d9e5a92d

Механизм подготовки и принятия законопроектов

Более близки к правильной оценке механизма подготовки и принятия законопроектов и других парламентских решений те скандинавские авторы, которые считают его средством достижения консенсуса различных политических сил, на основании чего они и говорят о консенсуальной модели парламентаризма. При этом Э. Эйнхорн и Дж.

Лоуг, заявляя, что консенсуальная модель предполагает разделение власти (между партиями), ее рассредоточение, распределение и формальное ограничение, утверждают, что это приводит к ограничению власти Ограничение власти принимает, по их мнению, следующие формы.
а) правительство формирует партия меньшинства, зависящая от парламентской поддержки других партий. Ведущая партия коалиции вынуждена учитывать мнение своих партнеров по коалиции;
б) решения подготавливаются на корпоративной основе - путем консультации с различными заинтересованными группами;
в) права парламентского большинства могут быть ограничены процессуально, в том числе с помощью института прав меньшинства. Что касается распределения власти, то она усиливается пропорциональной системой выборов120.
И в самом деле, отработанный в Скандинавских странах механизм подготовки и принятия законопроектов и других решений в целом основан на консенсусе, что обеспечивает их спокойное прохождение в парламентах. И на это указывают многие скандинавские авторы
Применительно к Дании М. Педерсен отмечал солидарный характер принятия политических решений в 1970-е годы на основе партийных соглашений121. После нескольких лет разногласий между правительством и оппозицией вновь достигнуто соглашение по основным политическим вопросам.
Хотя указанный Эйнхорном и Лоугом механизм достижения консенсуса и является существенным, но этим все не исчерпывается. Консенсус законодательной деятельности достигается также и путем согласования решений по экономическим и социальным вопросам на основе трехстороннего сотрудничества (правительства, объединений предпринимателей и профсоюзов), привлечения оппозиционных партий, особенно при социал-демократических правительствах, в комитеты по подготовке правительственных законопроектов, отказа правительства от давления на депутатов, в том числе от постановки вопроса о доверии в связи с законопроектами, а также от права вето, права принятия законов, направленных на сглаживание социальных противоречий и повышение эффективности существующей системы хозяйства.
При подготовке важных правительственных законопроектов для согласования позиций правящих и оппозиционных партий в соответствующие правительственные и административные подготовительные комитеты привлекаются представители фракций оппозиционных партий.
Сильное влияние на судьбу законопроектов оказывают постоянные комиссии, особенно в Швеции. Стабильный состав депутатов, помощь клерков, как правило служащих в правительственных или судебных учреждениях, право привлечения квалифицированных экспертов, истребования любой необходимой информации и документов - все это делает постоянные комиссии органами, имеющими реальную возможность не только определять судьбу переданных на их рассмотрение законопроектов, но и самим (как в Швеции и Норвегии) подготавливать законопроекты.

Значение комиссионной стадии обсуждения законопроекта усиливается практикой рассмотрения в парламенте текста, подготовленного именно комиссией. Как писал Андрéн, дебаты в парламенте по важным вопросам имеют небольшое значение в решении судьбы законопроекта, подлинные решения уже были приняты в комиссиях, которые, будучи связаны фактически тем, что в них партии представлены пропорционально, отражают совершенно полностью риксдаг в целом.

Только в исключительных случаях, когда комиссия при решении вопроса раскалывается и не следует партийной линии, обсуждение в палате может быть решающим122.
В отличие от Швеции и Норвегии роль комиссионной стадии обсуждения слабее в Дании и Исландии. После первого чтения, заключающегося в предварительном ознакомлении и обсуждении основных положений законопроекта, рассматривается вопрос о целесообразности его направления в комиссию.

На стадии второго чтения фолькетинг решает, какой текст он будет обсуждать - первоначальный или представленный комиссией. Комиссии, в том числе постоянные, правом законодательной инициативы не обладают.
Обычно прения по законопроекту не играют существенной роли, если в комиссии достигнуто согласованное решение путем компромисса между основными буржуазными и социал-демократической партиями. Но нередки и случаи бурных обсуждений по наиболее важным вопросам123.
В отличие от многих других стран порядок обсуждения законопроектов на пленарных заседаниях скандинавских парламентов характеризуется демократичностью. Правила процедуры не предусматривают многих способов ограничения и прекращения прений, разработанных регламентами или практикой других парламентов, таких, как предварительный вопрос, голосование без прений, кенгуру, гильотина и других, которые используются правящей партией для облегчения прохождения правительственных предложений.

