d9e5a92d

Начальный период индустриализации Японии

Таким образом, уже в этот период мы можем видеть тесное переплетение интересов землевладельцев, банковского капитала и представителей власти, которое весьма характерно для Японии.
Для осуществления индустриализации необходимы следующие условия: 1) достаточно высокий уровень развития производства и обращения товаров, а также процесс разделения труда; 2) некоторое накопление капитала в руках наиболее активной части населения (предпринимателей); 3) наличие достаточно большой армии свободных рабочих рук.23
Уже в период Токугава, хотя мерилом стоимости оставался рис, в обращении в значительной степени преобладали деньги, особенно это касалось больших городов. Достаточно высокий уровень ремесленного производства был обращен преимущественно на рынок, то есть товаров производилось больше, чем было необходимо для самого потребителя. А отсюда, шло развитие торговли.

Наряду с неуклонным ростом производительности труда в сельском хозяйстве, а также все более углубляющимся процессом разделения труда расширялся рынок товаров, спрос на которые увеличивался. С началом же периода Мэйдзи была проведена специализация по районам, сменившая прежнюю самостоятельность кланов.

В то же время, процесс разделения труда в Японии задерживалась ввиду наличия широкой сферы домашнего производства фарфоровых, лаковых, хлопчатобумажных и др. изделий, сосредоточенные главным образом в руках крестьян и бедных самурайских семейств. Наплыв дешевых иностранных товаров с началом эпохи Мейдзи, а особенно более дешевой хлопчатобумажной пряжи и продукции машинного производства, подорвал японскую домашнюю промышленность.

Это ускорило процесс разделения труда и образования внутреннего рынка.
Что касается накопления капитала, то этот процесс в Японии имел ряд особенностей. Прежде всего, длительная закрытость страны не позволили Японии использовать такие классические для Европы источники накопления капитала, как пиратство и грабеж колоний и заморских территорий.

Хотя, как уже было выше показано, и в дотокугавской Японии существовали и внешняя торговля, и пиратство, и даже зачатки колонизации, но последующая затем изоляция от внешнего мира затормозила развитие страны. Поэтому капитал в Японии был сосредоточен в основном в руках небольшого числа крупных торговцев и ростовщиков, в частности, в руках торговых домов Мицуи, Оно, Коноикэ и некоторых других.

Лишенные возможности извлекать прибыль из каких-либо внешних источников, японские купцы вынуждены были ограничиваться эксплуатацией довольно скромного внутреннего рынка, что сильно снижало темпы накопления капитала.
Поэтому экономическая политика периода Мэйдзи характеризовалась, прежде всего, государственным протекционизмом, то есть такой политикой, при которой государство брало на себя большую часть необходимых для общественного развития забот о развитии национальной индустрии. В частности, многие владельцы покровительствуемых торговых домов, занимавшихся одновременно и банковскими операциями, становились директорами банков и промышленных предприятий. Эта система протекционизма абсолютистского государства выполняла роль костылей, при помощи которых только что зародившийся капитализм учился ходить. Но если европейский капитализм, достигнув зрелости, отбрасывал ставший теперь ему помехой абсолютизм, то в Японии недостаточно зрелый, не обладающий необходимыми накоплениями капитализм не мог обойтись без этих костылей - абсолютистской власти - и опирался на них в большей степени, чем прежде.

Лидеры Мэйдзи ставили перед собой задачу в течение одного поколения достичь того, чего западные страны добивались не одно столетие. И они понимали, какая пропасть отделяет примитивное, во многом еще феодальное производство в Японии, от индустриальной техники большинства европейских стран.

Чтобы перепрыгнуть эту пропасть, японскому капитализму необходима была поддержка государства.
Наличие очень небольшого количества весьма богатых домов предопределили вторую особенность процесса модернизации в Японии - преобладание с самого начала монополистического, то есть в высшей степени централизованного капитала. Эти немногие, тесно связанные с правительством финансовые магнаты не желали рисковать и вкладывать капитал в те отрасли, которые с самого начала требовали больших затрат и не приносили непосредственных прибылей.

Поэтому правительство вынуждено было само заниматься развитием таких отраслей промышленности, используя для этого займы у тех же финансовых магнатов и весьма ограниченные собственные ресурсы, основную долю которых составлял поземельный налог.
Крупные капиталисты предпочитали вкладывать деньги в торговые, банковские и кредитные предприятия, в особенности, в весьма прибыльную область правительственных займов. Это и определило третью особенность японского капитализма - преобладание банковского капитала, который в своем росте значительно обогнал капитал промышленный.

