводился на основе принципа: один человек от семьи.

Верховным главнокомандующим был император. Армейский устав был разработан на основе документов для императорской гвардии и назывался он Императорский наказ.


Изначально японская армия создавалась по французскому образцу, однако, с 1885 года за образец была принята прусская армия с ее стройной и жесткой структурой. 5. Создание полицейского аппарата. После ликвидации военных формирований феодальных княжеств, которые в том числе осуществляли функции патрульной службы, для охраны общественного порядка, возникла необходимость в создании полицейских формирований. Начало этому процессу, одновременно с роспуском столичного военного формирования, положило создание в 1871 году патрульной службы столичного округа в Токио.

Следующим шагом было создание общегосударственной централизованной полицейской системы, которая в 1874 году стала замыкаться на ведомство внутренних дел, а в префектурах непосредственно на губернатора. Со временем, наряду с общими задачами по охране общественного порядка, санитарного состояния и надзора за пожарными командами, к полиции были отнесены функции цензуры и контроля за общественной нравственностью. В 1881 году были созданы военная полиция и тайная полиция (кэмпэйтай), которая помимо внутриполитических задач, выполняла еще и функции внешней разведки.16 6. Судебно-правовая реформа. Исторически в японских правоотношениях господствовало влияние китайской правовой модели, которая, в свою очередь, базировалась на конфуцианской морали. В период Мэйдзи перед молодым японским правительством встали совершенно новые задачи, важнейшими из которых было развитие современной централизованной государственно-правовой системы, основанной на разделении властей.
До эпохи Мэйдзи судебное производство находилось, в основном, в руках феодалов-князей. После Мэйдзи были созданы ведомства уголовных дел (кэйбусё), гражданских дел (мимбунсё) и служба административного контроля (дандзёдай).

Тем не менее, созданные структуры не отвечали в полной мере современным требованиям, и в июне 1871 года вместо ведомства уголовных дел и контрольной службы было создано министерство юстиции (сихосё), которому поручалось судопроизводство и розыск.
Впервые суд нового типа был создан в Токио. В зарождавшейся японской юстиции доминировало влияние французского (континентального) права17.

Английское же прецедентное право входило в противоречие с юридическим мировоззрением японцев, корни которого уходили в китайскую правовую традицию писаного права.
В качестве консультантов привлекались французские юристы, которые вместе с японскими специалистами разрабатывали уголовный, уголовно-процессуальный кодексы. В право вводились совершенно новые для Японии основополагающие (для европейского права) принципы, такие, как нет преступления, нет наказания без указания о том в законе, закон не имеет обратной силы и другие. Новое законодательство устанавливало равенство всех перед законом и вводило принцип индивидуализации вины.

Другими словами, в законе отменялась коллективная уголовная ответственность и совместная вина, характерные для феодального уголовного права. В гражданском праве, разработка которого потребовала большого времени, сохранился принцип разрешения гражданских споров через неформальные методы достижения соглашения сторонами, что было традиционно для Японии и являлось характерным для прежних, до эпохи Мэйдзи, правоотношений.

Окончательно современная судебно-правовая система оформилась после принятия в 1889 году конституции Мэйдзи, когда были приняты гражданско-процессуальный и торговый кодексы.
Любопытной иллюстрацией действия новой правовой системы явился так называемый Инцидент Оцу (Оцу дзикэн). В 1891 году, в ходе кругосветного путешествия на судне Память Азова, Японию посетил наследник российского престола Николай (будущий император Николай II). Прибыв в Нагасаки 27 апреля 1891 года, Николай осмотрел город Кобэ, а затем древнюю столицу Киото.

Несмотря на то, что Николай прибыл в Японию с частным визитом, по распоряжению императора Мэйдзи, ему были оказаны государственные почести. После Киото, Николай отправился в курортный городок Оцу на берегу крупнейшего японского озера Бива. Во время осмотра этого городка молодой полицейский Цуда Сандзо бросился на коляску, в которой ехал Николай, и нанес последнему удар палашом по голове.

Первый удар пришелся плашмя и причинил наследнику значительную, но не смертельную рану. Второй же удар японского полицейского предотвратил сидевший рядом наследник греческого престола Георгий, который сбил с ног нападавшего.
От предложения поместить пострадавшего Николая в больницу, тот отказался и в ближайшее же время покинул Японию.18 Над молодым полицейским Цуда состоялся суд. Обвинение просило суд распространить на Цуда действие статьи уголовного кодекса о преступлениях против членов императорской фамилии.