Предполагается, что депутат высказывает на пленарных заседаниях свое мнение на основе своего свободного усмотрения. Однако, как и в других странах, депутат связан партийной дисциплиной, обязательствами перед лоббистами, а также жесткими требованиями соблюдения государственной тайны, особенно по вопросам внешней политики.
Для процедуры обсуждения и прекращения прений определенное значение имеет институт прав меньшинства, предусмотренный конституциями Дании и Швеции после ликвидации двухпалатной структуры парламентов и используемый оппозиционными партиями против неугодных им правительственных предложений124. Согласно § 41 Конституции Дании две пятых депутатов фолькетинга могут потребовать отсрочки третьего чтения законопроекта на 12 будних дней.

Но это не касается следующих законопроектов: об отчуждении собственности, предоставлении гражданства и законопроектов, признанных срочными, а также финансовых и налоговых.
С целью затруднить принятие законопроектов об ограничении основных прав и свобод, закрепленных в Форме правления Швеции, § 12 главы 2 этого документа допускает по требованию не менее 10 депутатов отсрочки на 12 месяцев обсуждения законопроекта с того момента, когда он с заключением постоянной комиссии поступил на второе чтение в риксдаг. Такое требование может быть сломлено только большинством - не менее пяти шестых участвующих в голосовании депутатов.
Этот институт в Дании может быть использован и после принятия решения по законопроекту. По требованию 1/3 депутатов фолькетинга в течение трех будних дней после окончательного принятия проекта председатель парламента обязан вынести проект на референдум, если только в течение пяти будних дней фолькетинг не отклонит это требование.

При этом референдум проводится в срок от 12 до 18 дней со дня опубликования законопроекта. Он считается отклоненным, если против него проголосуют большинство участвующих, но не менее 30 % всех избирателей.

Не допускается проведение референдумов по таким вопросам, как финансовые и налоговые, об отчуждении собственности, выполнении обязательств, вытекающих из международных договоров.
В Швеции референдумы по требованию меньшинства депутатов допускаются только по конституционным вопросам. Поправкой к § 15 главы 8 Формы правления по предложению десятой части членов риксдага и решению не менее чем 1/3 всех депутатов тальман обязан вынести конституционный законопроект, принятый одним риксдагом, до его обсуждения вторым риксдагом, на референдум, который проводится одновременно с выборами в риксдаг нового созыва.

Законопроект считается отклоненным, если против него проголосуют большинство избирателей. Но если законопроект на референдуме будет поддержан, то это не значит, что тем самым решена его судьба, так как окончательно вопрос решает риксдаг нового созыва.
Прения прекращаются по решению председателя парламента (в стортинге - председателя каждой из его частей), согласованному с лидерами партийных фракций. Решение по простым законопроектам принимается большинством участвующих в голосовании.

Но в парламенте Норвегии в случае разногласий между лагтингом и одельстингом законопроект принимается квалифицированным большинством объединенного стортинга - двумя третями голосующих. При таком положении правительство не может диктовать свою волю стортингу, так как обычно не располагает в нем подобной поддержкой.
Конституционные же законопроекты принимаются парламентами двух созывов, при этом квалифицированное большинство в 2/3 требуется только в Норвегии, где к тому же такие законопроекты не должны приниматься на последней сессии стортинга. В Швеции между принятием такого проекта и выборами должно пройти не менее 10 месяцев.

Исключение из правила допускается по решению не менее 5/6 депутатов. Только в Дании и Исландии принятие конституционного законопроекта одним парламентом требует его роспуска и назначения новых выборов.
Но роль депутатов скандинавских парламентов все же не так велика, как это может показаться на первый взгляд. Большинство важных решений принимаются, не достигая стен парламентов.