К тому же, этот процесс концентрации капитала был ускорен правительственной политикой субсидий и поощрений. В целом, причины весьма быстрых темпов концентрации капитала в Японии можно свести к следующему.

1) низкий уровень начального накопления капитала; 2) потребность в больших массах капитала для создания крупных предприятий, которые можно было бы сопоставить с современными предприятиями Запада; 3) введение в Японии с самого начала индустриализации системы акционерных компаний; 4) конкуренция с западными компаниями, которые также поощряли концентрацию капитала. Процесс концентрации капитала происходил через поглощение мелких предприятий крупными, благодаря чему и родились так называемые дзайбацу (финансовые олигархии) Мицуи, Сумитомо, Ясуда и др.

Опирающийся на сильную государственную поддержку банковский и ссудный капитал, в свою очередь, использовался правительством для развития тех отраслей экономики, которые требовали крупных капиталовложений, как, например, инфраструктура, капитальное строительство, транспорт, связь.
Любопытно обратить внимание в той ситуации на положение мелких предпринимателей. Страдающие от недостатка средств и высоких процентов на ссудный капитал, они зачастую вынуждены были обращаться за кредитом в банк. В конце XIX века процент на ссудный капитал в японских банках достигал 10-15%, в то время как по вкладам выплачивалось не более 7-8%.

В таких сложных условиях мелкие компании, зачастую, будучи не в состоянии рассчитаться по долгам, вынуждены были закладывать свои предприятия банкам.
Таким образом, если в большинстве стран Запада в период формирования капитализма банковский капитал существовал отдельно от промышленного, то для японского капитализма характерно также то, что, в этой стране промышленный капитал самостоятельно не развивался. Как было уже показано, в Японии начало процессу индустриализации положило государство.

И только подняв на ноги промышленность, оно передало предприятия крупным частным предпринимателям за весьма низкую цену (политика протекционизма).
Поэтому японский промышленный капитал вырос из банковского и ростовщического капитала. Последние же, используя высокую арендную плату за землю, привлекали инвестиции в основном в земледелие, поскольку, как было уже замечено, вклад инвестиций в промышленные предприятия был связан с большим риском и не обеспечивал скорой и высокой прибыли.
Итоги экономических реформ переходного периода.
В результате аграрных реформ, капитализации пенсий самураев и погашением государством самурайских долгов ростовщикам и торговому капиталу был дан мощный импульс концентрации капитала, что являлось важным условием для скорейшего развития капитализма в Японии.
В то же время, сельское хозяйство не претерпело больших изменений. Основной сельскохозяйственной культурой оставался рис, который выращивался крестьянами на небольших террасированных полях по склонам гор.

Значительно возросли масштабы аренды земли, которая, как правило, выплачивалась рисом. Среди традиционных домашних промыслов наибольшее развитие получило шелководство, продукция которого шла на экспорт.

Соответственно, в первые годы Мэйдзи быстро развивалась внешняя торговля. Ее особенность в этот период состояла в том, что из-за отсутствия отечественного опыта она долгое время осуществлялась японскими компаниями через иностранных торговых агентов. 4. Реформа образования. Традиционно в Японии образование было распространено довольно широко и до эпохи Мэйдзи. Однако с наступлением периода реформ лидеры реформ и виднейшие японские просветители - Ито Хиробуми, Фукудзава Юкити и др. - поставили задачу создать совершенную систему образования по западному образцу.

Для этой цели в Европу и Америку были отправлены для обучения большое количество студентов. Так, в 1873 году только в Лондоне обучалось 373 японских студентов.

Кроме того, среди иностранных специалистов, которых в большом количестве приглашали в Японию для помощи в организации и налаживании работы как в сфере государственного управления и местных органов власти, так и на предприятиях, в армии и других областях, было немало тех, кто помогал организовывать японскую систему образования.24 В результате деятельности специальной комиссии по подготовке реформы образования было решено взять за образец французскую и американскую системы. Наконец, в 1872 г. был принят довольно либеральный для своего времени закон об образовании, согласно которому равное право получить образование обретали все сословия, мужчины и женщины, и не допускалась какая-либо дискриминация. Изначально предполагалось, что расходы по обучению будут нести само население. Однако в виду низкой платежеспособности большей части японского населения, в 1880 году было решено, что основную часть расходов по финансированию образования будут нести местные органы власти.

