d9e5a92d

Очерки новой истории Японии

В 1879 году правительство поручило всем советникам предоставить письменные соображения по введению конституционного строя. Вспыхнувшая в связи с различными точками зрения по этому вопросу дискуссия вылилась в острые противоречия, в результате которых в октябре 1881 года Окума Сигэнобу, выражавший взгляды, близкие взглядам движению за свободу и народные права, был освобожден от должности советника, а затем из правительства были удалены и его сторонники.

После чего и была создана, как говорилось выше, вторая оппозиционная партия реформ.
Для выполнения указа императора 1875 года, в котором было обещано образовать парламент в 1889 году, в 1882 году Ито Хиробуми был вновь послан, на этот раз в Европу, с целью изучения конституций европейских стран. Вернувшись в августе 1883 года, он выступил с рядом инициатив. Так, по его предложению, для формирования в будущем парламенте верхней палаты пэров, в качестве противовеса нижней палаты представителей, в июле 1884 года был принят указ о введении аристократических титулов.

По образцу бисмарковской Германии были введены 5 титулов: князь, маркиз, граф, виконт и барон. Новая знать создавалась из прежней придворной знати кугэ, феодальной знати даймё, высших офицеров армии и флота, а также тех, кто отличился безупречной службой в период реставрации Мэйдзи.
В процессе создания новой административной системы важное значение придавалось реформированию системы образования. В 1880 году был установлен строгий государственный контроль над школами первой и второй ступени. В 1881 году Токийский университет был реорганизован и превращен в учебное заведение для подготовки будущих чиновников.

Прежняя сравнительно самостоятельная организация факультетов была заменена системой жесткого централизованного контроля со стороны ректора, который отвечал за свою деятельность только перед министром просвещения. Ректором Токийского университета был назначен Като Хираюкки.
Одновременно продолжалась работа и над созданием конституции. В 1884 году было создано Бюро по изучению конституционных систем которое возглавил Ито Хиробуми. Кроме него, в Бюро вошли ещё три человека: Иноуэ Коваси, Канэко Кэнтаро и Ито Миёдзи. Это Бюро подчинялось непосредственно министерству императорского двора, что практически исключало какое-либо внешнее влияние.

Для того, чтобы исключить разногласия при принятии конституции, по предложению Ито Хиробуми был создан Тайный совет - высший совещательный орган при императоре. Члены совета назначались самим императором из представителей высших должностных лиц.

Председателем совета был назначен Ито, который в связи с этим подал в отставку с поста премьер-министра. Функции Тайного совета заключались в том, чтобы разработать критические замечания по конституции.

Таким образом, дальнейшая работа над разработкой текста конституции продолжалась в рамках Тайного совета. Работа проходила в обстановке полной секретности (по примеру разработчиков американской конституции), в загородной резиденции Ито Хиобуми в окрестностях Ёкосука.

Император принимал участие во всех заседаниях Тайного совета посвященных работе над конституцией.
Следующим шагом Ито Хиробуми стала реформа в декабре 1885 г. государственного аппарата, опять-таки, по германскому образцу. По новому закону, вместо упраздненного Государственного совета (Дадзёкан) был создан кабинет министров (найкаку), в котором устанавливалось четкое распределение обязанностей министров, деятельность которых контролировалась председателем совета министров. Всего устанавливалось 10 министерств: императорского двора, иностранных дел, внутренних дел, финансов, военное, морское, юстиции, просвещения, сельского хозяйства и торговли, путей сообщения.

Первым премьер-министром стал Ито Хиробуми, стараниями которого была введена система экзаменов на занятие чиновниками должностей, исключая чиновников самых высших рангов. Что касается региональной власти, то здесь вводились выборные префектуральные и городские собрания, в которые могли избираться лица, уплачивающие не менее 10 иен государственного налога.

Мэры городов избирались из членов городских собраний, но поскольку они не получали вознаграждения за свою работу, понятно, что для занятия этой должности необходимо было иметь немалые доходы.
Как было обещано императором в 1881 году, работа над текстом конституции была завершена к 1889 году. Церемония провозглашения конституции происходила в императорском дворце в День основания империи 11 февраля 1889 года. Император Муцухито (Мэйдзи) передал текст конституции в руки премьер-министра Курода Киётака, что символизировало дарование конституции народу императором. При этом император произнес: Мы, в силу верховной власти, унаследованной Нами от Наших царственных предков, сим обнародуем настоящий неизменный основной закон для нынешних Наших подданных и их потомков...