Во-первых, все труднее становится управлять чиновничеством, когда объем информации, необходимой для принятия парламентского решения, становится очень большим. Отсюда возрастание мнения администраторов и экспертов по направляемым в парламент делам. Хотя в Скандинавских странах для высшей бюрократии закрыт доступ в сферу политики, она стабильна из-за несменяемости высшего чиновничества, рекрутируется в основном из буржуазной среды, лиц свободных профессий и связана с ними корнями, сознанием и в соответствии с этим определяет судьбу подготавливаемых законопроектов.

Во-вторых, бюрократия научилась весьма ловко запутывать вопросы, превращать простые в сложные, если ей это выгодно. Перед ее напором пасует не только парламент, но и правительство.
В-третьих, большое значение в судьбе законопроектов, бюджета и других важных вопросов имеют группы давления, или заинтересованные организации. Это не лоббизм, характерный для многих стран, так как в данном случае речь идет о коллективных интересах определенных социальных и политических сил, поскольку само правительство или какой-либо департамент (министерство) направляют подготавливаемые законопроекты в эти организации для выяснения их мнения.



Правда, официально часть опрошенных журналистами чиновников заявляют о неуместности или бесполезности своего сотрудничества с группами давления, но, видимо, потому, что их не устраивает влияние социал-демократов и профсоюзов на характер принимаемых решений. Таким образом, парламенты чаще всего просто санкционируют представленные законопроекты, прошедшие к тому же через постоянные комиссии.
Но иногда прения в парламенте бывают довольно острыми, особенно тогда, когда обсуждаемый законопроект затрагивает интересы различных группировок противостоящих друг другу сил. Интересен в этом отношении давний пример острой дискуссии, проходившей в стортинге в 1972 г. по законопроекту, допускавшему разведку и эксплуатацию открытых в прибрежном шельфе Норвегии нефтяных месторождений иностранным капиталом. В прениях выступили почти все депутаты.

Победу одержали те круги национальной буржуазии, которые были заинтересованы в развитии отечественной нефтеперерабатывающей и химической промышленности125.
В процессе принятия решения по законопроектам и другим делам правительство почти не прибегает к такому весьма распространенному в других странах средству воздействия на депутатов, как постановка вопроса о доверии в связи с рассматриваемым вопросом126, нередко заставляющему депутатов в других странах идти на поводу правительства из опасения досрочного роспуска парламента. Это предоставляет партийным фракциям большую свободу действий при голосовании по предложениям скандинавских правительств.
Выработка компромиссных решений еще на стадии подготовки их в различных правительственных комитетах, учет мнений заинтересованных групп, которым проекты направляются на заключение, доработка их в парламентских комиссиях, где также согласовываются различные точки зрения, способствует тому, что конфликты между законодательной и исполнительной властью крайне редки. Поэтому последняя не использует и предоставленное ей право вето (в Швеции оно вообще было отменено Формой правления 1974 г.). Указанное право перестало быть средством давления со стороны правительства на парламент.

Даже при принятии неугодного правительству парламентского решения оно также не идет на применение права вето, подчиняясь принятому решению.
Несколько слов следует сказать о процедуре утверждения протоколов пленарных заседаний. Каждый выступивший депутат имеет право познакомиться с тем, как записано его выступление, - будь то при обсуждении проекта государственного бюджета, законопроекта, реплик по запросам или по каким-либо другим вопросам. Он подписывает протокол, если согласен с текстом, или вносит в него исправления.

В окончательном виде протокол заседания утверждается парламентом.
Скандинавские парламенты осуществляют широкую деятельность по регулированию различных сторон общественной жизни, прежде всего в законодательной сфере. Обычно за период их полномочий принимается до 700-1000 законов. Конечно, не все они являются новыми законами.

Среди них много дополнений и изменений к прежним нормативным актам. Касаясь Швеции, журнал Нордиск контакт, являющийся органом Северного совета, указал на зыбкую грань между законами и административными актами.

Она проводится таким образом, что область законодательства все более расширяется127. И это было сказано до принятия действующей Конституции 1974 г., которая еще более укрепила законодательную власть риксдага.
В § 1 главы 3 при рассмотрении сущности представительного правления как одной из черт парламентаризма указывалось на четыре главных условия, которым, с нашей точки зрения, должно отвечать подлинное народовластие. К ним относится деятельность государства, в том числе его высшего представительного органа, в интересах народа.
Если подойти с этих позиций к скандинавским парламентам, то можно отметить, что они не отвечают в должной мере такому требованию. Вне зависимости от того, какие партии находились у власти, для парламентов исследуемых стран было характерно в первую очередь приспособление механизма государственного регулирования к интересам и потребностям крупного капитала128. Законодательство этих стран прочно стоит на позициях охраны частной собственности в качестве экономической основы государства. Во всех конституциях содержатся нормы об этом и о возможности принудительного изъятия частной собственности для общественных нужд лишь с выплатой полной компенсации.