В 1886 году было принято обязательное 4-х летнее начальное образование, которое с 1900 года стало бесплатным. Надо сказать, что успехи Японии в области образования были весьма значительны. К концу XIX века уже около 85 % японских детей получали обязательное начальное образование.

По этому показателю к началу XX века Япония сравнялась с такой передовой страной как Великобритания.


5. Образование политических партий. В продолжение первых лет Мэйдзи (вплоть до 1877 года, даты разгрома Сацумского восстания) Япония переживала переходный период, который сопровождался бурной политической активностью населения. В это время еще лишь намечались те тенденции, которые впоследствии привели к образованию политических партий со своими программами. Стержнем политической жизни было возглавляемое, как правило, недовольными самураями крестьянское движение, которое в течение первых семи лет после Реставрации достигло своего пика, а затем быстро пошло на убыль.

В последующий период 1877-1885 гг. аграрное движение характеризуется тем, что в нем активно участвуют землевладельцы, выступающие против привилегированного положения финансовой олигархии. Именно из среды этого движения вышел лозунг, позже подхваченный широкими слоями населения Свобода и народные права!. И именно землевладельцы наряду с самурайством стали стержнем широкого Движения за свободу и народные права (Дзиюминкэнундо),25 поскольку они составляли основу Либеральной партии Дзиюто, вставшей во главе движения. Столь парадоксальная, на первый взгляд, ситуация - участие землевладельцев в политической борьбе - объяснялась следующим образом.

В отличие от консервативного европейского помещика (английского сквайера, например), японский землевладелец объединял в своем лице, с одной стороны, полуфеодального помещика, взимающего с крестьян высокую арендную плату, но с другой стороны, он был еще и торговцем-капиталистом.26 И именно эта, вторая сторона японского землевладельца, заставляла его участвовать в политической борьбе. Так, образованный в 1880 году в Осака Совет предпринимателей-производителей сакэ (сакэ - японское традиционное рисовое вино) стал ядром образованной в следующем году Либеральной партии Дзиюто.27 По инициативе Совета предпринимателей на первой же конференции Либеральной партии, ее участники высказались против планируемого правительством увеличения налога на дрожжи и выдвинули лозунг Свободу предпринимательству!

Наряду с этим, землевладельцев весьма беспокоил высокий поземельный налог, который, несмотря на то, что правительство снизило его с 3% до 2.5%, в сумме бюджетных поступлений составлял львиную долю.

Бюджета, годы Доля налога (в %)
1875-1879 80.5
1880-1884 65.6
1885-1889 69.4

Как видно из приведенной таблицы, бюджет наполнялся в большей степени именно за счет поземельного налога. Однако в то время, когда несущие на себе основное бремя индустриализации землевладельцы испытывали большие проблемы в связи с неуклонным падением цен на рис, близкие к правительству финансисты и промышленники получали немалые субсидии, щедрые правительственные контракты и права монопольной торговли.

Поэтому-то, помещики-землевладельцы, выступали против бюрократических правящих кругов и тех, кто за ними стоял - крупных ростовщиков и банкиров, и активно вовлекались в движение За свободу и народные права! и За свободу предпринимательства!. Следует обратить внимание на эту особенность японского перехода к капитализму: японский либерализм уходил своими корнями в деревню, в отличие, например, от английского, который являлся движением городского купечества, направленное против консервативного землевладельческого дворянства. Опорой либеральной оппозиции и той силой, которая постоянно ее подталкивала, были огромные массы крестьянства и арендаторов, выступавшие за снижение налогов и введение представительских учреждений. Однако в силу особенности крестьянского труда и изолированности в отделенных деревнях, им было трудно принимать активное участие в политическом движении.

И поэтому, естественно, наиболее активными в движении были крупные землевладельцы, а руководство движением было сосредоточено в руках наиболее крупных помещиков и представителей бывшего самурайства. Идеологическими лидерами движения выступали, в основном, бывшие самураи из кланов Тоса и Хидзэн.

