d9e5a92d

Итоги выборов

На состав представительных органов влияет не только характер избирательного права и избирательной системы, но прежде всего экономическое положение страны на том или ином этапе ее развития, особенности социальной структуры общества, расстановка политических сил, способность правящих кругов страны к социальному и политическому маневрированию, национальные традиции, особенности исторического развития и даже международная обстановка91.
Для Скандинавских стран в нынешнем столетии характерны быстрые темпы экономического развития, приведшие к тому, что в настоящее время Дания, Норвегия и Швеция представляют собой высокоразвитые капиталистические страны, которые вышли вперед по объему валового национального продукта на душу населения, уровню жизни населения и ряду других показателей. Этим успехам они немало обязаны специализации их экономики на производстве трудоемкой и наукоемкой высококачественной продукции определенных видов, пользующихся спросом на мировом рынке, более высокому уровню образования и технической подготовки рабочих и фермеров, регулирующей деятельности государства в целях создания конкурентоспособного хозяйства этих стран, значительным инвестициям в научно-исследовательские работы и др.
Быстрое развитие экономики привело к существенным изменениям в социальной структуре общества. В прошлом это быта страны с большим удельным весом мелкобуржуазных слоев населения - крестьянства, городской мелкой буржуазии, самодеятельных рыбаков, ремесленников. Теперь социальная структура стала иной.

Прежде всего резко уменьшилась доля лиц, занятых в сельском и лесном хозяйстве и в рыболовстве. 8 то же время возросла доля лиц, занятых наемным трудом. Правда, этот рост происходит главным образом за счет непроизводственных сфер: торговли, сферы обслуживания, административного аппарата. Доля же промышленных рабочих уменьшается.

Например, в Швеции в непроизводственных сферах занято около половины самодеятельного населения, а в промышленности - только 10-11 %92.
Характерным для изменений в социальной структуре является резкое увеличение доли служащих и инженерно-технических работников. Большую их часть некоторые экономисты и социологи даже относят к рабочему классу93.
Приведенные данные важны для понимания социальной психологии и политических взглядов различных слоев современного общества. Скандинавия является регионом с сильным влиянием мелкобуржуазной идеологии. Первоначально этому способствовал значительный удельный вес мелкой буржуазии.

Но и в современных условиях при происшедших изменениях в социальной структуре общества, резком увеличении численности лиц, работающих по найму, по-прежнему господствующей остается мелкобуржуазная идеология.
Во-первых, это происходит потому, что рост рядов рабочего класса не означает автоматического роста осознания им своих подлинных социальных и политических интересов. Это очень сложный процесс, который протекает неровно и по-разному в различных слоях рабочею класса.

В дискуссии, организованной в конце 60-х годов журналом Проблемы мира и социализма, при анализе современного положения отмечалось отставание уровня сознания масс от объективных потребностей развития, зрелость объективных условий и недостаточная зрелость субъективных94.
Во-вторых, в Скандинавии переход значительной части населения на работу по найму при достаточно высокой экономической конъюнктуре и сравнительно высоком уровне обеспеченности трудящихся не приводил к ухудшению материального положения бывших фермеров, самодеятельных рыбаков, ремесленников и представителей других слоев населения95. Поэтому такой новый социальный слой населения сохраняет доверие к существующему строю, традиционным политическим институтам.
В-третьих, надо учитывать, что для уровня сознания трудящихся важное значение имеет и то, что рост их рядов в значительной степени происходит за счет лиц, занятых в сфере ус-луг. Конечно, увеличение этой сферы - показатель высокой степени индустриализации хозяйства, но оно же говорит о повышении удельного веса населения, которая приспосабливается к интересам тех, кого она обслуживает. Кроме того, в производственном секторе, несмотря на концентрацию капитала, на многих мелких предприятиях и фирмах отношения между рабочими и предпринимателями имеют некоторый семейный характер и, следовательно, менее конфликтны, чем на крупных заводах.