Вопросы частнособственнических отношений регламентируются только на основе закона, и это право не может быть делегировано исполнительной власти. По Конституции Дании не разрешается использовать права меньшинства в фолькетинге для вынесения на референдум законопроектов о принудительном отчуждении частной собственности.
Несмотря на длительность правления социал-демократов, национализация в Скандинавских странах осуществлена в незначительной степени. Как отмечал экономист В.В.

Конахин, проводившееся в этих странах огосударствление имело место при чрезвычайных обстоятельствах, требующих прямого государственного вмешательства. Оно осуществлялось сверху в соответствии с интересами крупного капитала129.

Шведская печать признавала, что в период пребывания у власти (1976-1982 гг.) буржуазные правительства в связи с кризисными явлениями в экономике провели через парламент больше законов о национализации, чем это сделали социал-демократические правительства за предшествовавшие годы их правления130.
В Швеции в 1970 г. был создан государственный концерн Статсфёретаг АБ, объединяющий 28 промышленных и научно-исследовательских фирм. А в 1976-1978 гг. путем национализации были образованы государственные компании в легкой, сталелитейной и судостроительной отраслях, оказавшихся фактически без заказов.

После окончания кризиса монополии добивались реприватизации этих отраслей. В последнее время они, однако, создают смешанные компании, идут на интеграцию с государственным сектором в целях реорганизации своего производства, извлечения дополнительных прибылей и осуществления контроля за деятельностью предприятий государственного сектора.
Законодательная и финансовая деятельность скандинавских парламентов направлена на приспособление экономики их стран к требованиям мирового рынка, поощрение экспортных монополий, повышение их конкурентоспособности на мировом рынке, создание льготных условий для наиболее рентабельных компаний, поддержку монополий, оказавшихся в кризисном состоянии, ослабление кризисных явлений в экономике. В современных условиях правящие круги Скандинавских стран стремятся повысить эффективность хозяйства, изменяя традиционные методы управления экономической жизнью своих стран.

В условиях свободной конкуренции экономическая функция государства осуществляется главным образом путем законодательных мер, предусматривающих экономические методы воздействия на хозяйственную жизнь, - через налоговую политику, систему кредитов, государственное субсидирование, обеспечение занятости, поощрение научных исследований, региональную политику.
В 1980-е годы многие юристы, экономисты, политики Запада высказывались за ослабление государственного вмешательства в экономику, но в 1990-е годы волна ультралиберализма пошла на спад. Так, в 1997 г. бывший тогда председателем французского сената Ф. Сегин выступил с призывом прекратить хулу на государство. В роли защитника государственного вмешательства в экономику оказался даже такой традиционный сторонник либерального подхода, как Всемирный банк.

В своем годовом отчете за 1997 г. он признал, что рынок не может развиваться в отсутствии эффективного воздействия на него государства. Пришедшие к власти в ряде стран Европы левые партии прямо заявляли, что к экономической функции государства относятся контроль за ценами, сбалансированная финансовая политика, прежде всего налоговая, защита малоимущих слоев населения.

Даже в США, которые принято считать цитаделью либерального подхода к роли государства, многие экономисты и политики считают, что только оно способно преодолевать экономические кризисы131.
А в Скандинавии регулирующая роль государства никогда после Второй мировой войны не отрицалась, хотя и критикуются отдельные стороны в деятельности государственного механизма, прежде всего налоговая политика скандинавских парламентов и правительств социал-демократов.
Теория этатизма предопределила, что важнейшей чертой правовой системы Скандинавских стран является предоставление государству в лице парламента и правительства широких возможностей для активного воздействия на экономическую жизнь с целью приспособить их экономику к потребностям мирового рынка, изменить инфраструктуру производства, предотвратить возникающие кризисные явления в экономике, уменьшить безработицу, стереть социальные противоречия.
Можно проиллюстрировать это на примере ряда законов, принятых в Швеции за последние десятилетия. Согласно Закону об общем инвестиционном фонде 1979:609 акционерные общества получили право до половины своих прибылей переводить на инвестиционные счета в Госбанке. Эти средства освобождаются от уплаты подоходного налога (§ 3, ч. 4), если они будут использоваться с разрешения правительства или управления рынка труда на цели, указанные в законе: научно-исследовательские работы, обучение работников своих предприятий новым профессиям, содействие экспорту шведских товаров, приобретение основных средств производства, строительство складских помещений в связи с трудностями сбыта товаров и др.