Они пользовались большим авторитетом среди оппозиции, поскольку являлись представителями военного дворянства (сидзоку) и были одними из лидеров реставрации Мэйдзи исин, оттесненные, однако, самураями кланов Сацума и Тёсю от участия в руководстве страны.
Это объединенное в рамках Либеральной партии движение мелких помещиков и крестьян, и возглавляемое крупными землевладельцами и самураями выступило за народные права, свободу предпринимательства и образование представительного органа.
Конечно, реальные цели лидеров движения, в сущности, ограничивались завоеванием определенных выгод для достаточно узкого круга, что можно видеть из следующего документа. На возражение одного из государственников Като Хираюкки (1836-1916) против создания представительного органа в стране, лидеры либерального движения Соэдзима, Гото, Итагаки в ответном письме написали: Теперь, если эта палата представителей будет создана, мы не предлагаем немедленно ввести всеобщее избирательное право.

Мы бы предложили дать это право в первую очередь только самураям, богатым крестьянам, купцам, так как именно они дали лидеров реставрации Мэйдзи.
Председателем партии был Итагаки Тайсукэ, а ее программа состояла из следующих задач: 1) расширять свободы, защищать народные права и содействовать процветанию и преобразованию общества; 2) направлять свои силы на создание совершенной государственной конституционной системы; 3) для осуществления своих задач налаживать сотрудничество с другими партиями, ставящих перед собой аналогичные задачи. В программных формулировках упоминались такие понятия, как свобода, равенство, братство, однако не было упоминаний о монархии, что сразу же ставило партию в разряд радикальных.

Значение либеральной партии состоит в том, что она была первой политической партией национального масштаба, а также в том, что она стала символом победы идеи о праве национальной партии принимать участие в политической жизни страны. На примере либеральной партии мы видим, что японский либерализм с самого начала был умеренным, колеблющемся.

Позже, когда из осколков Либеральной партии в 1900 году будет создана партия Сэйюкай, он превратится в свою противоположность, - непреклонный консерватизм.
Другой политической партий, появившейся в марте 1882 года, была Партия реформ (Кайсинто), которую возглавлял оставивший правительственный пост Окума Сигэнобу. Это была партия буржуазии, оставшихся не у дел чиновников и городской интеллигенции. Кроме того, в нее входили некоторые крупные купцы и промышленники, как, например, Ивасаки Ятаро - основатель копании Мицубиси.

Эту партию поддерживал также видный японский просветитель Фукудзава Юкити. Программа партии была весьма умеренной, а ее принципы, основывающиеся на идеях английского либерализма и утилитаризма, наиболее полно выражал партийный лозунг умеренно, но прочно; медленно, но верно.
В марте этого же 1882 года была создана еще одна - Конституционная императорская партия (Риккэн тэйсэйто), которая, по сути, была проправительственной партией. Консервативная по своему характеру, она имела основной целью парализовать влияние двух других партий. В нее входили крупные правительственные чиновники, а также представители высших придворных кругов.

Формальные лидеры партии Ито Хиробуми, Иноуэ Каору и Ямада Акиёси стремились использовать партию в качестве противовеса другим политическим партиям, с целью установления в стране системы этатизма28 по германскому образцу. Однако эта партия, с точки зрения популярности в стране и в организационном отношении, оказалась наиболее слабой. Ее лидеры практически не интересовались партийной деятельностью.

Поэтому реально в Японии в то время действовали две первые партии. Несмотря на программные различия, эти две партии не очень отличались друг от друга. Однако сотрудничества между ними не было.

Более того, они постоянно нападали друг на друга, что объяснялось разной позицией их лидеров, отстаиванием различных региональных и экономических интересов.
Каждая из трех партий имела свой печатный орган, и между ними
происходили бурные дискуссии, как, например споры о суверенитете.
Сторонники Либеральной партии утверждали, что суверенитет
принадлежит народу, а, следовательно, конституция должна быть
создана ассамблеей, избранной народом. Сторонники Конституционной
партии отстаивали свою точку зрения, по которой суверенитет всецело
принадлежит императору и лишь он один вправе даровать конституцию
народу. Партия реформ занимала в этой дискуссии компромиссную
позицию, утверждая, что суверенитет принадлежит и императору, и
народному собранию.
Рост влияния партий в провинциях вызвал беспокойство со стороны правительства, вследствие чего в июне 1882 года оно приняло закон, запрещавший партиям создавать местные отделения, и по которому губернаторы провинций получали право ограничивать деятельность партий на своих территориях. В результате такого шага правительства многие региональные отделения партий были распущены, что, однако, не уменьшило активность либеральной партии. Некоторые из членов радикального крыла принимали активное участие в крестьянских выступлениях. Первое такое восстание вспыхнуло в префектуре Фукусима в 1882 г. Поводом этого восстания стало возмущение произволом губернатора префектуры, который, весьма рьяно проводя в жизнь правительственный закон о запрещении партий, не пожелал считаться с решением префектурального собрания и арестовал членов Либеральной партии из состава этого собрания.