Права государственного верховенства Мы унаследовали от наших предков и завещаем их Нашим потомкам. И Мы и они будем осуществлять их в согласии с положениями конституции, ныне Нами даруемой и жалуемой народу.29 Таким образом, с этого момента императорская Япония начинала жить по конституции, которая вошла в историю под названием Конституция Мэйдзи.
Формально в конституции была статья, предусматривавшая возможность ее изменения, однако поскольку конституция была дарована императором японскому народу, то и всякая инициатива по ее изменению могла принадлежать только императору, а право толкования конституции принадлежало судам, и, как высшей инстанции, Тайному совету. И, следовательно, всякая попытка изменить конституцию путем голосования, решением суда или даже палаты парламента ставила бы инициатора такой попытки вне закона, а потому никто и не задавался такой целью.

Кабинет министров, согласно конституции, был ответственен не перед парламентом, а перед императором.
По конституции, в Японии учреждался двухпалатный парламент, состоящий из верхней палаты пэров, и нижней палаты народных представителей. Если в нижнюю палату депутаты избирались, то формирование верхней палаты пэров происходило более сложным путем, на основании специального императорского указа.

В нее входили члены императорской семьи, высшие представители титулованной знати и лица, конкретно назначаемые императором. Как правило, это были высшие государственные лица и ведущие представители бизнеса. Палата представителей формировалась на основе специального закона.

Надо заметить, что Ито Хиробуми умышленно не включил в конституцию статьи об избирательном праве, рассчитывая, что по этому вопросу будет принят отдельный закон. Такой избирательный закон был принят в 1890 году, и по нему право голоса предоставлялось мужчинам старше 25 лет, платившим государству прямой налог (поземельный, подоходный или предпринимательский) в размере не менее 15 иен в течение, по крайней мере, одного года, предшествующего году составления списков.

Кандидатом в депутаты мог быть мужчина не моложе 30 лет, способный внести довольно высокий денежный залог.
Таким образом, в результате реставрации Мэйдзи Япония пошла по пути конституционной и даже парламентарной монархии, который, нужно сказать, был весьма отличный от классической английской модели. Так, поскольку конституция была дарована императором, то и ответственность институтов власти существовала не перед народом, основные чаяния которого, как предполагается, выражает конституция, а перед императором. Наличие парламента, который мог лишь оказывать влияние на правительство, не меняла существа власти, поскольку кабинет министров был ответственен перед императором, а верхняя палата имела право вето на решения нижней. Кроме того, вскоре после первых политических баталий и правительственного кризиса 1891-1892 годов при императоре был создан еще один, внеконституционный орган - институт пожизненных советников императора (гэнро).

Поэтому, несмотря на существование конституции, некоторые авторы характеризуют государственный строй Японии эпохи Мэйдзи как близкий к абсолютизму, столь сильна была монархическая составляющая в структуре власти этой страны. Заключение Модернизация Японии, проходившая под лозунгом Реставрации Мэйдзи (Мэйдзи исин), явилась компромиссом между консервативными силами и сторонниками обновления японского общества. Если консерваторы проявили склонность к обновлению, то и сторонники обновления - к сохранению и поддержанию традиций. Таким образом, японцы всегда оставались верными основополагающему принципу японского мировоззрения - гармонии ва.30 В отличие от Европы, в Японии выходцы из феодальных княжеств, представители торгово-промышленного капитала легко адаптировались к требованиям новой эпохи. Следует обратить внимание и на ту обстановку, в которой происходили перемены.

Новые японские лидеры вынуждены были взяться за переустройство страны в условиях угрозы иностранного вторжения, которая постоянно довлела над страной. Более того, Япония стояла перед лицом опасности крупномасштабного проникновения в страну иностранного капитала, обосновавшегося в японских портовых городах уже с первых годов Мэйдзи. Ощущение внешней опасности подогревалось наличием в Японии (вплоть до 1899 года) института экстерриториальности для иностранцев, характерного для европейских колоний в Азии, и отсутствием собственной тарифной автономии, которой Япония добилась лишь в 1910 году.

Всю тяжесть расходов по созданию нового общества правительство возложило на плечи японских крестьян, благодаря труду которых и было достигнуто накопление необходимого для проведения реформ капитала. Приход в правительство предстаьителей феодальной знати, торгово-ростовщического капитала, а не буржуазии, как это происходило в Европе, предопределили специфику капиталистического развития страны при сохранении значительной доли феодальных пережитков (сохранялись помещичья собственность на землю, натуральная арендная плата и полуфеодальные условия труда на предприятиях).

Это сказалось и на характере реформ, проводимых новым правительством.
Отставание от западных стран в области техники и технологии было особенно ощутимо, поэтому модернизация в этом направлении стала политикой нового правительства. При том, из иностранного опыта перенималось то, что отвечало потребностям страны. В то время единственным путем занять достойное место в мире и стать державой мирового уровня было проведение агрессивной внешней политики и завоевание колоний.



Поэтому Япония, естественно, пошла по этому пути, выдвинув лозунг богатая страна - сильная армия (фуккоку-кёхэй). Император стал символом возрожденного самосознания, символом национального единства.

