d9e5a92d

Избирательное право Скандинавских стран

Избирательное законодательство Скандинавских стран развивалось в острой борьбе радикальных и левых политических сил за его демократизацию. Это привело к постепенному устранению из него антидемократических положений.
Действующие в настоящее время нормы избирательного законодательства, содержащиеся в конституциях и избирательных законах56, закрепляют всеобщее и прямое избирательное право при тайном голосовании. В Конституциях Дании и Швеции введено также равное избирательное право. Некоторые ограничения для пассивного избирательного права имеются в Норвегии. Они связаны с несовместимостью постов.

Таким образом, были ликвидированы существовавшие ранее цензы - имущественные, по признаку пола, оседлости. Возрастной ценз для активного и пассивного избирательного права постепенно снижался и составляет сейчас 18 лет57.
Остановимся на характерных чертах избирательного права, действующих в указанных странах.
а. Всеобщее избирательное право
Лица, достигшие 18 лет, обладают активным и пассивным избирательным правом. В основные избирательные списки, которые составляются избирательными комиссиями в Дании ежегодно в начале февраля, включаются лица, достигшие этого возраста ко времени составления списков. Однако это не устраняет от голосования лиц, которым 18 лет исполняется ко времени выборов, так как на них составляются дополнительные списки. Избирательные списки предоставляются избирателям для ознакомления и могут быть исправлены еще до стадии их утверждения избирательными комиссиями при коммунальных правлениях.

Жалобы на решения этих комиссий могут направляться в правления или суды. Если жалоба лица по поводу невключения его в список удовлетворяется, то оно включается затем в дополнительный список.

Аналогично решается вопрос о порядке составления избирательных списков в Норвегии и Исландии. В Швеции же такие дополнительные списки не создаются. В отношении лиц, достигших 18 лет ко дню выборов, делается отметка о месяце и дне их рождения.

Таким образом, каких-либо ограничений в отношении составления избирательных списков, применяемых в некоторых других странах, в Скандинавии нет. Помимо требования духовной зрелости во всех Скандинавских государствах установлено требование определенной связи с государством для получения активного и пассивного избирательного права при выборах в парламенты. Избирательное право предоставляется гражданам данного государства, постоянно в нем проживающим58. Но при определенных условиях право голоса имеют и лица, которые, будучи гражданами данного государства, ко времени выборов находятся за границей.

В Швеции все граждане, пребывающие ко времени выборов за границей, включаются центральным налоговым управлением в особые списки избирателей по месту их постоянного жительства. Аналогично решается этот вопрос в Дании и Норвегии.
Избирательное законодательство Скандинавских стран устанавливает и специальные гарантии всеобщности выборов. Их можно показать на примере Швеции. Все избиратели не позднее чем за месяц до выборов получают удостоверения на право голосования и также заранее могут получить избирательные бюллетени политических партий со списками кандидатов в депутаты в своих избирательных округах59. По предъявлению удостоверения60 избиратель голосует на избирательном участке, по почте или по доверенности.

Для голосования на избирательном участке с 1976 г. введены определенные усовершенствования. Вместо бюллетеней избиратель получает перфорированные карточки, а взамен избирательных урн используются специальные счетные машины, связанные с компьютером в Центральной избирательной комиссии.
Голосование по почте означает следующее: избиратель в присутствии почтальона и свидетелей дома или на почте помещает свои избирательные бюллетени61 в специальные конверты с приложением удостоверения на право голосования и передает их почтальону. При этом свидетели своими подписями на конвертах подтверждают, что данное лицо проголосовало само.
Третий способ некоторые авторы называют голосованием по доверенности. Однако этот термин следует понимать условно.

На самом деле речь идет о передаче в избирательную комиссию избирательного бюллетеня вместе с удостоверением через одного из родственников с соответствующей надписью на избирательном конверте о том, что избиратель выразил свою волю сам. Таким образом, избирательное право - это непередаваемое право, и голосование по доверенности, о котором говорят некоторые авторы, не допускается. Конституции и законы о выборах устанавливают ограничения, обычные и для других государств: так, не имеют избирательного права лица, находящиеся под опекой.

Однако в избирательные списки включаются не все такие лица, а только страдающие психическими расстройствами или умственно неполноценные.
Конституция Дании гласит: Законом определяется, в какой мере уголовное наказание или материальная поддержка, признаваемая по закону общественным призрением, влекут за собой утрату права голоса. Но такой нормы нет ни в уголовном, ни в избирательном законах62. Тем не менее лицо, находящееся под стражей, своего избирательного права осуществить не может.

Что же касается пассивного избирательного права, то § 30 Конституции Дании его лишаются лица, осужденные за такое действие, которое, согласно общему мнению, делает его недостойным быть членом фолькетинга. Это понятие не раскрывается, но общепризнанно, что не является основанием для лишения избирательного права осуждение за политическое преступление.

Следовательно, речь может идти об общеуголовных преступлениях63.
В Исландии лишаются права голоса лица с запятнанной репутацией (§ 33 Конституции). Поскольку ни Конституция Исландии, ни избирательный закон не раскрывают этого понятия, такая формулировка может создать почву для злоупотреблений.
Избирательное законодательство Норвегии выделяет вопросы о приостановке пользования избирательным правом и о лишении избирательных прав. Приостановка пользования применяется в отношении лиц, подвергающихся преследованию за совершение уголовных деяний.