После подавления восстания его руководители были приговорены к тюремному заключению. Правительство использовало инцидент в Фукусима для наступления на все движение За свободу и народные права (Дзию минкэн ундо).

Почти в тот же год вспыхнуло восстание в Такада (префектура Ниигата), а в 1884 году в восстание в Титибу (префектура Сайтама), которому было суждено стать рубежом в истории либеральной партии.
Дело в том, что лидеры местных организаций этой партии зачастую были более радикальны, нежели руководство в центре, которое, как было уже сказано, находилось в руках землевладельцев-предпринимателей. По мере усиления правительственных репрессий, местные организации, возглавлявшие народное движение наряду с требованием введения представительных учреждений стали выдвигать требование снижения арендной платы, что встревожило лидеров партии, поскольку это уже затрагивало их собственные интересы. Поэтому, вместе с осуждением насильственных действий, и чтобы рассеять подозрения в подстрекательстве к восстанию, на общем съезде, который состоялся в Осаке в октябре 1884 года, было объявлено о роспуске либеральной партии в ожидании лучших времен, когда будут созданы условия для ее восстановления.

В декабре 1884 года лидер партии реформ Кайсинто Окума Сигэнобу вместе со своими сторонниками вышел из партии, после чего и партия реформ фактически перестала существовать.
Уже в период деятельности парламента, из отдельных групп либеральной партии и партии реформ в 1900 году была создана партия сэйюкай. Это было последним реформированием старой либеральной партии, в которой стали преобладать крупные землевладельцы.

Ее возглавили влиятельные чиновники, как Ито Хиробуми, князь Саёндзи, и ее программа стала в корне противоположной прежней программе либеральной партии Дзиюто.
Разрозненные местные восстания, возглавляемые радикальными последователями либеральной партии, еще продолжались в течение нескольких лет. Наиболее крупные из них: несколько восстаний в Нагоя в 1884 г., в 1885 г. - восстание в Кабасан (преф. Ибараки), в том же году - восстание в Иида (преф Аити), в 1885 г. восстание в Сидзуока, и другие.

После роспуска первых политических партий, представители политической оппозиции, возглавляемые Гото Сёдзиро создали Ассоциацию всеобщего согласия (Дайдо данкэцу), к которой постепенно присоединились и радикально настроенные представители интеллигенции и мелкой буржуазии.
Итак, следует отметить, что особенностью японского либерализма являлась его опора на сельское население, в отличие от Европы, где победоносный либерализм всегда опирался, главным образом, на финансовую мощь городского купечества и централизованную политическую организацию городских масс. Изолированность сельского населения, для которого местные проблемы всегда были важнее далеких городских, нередкие внутренние столкновения, - все это приводило к неудачам, расколам в самом движении и, в конечном счете, к распаду всего движения. 6. Реорганизация государственного аппарата страны. Конституция Мэйдзи. На фоне широких массовых выступлений, правительство приступило к проведению необходимых административных реформ с целью укрепления исполнительной власти в стране. В своем манифесте о реставрации императорской власти император Мэйдзи обещал, что японский народ будет участвовать в общественном обсуждении. Для реализации этой идеи, как в государственных органах, так и в общественных движениях возникало немало предложений о будущих формах конституционного устройства. Один из ведущих лидеров Мэйдзи Ито Хиробуми уже черед два года после реставрации, в 1870 году посетил США с целью изучения американской конституционной системы.

Любопытно, что американская конституция стала для Ито Хиробуми не столько примером для подражания, сколько образцом того, что не следует принимать в японской конституции. По его мнению, американская республиканская конституция мало подходила для японских политических условий.
В апреле 1875 года был опубликован указ императора о постепенном переходе к конституционному строю. Для этого были сформированы такие институты как палата старейшин (гэнроин), верховная судебная палата (тасинъин) и другие органы.



Содержание раздела