Это также ведет к снижению осознания трудящимися своих интересов, а значит, к соответствующей политической ориентации96.
В-четвертых, в самой среде промышленных рабочих в последнее время происходят качественные изменения, вызванные научно-технической революцией. Она привела к вытеснению части прежнего рабочего класса и замене его работниками с более высоким образовательным и профессиональным уровнем. Среди них немалый процент лиц с инженерным образованием, которые также вносят в рабочую среду свою психологию и идеологию.

В упомянутой выше дискуссии отмечалось усложнение социальной структуры общества, усиление идейного влияния смежных социальных слоев, влившихся в ряды трудящихся.
В-пятых, в связи с возрастанием социальной мобильности часть рабочей молодежи рассчитывает, получив образование, добиться более высокого социального положения, поэтому не так остро ощущает свою принадлежность к какому-то классу и легко подпадает под влияние господствующей идеологии.
А эта идеология пропагандирует идею затухания классовой борьбы, обосновывая теорию социального партнерства, стремится убедить население в том, что можно решать проблемы путем переговоров, компромисса в рамках существующего строя97. Широкое распространение получило представление о Скандинавских государствах как государствах всеобщего благоденствия, чему немало способствовали благоприятная для национального капитала экономическая конъюнктура, позволяющая отчислять часть прибылей в пользу трудящихся, а также высокий уровень интенсификации труда.

В Швеции, например, она выше, чем во всех других странах.
Шведский политолог К. фон Оттер называет одной из основных функций государства благоденствия шведского образца корпоративизацию политической системы, которая позволяет смягчать социальные конфликты, лишать их разрушающего характера, добиваться поддержки существующего порядка всеми социальными слоями общества98.
Однако, отмечая это явление, С. Лидман указывает, что все же не оно определяет в настоящее время политическое развитие. Он обращает внимание на проходящую в последние десятилетия идеологическую поляризацию политических сил, характерную прежде всего для молодежи и оказывающую значительное влияние на популярность политических партий, на результаты выборов.

Поэтому нельзя утверждать, что правые оттеснили левых99.
Сильное влияние социал-реформизма в рабочем движении приводит к тому, что доминирующее положение среди них занимают социал-демократические - реформистские партии. Конечно, одной из причин такого положения были и особенности исторического развития Скандинавских стран.

Но все-таки главное объяснение способности социал-демократии удерживать свое ведущее положение следует искать в современной политической обстановке.
Противоречивость социал-демократических партий проявляется в том, что по социальной природе они являются партиями рабочего класса и вынуждены учитывать его интересы. Но в то же время, будучи реформистскими по своему характеру, они проводят политику социального мира в обществе и объективно их деятельность способствует укреплению капиталистической системы, защите частной собственности. Парламентская и правительственная деятельность социал-демократов направлена на предоставление государству возможностей активно воздействовать на экономическую жизнь в целях приспособления хозяйства к требованиям мирового рынка, смягчения присущих капитализму противоречий.

Как уже отмечалось, по мнению социал-демократов, развитие общества определяет не собственность, а демократическое управление ею, введение планирования, участие рабочих в управлении производством. Один из теоретиков шведской социал-демократии Г. Адлер-Карлссон, введший понятие функциональный социализм, писал, что частная собственность может быть поставлена на службу всему обществу, так как она осуществляет несколько разных функций.

Господство капитала может ограничиваться путем отторжения от него отдельных функций100.
Политическое лавирование, умение использовать тактику уступок и тем самым нейтрализовать отсталые слои населения, проводимая социал-демократическими партиями политика реформ на фоне высокой экономической конъюнктуры, опыт политической работы среди масс привели к поддержке этих партий со стороны довольно значительной части населения. Влиянию социал-демократических партий в Скандинавских странах способствует также их ведущая роль в профсоюзах101.
В силу особенностей исторического развития буржуазные партии Скандинавских стран, и прежде всего правые, не имели такой широкой избирательной поддержки, как социал-демократические, и длительное время мирились с доминирующим положением последних. К тому же буржуазные партии выступали разрозненно, а центристские по многим позициям поддерживали политику социал-демократов102.
В последние годы правые партии заметно активизировались, они стараются ослабить позиции социал-демократов, более склонны к достижению соглашений между собой. Это объясняется рядом факторов. Отметим наиболее существенные из них. Во-первых, если ранее правящие круги вполне устраивали лозунги социал-демократов о социальном мире, скандинавской модели социаяизма, то в настоящее время у них вызывают недовольство некоторые, с их точки зрения далеко идущие, программы социал-демократов.

