d9e5a92d

Скандинавские социал-демократы

Довольно часто находясь у власти, скандинавские социал-демократы ничего не сделали для привлечения трудящихся к управлению государством. На это указывала даже социал-демократическая печать: Государственный аппарат, прежде всего социал-демократическое правительство, проявлял до сих пор отрицательное и равнодушное отношение к действительному влиянию трудящихся в обществе34.
Зато деятельность социал-демократов одобряют представители крупного капитала. Так, председатель правления Вольво П. Юлленхаммер и видный экономист Шведского объединения предпринимателей К.-У. Фраксен отмечали в своем интервью корреспонденту Агентства Рейтер в сентябре 1988 г., что социал-демократы довольно хорошо влияют на шведский деловой мир и что они никогда не шли на конфронтацию с ним.

Важным способом выражения воли народа признаются выборы в парламент и органы местного самоуправления. Однако они проходят в условиях давления экономически господствующих сил.

Для достижения требуемого им результата координирование действуют: а) государственный аппарат, от которого зависит не только правовая форма избирательного процесса, но и многие стороны практической организации и проведения избирательных кампаний и выборов; б) буржуазные политические партии и интегрированные в капиталистический истеблишмент социал-демократические партии; в) механизм идеолого-пропагандистского воздействия, испельзующий максимально широко все средства массовой информации35.
Избиратели фактически и юридически голосуют не за конкретное лицо, а за ту или иную партию. Партии, обладающие мощным пропагандистским аппаратом, большими финансовыми возможностями, которые необходимы для проведения избирательных кампаний, имеют неоспоримые преимущества перед другими силами.

Организуемые буржуазными партиями шоу в период избирательных кампаний способны сбить с толку рядовых избирателей, что приводит к искажению их подлинной воли. В связи с этим Э. Лейкман и Дж.Д.

Ламберт писали, что худший кандидат наиболее влиятельной партии побеждает лучшего кандидата любой другой партии36.
Говоря о подкупе реформистских служащих и рабочих политическими привилегиями, раздаче им тепленьких местечек, в том числе в парламентах, министерствах, В.И. Ленин указывал также: Механика политической демократии действует в том же направлении.

Без выборов в наш век нельзя; без масс не обойтись, а массы в эпоху книгопечатания и парламентаризма нельзя вести за собой без широко разветвленной, систематически проведенной, прочно оборудованной системы лести, лжи, мошенничества, жонглерства модными и популярными словечками, обещаниями направо и налево любых реформ и любых благ рабочим37.
Вследствие множества используемых средств правящие круги добиваются того, что состав представительных органов не бывает адекватен социальной структуре населения вне зависимости от применяемых избирательных систем38. Подавляющее большинство депутатов - это профессиональные парламентарии, представители деловых кругов, буржуазные политические деятели, высшая и средняя интеллигенция. Естественно, что в своей деятельности они выражают волю представляемых ими социальных сил.

Вот что по этому вопросу пишет проф. О. Петерсен, эксперт Московской школы политических исследований: В социальном плане риксдаг едва ли можно считать вполне представительным органом. Его члены во многом отличаются от своих избирателей. В парламенте более чем достаточно мужчин, людей средних лет, представителей среднего класса, государственных служащих, имеющих высшее образование, верующих.

И, напротив, в сопоставлении с электоратом слишком мало женщин, пенсионеров, рабочих, представителей частного сектора, лиц со средним образованием, агностиков. Он отмечает, однако, что уже на выборах 1994 г. женщинам принадлежало 40% мандатов в риксдаге и что постоянно расширяется представительство профессиональных политиков39.
Исследуя характер датского фолькетинга, А. Росс признает следующее: Фолькетинг часто называют представителем народа, но это образное выражение не является отражением какой-либо правовой реальности... Непосредственное содержание государственной воли устанавливается иным субъектом, а не народом...

Когда говорят, что подлинная государственная власть, суверенитет принадлежит народу, объясняется это полумистически, образное понятие власть меняется на источник права, который изначально принадлежит народу, но ни тот, ни другой исходный пункт не является господином40.
В то же время российский юрист В.В. Унгвицкий считает народный суверенитет одним из принципов современной государственности.