Поощряется и передвижка капитала в наиболее перспективные отрасли (политика структурной перестройки).
Шведское государство, как и другие Скандинавские государства, с 1950-х годов стало активно использовать экономическое программирование в целях повышения эффективности всего хозяйства страны. Выполнение указанных программ в условиях свободной конкуренции обеспечивается путем экономических методов воздействия: регулирования учетной ставки капитала, которая устанавливается риксбанком, находящимся под контролем риксдага и правительства, освобождения от налогов или уменьшения налогообложения компаний, вкладывающих средства в развитие новых перспективных отраслей, в слаборазвитые регионы страны либо регионы с высокой степенью безработицы, регулирования таможенных пошлин, выдачи кредитов и субсидий, особенно в экспортных отраслях, и т. д.
Для обеспечения новых отраслей экономики высококвалифицированной рабочей силой в соответствии с Законом о помощи учащимся государство взяло на себя обязанность за счет бюджета осуществлять переквалификацию лиц, оказавшихся безработными.
Парламент по предложению правительства Швеции сознательно шел на разорение мелких предприятий и мелкого крестьянского хозяйства как нерентабельных, поскольку оно в соответствии с принятыми законами оказывало помощь, предоставляя кредиты и услуги на льготных условиях крупным предприятиям и хозяйствам как рентабельным. В результате такой политики концентрация и централизация производства в Швеции, как и в других Скандинавских странах, выше, чем в крупных странах.
В то же время, когда правительство социал-демократов, как уже отмечалось ранее, внесло в риксдаг законопроект О фондах трудящихся, которым предусматривалось отчисление части прибылей предприятий профсоюзам для приобретения акций предприятии, монополии посчитали эту меру покушением на частную собственность. Буржуазные партии выступили против СДРПШ единым фронтом и сумели в 1976 г. прийти к власти. Принятый после возвращения социал-демократов к власти 21 декабря 1983 г. Закон о фондах трудящихся132 существенно отличался от прежнего проекта: он предусматривал создание пяти региональных фондов трудящихся, находящихся в распоряжении не профсоюзов, а управлений, состоящих из представителей профсоюзов, ландстингов (окружных собраний) и правительства.

Средства фонда, образуемые за счет отчислений от прибылей предприятий и спецфонда Национального пенсионного фонда, могут только частично расходоваться на приобретение акций фирм и компаний (до 8 % их акций). Значительная же их часть может использоваться на оказание помощи нуждающимся, а также предприятиям, испытывающим трудности со сбытом. При этом отчисления в фонды могли осуществляться только до начала 1991 г.
В Швеции действует ряд антитрестовских законов. Так, в соответствии с Законом 1982 г. об ограничении конкуренции запрещаются те формы ограничения конкуренции, которые наносят ущерб внутреннему рынку страны.

Как отмечает шведский юрист У. Берниц, влекущими вредные последствия обычно считаются соглашения, которые обязывают устанавливать фиксированные цены, разделять рынки и определять квоты в производстве товаров, если это имеет экономическую значимость133.
Длительное пребывание у власти СДРПШ не могло не сказаться позитивно на законодательной деятельности риксдага, которая характеризуется социал-демократической доминантой в праве. В экономической сфере это нашло отражение, например, в активных мерах по охране потребителя и окружающей среды. Запрещается реклама, вводящая покупателя в обман, а также продажа опасных или не пригодных к употреблению продуктов. Решение о запрете выносит специальный Коммерческий суд134.

