d9e5a92d

Заключение

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1. В Скандинавских странах только к середине XX в. получили воплощение все основные принципы парламентаризма: верховенство парламентов в государственном механизме, формирование правительств на парламентской основе, ответственность и подотчетность их перед парламентами, переход основных прерогатив глав государств в законодательной области к парламентам, а в сфере исполнительной власти - к правительствам.
2. Поскольку в Дании, Исландии и Норвегии за главой государства сохранились некоторые прерогативы и он остается вторичным источником власти, парламентаризм в этих странах проявляется в виде парламентского правления.
3. В силу лишения монарха Швеции функций главы исполнительной власти и сохранения за ним лишь номинального представительства, в результате чего единственным источником власти стал парламент, парламентаризм в Швеции выступает в виде монистического парламентаризма.
4. Для взаимоотношений парламента и правительства в Скандинавских странах характерно реальное использование парламентом своих полномочий, сильный парламентский контроль за деятельностью правительства, ограниченность использования им находящихся в его руках средств воздействия на парламент.
5. Существенную черту государственного механизма Скандинавских стран составляет его эффективное функционирование и стабильность государственно-правовых институтов, являющихся следствием широкого использования механизма достижения консенсуса различных политических сил, преемственности политики вне зависимости от изменения соотношения этих сил, наиболее ярко проявляемой в экономической сфере. Поэтому можно говорить о консенсуальной модели Скандинавского парламентаризма.
6. В то же время значительная роль социал-демократических партий в парламентах и правительствах Скандинавских стран явилась главным фактором прогрессивных сдвигов, происшедших в этих странах, укрепления демократического политического режима, широких социальных реформ в пользу трудящихся, прогрессивной в целом политики, проводимой этими странами на международной арене. Для Скандинавских стран характерна социал-демократическая доминанта в их правовой системе.
В то же время известные скандинавские аналитики политических систем обращают внимание на определенные изменения, происходящие как в Скандинавских странах, так и во всем мире. Они связаны с существенным воздействием средств массовой информации на все стороны общественной жизни, на традиционные источники государственной власти.

В Финляндии, например, это явление получило даже наименование инфократия. Касаясь резкого возрастания роли средств массовой информации в политической жизни Скандинавских стран, О. Петерссен пишет: Всего за несколько десятилетий пресса превратилась в самостоятельный центр власти. Интернационализация общественного мнения и появление принципиально новых средств массовой информации бросают вызов традиционным властителям дум (Петерссен О. Шведская система правления и политика. М., 1998.

С. 184). Изменения отмечаются также и в соотношении двух параллельных процессов - интернационализации и европейской интеграции, с одной стороны, и децентрализации - с другой.

Значительно бóльшую, чем ранее, роль стали играть органы местного самоуправления. Происходит некоторое перераспределение функций и ответственности между центром и местами. Это относится к сфере не только социальной политики, но и принятия экономических решений. Как далеко зайдет этот процесс, пока сказать трудно.

Но одно, как нам представляется, несомненно: органы местного самоуправления все больше втягиваются в сферу осуществления государственной власти, хотя в Скандинавии, особенно в Швеции, указанный процесс менее заметен, чем в других европейских странах.
Появление новых властных структур требует более тщательного исследования их места в системе источников власти, их влияния на принятие политических решений. :: :: ::



Содержание раздела