Так, говоря о наличии конкурирующих с парламентом органов и о решениях, принимаемых наднациональными властями, он высказывает следующую мысль: Такое положение существенно ограничивает действие принципов парламентского верховенства и народного суверенитета41. Представляется, что здесь смешиваются провозглашение принципа и его реальное осуществление.
В связи с определением отношений между представительным органом и избирательным корпусом следует остановиться еще на одном вопросе. В период избирательных кампаний все политические партии выступают со своими программами, которые не столько преследуют цель отразить действительную политику этих партий в парламенте, сколько привлечь к ней симпатии избирателей. Однако в последующей деятельности они не обязаны свои программы проводить в жизнь. Эсмен, Градовский и другие авторы писали, что депутат, выступая представителем нации, признается независимым от нее при отправлении своих функций42.

Характеризуя значение свободного, т. е. неимперативного мандата, К. Хессе видит его преимущества в том, что он обеспечивает большую самостоятельность депутатов как внутри фракций, так и в отношении их. Однако внутри фракций депутат связан партийной дисциплиной и поэтому не может считаться независимым от партии43.
Таким образом, народ имеет определенные возможности для выявления своих интересов, выражения своей воли, однако имеющиеся в распоряжении правящих классов неизмеримо большие средства позволяют им навязывать свою волю подавляющей части населения, добиваться выработки у нее соответствующих эталонов мышления.
В ходе проходившей в журнале Проблемы мира и социализма дискуссии по вопросу о гегемонии и власти в современный период указывалось, что секрет сравнительной устойчивости капиталистического правления заключается в комплексном характере власти и специфических способах ее обеспечения - прежде всего посредством консенсуса, т. е. добровольного принятия системы массами народа44.
Кроме того, как отмечают скандинавские политологи, защиту интересов народа осложняет так называемый репрезентативизм, суть которого заключается в том, что значительная часть трудящихся в защите своих интересов чаще всего целиком полагаются на своих представителей в профсоюзах, местных органах и национальном парламенте. И такой путь вписывается в реформистскую традицию45.
Специфической чертой скандинавского, в том числе шведского, общества ученые и политологи называют относительный конформизм небольшого по численности и в основном однородного по этническим, религиозным и другим признакам населения, которое более сплочено, чем в других регионах мира, и выступает мощной мерой социального контроля, что само по себе облегчает задачи правителей46.
Но в современный период заметно повысилась политическая активность всех социальных слоев населения Скандинавских стран, их стремление оказать действенное влияние на парламенты и правительства, что вызывается исключительной важностью вопросов, касающихся не только непосредственных нужд этих слоев, но и безопасности всего человечества. Практика Скандинавских стран показывает примеры такого воздействия на парламенты, заставляющего их принимать решения с учетом этих требований (необходимость создания на севере Европы безъядерной зоны, запрещения размещения на территории Дании ракет среднего радиуса действия и др.). Таким образом, представительное правление является основной формой участия народа в решении государственных дел или хотя бы в оказании косвенного влияния на их решения. Возможности такого влияния в значительной степени зависят от того избирательного права и той избирательной системы, которые применяются в соответствующей стране.

Надо сказать, что избирательное право и избирательная система Скандинавских стран позволяют более или менее адекватно обеспечивать соотношение между волей избирателей и их представительством в парламентах и органах местного самоуправления, что наглядно видно из анализа этих избирательных систем и результатов выборов в парламенты (см. § 2-4 данной главы и приложения).
Второй составной частью народовластия является наличие демократического политического режима. Достаточно широко известно, что такой режим характерен для всех Скандинавских стран.

Все конституции и текущие нормативные акты закрепляют в этих странах широкий круг прав и свобод граждан.
В Швеции работа конституционных комиссий, создаваемых после окончания Второй мировой войны, по формированию основных прав и свобод граждан продолжалась 40 лет. В различных проектах и выступлениях депутатов риксдага дискутировался вопрос о связи между народовластием и защитой прав человека.

Особое внимание обращалось на необходимость усиления свободы мнения, уважение личной свободы и достоинства личности, право граждан формировать общественное мнение.
Для Швеции это имело особое значение, учитывая тот факт, что Форма правления 1809 г. содержала лишь два параграфа о правах граждан. Но § 16 не закреплял права, а обязывал короля защищать их. Лишь § 89 закреплял свободу слова.