Особенно напугали шведскую буржуазию предложения СДРПШ о фондах трудящихся, которые она посчитала покушением на частную собственность. Буржуазные партии стали запугивать обывателей тотальным обобществлением, социализацией средств производства (о чем социал-демократы и не помышляли), чрезмерной централизацией власти, якобы ограничивающей демократию и ущемляющей свободу личности103.
Во-вторых, в условиях кризисных явлений в экономике монополисты стремятся переложить бремя трудностей целиком на плечи основной массы населения, что социал-демократические партии делать опасаются во избежание потери популярности среди избирателей,


В-третьих, монополии, видя, что в руках государства накапливаются огромные богатства, стремятся сами неограниченно распределять их в своих интересах, с чем социал-демократы также полностью не могут согласиться, так как вынуждены определенную часть средств, находясь у власти, использовать на социальные программы.
В результате монополистический капитал существенно расширил финансовую помошь правым партиям, но эту пометь оказывают им и средства массовой информации (СМИ). Средства массовой информации, отмечала Стокгольм гиднинген во время дискуссии по конституционным проблемам в 1983 г., становятся все более активными. Они взяли на себя лидерство в проведении избирательных кампаний. Партийные лидеры подвергаются сильному давлению прессы.

Избирательные кампании часто представляют собой недостойную игру с избирателями. Серьезным фактом начиная с середины 60-х годов является давление на избирателей в ходе избирательных кампаний, что нарушает принцип суверенности избирателя в день выборов104.
Так, в ходе избирательной кампании в Швеции в 1985 г. избирателей все время запугивали возможностью вхождения в правительство Левой партии - коммунистов, которая в условиях блокирования буржуазных партий стала единственной опорой СДРПШ. И это было ложью: ЛПК об этом даже не помышляла, помня печальный опыт вхождения в правительство финских коммунистов, приведший к расколу в их рядах.

Во время выборов в 1997 г. средства массовой информации развернули кампанию против Норвежской рабочей партии за ее политику накапливания доходов для будущих поколений. Критика встретила поддержку многих избирателей, что сказалось на результатах выборов в стортинг в том же году.
В Скандинавских странах при возникновении экономических трудностей выборы являются, как правило, протестом против тех партий, которые в это время находятся у власти. Поэтому маятник качается от буржуазных партий к социал-демократическим и обратно, что видно из таблиц итогов выборов, приведенных в приложении 2.
В последнее время буржуазные партии начали активную атаку в СМИ на налоговую политику социал-демократов Дело в том, что для обеспечения широких социальных программ социал-демократические партии Скандинавских стран вносили в парламенты законопроекты, вводящие высокие налоги на большие доходы предприятий и их владельцев. Вообще в этих странах существует высокий уровень налогообложения. Это привело в последнее время к утечке капиталов в те страны, где налогообложение более благоприятное, что не могло не сказаться на экономике Скандинавских стран. Кроме того, буржуазные партии в печати и других средствах массовой информации пропагандируют идею о несправедливости за счет работающих создавать хорошую жизнь для остальных.

Нельзя сказать, что такая политика не нашла поддержки у части избирателей молодого и среднего возраста.
Указанные факторы стали приводить к сменам правительств по итогам выборов. Однако ни одно из них не могло бы удержаться у власти, если бы попыталось отказаться от тех социальных программ, к которым скандинавы привыкли. Поэтому одним из условий присоединения Дании и Швеции к Европейскому Союзу было сохранение достигнутого высокого уровня социальных завоеваний, поскольку в других странах, входящих в этот Союз, он значительно ниже.