Лишаются же избирательных прав лица, уже осужденные, виновные в избирательных злоупотреблениях, а также поступившие на службу другого государства без разрешения правительства.
Основанием для лишения пассивного избирательного права в Исландии и Норвегии является также определенное служебное положение. Такая неизбираемость (ineligibility) в Исландии относится только к судьям, а в Норвегии - к довольно значительному кругу лиц: чиновникам министерств, придворным, дипломатическим и консульским представителям.

Подобное ограничение объясняют стремлением обеспечить политическую независимость парламента от правительства.
При этом не избираемость следует отличать от несовместимости постов. В последнем случае лицо может выдвигать свою кандидатуру на выборах, как это имеет место в Норвегии и Швеции, но при назначении его членом правительства не может исполнять свои депутатские полномочия (их осуществляет заместитель депутата от той же партии).

Уход в отставку с министерского поста дает ему возможность вернуться к исполнению своих депутатских полномочий.
б. Равное избирательное право
Это право является важным элементом демократизма выборов. Как известно, для обеспечения равного избирательного права необходимо, чтобы избиратель имел один голос к его удельный вес был равен удельному весу голоса другого избирателя.

Второе условие в странах с пропорциональной избирательной системой (каковыми являются Скандинавские страны) достигается предоставлением избирательным округам такого количества мандатов, которое соответствует численности их избирателей или населения.
Из Скандинавских стран равное избирательное право закреплено только в Дании и Швеции. Согласно § 31 Конституции Дании при территориальном распределении мандатов должны быть учтены численность жителей, избирателей и плотность населения. Аналогичную формулировку содержит § 6 главы 3 Формы правления Швеции.

Однако в реальном воплощении этого принципа в Дании и Швеции имеется существенная разница, поскольку в Швеции мандаты перераспределяются между округами перед каждыми очередными выборами, а в Дании - раз в 10 лет в связи с переписью населения. За такой срок происходит значительное перемещение населения.

Поэтому применительно к Дании можно считать, что принцип равенства выборов соблюдается не в полной мере.
В то же время указанный принцип не получил закрепления ни в Конституциях Норвегии и Исландии, ни в их избирательных законах. Более того, в Конституциях Норвегии и Исландии (соответственно § 58 и 31) четко определено число мандатов, которое предоставляется каждому из избирательных округов. Для устранения диспропорций, возникающих вследствие миграционных процессов, в эти Конституции время от времени вносятся изменения. Но сложный порядок внесения конституционных изменений делает эту процедуру довольно редкой.

Кроме того, они, как правило, не до конца устраняют нарушения принципа равенства. Так, когда в 1959 г. в Конституцию Исландии было внесено изменение, которым увеличивалось число избираемых в альтинг депутатов, оно повлекло одновременное перераспределение депутатских мандатов между округами, в то же время не обеспечив равного избирательного права. Так, столичный округ Рейкьявик из 49 окружных мандатов получил только 12, хотя в нем уже тогда проживало более половины населения страны64.

Таким образом, можно утверждать, что в Норвегии и Исландии равное избирательное право не обеспечено.
Касаясь такого способа распределения мандатов между округами, М. Амеллер признает, что он не позволяет достаточно быстро учитывать передвижение населения, и отсутствие гибкости в этом случае может повлиять на правильность народного представительства65. Но с ним нельзя согласиться в том, что для устранения указанного недостатка в Исландии была выработана система компенсирующих мест - автор имеет в виду уравнивающие мандаты66.

Уравнивающие мандаты введены в Скандинавских странах не для компенсации неравного избирательного права, а для обеспечения пропорциональности между количеством поданных за партии голосов на выборах и количеством полученных ими мандатов в парламенте (о чем говорится далее).


в. Прямое избирательное право
Парламенты Норвегии и Исландии с самого начала формировались путем прямых выборов. До принятия ныне действующих Конституций Дании и Швеции прямые выборы применялись только в отношении нижних палат их парламентов. Верхняя палата шведского риксдага избиралась ландстингами (окружными собраниями) и собраниями уполномоченных городских коммун, приравненных к ландстингам. Верхняя палата датского парламента - ландстинг - согласно Конституции 1915 г. на три четверти выбиралась прямыми выборами, а на четверть - членами прежнего ландстинга.

С ликвидацией двухпалатной системы в этих странах ограничения принципа прямых выборов полностью отменены.
г. Тайное голосование
В Скандинавских странах соблюдается и принцип тайного голосования. Для этого в помещениях для голосования отводятся специальные места.
Таким образом, в целом, кроме ограничения принципа равного избирательного права в Дании, Норвегии и Исландии. в законодательстве Скандинавских стран закреплены и обеспечены демократические принципы избирательного права. Правящие круги этих стран при сложившейся расстановке политических сил имеют возможность обеспечивать свои интересы, не прибегая к существенным ограничениям демократических принципов избирательного права. Однако они добились включения в избирательное законодательство некоторых норм недемократического характера, которые рассматриваются мною при анализе избирательных систем Скандинавских стран. :: :: :: :: :: ::



Содержание раздела