По этому поводу газета Арбетет писала: Шведский государственный аппарат, прежде всего правительство, проявляли до сих пор отрицательное или равнодушное отношение к действительному влиянию трудящихся в обществе47.
В материалах Комитета по подготовке основных законов в 1972 г. отмечалось: Демократический способ правления будет не чем иным, как пустой формой, если он не включит в себя самую широкую свободу формирования мнений и защиту личной свободы и неприкосновенности, которые являются его неотъемлемой чертой48.


Однако борьба буржуазных партий против расширения демократических прав, содержащихся в разрозненных текущих законах и актах органов местного самоуправления, и включения этих прав в конституцию привела к тому, что в главе 2 Формы правления 1974 г. конституционный статус граждан выглядел очень куце, и только в 1976 г. эта глава была целиком изменена.
На современном этапе Швеция справедливо считается одной из самых демократических стран мира, но и в ней с правами и свободами не все обстоит так уж благополучно. Неслучайно департамент (министерство) юстиции Швеции подготовил подборку материалов по вопросу об усилении защиты свобод и прав граждан уже после изменения главы 2 Формы правления Швеции в 1976 г.49 В дискуссии приняли участие видные ученые и деятели различных государственных органов. Одним из последствий обсуждения явилось внесение изменений в компетенцию Законодательного совета Швеции, который осуществляет проверку конституционности принимаемых законов Согласно этой поправке обязательного заключения Совета требуют законопроекты, вносимые правительством и постоянными комиссиями риксдага, если они затрагивают права и свободы граждан. В Форме правления указывается далее, что в случае войны или непосредственной ее опасности, когда не может собраться риксдаг, заменяющая его военная делегация не может принимать законы, затрагивающие конституционные права и свободы.

На оккупированной территории никакой государственный орган не может принимать решения или осуществлять меры, которые противоречили бы нормам о правах граждан и обязывали бы граждан оказывать помощь оккупационным властям (§ 10 главы 13 Формы правления).
Конституция Швеции достаточно наглядно демонстрирует юридическую грамотность формулировок норм о правах и свободах.
Наиболее интересна в этом отношении включенная риксдагом в Форму правления Швеции глава 2 (в редакции 1976 г.). Она отличается не только значительно большим по сравнению с другими государствами перечнем демократических прав и свобод, но и более глубоким их содержанием. В этой главе содержатся нормы, закрепляющие свободу информации, защиту от физического, психического и иного принуждения граждан, принуждения давать показания о своих политических, религиозных и иных взглядах, право на судебную проверку не только лишения свободы, но и иного принуждения личности, запрет включать в различные реестры сведения о политических взглядах личности, в том числе и в ЭВМ, запрет лишения гражданства, кроме случаев, указанных в конституции, закрепление принципа неприменения как обратной силы закона, так и обратной силы налогообложения.

В § 20 главы 2 приводится перечень прав, в которых иностранцы уравнены в правах со шведскими гражданами, если иное не установлено законом.
Особенностью конституционной регламентации политических прав и свобод в Швеции является не только закрепление их в основном законе, но и установление запрета принуждать к их использованию.
К числу конституционных актов в Швеции относится Акт о свободе печати 1976 г. и Акт о свободе высказываний 1991 г. в редакции 1994 г.50 Эти акты детально регламентируют все виды высказываний в соответствии с новыми научными и техническими достижениями, свободу получения копий всех видов документов, кроме признанных секретными, право на анонимность авторов, порядок регистрации периодических изданий, печати и распространения изданий, ответственность за злоупотребление свободой печати, судопроизводство по делам о злоупотреблениях свободой высказываний.
Конституция Швеции предусматривает случаи ограничения политических и личных прав и свобод, но только на основе закона. Согласно Форме правления Швеции правительству может быть делегировано право на издание предписаний лишь об охране жизни, личной безопасности и здоровья населения.
В принятые ранее конституции других Скандинавских государств вносятся дополнения и изменения, расширяющие права и свободы граждан. С этой целью, например, изменена редакция § 63-78 Конституции Исландии51.
В текущем законодательстве Скандинавских стран содержится обширный перечень норм, регламентирующих правовой статус личности. Причем в административной, уголовной, налоговой и других отраслях можно найти немало норм, предоставляющих властям возможности ограничивать демократические права и свободы.