И все-таки СМИ не в состоянии полностью повлиять на волю рядовых избирателей.
В 90-х годах поляризация политических сил в обществе происходила из-за отношения к Европейскому Союзу. Так, при проведении в Дании трех референдумов по этому вопросу результаты их вьплядели следующим образом: в 1992 г. большинство избирателей сказали нет Маастрихтским соглашениям. На повторном референдуме 1993 г., проведенном по инициативе правительства (в соответствии с § 20 Конституции), избиратели согласились с вхождением Дании в Евросоюз с учетом четырех поправок: нет единой валюте, нет совместной обороне, нет единому гражданству, нет политическому сотрудничеству на многосторонней основе
В 1998 г. референдум по вопросу об Амстердамском соглашении показал негативное отношение к нему большинства датчан. Датскому премьер-министру удалось добиться включения в соглашение оговорки о содействии занятости, о защите окружающей среды, социальных благ, существующих в стране. А 12 датчан даже подали в суд иск на премьер-министра П. Расмуссона (СДПД). В иске они утверждали, что углубление интеграции противоречит основному закону страны.

Многие датчане выступают против ограничения суверенитета своего государства путем передачи части законодательных прав Европейскому парламенту. Все это не могло не сказаться на результатах выборов 1998 г., поскольку датчане очень политизированный народ Правые партии (КНП, Партия прогресса), которые наиболее активно выступали за углубление интеграции, потерпели сильное поражение (они потеряли соответственно 11 и 7 мест в фолькетинге).
По сравнению со многими другими странами в Скандинавских странах мнение избирателей учитывается в значительно большей степени. Так, в Норвегии, хотя Конституция не предусматривает обязательность референдумов и они носят консультативный характер, правящие круги страны учитывают их результаты в своей деятельности.

Поэтому, когда два референдума по вопросу о вхождении сначала в Общий рынок, а затем в Европейский Союз дали отрицательный результат, правительство прислушалось к голосу избирателей, отказавшись от плана интеграции в европейскую систему экономического и политического сотрудничества Открытие в Норвегии богатейших нефтяных залежей и их эксплуатация делают страну более независимой и в политическом отношении, что в значительной степени и дало такие результаты референдумов.
Однако при анализе итогов выборов было бы неверно ограничиваться только указанными выше факторами, несмотря на то что они играют главную роль Большое значение имеет и сам характер избирательной системы и избирательного права. Так, в Швеции определенному росту доли получаемых буржуазными партиями мандатов в риксдаге способствовала модернизация избирательной системы, проведенная в ходе конституционной реформы в 1969 г. и усилившая пропорциональность между количеством поданных голосов избирателей и количеством полученных партиями мандатов В 1968 г. СДРПШ имела в нижней палате риксдага 56 % мест, в результате же выборов 1970 г. она получила лишь 47 % мест, хотя каких-либо сдвигов в расстановке политических сил за этот период не произошло. В то же время Партии центра удалось увеличить свою долю с 17 до 20 %.
Поняв, что в ходе реформы избирательной системы усилились позиции буржуазных партий, СДРПШ организовала в 1983 г. дискуссию в печати о необходимости внесения изменений в эту систему в следующем направлении:
а) уменьшение количества мест, предоставляемых избирательным округам путем увеличения количества округов или уменьшения количества мест в парламенте;
б) уменьшение количества уравнивающих мандатов, чтобы снизить пропорциональность избирательной системы;
в) учет западногерманского опыта комбинации мажоритарной и пропорциональной избирательных систем;
г) снижение порога (барьера) проходимости с 4 % до 3 %, чтобы допустить в риксдаг небольшие по численности партии;
д) увеличение срока полномочий риксдага с 3 до 4 лет, удлинение периодичности выборов;
е) увеличение числа мандатов самой крупной партии (имеется в виду СДРПШ) путем предоставления ей премии на выборах в виде дополнительного числа мандатов;
ж) предоставление избирательного права по выборам в риксдаг гражданам других северных стран, проживающих в Швеции, что должно было бы увеличить количество голосов избирателей, поданных за СДРПШ, поскольку голосовали бы прежде всего иммигранты-рабочие.
Указанные предложения по реформе избирательной системы в Швеции мотивировались необходимостью создания устойчивого правительства, опирающегося на поддержку парламентского большинства (читай: социал-демократического правительства).
Как отметил лидер Умеренной коалиционной партии К. Бильд, возглавлявший в то время коалиционное буржуазное правительство, жажда сильного правительства является следствием парламентской нестабильности, характерной со времени выборов 1970 г. Предлагаемая альтернатива в газете Стокгольме тиднинген могла бы легче привести к правительству большинства, но на основе несправедливости, которую эта же газета критиковала, когда во время подготовки новой Конституции вносилось предложение о введении мажоритарной избирательной системы британского типа. Но, - писал он далее, - такое невозможно и недопустимо шведским парламентаризмом, установленным с 1970 г. Политики не должны уходить от решения народа, на выборах, они должны, кроме того, приспосабливать свой образ действий к требованиям избирателей105.
Вполне естественно, что буржуазные партии в риксдаге воспротивились такой реформе избирательной системы, которая была бы им невыгодна, В результате из внесенных предложений в Форму правления и Акт о риксдаге было учтено только одно изменение - полномочия риксдага были увеличены с 3 до 4 лет.
На результаты выборов влияют и другие факторы, определяемые избирательным механизмом. В печати Дании отмечалось, что имеется значительное расхождение между влиянием левых социалистов в профсоюзах и общественном движении и результатами выборов.