Агрессивность стала главным направлением в политике японских лидеров. И, тем не менее, изменения японского общества в период Мэйдзи исин - было большим прорывом в будущее.

Японские реформы периода Реставрации Мэйдзи имели столь значительный, даже революционный характер, что многие российские (советские) историки оценивали эти события как незавершенную буржуазную революцию. Однако большинство европейских и японских историков называют эти события реставрацией Мэйдзи, поскольку основные политические изменения выразились в восстановление монархической власти, создание представительного органа - парламента, сохранение преемственности традиций и утверждение идеи обожествления императора
Основная рекомендуемая литература.

  1. История Японии. В 2-х ТТ. Москва, ИВРАН, 1998.
  2. Норман Г. Становление капиталистической Японии. Пер. с англ. М., 1952.
  3. Норман Г. Возникновение современного государства в Японии. М., ИВЛ, 1961.
  4. Очерки новой истории Японии (1640-1917). Под ред. А. Гальперина.
    М., ИВЛ, 1958. ,
  5. Пасков С.С. Современная японская буржуазная историография. Проблемы политики Японии и Китая в конце ХГХ-первой четверти XX в. М., ИВЛ, 1982.
  6. Размышления о японской истории. М., 1996.
  7. Тояма С. Мэйдзи исин. Крушение феодализма в Японии. М., Изд.ин.лит., 1959.
  8. Reischauer Edwin О. Japan The History of a nation. Tokyo, 1995.
    The Cambridge History of Japan. Vol. 5,6. Cambridge University Press,
    1988.

Японская хронология нового и новейшего периодов истории.

Периоды по европейскому летоисчислению Назв. периода по годам правления императоров Японское название периодизации
1600-е- 1868 Сёгунат Токугава эпоха Эдо
1868-1911 Период Мэйдзи Новейшее время
1912-1924 Период Тайсё
1925 - 1945 Период Сёва
1945-1988 Современная история
1989-наст, время Период Хэйсэй


Автор: Мазуров Игорь Викторович. -
Рецензенты: Дробница Августина Васильевна, Чудесов Валерий Владимирович.
Учебное пособие.
Япония в период перехода к капитализму. 1 В современной социологической литературе термин модернизация имеет несколько толкований. Большинство ученых понимает под ним процесс вступления какого-либо общества на путь капиталистического развитая.

Существует и другая точка зрения, согласно которой под модернизацией понимается процесс преобразования традиционного восточного общества в общество западного типа. 2 В исторических процессах Востока и Запада существуют значительные различия, и знаменитая строчка из стихотворения Р.Киплинга Восток, есть Восток, Запад, есть Запад, и им никогда не сойтись, стала не просто популярной, но в XX веке получила развитие в виде научной дискуссии Восток-Запад. Под таким названием издательство Наука.

Восточная литература* выпустила делый ряд сборников научных материалов по этой теме. 3 Для каждого класса, каждой социальной группы общества существовали жесткие правила, регламентирующие все стороны жизни: от деталей костюма и до правил проведали различных церемоний. Нарушение этих правил влекло за собою наказание, причем довольно суровое. 4 Употребляемый в отношении феодальной Японии термин клан происходит от японского иероглифа хан и имеет значение поместье, то есть территория, на которой даймё осуществлял политическую впасть, и с которой он получал свой рисовый доход, Нужно иметь виду, что в данном случае этот термин не несет в себе понятие родовой единицы, как это передается шотландским термином клан.
5 Надо заметить, что хотя дословный перевод этого слова бродяга, в японском языке оно не имеет негативного значения. Слово бродяга имеет здесь значение не привязанный к одному месту.
6 Размер коку исторически не представлю собой постоянной величины и менялся в зависимости от местности и эпохи. Позже коку был стандартизован и составил 1.80391 гектолитра. Катори (катаку ори) - плотно сотканная тонкая шелковая ткань.

Тан - мера длинны для ткани, = 10.6м.
7 Tilor Dennet. Americans in Eastern Asia, New York, 1922, p. 278.
8 Еще в 1609 году самурая из княжества Сацума захватили часть этих островов и основали здесь в Нава административный центр. В то же время правителю этого острова разрешалось признавать над собой суверенитет китайского императора. Клан Сацума фактически осуществил через эти острова контрабандный товарообмен. Долгое время неопределенный статус этих островов являлся постоянным источником трений между правительством Японии и Китаем.

Но как только англичане и французы потребовали их открытия, клан Сацума тут же поддержал требование иностранцев. 9 Течение федерализма столь популярное в начальный период Реставрации хорошо прослеживается в письме господина Номура от 10 ноября 1867 года на имя графа де Монблан. В частности, говорится. Японская конфедерация под председательством микадо ныне перестала быть фантастической.