При этом требования к качеству продовольственных товаров очень высокие.
Шведские юристы выделяют законодательство об охране окружающей среды в самостоятельную отрасль права. Нормы этой отрасли включают положения, содержащиеся как в законах общего характера, так и в специальных законах. К ним относятся, например, Закон 1969 г. о защите окружающей среды, Закон 1976 г. о кондициях, Закон 1974 г. о жилищном строительстве.

Они содержат определенные ограничения для промышленной и коммерческой деятельности, требования на получение разрешения для экономической деятельности, запрещение превышать установленные нормы использования химических веществ в сельском хозяйстве и др.Для контроля в этой области создано национальное управление по защите окружающей среды. И хотя проблемы экологии продолжают обостряться, нельзя не отметить позитивного значения принимаемых государством мер.
Пакет принятых риксдагом законов регулирует трудовые отношения. Конечно, основные вопросы трудовой деятельности регламентируются в коллективных соглашениях правительства, центральных объединений профсоюзов и предпринимателей. В соответствии с Законом о совместных решениях в трудовых отношениях135 такие соглашения носят обязательный характер для сторон и не могут включать положений, противоречащих законодательству.

Закон закрепляет право на объединения работников и предпринимателей, право на ведение переговоров между ними, получение профсоюзами сведений о производственной деятельности, участие в толковании договора в случае возникновения конфликтов. В целях достижения классового мира закон устанавливает арбитражный порядок урегулирования разногласий и запрещает забастовки и локауты в тех случаях, когда условия соглашения не нарушаются, в противном случае виновная сторона обязуется Судом по трудовым конфликтам к возмещению причиненного ущерба/
Под давлением трудящихся социал-демократы провели через риксдаг ряд законов, в которых содержатся нормы по охране труда и технике безопасности, гигиеническим требованиям к производству, участию профсоюзов в правлениях акционерных обществ и др. Так, Закон о представительстве в правлениях лиц, служащих в акционерных обществах и экономических объединениях136, предоставил профсоюзам право на участие в правлениях этих обществ и объединений. Однако закон, по существу, дал возможность профсоюзам лишь на получение информации об их деятельности, так как влияние представителей профсоюзов на решение правлений весьма ограниченно.

Во-первых, в правлениях могут участвовать не более двух таких представителей, а во-вторых, § 18 Закона допускает их отстранение от обсуждения вопросов в случае, когда состав правления находится в зависимости от политического соотношения сил среди акционеров и когда для решения правления требуется квалифицированное большинство голосов, т. е. когда голоса представителей профсоюзов могут оказать какое-то влияние на принятие решения. Для Скандинавских стран характерно наиболее прогрессивное, по сравнению с другими странами, социальное законодательство.

Проводя в целом сходную с буржуазными партиями экономическую политику, приходящие к власти лидеры социал-демократии должны учитывать интересы трудящихся, которые составляют их массовую избирательную базу. Поэтому социал-демократические правительства провели через риксдаг комплекс законов социального характера, которые защищают человека от его рождения и до смерти: о помощи родителям на воспитание детей, о пособии по случаю рождения детей, о жилищных пособиях, о страховании по безработице, болезни, потери кормильца, старости и др.

При этом часть страховых фондов пополняется за счет отчислений от прибылей предприятий, часть - из заработной платы работников. Выплачиваемые пособия являются довольно высокими137.
Весьма характерным для шведской политики социального обеспечения является то, что многие виды помощи выплачиваются вне зависимости от дохода: пособие на рождение ребенка, медицинскую помощь в лечебных учреждениях. В отличие от трудовой пенсии, связанной со стажем и заработной платой, народная пенсия выплачивается каждому, достигшему 65 лет. Этот принцип установлен в Законе о всеобщем страховании и Акте о социальных службах138.

Почти вся медицинская служба находится в руках государства, а помощь в частных зубоврачебных кабинетах частично компенсируется из социальных фондов.
За счет государственного бюджета с начала 1970-х годов строились дошкольные учреждения, дома для престарелых, комплексы для престарелых с медицинским обслуживанием и услугами. Однако если пользование первыми двумя видами социальных учреждений осуществляется за весьма умеренную плату, то для последнего установлены весьма высокие ставки139.
В то же время следует отметить, что в кризисных ситуациях, при приходе к власти буржуазных партий, последние стремились преодолевать негативные явления в экономике частично путем некоторого снижения социальной помощи и заработной платы. Так, за 1980-1982 гг. правительства буржуазных партий внесли в риксдаг пакет экономических и социальных законопроектов, являвшихся по сути социальным демонтажем, так как они предусматривали снижение налогообложения наиболее обеспеченной части населения и сокращение расходов на социальные нужды (медицинскую помощь и пособия по болезни, образование, детские дошкольные учреждения и др.) на 7 млрд. крон140.