Но это не дает основания утверждать, как это сделал Т. Гамцемлидзе в автореферате на соискание ученой степени кандидата юридических наук в 1985 г., что политические права граждан Скандинавских стран... носят иллюзорный характер.
Недостатком конституционной регламентации социально-экономических прав является то, что в целом ее в основных законах Скандинавских стран не было до 90-х годов. Именно это было одной из причин, по которой ряд депутатов в Дании и Швеции проголосовали против проекта Конституции Дании 1953 г. и Формы правления Швеции 1974 г. В их текстах при принятии содержались лишь указания на обязанности государства заботиться о том, чтобы граждане были обеспечены правом на труд, жилище, образование, на хорошие условия жизни. При этом прописана была, однако, неприкосновенность частной собственности и невозможность ее отчуждения иначе как по закону и за справедливую компенсацию. Но всякому юристу ясно, что подобные формулировки Конституции не могут рассматриваться как правовая норма, закрепляющая социально-экономические права и свободы.

Такой подход авторов шведской Конституции объясняется уступкой лидеров социал-демократии буржуазным партиям, которые выступали против включения указанных норм в ее текст52.
Что касается Дании, то после принятия Конституции 1953 г. в нее были внесены изменения, затронувшие § 73-76. В этой редакции Конституции были по-новому сформулированы вопросы собственности.

Так, законопроект об экспроприации собственности по требованию одной трети депутатов фолькетинга должен быть передан на рассмотрение фолькетинга нового созыва. Таким образом, он принимается только вторым парламентом.

Спор об условиях экспроприации может быть рассмотрен специальным судом. Государство и другие субъекты не должны ограничивать свободный и равный доступ к предпринимательской деятельности. Таким путем был укреплен важнейший принцип экономической системы - частная собственность.

К другим новеллам Конституции следует отнести норму права, предусматривающую помощь государства в получении работы, на условиях, обеспечивающих гражданину существование, на социальное обеспечение, образование в пределах общеобязательного стандарта, выбор родителями или опекунами вида школьного образования. Конечно, этот перечень ýже Международного билля о правах человека, тем не менее отмечается некоторый прогресс в конституционном регулировании социально-экономических прав и свобод.

Но это не означает, как видно из предшествующего текста, что эти права и свободы не закреплены в текущем законодательстве.
В Швеции в результате поправки в Форме правления действует теперь норма, запрещающая принимать законы, которые могут понуждать рраждан к отказу от недвижимого имущества или хотя бы от части его. Это еще одна гарантия неприкосновенности частной собственности.
Сказанное не означает, однако, что на практике в Скандинавии все обстоит благополучно с точки зрения соблюдения прав и свобод граждан. В печати время от времени появляются сообщения об увольнении неугодных правящим кругам работников средств массовой информации, государственных служащих.
В образцовом государстве, - писал западногерманский журнал, - существует постановление о проверке людей, в некотором отношении даже превосходящее западногерманское постановление о радикальных элементах. Своим решением социал-демократическое шведское правительство тогдашнего премьер-министра Т. Эрландера еще в конце 60-х годов хотело нанести удар прежде всего по членам и сторонникам легальной Левой партии - коммунистов53.
В Швеции в управлении государственной полиции существует специальный отдел (шведское ведомство секретной полиции - СЕПО). Неизвестно, - писал этот журнал, - на какое число шведов заложены данные в центральный полицейский компьютер и скольким было отказано в работе. По сведениям чиновников СЕПО, ежегодно этот отдел отвечает более чем на 100 тыс. запросов о взглядах тех или иных людей, поступающих на работу в государственные учреждения или в частные фирмы, школы, вузы и т. д.
Из-за разразившихся скандалов СЕПО была реорганизована, но ее бюро С не изменило характера своей деятельности. Оно существенно нарушает демократические права и свободы и составляет списки левых организаций и лиц, принадлежащих к ним, высказывающих нежелательные для полицейских бонз мысли, ведет картотеку на них, хотя Форма правления запрещает составление реестров, основанных на политических взглядах и высказываниях54.

Достаточно сказать, что слежка велась даже за бывшим тогда министром юстиции У. Пальме.
Грубые нарушения прав и свобод имели место в Дании и Норвегии. Поскольку просочившиеся в печать сведения о незаконных действиях полиции, выразившихся в контроле за политическими взглядами граждан, вызвали скандал в Скандинавских странах, в 90-е годы парламенты приняли специальные законы о контроле за деятельностью органов разведки, контрразведки и тайной полиции. В Норвегии, например, такой закон был принят стортингом 3 февраля 1995 г. Такой контроль возложен на Контрольный и конституционный комитет стортинга55. :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: ::



Содержание раздела