Однако главный судья верховной судебной палаты Кодзима Икэн, сославшись на то, что эта статья распространялась лишь на членов японской императорской семьи, отказался от такого обвинения.
Таким образом, в Японии утвердилась новая судебная система, при которой главный судья мог проявить независимость, но не уступить давлению со стороны правительства. Хотя и, в конечном счете, он вынужден был пожертвовать своим постом. 2. Реформы 1880-х годов. 1. Аграрная реформа. 2. Капитализация самурайских пенсий. 3. Начальный период индустриализации Японии. 4. Реформа образования.

5. Образование политических партий. 6. Реорганизация государственного аппарата страны.

Конституция Мэйдзи.
Когда мы говорим о преобразовании феодальной экономики и создании индустриальной экономической базы, то речь идет о процессе, называемом модернизация19, то есть, в данном случае, речь идет о вступлении общества на путь капиталистического развития. Основу японской экономики составляло сельское хозяйство и мелкое кустарное производство.

Поэтому для модернизации страны первостепенное значение имели аграрные преобразования.
1. Аграрные реформы 1871-1873 гг.
Наиболее значимые ступени, предопределившие результаты аграрных реформ, были следующие: отмена феодальной зависимости крестьян, ликвидация феодальной собственности на землю и введение системы купли-продажи земли, и, наконец, реформа поземельного налога. В результате этих реформ была создана частная собственность на землю, и было обеспечено развитие сельскохозяйственного производства, которое для Японии того времени являлось не только главным источником налоговых поступлений, но основным источником проведения преобразований в стране.

Вместе с тем, важность аграрной реформы состояла еще и в том, что именно она обеспечила необходимую предпосылку индустриализации - образование избыточного рынка рабочей силы. Проведение аграрных преобразований. Реформа поземельного налога. Отмена запрета на продажу земли в 1872 году стало первым и важнейшим шагом на пути к установлению нового современного (для того времени) поземельного налога, который стоял в центре всех аграрных преобразований) Любопытно, как оценивал этот акт один из главных деятелей реформы поземельного налога Канда Кохэй. В своей докладной записке 1871 года он писал.

Некоторые выступают против изменения поземельного налога; они говорят, что в старое время люди наделялись землей в соответствии с размером их семьи (или согласно переписи) и это предотвращало отчуждение земли и сглаживало пропасть между богатыми и бедными. Если мы вдруг разрешим куплю и продажу земли, то это будет противоречить установленному закону и принесет большVй вред.

На это можно было бы ответить следующим образом: есть благоразумные и глупые люди, и, кроме того, есть прилежные и праздные люди. Тот, кто умен и бережлив, становится богатым, а тот, кто ленив и расточителен, становится бедным. Если мы запретим приобретение земли и попытаемся уравнять бедного и богатого, то это будет означать ограничение богатого в угоду бедным и постепенно примет такие размеры, что подорвет положение благоразумных и бережливых людей и создаст благоприятные условия для праздных и расточительных....20
Для проведения земельной реформы, прежде всего, необходимо было определить субъектов этой реформы. Другими словами, поскольку новый закон предполагал наиболее полное признание частной собственности на землю, нужно было выяснить реальных, признанных собственников обрабатываемых земель, что в сложном переплетении сложившихся в эпоху Токугава земельных отношениях сделать было очень непросто. С этой целью, всем, кто мог доказать, что является фактическим владельцем земли, были выданы соответствующие удостоверения собственности на землю тикэн.21 Такие удостоверения в начале 1872 года получили, прежде всего, те крестьяне, которые имели свои земельные наделы или выплачивали земельную ренту или другие налоги феодалам или чиновникам сёгуната.

Целью такого шага было стремление через введение частной собственности на землю, через разрешение купли-продажи земель, ликвидировать ситуацию, когда основная часть крестьян была не в состоянии прокормиться за счёт своих крошечных наделов, и, тем самым, ускорить процесс концентрации земли в руках немногих владельцев для повышения эффективности сельского хозяйства. Спустя несколько месяцев удостоверения на землю получили также те, кто купил землю после утверждения новой власти. Таким образом, признавалось право частной собственности на землю, и был выделен круг земельных собственников.