Значительную часть из этих законопроектов удалось провести через парламент.
Аналогичную политику в 1980-е годы проводили и буржуазные правительства других Скандинавских стран. Так, в Дании была отменена автоматическая компенсация роста цен путем соответствующего повышения заработной платы, действовавшая в течение 30 с лишним лет, увеличена доля взносов рабочих в фонд социального страхования по безработице (и соответственно снижена доля взносов предпринимателей и государства). Размеры пособия были жестко зафиксированы вне зависимости от повышения цен (с 1982 по 1990 г. оно сократилось в реальном исчислении на 20 %).

Расширена практика досрочной отправки на пенсию.
Естественно, что это привело к потере буржуазными (они предпочитают называть себя несоциалистическими) партиями значительного количества мест в парламентах на последующих выборах. Но и буржуазные партии не рискуют в 1990-е годы резко снижать социальное законодательство за счет налоговых реформ.

Как пишет Б. Панкин, налоговая проблема - как горячая картофелина, которую, чтобы не обжечься, надо беспрерывно перебрасывать из одной руки в другую141. Так, когда в 1991 г. к власти (в результате некоторой потери мандатов СДРПШ) пришел блок буржуазных партий - УКП, НП, ПЦ во главе с лидером Умеренной коалиционной партии К. Бильдом, председатель Партии центра, занявший пост министра по социальным вопросам, заявил: Существенное сокращение налогов приведет к неприемлемому снижению достигнутых стандартов в области здравоохранения и образования, в сфере детских учреждений, помощи старикам и инвалидам.

Сделав тяжелее жизнь пенсионеров, мы вряд ли улучшим условия для развития экономики.
Надо сказать, что, выиграв предварительный марафон у социал-демократов, буржуазные партии с большой осторожностью подходят к некоторым мерам по снижению социальных программ. Так было и в Швеции в 1991-1994 гг., когда К. Бильд, который был сторонником либерализма, решил все-таки, прислушиваясь к голосу других партий блока, не вносить в риксдаг пакет налоговых реформ, связанных со снижением социальных завоеваний народа, хотя в своей избирательной программе он заявлял, что нельзя ничего ждать путного от страны, где в целом налоговое бремя составляет больше половины совокупного национального продукта142.

Парламентская деятельность, принятое Скандинавскими парламентами законодательство немало способствовали, наряду с экономическими успехами, тому, что эти государства стали относить к государствам всеобщего благоденствия, где рынок имеет намного меньшее значение, чем в других государствах. В нем в целом обеспечена занятость населения, сведена к минимуму безработица, высок уровень зарплаты, чему немало способствует самая высокая в мире интенсификация труда, которая компенсируется длительными отпусками, пенсиями, бесплатной медицинской помощью и другими благами.
Как отметил А. Некрасов, один из авторов книги Социальная политика Швеции, сильная социальная политика в интересах всех групп населения проводилась последовательно и настойчиво на всех уровнях действующей власти: центральное правительство, парламент, руководство губерний, местные органы власти. Такая политика в Швеции проводится всеми партиями, социалистами и консерваторами143.
Вхождение Дании и Швеции в Европейский союз потребовало, с одной стороны, определенной корректировки социально-экономической политики, а с другой - достижения договоренности со структурами ЕС о сохранении в его рамках социальных завоеваний указанных стран, которые выше, чем в других странах Евросоюза. Что касается корректировки, социально-экономической политики, то прежде всего следует обратить внимание на законодательство О принудительном сбережении и программе жесткой экономии, которая была принята и в Дании, и в Швеции, и в Норвегии144.
Таким образом, предусмотренные в Скандинавских странах и обеспеченные государством блага дают возможность гражданам этих стран активно участвовать в решении государственных дел. :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: ::



Содержание раздела