Его Величеспо микадо созовет в Кёто всех японских даймё, которые составят суверенную палату. Эта палата будет решать все общие вопросы.... (Maurice Courant, Les Clans Japonais sous let Tokugawa. Vol.

15. Paris.

1903-1905. part I. p. 76-77. 10 См.: Г. Норман. Цкт.соч., с.86.
11 В 1897 году последний сёгун Токугава Ёсинобу вернулся в Токио, и в июне 1902 года он был назначен членом верхней палаты парламента (палаты пэров) В 1910 году он отошел от дел, а в 1913 году Ёсинобу умер. 12 Все население Японии на 1870 год составляло 34,3 млн человек, в числе которых количество простых самураев соцу было 1 982 449 человек (408 823 семейств), или примерно 5-6% от всего населения. /Данные взяты из работы Г. Норман. Цит. соч., с.79 13 Кокусё Ивао. Мэйдзи сёнэн xaкyсё икки (Крестьянские восстания в начальный период Мэйдзи). В: Мэйдзи исин кэдзай си кэнкю (Иследования по истории экономики Мэйдзи).

Токио, 1930,с. 712.
14 См.: История Японии. Под ред. А. Жукова. Т.П.

М, 1998, с.31.
15 Как записано в законе, все чнновннки должны быть заменены другими после 4 лет службы Система избираемости (на основе экзаменов) и ротации чиновников существует в Японии и по сей день.
16 Наиболее полно эта сторона детальности кэмпэйтай описана в книге Ричарда Диакона Кэмпэйтай. (Richard Deacon. Kempei tai.

The Japanese Secret Service. Then and Now. Tokyo, Japan, 1991.(на англ.)
17 Мировая правши система, в целом, делится на 2 вида: континентальное право, (основывается на писанном законе, впервые в - Кодексе Наполеона, принято практически во всех странах Европы) и прецедентное право (основываетется на прецеденте /решении суда/, принято в Англии, США и других странах Америки).
Отказавшись от продолжены nvreшecвияa, Николай прабыл во Владивосток, где заложил первый кирпич в фувдамеп железнодорожного вокзала строящейся транссибирской магастрали. Это здание вокзала стит и по сей день. 18 Отказавшись от продолжены путешествия, Николай прибыл во Владивосток, где заложил первый кирпич в фундамент железнодорожного вокзала строящейся транссибирской магистрали. Это здание вокзала стоит и по сей день.
19 Модернизация - это прежде всего, технологические преобразования, гарантирующие поступательное развитие общества, которые, в конечном счете, приводят его к социальной реконструкции. (См.. например: Э. В. Молодякова, С Б. Маркарьян Размышления о процессе модернизации в Японии.// В кн.: Размышления о японской истории. М, 1996.) 20 Г. Норман. Цит. соч., с. 152 21 Система тикэн просуществовала до 1889 года и, как образно отмечает Г. Норман, она сыграла роль строительных лесов при установлении частной собственности на землю.
22 Надо иметь в виду, что занятие производительной деятельностью по кодексу Бусидо (Кодекс самурайской чести) считалось занятием недостойным, доже позорным. 23 Под свободными рабочими руками понимается такое положение, при котором работники, не имея собственности средств производства, вынуждены продавал свою рабочую силу на рынке труда.
24 Taк, приглашенный в Японию американский профессор Д. Мюррей в течение нескольких лет работал в качестве coветникa Управляла образования. 25 Движение за свободу и народные права отражало недовольство различных групп население от бывших самураев высшего ранга, до землевладельцев. Главным требованием движения, которое выражало линию антиправительственной оппозиции, было учреждение органа представительной власти и расширение политических прав всего населения.
26 Дело в том, что японский помещик-землевладелец был заинтересован главным образом в обороте собранной в виде платы за аренду земли сельскохозяйственной продукции в деньги по максимально высокой цене. Поэтому его интересовала, прежде всего, цена на рис.

Таким образом, такая заинтересованность помещика в превращении сельскохозяйственных продуктов в товар, делала его капиталистом-предпринимателем. 27 Полное название Консттитуционная либеральная партия (Риккэн дзиюто).
28 Этатизм (фр. Еtat - государство) понятие, означающее активное участие государства в экономической жизни общества.

Кроме Германии второй пол. XIX века, другим примером можно назвать кемалийскую Турцию 1920-х 1930-х годов
29 История Япоиин. Под ред А. Жукова. Т.П.

М, 1998, с. 117.
30 Иероглиф ва, которым выражается это понятие, означает - поддерживать нечто в состояния подвижного равновесии, уравновешивать одно другим, что позволяет целому не распадаться. В истории - это способность уравновешивать, снимать конфликты, примирять, враждующие стороны внутри и во вне. (См.: Э. В. Молодякова, С. Б. Маркарьян.

Размышления о процессе модернизации в Японии //В сб. статей Размышления о японской истории. РАН М, 1996.)



Содержание раздела