Следующим шагом было проведение землемерной съемки по всей стране (1875-1881 гг.). На основании оценки стоимости земли вводился земельный налог (3% от стоимости земли), который взимался в денежной форме, причем, его величина не зависела ни от качества, ни о количества урожая.

В законе определялось, что по окончании проведения реформы размер поземельного налога будет соотнесен со стоимостью земли и не может быть понижен или повышен в неурожайный или урожайный годы. Основной целью этого налога было обеспечение стабильного государственного дохода. Следует иметь в виду, что в такой сельскохозяйственной стране, какой была Япония, к тому же не имевшая J то время своей таможенной автономии, покрытие значительных государственных расходов на нужды военного строительства, индустриализацию, содержание большого государственного аппарата, разумеется, зависело, прежде всего, от доходов с поземельного налога. В 1875-1892 гг. доля поземельного налога составляла 85 % от всех бюджетных поступлений.

Обеспечив, таким образом, постоянный источник доходов, правительство создавало условия для введения в стране эффективной бюджетно-финансовой системы.
В результате аграрных преобразований произошла концентрация земельной собственности; более трети всей обрабатываемой земли было сосредоточено в руках ростовщиков, помещиков и зажиточных крестьян. Мелкие землевладельцы в большинстве своем лишились земельных наделов и вынуждены были идти в город на заработки. 2. Капитализация самурайских пенсий. Другим важным шагом, стимулирующим развитие капиталистических отношений, была капитализация самурайских пенсий в 1873-1876 годов. Как уже было сказано выше, выполняя свои обещания, правительство Мэйдзи взамен утраченных крупными феодалами даймё и самураями привилегий, предоставило им денежные компенсации в виде пожизненных пенсий. Однако вскоре стало ясно, что для пореформенного бюджета страны эта ноша, составлявшая около трети всей его доходной части, оказалась непосильной.

Поэтому в 1873 году правительство предложило всем получателям самурайских пенсий добровольно капитализировать свои пенсии. То есть, государство предложило самурайству вместо пожизненных пенсий получить единовременную денежную компенсацию, половину которой составляли облигации государственного займа. Кроме этого, им предоставлялось право приобретения государственных земель по льготным ценам. Целью этих шагов правительства было стремление привлечь самурайское сословие к занятию предпринимательской деятельностью.

Но призыв правительства не вызвал большого энтузиазма среди самурайства.22 В связи с этим в 1876 году правительство, которое находилось в трудном финансовом положении, вынуждено было пойти на принудительные меры по капитализации самурайских пенсий. Взамен регулярных пенсионных платежей была проведена единовременная выплата компенсации в размере пенсии за 5-14 лет, в зависимости от ранга самурая или даймё. Средства же для выплаты этих компенсаций были взяты правительством из Лондонского займа, составлявшего 2,4 млн. фунтов стерлингов.

Такие выплаты продолжались вплоть до 1882 года. Полученные самураями и бывшими даймё в виде компенсаций значительные суммы были вложены ими в сельское хозяйство, промышленность, но в наибольшей степени - в банковскую сферу. Однако значительная часть самурайства и мелкие феодалы получили суммы не достаточные для того, чтобы подняться выше уровня средних слоев общества.

И потому недовольство таким шагом правительства вылилось в серию самурайских восстаний, о которых уже было упомянуто выше. Кроме капитализации пенсий, правительство приняло решение о выплате долгов князей-даймё ростовщикам и торговцам. Эти долги в общей сложности превышали 41 млн. иен.

Однако такое решение правительства не распространялось на долги сёгуната, и имело особое значение для осакской буржуазии, которой сильно задолжали разорившиеся князья. С целью реализации правительственного решения был выпущен новый заем, облигации которого не только гарантировали выплату торговой буржуазии безнадежных долгов, но и предоставляли владельцам облигаций необходимые средства для вложения в промышленные предприятия и сельское хозяйство.

Такие меры способствовали превращению крупных землевладельцев и ростовщиков в акционеров и банкиров. Так, в городе Ниигата землевладельцем и ростовщиком Итисима Токудзиро в 1873 году был создан существующий и поныне Четвертый банк (Дайси гинко), акционерами которого были главным образом крупные землевладельцы, занимавшие ведущие позиции в местных политических и административных сферах.



Содержание раздела