Часть из них голосуют за СДПД вследствие синдрома потерянного голоса. В то же время в Швеции наблюдается иная картина. Часть избирателей социал-демократической направленности голосуют за Левую партию (бывшую ЛПК), полагая, что если она не преодолеет 4-процентный барьер и не получит мандатов в риксдаге, то СДРПШ не сможет сформировать правительство, так как не будет опираться на поддержку Левой партии.

Блоковая многопартийность не дает СДРПШ возможности, начиная с середины 70-х годов, рассчитывать на поддержку центристов, и ее опорой стана лишь Левая партия. Такое голосование социал-демократы называют полезным106.
При анализе результатов выборов учету подлежит, как нам представляется, также и то, что в реальной действительности происходящие в обществе социально-политические процессы отражаются на выборах весьма неадекватно. Избирательный механизм нельзя смешивать с законами общественного развития.

Он действует по собственным правилам и сам влияет на политическую систему общества, прежде всего на политические партии, участвующие в выборах, фаворизируя двухпартийность или многопартийность. Так, действующая в Швеции с 1970 г. избирательная система привела к блоковой многопартийности вследствие примерного равновесия политических сил в обществе. По этому вопросу С. Хадениус пишет: Самое главное отличие от прежней ситуации состояло в том, что теперь каждые выборы превращались в борьбу за правительственную власть, Раньше связь была не настолько явной, так как Первая палата риксдага избиралась ступенчато, и поэтому победа на выборах не имела такого незамедлительного эффекта107.

В целом, подытоживая сказанное, можно сделать вывод о том, что парламентское правление в Скандинавских странах более или менее адекватно отражает волю избирателей и позволяет оказывать решающее влияние на управление государством социал-демократическим партиям.
Однако если познакомиться с социальным составом скандинавских парламентов, то картина выглядит по-иному. Подавляющее число депутатов - это экономисты, юристы, чиновники центрального аппарата и местных органов самоуправления, преподаватели, представители промышленного и финансового капитала, а также профессиональные парламентарии, оторванные от своей социальной среды108. :: :: :: :: :: :: :: :: :: ::



Содержание раздела